Сообщение о цикле повести белкина. Сообщение на тему повести белкина

Цикл “Повести Белкина” читать нужно как единое произведение – именно таким его задумывал и создавал автор. Произошло это в знаменитую “Болдинскую осень” 1830 года, когда его любимое время года оказало на творца необыкновенное влияние. Такая плодотворность объясняется вдохновением, которое он испытывал в таком прекрасном месте в те прекрасные месяцы. Сегодня скачать бесплатно первый опыт Пушкина в области бытовой прозы может каждый, а в 1831 году пять повестей были опубликованы под именем Ивана Белкина, потому что поэт хотел скрыть свою причастность к их созданию. Однако тексты вышли необычайно живыми и мастерски написанными.

Вообще, эта книга очень интересна тем, что представляет собой идеальное сочетание интригующего сюжета и глубокой социальной значимости. Разбирая любое произведение из цикла “Повести Белкина” на уроке литературы, невозможно не увлечься – все сюжеты занимательны и интересны. Многие также очень романтичны – это и “Выстрел”, и “Метель”, и, конечно, “Барышня-крестьянка”. В то же время Пушкин экономно и точно, не тратя лишних слов, обрисовывает нравы дворянства и мещанства своего времени. Также им затронуты исторические процессы и нравы военных.

Интересно и то, что Пушкин “Повести Белкина” оформил в разных направлениях – каждая из них стилизована под одно из них и ни в каком случае это не повторяется. Это еще одна причина, по которой читать полностью цикл очень познавательно – каждый рассказ в нем иллюстрирует определенный литературный процесс. Ни в одном из них поступки героев не объясняются подробно и дотошно – автор гениален настолько, что угадывает их верность и без такого разбора. Прочитав цикл в режиме онлайн, можно прочувствовать настроение каждой части и насладиться сжатостью сюжета, сочетающейся с прекрасным слогом.

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Г-ж а Простакова.

То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин .

Митрофан по мне.

Недоросль

От издателя

Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности. Для сего обратились было мы к Марье Алексеевне Трафилиной, ближайшей родственнице и наследнице Ивана Петровича Белкина; но, к сожалению, ей невозможно было нам доставить никакого о нем известия, ибо покойник вовсе не был ей знаком. Она советовала нам отнестись по сему предмету к одному почтенному мужу, бывшему другом Ивану Петровичу. Мы последовали сему совету, и на письмо наше получили нижеследующий желаемый ответ. Помещаем его безо всяких перемен и примечаний, как драгоценный памятник благородного образа мнений и трогательного дружества, а вместе с тем, как и весьма достаточное биографическое известие.


Милостивый Государь мой **** !

Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям. С великим моим удовольствием исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, милостивый государь мой, все, что из его разговоров, а также из собственных моих наблюдений запомнить могу.

Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк (числом не упомню), в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину.

Вступив в управление имения, Иван Петрович, по причине своей неопытности и мягкосердия, в скором времени запустил хозяйство и ослабил строгий порядок, заведенный покойным его родителем. Сменив исправного и расторопного старосту, коим крестьяне его (по их привычке) были недовольны, поручил он управление села старой своей ключнице, приобретшей его доверенность искусством рассказывать истории. Сия глупая старуха не умела никогда различить двадцатипятирублевой ассигнации от пятидесятирублевой; крестьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боялись; ими выбранный староста до того им потворствовал, плутуя заодно, что Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостию, на первый год выпросили себе нарочитую льготу, а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки.

Быв приятель покойному родителю Ивана Петровича, я почитал долгом предлагать и сыну свои советы и неоднократно вызывался восстановить прежний, им упущенный, порядок. Для сего, приехав однажды к нему, потребовал я хозяйственные книги, призвал плута старосту и в присутствии Ивана Петровича занялся рассмотрением оных. Молодой хозяин сначала стал следовать за мною со всевозможным вниманием и прилежностию; но как по счетам оказалось, что в последние два года число крестьян умножилось, число же дворовых птиц и домашнего скота нарочито уменьшилось, то Иван Петрович довольствовался сим первым сведением и далее меня не слушал, и в ту самую минуту, как я своими разысканиями и строгими допросами плута старосту в крайнее замешательство привел и к совершенному безмолвию принудил, с великою моею досадою услышал я Ивана Петровича крепко храпящего на своем стуле. С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения и предал его дела (как и он сам) распоряжению всевышнего.

