Соборная клятва дому романовых. Православно-державный союз "за веру, царя, семью и отечество"

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, - Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы. И иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление - быти так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковый, аще священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди; по священным Правилам св. Апостол, и Вселенских Седми Соборов св. Отец и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть да восприимет; и нашего смирения и всего Освященного Собора не буди на нем благословения отныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предыдущие лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор; бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и диаки и жильцы; дворяне большие и дворяне из городов; дияки из Приказов; головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки торговые и посадские; и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов Российского царства выборные люди.

Своеручные подписи . А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го.

Белокуров С. А. Утвержденная грамота... Москва, 1906.

Вопрос священнику:

На ваши вопросы отвечает священник Церкви иконы Божией Матери Казанской в пос. Вырица иерей Константин Лебедев.

Слов о проклятии за несоблюдение Утвержденной Соборной Грамоты 1613 г. в подлинном тексте нет — к такому выводу пришли современные исследователи этого документа.

В 1990 г. при активном участии Братства Святого Царя-Мученика Николая Александровича в виде листовок стал активно распространяться краткий текст Соборной Клятвы 1613 года. Достоверным же хронологическим свидетельством о возникновении именно в 1990 году варианта «краткой версии» Соборной Клятвы 1613 года является публикация в «Земщине» № 11 в октябре 1990 года. В связи с этим церковный историк С.В.Фомин сличил краткий текст с подлинным текстом Утвержденной Соборной Грамоты 1613 г. по научному изданию от 1906 г. Обнаружились серьезные разночтения. Особенно в тех местах, которые сегодня наиболее часто цитируются.

К примеру, в «краткой версии» говорится: «Заповедано, чтобы избранник Божий, царь Михаил Федорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем, и кто же пойдет против сего Соборного Постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святая Троицы».

В подлиннике же этого утверждения нет вовсе! Там сказано следующее: «Чтоб Всемилостивый Бог… дал бы нам на Московское Государство Государя Царя праведна и свята, и благочестива, и благородна и христолюбива, чтоб, по милости Божий, вперед их ЦАРСКАЯ СТЕПЕНЬ УТВЕРДИЛАСЯ НА ВЕКИ, И ЧТОБ БЫЛО ВЕЧНО И ТВЕРДО, И КРЕПКО И НЕПОДВИЖНО В РОД И РОД НА ВЕКИ».

Вы только вдумайтесь, насколько серьезное обвинение предъявляется русскому народу сегодняшней краткой версией: «И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы».

В подлинном же тексте Утвержденной Грамоты, где приводится Соборная Клятва, говорится совсем по-другому: «А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по Священным Правилом Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов Святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по Царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и Соборнаго Уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву».

Конечно и это прещение весьма и весьма суровое для православных людей - отлучение от Церкви и лишение Причастия, отказ в Церковном благословении. НО ВСЕ ЖЕ ЭТО НЕ ЕСТЬ ПРОКЛЯТИЕ В СЕМ ВЕКЕ И В БУДУЩЕМ! ЭТО НЕ ОТЛУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ! А именно это вменяют ныне русскому народу, приводя текст подложной клятвы! Истинный же текст подразумевает прощение в случае раскаяния.

Кровавые и братоубийственные последствия Смуты вместе с разбоями и изменами продолжались и после Собора 1613 года вплоть до года 1618-го. Были и казни вождей изменников, но были и массовые амнистии рядовых участников разбойничьих отрядов и казачьих ватаг, которые приносили покаяние, присягали Царю и становились его воинами.

А вот подложная заклинательная формула: «кто же пойдет против сего Соборного постановления… да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы», даже не намекает на саму возможность покаяния. Мало того под это проклятие попадает священная особа Царя — Помазанника Божия!

«И кто же пойдет против сего Соборного постановления - ЦАРЬ ли… да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы».

Подобного заклятия нет ни в каких постановлениях, ни в церковных прещениях, ни в каких христианских присягах. На проблему этого подложного текста несколько лет назад обратил историк С.В. Фомин издавший в своем двухтомнике «Россия перед Вторым Пришествием» полный текст подлинной “Утвержденной грамоты 1613 года”. В результате изысканий он не обнаружил в дореволюционных и советских публикациях подобного заклинания. Фомин сделал предварительное, но вполне обоснованное предположение, что этот текст эмигрантский апокриф. Он не встречается ни в каких текстах как дореволюционного времени, так и времени советского периода. И только в 1990 году появляется подложный текст: «Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов, был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы».

