Ритуальное убийство хасидами николая второго и еврейский заговор – создатель фильма «ложь матильды» рассказал о мотивах борьбы с фильмом учителя (видео). О чем говорится в первой части фильма «Ложь Матильды

Создатель фильма «Ложь Матильды» рассказал об антисемитских корнях движения, выступающего против фильма Алексея Учителя «Матильда».

Создатель фильма «Ложь Матильды» о проекте

Создатель фильма «Ложь Матильды» Сергий Алиев сделал неожиданное заявление об идеологии борцов с фильмом «Матильда» Алексея Учителя. По его словам, «Матильда» возводит хулу на царя, которого он считает искупителем. Своим фильмом – «Ложь Матильды» Алиев намерен развеять мифы и легенды о Николае Втором, его жизни и смерти. Так, по мнению собеседника агентства, царь стал жертвой еврейского заговора, в котором принимали участие представители высшего духовенства ортодоксальных иудеев – хасидов. В качестве доказательства своей теории он порекомендовал почитать Сергея Нилуса «Близ есть при дверех...тайна протоколов сионских мудрецов», которое включало в себя и «Протоколы сионских мудрецов» и другие издания (некоторые из них считаются антисемитскими). В ноябре 2012 года в Федеральный список экстремистских материалов была добавлена запись под номером 1496: «Брошюра «Протоколы сионских мудрецов» (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 26.07.2010)».

Отметим, что идеология ритуальной жертвы царя Николая Второго, которого якобы убили эмиссары влиятельных еврейских кругов с целью получения власти над русским народом, свойственна так называемому внутреннему оппозиционному движению внутри РПЦ – их называют царебожниками. Идеология ряда представителей этого движения подчас носит неонацистский характер с уклоном в религиозность и монархизм. Добавим, что сегодня Сергий Алиев признал, что Екатеринбургская Епархия и Русская Православная Церковь в целом дистанцируется от противников «Матильды». Так, по словам режиссера «Лжи Матильды», ему поступил звонок из Епархии с просьбой проводить съемки подальше от Храма-на-Крови. И в результате эпизод фильма, где сегодня в защиту царя Николая Второго выступал православный историк Алексей Соловьев снимался в сквере у памятника Петру и Февронии. Напомним, что ранее противники «Матильды» выходили на так называемое стояние против фильма Алексея Учителя «Матильда» в Екатеринбурге у Храма-на-Крови вместо обещанных сорока участников набрала не больше десятка. По данным наших источников, ситуация стала возможной после вмешательства сотрудников ФСБ, которые довели до идеологов акции позицию ведомства о нежелательности проведения подобного рода акций. После чего четверо участников были задержаны и в отношении них были составлены административные протоколы за нарушение проведения публичного мероприятия.

Акция противников «Матильды»

Таким образом, административное наказание могло стать для поклонников Николая Второго своего рода наказанием за нежелательное своеволие. Отметим, что сегодня Алиев подтвердил негласное участие ФСБ в противодействии митингу, но добавил, что это его бывшие коллеги, многие из которых также исповедуют православие, а значит поддерживают его борьбу против фильма. Добавим, что выход фильма «Ложь Матильды» был анонсирован в ходе Царских дней во время визита в Екатеринбург депутата Натальи Поклонской, известной своей борьбой с фильмом Алексея Учителя.

https://www.сайт/2017-08-08/pervyy_kanal_i_rossiya_24_otkazalis_pokazyvat_film_lozh_matildy

«Поверхностная постельная тема»

Первый канал и «Россия 24» отказались показывать фильм «Ложь Матильды»

Историк Алексей Соловьев и режиссер фильма Сергий Алиев Яромир Романов

В Екатеринбурге вблизи Храма-на-Крови уральский православный режиссер и меценат Сергий Алиев начал съемки своего документального фильма «Ложь Матильды», который задумывался как контрпроект фильму Алексея Учителя «Матильда» о добрачной связи Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. Как передает корреспондент сайт, съемки должны были начаться неподалеку у памятника Петру и Февронии в 11 часов. К этому времени к месту назначения прибыли местные журналисты и сам режиссер, а вот главный актер сегодняшнего съемочного дня — кандидат исторических наук Алексей Соловьев задерживался.