Сие дружеских наших сношений нисколько, впрочем, не расстроило; ибо я, соболезнуя его слабости и пагубному нерадению, общему молодым нашим дворянам, искренно любил Ивана Петровича; да нельзя было и не любить молодого человека столь кроткого и честного. С своей стороны Иван Петрович оказывал уважение к моим летам и сердечно был ко мне привержен. До самой кончины своей он почти каждый день со мною виделся, дорожа простою моею беседою, хотя ни привычками, ни образом мыслей, ни нравом мы большею частию друг с другом не сходствовали.

Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось мне видеть его навеселе (что в краю нашем за неслыханное чудо почесться может); к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая.

Кроме повестей, о которых в письме вашем упоминать изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом прошлою зимою все окна ее флигеля заклеены были первою частию романа, которого он не кончил. Вышеупомянутые повести были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ. Однакож имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околодка, отчего и моя деревня где-то упомянута. Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения.

Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как то мозолей и тому подобного. Он скончался на моих руках на тридцатом году от рождения и похоронен в церкви села Горюхина близ покойных его родителей.

Иван Петрович был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав.

Вот, милостивый государь мой, все, что мог я припомнить касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности покойного соседа и приятеля моего. Но в случае, если заблагорассудите сделать из сего моего письма какое-либо употребление, всепокорнейше прошу никак имени моего не упоминать; ибо хотя я весьма уважаю и люблю сочинителей, но в сие звание вступить полагаю излишним и в мои лета неприличным. С истинным моим почтением и проч.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкин



«Повести Белкина»

«Выстрел»

«Метель»

«Гробовщик»

«Станционный смотритель»

«Барышня-крестьянка»

Общие черты


«Повести Белкина»


Эти повести написал некий Иван Петрович Белкин, когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». «Повести Белкина» состоят из 5 частей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Но всё дело в том, что Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший своё первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Писали письмо другу Ивана Петровича. Он нам вкратце рассказал о покойном в ответном письме: «Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино. Покойный отец его, секунд-майор Пётр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышлёный. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтённому мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил в службу в пехотный егерский полк, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившая, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину. И.П.Белкин осенью 1828 года занемог простудною лихорадкой, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенного в лечении закоренелых болезней, как-то мозолей и тому подобного. Похоронен он в церкви села Горюхина близ покойных его родителей». Его друг, не хотел, чтобы его имя где-нибудь упоминалось.

В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важно для поэта-лирика и автора романа в стихах, позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы. Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценили и сохранили навсегда. Эти повести рассказывали о современной Пушкину России и их обитателей. Русская жизнь в 1830-е годы изменилась, иными стали люди, их характеры и исторический опыт. Но жизнь продолжалась, и рядовой человек имел право на место в ней, на личное счастье. В «Повестях Белкина» Пушкин расстается с романтизмом и лирикой своего романа в стихах, с романтиками Онегиным и Ленским, и начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях. Потом разговор этот был продолжен в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке», где простые люди встречаются с историей и судьбой и проявляют свое достоинство и «простое величие» (Гоголь).

Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям. То есть «Повести Белкина» рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях простого звания («Гробовщик» рассказан приказчиком Б.В.), а автор-собиратель их - маленький человек из этой же среды. За ними и через них видна низовая, простая, народная Россия с ее реальными заботами, каждодневным бытием. Холодный климат, огромные необработанные пространства, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие верху донизу, помещичий и чиновничий гнет, злоупотребления и вечная несправедливость власти, отсутствие стабильности и гарантий достойного существования для миллионов людей - все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей. Но всюду жизнь, эти простые люди хотят быть счастливым, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их добросовестному труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме. В этих повестях показано то, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.


«Выстрел»


Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространенной дворянской модой. В «Выстреле» обращаем внимание на своеобразную игру с эпиграфами и откликом на них в последнем предложении. Игра в стрельбу - стреляют куда угодно, только не в человека с целью убить его. Главный герой этой повести является Сильвио. Он пришёл из уходящей эпохи романтизма. Он красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотически нерусским именем. Сильвио был великий стрелец, который всю свою жизнь потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять своё первенство и достоинство. Он одинокий романтик.

