Столица японии в средние века. Япония в средние века – кратко о Стране Восходящего Солнца

До введения территориального деления армия Японии состояла из родовых дружин. Вместе с надельной системой в Японии была введена обязательная воинская повинность.

"Тайхо Ёро рё" среди других министерств выделяет и военное министерство, ведавшее именными списками офицерского состава, их аттестацией, отбором, назначением и пр. В его подчинении было несколько штабов и управлений: арсенальное, военно-музыкальное, корабельное, соколиной охоты.

Армейские части были территориальными, но формировались и содержались в провинциях и уездах. Из одного двора брали одного новобранца. Сыновья и внуки обладателей рангов пользовались льготами, освобождались от службы в армии. Бойцы территориальных крестьянских ополчений составляли своеобразный резерв, они не отрывались от повседневного крестьянского труда. Срочной до трех лет была служба в пограничных войсках, гвардейских и сторожевых частях.

Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками, двухсотниками, которые могли быть незнатного происхождения, но храбрыми воинами. Начиная с тысячников для назначения требовался уже соответствующий ранг. Армейская часть более 20 человек могла направляться в поход только по приказу императора.

Невыполнение боевого приказа или отсутствие вооружения в боевой обстановке могло наказываться смертной казнью по решению командующего. Служба в пограничных войсках освобождала других членов двора призывного возраста от мобилизации. От срочной дворцовой и пограничной службы освобождались новобранцы, если был болен отец или старший двора. Пограничники брали с собой на службу рабов, жен, наложниц.

С ростом частной феодальной собственности, с междуусобными войнами, крестьянскими восстаниями было связано формирование особого военно-феодального слоя самураев - профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Особое мировоззрение японских самураев, особый "кодекс чести" строился на ярко выраженном презрении к крестьянскому труду, на конфуцианских принципах покорности и беспрекословного подчинения приказу. Нарушение кодекса чести влекло для самурая самоубийство - харакири.

Крестьянские ополченские формирования продолжали существовать вплоть до XVI в. В связи с массовыми крестьянскими восстаниями правящие круги поняли нежелательность дальнейшего сохранения оружия у крестьян. Еще в XV в. феодалы в отдельных княжествах разоружили крестьян, но в общенациональном масштабе это произошло в конце XVI в., когда сёгуном Моёто-ми Худэёси в 1588-1590 гг. по всей стране у крестьян было отнято оружие. Это мероприятие получило название "охоты за мечами". Указом 1591 года крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям - заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью.

Самурайское войско состояло в основном из конницы. С введением огнестрельного оружия конница постепенно сходит на нет и ее место занимает пехота.

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

пагода – архитектурное строение, типичное для культуры Дальнего Востока с характерной четырёхскатной крышей с коньком, часто такими же четырьмя скатами разделены и этажи;

синтоизм – традиционная религия Японии, наделяющая душами всё окружающее человека, родилась из анимизма;

самурай – представитель особого японского феодального сословия, для которого характерны определённые нормы и особенности поведения и собственная тактика боя;

сёгунат – государственное устройство, при котором несмотря на сохранение формальной власти императора, реальная находиться в руках главы самурайского сословия (сёгуна).

1. Совпадает ли время наступления Средневековья в странах Востока и Европе?

Время наступления Средневековья не совпадает. В Западной Европе это 476 год: падение Западной Римской империи – великого государства, которое многие века после этого воспринимали как образец. В Китае падение такого великого государства, которое долго воспринимали как образец, случилось в III веке. Имеется в виду династия Хань и наступление периода Троецарствия (царств Вэй, Шу и У). Стоит вспомнить, что в III веке, в период солдатских императоров, и Римская империя была близка к распаду, но устояла.

2. Составьте хронологию китайской политической истории.

Хронология:

265-420 годы – династия Цзинь;

420-589 годы – период Южных и Северных династий;

581-618 годы – династия Суй;

638-907 годы – династия Тан;

907-960 годы – эпоха пяти династий и десяти царств;

960-1279 годы – династия Сун;

1271-1368 годы – династия Юань (монгольское владычество);

1368-1644 годы – династия Мин.

3. Что изменилось в Китае в эпоху правления монголов? Как долго они правили?

Началом правления династии Юань считается 1271 год, хотя тогда она владела ещё не всем Китаем. Окончательно она пала через 97 лет в 1368 году.

Монголы полностью изменили систему управления страной. Они упразднили большинство контролирующих органов, систему экзаменов для претендентов на чиновничьи должности, разделили страну всего на 8 провинций, наместники в которых были склонны к сепаратизму. Результатом стали войны между самими монголами.

Главным было угнетение коренных китайцев. Всё население завоеватели разделили на 4 категории: монголов, иностранцев, северных китайцев и китайцев южных. На все ответственные посты могли назначаться только монголы, а китайцам было даже запрещено передвигаться ночью по улицам.

