В каком деле я хочу стать мастером. Обучение мастеров

Довольны ли вы своей жизнью? Идете ли вы на работу, зная, что вы можете добиться большего? Зная, что в вас есть уникальные способности, которые могут сделать вас лучшим в мире?

Этот пост - о том, как достичь мастерства. Но еще и о том, что вполне нормально не достигать мастерства в традиционном смысле. Вы можете сами определять мастерство, а не пользоваться чужими дефинициями.

Иными словами, быть лузером - это нормально.

Не нужно писать книгу, чтобы описать, что такое мастер. Большинство из нас (а прежде всего я) никогда не станем мастерами ни в чем.

Я пытаюсь. Я пытался добиться этого в шахматах. Я дошел до ранга «мастера», но это ничего не значит. Я никогда не достигну в них мирового уровня. Я пытался достичь этого и в писательстве. Я пишу уже двадцать с лишним лет.

Но я знаю много людей, которые в своей области входят в число лучших в мире. Я читал их книги. Я говорил с людьми и анализировал, что, по их мнению, привело их к мастерству. Я строил и продавал бизнесы людям, которые в своей отрасли достигли мастерства. Я инвестировал в мастеров своего дела. Так что я все-таки понимаю, кто такие мастера и что они делают.

Так что отнеситесь к этому с долей скепсиса, но помните, что эти мысли основаны на моем опыте и на опыте всех людей, с которыми я общался. Вот главные элементы мастерства. А также плохие и хорошие новости для вас.

1. Талант

Мне неприятно это говорить, но талант важен. Есть миф, что каждый талантлив хотя бы в чем-то одном, надо лишь найти, в чем. Это неправда.

Большинство людей не талантливы ни в чем. Но большинство людей могут быть довольно хороши в чем-то. Тим Феррис показывает в своей книге «Повар за 4 часа», как можно стать довольно хорошим поваром после четырех часов усилий. Я пользовался его методикой и готовил весьма неплохо.

Но по случаю выхода книги Тим устроил ужин, где каждое блюдо (их было, кажется, восемь) готовил отдельный повар. Одному из них было 8 лет, и его блюдо было, пожалуй, лучшим. Когда-нибудь он станет мастером (если уже не стал). Вот это талант.

Когда мой шахматный рейтинг был на пике, я играл партию с девочкой по имени Ирина Круш. Она разбила меня в 25 ходов. После игры она сказала мне: «Наверное, когда вы двинули слона на Б4, я увидела вашу слабость». Она была права. Ей было 13 лет. И тогда я сразу перестал играть в шахматных соревнованиях и теперь играю лишь тогда, когда разговариваю с людьми по телефону. Она была талантлива. Сегодня она одна из самых молодых женщин-гроссмейстеров в мире.

2. Как узнать, в чем ваш талант?

Думаю, есть два метода.

1) Возьмите блокнот и запишите все, что вам нравилось делать с 6 до 18 лет, до того, как вашу жизнь подчинили себе колледж, отношения, отстойная работа, ипотека, дети, ответственность, презрение к себе и т.д.

В своем подкасте я разговаривал с Льюисом Хоузом. Он сказал, что всегда, с детства, мечтал быть спортсменом. И еще, что он еще ребенком пользовался своими навыками общения, чтобы компенсировать свои слабые академические навыки. Он нашел свои два таланта и стал мастером в обоих областях.

Часто мастером вас делает сочетание нескольких «недоталантов». Я не знаю, смогу ли в чем-то стать мастером, но я с детства любил писательство, игры и все, что связано с бизнесом. Может быть, когда-нибудь.

2) Сходите в книжный магазин и найдите тему, по которой вы будете готовы прочесть 500 книг. Если вы жаждете прочесть все 500 книг по вязанию крючком, наверное, у вас к этому талант.

И вполне нормально быть талантливым в чем угодно. Мы - продукт всего нашего опыта, всего того, что нас интересует, всего того, с чем мы заигрываем. И этот продукт может показаться кому угодно мусором. Но играйте со своим мусором и будьте счастливы. Если у вас получится, вы попадете в лучшие 0,00001%.

3. Четыре часа в день

Все книги Тима Ферриса содержат в названии слова «4 часа…». Я спрашивал практически каждого мастера, какого встречал, сколько часов в день они тратят на овладение своим мастерством. Они не повторяли стандартную чушь, какую долбят предприниматели в Кремниевой долине: «Я работаю 20 часов в день, и если бы мне не надо было спать, я бы работал 30 часов в день».

Нельзя стать мастером чего-либо, если вы работаете 20 часов в день. Наоборот, в вашей жизни что-то очень неправильно, если вы столько работаете над чем-то одним. Типичный ответ: «Я занимаюсь четыре часа в день». Бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов говорил, что он может заниматься шахматами максимум три часа в день. И это чемпион мира! Остальную часть времени он тратил на спортивные занятия, изучение языков, другие вещи, которые привносили в его жизнь баланс.

4. История

В любой области, где вы хотите преуспеть, нужно изучать историю. Всякое искусство создается в контексте. Если бы кто-то написал Пятую симфонию Бетховена сегодня, над ней бы смеялись. Энди Уорхол пробовал себя во многих областях искусства, прежде чем решил нарисовать банки супа Campbell в нужный момент времени. В любом бизнесе изучение истории отрасли, биографий прошлых руководителей, успехов и провалов тех, кто проходил этот путь до вас, крайне важно для достижения мастерства.

Если бы я интересовался бурением нефти, я бы изучил, где ее добывали в 1920-е, 1950-е, 1970-е, какие использовались технологии, какова история этих технологий, как их совершенствовали, как строилась политика вокруг добычи нефти и так далее. Где-то там кроется путь к тому, чтобы невероятно разбогатеть. Не для меня, потому что мне наплевать на нефть. Но для кого-то. Или для многих.

5. Изучайте свои провалы

Чемпион по игре в покер Илон Шварц выиграл в чемпионатах больше $7 млн и многие миллионы в неформальных играх на наличные. Мы вместе с ним играли в шахматы, пока он не переключился сперва на шашки, а потом на покер. Я спросил его, почему многие люди играют в покер 20 лет, но не могут научиться играть лучше.

Он ответил: «Каждый хочет винить кого-то. Не хватило удачи, поссорился с женой или еще что. Но главное - надо научиться изучать свои поражения. Нужно делать заметки о том, в каких условиях ты проиграл, а также в каких выиграл. Нужно думать обо всем».