У него был конфликт с графом, уже со времен, когда он служил в полку, там он получил пощёчину от молодого человека, фамилию которого он упоминать не хотел. Вызвавши его на дуэль, он не выстрелил в него, потому что видел равнодушие в его глазах, и решил, что незачем убивать человека, который своей жизнью совсем не дорожит. И много лет спустя, он дождался такого момента, когда графу жизнь действительно дорога. Таким образом, он получил удовольствие.

В этой повести мы наблюдаем замкнутое пространство и открытое пространство. Начало повести это местечко, которое не названо автором, дальше всё действие происходит в доме Сильвио, где все обедали, пировали, играли в карты. Основном всё и происходит у него. Потом мы из этого замкнутого пространства перемещаемся в другое, тоже замкнутое пространство, это дом графа.

Художественное время в этой повести разнообразное. Смешение времён. Всё действие как-бы происходит в настоящее время, но потом, рассказ Сильвио нас уносит в прошлое, в его молодость. Он другу своему, автору текста, рассказывает о давнем происшествии, когда он служил в полке. После этого мы возвращаемся в настоящее время, и после этого время проходит очень быстро. Дальнейшие события уже несколько лет спустя. Молодой человек (автор текста) является к графу и узнаёт что это тот самый человек, который в своё время разозлил Сильвио. Это он узнал совсем случайно, в разговоре с графом. И во время их разговора мы снова погружаемся в прошлое, молодой человек, таким образом, узнает, что случилось с Сильвио.

Эта повесть нам учит к тому, на сколько важна человеческая жизнь, и хорошо, когда люди это понимают, и Сильвио было достаточно увидеть в глазах графа расстройство, чтобы получить то удовольствие, о ком мечтал всю свою жизнь.


«Метель»


Марья Гавриловна Р., героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей литературы. Метель в повести есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью, оно и символ судьбы. Тут всюду реальность побеждает романтическую книжную схему.

Эта повесть представляет собою судьбу двух молодых людей, у которых много препятствий в жизни, чтобы быть счастливыми. Художественное пространство и в этой повести разное, начало действия это дом Гаврила Гавриловича. Мы наблюдаем о том что у него дома происходит. Гостевая, комната Марьи Гавриловны. Это замкнутое пространство, и от дома Гаврилова мы перемещаемся в пространство открытое, поля, парк, сад, и дорога, которая уводит Марью Гавриловну. Эта дорога символична, потому что во время метели, мы не знаем, куда может попасть главная героиня, но цель её это деревня, в которой она должна была тайком со своим возлюбленным обвенчаться. Но судьба её возлюбленного не так уж доброжелательна к нему, как была к Марьи. Он во время этой метели заблуждается, и попадает совсем не туда, куда ему надо было. Но когда, он прибывает в церковь, видит, что уже опоздал. И после этого он решил, что Марья сильно на него зла, и поэтому он уходит в армию и во время войны погибает. Но и Марьи эта поездка не шла в пользу, она слегла, у неё был жар, и во время кошмаров, она рассказала причину своей болезни. И тогда родители дали согласие на этот неровный брак, но было уже поздно. Через некоторое время умер и отец Марьи. Тогда она с матерью переехала в другое местечко, не названное автором. Там с нею приключается необъяснимое, она находит своего мужа, с которым она венчалась в ту безумную ночь. Но это происходит в течении долгого времени.

И тут мы возвращаемся в прошлое, когда это всё произошло, та безумная ночь, когда они венчались.

С того времени как они познакомились, и до того как они узнали всю правду, у них была возможность узнать друг друга, и полюбить. И этим мы понимаем, что судьба всё время сделает своё, и против неё не устоять, как пытались это сделать Марья и Владимир.