Результатом стала система, с которой китайцы не могли смириться даже через несколько поколений после завоевания и в итоге свергли ослабленную усобицами власть монголов.

4. По карте (с. 169) определите, на каких островах расположена Япония. Расскажите о периодах политического развития Японии в VII-XV вв.

Япония расположена на островах: четырёх крупных (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю) и множестве мелких. При этом из крупных островов Хоккайдо до конца XV века почти не был подчинён Японии, за исключением небольших районов на юге.

Периоды политического развития:

250-710 годы – период Ямато: возникновение японской государственности и адаптация китайской письменности;

710-794 годы – период Нара: ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, в частности буддизма и поэзии;

794-1185 годы – период Хэйан или Фудзивара: период придворной культуры, которая старалась отгородиться от суеты окружающего мира и сосредоточиться на прекрасном, при этом усиление самурайства и выделение из его среды наиболее могущественных домов;

1185-1333 годы – период Камакура: период первых сёгунатов, фактического отстранения от власти императорского двора;

1333-1336 годы – реставрация Кэмму: попытка вернуть власть императору;

1336-1573 годы – период Муромати: период постоянных более или менее интенсивных войн между самурайскими кланами.

5. Используя учебник и дополнительные источники информации, подготовьте план ответа по теме «Влияние китайской цивилизации в Японии». Пункты плана должны быть детализированы в подпунктах.

Развёрнутый план ответа:

1. религиозное влияние –

а) проникновение буддизма в Японию,

б) синтез буддизма и синтоизма;

2. происхождение японской письменности –

а) система кабун,

б) система манъёгана,

в) система кана,

г) современная письменность;

3. другие влияния –

а) архитектура,

б) одежда,

в) рисунок на шёлке,

г) чайная церемония.

6. Подготовьте сообщение об обычаях и традициях самураев. Сопроводите его электронной презентацией.

Самураи. Рыцари Дальнего Востока: из серии «Что есть что». – М.: Слово, 1997;

Хироаки, Сато. Самураи: История и легенды. – М.: Евразия, 1999;

Нитобэ, Инадзо. Бусидо – душа Японии. – М.: София, 2004;

Баженов, А.Г. История японского меча. – Спб.: Балтика, 2001.

1. Какая характерная черта политического развития Китая прослеживается от древности к эпохе Средневековья?

И в древности, и в Средние века, Китай периодически то распадался на отдельные царства, то объединялся в единую империю.

2. Составьте подробную схему системы управления империи Тан. Используйте текст учебника и фрагмент источника «Государственная организация империи Тан» (с. 172-173). Какая форма правления была в империи Тан?

Империя Тан была абсолютной монархией. Там действовала следующая система управления:

3. Назовите особенности развития средневекового Китая. Что в истории Китая было традиционным для всех государств Востока?

Черты развития Китая, традиционные для стран Востока:

Смена периодов единства и раздробленности;

Правитель был верховным собственником земли;

Земельно-надельная система;

Причинами падения империй часто были иноземные завоевания.

Особенности Китая:

Чиновники, а не знать играли ключевую роль в империи (при этом в периоды стабильности чиновником мог стать любой человек, овладевший определёнными знаниями);

Гораздо большую роль, чем во всех других странах, в Китае играли крестьянские восстания;

Несмотря на все политические бури, основная система государственного устройства в периоды стабильности возвращалась к одной системе;

Большую роль в Китае играло конфуцианство, а значит почитание старших по возрасту и по рангу.

4. Опишите особенности сёгуната как формы государства в Японии. Сколько было периодов в истории сёгуната и по какому признаку они выделяются?

Должность сёгуна существовала и до установления сёгуната. Её занимал полководец, которого императорских двор посылал на выполнение того или иного задания. Но в результате гражданских войн между самурайскими домами эта должность стала наследственной. Сёгуны забрали себе всю полноту власти, оставив императорам лишь культовые функции и формальную власть.

В истории сёгуната с установления его в XII веке до низложения последнего сёгуна в XIX насчитывается 4 периода: Камакура, Муромати, Адзути-Момояма, Эдо. Они выделяются по тому, в каком городе находилась ставка сёгуна, то есть столица. Внутри этих периодов выделяются подпериоды по правившим династиям сёгунов.

Повторение и обобщение

2. Прочитайте одно из художественных произведений эпохи Средневековья или исторический роман, описывающий события эпохи, и напишите на него рецензию.

Роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» впервые был опубликован в 1823 году, но до сих пор, спустя почти 2 века читается с интересом, как и многие другие произведения этого автора. Он повествует о борьбе французского короля Людовика XI со своим вассалом Карлом Смелым герцогом Бургундии, а конкретно об узле противоречий вокруг Льежского восстания около 1468 года, причём само восстание становиться лишь кульминацией, основной сюжет посвящён тайным интригам сторон.