6. Опыт

К какому-то моменту вы приготовите 10 000 блюд. Сыграете миллион раздач в покер или тысячу партий в шахматы. Или создадите 20 бизнесов.

Очень немногие люди сразу успешны. Это требует слишком много удачи, а удача благоволит подготовленным и упорным. За эти первые тысячу партий или чего угодно вы много раз столкнетесь с неудачами. Лучшие бейсболисты в мире считаются невероятно успешными, если они выбивают мяч в аут «всего лишь» в 70% случаев.

Когда умер мой отец, я зашел в его аккаунт в онлайн-шахматах и увидел, что он сыграл порядка 30 000 партий. Но не научился играть лучше. Многие люди могут сыграть 10 000 партий в покер и не стать лучше. Приготовить тысячу пирогов и не стать лучше.

Поэтому нужно запоминать свой опыт, изучать свои неудачи, стараться замечать, что вы сделали правильно, а что нет, и запоминать это на будущее. Окажется ли будущий опыт точно таким же, как прошлый? Обычно нет. Но вам нужно быть способным к выводам вроде: «Гм, это очень похоже на тот случай четыре года назад, когда произошло А, Б и В».

7. Любовь

Андре Агасси говорил, что он не любит теннис. С одной стороны, я ему верю, с другой - нет. Ведь есть самые разные виды любви. Есть любовь безо всяких условий, любовь, на которую способен Далай-лама. Есть похоть. Есть зрелая любовь. В некоторых отношениях сочетается и то, и другое, и третье. В них много страданий и много удовольствия. Возможно, теннис был таким для Агасси. Не знаю.

Но мастерство в любой области предполагает множество страданий. Их избежать невозможно. Если страданий слишком много, то можно и бросить это дело - это не самое ужасное. Мне не нравится ходить к стоматологу. Это причиняет слишком много боли. Так что с моими зубами не все в порядке. Я расстался с мыслью иметь идеальные зубы.

8. Психология

Одна из причин, по которым большинство людей в мире не могут стать по-настоящему хороши в каком-либо деле — у них нет таланта ни к чему, что важно для окружающих. Но есть и другая причина: эти люди не хотят тратить на это время и усилия. Это я понимаю. Часто лучше активно общаться, иметь друзей, прочные отношения в семье, любить людей.

Многие люди, добившиеся мастерства, испытывали трудности в отношениях с родственниками, супругами или друзьями. Ван Гог отрезал себе ухо. Достоевский, Кафка, Бобби Фишер, Гедель никогда не славились склонностью к светским любезностям, часто погружались в депрессию, имели суицидальные наклонности или были близки к шизофрении.

Когда вы строите карьеру, есть представление, что вы будете двигаться от успеха к успеху. Когда-нибудь у вас будет свой маленький кабинет, потом большой, потом вы переместитесь в позицию CEO в другой компании и так далее. По пути вы столкнетесь с неудачами, но это не будут крупные провалы.

Если же вы стремитесь к мастерству, то запомните: у вас непременно будут большие поражения. Большинство инвесторов не любят Тима Сайкса. У него очень высокомерный маркетинговый стиль. Но он мой друг, и должен сказать, что он совсем не высокомерен. Он чрезвычайно скромен. Почему? Потому что он несколько раз оставался без гроша после своих первых успехов.

В банкротстве нет ничего веселого. Со мной это случалось несколько раз. И каждый раз ты думаешь: «Это худший опыт в моей жизни, лучше бы я умер. Это был мой последний шанс. Теперь все кончено. И всем вокруг будет лучше, если я умру».

Когда Тим пытался вернуться в бизнес, никто с ним не разговаривал. Так что он сам ставил на себя. Он выполнил все вышеперечисленные пункты. И заработал миллионы на трейдинге.

По пути к мастерству все будет получаться не так, как надо. Бобби Фишер провел большую часть своей жизни на грани шизофрении, в агонии, будучи неспособен справиться со своими потерями. Он исчезал на годы, но потом возвращался, будучи сильнее, чем прежде.

Как воспитать в себе это? Не знаю. Это сочетание многих вещей. Это эго - реальная вера в то, что вы можете быть лучшим, невзирая на все рациональные доказательства обратного и на всех людей, что критикуют вас. Это понимание, что выхода нет. Я спрашивал Илона и других, что они думали, оказываясь на дне, и всякий раз ответ был: «А что еще мне было делать? Я продолжал идти вперед!»

9. Упорство

Упорство создает удачу. Оно преодолевает поражения. Упорство - это серия провалов, перемежающихся редкими успехами, и со временем эти успехи начнут подталкивать вас к мастерству. Не один успех, не два. Но многие и многие.

Как оставаться упорным, когда жизнь наполнена меняющимися карьерами, отношениями, ответственностью, экономическими кризисами, историческими взлетами и многим другим, что может встать на вашем пути? Ответа нет. Потому это и называется упорство: делать то, что вы делали всегда. Не позволять всему перечисленному останавливать вас. Использовать все вышеперечисленное, чтобы двинуться к более крупным успехам, более серьезным поражениям и потом еще более впечатляющим успехам.

Это болезненно, страшно, совсем не весело, и никто не поймет, почему вы это делаете. А потом, когда вы добьетесь успеха, люди будут вести себя так, будто случившееся с вами - самая естественная вещь на свете. Вы попытаетесь объяснить: «Нет, было время, когда…» А они не станут слушать. Они захотят узнать, каким должен быть их следующий шаг, чтобы они оказались там, где вы сейчас.

10. Загадка

В конечном счете мастерство - загадка. Нужно преодолеть звуковой барьер в некой области, где никто не делал это так быстро или не заходил так далеко. Вам предстоит найти вашу собственную, уникальную комбинацию увлечений, которые сделают вас лучшим в мире именно в этой сфере.

Что, если вы не будете гнаться за загадкой, а вернетесь к знакомому, уютному, лишенному стресса существованию коллег, знакомых и прочих окружающих? Возможно, мир этого не позволит. Может случиться, что то, что вы считали уютным, тоже миф.

История мастерства показывает, что никто не смог предсказать, какие цели сработают, а какие нет. Так что важен только нынешний момент. В плане здоровья: физического, эмоционального, умственного, духовного. Можете ли вы сегодня же продвинуться вперед в каждом из этих отношений?

