Природные условия и жизнь человека. Главный источник потребительских благ

Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни населения, особенности его труда, отдыха и быта, здоровье людей и возможности их адаптации к новым, непривычным условиям.

Суммарная оценка природных условий определяется уровнем их комфортности для человека. Для его измерения используется до 30 параметров (продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и пр.).

По уровню комфортности выделяются:

экстремальные территории (полярные регионы, высокогорные
районы высоких широт и т.п.);

дискомфортные территории - районы с суровыми естественными
условиями, малопригодные для жизни неадаптированного населения;
подразделяются на холодные гумидные (арктические пустыни, тундра), аридные
территории (пустыни и полупустыни), а также на горные районы;

гиперкомфортные территории - районы с ограниченно
благоприятными природными условиями для переселенческого населения,
подразделяются на бореальные (леса умеренного пояса) и семиаридные (степи
умеренного пояса);

прекомфортные территории - районы с незначительными
отклонениями от естественного оптимума для формирования постоянного
населения;

комфортные территории - районы с практически идеальными
условиями внешней среды для жизнедеятельности населения, характерны для
южной части умеренного пояса, в России представлены незначительными по
площади ареалами.

Наибольшая часть нашей страны - самой холодной в мире (среднегодовая температура территории России в целом ниже -5 градусов Цельсия) - относится к экстремальным и дискомфортным территориям. Однако основная доля населения проживает в регионах с прекомфортными и комфортными условиями. В их пределах - в Центральной России, на Северном Кавказе, в Среднем Поволжье - расположены 25 субъектов РФ, большинство крупнейших городских агломераций.


Понятие "природные условия" уже само по себе предполагает тот или иной вид хозяйственной деятельности. Именно природные условия зачастую предопределяют хозяйственное многообразие человеческой деятельности, отраслевую специализацию отдельных регионов, темпы экономического и социального развития. Существенно при этом, что влияние природных условии на народное хозяйство неоднозначно и во многом зависит от уровня развития и экономического положения страны или региона.

Первостепенное значение природные условия имеют для тех отраслей народного хозяйства, которые функционируют под открытым небом. Прежде всего это сельское, лесное и водное хозяйство. Их специализация и эффективность развития непосредственно связаны с плодородием почв, климатом, водным режимом территории. Под их влиянием находится также транспорт и многие другие отрасли и



сферы хозяйства.

Известно, например, что при организации добычи полезных ископаемых учитываются не только их запасы и качественные характеристики, но и условия их залегания, которые прямо влияют на способ, масштабы и себестоимость добычи. В практике горной промышленности нередко бывает так, что наиболее экономичными становятся не самые богатые, а относительно бедные, но расположенные в более благоприятных природных условиях месторождения.

В огромной зависимости от природных условий находятся практически все виды строительства. Его себестоимость предопределяется такими параметрами местности как прочность и обводненность грунтов, степень сейсмичности, заболоченность территории, наличие вечной мерзлоты, гористость рельефа и т.д. Создание однотипного функционального объекта в северных и северо-восточных районах России может быть на порядок дороже, чем на юге Европейской территории страны.

Естественные параметры территории оказывают существенное влияние и на организацию городского коммунального хозяйства. Так, стоимость отопления, водоснабжения, канализации, освещения жилищ, как и их строительства, также значительно различаются в зависимости от климата и инженерно-геологических условий. В северных районах России отопительный сезон длится до 10 месяцев в году в сравнении с 4-5 месяцами на юге страны. Соответственно возрастают и затраты.

На севере и в других регионах с экстремальными природными условиями возникает потребность в создании специальных технических средств, адаптированных к этим условиям, например, с повышенным запасом прочности. В северном варианте - это способность выдерживать низкие температуры, в южном -высокие, а для регионов с мусонным климатом - способность нормально работать в особо влажных условиях. Для России, большая часть территории расположена именно в таких - экстремальных природных условиях - это особенно существенно.



Особого внимания заслуживает вопрос о природных условий для сельского хозяйства, где они играли и играют определяющую роль. Специализация и эффективность аграрного сектора экономики, особенно для России, напрямую связаны с естественным плодородием почв, климатом, водным режимом территории.

Способы выращивания различных культур и разведения сельскохозяйственных животных зависят от агроклиматических условий - ресурсов Ъшмата применительно к интересам (запросам) сельского хозяйства. Влияние климатических условий на сельскохозяйственное производство можно выразить количественно через агроклиматические показатели. Сельскохозяйственная оценка климата основана на сопоставлении агроклиматических условий территории с


требованиями различных в экологическом отношении культурных растений к их факторам жизни.

