Усадьбы писателей. Тема дворянской усадьбы в русской литературе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музей- заповедник Михайловское Легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной. Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское". 1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии". В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

2 слайд

Описание слайда:

Село Большое Болдино (как и сам район) неразрывно связано с именем Пушкиных, в частности с именем Александра Сергеевича Пушкина – великого русского писателя и поэта. Безусловно, главной достопримечательностью является Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина

3 слайд

Описание слайда:

Усадьба расположена в Белинском районе Пензенской области, селе Лермонтово (Тарханы).

4 слайд

Описание слайда:

Село Константиново, Рыбновский район Рязанской области расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах к северо-западу от Рязани. Здесь 3 октября 1895 родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. В Константинове прошли детство и юность поэта. В центральной части села расположен Государственный музей-заповедник С. А. Есенина.

5 слайд

Описание слайда:

Усадьба А.П.Чехова - Мелихово находится рядом с трассой М2, в окрестностях города Чехов Московской области. Здесь с 1892 по 1899 гг. А.П.Чехов жил со своими родителями и ближайшими родственниками - один из главных чеховских музеев в России.

6 слайд

Описание слайда:

Усадьба Л.Н.Толстого Ясная Поляна. Усадьба расположена в Щёкинском районе Тульской области (в 14 км к юго-западу от Тулы), основана в XVII веке и принадлежала сначала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым.

7 слайд

Описание слайда:

Если продолжить движение в сторону Орловской области то через 130 км, не доезжая Мценска есть еще одна усадьба Спасское-Лутовиново. Это государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева.

8 слайд

Описание слайда:

«Карабиха» это Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова, созданный в 1946 году В XVII веке недалеко от Ярославля располагалось село Богородицкое, в начале XVIII- го владельцем села и окрестностей стал князь Николай Голицын и по его приказу на Карабитовой горе недалеко от села построили усадьбу «Карабиха». Сын Николая Голицына Михаил, будучи ярославским губернатором, делает «Карабиху» своей парадной резиденцией и реконструирует родовую усадьбу. Его сын Валериан принимал участие в восстании декабристов, был сослан в Сибирь, а затем на Кавказ. «Карабиха» была продана. В 1861 году ее приобрел поэт Николай Некрасов для летнего отдыха.


10 место

Открывает наш рейтинг усадьба известного русского драматурга Александра Николаевича Островского - "Щелыково", купленная им совместно с братом в 1867 году у своей мачехи за несколько тысяч рублей. Именно здесь были написаны известные всему миру пьесы - "Гроза" и "Бесприданница".

9 место

В начале XIX века Остафьево являлось одним их символов культурной жизни России, где частыми гостями были многие известнейшие литературные деятели, в частности - Жуковский, Грибоедов, Гоголь, Пушкин. Здесь, на протяжение нескольких лет, работал над "Историей государства Российского" великий историк Н. М. Карамзин.

В течение XX столетия имение не однократно меняло свой статус, являясь - то детским лагерем, то домом отдыха.

В 1988 году Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей, коим является и по сей день.

8 место

К сожалению, многие постройки имения были безвозвратно утеряны, а до наших дней сохранился только старинный парк на берегу реки.

7 место

Седьмую позицию в нашем TOPе занимает усадьба графа Алексея Константиновича Толстого - "Красный Рог". Во времена царствование Екатерины II имение являлось «охотничьим замком» всемогущего гетмана Кирилла Разумовского.

Со временем имение досталось брату матери Толстого, который после смерти завещал его своей сестре, а та сыну.

6 место

На пятом месте остановилась усадьба Николая Алексеевича Некрасова - "Карабиха", которая своим странным названием обязана Карабитовой горе, на которой была построена в 1740-ые годы по заказу княжеского рода Голицыных.

Во владения знаменитого русского поэта перешла в 1861 году за незначительную, ввиду ветхости постройки, сумму.

В период 1861-1875 гг. здесь были написаны Некрасовым лучшие его поэмы: «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также частично «Кому на Руси жить хорошо».

После Великой Отечественной Войны к 125-летию поэта в имении был открыт музей.

5 место

Далее в нашем рейтинге следует усадьба Евгения Абрамовича Баратынского - "Мураново". С 1816 года, после того, как деревню Мураново приобрела теща поэта, имение, в разные годы, принадлежало нескольким родственно связанным семействам Энгельгардтов, Боратынских, Путятов и Тютчевых.