Тогда вы продвинетесь к мастерству и к своей загадке.

Хорошие новости

Не обязательно быть властелином мира. Не обязательно делать что-либо из вышеперечисленного. Это делают очень немногие. И многие из них испытали много страданий и боли и продолжают их испытывать.

Фрейд говорил, что две наших цели в жизни - это контакт с другими и достижения. Но зачастую вполне разумно преодолеть эти навязанные эволюцией задачи. И просто быть счастливым с теми, кто вас любит. Быть удовлетворенным всем, что дарит жизнь, каждым моментом, не рваться к следующему моменту мастерства. Истинное мастерство можно найти прямо здесь и сейчас - в том, как вы относитесь к себе, к другим людям, к своим стараниям и своей любви.

Просыпается художник, с дикого похмелья и говорит:
- Эх, мастерство то не пропьешь… А жаль…

«Мастерство не пропьешь». Это действительно, по большому счету - так, потому что отточенные до настоящего мастерства навыки будут служить вам верой и правдой независимо от вашего сознания и состояния.

Хотя, конечно, никто не отменял деградирующее воздействие алкоголя на любую человеческую деятельность. Пропить можно, увы, всё что угодно, вопрос только времени и количества потребляемого. Но сегодня не об этом. Сегодня поговорим о секретах обретения Настоящего Мастерства.

Стать настоящим мастером, какого либо дела или искусства – достойная цель в жизни. И если это дело несет прямую пользу вам и окружающим – достойно вдвойне.

Для того чтобы продолжить, я хочу дать свое истолкование определения Мастера и Настоящего Мастерства. Именно в этом видении и в этом контексте будет идти далее речь.


Настоящее мастерство
– это безупречное владение определенными навыками. Умение делать что либо, не задумываясь, на уровне рефлексов, на предельной скорости, но вариативно и подстраиваясь под внешние факторы.

Мастер – носитель настоящего мастерства в определенных областях. При этом Настоящего Мастера отличает то, что это не только практик, но и творец. Настоящий мастер обобщит полученные навыки, умения, знания, а потом дополнит их новыми – «собственного сочинения».

Мастер, сознательно (или не совсем:)) передающий свои знания, – Учитель .

Сразу скажу, себя я состоявшимся Мастером пока не считаю ни в одном виде деятельности или искусств, которыми занимаюсь (не смотря на то, что сам обучаю людей много лет разным вещам). Но мне посчастливилось учиться у таких людей из разных областей знаний и умений, и в целом методологию я думаю, что воспринял правильно (она действительно универсальна).


Как же обрести настоящее мастерство, в каком либо деле?

Путь этот долог и тернист… :). Да и не каждому, вообще говоря, необходим в жизни. Но для тех, кому это интересно и нужно, кто что называется «созрел» - наберитесь терпения, все возможно.

Конечно, первая и главная рекомендация – найдите Учителя, настоящего Мастера и станьте его учеником. Это самый правильный и безопасный путь. Если есть Учитель, - нет необходимости читать дальнейшие рекомендации в этой статье, вы все узнаете непосредственно «из первых уст».

Но, увы, не всегда все так безоблачно. Чаще всего ученик не может найти учителя на начальном периоде. Или примеченный Учитель не спешит брать его в ученики…

Учитель (или учителя), как известно, появляется тогда, когда ученик готов. Это произойдет обязательно, - всё в ваших руках. А пока Учителя нет, чтобы обрести «готовность» и ускорить его появление в своей жизни, попробуйте воспользоваться дальнейшими рекомендациями.


Дело для постижения мастерства должно быть вам интересным

Наверное, самый главный пункт. Мастером можно стать в любом деле. А вот Настоящим Мастером, пожалуй, только в том, которое вам по душе и занятие которым доставляет настоящее удовольствие.

Проверить это очень просто. Если вы ощущаете необыкновенный душевный и творческий подъем, когда занимаетесь этим делом, или думаете о нем, да еще в течении долгого промежутка времени – это Ваше Дело, можно приступать;)


Найдите образцы для подражания

Найдите реальных людей, которые, по вашему мнению, и мнению экспертов в данной области обладают мастерством в данном деле. Прочитайте их биографии, если есть – книги.

Если это ваши современники обязательно постарайтесь найти видеоролики с ними и с реальной демонстрацией навыков. Сейчас во времена всеобщего распространения видео-контента - это не является проблемой почти для любой области знаний и умений.

Дополнительно это будет способствовать преодолению сложных этапов становления мастерства, моментов отчаяния, ловушек и пр.


Поставьте цели

Любое дело лучше начинать с поставленных целей. Это дисциплинирует, фокусирует и четко очерчивает вектор вашей дальнейшей деятельности.

Начните с описания глобальной цели. Глобальная цель, должна распадаться на подцели. Подцели тоже должны быть записаны, быть достижимыми и определенными во времени.

Для самомотивации и окончательного самоопределения запишите еще и те возможности, которые даст вам обладание данным мастерством. А может оно и не надо? :)


Например, вы задались глобальной целью стать Мастером портретной фотографии к определенному году. Для этого вам надо для начала хотя бы ориентировочно и хотя бы на год расписать какие подцели и к какому сроку вы должны выполнить: изучить «матчасть», прочитать определенные книги, приобрести определенное оборудование, пройти определенное обучение или мастер-классы, найти определенные сообщества и примеры для подражания, выставиться на определенных выставках и конкурсах и т.д.

Подцели будут со временем расширяться, дополняться, конкретизироваться, и, наконец, выполняться. Важно чтобы процесс проверки и постановки новых целей был постоянным. Ваш путь роста мастерства при этом будет более упорядоченным и быстрым.

Есть люди (особенно творческие), которым очень тяжело дается такое вот планирование. Я сам из их числа. Тут можно или «плюнуть» и полностью положиться на «врожденные талант и интуицию», или попробовать себя перебороть и хотя бы раз сделать такой план. Я пробовал идти по обоим путям. Второй способ заметно быстрее и продуктивнее. Не смотря на то, что «планировать» и расписывать цели я до сих пор не люблю, но терплю и делаю это:)


Изучите теорию

Изучите теорию хотя бы из доступных источников («недоступные» откроются вам попозже). Рекомендую охватить сначала пусть и поверхностно, но всю теорию в целом.

Есть хорошая фраза:

«Практика без теории – опасна, теория без практики – бесполезна!».