Роман интересно читается, изобилует неожиданными сюжетными поворотами. Писатель выводит на сцену множество персонажей как исторических (вроде короля Франции и герцога Бургундии), так и полностью вымышленных (вроде главного героя – одного из королевских шотландских стрелков Квентина Дорварда), судьбы которых причудливо переплетаются.

С исторической точки зрения роман достаточно достоверен. Автор приложил много усилий для изучения биографий и характеров показанных им исторических личностей. Причём это не только высшая знать, но и такие деятель той эпохи как Оливье лё Дэн (формально цирюльник короля, а на самом деле его доверенное лицо и один из главных агентов), Мартиус Галеотти (астролог короля) и др. Каждому из них придана своя индивидуальность. Также в романе вполне достоверно показаны малоизвестные стороны жизни французского общества XV века, такие как судьба цыган.

Интересно и вполне достоверно отражены многие мелкие черты исторической действительности, вроде разницы доспехов рыцаря и простого стрелка в поединке Квентина Дорварда и Франсуа Дюнуа. Восставший льежец колоритно жалуется на то, что доспехи ему жмут, потому что он не одевал их с прошлого восстания, а с того времени немного потолстел – также ситуация вполне жизненная. Отлично описан экзамен, устроенный якобы герольду (а на самом деле цыгану Хайраддину), присланного к Карлу Смелому. Видно, что автор хорошо был знаком с историческими исследованиями на соответствующие темы.

Безусловно, Вальтеру Скотту приходиться кое-что придумывать. Но чаще всего он не искажает сведения исторических источников, а восполняет пробелы. Прямые противоречия источникам также встречаются. Так в конце романа гибнет Гийом де Ламарк по прозвищу Арденнский Вепрь. На самом деле он умер спустя долгие годы после тех событий, пережив и Карла Смелого, и Людовика XI. Но эти отклонения незначительны, касаются мелких деталей или личностей, не сыгравших большой роли в истории, но значимых для сюжета романа.

«Квентин Дорвард» хорош как художественное произведение. Также он довольно достоверно показывает реалии Франции XV века. При этом вплетённые в захватывающий сюжет, они запоминаются куда лучше, чем сведения из сухих научных трудов или учебников. Читать этот роман, безусловно, полезно.

3. Проведите исследование на тему «Взаимовлияние мусульманской и европейской культур в Средневековье».

Уотт, У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. – М.: Наука, 1976;

Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в Средние века. – Спб.: Изд-во СпбГУ, 2003;

Каптерева, Т.П. Искусство Испании. – М.: Изобразительное искусство, 1989;

Максимов, Ю. Религия креста и религия полумесяца. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004.

Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Анализируемая цитата:

«Следует ли рассматривать Крестовые походы как военную помощь Восточной империи, или как продолжение испанской Реконкисты в новом направлении, или как вооружённое паломничество н Иерусалим... или как коллективное действие во искупление грехов, или. наконец, как военные операции с очень сильной эсхатологической окраской? Очевидно, ни одна из упомянутых интерпретаций не исключает других, а соответствующие мотивации Крестовых походов в исторической реальности тесно переплетались одна с другой...» (Ж. Флори. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века).

Крестовым походам сложно дать краткую исчерпывающую характеристику. Прежде всего, их тяжело рассматривать как единое явление. В общую картину неизбежно с трудом будет вписываться Крестовый поход детей 1212 года и другие не менее экстравагантные явления. Не нужно забывать, что поход против альбигойцев Лангедока (в Южной Франции) также был официально признан крестовым. Но даже если анализировать только походы, официально объявленные папством крестовыми (поход детей папой не признан) и направленные за пределы Европы, всё равно между I и IV компаниями мало общего.

Крестоносное движение вряд ли являлось продолжением Реконкисты. В походах в Святую землю не было значительных контингентов с Пиренейского полуострова, также как и на этот полуостров не ехали для борьбы с мусульманами рыцари из других частей Европы. Данный театр военных действий был негласно признан исключительно зоной действий местных правителей, также как Прибалтика – зоной действий крестоносцев из германских государств.

Вооружённым паломничеством эти походы были, тем более, что в источниках участников походов нередко так и называют пилигримами. Но паломники приходят, поклоняются святыням и уходят, а часть крестоносцев оставалась в основанных ими же государствах. Особенно в I походе было много людей, которые шли специально, чтобы поселиться на новых местах. Причём это движение распространилось среди простолюдинов и приняло массовый характер.

Кроме того, не все походы были направлены на Иерусалим или другие типичные цели паломников. Участники IV крестового похода в 1204 году вынуждены были изменить цель похода под влиянием обстоятельств, но VII крестовый поход 1248-1254 годов был изначально направлен против Египта, а VIII поход 1270 года – против Туниса. Ни к каким святым местам их участники придти не планировали, а стремились ослабить мусульманских правителей, угрожавших владениям христиан в Палестине.

