Толерантность: значение слова, кто такой толерантный человек. Что означает толерантность

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

«Воспитание – это прежде всего человековедение»

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т. д…
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

Терпимость

Терпимость - важнейшая составляющая социально зрелости личности. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида:

1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость- черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена.

В русской классической литературе много ярких тому примеров - это и пушкинский Скупой рыцарь из «Маленьких трагедий», до того очерствевший душой, что может спокойно смотреть, как стоит на коленях под дождем, вымаливая у него деньги, бедная вдова, или знаменитый Плюшкин Гоголя. В этом же ряду особенно выделяется Иудушка Головлёв Салтыкова-Щедрина - он как раз очень любит, как вы помните, производить впечатление человека кроткого и терпимого к окружающим, постоянно произносит слащаво-нравоучительные речи, но на самом деле он черств и безжалостен к самым близким людям. Говоря о терпимости как составляющей социальной зрелости личности, мы имеем в виду, конечно, не эту терпимость, а диспозиционную.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (пли ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.

Подлинным воплощением такой терпимости можно назвать князя Мышкина, который в черновиках Ф.М. Достоевского прямо назван «князь-Христос». Мышкин всю свою жизнь строит именно по принципу терпимости и всепрощения, ища оправдания любым проступкам и срывам окружающих его людей, - как мы хорошо помним, среди них есть и падшая женщина, и преступники.

Такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. (Толерантность - повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.) При данном виде терпимости человек сохраняет чувствительность и эмпатийность, способность к сопереживанию и сочувствию. Сильной диспозиционной терпимостью, таким образом, может обладать и высокосензитивная личность. В диспозиционной терпимости в полной мере проявляется позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.

Однако в реальной жизни с развитием такого компонента, как терпимость все обстоит не столь благополучно, как хотелось бы. Вот некоторые данные исследований (Реан А.А., 1992, 1999), проведенных среди школьников обоего пола в возрасте 15?17 лет. Как оказалось, высокие показатели по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а низкие - только 9%. У остальных показатели на уровне среднестатистической нормы. Итак, 53% с высокой спонтанной агрессией. Но прежде всего следует пояснить, что имеется в виду под «спонтанной агрессией». Спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом.

Именно спонтанную агрессивность проявлял уже упоминавшийся выше Иудушка Головлёв, изводя своими нудными проповедями родственников, с удовольствием напоминая им об ошибках и неудачах, наблюдая, как близкие люди попадаются в расставленные им капканы. А помните малолетнего ростовщика Слаенова, одну их самых ярких ролей в фильме, поставленном по книге «Республика Шкид»? Этот подросток, скупая у товарищей хлеб, с явным удовольствием следил, как они выкручиваются из долгов и страдают от голода.

Высокие показатели по другому параметру - реактивная агрессия - имеют 47% обследованных, а низкие - только 4%. Но реактивная агрессия - это как раз проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности.

Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительности - 56% имеют по ней высокие значения и только 4% - низкие. А раздражительность - это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания. Наверное, не стоит даже приводить примеры - к сожалению, с раздражительностью мы то и дело сталкиваемся в повседневной жизни и прекрасно помним, что у раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Для них характерна еще и поспешность в оценке окружающих. Приведенные данные исследований о высоком уровне и широкой распространенности агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополняются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Установлено, что только за последние 3-4 года уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, училищ, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12?13-летние подростки (Т.Н. Курбатова). Все это вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой и таким образом может превратиться из социальной патологии в социальную норму, как это описано в антиутопии Э. Берджесса «Заводной апельсин», где агрессией заражены поголовно все подростки, и это уже никого не удивляет. Кстати, термин заражение использован здесь безо всяких кавычек намеренно, так как механизмы подражания и психологического заражения - не метафоры, а объективно существующие психологические механизмы.

Прошу прощения за такую большую цитату.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности ( ?).

Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?

Давайте посмотрим.

Значение слова толерантность

В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость . Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:

  1. в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
  2. в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
  3. в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
  4. в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
  5. в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.

Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «...аст» и «...ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.

Тут нужно разделить на общее и частное . Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.

Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.

В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.

Определение толерантности простыми словами

Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.

Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.

То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.

Интересно, что в 1995 году в ЮНЕСКО была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:

  1. отказ от агрессии;
  2. терпение;
  3. спокойное восприятие мира;
  4. философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.

Что входит в понятие «толерантный»

Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:

  1. терпимый и сострадательный;
  2. милосердный и прощающий;
  3. воспринимающий недостатки окружающих ();
  4. уважающий чужие права и свободы;
  5. желающий взаимодействовать;
  6. поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.

Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, создавая табу на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.

Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям , которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).

Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до , как наглядно показано в этом видеоролике:

Толерантность — это понятие многогранное

Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:

  1. педагогическая;
  2. врачебная;
  3. научная;
  4. политическая;
  5. управленческая и другие категории.

Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии , например, толерантность бывает следующих видов :

  1. Естественная – , и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
  2. Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
  3. . Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
  4. Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.

Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:

  1. обстоятельствам и их участникам;
  2. людям по разным признакам (типологический подвид);
  3. сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
  4. ко всему в общем (собирательная).

По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.

Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать

В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью , требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.

Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.

Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.

Как распознать толерантного или интолерантного человека

Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:

  1. Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
  2. Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
  3. Гармония внутри. Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти );
  4. Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
  5. Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
  6. . Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
  7. Демократичность. Выслушать и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.

Всегда ли нужно вести себя толерантно

Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.

Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.

В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность . В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.

Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Что такое милосердие и как развить в себе это качество Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Свобода - это то, что дается человеку по праву рождения

Не все люди используют в своей жизни понятие толерантности. Что это такое? Это принятые в социальной среде нормы поведения, которые выражаются в терпимости людей друг к другу, вероисповеданиям, обычаям и чувствам. Можно сказать, что основой толерантности принято считать право на выражение мыслей и каждого человека. Это человеческие чувства, которые выражаются в положительном отношении людей к чему-либо, но не к нарушениям моральных и общечеловеческих принципов. Это слово не так давно вошло в обиход, попробуем подробнее разобраться с этим понятием.

Цветок пиона

Толерантность включает в себя такие человеческие качества, как:

  • Сострадание и терпимость;
  • Прощение и милосердие;
  • Восприятие ближнего со всеми его недостатками;
  • Уважение прав и свобод людей;
  • Желание сотрудничать;
  • Поддержание в среде людей духа партнерства и паритета.

В 1995 году была принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

Согласно этому документу толерантность – это:

  • Терпение;
  • Отсутствие агрессии;
  • Философское мировосприятие и способность философски оценивать жизненные позиции и проявления характера других людей.

В зависимости от сферы проявления толерантность делится на следующие категории:

  • Политическая;
  • Педагогическая;
  • Врачебная;
  • Научная;
  • Административная и т.д.

Виды и типы толерантности в современном обществе

Понятие толерантности – это не просто определение в Википедии. Существуют разные определения, а также деления толерантности на виды, типы, подвиды и подтипы. Психологи делят толерантность на четыре вида, которые основаны на межличностном общении людей:

  1. Натуральная (естественная). Этот вид толерантности характеризуется тем, что ребенок не может противопоставить собственное «Я» окружающему миру. Для этого у него слишком мало опыта. Детским сознанием движут , всепрощение, доверие. Именно эти качества позволяют маленькому человеку приспосабливаться к условиям существования. Однако эти черты характера заставляют малыша подавлять в себе желания и проявления воли.

Люди с разным цветом кожи могут быть толерантны друг к другу

  1. Моральная толерантность. Этот вид толерантности характерен для самодостаточных и мудрых людей, которые умеют с помощью механизмов психологической защиты организма. Главным проявлением этого настроя считается проявление терпимости по отношению к окружающим. Внутри у него могут бушевать страсти возмущения и копиться негативная энергия, но внешне человек крайне спокоен.
  1. Нравственная толерантность. Многим людям будет удивительно, что два пункта с подзаголовками-синонимами идут подряд. Но между нравственной и моральной толерантностью существует значительное различие. Нравственная толерантность отличается тем, что она определяет степень доверия к человеку. Этот вид характерен для людей, которые стараются принимать мысли, ценности, стереотипы, жизненные принципы другого человека. Таким людям легко переносить конфликтные ситуации и устоять под напором стресса.
  1. Толерантность этническая. Обуславливает долготерпение и отсутствие осуждения к чужеродной культуре, обычаям и образу жизни.

Человек, наделенный этнической толерантностью, способен долгое время прожить в среде, непривычной, а порой даже неприятной для него чужой культуры и традиций.

Главные виды толерантности состоят из четырех подвидов :

  1. Отношение человека к ситуации и людям, принимающим в ней участие. Подразделяется ситуативная толерантность на следующие уровни:
  • Низкий уровень характерен для негативного отношения человека к миру и окружающей действительности («меня они раздражают»);
  • На среднем уровне человек выражает терпимость к собеседникам («мне нравится с ними общаться, и я их отлично понимаю»);
  • Высший уровень характеризуется полным приятием человека человеком («мне с ними комфортно и хорошо»).
  1. Позиция человека относительно других людей, исходя из политических, этнических и национальных признаков. Такой подвид толерантности называется типологическим .
  2. Еще один подвид толерантности – профессиональная. Это реакция людей на окружение, в котором они вынуждены пребывать большое количество времени – сотрудники, сослуживцы, коллеги.
  3. Собирательная толерантность (общая) состоит из признаков, которые проявляет человек в результате предыдущих трех наблюдений. Их систематизация и дает общую картину уровня толерантности индивидуума.