В XX веке, благодаря усилиям потомков Ф. И. Тютчева, на базе усадьбы был создан литературно-мемориальный музей.

4 место

В шаге от призовой тройки остановилась усадьба Льва Николаевича Толстого - "Ясная Поляна", которая была основана (а точнее воссоздана) в XVII веке дедом писателя Н. С. Волконским.

Здесь в 1828 году родился и прожил большую часть своей жизни один из самых видных представителей русской литературы XIX-XX веков Л. Н. Толстой.

В 1921 году, благодаря усилиям дочери писателя Александре, по решением ВЦИК на месте усадьбы был основан музей.

3 место

Бронзовым призером нашего рейтинга становится усадьба Федора Ивановича Тютчева - "Овстуг", расположенная на берегу реки Овстуженка. "Родовым гнездом Тютчевых" имение стало в 70-ые годы XVIII века, после того, как дед поэта получил его в виде приданного своей жены.

При жизни Федора Ивановича усадьба активно обустраивалась и развивалась, однако после смерти поэта начала медленно угасать и уже в начале XX века пришла в полный упадок.

После революции практически все строения тютчевского времени были разобраны рабочими и крестьянами на стройматериалы.

Второе дыхание усадьба обрела в начале второй половины XX века, после того, как получила статус музея, что в свою очередь позволило имению стать украшением не только Брянской области, но и всей России.

2 место

Вторую строчку нашего TOPа занимает родовое имение Михаила Юрьевича Лермонтова - "Тарханы", где при жизни поэта хозяйкой усадьбы была его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева.

В Тарханах прошло все детство Лермонтова, души не чаявшая в своем внуке бабушка всячески развлекала будущего гения, в том числе и устраивая на территории усадьбы потешные бои на манер боев Петра I.

В 1842 году сюда был привезен прах поэта, захороненный в часовне-усыпальнице рядом с могилами матери и деда.

После смерти Арсеньевой и до начала революции усадьба поддерживалось в относительном порядке различными управляющими, благодаря которым строения имели достойный вид.

В сентябре 1918 года большевики объявив Тарханы достоянием советского государства взяли их под особую охрану, а в 1934 году усадьба получила статус музея-заповедника.

1 место

Ну, а победителем нашего рейтинга становится легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной.

Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское".

1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии".

В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

Отдельной строкой:

Хорошая новость для всех влюбленный пар и почитателей романтики, отныне вам не нужно бегать по всему городу, в поиске интересных мест для проведения незабываемого вечера... Теперь достаточно зайти на сайт sweethotel.ru и к вашем услугам будут доступны все три виды отдыха - культурный, духовный и активный, уютный ресторан, комфортабельный номер на двоих в одном из лучших отелей подмосковья, а также многое другое.

Тема русской природы встречается в произведениях Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Аксакова. Даже городской писатель Федор Михайлович Достоевский описывает красоту лесов и полей, как будто видел все это своими глазами. И так оно и есть: известные поэты и писатели любили приезжать из столичного Петербурга в Подмосковье, в тихие и уютные родовые имения. Сегодня мы можем своими глазами увидеть то, что когда-то так волновало признанных классиков литературы - пруды и реки, аллеи и сады. Какие самые красивые писательские усадьбы Подмосковья сохранились до наших дней?

Показать на карте

Село Захарово - единственное доступное в наши дни место, связанное с детством А.С. Пушкина. С 1804 по 1811 годы имение принадлежало бабушке поэта, он приезжал к ней отдыхать несколько лет подряд. Деревенская жизнь, русская природа, общение с бабушкой и няней оказали сильное влияние на его творчество - Захарово называют поэтической родиной Пушкина. В стихах лицейского цикла ("Послание к Юдину"), а также в более поздних произведениях: "Воспоминания о Царском Селе", "История села Горюхина", "Дубровский" поэт описывает места своего детства. Известно, что Пушкин приезжал на свою малую родину перед свадьбой. Сегодня Захарово вместе с селом Большие Вязёмы входит в состав Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С Пушкина. Такая связь вполне оправдана - в деревне Захарово не было своей церкви, поэтому на службу юный поэт ходил в Большие Вязёмы - храм Преображения существует там с XVII века.