Кто и зачем сделал такую вставку? На сегодня пока нет точного ответа на этот вопрос. Он требует отдельного разбирательства. Хотя с большим основанием можно полагать, что первоисточником фальсификата стала публикация в листовке Братства Святого Царя-Мученика Николая Александровича, откуда наиболее сомнительный фрагмент краткого текста перекочевал и в «Земщину». Именно об этом пишет член Братства Леонид Болотин, принесший публичное покаяние за распространение непроверенного текста Соборной Клятвы. Отметим, что и данная статья составлена на основе его исторических исследований, подробнее с которыми можно ознакомиться по ссылке http://zargradet.ru/?page_id=3642

Как совершенно справедливо отмечает Леонид Болотин — ложный вариант Соборной Клятвы 1613 г. является в настоящее время почти единственным вариантом, распространяемым монархистами. К этому оказался причастен и наш сайт и сайты «Монархия», «Самодержавная Русь», «Русская Линия», «Русская Народная Линия» и «кирилловские» порталы «Российский Императорский Дом» и сайт Общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество». Кроме того ещё многие десятки, если не сотни персональных страниц содержат именно подложный вариант Клятвы 1613 года с проклятием Самодержавному Царю и русскому народу на все века и отлучением от Пресвятой Троицы! Какой же это страшный подлог — отлучение от Бога! Нигде в православных и просто христианских инославных текстах подобные анафемы не встречаются. Пока человек дышит, каким бы он ни был злодеем и грешником, его дыхание есть онтологическое свидетельство его связи с Богом, даже если сам человек в это не верует. Эту связь может прервать только Сам Господь Бог и никто другой. Нет такого христианского закона - отлучать живого человека от Бога! Отлучение от Церкви, от Причастия, от благословения - наказание законное, если человек заслужил его. Сама же идея данной отлучательной формулы - явно продукт нехристианского религиозного сознания. Приписывать такую идею нашим православным пращурам в 1613 году - великий грех!

Призываем всех — обращайтесь к подлиннику Соборной клятвы, которая приведена на стр. 42–43 в издании «Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Федоровича Романова. С предисловием С.А. Белокурова». М., 1906. В основу этого издания С.А. Белокуров положил так называемый Архивский оригинал Грамоты, который сейчас хранится в Российском Государственном Архиве Древних Актов: РГАДА. Фонд 135. Отд. III. Рубр. I. № 5. Л. 1–82. Оригинал научной публикации текста, подготовленный С.А. Белокуровым, вы можете скачать по ссылке: http://narod.ru/disk/63663500001.f1f724496cc6b9bfc7c5dab52ffd4058/utverzd_gram.pdf.html

Спаси всех Господи от цитирования и тем более распространения подложного утверждения «Заповедано, чтобы избранник Божий, царь Михаил Федорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем, и кто же пойдет против сего Соборного Постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святая Троицы».

клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой… "

(М. Ю. Лермонтов, «Бородино»)

Глава комиссии по национальной безопасности Общественной палаты при Президенте РФ Александр Каньшин выступил с инициативой о внесении изменений в текст Военной присяги. Он предлагает торжественное и обязующее слово «клянусь» заменить на другое - «обещаю» (Известия, 24 декабря 2012 г., статья авторов Дениса Тельманова и Владмира Порошина), которое несет, на наш взгляд, необязательный и размытый смысл.

А.Каньшин объясняет необходимость внесения изменений в текст Военной присяги тем, что «служба в армии и защита Отечества не должны противоречить внутренним убеждениям личности солдата». Им также поясняется, что предложение Общественной палаты сделано «с учетом религиозных взглядов и национальных особенностей».

При этом в средствах массовой информации, обсуждающих этот посыл, говорится о том, что Русская Православная Церковь в лице Главы Синодального отдела по взаимодействию с ВС и другими правоохранительными учреждениями протоирея Димитрия Смирнова поддерживает эту инициативу.

Так Интерфакс утверждают, что Д.Смирнов заявил: «…идея замены клятвы обещанием позитивна, поскольку в Евангелии сказано: «Не клянись вовсе». (Интерфакс/ Религия; http://interfax-religion.ru/?act=radio&div=1871 , статья Елены Фоминой от 25 декабря 2012 г.).

Не понятно, по каким причинам Д.Смирнов вырвал слова из контекста Святого Евангелия, имеющего, на наш взгляд, совершенно иной смысл.

Слово «Клянусь» неразделимо с торжественным принятием Присяги, оно подчеркивает исключительность и важность момента, усиливает патриотический настрой военнослужащего. Вполне очевидно, что в жизни это слово используется гораздо реже, чем расхожее - «обещаю». Обещание с нас требуют в семье, детском саде, школе: обещай больше не шалить, обещай хорошо учиться, обещай не обижать младших, и т.д. А немного постарше можно услышать: «Обещай жениться», «Обещаю к утру вернуться».

