Тарас бульба какую проблему затрагивает автор. Тарас бульба анализ произведения

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

 Известия ДГПУ, №2, 2009

ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» В ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

© 2009 Коссович А. П.

Дагестанский государственный педагогический университет

Обращаясь к традиционному изучению повести «Тарас Бульба» в общеобразовательной школе, автор статьи показывает возможности более широкого охвата ее проблематики и современной интерпретации в целях реализации задач гуманизации литературного образования.

Considering the traditional study of "Taras Bulba" tale at the comprehensive school, author of the article shows the possibility of the wider coverage of its problems and modern interpretation, aimed at realization of the humanization problems of literary education.

Ключевые слова: восприятие, интерпретация, чтение, нравственный идеал,

религиозность, лиризм, композиция.

Keywords: comprehension, interpretation, study, moral ideal, religiousity, lyricism, composition.

В современной «Концепции российского образования» читаем: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений,

формирования новых жизненных установок личности» . В

решении этой задачи огромную роль играет наша отечественная литература и выдающиеся ее представители.

Чествуя Н. В. Гоголя в дни его 200летнего юбилея, мы с благодарностью говорим о гуманистической

направленности его творчества. Нравственное воздействие творчества Н.

В. Гоголя осуществляется, прежде всего, через общеобразовательную школу, и не случайно число произведений этого писателя в школьных программах с каждым годом увеличивается.

Особое место в них занимает «Тарас Бульба». Эта повесть была включена уже в учебные хрестоматии А. Галахова (М., 1900 г.), Л. Поливанова (М., 1914 г.). В течение десятка лет она входила в

программу 6-го класса (ныне 7-го или 8го). Ее изучение предусмотрено многими современными школьными программами . В телепередаче «Гоголь и ляхи» (28 марта с.г.) иронически прозвучало: «Почему-то «Тарас Бульба» считается детской литературой и упорно изучается в школе». Учащиеся школы слышат от учителей только восторженные отзывы о героической эпопее Гоголя. На это ориентируют и аннотации к теме в школьных программах. Игорь Золотусский называет главу в своей книге «Гоголь» (2007) «Русский

апофеоз» . Такая же оценка дана еще в 1971 г. С. Машинским: «... апофеоз патриотизма и мужества», «обаяние героев повести, нравственная красота их подвига, величие их национальных и общественных идеалов».

Правда, ученый дополняет: «. удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги с жестокостью. Такое было бремя, таковы были нравы» . Не забывая о необходимости

исторической оценки изображаемой эпохи, учитель все же не может не сказать ученикам о том, как Гоголь настойчиво подчеркивает бессмысленную жестокость своих героев и казачества в целом.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество - активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий.

«Вечная необходимость пограничной защиты против трех разнохарактерных наций (поляков, турок и татар), - пишет Гоголь в первой редакции «Тараса Бульбы», - все это придавало какой-то вольный широкий размах подвигам сынов ее.». «Русский характер получил здесь могучий, широкий размах.», -добавляет он во второй редакции. Как отмечает Г. Гуковский, получился «не исторический очерк, а поэтическая картина несколько идеализированного общества, рождающего героев. Сечь Гоголя - более идеал, утопия, чем история» .

Гоголь воспевает воинственную доблесть запорожцев, их удаль, силу духа, всепоглощающее упоение в бою, их способность на героическую смерть во имя славы и свободы родной земли. Перед читателем проходят один за другим герои, мужественно

принимающие смерть в бою: это Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Балабан, Бовдюг.

«Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!».

Высокие порывы, героические дела не являются уделом лишь отдельных избранных личностей. Тарас Бульба -«не индивидуальный случай или характер, как пишет Г. А. Гуковский , а явление типическое («один из тех...»), типически повторенное и в ряде других героев той же повести».

Герой эпопеи - это могучий человек, человек железной воли и убежденности, воплощающей разум и духовную

широту народа. Бульба демократичен и справедлив, выше всего для него воинский долг. Его преданность отчизне, чувство товарищества, готовность к преодолению нечеловеческих мук во время казни вызывают у читателя самые высокие чувства.

Неповторимый колорит эпохи запечатлен в образе Остапа. Неустрашимый и мужественный, он показан как смелый защитник родной земли. Он сдержан и внутренне сосредоточен, как будто бы замкнут в себе. Но за внешним скрывается отзывчивость, чувство товарищества, привязанность к боевым друзьям и к своему брату. Любовь к родине и чувство долга ведут его на ратные подвиги, а потом и на героическую смерть. Муки казни Остап переносит стоически, как истинный сын Тараса и представитель Запорожской Сечи (Гл. 11). Характер Остапа дан в истинно -героическом ореоле и в ряду других героических характеров, выпестованных в Запорожской Сечи.