Это означает, что знание теоретических основ позволит вам избежать многих проблем, когда вы начнете постоянно переводить знания в двигательные навыки и шлифовать последние. Вы будете представлять себе систему в целом, знать основные «подводные камни», понимать и видеть в дальнейшем степень вашего прогресса.

Из этой же фразы следуют и другой вывод: с одной голой теорией Мастером не станешь. Поэтому переходим к следующим шагам.


Овладейте базой

Самое скучное занятие на начальном этапе, но самое важное для дальнейшего прогресса. К базе относится обычно: правильное положение тела, постановка дыхания, подготовительные упражнения, изучение «матчасти» и т.д.

Например:

  • Правильное положение тела и кистей, а также различные гаммы и другие базовые упражнения при занятиях музыкой.
  • Правильное положение тела, конечностей, шаги и перемещения в боевых искусствах, танцах и другого рода «двигательных деятельностей».
  • Изучение фотооборудования, техники съемки в основных жанрах, основ композиции, для занятий фотоискусством.

Неправильно заложенные и недостаточно отработанные базовые навыки очень сильно замедлят или совсем ограничат в определенный момент времени рост мастерства. Затем, порою, на переобучение придется потратить еще больше времени, чем занимались до этого.

Поэтому, чем больше времени вы потратите на постижение азов, тем более быстрый и надежный рост мастерства ожидает вас в будущем. Не торопитесь…


От простого к сложному

Еще один фундаментальный и вроде бы всем известный закон. Но сплошь и рядом им пренебрегают. Конечно, хочется всего сразу и побыстрее, - это часть человеческой натуры. Хочется уже через месяц протыкать пальцем железную бочку, снимать пачками фотошедевры или «сбацать» на гитаре «Легенду» Альбениса…

Но, как известно, не стоит тянуть ростки растений, от этого они быстрее не вырастут, а загубить – проще некуда.

Постижение любого мастерства (как системы), всегда разбивается на этапы. Сложность каждого нового этапа нарастает постепенно. Каждый следующий этап опирается на навыки, полученные в предыдущем.

Даже чтобы нарисовать простой ученический натюрморт, ученик должен пройти множество этапов и овладеть многими знаниями и навыками: передача объема и перспективы, светотень, техника рисунка, основы композиции и пр. И всё это в определенном порядке «от простого к сложному».

Есть, конечно, гении и таланты, которым всего этого и не нужно, всё уже внутри них. Но это исключения, подтверждающие правило.

Еще раз, - не торопитесь… Тут уж точно, - тише едешь дальше будешь.


Фокусируйтесь

«Мастерство растет вглубь, а не вширь…».

Это очень важный момент для понимания. Можно сказать принципиально важный.

В каждой области, в определенный момент времени надо стараться сосредоточиться на отработке только нескольких навыков. Новые элементы и усложнения добавляются только тогда, когда хорошо отработаны предыдущие.

Одновременно на одном занятии нельзя отрабатывать более трех навыков!

Пятнадцать лет назад, когда я пришел после спортивных единоборств в традиционные семейные боевые искусства - я был сильно озадачен и даже поначалу разочарован методу тренировок.

Почти все занятие, в течение двух часов, упорно отрабатывалось одно, два, максимум три упражнения. До этого только небольшая суставная гимнастика. На следующем занятии то же самое и, что казалось ужасным, практически те же самые упражнения. Потом опять и опять. И так раз за разом, многие движения и упражнения отрабатывались - неделями и месяцами. Никакого разнообразия – сплошная «монотонность и скукота».

А как здорово и интересно было заниматься до этого! Каждая тренировка просто фейерверк действий и возможностей: тут тебе и «игра в мячик», и всякие хитрые упражнения, и отработка пяти-восьми приемов, и «силовуха», и спарринг и тренажеры и еще масса всяких разнообразных вещей. Все весело, драйвово, изматывающе и… практически бесполезно для развития реального боевого мастерства. Этакий фитнес с элементами единоборств получается…

Занимаясь в «скучной» традиционной школе я за год достиг больших успехов, чем за пять лет предыдущих занятий…А все потому, что «Мастерство растет вглубь, а не вширь…» ;) И не только в боевых искусствах, а, пожалуй, во всех делах и искусствах.


Закон постоянства усилий

Для развития любого мастерства заниматься нужно регулярно. Перевожу для тех, кто не совсем понял: «Заниматься нужно каждый день!».

Усилия должны быть постоянные, но не чрезмерные. Лучше заниматься по часу, но каждый день, чем хоть 10 часов подряд, но единоразово, или по три часа три раза в неделю.

Еще есть понятие принципа комфортности. Вы должны испытывать состояние комфорта при занятии. Как только начинается дискомфорт, лучше сменить упражнение или вообще закончить занятие.

Очень желательно иметь план занятий и варьировать по дням различные упражнения, чтобы избежать совсем уж тягостной монотонности.

Первый основной секрет мастерства развития навыка– это правильность общей методики и методики конкретного упражнения. А вот второй – большое количество повторений.

«Повторяй движение десятки тысяч раз и мастерство придет», говорили на востоке. Подписываюсь под этими словами: не только придет, а прямо «нечаянно нагрянет…». И закрепится в подкорке. А чтобы ускорить процесс – старайтесь осознавать то, что вы делаете. Не переводить всё в «машинальщину». Это трудно, но это возможно. Прогресс при этом будет идти куда быстрее.


Начинайте учить

С определенного момента для дальнейшего прогресса нужно начинать передавать свои знания и навыки другим людям. Это даст вам возможность многое переосмыслить, додумать и понять, получить обратную связь и выйти на новый уровень.

Передавайте только те знания и умения, которые вы реально понимаете, в которых вы действительно достигли прогресса, и в которых вы знаете следующий шаг/этап. Т.е. вы должны всегда быть на шаг или лучше на два впереди обучаемых.

Не старайтесь зарабатывать на обучении других. Главный ваш заработок – это шлифовка собственных знаний, умений и «фидбэки». Чем больше отдаешь – тем больше получаешь.

Кстати, в традиционных школах до сих пор настоящие знания передаются ученику бесплатно: «от сердца к сердцу».