«Гробовщик»


«Гробовщик» был написан первым (9 сентября 1830 года), тем самым задав направление всему циклу. В итоге он занял в цикле серединное место, став между «Метелью» и «Станционным смотрителем». Здесь Пушкин со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьёзной теме «Пира во время чумы». Главный герой этой повести, гробовщик по имени Адриан. Явно, что смерть давно не вызывает у героя особых чувств. В повести есть ещё один поимённо означенный персонаж первого плана, функция которого при первоначальном восприятии неясна учащимся. Это будочник - чухонец Юрко. Вместе с Прохоровым и Шульцем он образует своеобразный смысловой треугольник. Он вечно рядом со своей будкой, как Адриан рядом с гробами. Адриан, в отличие от Юрко, которого всё устраивает в жизни, интуитивно ощущает абсурдность безысходности, безрадостности, неполноценности своего существования. Поэтому он мрачен и задумчив. Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. И это происходит очень незаметно. Адриян ждёт радостного события - смерти выгодной клиентки, купчихи Трюхиной. Но, осуществившись во сне, желание не приносит ему радости, а становится просто бытовой деталью, повседневными хлопотами. Значит, выгода и нажива не являются определяющими компонентами в жизни героя. И его совсем не удивляет то, что к нему в гости приходят его клиенты. О них он помнит только то, где он их хоронил и в каких гробах. Но проснувшись, он обрадовался, что это был всего лишь сон, и живёт дальше своей жизнью, как и прежде.


«Станционный смотритель»


В Станционном смотрителе автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Это центр и вершина «Повестей Белкина». Люди здесь изображены самые простые и сама их история была бы простой, если бы не вмешивались в неё разные житейские обстоятельства. Включена история блудного сына, которая так и не осуществилась. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель....

Повесть основана на двух характеров - отца и дочери. Герой этой повести Самсон Вырин - маленький чиновник, старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих. Красивая и бойкая его дочь - Дуня, девочка четырнадцати лет. И ради Дуни жил Самсон.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел свежим и бодрым. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Причиной этого горя была его дочь, которая уехала с малознакомым гусаром. И это она сделала тайком, когда гусар предложил её отвезти до ближайшей церкви.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.


«Барышня-крестьянка»


В основе произведения - взаимоотношения двух молодых людей: Лизы Муромцевой и Алексея Берестова. Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, первейшего недруга старшего Берестова, отца Алексея. - Муромский - «настоящий русский барин». Он живет на широкую ногу, бездумно тратит деньги, обустраивая имение на английский лад, увлекается нововведениями. Несмотря на долги, у дочери Муромского в наставницах мадам англичанка. Все это не по нраву его ближайшему соседу - Ивану Петровичу Берестову, крепкому хозяйственнику, консерватору и, в принципе, любимому и уважаемому всеми человеку. «Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера», - говорит о Берестове автор, подчеркивая разность героев.

Лиза - девушка приятной внешности, смуглое лицо, чёрные глаза, она избалованна, резва, любит проказы. Муромская живет в глуши, и неожиданно появившийся Алексей возбуждает живое любопытство «черноглазой шалуньи». Это любопытство еще больше разжигает ее служанка Настя, которая, побывав на именинах поваровой жены, рассказывает, что молодой Берестов удивительно хорош собой, к тому же весел и баловник необыкновенный.

Основное пространство это лесная тропинка, где гуляют молодые люди. Но из открытого пространства мы временами перемещаемся на замкнутое, и это дом Лизы, где Алексей Лизу увидит в совсем другом облике. Молодому Брестову на столько понравилась бедная крестьянка, что он был готов уйти из дому и всё достичь своими руками, лишь бы быть с Акулиной. Он был настолько влюблён в неё, что уже отправился к Мурмонскому, чтобы сказать, что не будет жениться на Лизе, а там его ожидает сюрприз, его Акулина оказывается Лиза.

Время в «Барышне-крестьянке» реальное, настоящее. Все действия происходит на притяжении одного времени, время движется вперёд. И главные герои с нетерпением всегда ждут наступления каждого дня. Потому что это означает, что они смогут снова встретить друг друга.

В этой повести мы наблюдаем, то, что ради сильной любви человек готов отказаться от всех своих принципов, чтобы быть счастливым.


Общие черты

пушкин повесть белкин проза

Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности - это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза - точная, краткая, мужественная, «голая», как однажды выразился Лев Толстой.