Помощью Византии являлся только первый поход. К нему призвал папа римский Урбан II именно после того, как получил просьбу о помощи из Константинополя. Но последующие компании такой цели перед собой не имели. И назвать тут можно не только IV поход, который не помог Византии, а уничтожил её. Другие, начиная со II, предпринимались в поддержку не Константинополя, а основанных в ходе I похода государств (прежде всего, Иерусалимского королевства).

Многие эпизоды крестоносного движения действительно были по сути своей военными операциями. VIII поход после смерти его вдохновителя Людовика IX Святого в 1270-1272 годах продолжали лишь английские войска под руководством принца Эдуарда (к концу похода – короля Эдуарда I Длинноногого). Никакие идеалы не заставили рыцарей из других стран продолжать поход после того, как на родину вернулись их вожди. Английские же воины следовали за своим сеньором, который решил бороться дальше. Точно так же рыцари поступали в ходе европейских конфликтов. Безусловно военной операцией был Норвежский крестовый поход 1107-1110 годов, который ещё называют последним рейдом викингов.

Таким образом, на мой взгляд спорна сама попытка автора цитаты охарактеризовать крестовые походы как нечто единое, лучше рассматривать их как ряд отдельных явлений.

§ 33. Япония в средние века

Природа и население Японии

Япония лежит к востоку от Китая и Кореи, расположена она на тысячах мелких и четырех крупных островах. Согласно легенде, изогнутая цепь гористых островов возникла от упавших в океан капель с копья древнего бога.

Традиционное японское жилище

Климат Японии теплый, благоприятный для сельского хозяйства. Но заниматься земледелием в Японии было непросто. Пригодных для посевов полей было немного, так как бо?льшую часть страны занимают горы, среди которых много вулканов. Нередко страна страдала от стихийных бедствий: землетрясений, извержений вулканов, наводнений, горных обвалов, ураганов; огромные океанские волны – цунами – сметали прибрежные поселения. Чтобы противостоять стихии, людям нужно было выработать в себе мужество, терпение, самообладание. Японцы давно поняли, что только дисциплинированность, трудолюбие, подчинение старшим позволят им победить невзгоды и выжить. Этим объясняется прочность и долговечность сельской общины в Японии.

Демон-фонарщик. Средневековая скульптура

Предки современных японцев переселились на острова из Азии. Они умели выращивать рис, ставший основной пищей японцев, и разводили скот. Воюя с местными племенами, они постепенно заселили все четыре главных острова архипелага. Издревле большое влияние на культуру, религию и государство Японии оказывали ее соседи – Китай и Корея.

Японское государство

Согласно легенде, первым правителем Японии был император Дзимму, живший в VII веке до н. э. Однако ученые считают, что первое государство здесь появилось на рубеже III–IV веков на землях племени Ямато. К VII веку вожди Ямато подчинили себе другие племена на островах Кюсю и Хонсю, нередко они совершали завоевательные походы против Кореи.

Многие японцы полагают, что существующая и поныне императорская династия имеет божественное происхождение. Предком императоров называют богиню солнца Аматэрасу, которая передала им знаки власти – бронзовое зеркало (символ божественности), яшмовые бусы (символ верности подданных) и меч (символ могущества). Император пользуется всеобщим почтением и уважением. Однако реальной власти у него почти никогда не было. Страной правили, сменяя друг друга, представители богатых и знатных семей.

Чиновник. Средневековая скульптура

Важное событие произошло в 645 году. Сторонникам императора удалось совершить переворот и устранить от власти могущественный род Сога. Начался период преобразований, которые японцы назвали временем Великих перемен. Их целью было укрепление государственной власти. Примером для японского императора послужил Китай, где после нескольких столетий раздробленности и междоусобных войн возникло сильное единое государство. Теперь все должны были подчиняться единым законам, а местные власти – неукоснительно выполнять распоряжения императорского правительства. Знать лишилась своей прежней власти. Вся земля была объявлена собственностью императора, крестьяне получили наделы, за которые должны были нести повинности и платить подати. Для управления страной, так же как в Китае, японскому императору потребовалось множество чиновников, ведавших сбором налогов, организацией армии, следивших за порядком в стране. За службу они получали от императора земельные наделы.

Вспомните, какой властью в Китае обладал император.

Постепенно власть императоров стала ослабевать. С VIII века реальными правителями государства стали представители знатного рода Фудзивара. Они правили, не считаясь с императорами, которые жили затворниками в своих дворцах.

Постепенно знатные семьи сосредоточили в своих руках большие земли и стали передавать их по наследству. Знать могла содержать военные отряды, которые использовались для войн с соседями и междоусобных столкновений. Воинов, служивших знатным хозяевам, называли самураями (от слова «служить»). Первоначально их набирали из богатых крестьян, охотников, домашних слуг, а затем воинское занятие стало наследственным. За службу самураи получали земельные наделы с крестьянскими дворами. Со временем самураями стали называть представителей всего воинского сословия – и простых воинов, и предводителей крупных отрядов.

