Рассказ на тему описание внешности человека. Сочинение на тему: Описание внешности человека по личным наблюдениям

Сочинение на тему: Описание внешности человека по личным наблюдениям


Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Никакая внешняя прелесть

Не может быть полной, если она

Не оживлена внутренней красотой.

Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…

Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.

Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.

Вспомните:

Что такое литературный портрет?

Для кого он вводится в художественное произведение?

(1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры

Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)

III. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. слово учителя

Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:

Что сразу бросается в глаза?

1) «Правду молвит, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…»

(Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой

Царевне и о семи богатырях»)

2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)

3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)

4) «месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза - ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

2. слово учителя

Описание внешности - один из самых трудных видов описания.

Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.

1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко

Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе

К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На

Шедших просим сообщить…

Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.

Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?

2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум

Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье

В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски

Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые

Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё

Есть кошка мурка.

Главный недостаток второго текста - непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.

3. работа над составлением плана

1) Основная мысль описания (замысел).

2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).

3) яркие, незабываемые портретные детали.

4) языковые средства, использованные для описания.

План поможет и в работе со специальными карточками, подготов

Ленными к этому уроку. (На карточках - красочные фотографии и ин

Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)

4. работа с ситуативным материалом

А) лена - гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только

Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?

Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду

Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?

Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!

Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.

Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…

Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.

Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.

Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?

Б) Следующий вид работы - описание соседа по парте с использова

Нием составленной заранее портретной лексики.

5. составление и разыгрывание диалогов

Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.

Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.

Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.

(Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли - всё покажет».)

6. слово учителя

Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. мы до сих пор замираем перед картиной леонардо да Винчи «Джоконда».

Улыбка ДЖОКОНДЫ

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками -

И улыбается опять.

Из лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло всё,

Всё притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У моны лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её венце

Измученного леонардо

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Интересуется земля.

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стёкол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурёх.

Смеётся флейта,

Плачет скрипка -

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,
Чего ещё не знаем мы.

(М. Лисянский)

Посмотрите на картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Это

Одно из ранних произведений художника.

…Холмистая местность, вдалеке несётся лошадь, гуляет женщина с детьми. Здесь же стоянка бродячих акробатов. Тоненькая девочка-гимнастка легко балансирует на шаре, рядом - её партнёр и тренер - широкоплечий атлет. Сила и грация… Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества.

(можно предложить дифференцированные задания:

А) описание внешности девочки;

Б) описание фигуры мужчины;

В) подобрать синонимы к словам хрупкая, сильный;

Г) подобрать антонимы к словам изящный, мощный, массивный, нежный)

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Нет, не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества.

…что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий)

Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,- гласит народная мудрость.

Послушайте песни анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами…

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».


Поделиться в социальных сетях!

Изучение английского начинается со знакомства с основами грамматики и основной лексикой. Если с закреплением грамматики все понятно (выполняются различные упражнения), то как закрепляется лексика? Очень просто. Учитель и ученик общаются на различные темы, устраивают диалоги по различным постановочным ситуациям. Одна из тем, которая затрагивается в самом начале обучения английскому языку - портрет - описание внешности человека. Что это такое? Это довольно непростое задание, целью которого выступает детальное описание внешности. Необходимо не просто сказать, привлекателен человек или нет, приятная личность или нет, а детально описать его внешние черты и выдающиеся черты характера. Кроме того, чтобы составить такой устный портрет, необходим достаточно большой словарный запас. В этой статье будут приведены примеры описания внешности человека на английском с переводом. Итак, начнем изучение.

Для чего нужно знать правила описания внешности человека

Во-первых, при изучении этой темы ученики знакомятся с названиями частей тела, что, несомненно, может пригодиться в будущем, особенно, когда придет время обсуждения тем, связанных с заболеваниями и визитами к врачу. А, может, придется не только обсуждать эти темы, но и оказаться в такой ситуации, кто знает?

Но для чего знать все другие особенности художественного описания внешности человека? Ну, хотя бы для того, чтобы использовать эти знания на экзаменах. Ведь это классическая тема, которая встречается в экзаменационных заданиях достаточно часто. И экзаменаторы оценят, если это описание будет интересным, ведь они из года в год слышат однотипные рассказы. Итак, для начала составим план описания внешности человека.