Хорошее слово «Обещай», но оно для других случаев. Обещания, к сожалению, часто не исполняются, причем людьми независимо от общественного положения, возраста и пола. Чего только стоят предвыборные обещания многих политиков, которые забывают о них, как только пробьются к власти. За обещание нельзя привлечь к ответственности, можно только пожурить или обидеться.

А.Каньшин ссылается на некую национальную особенность, не поясняя ее характера. Какие такие в нашем обществе национальные особенности, что слово «клянусь» «...противоречит внутренним убеждениям личности солдата»?

Клятва верности Отчизне имеет древние корни, применяется в большинстве стран, тексты Присяги которых начинаются именно со слов «Я ….. клянусь».

Например:

Военная Присяга в Украине: «Я, (фамилия, имя и отчество), поступаю на военную службу и торжественно клянусь народу Украины всегда быть верным и…».

Военная присяга в Германии: «Я клянусь служить Федеративной Республике Германия и добросовестно отстаивать права и свободу немецкого народа…».

Военная присяга рядового в Австралии: «Я (фамилия, имя) клянусь , что буду в качестве (звание и род войск) хорошо и верно служить в соответствии с законом…»

Военная присяга в США (общая): «Я (имя, фамилия) торжественно клянусь сохранять верность Соединенным Штатам Америки, верно служить им против любых врагов…»

Военная присяга в Турции: «Настоящим клянусь своей честью, что в мире и войне, на земле, на море и в небе, всегда и везде я буду служить своей нации и своей республике..».

Список текстов военной присяги со словами «Клянусь» достаточно велик. В некоторых единичных странах в тексте присяги применяется слово «обещаю. Так в Финляндии текст присяги начинается со слов: «Я (фамилия, имя) обещаю перед Богом всемогущим и всеведущим быть достойным гражданином, преданным финляндскому государству. Я буду честно служить моей стране…»

Даже в тесте Присяги гражданина США при принятии гражданства слова «клянусь» нет, но применяется не менее торжественное и значимое словосочетание «клятвенно заверяю ».

Может быть пресловутая « национальная особенность…», которая мешает клясться в верности Отечеству, хранится в истории России?

Тоже нет. Так, например.

Присяга в Русской императорской армии:

«Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору [Имя и отчество]… …». Необходимо напомнить, что Император в царской России был Помазанником Божьим.

Даже религиозные лица приносили присягу со словами «клянусь». Например, Присяга для членов Святейшего Синода царской России:

«Азъ, нижеименованный, обещаюся и клянуся предъ Всемогущимъ Богомъ, предъ святымъ Его Евангеліемъ, что долженъ есмь, и по долженству хощу, и всячески тщатися буду, въ советахъ и судахъ, и всехъ делахъ сего Духовнаго Правительствующаго Собранія, искать всегда самыя сущія истины и самыя сущія правды, и действовать вся по написаннымъ въ Духовномъ Регламенте уставомъ…».

И только члены Государственной Думы не «клялись», а «обещали»: «Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору…» И к чему это привело? К предательству России!

В современной истории Президент Российской Федерации при вступлении в должность приносит своему народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».(Конституция РФ, Статья 82)

Президент может быть отрешен от должности в случае нарушения им Конституции и законов России, а также данной им присяги.

Протоирей Димитрий Смирнов при оценке предложения Общественной палаты ссылается на Евангелие. Да, действительно в Евангелие от Матфея, гл.5, сказано:

«…33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого….»

Смысл этих слов совершенно другой, нежели нам пытается «разъяснить» Д. Смирнов. До христианской веры язычники клялись всеми богами, (Клянусь Юпитером, Клянусь Марсом), клялись Небом, клялись Землей и т.д. Клялись чем угодно, но только не от своего имени, а ссылкой на некое могущество, с которого спросить за клятву не представлялось возможным. Суть слов Евангелия, по нашему мнению, в том, что клятва не может произноситься всуе и по любому поводу, а клятва дается человеком в самые важные моменты его жизни и он становится ответственным за ее выполнение!

Военнослужащий, принимая военную присягу, в ее нынешнем содержании со словами «клянусь», в этом мы уверены, выполняет требования Евангелия! А свидетелем тому - Бог!

Клятва для русского воина во все времена была духовно-нравственным рубежом, мерилом своей доли ответственности перед Родиной.

Тот, кто нарушил клятву, является клятвопреступником. В военное время за это его ждет суровое наказание. Военнослужащий, нарушивший обещание, преступником по определению не является, а вот клятвой люди не бросаются. Есть в этом слове глубинный смысл соответствующий защитнику Отечества.

Военнослужащие Вооруженных Сил и других силовых ведомств, сотрудники правоохранительных органов, принимая присягу, дают клятву верности своему слову перед Всевышним!