Характеристикой его брата Андрия расширяется гоголевское видение трагичности человеческого

существования и широкой палитры понятия «нравственность». Андрий занимает особое место в системе персонажей повести.

Мог ли Гоголь исключить из своего нравственного идеала такие понятия, как любовь, преклонение перед женщиной, тяготение к красоте? Конечно же, нет. Другое дело, что должно перевесить на чаше весов: чувство долга или личные стремления, страсть?

Школьники с удовольствием читают страницы повести, посвященные Тарасу, Остапу, Андрию, работают над сравнительными характеристиками и дискуссируют по вопросу о судьбе Андрия. Они с интересом относятся к высказыванию артиста Богдана Ступки, исполняющего главную роль в фильме «Тарас Бульба», о том, что он, как человек и отец, не смог бы убить своего сына ни при каких обстоятельствах, а вот в роли Тараса он вынужден это сделать. Почему? Так нарисована эта

сцена Гоголем, так морально оправдана жестокость Тараса. Писатель понимает отца-сыноубийцу, жалеет его как человека и оправдывает как патриота.

Сцена смерти Андрия, как правило, читается в классе. Какая гамма чувств здесь передана кистью мастера! Здесь мы понимаем Бульбу и сочувствуем ему, и гордимся им. Другое дело - борьба с мирными жителями, убийство женщин, детей и стариков. Нельзя «любоваться» сценами, где Тарас неоправданно жестоко мстит за смерть Остапа.

Уроки прочтения текста «Тараса Бульбы» могут и должны быть предельно эмоциональными. На это ориентируют и предлагаемые в методических пособиях системы уроков. Так, в книге Т. В. Зверс мы встречаем формулировки-цитаты: третий урок -«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!», четвертый урок - «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!», седьмой - «Нет у нас никого, равного ему в доблести. Подвиг Тараса» .

Еще более продумана система уроков в новейшей методической разработке Т. Г. Соловей . Первый урок у нее -«Наше Запорожье. восхищает свободой, ... подъемом рыцарского

духа» (И. Я. Репин). Два великих художника о великом явлении. Четвертый урок - «Пусть же цветет вечно Русская земля!».

Даже названия уроков говорят об их эмоциональной насыщенности. А как звучит этот текст на уроке у словесника

Мастера!

В лирическом ключе ведется повествование о героизме казаков, об их патриотическом взлете в момент

расставания с жизнью «. Повел

Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что

довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля».

Лиризм как составная часть поэтики Гоголя носит широкий характер. Это выражение многогранной натуры

писателя, умеющего восхищаться и

грустить, разделять чувства матери и влюбленного сына, пораженного горем отца и идущего на смерть воина. Лиризм повести связан также с народнопоэтической традицией.

Поэтический язык «Тараса Бульбы» характеризуется смешением

взволнованной приподнятости и яркой изобразительности, что должно стать предметом наблюдений учащихся.

Героическая пафос и лирическое одушевление, которыми проникнута повесть «Тарас Бульба», выявляют в авторе черты проповедника-поэта, Белинский называл Гоголя поэтом, об этом говорил и сам писатель. Поэтический дар этого обличителя людских пороков находит выражение в его ритмической прозе, в ее эмоциональной наполненности и в музыкальности. Традиционно «Тарас Бульба» в школе изучается с сокращением. А что собственно сокращать? По методическим рекомендациям из чтения исключены главы 7, 8, 10, 12. От вопроса, как читается эта повесть школьниками, как она воспринимается, никуда не уйти. Самостоятельное домашнее чтение не исключается.

Неужели юных читателей не должны потрясти картины еврейского погрома [Гл. 4. С. 64-67], военного похода на польский юго-запад [Гл. 4. С. 69-70], страшные описания «поминок об Остапе» и т.д.?! Как совместить в детском сердце восхищение воинскими доблестями казаков с их жесточайшими, почти ничем не оправданными поступками по отношению к мирному населению? Негативная сторона жизни казачества остается вообще вне поле зрения на уроках, исключая

предательство Андрия. Как отнесутся, например, к произведению нерусские учащиеся, когда будут читать об отношении украинского казачества к туркам и татарам?