Для чего нужен план

Для чего вообще нужно составлять план?

Когда тема языке будет уже хорошо усвоена, план больше, возможно, будет и не нужен. Но на первых этапах он будет крайне полезен. Во-первых, он поможет создать определенную систему, чтобы потом, при просьбе описать человека, не приходилось теряться: «А с чего мне начать?». Во-вторых, план будет некой основой, на которой потом будет располагаться тематическая лексика, которую можно будет менять для разнообразия. Хорошо усвоив план рассказа, ученики потом легче ориентируются в описании. У них появляется некая структура, которую потом легко соблюдать, составляя текст.

Возможный вариант плана

Стоит отметить, что этот план составлен только для примера. Для того чтобы тема была хорошо усвоена, очень полезно составлять свой собственный план, который будет детально проработан. Так его будет намного легче запомнить. Можно составлять описание человека по внешности и характеру. В этом случае оно будет более разнообразным и интересным.

  1. Можно сказать несколько слов о человеке, которого нужно описать (пол, возраст, род занятий и т.д.)
  2. Далее следует детальное описание телосложения и фигуры. Если человек увлекается спортом, это так же можно упомянуть.
  3. Также можно упомянуть цвет и состояние кожи.
  4. Далее следует более детальное описание: лицо, волосы, цвет глаз, шрамы и т.д.
  5. Под конец можно сказать об одежде и любимом стиле
  6. Описание характера и индивидуальных черт

А теперь, следуя этому плану, попробуем составить словесное описание внешности человека.

Пункт первый

Самое главное, что нужно помнить, создавая описание - не обязательно ориентироваться на реального человека. Есть полная свобода фантазии. Полезно составлять разнообразные образы. Поэтому можно смело придумывать. Попробуем составить описание внешности русского человека.

Ira is my neighbour. She is 20 years old and she is a student.

Ира моя соседка. Ей двадцать лет и она студентка.

По желанию, конечно, этот пункт можно расширить, указав фамилию человека, или сказав, где именно он/она учится. Но в примере остановимся на этом.

Пункт второй

Описывая телосложение, здорово будет упомянуть какие-либо спортивные увлечения, т.к. они часто влияют на особенности физической формы.

Ira is really slight and she bears herself well. Her arms are a little bit lanky. She is of average height. Ira is keen on ballet that’s why she is really lithe.

Ира очень изящная и у нее хорошая осанка. Ее руки немного худощавые. Роста она среднего. Ира увлекается балетом, поэтому она очень гибкая.

Какие слова можно еще использовать? Про рост можно сказать tall (высокий) и short (маленький). О ногах можно сказать, что они long (длинные), beautiful (красивые), strong (сильные), muscled (мускулистые) и т.д. Ладони/руки могут быть delicate (нежные), clumsy (неуклюжие) и т.д.

В этом пункте можно даже сказать об особенностях походки. У кого-то она, может, летящая, а кто-то прихрамывает на одну ногу.

Для описания походки можно использовать следующие слова: awkward (неуклюжая), firm (твердая, уверенная), quick (быстрая, энергичная), slow (медленная), walk with a drag (волочить ногу при ходьбе) и т.д.

Пункт третий

При желании можно упомянуть цвет и состояние кожи. Это может указывать на национальность или на то, какой образ жизни ведет человек. Например, можно сказать, что кто-то очень часто бывает на пляже, поэтому у него загорелая кожа.

Или, наоборот, кто-то много времени проводит в помещении, поэтому у него очень светлая кожа.

Her skin is glowing and fair.

Ее кожа сияющая и светлая.

Также при описании кожи можно использовать следующие слова: olive (оливкового цвета), pale (бледная), rosy (розовая), tanned (загорелая) и т.д. Лучше всего будет для начала выучить около 6 прилагательных, с помощью которых можно описать состояние кожи. Со временем словарный запас можно пополнять.