Битва между отрядами самураев. Средневековый рисунок

Главным занятием и смыслом жизни самураев считалась война. Они мечтали о том, чтобы с доблестью погибнуть на поле боя за своего господина. Самураи не должны были сдаваться в плен или отступать. «Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать свое имя и умереть с улыбкой, без унизительной поспешности», – говорилось в труде, излагавшем правила поведения воина. Самурай, совершивший проступок, недостойный его положения, или потерявший своего господина, должен был совершить обряд самоубийства – сэппуку (или харакири). Тем самым он должен был доказать свое мужество и самообладание. Правила поведения самурая, его «кодекс чести» были изложены в книге, получившей название «Бусидо» («путь воина»). Вооружение воина состояло из двух мечей, копья и длинного лука. Настоящий самурай должен был изучать науки, упражняться в поэзии и искусстве.

Сражение войск самурайских родов Тайра и Минамото. Средневековый рисунок

Захват власти сёгунами

В XII веке развернулись войны между различными самурайскими группировками. Победу в междоусобице одержал самурайский род Минамото. В 1192 году его глава объявил себя сёгуном. С этого времени до XV века, когда начался период раздробленности, страной управляли сёгуны. Они лишили императоров всякой власти, но правили от их имени. Для японцев личность императора была священной, а сёгуны заявляли, что выполняют его волю. Поэтому любое непослушание военному правителю считалось выступлением против императора и жестоко каралось. В XIV веке император попытался вернуть себе власть, но удержать ее не смог, и к власти пришел новый род сёгунов-самураев.

Чтобы управлять Японией, сёгуны создали военное правительство. Оно распоряжалось войском, чиновниками и сбором налогов. В разные части страны были посланы доверенные люди сёгуна, а его главной опорой стали верные самураи. Сегунам удалось укрепить государство и отразить первое за несколько столетий иноземное вторжение: Япония избежала монгольского завоевания. Монгольский хан – сын Чингисхана, правивший в Китае, дважды пытался захватить Японские острова. После первой неудачи в 1281 году он приказал поставить бок о бок несколько тысяч лодок, перегораживавших Корейский пролив. По проложенному по ним настилу в Японию должна была вторгнуться монгольская конница. Однако внезапно налетевший тайфун разметал суда. Япония была спасена.

Религия и культура средневековой Японии

Так же как и в Китае, в средневековой Японии происходило переплетение различных религий. Всеобщим уважением в Японии пользовался синтоизм («синто» – путь богов). Согласно мифам, в которые верили все японцы, японский народ имел божественное происхождение. Предками императора были духи Неба, а простых людей – духи более низкого порядка. Синтоисты почитают многочисленных духов предков и верят, что после смерти сами станут духами. Для сторонников синтоизма священна сама природа Японии, населенная сверхъестественными существами. Верховным жрецом синтоизма был божественный император.

Будда. Японская скульптура

В VI веке в Японию из Китая пришло учение буддизма. Первыми его приверженцами стали представители придворной знати. Они рассчитывали с помощью новой религии укрепить центральную власть и объединить страну. Сосредоточенность, самоконтроль, характерные для буддизма, легли в основу воспитания и тренировки воинов-самураев. Во многих частях страны стали возникать буддийские монастыри.

Приход буддизма способствовал распространению в Японии грамотности. Японцы заимствовали из Китая иероглифическую письменность, которая использовалась при написании священных буддийских текстов. Первые школы возникли при буддийских монастырях. Буддизм повлиял на японскую архитектуру и изобразительное искусство. В стране стали строиться грандиозные храмы, украшенные скульптурными изображениями Будды и святых. Самым знаменитым храмом Японии является «Храм процветания закона» в древней столице городе Нара, сооруженный в VII веке. Он состоит из 53 зданий, в которых помещались многочисленные статуи.

В Японии не было религиозных конфликтов между синтоизмом и буддизмом, которые подчас в представлениях японцев сливались воедино. В синтоизме берет начало важная черта японской культуры – почитание природы, ее красоты и гармонии. Японцы стремились не изменять природу, а жить в согласии с ней, любоваться ею. Здания строились таким образом, чтобы составлять единое целое с окружающей средой, а храмы и дворцы окружались садами, воссоздающими девственную природу. Привыкшие довольствоваться тем, что у них есть, японцы ценили прекрасное во всем окружающем, даже в таких обыденных предметах, как посуда или одежда.

Подведем итоги

Власть императора в Японии была слабой, что позволило прийти к руководству государством представителям самурайских родов – сегунам. Многое в общественной жизни и культуре Япония заимствовала у других народов. На этой основе возникло своеобразное общество с высокой культурой.

