Татьяна Зыкина: «Возникает вопрос: зачем вообще нужен мужчина

Вариант 35

(1)Когда нам грустно, слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость, и у нас из глаз текут слёзы. (2) (...) слёзы возникают не только тогда, когда мы печалимся. (З)Пока мы бодрствуем, слёзы вырабатываются непрерывно: они выполняют очень важную функцию - следят за тем, чтобы чувствительная роговая оболочка на поверхности глазного яблока постоянно была увлажнена и никогда не высыхала.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда нам грустно и печально, у нас из глаз текут слёзы, это нужно для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была увлажнена и никогда не пересыхала.

2. Слёзы появляются не тогда, когда нам грустно, а когда пересыхает роговая оболочка глазного яблока, которая должна быть постоянно увлажнена.

3. Слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость в течение всего времени, пока человек грустит.

4. Для увлажнения роговой оболочки глазного яблока, чтобы она не пересыхала, слёзные железы человека непрерывно вырабатывают солоноватую жидкость.

5. Слёзы возникают не только тогда, когда мы грустим, но и когда мы не печалимся, так как нужны для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была постоянно увлажнена и не пересыхала.

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поэтому

2. Другими словами,

5. Вот почему

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несовершенный вид, за кем-чем.

1. Смотреть, наблюдая. Следить за полётом птиц.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-нибудь, ход чего-нибудь. Следить за успехами науки. Следить за чьей-нибудь мыслью. Следить за литературой.

3. Наблюдая, заботиться. Следить за детьми. Следить за собой (заботиться о своей внешности и здоровье).

4. Наблюдать чьи-нибудь действия с целью собрать какие-нибудь сведения, разоблачить, поймать. Следить за нарушителем границы.

5. Охранять, оберегать. Следить за стадом.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

изОгнутый

отослАла

(с) тОртами

красИвее

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТА домами

известные ПРОФЕССОРА

на ширине ПЛЕЧЕЙ

несколько БЛЮДЕЦ

ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Обращаясь к творчеству, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

6) срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.

7) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.

8) Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины, природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.

9) Художник нарисовал и любуется прекрасной картиной.

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться

утр...мбовать

прим...рение

п...норама

пор...вняться

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж...ярусный, п...еса

чере...чур, и...бежал

пр...стыдил, пр...емник (традиций)

(без) пр...крас, пр...обрёл

п..ник (духом), поз...вчера

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

потч...вать

подразум...вать

нацеж...вая

застр...вая

овлад...вающий

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

трат...тся

помн...щий

стел...щийся

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ОЖИДАВШИЕ встретить таких опасных противников пираты переменили тактику.

2. В фабуле этого романа есть никем из литературоведов (НЕ) ОБЪЯСНЁННЫЙ один фрагмент.

3. Оказалось, что это (НЕ)ПРИГОДНЫЙ для работы инструмент.

4. Только (НЕ)СЖАТА полоска одна, грустную думу наводит она.

5. Отец Булгакова преподавал (НЕ)ЧТО иное как историю западноевропейских христианских конфессий, то есть протестантство

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В ТО(ЖЕ) время я был горд (ОТ)ТОГО, что мою дипломную работу высоко оценили.

2. Кругом было ТАК(ЖЕ) тихо, как и (НА)КАНУНЕ.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ рядом со станицей должны были построить новый мост, но, (В)ВИДУ того что людям негде было жить, решили сначала построить дом.

4. Они шли (НА)ВСТРЕЧУ опасности, не жалея себя, ЧТО(БЫ) потом о них ни говорили.

5. Я пытался идти ТАК(ЖЕ) быстро, как это делал наш проводник, но (В)СКОРЕ понял, что выбился из сил.

14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Этим слегка ветре(1)ым утром залитый солнцем прославле(2)ый городок с белё(3)ыми каме(4)ыми домиками и аккуратно стриже(5)ой зеленью парков, как будто вымер.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Бросились туда и стар и млад.

2. В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то театрализованные представления.

3. Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

4. Захотел медведь мёду да вспомнил про пчёл.

5. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Прокуратор (1) не спеша (2) подошёл к креслу и сел, а пёс (3) высунув язык (4) и (5) часто дыша (6) улёгся у ног (7) сильно уставшего за день (8) хозяина.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Между тем (1) в библиотеке (2) по словам учёных (3) было (4) якобы (5) приблизительно десять тысяч книг. Это (6) однако (7) лишь приблизительный подсчёт.

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потом (1) человек в плаще поднимается всё выше к луне (2) увлекая своего спутника (3) за спиной (4) которого (5) идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу m предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука. (По.)

20Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23Среди предложений 27-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения . Напишите номер этого предложения.

24 «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

Возможно, это стремление к равновесию, потому что когда мы получаем ответы на вопросы, то этим самым уменьшаем неопределенность? Но тогда почему возникает неравновесие, порождающее неопределенность? возможно, это знания хотят быть познанными?! Но тогда всё живое в такой степени стремится к знаниям, в какой оно нуждается в них. Каждое живое существо имеет свою структуру, в которой есть нечто несовершенное и существо в своём стремлении к совершенству пытается получить те знания, которые для этого необходимы. Следовательно, для каждого существа уже изначально определена мера его несовершенства, которую он должен достроить. И для одних это может быть во внешнем материальном мире, а для других - на духовном пути.

Любое живое существо стремится быть гармоничным со своим окружением. Это стремление свидетельствует о единстве всего сущего на Земле и во Вселенной и внутреннем, часто не осознаваемом знании, о неполном единстве. Истинное единство возможно только в гармонии, и когда у человека возникают какие-либо эмоциональные состояния, то они свидетельствуют либо об отсутствии единства, или его нарушении, и тогда эти состояния окрашены в цвета отрицательных эмоций, либо в положительные, что свидетельствует о возникновении единства в какой-то части человеческого существа.

Любая деятельность человека возникает только тогда, когда в системе человек и окружающая его среда возникает нарушение гармонии, равновесия, симметрии. Любое восстановление этой системы приводит к равновесию, неподвижности. Поэтому, всемерное удовлетворение человеческих потребностей приводит к тому, что у человека исчезает стремление творить, познавать, меняться качественно. А так как в человека природой заложено стремление к познанию, то в этом случае оно трансформируется в стремление изменений количественных. Другими словами, «я не хочу быть другим, я хочу, чтобы меня стало больше». Так как всё, что я имею - это тоже я, то в этом случае я хочу иметь как можно больше, и пределов этому не существует, так же, как не существует пределов познания самого себя. Таким образом, стремление к познанию себя и мира дало ветвь - жажду присвоения, не знаний, а вещей, власти, удовольствий.

Вопросы - это первые шаги к познанию или к приобретению ценностей этого проявленного мира. И если в первом случае вопросы возникают в ментальном Пуруше, то во втором - в эго. Для примера можно рассмотреть вопрос, касающийся цели. Если у человека возникает вопрос с какой целью создал бог человека, и из Ветхого завета получаем ответ «плодитесь и размножайтесь» и будьте в своих делах угодными богу. То в таком ответе мы не видим будущего. Его нет, стремиться не к чему. Если нам говорят, что жизнь на Земле возникла спонтанно и сама эволюция - это так же спонтанный процесс. Человек по Дарвину произошел от обезьяны и по Энгельсу - труд создал человека - во всех этих теориях человек так же не имеет никакой цели и будущего. У него нет вселенской цели, да и сама вселенная - это случайное скопление небесных тел, в котором так же нет никакого смысла и никакой цели. А если так, то все бессмысленно, бесцельно, тщетно и «Всё суета сует». Тогда живи, как хочешь, делай, что хочешь. Ограничения стремлений к удовольствиям, богатству и власти могут быть только со стороны более сильного противника, но ни в коем случае ни со стороны совести, которая иллюзия. На самом деле все теории и даже все религии лишают человечество будущего, ему некуда стремиться, он может прирастать количественно, а качественно он уже и так царь природы. Религиозные люди могут возразить, так как у них есть посмертный рай, или в худшем случае ад. Но, обратите внимание - Рай и Ад - это только количественное выражение земного удовольствия или неудовольствия, хорошего и плохого, радости и горя. Другими словами, человек не только по образу и подобию своему создал бога, но и посмертное существование создал по образу и подобию земного - так же бессмысленного и так же без будущего. Истинное будущее всегда или неизвестное, но предполагаемое, или известное, но трудно достижимое. Если оно легко достижимо, то оно теряет свою ценность. Но если человека лишить его будущего, то прекратится его внутренний рост и смысл своей жизни он начнёт искать в настоящем. Он захочет свой человеческий рай построить на Земле. И, конечно же, этот рай возможен только за счёт других людей, потому что если я сам должен буду своими руками в поте лица своего трудиться и создавать рай, а потом поддерживать в нём райское состояние, то что это будет за рай. Но рай без будущего - это ад. Есть такая притча. Умер человек и посмертно оказался в прекрасном дворце, в котором слуги предупреждают каждое его желание, а хоры прекрасных девушек создают ему сладость для глаз, ушей и всего остального.