Вполне очевидно, что предложения по замене слова "клятва" на слово "обещание", изменят сам смысл служения Отечеству, приведут к подрыву боевой готовности наших Вооруженных Сил и к снижению ответственности военнослужащих во время военной службы и защите своего Отечества.

Президент Объединения Высших офицеров России, генерал-лейтенант Е.Д. Макоклюев, Первый Вице-Президент Объединения Высших офицеров России, член Бюро Президиума ВРНС, генерал-лейтенант, профессор В.Я. Шатохин


На Великом Всероссийском Соборе 1613 года в Утвержденной Грамоте русский народ дал Великую Клятву за себя и за потомков своих до скончания века – принял над собой на вечные времена Богоустановленную власть в лице царей православных, Помазанников Божиих из Рода Романовых.

Великий Договор состоялся и вступил в силу на вечные времена:

Господь Бог указал и дал Род Романовых, из которого до скончания века предизбрал Помазанников Своих на Русское Царство;

Род Романовых, как род Самодержцев Российских в лице Михаила Федоровича Романова, дал согласие до скончания века на служение Богу и на управление народом;

Русский народ дал Великую Клятву за себя и за потомков служить верою и правдою, « всеми душами своими и головами » (Утв. Грамота) Государям Самодержцам из Рода Романовых.

Тогда, почти 400 лет назад, было определено простое и надежное мерило русского. Русский – сознательно приемлющий Клятву Великого Собора 1613 года к исполнению со всеми ее обязательствами. Приемлющий по роду, как наследник воли и благословения предков, или по вере – как чадо и исполнитель постановления нашей русской православной Церкви.

Каждый волен выбирать: войти ли ему в Соборную личность Русского народа, либо пребывать в ином этническом измерении. Но коль ты сознательно возложил на себя Великую Клятву, помни, что Русское православное Самодержавие – плод Великого народного церковно-государственного Собора. И никто на Земле не в силах его отменить или запретить.

Поэтому в тяжелую февральскую смуту 1917 года никто не отменял, не запрещал Богоустановленное православное Русское Самодержавие и подданства Ему. Ни революция, ни вынужденное «отречение» Государя. Подданные Богоустановленной власти, помраченные анти-Христовой интервенцией в умы, превратившись вдруг в обезумевших холопов, возбужденных идеей самочинного устройства счастья на Земле без Бога, отступили тогда от Клятвы Великого Собора, а через это отринули подданство Богоустановленной власти.

Богоустановленная власть являет себя через управление народом, когда в наличии те, кто чает ее (подданные) и отходит, отъемлется от народа, когда не различает своего объекта – чаятелей Богоустановленной власти. Нет чаятелей Богоустановленной власти, Ея подданных – нет и Богоустановленной власти.

Но если ты всем своим существом всецело принимаешь Великую Клятву, то твое волевое решение о вхождении в Соборную личность Русского народа возводит тебя в чин подданного Русского православного Самодержавия, вне зависимости от того, явлен ли Помазанник Божий, либо отъят до времени восстановления достаточного числа подданных.

Сегодня, когда нет помазанника Божия Царя православного, некому даровать и защитить права подданного, но в тоже время никто не освобождал подданного от его обязанностей, ибо не пристало нам уподобляться холопам, бегущих от дел в отсутствие господина.

Сегодня верноподданнические обязанности наши таковы:

Чаять Богоустановленную власть в лице Помазанника Божия Царя православного;

Деятельно, всеми доступными способами являть свое чаяние Богоустановленной власти;

Приготовляться к Богоустаносленной власти.

Для двух - трех чаятелей Воля Божья в одном виде является, а для множества чаятелей, за которыми чаяние Народа видится, Господь власть свою устанавливает в лице Помазанника Своего – Царя православного Самодержавного.

Достаточно ли сегодня нас – приемников Клятвы Великого Собора, подданных и чаятелей Богоустановленной власти для обретения ея над собой в лице Помазанника Божия? Ответить на поставленный вопрос можно только практически.

Достойно явить свое чаяние Богоустановленной власти и через это либо обрести православного Царя, Помазанника Божия, либо, в силу нашей малочисленности, оставаться чаятелями Богоустановленной власти, лишенными возможности служить Господу Богу через служение установленной Им власти – Помазаннику из рода Романовых. При этом необходимо ответить себе: для чего нам нужен Царь православный? Что делать сегодня и чего не следует делать, дабы не позволить силам анти-Христа, силам антирусским увести нас «благими» призывами в тупик, или усадить нам на плечи Лжепомазанника «царя»?