Очевидно, что агроклиматические условия имеют существенные отличия от места к месту. Понимание закономерностей агроклиматической дифференциации необходимо не только для управления аграрным сектором народного хозяйства, но и для целей политико-экономического анализа. Подсчитано, например, что агроклиматический потенциал США приблизительно в 2,5 раза выше, чем в России. Из этого естественнонаучного факта следует, что при равных затратах результативность сельского хозяйства США всегда будет выше как минимум на эту же величину, чем в нашей стране.

При оценке агроклиматических условий, как, впрочем и для ряду других практических целей, пользуются данными о зональных различиях территории страны. На территории России наблюдается смена природных зон с севера на юг: арктических пустынь, тундр, лесотундры, лесов (с подразделением на подзоны тайги и смешанных и широколиственных лесов), лесостепей, степей, полупустынь и субтропиков.

Мультимедийный урок

Составила и провела:

Посохова Т.М

учитель географии МБОУ «Троицкая СОШ»

Аннотация к уроку

Изучение физической географии завершает раздел «Человек и природа». Один из последних уроков этого раздела «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», подводит итоги работы в 8классе по формированию ключевых компетенций по географии через использование интерактивных технологий, в том числе информационных и телекоммуникативных.

Урок по названной теме систематизирует, обобщает знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны.

Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного урока.

Школьники приходят к выводу, что географические знания играют огромную роль в решении различных проблем народного хозяйства, увидят место человека в природе. Возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно- технического прогресса.

И самое главное школьники должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу. Разумно использовать ее богатства, уметь сохранить свою жизнь при неблагоприятных явлениях.

Урок географии в 8 классе.

Тема урока: Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и

здоровье человека..

Цели и задачи урока:

1.Формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействии человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей их здоровье и занятия.

2.Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных факторов с условиями и образом жизни населения, научить учащихся давать оценку неблагоприятных и комфортных условиях жизни.

3.Разработать правила поведения при неблагоприятных и стихийных явлениях природы и меры защиты природы от неблагоприятного антропогенного воздействия.

4. Познакомить с объектами природного и культурного наследия в России. 5.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.

6. Выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию.

Учебно-наглядный комплекс:

Урок проходит в компьютерном классе , используется мультимедийный проектор.

Интерактивные карты: физическая, климатическая, экологическая

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийный ресурсов и ресурсов Интернет

Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник «География России. Природа» 8 класс.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные

ресурсы, благоприятные условия, экстремальные

Условия проживания, медицинская география,

рекреационная география, мурмончане, якуты, горцы,

таежники стихийные бедствия, объекты всемирного

природного и культурного наследия России.

Географические объекты : Кольский полуостров. Мурманск, Якутия, Сочи,

Республика Коми, Камчатка, Кавказ, Краснодар

Обязательные для усвоения на уроке знания и умения:

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека;

Экстремальные условия;

Причины стихийный природных явлений и меры личной безопасности;

Влияние деятельности человека на природные комплексы;

Мероприятия по охране отдельных объектов природы (Объекты Всемирного природного наследия Росси)


Справочно-информационный материал.

(на рабочем столе у каждого ученика)

Название

Местоположение

Особенности

Астраханская дельта

Дельта р.Волга

Заповедник с уникальной флорой и фауной

Ладожское оз.

Уникальная природа. Монастырь 14 в.

Северо – Запад России

Морено – холмистый ландшафт, оз. Селигер, исток Волги

Излучина р.Волги

Рассеченные оврагами горы. Своеобразная природа

Марциальные воды

Первый курорт России, основанный в 1719 году

Валдайская возвышенность

Озеро с уникальным ландшафтом

Девственные леса Коми

Республика Коми

Нетронутые леса

Уникальные природные объекты Русской равнины.

Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя. Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.

ВАРИАНТ 1.

    Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Ход урока.

1.Организационный момент. Постановки цели и задачи урока.

Презентация «Человек и природы» - слайд 1

2.Работа с терминами

Презентация «Человек и природы» - слайд 2. (на экране)

(обучаемые работают со справочником электронного учебника « География России» Образовательная коллекция 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова.

3. Исследовательская работа . КАК ЧЕЛОВЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТ С ПРИРОДОЙ.

Индивидуальная рабочая папка учащихся на рабочем столе – Презентация № 1 «Взаимодействие человека и природы»

(Работа в парах.) Задания:

1пара.-Изучить материалы и установить: как человек взаимодействует с литосферой;

2-я - какие стихийные явления происходят в литосфере и меры защиты жизни и здоровья при стихийных явлениях;

3-я- влияние климата на жизнь и деятельность человека;

4-я-взаимодействие - вода и человек;

5-я- стихийные явления, связанные с водой;

6-я пара- изучить мероприятия по охране органического мира и предложить свои

Координационный совет: готовить вопросы парам и выступает с опережающим заданием «Как люди охраняют природу.»Памятники природы России

Работа с информационно- справочным материалом.