Подводные камни постижения мастерства

Часто бывает так, что вы вроде бы соблюдаете все перечисленные советы, но не видите никаких ощутимых результатов. Тут есть одно старое универсальное и проверенное поколениями наблюдение: «При регулярных занятиях малые достижения приходят через три месяца, а большие через три года…»

Что это означает для вас? Это означает, что если через три месяца регулярных занятий вы не заметили значимого прогресса и полезных изменений - это плохой знак. Или не правильная методика, или плохо прорабатываете базу, или просто это «не ваше».

Результаты должны быть видны и реально осязаемы через 90 дней с момента начала практики. Используйте это правило для проверки.

Другой момент. Первые три года до получения первых «больших результатов» при условии постоянной и правильной практики у вас будет постоянно и ярко выражено идти прогресс. Вы будете реально чувствовать, как переходите раз за разом всё на новый и новый уровень.

Но после трех лет прогресс, как правило, замедляется и для каждого нового качественного перехода нужно все больше времени и сил. Правда и сами переходы становятся всё значимее...

В этом кроется основная ловушка. Бывает что занимаешься несколько лет, но не чувствуешь существенного скачка, кажется что топчешься на месте, или вообще имеет место быть регресс. И многие бросают занятия, хотя новый уровень был всего-то «в двух шагах за поворотом».

Верьте в себя, верьте в свое развитие, запаситесь терпением. Переход на качественно новый уровень обязательно будет. Нужно работать, не смотря ни на что. И усилия будут вознаграждены.

Еще одна частая ловушка на высоких уровнях – это ловушка честолюбия. Человек считает, что он уже всего достиг, что он лучший из лучших и в дальнейшем движении нет необходимости. При этом занятия или совсем прекращаются или очень значительно сокращаются.

Но, как известно: «Меч, который не полируют – ржавеет». Заниматься чем-либо это как будто плыть против течения, как только остановишься, - тебя начнет относить назад.

Нет предела совершенству и нет предела мастерству, - это надо всегда помнить.

© 2013 Сергей Бородин


Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни".

В начале 20-го века француз тридцати с хвостиком лет по имени Анри Матисс шокировал парижский мир искусства картиной «Женщина в шляпе» (1905). Использование им невероятно выразительных цветов для изображения объекта – бирюзового для лица, оранжевого для шеи, розового и голубого для рук – не имело никакого смысла, оставляя зрителей и критиков почесывать в недоумении свои головы.

Но для Матисса, который использовал такие странные, яркие цвета, чтобы показать не то, что он видел, а то, что чувствовал, этот выбор имел смысл. Такой подход привел к развитию фовизма – одного из первых современных течений в искусстве, и укрепил место Матисса как одного из величайших художников в истории современного искусства.

Между его ранними лекциями в роли учителя искусств, разнообразными интервью с журналистами, письмами с членами семьи и общими размышлениями об искусстве, Матисс писал десятки текстов с размышлениями о том, что же означает быть настоящим творцом. Мы выбрали четыре основные темы из записей Матисса – начиная от того, как бороться с творческим блоком и заканчивая советами для преодоления неблагоприятной обстановки.

Урок №1. Освойте основы, лишь после этого начинайте себя выражать

Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905 Музей современного искусства Сан-Франциско
Анри Матисс, «Интерьер с египетской шторой», 1948 Музей изящных искусств в Бостоне

Проще говоря, мантра номер один Матисса, связанная с творчеством, которая существенным образом подчеркивает каждый его творческий выбор, может называться «выразительность – это самое важное». По его собственным словам (в 1908 году):

«Выразительность во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения - вот что имеет значение».

Он стремился «выразить свет – не как физический феномен, а как единственный свет, который действительно существует – в мозге художника», писал он в 1945-м году. Хотя Матисс и смог достичь этого важнейшего выражения себя, он верил, что до того, как другой художник сможет сделать то же самое, вначале он должен выучить основы рисунка – композицию, линии действия и тому подобное – и хорошо разбираться в мастерах.

Когда Матисс был студентом, он посещал Лувр, чтобы копировать работы таких мастеров, как Рафаэль, Никола Пуссен и Аннибале Карраччи; так ему сказал сделать его учитель – Гюстав Моро.

«Было бы ошибкой думать, что цепь преемственности от первых до теперешних художников оборвалась», – писал Матисс в 1935-м году. – «Отказавшись от традиции, художник добьется лишь кратковременного успеха, и вскоре имя его будет забыто».

Действительно, в классе, который он начал вести в 1908-м году в разгар своего периода фаворитизма, Матисс решил научить своих подопечных тому, как рисовать реалистично, «как в начале должен делать каждый студент» , к большому огорчению многих учеников. Они предвкушали работу с выразительностью, с которой тогда работал сам Матисс. Позже он сравнил этот период художественного обучения с акробатом, «который выполняет свой номер с легкостью и гибкостью. Давайте не будем упускать из виду длительную подготовку, которая позволила ему достичь такого результата», – писал Матисс в 1945-м году. – «Так же и с картинами».

Урок №2. Придумайте собственные правила


С раннего возраста Матисс был бунтарем. В 1892 году он бросил школу и начал рисовать. Вскоре после этого он отказался от своих занятий, которые вели традиционные академические художники и заставляли его рисовать классические натюрморты и пейзажи. В 1898 году после того, как его представили Импрессионизму, Матисс решил на протяжении года рисовать то, что ему хотелось.

«Я работал на себя. Я был спасен», – говорил он позже в том году. – «Вскоре любовь к материалам пришла ко мне сама по себе, словно откровение. Я почувствовал внутри себя страсть к Цвету».

Эта «страсть к Цвету», конечно же, превратилась в фовизм. Вместе с Андре Дереном, Морисом де Фламинком и другими художниками Матисс бесстрашно применял яркие пигменты для своих пейзажей и портретов, получая негативные реакции от мира искусства до своей первой выставки работ – сначала в 1905 году в «Осеннем салоне» в Париже, а после в 1913 году на Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Чикаго (одна из американских газет использовала заголовок «Анри Матисс виноват в каждом художественном грехе в календаре».)

Несмотря на отрицательную реакцию, Матисс придерживался своего мнения. В 1912-м году на вопрос о том, почему он нарисовал на холсте голубые томаты, он сказал: «Потому, что я так их вижу, и я ничего не могу поделать с тем, что другие не видят так же».

Матисс продолжал поражать своей оригинальностью на протяжении своей карьеры, особенно в использовании цвета. Например, в отличие от большинства импрессионистов, за которыми он и его сверстники следовали, он часто использовал черную краску для своих полотен.