Исходным земным условием возвращения Богоустановленной власти в лице Русского Царя православного, Помазанника Божия есть наличие чающих Богоустановленную власть, подданных Русского православного Самодержавия. Возвращение Русского Царя православного начинается с согласия Достойного на Царство из рода Романовых принять сан Помазанника Божия в ответ на предъявление ему документов, подтверждающих наличие достаточного числа подданных. Решение задачи в этом случае сводится к следующим действиям:

1. Определить количественный и качественный состав подданных (чающих Богоустановленную власть).

2. Изучить и определить Достойного на Царство.

3. Организовать и провести мероприятия, связанные с Помазанием на Царство.

Возвращение Богоустановленной власти есть восстановление Русского православного Самодержавия в той области человеческой жизни, где оно может властвовать, ни с какой земной силой не разделяя свою власть, державу и никакой земной силе не подчиняя свою державу. Сегодня таковыми областями не являются ни экономическая, ни политическая, ни социальная области, составляющие основу фактического Самодержавия.

Православное Самодержавие начинается с того, что подданные сознательно признают власть Самодержца. И не потому, что уступают власть, как это принято в демократиях, а потому, что осознают противоестественность и греховность пытаться делать это вместо Бога. Потому, что всякий указ, распоряжение, волевое действие Самодержца в силу Его Богоустановленности, имеют для подданного Божественное происхождение, а значит духовно-нравственную православную целесообразность, в независимости от различимости этой целесообразности для исполнителя.

Православное Самодержавие поэтому начинается с Верховной власти над православной духовно-нравственной областью подданных и расширяется по мере подчинения подданным наличных внешних условий: экономических, политических и социальных.

В сегодняшних условиях, когда нет Православного Русского государства, когда насильно прервана правопреемственность Русской Православной Самодержавной власти и насильно удерживается эта прерванность, когда чающие Богоустановленную власть разобщены и не владеют экономическими и политическими условиями, начинать необходимо и возможно с духовно-нравственного Православного Самодержавия.

Иными словами, уже сегодня возможно на территории бывшей Российской Империи Православное Самодержавие в духовно-нравственной области без экономической, политической, юридической и фактической властей, но с правом обрести эти власти естественным путем.

Что делать сегодня чающим Богоустановленную власть? :

Организовать регистрацию чающих Богоустановленную власть в Державной книге учета участников Собора чающих подданства с целью предъявления его Достойному на царство;

Открыть работу постоянного непрерывно длящегося «Собора Чающих Богоустановленную Власть» на местах (в областях);

Проводить разъяснительную работу о «Соборе Чающих Богоустановленную Власть», о ее преимуществах в сравнении с иными формами властвования;

Организовать материальное, финансовое, информационное обезпечение, правовую, социальную и физическую защиту для участников «Собора Чающих Богоустановленную Власть» для мероприятий и организационных структур «Собора Чающих Богоустановленную Власть»;

Соборно составить список ныне здравствующих лиц из Дома Романовых, имеющих Достоинство на Самодержавное царствование;

Подать Державную книгу учета подданных, чающих Богоустановленную власть Достойным на Самодержавное царствование из Дома Романовых;

Организовать содействие Русской Православной Церкви в проведении всех мероприятий и чинов, связанных с таинством миропомазания в цари Достойного на Царство.

Обретение Православного Самодержца отменяет «Собор Чающих Богоустановленную Власть», преобразует подданных, чающих Богоустановленной власть, в подданных, исполнителей воли Богоустановленной власти, а восстановленное Самодержавие – в духовно-нравственного правоприемника Всероссийского Самодержавия.

От духовно-нравственного Самодержавия к фактическому Самодержавию – следующая после этого цель.

Чего не следует делать чающим Богоустановленную власть:

Не следует утверждать, что уже поздно деятельно готовиться к обретению Богоустановленной власти. Поздно будет тогда, когда Господь признает нас окончательно нарушившими Великий Договор 1613 года;

Не следует пытаться самим «устанавливать царя». Лишь Богоустановленная власть, являя Волю Божию, вправе подготовить народ на действия по обезпечению самое себя – Богоустановленной власти. До установления Власти Божией нам позволительно деятельно являть всеми доступными способами чаяние Ея;

Не следует в ожидании чуда Господня ограничивать свое чаяние Богоустановленной власти состоянием предвкушения, бездействуя при этом. Являя свое чаяние Богоустановленной власти деятельно, мы проверяем истинность своего чаяния и выявляем его совокупную народную мощь;

Не следует строить некое «православное» государство путем «просачивания» благочестивых христиан во власть, для того, чтобы затем установить «православную монархию». Борьба за власть греховна по своей сути, поэтому государство, выросшее из такой борьбы будет в своей сути аморальным, безнравственным, бездуховным, безблагодатным. Государство не построить для Помазанника Божия, но Помазанник Божий построит государство для себя. Христиане вновь получат от Бога власть на своей земле, в России;

Не следует забывать, что источником для Помазанников Своих Государей православных Самодержавных, Господь избрал род Романовых;

Не следует забывать, что Достойный из рода Романовых на православное Самодержавное правление займет место свое по закону о престолонаследии. Чающие же Богоустановленную власть Соборно устанавливают и утверждают правильность результатов исследования о Достойном на царство.