Сёгун - титул военного правителя.

Синтоизм - языческая религия японцев.

645 Переворот, осуществленный сторонниками императора. Начало Великих перемен.

1192 Захват власти сёгунами.

1281 Неудачное вторжение монголов в Японию.

«При получении приказа государя следует ему полностью повиноваться. Небо – господин, а Земля – слуга; Небеса покрывают сверху, а Земля поддерживает».

(Из японских законов VII века)

1. Какое влияние природа Японии оказала на хозяйство и культуру страны?

2. Чем отличалось положение японского императора от китайского?

3. Кто такие самураи? Какие правила поведения существовали у самураев и что у них было общего с западноевропейским кодексом рыцарской чести?

4. Как сёгуны сумели захватить власть? Как они управляли страной?

5. Как религия повлияла на культуру Японии?

6. Каково было влияние Китая на государство и культуру Японии?

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 26. Китай и Япония в средние века Китай – Срединное государствоКитай – одна из крупнейших стран мира с древней историей и богатой культурой. Государство возникло здесь около четырёх тысяч лет назад. С тех пор периоды существования единого государства неоднократно

Из книги Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 1 автора Гитин Валерий Григорьевич

Средние века Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов. Василий Ключевский Пожалуй, идеализация идолов - одна из самых характерных черт второй серии исторического трагифарса. Идолы существовали и раньше, в первой

Из книги История войн и военного искусства автора Меринг Франц

6. Средние века Показав лучшие свои стороны, историк Дельбрюк немедленно раскрывает себя и с наихудшей стороны. Он не хочет признавать внутреннего разложения Римской мировой империи - ни хозяйственного, ни духовно-морального ее упадка; по его мнению, она оставалась

Из книги Человек в зеркале истории [Отравители. Безумцы. Короли] автора Басовская Наталия Ивановна

Средние века

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Средние века

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Средние века Интриги святой Феодоры Одним из самых известных в истории властителей Византийской империи был Юстиниан I (483-565 гг., император с 527 г.). Придворное общество времен Юстиниана представляло собой эталон мира аристократических интриг, коварства и преступлений.

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Средние века

Из книги История папства автора Гергей Енё

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

3. СРЕДНИЕ ВЕКА Введение Самыми знаменательными датами средних веков для англичанина являются 1066 и 1485 года. Победа Вильгельма Завоевателя при Гастингсе в 1066 г. привела к нормандскому завоеванию Англии и в конечном итоге обусловила переориентацию Британских островов со

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Международное тайное правительство автора Шмаков Алексей Семенович

Б. Средние века

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

В средние века Князья Мавритании тоже пытались отыскать Атлантиду. С этой целью они исследовали Канарские острова, расположенные в океане перед их западноафриканскими владениями. Известно, что при нумидийском царе Юбе II на Канарских островах были основаны мастерские

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

4. СРЕДНИЕ ВЕКА («Московская правда» («Зазеркалье»). 1998. Август. № 67)Средневековье, Средние века – это понятие придумано в Италии в XVI веке, но мы давно привыкли пользоваться нашими энциклопедическими формулировочками. Не будем изменять привычке и теперь. «Средневековье

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

История Японии отсчитывается не с какой-то конкретной даты. Заселение территорий началось около 40 тыс. лет назад, хотя, разумеется, ни о каком государстве речи тогда не шло. Древние японцы жили небольшими общинами по 20-30 человек, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством. Примерно за три столетия до нашей эры из Кореи и Китая на острова были завезены технологии рисоводства и кузнечного дела. Ведение сельского хозяйства подразумевало оседлый образ жизни, а культивирование риса, требовавшего постоянного полива, привело к тому, что общины стали переселяться в долины рек. Именно с появлением сельского хозяйства племенные союзы начали объединяться в подобия небольших государств.

Первые упоминания о государствах, расположенных на территории современной Японии появились в китайских хрониках I века нашей эры. Три десятка из ста, о которых упоминают исторические хроники тех лет, наладили контакты с Китаем, отправляя туда свои посольства и дань.

Под властью племени Ямато страна начала постепенно объединяться. Именно Ямато дали Японии императорскую династию, первым представителем которой был император Дзимму, взошедший на престол якобы в 660 году до нашей эры. Однако большинство историков склонны считать Дзимму мифологическим персонажем, да и само возникновение династии относить к периоду не ранее середины I века до нашей эры.

Период Кофун

К концу III века нашей эры практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переезжал в новую столицу, поскольку обычай не разрешал ему жить в месте, где осталась могила предшественника. И только в 710 году была основана постоянная столица государства город Хэйдзё-кё (современная Нара), а всего за 9 лет до этого был составлен первый законодательный свод, который формально действовал до принятия Конституции в 1889 году.