Сколько оговорок надо делать учителю, каким тонким и умным должен быть исторический комментарий к повести!

Для писателя, мечтающего о людях -великанах, живущих на просторах его Родины, недостаточно человеку быть смелым бойцом, готовым умереть за отчизну.

Понимание смысла жизни у Тараса Бульбы явно идеализируется всеми исследователями этой повести. Для чего живет запорожец? - ставит вопрос перед кошевым Тарас. Вот он пришел к кошевому с предложением «погулять с запорожцами», то есть «пойти на Турещину или на Татарву» с войной. Когда кошевой отказывает ему, ссылаясь на обещанный султану мир и предлагая жить мирно и спокойно, Тарас возмущенно восклицает: «Как не

можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына... Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне. Так, стало быть, следует, чтобы пропадала казацкая сила.? Так на что мы живем, на какого черта мы живем?» .

И. А. Виноградов в своей книге «Гоголь - художник и мыслитель» объясняет все главные движения запорожского войска исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям: отправляются в поход на защиту православных христиан, остаются под Дубно с целью выручить друзей из польского плена, отправляются на выручку товарищей, плененных татарами. А начало описанных в повести военных действий, смена кошевого по инициативе Тараса Бульбы? Она во имя чего? А жестокость казаков под руководством Тараса? «. Тарас гулял по всей Польше со своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов.».

«Ничего не жалейте», - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых полянок, белогрудых, светлоликих девиц, у самых алтарей не могли спастись они; зажигал их Тарас вместе с алтарями.

Не одни белоснежные руки подымались из огненного пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвыгнулась бы сама сырая земля и степовая трава

поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе»! .

Как отображаются в этой повести религиозные представления автора? Вера православная всегда присутствует в жизни казачества Посвящение в казаки, в изображении Гоголя, начинается с вопросов: «Что, во Христа веруешь? И в Троицу святую веруешь? И в церковь ходишь?». Самым первым упреком изменнику Андрию звучат слова Тараса: «Так предать? Предать веру?».

Многократно повторяемый образ православной Русской земли выражает идею несокрушимой силы русского духа

Любви к Отечеству, к православному народу своему. И именно в силу этого отступления от своей веры и божеских заповедей влекут за собой все несчастья.

В своей повести «Тарас Бульба» писатель-гуманист, писатель-христианин не мог равнодушно писать о тех сторонах жизни, быта, войны запорожского казачества, которые совершенно не совместимы с духом христианства.

В порядке внеклассного чтения учащиеся уже в 7 классе познакомятся со всеми повестями сборника «Миргород» и должны с помощью словесника понять, как реализуется в них тема «пошлости пошлого человека» и как противопоставлена этой теме мечта писателя о красивом человеке. Но антитеза добра и зла, красоты и

безобразия нередко трактуется в

гоголеведении слишком упрощенно.

Так, по словам Чуковского, «высокое, героическое и прекрасное составило образную ткань «Тараса Бульбы», пошлое, низменное и безобразное

образовало повесть о двух Иванах».

Словесник не должен забывать, что и в «Тарасе Бульбе» проявляется антитеза добра и зла, красоты и ее поругания. Повесть «Тарас Бульба» - не только героическая эпопея. Это еще и

сущности Человека, его красоты,

которая невозможна без добра и человечности. В «Тарасе Бульбе» перед нами Украина, ее судьба, ее история. Но мы читаем эту повесть как произведение о нашей Родине, о России, потому что пишет ее Гоголь - писатель, для которого русское и украинское одно и то же. Один из актуальных вопросов в повести, поднимаемый Гоголем и перекликающийся с нашей

действительностью, - вопрос об

исторических корнях, общности судеб, духовного родства русского и украинского народов.

Русские и украинские националисты проповедуют идею замкнутого развития народов, несовместимость их культур и традиций, поэтому выступают против единения. Гоголь же показывает, что между Украиной и Россией историческое родство, ведущее начало из глубины веков по мере осознания жизненной необходимости единения.

Несколько лет (1833-1842), в пору полной зрелости своего дарования, Гоголь работал над второй редакцией «Тараса Бульбы». Основное направление доработки - более отчетливое выделение общерусского пафоса борьбы украинского народа с польской шляхтой. Борьба эта перерастает границы местного значения и предстает как борьба за общую русскую землю, скрепляющая воедино исторические судьбы двух родственных народов.