Этот мир – хозяйство Господне. С 1613 года ты призван в подданные Его Помазаннику, а через это на службу Господу Богу. Осознай умом и переживи сердцем свое подданство Русскому православному Самодержавию, и делай все, что положено подданному сегодня.

Для чего нам нужен Царь Православный Помазанник Божий

«Подданный Русского православного Самодержавия» есть универсальный чин в иерархии призванных Господом Богом на служение. Чин свободный для каждого желающего. Достаточно умом и сердцем изъявить готовность служить Господу Богу через служение Помазаннику Его.

Всякой душе естественно чаяние воли Божией. Но далеко не всякая душа по своей скверности, страстности и греховности удостаивается Его указаний и попечения. В служении же Помазаннику Божию получает подданный и волю Божию, и указания Божии, и попечение Его.

Подданный Русского православного Самодержавия не ищет себе дел Богоугодных и душеспасительных, ибо вся его жизнь, если она жизнь верноподданного, Богоугодна, а потому душеспасительна.

Всякий раз, когда подданный соизмеряет свою жизнедеятельность с верноподданным служением Помазаннику Божьему Царю православному – жизнедеятельность его православна. Жизнь в сознательном подданстве Помазаннику Божию Царю православному есть Православная Жизнедеятнельность.

Православную Жизнедеятельность можно определить как устроение своей земной жизни, земного бытия с целью обретения Царства Небесного. Подданство в этом смысле есть простой и естественный путь стяжания Царства Небесного. Этот путь мы определяем как Царский путь.

Единое для всех и личное для каждого подданство Русскому православному Самодержавию, организует и объединяет чающих Богоустановленную власть в социальную православную силу, Державу Православную. Являясь русской по духу, эта православная сила представляет не весь православный христианский мир, не всю Россию – питательную почву этой силы, но ее сердцевину, ядро – Русь Святую.

Поэтому «Собор Чающих Богоустановленную Власть» есть Держава Православная Русь Святая (ДПРС). ДПРС вырастает из духовно-нравственного единства чающих Богоустановленную власть и Помазанника Божия в государственное единство православной Верховной власти и подданных. В этом единстве интересы Верховной власти тождественны интересам подданных и государства. Процветание подданных и государства обезпечивает процветание носителя Верховной власти. Величие одних есть величие другого. Гибель одних есть гибель другого, его семьи и рода. Мы хотим жить в государстве где такие порядки.

Нам, православным христианам, определено Творцом пребывать в этом мире и поэтому нам не безразлично каковы порядки в нем, поскольку порядки и внешние обстоятельства нашей жизни могут содействовать, либо препятствовать делу спасения. Мы не хотим зависеть от сил, способных легко, безнравственно и жестоко разрушать здания древних государств, возводить по своим чертежам новые и разрушать их для своих правительств. Этим силам чужда отеческая и разумная власть православного Царя, защищенная от коррупции и своекорыстия, от слепой и жестокой власти народной толпы, от безконечных распрей искателей власти ради удовлетворения собственного тщеславия и безумной алчности.

Всегда во все времена существовал добровольный выбор между добром и злом, между Богом и противником Его. Но сейчас наступает время особое, последнее. Человечество, как социальный организм разделится на два враждебных лагеря. На Державу Православную Русь Святую и на цивилизацию демоночеловечества, где целью существования каждого является безудержное удовлетворение страстных желаний и обслуживание извращений, где души губятся целенаправленно, методично и окончательно.

Поэтому поспеши в Царский Путь. Сегодня тебе еще по силам вырваться в подданство Русского православного Самодержавия и выстоять, пребывая под благодатной защитой призвавшего тебя. Поспеши. Завтра, спохватившись, ты останешься на месте, не в силах удержаться от приема наркотика этого мира в обмен на исполнение требований анти-Христа.

Время и свобода выбора дарованы тебе Господом Богом сегодня. Воспользуйся этим Даром!

1613 - 2013. Клятва отлучения от Св. Троицы не тяготеет над Русским народом. Исследование Леонида Болотина.

В 2013 году все верные Православию люди будут духовно праздновать юбилей царствования великих сынов из рода Романовых, кто оправдал Божие избранничество и, восприяв в таинстве миропомазания благодать Духа Святаго, нес тяжкое и непосильное простому смертному бремя Царской самодержавной власти ради торжества Божией правды в грешном роде человеческом, ради охранения и сбережения чистоты истинной Православной веры, ради возрастания могущества Богохранимой Державы Российской, ради благоденствия народа Русского и всех народов, населяющих великое Царство.