Со времени правления Петра I село Большие Вязёмы принадлежало роду Голицыных. С 1813 года в усадьбе проживал русский литератор С.П. Шевырёв. Здесь он занимался описанием богатой библиотеки московского генерал-губернатора Д. В. Голицына. Шевырев был славянофилом - обосновывал самобытность России, именно ему принадлежит популярное идеологическое клише о "загнивающем западе". Шевырёв был хорошим другом Н.В. Гоголя, помогал ему вычитывать рукописи, готовил произведения к публикации. Сам Николай Васильевич также бывал в Вязёмах и хорошо отзывался о гостеприимном хозяине. Благодаря попечению Шевырёва, после смерти писателя вышло собрание его сочинений.

Русский поэт-символист Александр Блок не любил путешествия, поэтому 36 лет подряд, начиная с рождения, проводил теплое время года в имении своего деда - академика А.Н. Бекетова. Дивная природа Подмосковья, простая деревенская жизнь настраивали Блока на романтический лад: "И дверь звенящая балкона / Открылась в липы и в сирень, / И в синий купол небосклона, / И в лень окрестных деревень." Шахматово стало духовной родиной Блока, в нем были написаны более 300 стихотворений, и самые главные лирические произведения, включая цикл "Стихи о Прекрасной Даме". Сама муза поэта, вдохновлявшая его на творчество, проживала неподалеку в Боблово - усадьбе ученого Д.И. Менделеева. Его дочь Люба стала подругой, невестой и женой поэта, той самой его Прекрасной Дамой.

С 1826 года усадьба Середниково принадлежала бабушке М.Ю. Лермонтова, Е.А. Арсеньевой. Юный стихотворец приезжал к ней на лето с 1829 по 1832 годы. Атмосфера подмосковной усадьбы повлияла на становление поэта, он написал здесь более сотни стихов, поэмы "Мцыри" и "Демон". Самым ярким впечатлением стало знакомство с Е.А. Сушковой. Молодая девушка часто приезжала в Середниково из соседнего Большакова. Екатерина поразила шестнадцатилетнего Лермонтова в самое сердце. Перед отъездом в Москву в 1830 году он посвятил Miss Black-Eyes, как ее называли близкие, стихотворение "К Су": "Вблизи тебя до этих пор / Я не слыхал в груди огня...".

"Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа", - так писал Чехов в одном из писем. В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово, где в полной мере смог прочувствовать жизнь простого народа. Писатель своими руками копал огород, сажал деревья и приводил в порядок старую усадьбу. Здесь же он работал по своей основной специальности - принимал больных. А.П. Чехов очень любил людей, поэтому не только лечил крестьян, но и старался улучшить их жизнь в целом. На свои средства писатель открыл три школы, обустраивал библиотеки, сам принимал экзамены. Историки литературы называют этот период "мелиховским" - близкое общение с людьми обогатило творчество Чехова. В Мелихово написано почти 40 произведений: "Палата № 6", "Дом с мезонином", "Человек в футляре", рассказы и повести о русской деревне: "Мужики", "На подводе", "Новая дача" и другие.

Считается, что усадьба Мураново связана с творчеством поэта Федора Тютчева. Это верно, но лишь отчасти. Сам Ф.И. Тютчев здесь никогда не был, зато его сын Иван Федорович собрал и сохранил наследие отца и других родственников: поэта Е.А. Боратынского, литератора Н.В. Путяты, публициста И.С. Аксакова. Имение принадлежало семье Боратынских, в 1869 году Иван Федорович Тютчев женился на внучке Е.А. Боратынского и переехал в Мураново. В семейный музей вошли вещи, фотографии, книги и автографы, перевезенные из Петербурга, Москвы, родового имения Тютчевых Овстуг. Усадьба Мураново стала первым в Советской России литературным музеем - его создание одобрил сам В.И. Ленин. Благодаря заботам семьи Тютчевых и наследников, Мураново является уникальным примером сохранившегося дворянского гнезда, хранящего не только память о поэтах и писателях, но и оригинальные предметы интерьера XIX века.

В 1837 году С.Т. Аксаков получил наследство и уволился с государственной службы. После долгих поисков в 1843 году он приобрел имение Абрамцево. Здесь Аксаков получил все, что хотел: дивную природу; реку, полную рыбы; леса и поля, изобиловавшие дичью. Переселение в свое поместье стало для Сергея Тимофеевича новым этапом в жизни. Здесь были созданы его лучшие произведения: "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", повести "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука", сказка "Аленький цветочек". Очерки об охоте не потеряли актуальности и в наши дни, а сказку про красавицу и чудовище знают все дети. До отставки Аксаков служил цензором, а также писал критические заметки о театре и литературных произведениях. Так он познакомился с писателями Н.В. Гоголем и И.С. Тургеневым; историком М.П. Погодиным и актером М.С. Щепкиным. Все эти известные люди бывали в гостях у писателя в подмосковном Абрамцево - гуляли по парку, охотились, пили чай на веранде дома.