Гоголь затронул также вопрос о взаимоотношениях России с Турцией и Польшей. Объективно оценивая трагизм этих отношений и возвеличивая героический подвиг запорожских казаков в отстаивании независимости отчизны, писатель, тем не менее, стоял выше националистических амбиций и предрассудков. В статье «Взгляд на составление Малороссии», Гоголь рисует картину появления казачества: «И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежащий Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, - народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света, две разнохарактерные стихии» .

Писатель объективно детализированно рисует и еврейские погромы, и кровавые набеги казаков на поляков и турок. Все эти описания полны гуманного негодования против неоправданной жестокости, бесчеловечности. Сердце писателя было открыто всем этносам России, более того - Евразии. С явным сочувствием рисует он наидобрейшую «татарку», служанку польской пани; страдающих от осады поляков - жителей города Дубно, униженных евреев. Пафос Гоголя - в утверждении справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства.

В «Тарасе Бульбе» . нашли себя все темы Гоголя», по словам И. Золотусского , в том числе тема школьного образования. Герой повести бранил всякую ученость и советовал сыновьям не заниматься ею. Правда, Тарас Бульба относился отрицательно не к науке вообще, а к «тогдашнему роду учения», в частности

К бурсе.

миргородского цикла с темой пошлости.

Гоголь проявлял глубокую убежденность в гражданском призвании человека, образованного человека. По словам Н. Н. Скатова, основные проблемы творчества Гоголя - «красота и добро, религия и искусство, слово и дело». В новейшем исследовании И. И. Гарина «Загадочный Гоголь» отмечено, что художественные интересы Гоголя всегда вдохновлялись лишь вечными темами. «Интерпретировать Гоголя

иначе значит - тенденциозно же -обужать его, переводить из ранга гениев. в бытописателя эпохи» . Вечной истиной для Гоголя был Человек, его красота и духовность. Эстетическая позиция писателя неразрывно связана с его нравственнопроповедническими устремлениями.

«Цель моя - образовать сердца юных слушателей.».

Изучение в школе повести «Тарас Бульба» дает основание сделать вывод,

что своим творчеством Гоголь засвидетельствовал глубокое уважение к Человеку, к различным национальностям и религиям.

Примечания

1. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. №2. 2. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М., Наследие, 2000. 3. Гаджиева Т.Б. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и религиозная позиция ее автора // Научная мысль Кавказа. Ростов на/Д., 2007. №4. С. 91-93. 4. Гаджиева Т.Б., Коссович А.П. Творчество Н.В. Гоголя в контексте мировой культуры // Межкультурный диалог на филологическом пространстве. Материалы II Международной тюркологической конференции. Махачкала, 2007. 5. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М. : Книжный клуб, 2002. 6. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 томах. Т.6. М. : Художественная литература, 1952. 7. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6 томах. Т.2. М. : ГИХЛ, 1952. 8. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л. : Гослитиздат, 1959. 9. Зверс Т.В. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Л. : Просвещение, 1980. 10. Золотусский И. Гоголь. Изд. 6. М. : Молодая гвардия, 2007. 11. Коссович А.П., Гаджиева Т.Б. К вопросу о нравственном идеале Н. В. Гоголя («Старосветские помещики» и «Тарас Бульба») // Актуальные вопросы науки и образования. Вып. 2. Махачкала, 2005. С. 88-93. 12. Литература. 7 класс. Поурочные планы. Сост. Н. М. Скоркина. Волгоград, 1999. 13. Машинский С. Художественный мир Гоголя. Изд. 2. М. : Просвещение, 1979. 14. Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Сост. Т. А. Калганова. М., 2001. 15. Скоркин Н.М. Литература, 7 класс. Поурочные планы. Волгоград, 1999. 16. Соловей Т.Г. Изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», 7 класс // «Уроки литературы». (Прилож. к ж. «Литература в школе»). №7. 2008. С. 2-15.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Проблема личного выбора и гуманизма.

Пейзажные описания в повести

Литература

7 класс

Тарасенко Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Цели урока:

образовательная: обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, дать понятие о народном герое и героической повести, научить умению аргументировать, анализировать и составлять дискуссионные и концептуальные карты опроса;

развивающая: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ, логическое, критическое, ассоциативное мышление;

воспитательная: воспитать патриотические чувства, любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.

Тип урока: закрепление изученного материала, обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: стандартный.

Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа, чтение) , исследовательский, проблемное изложение.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Педагогические технологии и методики: личностно-ориентирован-ное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо ( RWST ).

Межпредметная связь: история, основы общественных знаний.