В связи с этим юбилеем следует провести четкую разграничительную линию между двумя связанными, но не равнозначными понятиями: Благословенным Родом Романовых и современными представителями Дома Романовых. Как известно, формальным главою Дома Романовых из поколения в поколения считаются потомки Вел. Князя Кирилла Владимировича Романова. Этот статус Кирилловичей не признан значительной частью ныне здравствующих Романовых. В настоящее время самым молодым отпрыском кирилловской линии (по матери) является представитель Прусского королевского дома Гогенцоллернов (по отцу) - Георгий. Как считают поклонники этой наследственной линии, Принц Прусский Георгий Гогенцоллерн и есть единственный законный (лигитимный) претендент на Русский Престол.

Нет сомнений, что год сугубого воспоминания Царского Романовского рода станет поводом для усиления амбиций кирилловской ветви и выдвижения притязаний представителей этой ветви на первый план. Претендентство Кирилловичей преподносится, как естественный процесс восстановления исторической справедливости и возвращения утраченной монаршей власти в России законному претенденту. Так считают и многие сторонники легитимистов-кирилловцев в России. Иллюстрацией известных настроений может служить заключительный абзац статьи протоиерея Геннадия Беловолова «Станет ли 2012-й год в один ряд с 1612-м?»:

«Вселяет особую надежду тот факт, что наступает год 400-летия Дома Романовых. Этот юбилей должен стать главной темой наступающего года. Я бы сравнил его только с 1000-летием крещения Руси. 1988 год стал годом второго крещения Руси, когда мы вспомнили, что мы - православный народ, что за нами - тысяча лет веры и жизни во Христе. И сейчас нам надо вспомнить, что Россия - это царская Держава, что за нами не только 70 лет советской власти, но и 1000 лет православной монархической государственности. Царь - всегда был тем кристаллом, вокруг которого выкристаллизовалась вся русская жизнь. Я надеюсь, что этот год станет не только исторической ретроспекцией, но и откроет нам перспективы нашей истории. Надеюсь, что мы сможем осознать, что Дом Романовых - это не только наше славное прошлое, но и наше великое будущее »

Последнее предложение - ключ к пониманию чаяний сторонников кирилловской ветви. Если «Дом Романовых - наше великое будущее», то кто же кроме Георгия сегодня может обеспечить реализацию этого великого будущего. Никто кроме него. Т. е. если наш будущий Царь - Романов и только Романов, значит - это именно Георгий Гогенцоллерн и только он. Других реальных претендентов, сочетающих законность притязаний с горячим желанием занять престол просто нет в роде Романовых. Значит только Георгий.

Насколько я понимаю, позиция противников «кирилловской ветви» состоит в признании той объективной реальности, что в настоящее время из ныне здравствующих членов Дома Романовых достойного претендента, удовлетворяющего всем требованиям «Закона о престолонаследовании» (или «Основного Закона Российской Империи») нет. Тем более этим требованиям не удовлетворяет принц Прусский Георгий Гогенцоллерн. Разрешение этой коллизии возможно только одним путем. А именно - проявлением Всеблагого Промысла Божьего, неизреченная благость и милосердие Которого укажет в свое время Божьего избранника. Будет ли он из рода Романовых или нет, ведомо Самому Богу и никому более. Русским людям следует лишь быть готовыми принять всеблагую волю Божью, утвердив свой свободный выбор постановлением Всероссийского Собора, как свидетеля волеизъявления всего Народа Русского.

Смысл в том, что в русской и мировой истории нет таких событий, которые жестко обязали бы Русский народ после всего того, что произошло на Руси, привязать свой выбор к роду Романовых. Этот выбор может быть жестко связан только одним - стремлением познать волю Божью. Всей крепостью, всем помыслом, всем существом христианской русской души молить Господа, чтобы дал свое Божественного откровение о судьбе России, и смиренно следовать указующему персту Божьему. И не боле того, и не дерзать навязывать Господу своих желаний после всего того, что случилось в 1916-1918 годах.

Но вожделенные амбиции Кирилловичей, помимо ссылок на Основной Закон Российской Империи (основание номер один) имеют еще два основания (два и три) обязать русских людей привязать свой выбор именно к Дому Романовых.

Вторым основанием (помимо Основного Закона) можно считать слова архиепископа Феофана Полтавского, который опираясь на известные ему пророчества старцев, сказал, что монархия в России будет восстановлена, и будущий Царь по материнской линии будет из рода Романовых. В частности схимонах Антоний (Чернов), келейник архиепископа Феофана, так передает его слова: «Он [грядущий Царь ] не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых».