Пункт четвертый

Детальное описание может быть достаточно объемным. Здесь можно сказать о чем угодно. И о форме лица, и о цвете глаз, и о форме ушей/носа/подбородка - вставьте нужное. Можно сказать о сияющей улыбке, о морщинках в уголках глаз, а шраме на руке от падения с велосипеда. В общем, детальное описание внешности человека не просто так назвали детальным. Говорить можно о чем угодно. По сути, это портрет-описание внешности человека.

Оно позволяет более наглядно, максимально подробно представить образ.

She has got oval face shape. Her eyes are big and glasz. Ira has got well-marked eyebrows and long eyelashes. Her chin is pointed. Ira has got rosy cheeks with dimples. Also she has got full lips. And she’s got abundant hair.

У нее овальная форма лица. Ее глаза большие и разноцветные. У Иры выразительные брови и длинные ресницы. Подбородок у нее заостренный. Щеки у Иры розовые (румяные) и с ямочками. Также у нее полные губы. Волосы густые.

Безусловно, это самый простой пример. Предложения можно делать более распространенными и внести в них больше деталей. Сказать, например, о родинках или веснушках, об украшениях и т.д.

Какие слова еще можно использовать? Можно описать лоб. Он может быть high (высоким), low (низким), furrowed (изрытый морщинами, изборожденный морщинами), wide (широкий), small (маленький) и т.д.

Конечно, не стоит забывать о мелочах. Можно сказать о crow"s feet (так называемые "гусиные лапки", мелкие морщинки), scar (шрам), mole/with a mole (родинка или с родинкой), dimple/with a dimple in the chin (ямочки/с ямочкой на подбородке) и т.д. С такими мелочами описание будет выглядеть более живым и реалистичным.

Пункт пятый

Описание внешности человека на английском языке также должно включать в себя особенности внешнего образа и одежды, поскольку все мы одеваемся по-разному и предпочитаем разные стили в одежде.

She wears dress shirts, pipestem trousers and jackets.

Она носит рубашки классического кроя, брюки-дудочки и жакеты.

Можно также упомянуть стиль одежды и самые любимые образы. Даже о джинсах говорят абсолютно по-разному. Например, можно сказать, что кто-то носит rinser jeans (темные джинсы) или stright/regular fit (прямые, классические джинсы) и т.д.

Пункт шестой

Поскольку мы составляем описание человека по внешности и характеру, следует сказать и о последнем. Описание будет гораздо интереснее, если упомянуть самые яркие черты характера человека. Кто-то может общительный, кто-то задумчивый, другой вечно летает в облаках или очень романтичная натура и т.д.

Ira is an optimistic person. She always keeps calm and she can solve difficult problems. Also she is really responsible.

Ира очень оптимистичный (жизнерадостный) человек. Она всегда сохраняет спокойствие и может решить сложные проблемы. Также она действительно ответственная.

Можно также сказать о том, легко ли человек находит общий язык с незнакомыми людьми, какой он/она товарищ, любит общение наедине или предпочитает шумные компании и т.д. и т.п.

Что еще нужно знать

Составляя описание внешности человека, не стоит ограничиваться лишь несколькими эпитетами. Чтобы описание было ярким и разнообразным, лучше выучить 5-6 слов, обозначающих разные признаки, чтобы говоря о губах, можно было говорить не только, что они полные, но так же описать их форму, сказать, накрашены они или нет.

Многие при просьбе описать волосы говорят только, что они длинные или короткие. Такой вариант будет звучать тоже достаточно скучно. Гораздо интереснее будет, если вы скажете о цвете волос (русые, темные, светлые, каштановые, седые и т.д.), о том, прямые они или волнистые, а может, очень кудрявые и непослушные. Говоря о коже, можно сказать, какого она цвета, не ограничиваясь простыми «светлая» и «смуглая». Можно сказать, что она сияющая или прозрачная, а, может, бледная или оливковая.

Отдельное внимание обратите на описание внешности мужчины. Можно сказать об усах, бороде или бакенбардах.

Это может быть щетина или длинная борода, а может, это подкрученные усы или усы подковой. Словом, выбор просто огромный, и чем больше лексический запас, тем интереснее будет рассказ.