В своего оригинальной книге заметок и размышлений «Джаз», которая вышла в 1947 году, Матисс призывал всех к уничтожению всех художественных приемов:

«Новая картина должна быть уникальной… Художник должен призвать всю свою энергию, искренность и величайшую скромность, чтобы разрушить старые клише, которые так легко попадаются под руку во время работы».

Урок №3. Окружайте себя вещами, которые любите – они будут вас вдохновлять

Анри Матисс «Большая голова», 1949
Американская федерация искусств
Анри Матисс «Голубая обнаженная», 1907
Фонд Бейелер

Рабочие пространства Матисса были сродни потусторонним сновидениям, пульсирующим от удовольствия.

«Здесь и там», – так в 1952-году описывал студию художника в Ницце историк и теоретик искусства Жорж Саль, – «[работа Матисса] находит отражение в мраморе, в позолоченной древесине, в фаянсе, в восточных тканях – целая лавка сувениров для повседневной магии: инструмент фантастической лаборатории наглядной алхимии».

Действительно, как в Ницце, так и в южном французском городе Ванс (в котором он имел свою виллу «La Rêve», что переводится как «Мечта»), Матисс постоянно находился рядом со своей «рабочей библиотекой» – огромным складом керамики, текстиля, статуэток, растений, птиц и других предметов, которые вызывали у него восторг. Они не только были визуально привлекательными, но и служили темами для его работ – пожалуй, одна из причин, почему он редко сталкивался с творческим блоком во время своей плодотворной пятидесятилетней карьеры.

«Предмет – это актер», – однажды сказал он. – «Хороший актер может играть в десяти разных пьесах; предмет может исполнять разную роль на десяти разных картинах».

Среди любимых предметов Матисса была бирюзовая выдувная ваза из Испании; оловянный кувшин с гравировкой и горшок шоколадного цвета, оба из Франции; шторы из северной Африки и занавески, известные как хаитис (которые, скорее всего, напоминали художнику о его молодости во французском городке, который занимался изготовлением текстиля) и растение филодендрон, особенно его вид Монстера деликатесная. Это тропическое растение, на листьях которого появляются зияющие круги, когда оно созревает, что служит причиной его прозвища – «швейцарский сыр». В начале 1930-х годов оно появляется на некоторых картинах Матисса. Похоже, что его уникальный внешний вид вдохновил художника на несколько более поздних цветочных работ, таких как «Венок» (1953) и «Попугай и русалка» (1952).


Урок №4. Не позволяйте чему-либо удерживать вас от творчества


В январе 1941-го года 72-летний Матисс вернулся после посещения врача со зловещим диагнозом – рак двенадцатиперстной кишки. Хотя операция по удалению редкого кишечного рака спасла его жизнь, пожилой художник едва не умер от осложнений. Из-за них ему пришлось провести последние годы в постели или же в инвалидном кресле.

Но вместо того, чтобы позволить болезни поставить крест на его творческом проявлении, Матисс разглядел в этом возможность нового начала. Он реорганизовал свою спальню так, чтобы все, что требовалось для работы над картинами, было в пределах досягаемости: прикроватная тумбочка с ящичками, где хранились художественные принадлежности; вращающийся книжный шкаф с классической литературой и словарями, и деревянная доска на его коленях, на которой он рисовал скетчи и создавал скульптуры. Для того, чтобы работать над картинами и большими рисунками Матисс привязывал кисть или куски древесного углы к краю длинной палки, что позволяло ему дотянуться до мольберта на краю его кровати.

Даже тогда, когда его физическое состояние ухудшалось, заставив его, в конечно итоге, отказаться от рисования, Матисс продолжал творить в стиле аппликаций – техники резки бумаги, о которой он впервые узнал в предыдущем десятилетии. Теперь у художника были предварительно разукрашенные гуашью кусочки бумаги, из которых он вырезал разные формы и наклеивал их на бумагу, пока находился в постели. Это позволило художнику создавать искусство в более монументальном масштабе, чем раньше, несмотря на его ограниченность в передвижениях. Некоторые работы, такие как «Бассейн» (1952) достигают в ширину почти 16,5 метров.

В письмах к своему сыну Пьеру старший Матисс писал о своем неожиданном творческом всплеске после операции.

«Я все еще здесь. Я сконцентрирован на одном – на своей работе, ради которой я живу», – писал он. – «С точки зрения моего психического равновесия моя операция была довольно-таки необычной. Она дала мне новое равновесие. Она привела в порядок мои идеи. Она дала мне вторую жизнь».

Думаете, чтобы научиться чему-то хорошо, нужно 10000 часов практики? Известный предприниматель и писатель учит, как потратить гораздо меньше времени

Я ненавижу учиться.

Я хотел понять, как торговать акциями, и потерял свой дом. Я хотел лучше научиться играть в шахматы, и на одном из первых турниров я сбросил все фигуры на пол и заплакал. Я хотел научиться играть в покер и потерял около $20 тысяч за первые десять игр.

Я хотел узнать, как открыть свой бизнес. Я хотел больше узнать об инвестировании. Я хотел научиться программировать, делать телешоу, писать книги, разговаривать с большой аудиторией, делать юмористические стендапы.

Черт, когда я был ребенком, я хотел научиться танцевать брейк-данс. Я хотел узнать, как целоваться с девочкой.

Я хотел снова и снова. Каждый раз, когда заканчивал плакать.

А потом я научился учиться.

A) Забудьте правило 10000 часов

Это правило, разработанное Андерсом Эриксоном и ставшее популрным благодаря Малкольму Гладуэллу, годами вводило меня в уныние, заставляя думать, что мне нужно 10000 часов, чтобы добиться в чем-то успеха, ведь оно гласит, что именно столько часов «преднамеренной практики» необходимо для овладения каким-то навыком на уровне мастера.

Например, в книге «Гении и аутсайдеры» Гладуэлл пишет (но Эриксон оспаривает это в своей книге «Максимум»), что Beatles набрали свои 10000 часов, играя по 20 часов в день в стриптиз-клубах Германии, прежде чем записали свой первый альбом.

Моцарт отыграл на фортепиано 10000 часов к 12 годам.

История за историей.

Поэтому я был подавлен. Да я и сейчас подавлен. Мне 50. Иногда мне кажется, что для меня уже слишком поздно.

