Снова пьют здесь дерутся и плачут. Есенин сергей - снова пьют здесь, дерутся и плачут

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» Сергей Есенин

Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином.

Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.

Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта - река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поет и про Чека.

Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.

Жалко им, что октябрь суровый
Обманул их в своей пурге.
И уж удалью точится новой
Крепко спрятанный нож в сапоге.

Где ж вы те, что ушли далече?
Ярко ль светят вам наши лучи?
Гармонист спиртом сифилис лечит,
Что в киргизских степях получил.

Нет! таких не подмять, не рассеять!
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя… Рас…сея…
Азиатская сторона!

Анализ стихотворения Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»

Не секрет, что свою зрелость Сергей Есенин воспринимал очень болезненно, считая, что лишается в своей жизни чего-то очень важного и дорогого. Отчасти это объясняется тем, что юность поэта была неразрывно связана с селом Константиново, воспоминания о котором согревали сердце Есенина даже в самые сложные периоды жизни. Сложилось так, что автор покинул свою малую родину 17-летним юношей. И с этого момента он не просто ощутил себя взрослым человеком, но и осознал, что возврата к прошлой жизни уже не будет. Вместе с этим осознанием пришла и безудержная тоска, которую Есенин тщетно пытался утопить в вине. В итоге его жизнь превратилась в сплошной кошмар, состоящий из пьянок, случайных знакомств и пронзительных стихов, в которых автор пытался тщетно убежать от окружающей его действительности. Эта тенденция очень ярко прослеживается в произведении «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…», написанном в 1922 году.

Примечательно, что Есенин никогда не стремился представить себя в более выгодном свете. Поэтому в своих стихах он открыто признается в далеко не самых благовидных поступках, отмечая: «И я сам, опустясь головою, заливаю глаза вином». Делает он это не из молодецкой удали или же стремления кому-то что-то доказать. Просто поэт, по его утверждению, что-то навеки утратил, а именно – распрощался с юношескими иллюзиями, которые раньше воспринимал за чистую монету. И от этого на душе у Есенина пусто, мрачно и горько, а постоянные попойки не приносят ожидаемого облегчения. «Не с того ль так чадит мертвячиной над пропащею этой гульбой?», — задается вопросом поэт, заведомо зная на него ответ.

Автор понимает, что подобные чувства испытывает не он один. Ведь тысячи людей вокруг вот также расстаются с собственными иллюзиями, пытаясь утопить боль утраты в вине. Но есть и еще одна причина, по которой желание забыться во хмелю кажется для многих таким спасительным. Люди просто не видят себя в новом мире, который строится по неведомым им законам. «Жалко им, что октябрь суровый обманул их в своей пурге», — отмечает Есенин, и в его словах есть доля истины. Но именно эта безысходность порождает в русском человеке бахвальство, смешанное с удалью, и толкает его на самые непредсказуемые поступки. Именно по этой причине Есенин называет Россию «азиатской стороной», одновременно восхищаясь стойкостью славян и осуждая их душевные слабости, склонность к фатализму и нежелание отстаивать собственные интересы даже под страхом смерти.


1922

Примечания

Автограф - частное собрание (Санкт-Петербург), без даты. Машинописный список с авторскими пометами - Государственный музей-заповедник С.А.Есенина (с. Константиново Рязанской обл.) , без даты. Датируется по содержанию и свидетельству А.Б. Кусикова (см. прим. к «Да! Теперь решено. Без возврата...»).

В частном собрании (Москва) сохранился экз. «Москвы кабацкой», в котором шестая строфа вписана автором от руки.

Сложна история текста стихотворения. В сборнике «Стихи скандалиста» (Берлин, изд. И.Т.Благова, 1923 ; Ст. ск.) оно было напечатано без третьей строфы. В «Москве кабацкой» (М.каб.) третья строфа была напечатана, но были изъяты четвертая и шестая. В сборнике «Стихи (1920-24)» четвертая строфа восстановлена, а шестая - нет. При подготовке Собр. ст., видимо, специально обсуждался вопрос о возможности включения в стихотворение двух строф, выпущенных в М.каб. Среди подготовительных материалов к этому изданию (Государственный литературный музей ) сохранились листки, на которых трижды перепечатана четвертая строфа («Ах, сегодня так весело россам..») и дважды - шестая («Жалко им, что октябрь суровый...»). С этим связано, очевидно, и то, что в наб. экз. текст стихотворения представлен в виде машинописи, а не в виде вырезки из М.каб., хотя экземпляр этого сборника был в руках Есенина и тексты других стихотворений, входивших в него, представлены в наб. экз. именно в виде вырезок из этого издания.

Существовал, видимо, еще один текст стихотворения, который Есенин читал с эстрады. Г.А. Бениславская, которая узнала и услышала стихотворение только после возвращения Есенина из-за рубежа, т.е. после его публикации, приводит в воспоминаниях текст части стихотворения, существенно отличающийся от печатного:

Защити меня, влага нежная.
Май мой синий, июнь голубой.
Одолели нас люди заезжие,
А своих не пускают домой.

Знаю, если не в далях чугунных
Кров чужой и сума на плечах,
Только жаль тех дурашливых, юных,
Что сгубили себя сгоряча.

Жаль, что кто-то нас смог рассеять
И ничья непонятна вина.
Ты Расея моя, Расея,
Азиатская сторона.

В известных в настоящее время рукописных источниках данная редакция не зафиксирована.

Рецензируя Ст. ск., критик Н.Светлов писал в харбинской газете «Русский голос» 5 августа 1924 г.: «...мы думаем, что «Стихи скандалиста» - не результат упадочных нравов московской богемы, всегда и везде одинаковой, и не нэп надо винить в хулиганском (как школа, что ли?) уклоне лирики части московских поэтов. В этом виноват тупик, куда пронизавшая искусство коммунистическая тенденция гонит поэзию». Полемизируя с известными положениями А. К. Воронского, рецензент подчеркивал: «Критик-коммунист, конечно, должен был проглядеть истинную разгадку явления. А она дана самим Есениным, она есть в самой поэме «Москва кабацкая». Вот она...». Он цитировал строфу «Жалко им, что октябрь суровый...» и продолжал: «Это поет деревня, обреченная большевиками на гибель, это народ сопротивляется коммунистическим нажимам, отстаивая свою веру и свою волю. Новая удаль накапливается в оторванном от привычного быта бездомном бродяге-хулигане - не крестьянине и не рабочем,- еще тоскующем в кабаках, но уже разглядевшем в „суровой пурге октября“ очертания своего смертного врага» (цит. по газ. «Волжский комсомолец», Самара, 1991, 9 февраля).

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

СНОВА ПЬЮТ ЗДЕСЬ, ДЕРУТСЯ И ПЛАЧУТ...

Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.
И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином.

Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.

Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта - река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поет и про Чека.

Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.

Где ж вы те, что ушли далече?
Ярко ль светят вам наши лучи?
Гармонист спиртом сифилис лечит,
Что в киргизских степях получил.

Нет! таких не подмять, не рассеять.
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя... Рас... сея...
Азиатская сторона!

Читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»