Усадьба Остафьево была приобретена князем А.И. Вяземским в конце XVIII века. Владелец построил большой дом в классическом стиле, чтобы устраивать приемы и балы. Неофициальное название "Русский Парнас" подарил имению А.С. Пушкин - так много творческих людей бывали на вечерах у Вяземского. Среди них: поэт В.А. Жуковский, баснописец И.И. Дмитриев, историк А.И. Тургенев, дипломат и драматург А.С. Грибоедов. Литератор и историк Н.М. Карамзин был женат на старшей дочери А.И. Вяземского, и в течение 12 лет жил в Остафьево, где работал над "Историей Государства Российского". Следующим владельцем Остафьево стал княжеский сын Петр Андреевич Вяземский - поэт и критик. Детские воспоминания об усадьбе, о встречах с известными людьми нашли отражение в его стихах: "Деревня", "Родительский дом, "Сельская церковь", "Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом…". Третий хозяин имения - Павел Петрович Вяземский занимался изучением древнерусской литературы, опубликовал "Замечания на "Слово о полку Игореве". Сын поэта существенно пополнил усадебное собрание живописи, графики и искусства, создал мемориальные кабинеты Карамзина, Пушкина и своего отца.

С 1822 года село Покровское-Рубцово принадлежало историку и писателю Дмитрию Павловичу Голохвастову, земля досталась ему в наследство от отца. Если верить А.И. Герцену, который приходился Голохвастову двоюродным братом, то Дмитрий Павлович был идеальным человеком: образован, богат, не имел дурных привычек, регулярно посещал церковь. И страсть у него была только одна - к лошадям. Такие сотрудники нравились начальству, поэтому Голохвастов преуспел на службе - работал председателем цензурного комитета и попечителем Московского университета. Именно он требовал от Н.В. Гоголя изменить название поэмы "Мертвые души". Также Голохвастов интересовался русской историей и опубликовал в славянофильском журнале "Москвитянин" несколько статей. После смерти Голохвастовых усадьбу купили Морозовы. В начале XX века семья фабриканта приглашала в дом на высоком берегу Истры драматурга А.П. Чехова, художников Серова, Поленова и Левитана.