Мне нравится учиться, только если я могу быть одним из лучших. Если я смогу раскрыть весь свой потенциал. Потенциал, достаточный, чтобы увидеть нюансы в чем-то, что я настолько сильно люблю, что хочу достичь в этом успеха.

Я умру после еще 10000 часов обучения.

Но теперь я убежден, что 10000 часов можно избежать.

И вот как.

Б) Плюс, минус, равно

Плюс

Найдите наставников.

Наставник может быть реальным (кто-то, кто хочет помочь вам проанализировать ваши ошибки) или виртуальным (чтение книг).

Оба варианта - и реальные, и виртуальные, - хороши.

У нас есть зеркальные нейроны, которые учатся, когда мы наблюдаем за наставниками или читаем. Это как если бы мы загрузили их жизни в наш мозг, и зеркальные нейроны решили, что их опыт - наш.

Например, когда я хотел лучше научиться выступать на публике, я смотрел видео с выступлениями лучших ораторов прямо перед тем, как выступать самому.

Когда я играл в шахматных турнирах, я пытался повторить игры чемпионов мира, чтобы лучше понять их ход мыслей.

И после каждого проигрыша я разбирал игру с гроссмейстером, которого нанял в качестве тренера. Он создавал такие же позиции, в которых я проигрывал, и мы проводили матч за матчем, пока я не овладел нюансами.

Когда я хотел научиться инвестированию, я прочитал все книги по этой теме, которые смог найти, и поговорил со ста крупными инвесторами.

Чтобы усилить эффект от книги, записывайте «десять вещей, которые узнали», сразу после прочтения. И имейте в виду, что вы в любом случае не запомните больше одной-двух из них.

Сейчас я пытаюсь научиться делать стендап-комеди. Это важно для меня. Этот навык дается мне сложнее всех других, которым я когда-либо учился.

Я занимаюсь этим второй год. Я смотрю, кажется, по 20 видео в день. Я снимаю себя на сцене 4-6 раз в неделю. И я читаю книги про комиков и написанные ими самими.

К счастью, у меня есть подкаст. Я приглашаю в него хороших комиков и могу задать им любой вопрос, который меня интересует.

Равно

Это так важно, что заслуживает отдельного пункта. Одна эта категория стоит 4000 из 10000 часов.

Найдите людей, которые любят то же, что и вы, и разговаривайте с ними о вашей общей страсти столько, сколько возможно.

Если вы одинаково стремитесь изучить этот новый навык и ищете собственный путь, то вам удастся построить сообщество и учиться вместе.

Когда я учился играть в покер, мы с моими друзьями сравнивали заметки по каждой сложной комбинации, которую разыгрывали за вечер.

Когда я учился инвестировать, я общался с друзьями во всех областях инвестирования (дневная торговля, арбитраж, оценочное инвестирование, количественный трейдинг, и т.д. и т.п). Мы делились заметками и быстро учились на опыте друг друга.

Почему не делать то же самое с наставниками?

Потому что наставники настолько давно проходили через этот этап, что не всегда могут разобраться в этих сорняках так же, как те, кто находится с вами на одном уровне.

Минус

Объясняйте, что вы изучаете, пока вы это делаете. По двум причинам:

  1. Если вы не можете объяснить что-то простым способом, вам нужно в этом лучше разобраться. Мышление новичка.
  2. Люди, которые находятся на еще более низком уровне в изучении этого навыка, будут задавать вам элементарные вопросы, и вам нужно будет повторять их снова и снова. Это тоже мышление новичка.

В) Микронавыки

Каждый навык, который стоит освоить, состоит из десятков микронавыков.

Например, когда я начал свой первый успешный бизнес, у меня были некоторые естественные навыки в продажах и технологиях (это был технологический бизнес), но мне нужно было овладеть таким множеством микронавыков, чтобы добиться успеха, что мне казалось, будто я умираю и терплю неудачу почти каждый день.

Вот некоторые микронавыки в бизнесе: продажи, управление сотрудниками, переговоры, продажа инвесторам, продажа покупателям, разработка продукта, стабильность и исполнение продукта, мотивация, эмоциональная стабильность - и так далее.

Эти навыки не связаны друг с другом. Переговоры - это не то же самое, что продажи. Разработка продукта - это не то же самое, что руководство персоналом. Но чтобы добиться успеха, нужно развивать каждый навык.

Микронавыки в шахматах: открытие, середина партии, эндшпиль, тактика, позиционная игра (которую тоже можно разделить примерно на 50 микронавыков, также как и различные типы эндшпилей), атаки, защита, психология и т. д.

Микронавыки стендапа: симпатия, приверженность, работа с толпой (20-50 различных типов толпы), работа с микрофоном, стимулирование зрителей, контроль над сценой и, наконец, юмор, который включает в себя собственно шутки, преамбулы, сторителлинг и так далее.

Чем бы вы ни интересовались, составьте список микронавыков. Подумайте, что у вас получается хорошо, что - не очень, и как можно стать лучше в каждом из них.

Г) Провал

Что бы вы ни взялись изучать, вы облажаетесь. Сильно облажаетесь.

Представьте первый день, когда вы играете в шахматы: вам может это понравиться, вы можете быть талантливы, вы можете быть уверены в себе, но при этом вы - полнейшая катастрофа по сравнению с кем-либо, у кого есть достаточный опыт.

То же самое касается бизнеса. Инвестирования. Писательства. Актерства. Искусства. Творчества. Всего, чему стоит научиться.

И неудача будет болезненной.

Никто не хочет терять деньги в покере. Или в инвестициях. Никто не хочет потратить месяцы или годы на книгу, которую никто не прочитает.

Но если вы что-то любите и хотите полностью реализовать свой потенциал, неизбежная неудача разобьет вам сердце. А вы потерпите крупную и ужасную неудачу, и вам будет казаться, будто ваш мозг и сердце разорваны пополам.

Но это хорошая новость, потому что теперь вы можете изучить свой провал. Вы можете обратиться к наставнику (плюс) или соратнику (равно), чтобы понять, в какой момент дело пошло не так.

Успех не даст вам такой возможности учиться, потому что в этом случае сложнее определить, где были ошибки (и это означает, что вы не используете достаточно возможностей).

Рэй Далио, крупнейший в истории руководитель хедж-фондов, сказал в моем подкасте: «Боль + осмысление = прогресс».

Боль необходима.