Слова владыки Феофана, не могут рассматриваться, как прямое указание богодухновенных старцев на принадлежность будущего Царя Роду Романовых. Эти слова всего лишь указывают на родство по материнской линии с Романовыми. При этом ничего не говорится о степени родства. Одним словом, будущий Царь по отцу не будет Романовым, но будет находиться в родстве (степень которого неизвестна) с родом Романовых по материнской линии. Подобная ситуация уже была реализована в русской истории при избрании на царство Михаила Романова, который через супругу Царя Иоанна Васильевича Грозного Анастасию оказался в родстве с Рюриковичами. Тем самым, Господь как бы зримым образом засвидетельствовал приемство первым представителем нового царствующего рода Романовых царского достоинства Рюриковичей. Итак, еще раз подчеркнем: Царь Михаил Феодорович Романов не был Рюриковичем, но был в дальнем родстве с Рюриковичами через Царицу Анастасию.

Каким образом будет реализовано пророчество старцев о Грядущем Царе и его родстве по материнской (женской) линии с родом Романовых никому не известно. Известно лишь, что Царь будет избран Самим Богом, будет Божьм избранником, на которого укажет Божий перст в чрезвычайных (именно в чрезвычайных!) обстоятельствах. И душа русская сразу почует Избранника Божьего, как своего родного Царя. Никакой альтернативы, никакого иного выбора не будет: Он и только Он, всеми узнанный и принятый - Царь Русский, Царь православный, Божий Избранник, Божий Помазанник.

Как бы все понятно, и возражений, в общем то, не видно. Но есть третье основание кирилловский притязаний - соборная клятва 1613 года. В соответствии с клятвой никого другого, кроме представителя рода Романовых царем русский народ принять не может. Отсюда следует, что при нынешней ситуации, когда ни один из оставшихся в живых представителей рода Романовых не дерзнет заявлять свои претензии на русский царский трон, хотя бы в силу того, что ни один из них не удовлетворяет однозначным требованиям Закона о Престолонаследовании, единственным претендентом, заявляющим о своих правах и жаждущим эти права реализовать, является принц Прусский Георгий Гогенцоллерн. Противникам кирилловичей остается только одно - доказать, что декларируемых прав на престол у принца Георгия нет. Но это вопрос, как оказалось, не столько относится к существу дела, сколько относится к области компетенции и красноречия знатоков юриспруденции, поскольку положения закона Российской Империи о Престолонаследовании при всей его определенности трактуются по-разному сторонниками кирилловской ветки (лигитимистами) и их противниками, и речь сейчас не об этом.

Речь о том, что, как выяснилось, существует дополнительное обстоятельство, которое в корне переворачивает отношение к вопросу о незыблемости наследственной преемственности русского престола представителями рода Романовых. А именно, в результате кропотливой аналитической работы историк Леонид Болотин пришел к выводу, что текста соборной клятвы в том виде, в каком он приобрел широкую известность, не существует. Тем самым, из-под ног кирилловичей выскользнуло последнее, третье основание их притязаний. Тот подлинный текст, который был утвержден Освященным Вселенским (Всероссийским, Земским) Собором 1613 года, дает основания для более широкого понимания тех идей, которые заключили в Соборное уложение наши предки, желая закрепить выстраданную русскими людьми форму управления Землей Русской на все времена. И этот смысл состоит в клятвенном изъявлении верности Богу и избранному Богом Правителю Земли русской - Божьему Помазаннику Самодержавному Царю на все времена. Там нет буквального указания на верность Романовым из рода в род до скончания века. В Соборном уложении (грамоте) речь идет буквально о верности Царю Михаилу, его благоверной супруге и их детям, которых Господь даст. Далее этого не простираются взоры русских выборных людей и собственно Освященного Собора (духовенства), поскольку не дерзают они вперед просматривать судьбы Божии, предварять Божью волю и предугадывать Божий промысел. Выборными русскими людьми и Духовным (освященным) собором утвержден указанный Богом принцип земной царской самодержавной власти, утвержден принцип отношения русского человека к этой власти, что в совокупности выражает принцип покорности русского человека Божьей воле через покорность Божьему Помазаннику Царю.

Сделанный вывод важен не столько для кирилловичей, которые все равно будут до последнего цепляться за легитимную сторону (уточним, псевдолегитимную, поскольку для некоторой категории людей, как говорится, закон что дышло, куда повернул, туда и вышло). Сделанный вывод важен для простых русских православных людей, над которыми тяготела клятва отлучения от Святой Троицы за измену роду Романовых - клятва, на которой можно было выстраивать разного рода политические спекуляции. Такой клятвы нет, и никогда не было, и связывать русских людей такой клятвой преступно! В этом суть исследования Леонида Болотина и его статьи