В каждой из этих повестей мы видим, что присутствует лошадь. И оно является главным мотивом всего этого. В «Метели» лошадь увозит Владимира очень далеко от ему нужного места, и лошади, которые увозят Марью из дома её отца. «Гробовщик» нам представляет лошадь как информатора, потому что верхом к Адриану прискакали, чтобы сообщить о смерти Трюхиной. В «Станционном смотрителе» на лошадях увозят любимую дочь смотрителя, и потом в родные края Дуня прибывает в карете в шесть лошадей, и это знак её благополучия, того что она не бедно живёт. В «Барышне-крестьянке» лошадь скидывает Мурмонского, и благодаря этому двоя давних врагов мирятся. А в «Выстреле» лошади увозят Сильвио в Москву, к графу, чтобы выполнить свой давний долг.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Есть в школьной программе по литературе одно замечательное произведение классика и романтика Александра Сергеевича Пушкина. Сам поэт и писатель не стал указывать своего авторства, отдав его вымышленному персонажу - покойному Ивану Петровичу Белкину. «Повести Белкина», краткое содержание которых известно абсолютно всем с ранних лет, представляют собой пять уникальных рассказов о житейских перипетиях разных героев. Объединяет их только рассказчик, который стал случайным свидетелем этих сцен, передающий их краткое содержание.

«Повести Белкина» - это пять отдельных историй о простых людях, разбросанных в разных уголках огромной Российской империи. Это и драмы, и комедии, и пародии, которые присутствовали в реалиях того времени. Но и сейчас они имеют место в современном мире. В них красной нитью проходит тема борьбы за собственное счастье. Оно ведь для каждого человека разное и путь к нему также разнообразный. Что такое «Повести Белкина»? Краткое содержание настоящего земного счастья, житейская мудрость, основы общепринятой морали и бытового поведения.

«Повести Белкина»: краткое содержание

Первая история носит название «Выстрел». В ней рассказывается о Сильвио - храбром человеке с сильным характером и экзотическим именем. Он знал всю тяжелую жизнь в глубинке и армейских гарнизонах. Он привык, что судьба не баловала его, и привык за все платить по счетам. Однажды на дуэли он встретился с другим человеком, которому всегда сопутствовал успех. Он даже не боялся смерти. Отказавшись от дуэли тогда, он разыскивает графа через несколько лет, когда тот собирался жениться. Сильвио преподнес ему урок: всегда нужно дорожить тем, что у тебя есть.

Повесть «Метель» - это романтическая баллада о неравной любви и родительском запрете. тайком убегает, чтобы в маленькой церкви под вой снежной бури заключить брак. Но, увы, счастье было недолгим: хотя родители и приняли бедного зятя, он вскоре погибает.

В «Гробовщике» рассказчик поведает слушателям об серых буднях Адриана Прохорова, который приглашает покойников к себе в гости. Как и в знаменитой опере о Дон Жуане, они приходят к нему. Но огрубевшая от повседневных забот душа гробовщика даже не испугалась. Герой стал вспоминать детали похорон каждого гостя: какие были гробы, сколько он заработал на них… Утром он просто отбросил воспоминания о мрачном сне и вернулся к своим обязанностям.

«Барышня-крестьянка» являет собою счастливую историю о русских Ромео и Джульетте. А «Станционный смотритель» - это лучшая часть цикла «Повести Белкина». Краткое содержание ее - это расставание дочери и отца, тоска друг за другом, борьба разума и чувств. Смерть Вырина и приезд на его могилу знатной барышни показывают, что все мучения старика были напрасны: Дуня счастлива, а ее возлюбленный не оказался подлецом. Последнее «прости» девушка уже говорила небольшому могильному холмику.

Эти пять историй учат нас, что нет маленьких и больших людей. Есть только Человек, который сам кует свою судьбу и сам за нее в ответе. А инструментами в этом нелегком занятии являются упорство, вера в лучшее, благородство и Вот о чем писал Пушкин. «Повести Белкина», краткое содержание которых не может передать ту красоту художественного слова, которая присуща гению, заставляют читателя задуматься о смысле бытия.

БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ

БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ - вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина (ср. незавершенную пушкинскую «Историю села Горюхина», также приписанную Белкину; в ней Белкин сравнивает себя со знаменитым французским историком аббатом Милотом), рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец - секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший стыдливостью «истинно девической»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Белкин именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» Белкина читатель узнает из письма «одного почтенного мужа», ненарадовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Белкина - Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Такой простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром - и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, - а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает - и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое построение принадлежало непосредственно Пушкину - это выглядело бы очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей - Белкин. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это - усредненный Пушкин. Белкин даже росту и то «среднего»; его портрет - подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Белкин неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень - и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей - не «литературны», а «бытийственны».