Примерно в середине VI века началось распространение буддизма. Несмотря на противодействие синтоистских жрецов, которое привело к конфликтам и нескольким войнам, со временем учение обрело популярность в высших слоях аристократического общества и стало государственной религией. Однако низшие слои общества продолжали исповедовать синтоизм.

В 645 году к власти пришел аристократический клан Фудзивара, который сосредоточил фактическую власть в своих руках, в то время как императору оставалась лишь роль верховного жреца.

Период Нара и Хэйнан

Отсчет периода начинается с постройки столицы Хэйдзё на территории современного города Нара. В это время в подчинении столицы находится более 60 провинций, каждая из которых возглавлялась своим губернатором, назначенным из центра. Согласно принятому за несколько лет до этого своду законов, земля и проживающее на ней население считались собственностью государства. В период Нара, длившийся около 80 лет, в значительной степени возросло влияние буддизма. В столице были построены самые большие храмы и монастыри. Одному буддийскому монаху из захудалого провинциального рода удалось настолько подчинить себе жившую в то время императрицу Кокэн, получившую при повторном восшествии на трон имя Сётоку, что он даже возжелал стать императором. Однако смерть императрицы помешала его планам, а для того чтобы избежать влияния буддистов на членов императорской семьи, столица переносится в город Хэйан. В новой столице не было построено ни одного буддийского храма.

В течение последовавшего периода Хэйан фактическая власть была сосредоточена в руках клана Фудзивара. В течение нескольких столетий девушки этого клана выходили замуж за членов императорской династии, все больше укрепляя родственные связи. Это привело к тому, что на ключевых должностях зачастую оказывались люди неспособные к государственной деятельности.

В конце IX века Япония прекращает официальные отношения с Китаем, носившие и до того времени довольно ограниченный характер. Если до этого момента Китай считался неким эталоном, то в последующие века благодаря отсутствию китайского влияния Япония выработала уникальную и обособленную культуру, переработав на свой лад все прежние заимствования.

Взошедший на трон в середине XI века император Госандзё не имел родственных связей с родом Фудзивара и захотел править страной самостоятельно. Отрекшись от престола в 1086 году в пользу своего несовершеннолетнего сына, он фактически управлял государством из монастыря. Последующие правители поступали так же, и до 1156 страна управлялась императорами-иноками.

Период Камакура

Начиная с XII века, все большее влияние на политическую жизнь государства начинают оказывать провинциальные военные кланы. Главное соперничество разворачивается между кланами Тайра и Минамото. Более удачливые Тайра, установившие связи с императорской династией, вызывали недовольство и зависть своих соперников, что привело к затяжной войне, в которой побеждают последние. Представитель клана Минамото Ёритомо, последовательно устранивший всех конкурентов, получает от императора должность сэйи тайсёгуна и в Японии на долгие века устанавливается фактическое двоевластие. За императорским домом остается отправление внешних ритуалов, а вся реальная власть принадлежит военным правителям сёгунам. Новое правительство (сёгунат) было основано в родном городе Ёритомо – Камакуре.

В 1274 году монголы, завоевавшие Китай, отправляются покорять Японию. 30-тысячный флот, предварительно разграбив острова Ики и Цусима, направляется в залив Хаката. Японские войска, уступавшие монголам и в численности и в вооружении, были обречены на поражение, однако налетевший тайфун разметал флот противника, и до прямого столкновения дело не дошло. Повторная попытка, предпринятая монголами в 1281 году, закончилась с тем же результатом – налетевший шторм похоронил большую часть монгольских кораблей. Именно тогда, судя по всему, и зародилось понятие «камикадзе», что буквально переводится как «божественный ветер», уничтожающий врагов.

Период Муромати

В 1333 году раскол между императором Годайго и его бывшим сподвижником Асикага Такаудзи выливается в открытое военное противостояние. Победа остается за Такаудзи, и императору приходится спасаться бегством. Он выбирает своей новой резиденцией Ёсино и основывает Южный двор. В то же время в Киото на трон восходит другой император, которого поддерживает клан Асикага. Район Муромати, где располагались правительственные здания, дал название этому периоду истории страны. До 1392 года в Японии параллельно существуют два императора, и два двора – Северный и Южный, каждый из которых назначал своих сёгунов.

Однако ни клан Асикага, ни предшествовавшая им династия сёгунов Минамото не обладали всей полнотой власти – провинциальные военные дома вели постоянное соперничество за должности и протекцию правящего дома. Естественно, кто-то оставался обделенным, что и вылилось со временем в вооруженное противостояние. В результате десятилетнего военного конфликта 1467-1477 была разрушена столица Киото, а сёгунат Асикага лишился власти. Потеря центрального управления привела к усилению провинциальных военных кланов, каждый из которых начал издавать собственные законы внутри своих владений. Япония вступила в период феодальной раздробленности, который продлился более 100 лет.