Надо сказать, что как таковой съемочной площадки у режиссера Алиева не было: один оператор, одна камера на штативе. Ни освещения, ни микрофонов, ни дублей. Даже у некоторых журналистов камеры были намного лучше. Сложилось впечатление, что режиссер записывает обыкновенное интервью для телевизионного сюжета.

В ожидании начала съемок Алиев сообщил, что обращался на федеральные каналы, чтобы они показали его картину до премьеры фильма Алексея Учителя «Матильда».

«Мы обращались к „России“, „России-24“. Но на этих каналах — одно хамство. Нас называли там „царебожники“! „Первому каналу“ вообще это („Ложь Матильды“..

Я вот сейчас узнал, что Алексей Учитель готовит телевизионную версию своей „Матильды“. То есть если православные в кино и не пойдут, то по Первому каналу его все равно всем покажут в четырех сериях!» — возмущается Сергий Алиев.

Яромир Романов

Он уверен, что «федералы» отказались показывать его документальную ленту, потому что работают «по заказу — нужна чернуха, никто не будет позитивно рассматривать личность святого царя». «Я же в отличие от журналистов не опускаюсь ниже плинтуса, я не буду делать фильм на грязи, у меня есть понятия, честь офицера, и мне не нужна грязь.

Да, я назвал фильм „Ложь Матильды“, а ведь мог назвать „Ложь проститутки Матильды“. А она проститутка, потому что женщина, у которой было больше одного мужчины, развратная», — взволнованно продолжал Алиев.

Свою «Ложь Матильды» Алиев намерен показать на личном ресурсе «Первом позитивном портале». По словам режиссера, на портал заходят «сотни тысяч человек».

Яромир Романов

Около половины двенадцатого съемки историка Соловьева все-таки начались. Было заметно, что журналистов и камер он немного стесняется. Алексей Соловьев помимо научной деятельности занимается преподаванием — он учитель истории в СУНЦ УрФУ. Сняться в фильме Сергия Алиева он решил для того, чтобы «высказать свое мнение».

«Центральной темой в честь столетия революции стала не тема духовного кризиса Российской империи в начале XX века, не причины случившейся трагедии, а низкая и поверхностная постельная тема», — начал свое выступление Соловьев.

Историк уверен, что «вместо того, чтобы вдумчиво беседовать об итогах и последствиях революции, общественность занята ерундой — обсуждением какого-то фильма и постельных сцен в нем, которые для истории вообще ничтожны и неинтересны».

Яромир Романов

«Надо понимать, что государь Николай II до встречи с будущей женой Александрой, по данным более поздних источников, мог иметь отношения (с балериной Кшесинской.. В более ранних источниках сказано, что у Николая были чувства (к Кшесинской.. Но это по большому счету никого касаться и не должно», — настаивал историк Соловьев.

При этом он уверен, что «запрещать показ фильма „Матильда“ нельзя».

«Просто надо понимать и тех, кто создает такой фильм, и тех, кто против него. Надо относиться философски и к тем, и к другим, — добавил Соловьев. — Мы должны понимать, что каждый человек имеет право на свою точку зрения. И те люди, для кого царская семья дорога, они тоже могут высказывать свою позицию. Но критики ради критики быть не должно».

При этом Соловьев признал, что позиция некоторых излишне активных православных активистов «не всегда корректна».

На этом съемочный процесс и закончился. Всего он занял 20 минут. Историк Соловьев на протяжении этого времени находился в одной статичной позе. Режиссер не предпринимал никаких попыток изменить ракурс, добавить динамики кадру.

Яромир Романов

Съемки документальной киноленты «Ложь Матильды» продлятся до конца этой недели. Далее съемочная группа из двух человек поедет в Санкт-Петербург. Алиеву еще необходимо записать чемпиона мира по хоккею Павла Дацюка, вора в законе Тайванчика (Алимжан Тохтауханов), генерального продюсера православного телеканала «Спас» и экс-ведущего «Прямого эфира» на телеканале «Россия-1» Бориса Корчевникова, путешественника Федора Конюхова, основателя команды КВН «Уральские пельмени» Дмитрия Соколова, космонавта Сергея Рыжикова и руководителя общественного движения «Новороссия» Игоря Стрелкова, которые выразили желание принять участие в съемках фильма. Свое участие в фильме «Ложь Матильды» также подтвердили актеры Алексей Нилов и Андрей Мерзликин, а также депутат Государственной думы России Виталий Милонов.