Презентация №2

Физкультминутка (отдых для глаз)

3.Коллективная работа . Продолжить презентацию… Природные и антропогенные ландшафты» Презентация №3

Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто из0меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных, непредсказуемых результатов. Приведите свои примеры ….

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Физкультминутка (подвижная)

    Новая тема

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.

Групповая работа.

Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте. сегодня рассмотрим это влияние

1 группа – мурмончане работа с презентацией № 4.

2..группа – якуты работа с презентацией №5

3.группа – горцы работа с презентацией №6

4 группа – краснодарцы работа с презентацией № 7

5.группа - жители тундры работа с презентацией №8

6.группа- жители Валдая работа на сайте http :// www . li 4 ki . ru

Описать условия жизни, образ жизни:

Основное занятие населения;

Дополнительные занятия населения;

Природные условия, в которых живут народы;

Из чего изготовляют одежду

Объяснить причины такого образа жизни.

Представитель каждой группы делает сообщение, демонстрируя презентацию.

Выводы:

Человек приспосабливается к условиям жизни. Но в условиях Севера, где живет 10 млн. человек (из 12,5 млн. человек мировых северян) людям приходится тратить много сил на преодоление трудностей. На Севере необходимо больше топлива, больше топлива, больше расход стройматериалов (более толстые стены домов), нужны более теплая дорогая одежда, более теплая, дорогая одежда, более калорийная пища .

- Почему люди живут в трудных природных условиях Севера?

Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива. Более дорогой уголь и другие ресурсы?

- Природные условия влияют на здоровье. Найдите в тексте учебника, чем занимается медицинская география?

4. Работа с географическими объектами. Нанести на к/к России; слайд №2 презентация «Человек и природы»

5 . Рефлексия

6.Домашнее задание: инд. задания: подготовить сообщения (можно презентации)- о наводнениях, землетрясениях, ураганах;

О мерах защиты от стихийных явлениях

Мероприятиях по охране природы

Памятники Всемирного природного наследия России

Использованная литература:

1.География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

2.Географияч России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003

3.География России. 8-9 кл.: Метод.пособие. Баринова И.И. Ром В.Я – М.: Дрофа, 1997.

4.География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. Элькин Г.Н.- СПб.: «Паритет», 2005

5.География России.Природа. 8 класс: Метод. Пособие. Элькин Г.Н - СПб.: «Паритет», 2003

6.Уроки географии с использованием инфыормационных технологий. 6-9 классы. Меодическое пособие. Кугут И.А., Елисеева Л.И и др.-М.: Глобус, 2008

7.Ресурсы Интернет.

Многообразие факторов и их классификация

К факторам, влияющим на здоровье человека и обусловливающим его образ жизни, а также качество жизни, относятся:

  • биологические (такие как наследственные признаки, в том числе тип высшей нервной деятельности, особенности морфологии, сложения, темперамент и т. п.);
  • природные (сюда относят климат, ландшафт, флору, фауну, стихийные природные явления – лавины, смерчи, засухи, наводнения, цунами, торнадо), качество окружающей среды;
  • социально-экономические;
  • состояние здравоохранения.

Так, например, состояние окружающей среды влияет на здоровье на 15-20% – в той же пропорциональности, как и генетические факторы.

Замечание 1

В целом факторы окружающей среды подразделяются на природные и антропонозные, то есть создаваемые людьми в местах постоянного проживания. Они могут иметь либо небольшой по интенсивности и постоянный, либо кратковременный, но мощный характер.

Условия существования, влияющие на организм

Список природных условий , влияющих на здоровье человека, достаточно велик. Это и характеристика атмосферы , ландшафта местности и характера пейзажа, где проживает человек, водной среды, его окружающей, флоры и фауны биосистемы. Доказанными считаются такие влияния как заметные колебания атмосферного давления (особенно для метеозависимых людей), энергетические воздействия (в том числе физических полей, ритма природных явлений) и некоторые другие.

Пример 1

Первым в $XX$ веке обратил внимание на энергетические явления, которые связаны с Солнцем, советский ученый Александр Леонидович Чижевский, открывший закономерности влияния солнечной активности на распространенность многих заболеваний. Позже было доказано и влияние фаз Луны (биоритмов) на самочувствие человека, на некоторые его состояния и медицинские показатели.

Среди основных физических факторов, влияющих на здоровье, – температура, влажность воздуха, вибрация, радиация, электромагнитные и звуковые колебания.

Немалая доля приходится и на радиационный фон. Если он превышен (вспомним аварию на Чернобыльской АЭС), серьезные проблемы со здоровьем, заключающиеся в ухудшении функций организма и склонности к частым болезням, гарантированы.