Тарханы
Музей-заповедник Михаила Юрьевича Лермонтова

12 лет прожил в Тарханах Михаил Лермонтов | 4000 рублей ежегодно тратила Елизавета Алексеевна Арсеньева на воспитание внука | 140 га площадь Лермонтовского музея-заповедника | 28 000 единиц насчитывают музейные фонды.

~~~~~~~~~~~



История

Сначала имение называлось Яковлевское. Тарханами его окрестили уже при Арсеньевых, Михаиле Васильевиче и Елизавете Алексеевне, деде и бабке поэта, которые купили его в 1794 году. Весной 1815-го сюда приехали их дочь и зять с годовалым Мишенькой. Мать ребенка умерла, не прожив и 22 лет, и Елизавета Алексеевна поклялась посвятить всю себя внуку. Лермонтов рос в Тарханах как богатый барчук, бабушка сделала все, чтобы он развивался духовно и физически. Увы, здоровьем Миша пошел в мать, от нее же, по мнению бабушки, «перенял нервность и впечатлительность».


Е. А. Арсеньева (1773-1845), урожденная Столыпина — бабушка поэта со стороны матери,
воспитавшая его и ставшая самым близким ему человеком


В Тарханах Лермонтов прожил до 1827-го — почти половину своей жизни. Здесь родилась его первая поэма «Черкесы». Здесь же 16-летний гений написал: «…Есть место, где я буду отдыхать, когда мой прах, смешавшийся с землей, навеки прежний вид оставит свой». Последний раз он навестил Тарханы зимой 1836-го. В имении шло строительство церкви во имя Михаила Архангела. Ее освятили через четыре года; как вспоминал очевидец, «в день освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника». А еще через год в ней отпевали самого Михаила Юрьевича. Елизавета Алексеевна, пережившая единственную дочь и единственного внука, посадила у храма три дубка. Вырос только один.


Портрет шестилетнего Лермонтова, написанный крепостным художником


Наследие

После Арсеньевой Тарханы обветшали, парк был почти полностью вырублен. Господский дом неоднократно горел, впервые — в 1908-м. После революции усадьбу объявили достоянием Советской республики. Сам Лермонтов при этом все больше впадал в немилость: его пессимистическая муза не отвечала духу нового времени. На волне коллективизации совхоз «Лермонтовский» вместе с усадьбой был передан конезаводу «Лермонтовский рысак». Затем здесь размещались школа механизаторов, зернохранилище, птицефабрика… «Людская алчность истребила твое жилище, — отметил кто-то в памятной книге церкви Михаила Архангела в 1923 году. — Невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник…»


Гостиная в барском доме


В 1939-м в Тарханах все же открыли музей. Через тридцать лет он получил государственный статус. Прошло еще тридцать — и указом российского президента «Тарханы» внесли в список особо ценных объектов культурного наследия страны.

Когда-то, бродя в одиночестве по усадебным аллеям, Лермонтов завещал: «Положите камень; и пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие».

Темный дуб склоняется над его именем. Камень — стоит. Все случилось, как он предвидел.

Фото: Irina Opachevsky, Андрей Малышкин/Фотобанк Лори; wikipedia.org

Алексей Шлыков
«Русский репортер»


20 апреля 2018 года

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Н. Огарев (1842)

Усадьбы в России стали появляться в 15 веке, когда за верную службу даровались земли. В 1714 году Пётр I подписал указ "О единонаследии", чтобы привлечь новых людей на службу в армию и положить конец дроблению дворянских имений. Владение землей было связано с обязанностью нести государственную службу, поэтому дворяне редко посещали свои имения. Во второй половине 18 века император Петр III подписал указ от 18 февраля (1 марта) 1762 г. "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Согласно этому документу дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы в мирное время, могли служить или не служить, свободно выезжать за границу или жить в своем имении. После издания этого указа многие землевладельцы перебрались в свои родовые усадьбы и с новыми силами стали их облагораживать, приводить в порядок, перестраивать, разбивать изумительные ландшафтные ансамбли, по аналогии с европейскими ландшафтными школами, но на русский манер и с учетом климата средней полосы России.

Жизнь в усадьбе была простой и спокойной, отличной от жизни в городе. Для расположения главного дома в усадьбе выбиралось место на возвышенности, откуда открывались самые красивые виды на окружающую природу. Въезд в усадьбу проходил по дороге через главную аллею имения и, далее, по большому кругу парадной зоны - партера с цветниками и газоном. За усадебным домом, как правило, располагался французский регулярный парк. Иногда регулярный парк заканчивали оранжереей с диковинными растениями. Отдельная часть имений отводилась фруктовым садам и огороду, так как усадьбы жили натуральным хозяйством. Некоторые помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, продолжавшего регулярный французский и плавно перетекавшего в рощи и леса, которые окаймляли усадьбы. Каскадные пруды и мостики, плавные витые тропинки, аллеи еловые, липовые, березовые, яблоневые и вишневые сады, заросли шиповника и сирени, садовые павильоны и беседки - все это создавало неповторимый дух ландшафта русской усадьбы.


Русские писатели и поэты до революции в большинстве своем были представителями дворянства и имели свое родовое гнездо, свое имение. Тема дворянской усадьбы с ее садами, парками, рощами и аллеями проходила красной нитью в "Обломове" Гончарова, в "Дворянском гнезде" и "Отцах и детях" Тургенева, в Гоголевских "Мертвых душах" и во многих других произведениях классиков отечественной литературы.