Уже 11 августа автор фильма пообещал назвать точную дату своей премьеры.

Кинолента Алексея Учителя «Матильда», повествующая о романтических отношениях Николая II и балерины Матильды Кшесинской, выйдет на большие экраны только 25 октября. Однако в интернете опубликованы два трейлера к фильму, которые уже вызвали шквал негодования со стороны православных активистов.

Яромир Романов

Так, во главе всех оскорбленных верующих бороться с еще не вышедшей картиной начала депутат Госдумы Наталья Поклонская, известная своим трепетным отношением к императору Николаю II. Народная избранница собрала уже больше 100 тыс. россиян, требующих не допустить выход «Матильды». Поклонская обращалась с заявлениями в генпрокуратуру России, СКР и даже ФСБ, но экспертиза законченного фильма «Матильда», которую провели в Санкт-Петербургском госуниверситете, не нашла в нем оскорблений чьих-либо чувств.

Чтобы это хоть как-то исправить, создатели фильма пригласили представителей ВКонтакте на закрытый показ картины. Представители соцсети, на удивление, оценили кино и готовы его продвигать.

Хочу выразить благодарность команде, работающей над фильмом «Матильда», за возможность ознакомиться с материалом ещё на стадии постпродакшена.

Несмотря на то что фильм находится в процессе производства, даже по его рабочей версии можно оценить всю серьёзность отношения и скрупулезность подхода создателей к собственному произведению.

Наша площадка всегда была открыта для диалогов и мнений, поэтому мы приняли решение поддержать картину, дав возможность пользователям ВКонтакте сформировать собственное представление о «Матильде».

Давайте тоже соберём мнения о грядущем фильме. Вот вам несколько фактов для размышлений:

Факт 1

Главные роли сыграли известные российские (и не только) актеры - Михалина Ольшанска (Анатомия зла), Данила Козловский (Легенда #17), Ингеборга Дапкунайте (Утомленные солнцем).

Факт 2

Православные активисты, историки и депутат Госдумы Наталья Поклонская обвинили создателей фильма в нарушении этических норм. Утверждается, что исторической роли в истории фильма нет, но сама по себе картина - «ужасна, вульгарна и оскорбляет память о Николае II».

Факт 3

За полтора года для фильма было создано около 7000 уникальных костюмов, обуви, головных уборов, украшений и аксессуаров. На изготовление ушло более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, кожи и других материалов.

Факт 4

Съемки проходили в исторических местах: Екатерининский, Елагиноостровский, Юсуповский и Александровский дворцы, Большой театр, Мариинский театр и других.

Факт 5

Не стоит ждать четкой исторической достоверности, авторы допустили вольность в изложении. Но основная история передана точно.

Факт 6

Это самый скандальный фильм не только в России, но и во всем мире. Обсуждения этой картины уже ярче и насыщеннее, чем у тех же «50 оттенков серого».

За год его пытались запретить дважды, но безуспешно.

Факт 7

Тысячи человек по всей России пришли на молитвенное стояние против фильма «Матильда». Также их поддержали в Молдавии, Австрии и Сербии.

Факт 8

Режиссёр Сергей Алиев планирует показать свой документальный ответ «Матильде» - фильм «Ложь Матильды». В нем даже снялся депутат Думы Виталий Милонов.

Факт 9

Протоиерей Чаплин обвинил Путина в «огромной ошибке», потому что Президент не запрещает выход кинокартины «Матильда».

Факт 10

Представители РПЦ (Русской Православной церкви) отказались от каких-либо комментариев. Их несильно волнует судьба фильма. Поклонская негодует.