Оборудование и наглядность: Мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, колонки) ; программное обеспечение Microsoft Office 2013 (приложение - PowerPoint ; проигрыватель Windows Media // Flv Player. Иллюстративное приложение « Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Видеофрагменты из кинофильма «Тарас Бульба» (режиссёр Владимир Бортко, 2009); книжно-иллюстративная выставка «О Гоголь , наш несравненный Гоголь !...» ; портрет писателя.

Дида ктический материал: дискуссионные и концептуальные карты опроса; диалоговые карточки (Приложение 2) .

Литературный ряд: Произведения Н.В. Гоголя. Литература об авторе. (Список прилагается)

Предварительная работа: разработка темы урока и диалоговых карточек, подбор видеофрагментов, текстового и иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по творчеству Н.В. Гоголя.

Ожидаемые результаты: учащиеся пополнят сведения об авторе и исторической эпохе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST ; расширят словарный запас.

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Анализ текста по главам. 3. Рефлексия. Подведение итогов. 4. Работа над жанровым своеобразием повести . 5. Домашнее задание.

Ход урока

Литература.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 классов. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. – 223с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. - Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы. Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – 3-е изд., доработ. - Алматы: Атамұра, 2012. – 128 с.

Гоголь Н.В. Тарас Бульба: повесть/ Н.В. Гоголь. – М.: Дет.лит., 2013.-187 с.

Индивидуальные карточки на знание текста

Карточка №1

Прочитайте текст повести. Подумайте, в чем своеобразие этого описания и с какими картинами живописи можно сравнить его.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки (васильки); желтый дрок (степное растение) выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Карточка № 2

Прочитайте вслух «Речь о товариществе». Подумайте, какие мысли в ней важны вам и сегодня.

«… Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а! .. -сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната (польский крупный помещик), который желтым чеботом (сапогом)своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать… Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Карточка № 3

Как встретил Тарас своих сыновей?

Восстановите текст повести «Тарас Бульба»:

- А поворотись-ка, …! Экой ты … какой! Что это на вас за … подрясники? И этак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два … молодца, еще смотревшие …, как недавно выпущенные семинаристы. …, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась … . Они были очень смущены таким приемом отца и стояли …, потупив глаза в землю.

- Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас …! Экие …! таких … еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

- Не смейся, не смейся, батьку! - сказал наконец старший из них.

- Смотри ты, какой …! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, …! (…)

- Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись, - Ей-богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не … . Добрый будет … ! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали … . - Добре, сынку! Вот так … всякого, как меня … : никому не спускай!

Проверьте себя по тексту. Верно ли вы вставили пропущенные слова? Подготовьте с одноклассниками инсценированное чтение.

Карточка № 4

1. Какое впечатление произвела речь на козацкие сердца? Перескажите близко к тексту Гоголя, включив в свой рассказ словосочетания: «разобрала сильно такая речь», «до самого сердца», «потупив седые головы», «слеза тихо накатывалася в старых очах».

2. С какими словами погибли на поле брани Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Кукубенко?

Карточка № 5

Кто и в связи с какими событиями произнес: «А что, паны?.. Есть ещё порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки?»

Карточка № 6

Какие чувства передает нам Гоголь, описывая смерть Андрия? По каким приметам мы догадываемся об этом?

« Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

Карточка № 7

Прочитайте фрагмент сцены казни Остапа. Подумайте, о чем заботится в последние мгновения жизни Остап. Как это перекликается с речью о товариществе?

«… Площадь, на которой долженствовала производиться казнь, нетрудно было отыскать: народ валил туда со всех сторон…

Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: «Ведут… ведут!.. козаки!..»

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и … Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества…

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, – ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его.

Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Но когда подвели его к последним смертным мукам, – казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа.. Но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Карточка № 8

Чем объяснить такое настроение Тараса?

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

Карточка № 9

Найдите в десятой главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?

КК (Концептуальная Карта)

Параметры

Первая глава

Десятая глава

Внешний портрет

Внутренний (психологический портрет)

Поступки

Карточка № 10

О чем заботится Тарас в последние мгновения своей жизни? Как это перекликается с речью о товариществе?

«…Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.

«Попалась ворона! – кричали ляхи. – Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.

Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, – кричал он, – горку, что за лесом: туда не подступят они!

Но ветер не донес его слов.

Вот, пропадут, пропадут ни за что! – говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:

К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!

На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его. (…)

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! …

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

Карточка № 11

Что привлекало Гоголя в истории Украины Х I XVII веков? Объясните происхождение названия «Запорожская Сечь».