Именно в это время на территорию страны попадают первые европейцы, оказавшиеся купцами, которые помимо прочих товаров привезли с собой мушкеты. На основе купленных образцов японцы налаживают собственно изготовление огнестрельного оружия. Вслед за торговцами прибывают миссионеры, которые обращают в христианство некоторых японских феодалов. Веротерпимость японцев вполне допускала исповедование нескольких религий одновременно, принятие христианства не означало отказ от веры предков, зато способствовало налаживанию прочных контактов с европейцами.

Период Адзути-Момояма

Называется так благодаря замкам Адзути и Момояма, которыми владели Ода Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.

Смутный период феодальной раздробленности закончился в 1573 году с изгнанием последнего сёгуна Асикага из Киото, за участие в заговоре против одного из будущих объединителей Японии Ода Нобунаги. Начиная с 1568 года, Ода планомерно и последовательно уничтожал своих врагов, воюя, в том числе, и с буддийскими школами, в подчинении которых целиком находились некоторые провинции. После смерти Нобунаги объединение страны продолжил его сподвижник Тоётоми Хидэёси, подчинивший своей власти северные провинции, а также острова Сикоку и Кюсю.

Хидэёси конфисковал оружие у монахов и крестьян, заставил самураев переселиться в города, провел ревизию государственных земель и перепись населения. Специальным указом из страны изгонялись все христианские миссионеры, для устрашения которых даже пришлось казнить несколько десятков католических монахов.

После объединения страны Хидэёси начал планировать экспансию на материк, мечтая покорить Китай и Корею. Однако его смерть положила конец безуспешной военной кампании на Корейском полуострове, после чего вплоть до конца XIX века Япония отказалась от попыток вторжения в другие страны.

Период Эдо

Завершил объединение Японии Токугава Иэясу, управлявший своими землями из замка Эдо. В 1603 году он стал основателем последней династии сёгунов. В этот период была создана 5-классовая система: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы и «эта» — парии японского общества, занимавшиеся самой грязной работой. Изменить статус было невозможно.

После того, как в 1615 году Токугава расправился со своими последними противниками, наступило время мирного затишья. Попытка крестьянского бунта в Симабаре, имевшего в основании христианские лозунги, привела к тому, что сёгунат издал указ, запрещающий европейцам находиться на территории страны, а японцам покидать ее пределы. С 1639 года и до середины XIX века Япония вступает в период добровольной самоизоляции.

Мирная жизнь привела к расцвету культуры, творчества и различных ремесел. Активно развивались литература и театр.

Однако ограничение контактов с внешним миром пришлось по вкусу не всем. Купечеству нужны были рынки сбыта, да и внешний мир не желал игнорировать существование Японии. В 1853-54 году американский офицер Пэрри силой заставил японское правительство открыть несколько морских торговых портов. Его действия, вкупе с комплексом накопившихся проблем, привели к недовольству в отношении сёгуната, который под давлением военных был вынужден передать власть императору. Закончилось 6-вековое правление военных домов.

Период Мэйдзи

После Реставрации император переселяется в новую столицу – Токио. Начинается период активных реформ: отменяются социальные классы, объявляется свобода вероисповедания, вводится обязательное начальное образование. Правительство выкупает земли у феодалов-землевладельцев и проводит административную реформу. Вводится всеобщая воинская повинность. Развивается транспортная система и связь. Множество студентов отправляются на Запад, а в Японию приглашаются иностранные преподаватели. В 1889 году принимается первая Конституция и создается парламент.

Конфликт интересов приводит к войне с Россией, в которой Япония побеждает и увеличивает свою территорию. В 1910 году она возрастает еще больше за счет аннексии Кореи.

Вторая Мировая война и послевоенный период

Политика агрессивного милитаризма приводит к оккупации Маньчжурии в 1931 году с последующими бомбежками Шанхая. В 1937 году началась Вторая японо-китайская война продолжавшаяся до 1945 года. Только поражение во Второй мировой войне и подписание императором безоговорочной капитуляции положило конец милитаристским устремлениям Японии.

Разоренная войной страна, пережившая две атомные бомбардировки и оккупированная американцами, к тому же лишилась части своей территории. Под руководством американского генерала Мак-Артура началось реформирование политического и экономического строя государства. В 1947 году была принята новая Конституция, запрещавшая Японии иметь свои вооруженные силы.

Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.

Исторические сведения

Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III-IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.

Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.

Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации - религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Правители средневековой Японии

В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство - сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.

После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник - Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.

Религиозные предпочтения

В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев - любовь к гармонии природы.

Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.

В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь - конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

Концепция права

Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.

Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.

В средневековой Японии право предписывало только одно - подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином "рицу" указывались репрессивные нормы, а термином "рё" - административно-применительные.

Экономика

В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.

Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.

Политический уклад

С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.

После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.

Культура средневековой Японии

В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

Воспевание самураев

В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.

Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

Светское строительство

С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.

Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.

В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.