А вот, как мы и обещали, трейлер скандального фильма «Матильда»:

28.06.2017
«Ложь "Матильды"»: Викарий Екатеринбургской епархии о книге П.В. Мультатули
и кощунственном фильме


Книга историка П. Мультатули «Ложь „Матильды"», изданная Екатеринбургской епархией, в определенных кругах вызвала едва ли не больший интерес, чем сам скандальный фильм «Матильда» Алексея Учителя. Книга, изданная стараниями православного депутата Натальи Поклонской, породила буквально ярость у врагов Церкви и личностей, именующих себя атеистами, но на деле своими сатанинскими выходками и высказываниями определившие себя к иной категории (не)людей.


Православным же людям, искренне верующим в Бога, в книге Мультатули даны исторические разъяснения и обличения той лжи о последнем Царе - святом мученике Николае II, которую всем нам хочет показать режиссер со странной фамилией Учитель. Исследование клеветнической киноленты проведено на основе дневников Цесаревича Николая Александровича, хранящихся в Госархиве РФ, а также опубликованных воспоминаний балерины Матильды Кшесинской, благодаря которым любой здравомыслящий человек может понять, что никакой любви и страсти между этими людьми не было.


Книга уже широко обсуждается в обществе, поэтому корреспонденты «URA.RU», жаждущие показать ошибочность этого труда, обратились в Екатеринбургскую епархию с вопросом: почему картина о мнимой связи Николая II с балериной - это оскорбление верующих и преступление перед народом. Об этом с ними согласился побеседовать викарий Екатеринбургской епархии, епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг).


Книга была отпечатана по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Он ознакомился с ней? Ему понравился результат?


Было бы странно, если бы она ему не понравилась и он бы сказал печатать такую книгу, благословил бы такое дело. Очевидно, что книга соответствует той позиции, которую имеет митрополит Кирилл.


Почему книга напечатана именно Екатеринбургской епархией?


Если бы автор книги презентовал свою позицию в других регионах так же, как он смог презентовать ее в Екатеринбурге, то она была бы переиздана и в других местах. Но на сегодняшний день это инициатива митрополита, чтобы позиция правнука царского повара Ивана Харитонова была здесь озвучена и поддержана (Петр Мультатули приходится правнуком старшему повару Императорской кухни, убитому вместе с Царской Семьей). Книга напечатана здесь, но распространяется она не только у нас, а достаточно во многих местах. Насколько позиция автора соответствует действительности, лучше расскажет он сам. Петр Валерьевич - совершенно открытый человек, он хорошо общается с прессой.


Почему книгу распространяют таким специфическим способом? Ее «продают» за пожертвование размером 100 рублей в Церковной лавке рядом с Храмом-на-Крови без каких-либо чеков.


Знаете, я не встречал, чтобы в храме, когда приобретаешь, например, свечку или икону, выдавались чеки. В церковной лавке осуществляется прием пожертвований. Это означает, что вы можете прийти и сказать: «Дайте мне, пожалуйста, вот эту книгу, у меня есть средства, я готов внести пожертвование в сумме 10 тысяч». Или вы скажете: «Вы знаете, у меня нет средств, но я очень хочу прочитать книгу». В обоих случаях вы получите книгу или икону. Единственное, если вы скажете, что у вас нет средств, и будете просить самую дорогую и большую икону, изготовление которой стоило большого труда для людей, то вам будет предложена недорогая икона, которую будут готовы вам пожертвовать.
Книга намеренно была напечатана в тонкой, мягкой обложке, в достаточно простом исполнении для того, чтобы ее раздавать. На презентации книги ее раздавали, на форумах, которые посвящены теме фильма «Матильда», книгу жертвуют людям безплатно. А кто хочет внести за нее деньги - да, пожалуйста, внесите. Потому что напечатать ее стоит каких-то денег. Эти затраты хотя бы частично возможно покрыть. Вопрос о том, какой гонорар получил Мультатули, задайте, пожалуйста, автору книги.


Почему Наталья Поклонская выбрала именно Петра Мультатули для заказа книги?


Насколько мне известно, депутат Государственной думы Наталья Поклонская, которая до этого была госслужащим, прокурором, знакома с институтами российской власти. Петр Валентинович Мультатули является сотрудником Российского института стратегических исследований при администрации президента. Он госслужащий, и она, как бывшая госслужащая, обратилась в государственную структуру с таким запросом.