Впрочем, когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мыслью к Ивану Петровичу, то вдруг понимает, что и сам Белкин построил свою жизнь «романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» - рукописи Белкина после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.

Литература:

Якубович Д. П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта // Пушкин в мировой литературе: Сб. статей. Л., 1926.

Томашевский Б. В. Заметки о Пушкине. 2. Белкин и Гиббон // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л, 1939. Т. 4–5.

Из книги Статьи. Журнальная полемика автора

ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ * Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,

Из книги Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник автора Горбунов Арнольд Матвеевич

ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ ОЗ, 1868, № 10, отд. «Совр. обозрение», стр. 273–274 (вып. в свет - 9 октября). Без подписи. Авторство указано В. Е. Евгеньевым-Максимовым на основании письма Салтыкова к Н. А. Некрасову, датируемого концом сентября - началом октября 1868 г. («Печать и

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

КАЗАНЦЕВ Александр Петрович (Род. в 1906 г.) Две главные темы проходят через все творчество А. Казанцева. Первая - благородный труд ученых, стремящихся своими изобретениями поднять жизнь человечества на высшую ступень; иногда раскрытие этой темы принимает у писателя форму

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино Европы автора Дорошевич Александр Николаевич

Из книги Дневники русских писателей XIX века: исследование автора Егоров Олег Георгиевич

ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДР (Petrovic Aleksandar). Югославский кинорежиссер. Родился 14 января 1929 г. в Париже, умер в 1994 г. там же. Закончил философский факультет Белградского университета, в 1948 г. учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии (ФАМУ), но был вынужден прервать учебу и

Из книги Скрипач не нужен автора Басинский Павел Валерьевич

Михаил Петрович ПОГОДИН Путевой дневник – один из популярнейших литературных жанров в XIX веке. Своим происхождением он во многом обязан литературе путешествий эпохи романтизма и сентиментализма. Л. Стерн на Западе, А.Н. Радищев и Н.М. Карамзин в России сформировали

Из книги Некрологические заметки автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Виктор и Петрович «Иваныч и Глеб» – называлась статья Дмитрия Мережковского о Глебе Ивановиче Успенском, впервые опубликованная в газете «Речь» в 1909 году. (Кстати, благословенные для литературной критики и публицистики времена, когда большая статья могла печататься аж

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Егор Петрович Ковалевский Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная, так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы будущего писателя прошли в Арзамасе.В годы

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы писателя прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны,

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Валентин Петрович Катаев (1897–1986) Валентин Петрович Катаев родился в Одессе в семье учителя. С девяти лет он начал писать стихи, некоторые из них были опубликованы в одесских газетах.В начале Первой мировой войны пошёл в действующую армию в артиллерийскую бригаду.

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем. Мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны, когда отца

Из книги Пантеон российских авторов автора Карамзин Николай Михайлович

Виктор Петрович Астафьев В. П. Астафьев – наш современник. Он родился и живет в Сибири. Его творчество широко и разнообразно, как природа этого края. У писателя «сибирский характер», и такие же сильные русские характеры он любит изображать в своих книгах. Перу

Из книги автора

Александр Петрович Сумароков А. П. Сумароков – выдающийся деятель русской культуры XVIII века. Именно он был основателем и директором первого русского государственного театра. Его пьесы стали основой национального репертуара русских театров, а в стихотворстве он успешно

Из книги автора

Александр Петрович Сумароков «Сокрылись те часы, как ты меня искала…» Сокрылись те часы, как ты меня искала, И вся моя тобой утеха отнята: Я вижу, что ты мне не верна ныне стала, Против меня совсем ты стала уж не та. Мой стон и грусти люты Вообрази

Из книги автора

Сумароков Александр Петрович Действительный статский советник и св. Анны кавалер, родился 1718, умер в 1777 году.Имя Сумарокова было в свое время так же велико, как имя Ломоносова. Один славил Елисавету на лире и на кафедре академической; другой пленял ее чувствительность