Как замечательно в раю, подумал человек. На следующий день было то же самое. Правда, менялись декорации и исполнители, репертуар тоже менялся, но сама райская суть оставалась неизменной. И так триста шестьдесят пять дней в году без всяких выходных! И тогда человек взмолился, обращаясь к богу и прося его, чтобы он его хотя бы на время поместил в ад. Бог без всякой волокиты тут же ответил ему: "А ты думаешь, где ты находишься, в раю? Нет, это ад и тебе придётся в нем пребывать вечно".

Если у человека нет будущего, то у него постепенно исчезнут вопросы, потому что ответы на любые вопросы всегда находятся в будущем.

Рок-певица Татьяна Зыкина решила преподнести подарок поклонникам: через год после презентации дебютного альбома «Ощущение реальности» сыграть концерт, но не простой, а по плейлисту, который составили любители ее творчества. На одном из известных сайтов, где открыта группа Зыкиной, было проведено обсуждение, по результатам которого Татьяна и составила список песен.

«Для меня очень приятно, что одна из моих самых любимых песен «Другая глубина» набрала много голосов, несмотря на то что мы делали установку голосования именно на редкие песни, - признается Татьяна. – Также мы обязательно сыграем 27-го новую песню «Мама, успокой меня» и несколько отобранных на форуме старых треков, которые до этого жили исключительно в Интернете и никогда не исполнялись на концертах».

« АиФ»: - Таня от вас такое смешенное чувство появляется, с одной стороны вы кажетесь очень нежной, мягкой, ранимой, с другой сильной, волевой, где-то стервозной, так какая вы на самом деле?

Т.З.: - Все шесть эпитетов были в точку. Я не вижу противоречия. Ни одна женщина не бывает только белой и пушистой или только опасной и стервозной. Комбинировать это – главное искусство, перевоплощаться - это самое интересное. Я чем дальше живу, тем меньше умею быть слабой, нужно это в себе специально развивать. Учишься, ломаешься, легко стать циником, перестать допускать к себе людей. Я стараюсь себя от этого оградить. Хотя это чревато новой болью и ошибками, но это интереснее, чем жить в скорлупе. Поэтому стараюсь быть мягче.

У меня в рабочем процессе с группой не было ни разу скандала, один раз только я кричала в голос. Считаю, что так почти не бывает. У нас не было острых ситуаций. То, что я выгляжу мягкой и ранимой, - разрушается это впечатление быстро, как только начинаем работать вместе. Не думаю, что мои музыканты воспринимают меня как мягкую.

В песнях мировоззрение очень видно, тем более в глубоких. Поэтому по песням ясно, что образ девочки-ангела – просто природные данные, я с ними, бывает, спорю. Мне сложно судить, я в этом едина. Я и сейчас сама, и на сцене сама, все части меня интересно развивать. Просто нужно себя растягивать в разные стороны, тогда будешь гармоничен и легче подстраиваться под разные ситуации.