Петр Мультатули пишет, что от создателей фильма требовалось уважительное отношение к персоне Николая II, а «обратное может привести к оскорблению чувств православных христиан, а также разжиганию национальной и религиозной розни». На ваш взгляд, что он вкладывал в эту фразу?


Уважение или неуважение одного человека к другому может породить разные последствия. Если вы сейчас зайдете в автобус и будете называть всех окружающих именами животных - вот ты козел, ты петух, ты баран - как вы считаете, что произойдет? Я думаю, что люди оскорбятся и каким-то образом попытаются воспрепятствовать или призвать к ответственности этого человека. Если я сейчас выступлю, что режиссер Учитель - человек нетрадиционной сексуальной культуры, он извращенец, он наркоман, и скажу какие-то подобные вещи, которые не соответствуют действительности, я думаю, он тоже оскорбится. Потому что я говорю о нем неправду.


Авторы «Матильды» говорят: «Вы знаете, мы рассказываем об историческом персонаже, но мы имеем право на некий художественный вымысел». И их домысел развивается в ту сторону, что Николай II был человеком слабовольным, несдержанным и в своих государственных стремлениях, и в семейных отношениях. Что он врал жене, обманывал своих детей, что имел животные потребности, которые не мог сдерживать. Но при этом был малодушен настолько, что скрывал все это под некой личиной, боялся открыть перед своим народом эти вещи. Это ложь о человеке. И для того, чтобы эту ложь вскрыть, достаточно взять дневники, почитать переписку, познакомиться с нравственным обликом детей Николая II или его друзей. Получается, что Алексей Учитель с соавторами фильма говорят неправду в отношении исторического персонажа. За деньги налогоплательщиков, не спрашивая чьего-то мнения, нам «впаривают» клевету на невинного человека.


Я считаю, что эта ситуация оскорбительна для Николая II. Впрочем, она оскорбительна и для тех людей, которые Николая II уважают и почитают как государственного деятеля, как святого, как просто хорошего человека. Режиссер позволяет себе совершенно хамское поведение.


Николай II сегодня не может вызвать его ни на дуэль, ни в суд, а Алексей Учитель этим пользуется.


Поэтому я считаю, что историческая ложь в «Матильде» - это некое преступление перед нашим народом. Когда нам надо консолидировать, объединять общество, эти товарищи его разъединяют. Петр Мультатули - доктор исторических наук, я думаю, что его исторические факты неоспоримы. И от себя приложу усилия, чтобы позиция автора была распространена. Чтобы люди не дали себя обмануть, не дали накормить себя второсортным ядовитым продуктом. По-другому я этот проект не оцениваю.


По материалам: https://ura.news/articles/1036271321

Вокруг фильма Алексея Учителя о знаменитой балерине и ее отношениях с будущим императором Николаем II продолжаются споры. Woman’s Day разбирается, что в картине правда, а что вымысел.

В кино

Отец Николая II император Александр III был против брака сына с принцессой Алисой Гессенской.

В жизни

Действительно, поначалу российский император с супругой не были в восторге от этого брака. Пусть Алиса и являлась внучкой английской королевы Виктории, но на тот момент она была нищей принцессой из захолустного немецкого герцогства. Мать ее страдала нервным расстройством, но, самое страшное, являлась носителем гемофилии, которая передается по женской линии сыновьям, но сами носительницы при этом не болеют. (В итоге от гемофилии страдал сын Николая царевич Алексей). Александр рассчитывал на брак наследника с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Но потом политика, а также тяжелая болезнь императора (а он хотел женить сына до своей смерти) ускорили брак Николая и Алисы, в крещении ставшей Александрой Федоровной.

В кино

Александр III сам познакомил сына с Матильдой Кшесинской.

В жизни

Это случилось в 1890 году сразу после выпускного спектакля в Императорском театральном училище, которое по традиции посещал монарх с семьей. Александр III неожиданно выделил среди всех танцовщиц Матильду Кшесинскую и заявил 17-летней выпускнице: «Будьте украшением и славою нашего балета!» После спектакля, не снимая театральных костюмов, все ученики собирались в большом репетиционном зале – для представления царственным особам.