Многие люди нетерпимы к мужчинам и женщинам с тату

Примеры толерантности из жизни

Самые явные проявления толерантности из жизни, как правило, связаны с религией: можно встретить христианина, который беседует с мусульманином, и оба они толерантно относятся друг к другу, выслушивают позицию и мнение друг друга. Также примером толерантности может служить разговор людей разных политических взглядов. Важно то, что люди не пытаются навязать свою точку зрения , а имеют силу признать, что другой человек может не разделять ваши политические убеждения.

Часто люди не толеранты к внешнему виду людей, которые одеваются или выглядят совсем не так, как вы. Например, вы не любите татуировки и стоит вам увидеть девушку с тату, как отношение к ней сразу портится, или вы и вовсе не хотите с ней общаться.

Абсолютно не толерантно будет высказывать свою позицию, как единственно верную, всячески намекать на то, что человек не прав, что все его аргументы кажутся вам глупыми или несущественными. При таком раскладе вы смело можете называть себя интолерантной личностью.

Толерантность и интолерантность

Стремясь стать толерантным, человек не задумывается над тем, что его проявления терпимости иногда носят характер насилия над собой. То есть он не обладает нравственной толерантностью, которая обусловлена приятием и всепрощением. Этот процесс происходит на уровне моральной толерантности, которая подавляет внутреннее неприятие каких-либо процессов.

Толерантность и интолерантность проявляются во всех сферах человеческих взаимоотношений: профессиональной, межнациональной, межрелигиозной и других.

Как понять, что человек толерантный? Как правило, выделяют следующие признаки толерантности и толерантной личности:

  1. Юмор . Способность посмеяться над собственными недостатками – основное отличие толерантного человека. Он адекватно реагирует на критику и шутки в его адрес.
  1. Самореализация .

Толерантный человек нацелен на самосовершенствование и реализацию своих планов.

Он любознателен, открыт с людьми и самоотверженно приходит по первому же зову о помощи. Интолерантный индивидуум не умеет сопереживать и не проявляет сострадания к людям. Он не может самоопределиться, и не стремится к самосовершенствованию.

  1. Самооценка . Толерантность – это способность человека адекватно оценивать себя и окружающих. Он четко знает и стремится к их искоренению. Толерантность подразумевает гармонию людей с миром и внутри себя. Интолерантный человек привык обвинять окружающих в своих бедах. Он переносит всю вину на тех, кто находится вокруг него, на обстоятельства. При этом, интолерантные люди превозносят собственные достижения и выпячивают достоинства, которых, может быть, и не существует вовсе.
  1. Защищенность . При всех проблемах современной действительности (разгуле преступности, терроризме и т.д.), толерантный человек чувствует себя в обществе защищенным. Однако интоллерантные люди во всем, что происходит вокруг, видят реальную угрозу собственной безопасности.
  1. Ответственность . Толерантные люди не боятся ответственности. Во всем, что происходит вокруг, они ищут истинные причины и смысл. Им не сложно взять на себя определенные обязательства, и нести за свои проступки и чужие.

Кончита Вурст, он же Томас Нойвирт, победитель конкурса Евровидение-2014 в Копенгагене

  1. Демократичность . Толерантные люди никогда не станут убеждать вас в собственной правоте. Они обязательно выслушают вашу точку зрения, но останутся при своей. Интолерантные люди по своему психологическому настрою диктаторы. Им необходимо знать, что все окружающие подчиняются их понятиям и стремлениям.

Толерантность в современном мире

Толерантность для нашего государства и его граждан – это нечто новое, пришедшее к нам со времен «Перестройки» и становления нового государства. В Советском Союзе толерантность считалась, если не проявлением слабости, то предательство политических взглядов, пропагандируемых государством. В коммунистическом обществе не допускалось различие мнений, религиозные взгляды и предпочтения. Извращенное понятие толерантности признавалось только в призыве к равенству и братству всех народов и слоев общества. Что, впрочем, было сплошной пропагандой, и не носило под собой реальной основы.

В нынешнее время люди в нашей стране и во всём мире всё чаще задают себе вопрос: «Как стать толерантным человеком?» Причем многие путают толерантность с всепрощением в христианстве . Однако это понятие далеко от призыва христианства к терпеливому и стоическому стремлению «нести свой крест» или «подставлять щеку для повторного удара». Православные отцы категорически отрицают толерантность, как науку, и всячески препятствуют ее преподаванию в школах и ВУЗах. Они считают, что принятие и понимание любой точки зрения разрушает моральные устои человека, которые воспитывались в нем с детства.