Карточка № 12

Как описывает Тараса Бульбу Н.В. Гоголь? Какие художественные средства использует автор для описания его портрета?

Элементы портрета героя

Художественные средства

Карточка № 13

Выпишите из текста описания элементов интерьера светлицы в доме Тараса и комнаты прекрасной полячки.

Светлица Тараса

Комната полячки

Карточка № 14

Сопоставьте образы сыновей Тараса Бульбы

Остап

Андрий

Портрет

Отношение к родителям

Отношение к учебе в бурсе

Поведение в бурсе

Первый бой

Сцена гибели

Выводы:

Тема: Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу, т.е. воспитывать нравственные понятия у читателя

Тип урока: урок-размышление, диалог учителя и ученика.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба». Тема урока: «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Какую основную цель мы ставим на уроке? (Какие нравственные проблемы поднимает автор в произведении? Как решаются они в повести?)

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание В. Г. Белинского

Эпиграф:

В повести Гоголь рад выставить наружу всё, что есть в жизни прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и её безобразия. В. Г. Белинский (Слайд 3)

Как вы понимаете слова Белинского? Какие ключевые слова вы выделите? Постараемся вслед с автором, работая с текстом, проследить за этим: что есть прекрасного, т.е. человеческого, в жизни героев повести.

І. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. (Слайд)

Гоголь - писатель, влюблённый в русскую, украинскую культуру, знаток героического прошлого нашей страны, оставил творческое наследие, которое является свидетельством его любви к Родине.

ІІ. Актуализация мыслительной деятельности

1. Слово учителя . В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, - ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев - всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов».

Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

2. « Мозговая атака»:

В какой век переносит нас повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя?

(Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил Запорожскую Сечь XVI - XVII столетий, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям - польским панам и турецким хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы.

Он показал начало национально- освободительного движения на Украине 30-х - 40-х годов ХVІ столетия. В повести запорожцы - настоящие былинные богатыри. Гоголь передал дух того времени, историю народа в её величии.)

О чём рассказывается в повести? Какова её центральная тема? (Дать краткий ответ).

(О героических подвигах сынов украинского народа, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. Это повесть не об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.

Это, как сказал В. Белинский, «поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение.

(Н. В. Гоголь писал: (Слайд)«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы,птицы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

Звучит начало песни о Запорожской Сечи Є й нам про що згадати.

ІІІ. Обобщение изученного. Формирование умений и навыков.

    Вновь обращаемся к теме урока «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Что такое нравственность?

2. Словарная работа:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственный – 1. Соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали.

2. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Основная часть урока. Учитель: Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется козаки - запорожцы, ярко иллюстрируют законы, по которым они жили . Расскажите о законах Запорожской Сечи. Что главное в отношениях запорожских казаков? (Доверие, честность, бескорыстие)

А. Доверие, честность, бескорыстие в жизни запорожцев

Приведите примеры из текста, подтверждающие эту мысль .

Вывод: (Слайд 5 –): «Быть честным человеком для каждого - значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом» (Н. Огарёв)

«Самое дорогое в человеке - это то, что называется совестью» (Л. Толстой)

Следующий актуальный вопрос. Большую часть своей жизни козак-запорожец проводит в битве. Что превыше всего для них? (Товарищество, Родина)

Б. Проблемы патриотизма, воинского братства, товарищества в повести

1. Словарная работа (Слайд)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего, народ»

(Н. Чернышевский)

«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.

2. Работа над эпизодами, которые повествуют о храбрости запорожцев . (ІХ глава).

Выразительное чтение отрывков текста о том, как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг, Балабан. (С какой целью так подробно описывает Гоголь последние минуты и слова козаков? Что этим достигается? Какие чувства рождает у вас это прочтении?

3. Работа над образом Остапа (Слайд) Можно ли Остапа считать настоящим патриотом? Информация ученика об Остапе-казаке .

(Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.

Ученик выразительно читает эпизод. (Варвара)231 стр.

Рассматриваем иллюстрацию художника Е. Кибрика «Остап перед казнью». (Слайд 8)

(Главное - это мужественный воин, изображённый на фоне массы народа, который сочувствует ему).

5. Работа над образом Тараса Бульбы (Слайд)

Кто такой Тарас –куренной атаман и какими качествами обладает? (Он отличный воин, восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага - теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.

Моральная сила Тараса - в его несокрушимой вере в силу товарищества.