Говоря о плечах, можно сказать, что они хрупкие, или, наоборот, массивные, костлявые или широкие. В общем, составив план, не стоит зацикливаться на одних и тех же словах. Лучше вводить в употребление новые. Тогда будет больше шансов составить интересный, нетипичный рассказ, который оценят преподаватели или экзаменаторы. Или он просто будет звучать красиво.

Описание характера

Отдельно внимание можно уделить описанию характера. Чтобы описание было интересным, стоит ввести в речь больше эпитетов, указывающих на индивидуальные качества человека. Он может быть не только общительным и дружелюбным. Это довольно распространенное описание, которое используют многие, кто изучает английский. Лучше выучить несколько эпитетов, обозначающие черты характера плюс 4-6 синонимов к каждому из них. Тогда описание будет выглядеть более натуральным и естественным, а экзаменаторы определенно это отметят.

Когда о человеке говорят, что он любознательный, внимательный, интересующийся всем вокруг, а также мудрый, гораздо интереснее, чем просто «он хороший человек».

Использование распространенных предложений

Большую роль имеют конструкции, которые используются при описании. Для новичков подойдет вариант использования to be и have/has got. Примеры:

She has got blue eyes.

У нее голубые глаза.

She is a wise person.

Она мудрый человек.

Такие простые предложения помогают выучить и отработать новую лексику, а также запомнить план построения описания, не заостряя внимание на сложной грамматике и концентрируясь только на сути каждого пункта. Но для эффектного и впечатляющего рассказа этого может быть недостаточно.

Сравните предложения:

1. She likes physical activities.

And she wears comfortable clothing.

Она очень любит физическую активность.

И она носит удобную одежду.

2. She is so spirited person that’s why she is really keen on different physical activities.

She spends much time getting her workout so she prefers wearing sports clothes.

Она такой энергичный человек, поэтому ей действительно нравится физическая активность.

Она проводит много времени, тренируясь, поэтому отдает предпочтение спортивной одежде.

Второй вариант на фоне первого выглядит более подробным и развернутым. Слушатель получит больше информации из рассказа, а также составит некое представление о самом рассказчике. Поэтому если вы изучаете английский не первый год, то лучше стараться немного усложнять грамматические конструкции, которые используются в речи. В первое время это может быть сложно, но затем войдет в привычку.

Итак, мы разобрали, как создавать описание внешности человека на примерах. Данные примеры были достаточно простыми и служат для того, чтобы просто сформировать представление о том, как создается описание. Чтобы описание было интересным, лучше отнестись к нему как к творческому процессу. Не обязательно пытаться описывать своего друга или родственника. Можно придумывать самые разные и неожиданные образы. Во-первых, это значительно облегчит выполнение задачи. Не нужно волноваться о соответствии описания и «оригинала». Во-вторых, такая тренировка поможет проработать как можно большее количество лексики. Не у каждого есть знакомые с бакенбардами или закрученными усами, а знать перевод эти слов было бы полезно. Нет такого знакомого? Можно его придумать.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Развивать у учащихся наблюдательность, внимание их к окружающим людям, к самим себе.
  • Подготавливать школьников к пониманию внутреннего мира человека, индивидуальности каждого, воспитывать эстетический вкус.
  • Готовить учащихся к сочинениям на литературную тему (сочинениям-характеристикам).
  • Расширять общее развитие, обогащая речь учащихся “портретной лексикой”

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям. Записываем в тетрадь тему урока (тема на доске ).

2. Знакомство с темой

Вопрос : Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения .)

Вопрос : Как вы понимаете “личные наблюдения”? (Это то, что я видел сам .)

Вопрос : А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) про: далее запись в тетрадь .)

  • лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики ;
  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики

Подвожу учащихся к этим выводам.

Вопрос : Как вы думаете, что ещё обязательно необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием. )

Вопрос : Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно ). А характер? (В какой-то степени ДА ).

Вопрос : Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям .)

Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть:

  • деловое (…при розыске пропавшего, т.к. надо указать особые приметы..) Например: Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой щеке ближе к шее – родимое пятно...;
  • научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определённой расы);
  • художественное (описание литературного героя).