« АиФ»: - Можно ли назвать ваши песни автобиографичными? Вы поете про свою жизнь, про свои переживания?

Т.З.: - Конечно, да. Я не сразу поняла, что по-другому не имеет никакого смысла. Песни, написанные не по своей жизни, не живые. Поэтому так не люблю петь старые песни. Несколько лет назад написанные песни для меня не живые. У меня была очень спокойная жизнь. Чтобы писать, я много придумывала, не было личных историй. Поэтому песни слегка искусственные для меня. А то, что пишу последние года 3-4, - это для меня каждый раз что-то очень интимное, личное, я обожаю, что песни написаны не от хорошей жизни, они все грустные, для меня это тяжелые воспоминания, но я очень счастлива возможностью все время возвращаться в прошлое. Эти все воспоминания для меня живые, актуальны в моей голове, хотя в жизни прошли очень давно. Это как «ЖЖ» писать, ты ведь перечитываешь, и в этом фишка. Ты напоминаешь себе, все время ворошишь прошлое, это очень здорово.

« АиФ»: - Скажите, есть ли в вашей жизни человек, появление которого стало для вас чем-то совершенно особым?

Т.З.: - Есть. Я отвечу про людей, с которыми я не знакома. Музыканты, которые поменяли для меня Вселенную. Тори Эймос прежде всего, очень много мне открыл на мир Илья Черт. Талантливых людей много, но не многие могут сказать тебе что-то новое. Есть музыканты, которые сильно изменили. А если переходить на реальные личности, то появление Москвы, сначала в лице Кушнира а потом всех остальных, это все изменило. Я понимаю, что поворотной точкой был этот звонок. Иначе я жила бы по-прежнему и понимала, что моя жизнь кончена. Потому что я работала на работе, которая была мне не очень интересна. Я люблю Ижевск, скучаю, но на тот момент в моей работе, в той конторе все было очень плохо, а сейчас еще хуже, если бы я там была сейчас, это был бы караул. И там некуда бежать. Было бы сложно. Я бы решила тогда рожать детей и развиваться в другую сферу, наверное. Может быть, это тоже был бы путь. Я считаю, что это невозможно планировать. Когда я спросила у директора: а что, если я захочу родить ребенка? Он сказал: в чем проблема? Он сказал, что это не имеет смысла планировать. Если ты встречаешь человека, от которого хочешь родить ребенка, сделаешь это. А если планировать – не сделаешь этого никогда, всегда что-то мешает. Поэтому я очень благодарна за этот ответ. Это правда. Если случится такой позыв в моей жизни, я буду счастлива. Не люблю детей, но склонна думать, что своего смогу полюбить.

« АиФ»: - Вам не кажется, что мужчины стали более пассивными, менее решительными? Вы об этом поете в своей песне «В серо - голубых»?

Т.З.: - Для меня это страшная тенденция – что мужчины перестали делать первый шаг. Я просто смотрю и не понимаю. Мы настолько поменялись местами, два пола. Сколько женщины выносят на себе, ничего не боятся. Сейчас женщина может снять себе красивого глупого мальчика, как мужчина – красивую глупую девочку. Ситуация уже настолько опасно уравнивается, что перекос увеличивается, и непонятно, что будет дальше. Если женщины возьмут бразды правления в свои руки, все будет по-другому. Возникает вопрос: зачем вообще нужен мужчина? Настоящие мужчины почти все остались в прошлом поколении. Я из своих сверстников редко встречаю мужчин в моем понимании, которые способны решать вопросы. Когда человек знает, куда и когда ему приехать. Считаю, что мужчина должен решать сам, и женщина ждет от него этого. И я не встречала почти среди своих сверстников молодых парней с такими свойствами. Как правило, они робкие и сомневающиеся. Даже если женщина сильная, она все равно хочет возложить часть ответственности за себя на кого-то другого.