Можно перечислить несколько примеров двоякого толкования проявлений толерантности в обществе:

  1. Молодежь . Рассмотрим яркий пример проявления отрицания толерантности – группировки скинхедов. Они полагают, что терпимость к чужой культуре, верованиям и взглядам приводит к угнетению славянской расы. Как объяснить ребенку, что такое толерантность? Собственным примером, в первую очередь. Не бояться обсуждать острые темы в семье, касаемые любого вида толерантности. Толерантность для детей, особенно маленьких, может быть сложным понятием, но с годами посеянные вами зерна дадут о себе знать, и ваш ребенок станет по-настоящему толерантной личностью.
  1. Семья . В некоторых странах, где толерантная позиция по отношению к людям пропагандируется давно, существуют некоторые перегибы в понятиях. Например, в Англии в документообороте запрещено употреблять слова «муж» и «жена». Тем самым, власти государства стараются не обидеть чувств сексуальных меньшинств, вступающих в брачный союз. Однако это тоже не предел, в дальнейшем планируется запретить слова «мать» и «отец», с той же целью. Европейским обществом осуждается отрицание россиян по отношению к однополым партнерам, которые хотят усыновлять детей.

  1. Политика . В политической жизни существует очень тонкая грань между терпимостью и раболепством. Политики получают соответствующее обучение и обладают навыками, помогающими им манипулировать общественностью и мнением большинства людей. Взять тот же запрет подросткового гомосексуализма, принятый на законодательном уровне в России. В толерантной Европе это вызвало бурю осуждения и обвинений в интолерантности российских правителей.

Сегодня мы видим, что российскую общественность возмущает проявление фашизма и экстремизма на территории бывшего российского государства — Украины.

Заключение

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

  • Проявления толерантности к нетрадиционным взглядам на жизнь и понятиям меньшинства должны быть обоснованы логикой и здравым смыслом;
  • Рассматривать принятие тех или иных позиций необходимо руководствуясь законами и традициями, принятыми в обществе;
  • Необходимо четко знать и осознавать пределы терпимости;
  • Толерантность не должна перерасти во вседозволенность и попирание истинных ценностей.

Нужно с уважением принимать и понимать смысл жизни, позиции и стремления других людей, которые должны соответствовать таким понятиям, как «мораль», «нравственность» и «демократия». Толерантный человек – это не тот, кто наделен каким-то одним положительным качеством, это индивидуум, обладающий всеми ними в полной мере. Он никогда не пойдет на конфликт, даже обоснованный определенными обстоятельствами, его невозможно вызвать на осуждение или резкое отвержение чужих идеалов и стремлений. Однако поистине толерантные люди должны обладают высокими моральными устоями . Для того, чтобы наше общество стало толерантным, необходимо воспитывать и прививать молодежи терпимость, основанную на стандартах морали и нравственности.

Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о (межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости). Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.

На наш взгляд, толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.

Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. (Интолерантность – в основе убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Отказ в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочтение отдаётся подавлению, а не убеждению (Кинкулькин А. Т.).

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличии довольно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.



3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении . Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5.Ориентация на себя – ориентация на других . Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

4. Приверженность к порядку . Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии . Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высо­ких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8 Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться нал своими недостатками, и они не стремятся к превосходству нал другими.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть нал другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, есть два пути развития личности интолерантный и толерантный.

Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. (Анекдот: – Ну почему, почему, почему меня никто не любит, чтоб вы все сдохли?!).

Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

· расположенность к другим людям;

· снисходительность;

· терпение;

· чувство юмора;

· чуткость;

· доверие;

· альтруизм;

· терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. п.);

· умение владеть собой;

· доброжелательность;

· умение не осуждать других;

· гуманизм;

· умение слушать собеседника;

· любознательность;

· способность к сопереживанию.

(Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения. )

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует со­вершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпи­мости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:

Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

Игнорирование (отказ в беседе, в признании);

Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

Преследования, запугивания, угрозы;

Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

Империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

Осквернение религиозных или культурных символов;

Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

Изгнание (официальное или насильственное);

Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения,убийства).

Таким образом, интолерантный класс характеризуется следующими признаками:

ü Игнорирование

ü Отстранение

ü Обзывание

ü Обвинение, упреки

ü Осуждение, критика

ü Морализирование, проповедь

Определить является ли класс интолерантным, можно, руководствуясь следующими признаками:

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный оттенок?

Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения . Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения» . Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?
Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки, или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

Изгнание. Был ли кто-то из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в коллектив?

Сегрегация. Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброже­лательным отношением к миру.

(Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (подготовлена на основе работ Г. Оллпорта см.61)