На здоровье человека влияет ряд химических факторов, проникающих в организм с вдыхаемым воздухом, через кожу, с пищей, водой. К их числу относятся негативно влияющие на здоровье табачный дым, выхлопные газы, дым от горящих свалок и от сжигаемых листьев (вредная практика сжигания опавшей листвы получила широкое распространение).

Состояние окружающей среды

Первые попытки вмешательства в природу начались с появлением на Земле человека. В дальнейшем преобразование природы «под себя» приняло активные формы, к настоящему времени приобретя глобальный характер. И в наши дни всего треть площади суши нашей планеты не несет на себе зримых следов деятельности человека. В различных регионах этот показатель сильно различается, например, в нашей стране к таким территориям относится 33,6% площади, в Северной Америке - 37,5%, в Африке - 27,5%, а в Европе - не более 2,8%. Из множества лесных массивов, которые обеспечивали атмосферу Земли кислородом, только леса Сибири и Амазонии способны к продолжению этой функции.

Замечание 2

Увеличение выбросов от различных технологических процессов привело к накапливанию в составе атмосферного воздуха до 350 разных канцерогенов, среди которых примерно каждый шестой обладает особенно сильными патогенными свойствами.

К территориям, неблагоприятно воздействующим на здоровье людей, относятся в частности: арктические и субарктические ландшафты, континентальные аридные и субаридные ландшафты, тропические и субтропические ландшафты.

На территории с благоприятными условиями для существования людей приходится в России лишь 1/3 ее площади. Хотя человек не способен полностью освободиться от негативного влияния природной среды, но он в некоторой степени адаптируется, приспосабливается к ее условиям.

– это весь материальный мир Вселенной, органический и неорганический. Но в быту чаще употребляется другое определение, в котором под природой подразумевают естественную среду обитания, т.е. все, что было создано без человеческого вмешательства. За все время своего существования люди часто становились виновниками изменений окружающей среды. Но роль природы в жизни людей тоже колоссальна, и ее нельзя недооценивать.

Среда обитания

Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, вода с растворенными в ней солями, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов «конструктора», и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, особенно актуально.

Главный источник потребительских благ

Предметы роскоши созданы людьми, а вот первоочередные потребности мы удовлетворяем за счет природы. Именно окружающий мир дает нам все необходимое для существования: воздух, пищу, защиту, ресурсы. Естественные ресурсы вовлечены во многие сферы: строительство, сельское хозяйство, пищевую промышленность.

Мы уже давно не живем в пещерах, а предпочитаем благоустроенные дома. Прежде чем съесть то, что растет на земле, мы это обрабатываем и готовим. Мы не накрываемся шкурами животных, а шьем одежду из тканей, полученных путем переработки природных материалов. Несомненно, многое из того, что дает планета, человек трансформирует и улучшает для комфортной жизни. Несмотря на всю мощь, человечество не сможет развиваться вне природы и без базы, которую она нам предоставляет. Даже в космосе, за пределами Земли, людям приходится использовать переработанные природные блага.

– это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении.

Зависимость человека от природных условий

Долгие годы под влиянием климата, рельефа, ресурсов формировались обычаи, особенности деятельности, эстетические взгляды и характер населения той или иной страны. Можно смело заявить, что роль природы лежит в основе многих общественных процессов. Даже внешность человека зависит от региона, из которого произошли его предки.

От погодных условий зависит здоровье многих людей. Самочувствие и эмоциональное состояние может меняться в зависимости от фаз луны, активности солнца, магнитных бурь и других явлений. Уровень загрязнения воздуха, его влажность, температура, концентрация кислорода – все это также может оказывать влияние на самочувствие человека. Например, городские жители после отдыха у реки отмечают улучшение физического и психологического состояния.

Города миллионники, современные автомобили, новейшие технологии – глядя на все это, кажется, что человек научился успешно существовать вне природы. На самом же деле человечество по-прежнему зависит от условий, которые не в силах изменить. Например, от количества и состояния природных ресурсов на территории государства зависит его экономика. Погодные условия определяют особенность построек населенного пункта и условия жизни. Такое разнообразие национальных кухонь возникло в результате климатических особенностей регионов, а также растительного и животного мира.

Эстетическое и научное значение

Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс.

Нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни. Мы созерцаем, любуемся, наслаждаемся. Это источник вдохновения писателей, художников и музыкантов. Это то, что деятели искусства воспевали и будут воспевать в своих творениях. Многие уверены, что красота и гармония природы даже оказывает исцеляющее воздействие на организм. Хотя духовная составляющая не является первой необходимостью для жизни населения, в жизни социума она играет важнейшую роль.