Одним из примеров такой "малой родины" является Тургеневское родовое гнездо, ныне Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" в Орловской области, где дом и строения окружены старинным парком, разбитым основателем Спасской усадьбы И.И. Лутовиновым на рубеже XVIII-XIX веков. В романе Тургенева "Новь" имение описано так: "Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми "клумбами"; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи". Аллея посажена была писателем во время ссылки. В романе Тургенева "Рудин" описана беседка, образованная кольцом из лип. Сирени, жимолости, липы, ясени, дубы, ели, тополя… Многие растения средней полосы России украшали усадьбу Тургенева. Более двух тысяч экземпляров деревьев сохранилось на территории усадьбы и по сей день.


Отчий дом писателя Ивана Гончаров, находившийся в Симбирске на Волге, имел шикарный сад и большой просторный двор. В главных своих произведениях "Обломов" и "Обрыв" Гончаров вернулся мыслями в Поволжье. Пейзажи русских усадеб, картины родной природы, сады, естественные леса и рощи, высокий берег Волги играли чуть ли не ведущую роль в произведениях Гончарова. Русские ландшафты Гончарова не столь "причесаны", как регулярные французские, и менее театральны, чем пейзажные английские, но очень гармоничны, как сады вблизи Волги.

Другой известный садово-парковый ансамбль, мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", расположен в Тульской области. Здесь жил и творил великий писатель более пятидесяти лет. Дед писателя, С.Н. Волконский, прообраз старого князя Болконского из романа "Война и мир", перестроил и заложил основной облик усадьбы. Сады, парки, пруды, оранжерея, въездная березовая аллея ("прешпект") - все эти элементы ландшафта яснополянинской усадьбы неоднократно описаны на страницах романа "Война и мир" как имение отца Андрея Болконского "Лысые горы":

"…Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.

А проехать в санях можно? - спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.

Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел…"

В Ясной Поляне по указу С.Н. Волконского был разбит "англицкий сад" - небольшой ландшафтный парк в английском стиле, с бересклетами, полыхающими осенью малиново-розовым цветом.


Описание имений, их судеб, расцвета и упадка классиками отечественной литературы необыкновенно интересно для историков и литераторов. Но не менее занимательно смотреть на описания русских имений в произведениях русских писателей глазами ландшафтного архитектора.

В романе А.С. Пушкина "Дубровский" фигура князя Верейского, пятидесяти лет, являет тип дворянина, большую часть времени проводившего за границей, предающегося "излишествам" посредством больших доходов от своего имения Арбатово. Усадьба князя Верейского располагалась на берегу Волги: "Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность". В силу своей любви к "рассеянному образу жизни", Верейскому импонировал пейзажный английский стиль. Усадьба Арбатово поражала безлюдьем с "чистыми и веселыми избами". Господский дом был выстроен из камня, во вкусе английских замков, "перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон". Роскошь усадьбы соседа, своенравного русского барина, генерала-аншефа в отставке, помещика Троекурова, не нравилась Верейскому. Ему, владельцу английского парка, был чужд старинный сад Троекуровской усадьбы Покровское "с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями". А.С. Пушкин, написавший свой роман в начале 19 века, в 1830-е годы, показал, что князь Верейский отдавал предпочтение английским образцам зеленой архитектуры как модному, тщеславному и амбициозному. И не удивительно. Ведь регулярный французский геометрический стиль парков, вошедший в моду в 18 веке, на стыке 18 и 19 веков, повсеместно в Европе вытеснялся английским пейзажным. В то же время, другой герой романа "Дубровский", богатый Троекуров, был консервативен, имел псарню, старинный сад на русско-французский манер, а в огромном каменном доме построил бельведер (башню над крышей) для обозрения своих владений. Кстати, итальянское слово belvedere, или французское bellevue, значит в переводе на русский язык "прекрасный вид".


В 19 веке объемы усадебного строительства резко сократились. После реформы 1861 года многие усадьбы сменили владельцев на фабрикантов, промышленников, купцов. Усадьбы не приносили больше оброк своим владельцам, а требовали применять к себе коммерческое руководство и управление, так как представляли большие хозяйственные механизмы, с постройками, парками и садами, нуждающимися в постоянном уходе. В период Первой мировой войны некоторые усадьбы использовались под лазареты. А после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года на основе Декрета о земле все земли помещиков были национализированы, а усадьбы или разрушены или переданы государственным учреждениям - школам, санаториям, институтам. Парки зарастали порослью, плодовые сады погибали и приходили в упадок.

Усадебное наследие России в наши дни, к сожалению, удалось сохранить не полностью. "Родовые гнезда" русских писателей и поэтов как историко-культурные памятники федерального значения, литературные музеи и садово-парковые ансамбли, описанные в русской классической литературе, представляют большую историческую ценность. Музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово", "Ясная Поляна" Л.Н. Толстого, бывшее имение бабушки М.Ю. Лермонтова "Тарханы" (ныне село Лермонтово), мемориальный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское", музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", Усадьба Некрасова в Карабихе, Музей-заповедник Островского в Щелыково, Даровое и усадьба Достоевского, Музей-усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева - вот лишь неполный список имений в окружении старинных парков, описание которых легло в основу золотого фонда русской литературы.

Борисюк Марина Александровна ,

инженер-физик (специальность "Радиационная безопасность человека и окружающей среды"),

ландшафтный дизайнер,

руководитель программы "Сад Авантаж"