3. Подведие небольшого итога

Учитель: Мы узнали, что значит описать внешность человека (это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.

И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать.

(Учитель записывает заранее на закрытой части доски или делает памятку-распечатку для каждого. Учащиеся записывают в тетрадь.)

Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

Почувствуй индивидуальность неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее “Я”.

Продумайте последовательность изложения.

Не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).

Использовать можно “портретную лексику”.

Давайте вместе сделаем примерные записи (В сильном классе можно предложить выполнить эту работу по группам с последующей проверкой и дополнением).

Запись в тетрадь.

  • ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
  • НОС – прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.
  • ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…
  • ПОХОДКА – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.
  • ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

4. Закрепление материала

(На парте у каждого карточки.)

Карточка 1. Портрет подруги

Вопрос : Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да ещё подруги!

(НЕТ! Потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено. Получился набор фраз!)

Давайте попробуем справить. Я думаю, у нас получится.

Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определи замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

Карточка 2

Вопрос : В этом описании перечисление, набор фраз или чувствуется индивидуальность? (НЕТ! Это не набор фраз, не перечисление!)

Вопрос : А что же сделано не так? Нарушена последовательность изложения.

  • Лучше вначале всё сказать о волосах . “У неё высокий лоб, на который падает чёлка. Чёрные густые волосы собраны в хвостик.” (учащиеся работают карандашом, проводят стрелки)
  • А затем описать глаза и взгляд . “Глаза светлые озорные. В открытом взгляде можно угадать непоседу.”

Читаем целиком исправленный текст.

5. Заключение

Учитель: А теперь мы подошли с Вами к заключительному этапу работы. Перед вами карточка № 3. В ней два текста А и Б. Оба текста-описания внешности по личным наблюдениям. Наша задача – работать с двумя текстами сразу, а потом определить, в каком из них, на ваш взгляд, есть недостатки, а какой уже дан в исправленном виде.

Карточка 3

А.

Б.

Учащиеся высказывают свои замечания. Кто-то считает, что автор сочинения очень увлёкся, можно было изложить более кратко. Другой считает, что сравнение алых губ с помидором неприлично, что можно ярче описать сами глаза, их выражение. К сожалению, пришлось подсказать, что если внешность привлекательная, то не надо так резко говорить о носе и т. д. Большинство учащихся приходит к выводу, что текст Б – исправленный.

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок

7. Домашнее задание

Описать внешность знакомого нам человека. Озаглавить работу.

Материал для учащихся

Карточка 1. Портрет подруги

Карточка 2

Карточка 3

А. У моей подруги обыкновенная, по-моему, привлекательная внешность. Чёрные волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на её круглой голове. Длинный нос некрасиво прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза. Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные. Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные, а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней три дня. Я поняла свой поступок, но не осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе встретились в подъезде, я взглянула в её глаза. Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые.

Б. У моей подруги обыкновенная, но, по-моему, привлекательная внешность. У неё , как у многих, коротко постриженные волосы (чёрные цвета). Большие яркие губы и длинный нос. Пожалуй, он даже немного портит её лицо. Но самое главное в её лице для меня – чёрные большие глаза под большими чёрными бровями. Это глаза очень внимательного, умного, живого человека. В них выражается и настроение моей подруги, и её отношение к человеку. Когда она радуется, глаза у неё становятся блестящими и даже как будто светлеют. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как будто сказала: “Ты не права, слышишь?” А когда мы через несколько дней встретились и я почему-то не смогла признаться, что поняла свою ошибку, я просто взглянула в её глаза. И они как бы сказала мне: “Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые!

Подруги - это работа, которую в рамках русского языка и литературы задают многим школьникам. Она помогает улучшить не только знание орфографии и правил, но и навыки владения письменной речью. А чтобы работа над эссе не вызвала проблем и трудностей, стоит ознакомиться с краткими рекомендациями и примерами, которые могут быть полезны.