Действо было тщательно отрепетировано, кандидатуры лучших выпускниц заранее отобраны из числа первых воспитанниц, в числе которых Кшесинская не могла оказаться уже потому, что числилась приходящей. И тут случилась первая неожиданность – в нарушение всех правил государь поинтересовался: «А где же Кшесинская?» Пришлось ее вызвать. После представления выпускников следовал торжественный ужин, а за общим столом у Малечки тоже не было постоянного места. И государь опять распорядился по-своему – усадил Кшесинскую между собою и наследником, игриво погрозив обоим: «Смотрите только, не флиртуйте слишком!». При этом общаться плотно Николай с Кшесинской стали лишь спустя два года. А вот показывать сыну в поезде, который через какое-то время попал в аварию, фотографию юной балерины Александр не мог. Ведь крушение состава, в котором император получил ранения, из-за которых потом заболел и рано умер, случилось за два года до знакомства Николая с Кшесинской.

В кино

Николай II никак не может забыть свою возлюбленную, собираясь отказаться от престола ради Кшесинской и бежать с ней.

В жизни

Многие критики фильма утверждают, что отношения Николая и Матильды были лишь платонческими. Это вряд ли. Но вот что после решения родителей женить его на Алисе Гессенской он решает завершить роман с Кшесинской – точно. И никуда бежать Ники не собирался. Вот как в своих мемуарах об этом вспоминает сама балерина: «7 апреля 1894 года было объявлено о помолвке наследника престола с Алисой, принцессой Гессен-Дармштадтской. Я давно знала, что рано или поздно это должно произойти, но все же горе мое было беспредельным…

После возвращения из Кобурга и помолвки наследник престола попросил меня о прощальном свидании. Мы условились встретиться на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном.

Я приехала из города в своем экипаже, а он – верхом, прямо с полигона. И, как всегда бывает в таких случаях, когда нужно очень многое сказать друг другу, к горлу подступил комок, и мы говорили совсем не то, что хотели. Очень многое так и осталось невысказанным. Да и о чем можно вести речь на прощание, если знаешь, что уже ничего нельзя изменить…

Когда Ники уехал на полигон, я еще долго стояла у сарая и смотрела ему вслед, пока он не скрылся из виду. А он все оглядывался и оглядывался… Я не плакала, но сердце мое разрывалось от горя, и по мере того, как он удалялся, на душе у меня становилось все тяжелее.

Я вернулась в город, в свой пустой и осиротевший дом. Мне казалось, что жизнь кончилась и впереди не будет ничего, кроме боли и горечи».

По слухам, Кшесинская получила 100 тысяч рублей и дом в качестве окончательного расчета за отношения с августейшим любовником. В дальнейшем они, скорее всего, больше никогда не встречались. Но Николай периодически заочно помогал экс-подруге в ее театральных делах. Не известно ничего и о хотя бы одной личной встрече императрицы Александры Федоровны и Кшесинской.

В кино

У Николая был конкурент – поручик Воронцов (его играет Данила Козловский). Он влюблен в Матильду Кшесинскую так сильно, что пытается помешать своему главному сопернику. Например, хочет избить того короной. Будущий император Николай II проявляет милость к незадачливому преступнику – заменяет смертную казнь принудительным лечением.

В жизни

Ни о каком поклоннике Кшесинской по фамилии Воронцов не известно. Балерина больше предпочитала членов императорской фамилии: после расставания с Ники она была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича Романовых. Да и поднять руку на цесаревича из-за балерины русский офицер вряд ли бы смог – не вписывается это в кодекс дворянской чести. Так что в данном случае это исключительно художественный вымысел.

В кино

Кшесинская присутствует на коронации Николая I в Успенском соборе Кремля, во время которой император падает в обморок, а с его головы падает корона.

В жизни

Балерина не присутствовала на коронации императора и, конечно, ни по каким лестницам в соборе бегать не могла. В своих воспоминаниях она пишет, что хотела посмотреть на электрическую иллюминацию Большого Кремлевского дворца во время праздничных торжеств, но «мне пришлось отказаться от своей затеи из-за людских толп, переполнявших улицы. И все же мне удалось увидеть самые красивые узоры на фасаде Кремлевского дворца». Нет также документальных подтверждений того, что Николаю стало плохо во время церемонии коронации. По слухам, с груди императора лишь упала цепь ордена Андрея Первозванного.