Рассказать наизусть «Речь о товариществе». В чём же главная сила запорожцев?

(Главное - в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку.

Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на Русской земле, ни на какой другой земле.)

Ярче всего патриотизм козака Тараса показан в эпизоде смерти Тараса . Смотрим отрывок из к/ф «Смерть Тараса»

Учитель. Погиб Тарас героической смертью в битве с поляками. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.

Вывод: Так пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-угнетателю и верой в великие силы своего народа выковали из Тараса Бульбы, его сына Остапа и его товарищей подлинных национальных героев.

Рассматриваем иллюстрацию Е. Кибрика «Смерть Тараса» (Слайд 10)

Что защищали казаки? (свою Украину и свою малую родину).

Вывод. Тема любви к родине - это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

(Слайд 11) «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский)

Учитель :Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Так, старый товарищ Товкач две недели вёз изрубленного, без сознания Тараса на Сечь, оберегая, как ребёнка. Сам Тарас говорит об этом так:

«Нет уз святее товарищества».

«Дружба и братство дороже богатства» (Народная мудрость)

В этом отражена высокая идея духовного единства борцов за народное дело.

Перед вами репродукция картины Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

(Слайд 13)Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией к ней, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями. Эти великие произведения взаимно дополняют друг друга и обогащают наше представление о могучих запорожцах, героях повести Гоголя. Над картиной художник работал в общей сложности 13 лет (1878 - 1891 г.)

Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану. (Конец ХVІ в. Турецкий султан Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им сдаться добровольно. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.) Познакомившись с этим документом, художник сразу же сделал наброски будущей картины.

Кто из запорожских казаков, изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?

Отвечает ученик, который выполнял индивидуальное задание):

(Это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. В его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницыХудожник сосредоточил внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит торжествующим гимном казацкой вольнице.

Можно ли утверждать, что Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.)

В) Проблема войны и мира в произведении

1. Беседа по вопросам:

Что несла война людям?

Что происходило в душах запорожцев, когда они видели, как гибнут их товарищи?

(Война несла горе, гибли люди, месть порождала месть, сердца ожесточались. Война разрушает не только строения, но и сердца людей. Человек должен содрогаться от прочитанного о войне.)

Вывод. Мы увидели, как разрушительна война, какие беды несёт она людям. Вражда опустошает душу, уничтожает в человеке человеческое.

(Слайд) «Человек создан природой для мира, а не для войны, рождён для радости, для наслаждения…» (Рабле)

(Слайд) «Быть противником войны - это означает быть честным человеком». (Э. Хемингуэй)

И только война за национальную независимость, за веру и народ может быть оправдана.

(Слайд 16) «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры», – пишет Н. В. Гоголь.

Г. Проблемы нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви в повести

Беседа по вопросам:

Учитель. Проблема нравственного выбора обязательно встаёт перед каждым человеком. Тарас Бульба, его старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую.

Мать и Родина - те святыни, без которых не может жить человек.

Учитель. Мы низко кланяемся тем, кто защищал родную землю во все времена, и их матерям.

Но забыл об этих святынях Андрий. (Слайд 19) Перед ним тоже встала проблема морального выбора: с кем быть – с отцом, братом и товарищами защищать родину или спасать от голодной смерти прекрасную полячку, отказавшись от матери и отчизны, став предателем?

Какой выбор сделал Андрий? (Звучит текст)

О чём думал он в последние мгновения своей жизни?

Чьё имя шептал перед смертью? (Звучит текст)

Андрий предал свою родину, и мать, и отца, и товарищей.

2.Тарас Бульба не простил своему сыну предательства, вынес ему приговор и сам привёл его в исполнение.

А как вы оцениваете поступок Андрия?

Жаль ли вам молодого казака, младшего сына Тараса Бульбы?

(Тарасу жаль сына: («Чем бы не козак был?- сказал Тарас.- И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Остапу жаль брата:

(« Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались бы над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».

Автору жаль: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её»;

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…»;

«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Мне жаль).

Учитель делает вывод. Да, предательство - это страшный грех, непростительное преступление.

(Слайд 21 «Люди, которые отрекаются от своей родины, отрекаются тем самым и от своей совести» (Я. Галан)

«Человек без родины, что земля без семени» (Народная мудрость)

Но желание осудить Андрия не должно убить в вас жалости к погибшему духовно и физически человеку. Нам остаётся только пожалеть его. Вспомним мать, которая всю свою любовь отдавала дорогим сыновьям и молилась о них каждую минуту.