Вступление

Сочинение-описание внешности подруги можно начать по-разному. Главное помнить - вступление не должно быть длинным. Его главная задача - обозначить тему эссе, заинтриговать, настроить читателя на ознакомление с текстом.

Начать можно так: «На что мы обращаем внимание при знакомстве с тем или иным человеком? Конечно же, на внешность. И мысленно, про себя, комментируем её. Как бы кто ни пытался яростно всех вокруг убедить, что внешность в человеке - не главное, всё равно мы видим в первую очередь её. Конечно, в личности главную роль играет характер, но когда на человека приятно смотреть - это радует» .

Такого вступления будет вполне достаточно. Сразу становится понятно, что дальше речь пойдёт о внешности. А все остальные мысли можно будет выразить в основной части, которая, к слову, должна занимать примерно 70% от всего текста.

О чём должно быть сочинение-описание внешности подруги? Жанр обязывает ученика делать упор на художественные средства, которые способны передать читателю образ. Сочинение-описание можно считать удачным, если во время его прочтения перед человеком чётко вырисовывается картинка того, что описывает в тексте автор. Чтобы добиться такого эффекта, надо обладать достаточным словарным запасом и умением грамотно применить те или иные сравнения, метафоры и иные средства. Их не должно быть слишком много, так как в противном случае есть риск перегрузить текст.

В целом, всё может выглядеть так: «Я считаю свою близкую подругу действительно красивой. Причем не обычной типичной «куколкой», а очень интересной девушкой. У неё красивые блестящие струящиеся волосы, розовые щёки, а главная изюминка - маленькая родинка над верхней губой. Эта небольшая деталь придаёт особой оригинальности моей подруге, поскольку никаких других данных природой украшений на её лице нет. Ни других родинок, ни веснушек» .

В принципе, абзац, написанный в таком характере, может стать неплохим началом развития основной мысли. Если идей нет - то никто не заставляет ограничиваться единственным внешности подруги может содержать рассказ о нескольких интересных и красивых людях, являющихся близкими автору.

Приёмы

Вкратце стоит поговорить и на эту тему. Сочинение-описание внешности подруги с причастиями может содержать различные художественные приёмы, но самый распространённый и лучший вариант - это сравнение. Ведь это действительно красиво звучит: «У моей подруги безумно красивые глаза. По цвету они напоминают плитку натурального горького шоколада, тающую под солнечными лучами» .

Кстати, внешность - это ведь не только лицо. В сочинении можно обратить внимание на мимику, фигуру, походку, манеры. Ведь вся суть заключается в деталях. Это может выглядеть так: «Моя подруга выглядит очень милой. Многие сравнивают её с ангелом. Но недаром говорят, что внешность обманчива. Я не говорю о том, что она плохой человек - нет, напротив, просто речь идёт о её сильном характере. За миловидной девушкой с легкими кудрями и большими серыми глазами скрывается поразительная уверенность в себе, своих словах, действиях, а также прямолинейность и честность. За эти качества, собственно говоря, я её и ценю» .

Обращая внимание на каждую мелочь, правильно передавая её суть словами, автор будто бы рисует картину. А у читателя в процессе ознакомления с текстом, все детали, будто пазл, складываются воедино - в законченный образ.

Заключение

Последняя часть такой работы, как (подруги) должна быть короткой и ёмкой, подводящей итог всему, что было сказано раньше. Это могут быть какие-то общие фразы, или же собственное, авторское мнение. Последний вариант пользуется популярностью чаще. Выглядеть это может следующим образом: «Я считаю, что меня окружают красивые люди. В каждом из моих близких я вижу ту самую изюминку, которая делает их совершенно особенными. У одних это какая-то внешняя деталь. У других - мимика или манера смеяться, улыбаться. У кого-то - привычка иронично закатывать глаза. Рассказывать можно долго. Но ценю я всех их за то, что они, в первую очередь, хорошие, добрые и искренние. Это важнее» .

Вот, в принципе, таким может быть заключение. Это один из возможных вариантов. Главное - чтобы эссе не выглядело незаконченным и не требовало продолжения. Будь то сочинение-описание внешности подруги на английском, русском или каком-либо другом языке.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.