И этот эпизод воспитывает в нас сочувствие, доброту, милосердие.

Именно этого добивается Гоголь, описывая страдания матери Остапа и Андрия в ночь накануне отъезда сыновей в Запорожскую Сечи.

3. Выразительное чтение ученицей эпизода (Гл. І).стр.177

Эти страницы написаны так проникновенно, что они заслуживают самого пристального внимания.

Какую ночь провела мать перед отъездом сыновей в Сечь?

Каким настроением проникнут этот отрывок? (печалью).

Какие языковые средства использует Гоголь, чтобы подчеркнуть глубину переживаний матери?

(а) патетические, торжественные слова: «сыны», «очи»;

б) глаголы, расположенные в порядке нарастания действия: «приникла, расчёсывала, смачивала, глядела, превратилась, не могла наглядеться, вскормила, взрастила, взлелеяла»;

в) повторы: «Её сыновей, её милых сыновей берут от неё»;

г) сравнения: «Как степная чайка, вилась над детьми своими»).

Мать отдавала детям всю свою нежность, доброту, любовь, преданность. Она молилась за своих сыновей днём и ночью. Есаулы привезли Остапу и Андрию «благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря».

4. А каким отцом был Тарас Бульба?

Он был суровым, строгим и хотел воспитать сыновей настоящими воинами-козаками, патриотами своей земли, защитниками родины и веры христианской. Он гордился своими детьми. Но в Тарасе нет ничего половинчатого: если любовь - то до конца, отцовские чувства - до предела, ненависть - без отступления. Никогда не простит сердце Тараса измены. Поэтому он сам вершит суд над Андрием.

И в то же время Тарас всячески старается поддержать другого своего сына - Остапа, отбивающегося от шестерых, а потом восьмерых ляхов: «Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. Вот и я следом за тобою!... Остап!.. Остап, не поддавайся!..»

А когда все его попытки спасти Остапа не увенчались успехом, он решил сам увидеть, как достойно (Тарас был в этом совершенно уверен!!!) будет умирать его старший сын. И, рискуя быть пойманным, он ответил на последний возглас Остапа:

« - Батько! Где ты! Слышишь ли ты?

А после казни сына Тарас мстил за него полякам до последнего мгновения.

Такова сила родительской любви

5. Есть ли в повести примеры ответного чувства детей к своим родителям?

Да, сыновья любят свою мать, хоть и стесняются открыто проявлять свои чувства, скучают по ней, с нежностью вспоминают мать, получив переданные ею образы. А Остап в самые тяжёлые моменты своей жизни мысленно обращается за поддержкой именно к своему суровому и справедливому отцу.

А этот момент часто ускользает от внимания читателей. Расскажите о заботе панночки о своих родителях.

(Гл. V)Панночка посылает к Андрию свою служанку с такой просьбой:

«…чтобы дал… кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня… У него также есть старая мать,- чтоб ради ее дал хлеба!»

(Гл. VІ) «В это время вошла в комнату татарка. Она уже успела нарезать ломтями принесённый рыцарем хлеб, несла его на золотом блюде и поставила перед своею панною».

Прекрасная полячка прежде, чем поднести ко рту кусок хлеба, посланного ей Андрием, спросила татарку:

А мать? Ты отнесла ей?

Она спит.

Отнесла..»

В этом эпизоде - дочерняя благодарность, тихо выраженное чувство любви, нежности к матери и отцу).

Учитель. Вот он, (Слайд 23) душистый хлеб, без которого мы не представляем жизни. Сейчас вы имеете его вдоволь. Но никогда не забывайте о тех, кто умирал от голода, и помните: в хлебе – пот и труд земледельца. Так уважайте же этот труд и относитесь к хлебу очень бережно.

А вот ещё слова панночки: «.. перед концом своим я должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасенья которых двадцать раз готова бы была отдать жизнь свою...»

В чьих образах мы видим бескорыстную родительскую любовь, в каких –идею сыновней и дочерней любви и благодарности?

Вывод. В образе украинской женщины-матери и Тараса Бульбы Гоголь воплотил идею бескорыстной родительской любви, в образах Остапа и прекрасной полячки - идею сыновней и дочерней любви и благодарности.

ІV. Итог урока. Так, какие нравственные проблемы поднял в своем произведении Гоголь? Какие нравственные уроки мы извлекли по повести?

V. Домашнее задание

Сочинение на тему:

«Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?»

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.