В случае со стендапом я всегда говорю «да» вызовам. Показать номер в вагоне метро? Да. В понедельник вечером в метель для зрителей из Норвегии? Да. Выйти на сцену с температурой 38 градусов и охрипшим голосом? Да.

Несколько недель назад я разговаривал с одним из лучших комиков мира. Он сказал мне, что все еще снимает каждый свой выход на сцену и продолжает учиться.

Каждый год, каждый месяц он становится лучше, чем месяцем раньше.

С бизнесом это сложно, потому что бизнес может потребовать годы. Но попробуйте использовать мини-провалы.

Испытайте себя дедлайнами, бросьте себе вызов по привлечению клиентов, по их обслуживанию и так далее.

Подумайте, где вы можете потерпеть неудачу, сделайте это, изучите, а затем повторите.

Д) Энергия

Этот элемент должен был быть первым. Потому что это самое важное.

Без энергии вы не сможете учиться.

Если вы недостаточно спите, усталость не даст вам учиться.

Если у вас тяжелые отношения, ваши мысли будут заняты ими, и вы не сможете учиться.

Если вы не работаете над своим творческим потенциалом, вы не сможете комбинировать идеи и использовать «секс идей«.

Если вы слишком озабочены чем-то, вы потратите много умственной энергии, беспокоясь о будущем, вместо того, чтобы учиться чему-то в настоящем.

Когда я разорился в четвертый или пятый раз, мне, наконец, пришлось оглянуться и спросить: «Что я делал правильно каждый раз, когда пытался заработать?» и «Что я делал неправильно?» Все это сводилось к:

  • Физическому здоровью: есть, двигаться, спать.
  • Эмоциональному здоровью: устранить ВСЕХ токсичных людей из своей жизни.
  • Творческому здоровью: записывать десять идей в день. Идеи могут быть посвящены чему угодно.
  • Духовному здоровью: понять, как бороться с беспокойством и сожалением. Не пытаться контролировать вещи, которые вы не в силах контролировать.

Эти четыре вещи дали мне столько энергии, что, вероятно, заменили еще 1000-2000 часов из тех самых 10000.

Е) Правило 1%

Попытайтесь улучшать то, что вы изучаете, хотя бы на 1% в день. Кажется, это совсем немного. Всего один процент! Но 1% в день - это 3800% в год. Это в 37 раз лучше, чем в начале года.

У меня был друг, с которым я всегда играл в шахматы. Он играл в шахматы целыми днями каждый день. Но он не прочитал ни одной книги о шахматах и не учился у кого-то другого.

Он просто делал одни и те же ходы, одни и те же ошибки матч за матчем. Я спросил его, почему он ничего не предпринимает, чтобы стать лучше?

Ведь всего-то и нужно, что делать несколько базовых шагов каждый день, чтобы становиться лучше на 1%.

Он сказал: «Ах, я просто люблю играть». И это нормально.

Но он так и не научился играть лучше. Играть в шахматы намного приятнее (да и любое другое дело намного приятнее), когда вы становитесь лучше, когда вы учитесь и можете оценить тонкости и нюансы.

Все это виды искусства. У величайших художников есть своего рода «словарь», в котором по 100 000 образцов в избранной области.

Использование этого словаря приятно, потому что вы можете сильнее наслаждаться видом искусства, вы можете добиться большего успеха, вы получите одобрение своего успеха, вы подружитесь с другими, которые также успешны, потому что вы говорите на их языке, но это требует ежедневного пополнения «словаря».

Посмотрите, как инвестирует Уоррен Баффет. Или как Бобби Фишер разыгрывает староиндийскую защиту. Или как Ричард Прайор использует свою уникальную речь. Или как Ричард Брэнсон создает и управляет 400 предприятиями.

Или испытайте себя, переживая маленький провал каждый день, чтобы расширить свою зону комфорта.

1% в день = 3800% в год.

Ж) Делайте это

Вы не научитесь лучше играть в шахматы, просто читая об этом. Вам нужно играть. Потом вам нужно играть в стрессовых ситуациях (например, в турнире).

Вы не можете стать лучшим в бизнесе, просто прочитав о Ричарде Брэнсоне.

Вам нужно открыть свое дело (или поработать в стартапе или даже поработать в крупной компании и обратить внимание на их небольшие успехи и неудачи).

Вы не можете стать классным комиком, просто просматривая видео. Вы должны выходить на сцену. Каждый день.

Друзья здравствуйте,

Мне иногда приходят письма, где меня спрашивают, а вот у кого Вы, Геннадий, учились? Кто Ваши учителя? Какую школу Вы представляете? И т.д. и т.п. (как будто то, что человек учился, например, у ОШО, гарантирует, что он чему-то научился:).

Отвечаю. Учителей у меня нет. А вот учился я у многих людей (и сейчас учусь, каждый день), из тех, кто есть рядом, и у тех, кто уже почил с миром:

Рядом с нами всегда есть ни один и ни два хороших человека, которые что-то делают так, что аж слюнки текут, до того хочется уметь так же. Так и учитесь! Он на то рядом с Вами и поставлен.

Люди - это лучшие учителя (и, конечно, жизненные ситуации). И постоянная учеба у лучших учителей сделает нас Мастером.

Поэтому иногда я публикую письма, из которых чему-то научился сам, и которые, как мне кажется, могут дать и Вам новые возможности.

Ниже письмо из серии "Учимся у хорошего человека". А тут еще и Участник основного курса "Вспомнить все:", ну как откажешь себе и курсу в рекламе?:-)))

Елена пишет, отвечая на мое письмо, где я спросил ее о результатах прохождения курса, а она уже почти дошла до конца:

Геннадий, добрый день еще раз. Спасибо за комплименты, но лучше еще поработать, чтобы действительно быть.

Кстати, если я говорю приятные вещи - это не комплименты, а факты, которые я вижу.

А по поводу результатов - на самом деле их так много, что, наверное, сложно описать сразу - в общем жизнь меняется в том направлении, в каком я хотела бы давно это сделать. Но только надо было со всем этим определиться и расставить по местам.

На самом деле я занималась своим жизнеопределением давно, постоянно находилась в некотором поиске смыслов и истин. Вы же помогли мне более глубоко сориентироваться и посмотреть на жизнь, расставив в ней акценты немного по-другому.

Поэтому свое знакомство с Вами, хотя и заочное, и прочтение Анастасии я считаю главными пунктами, запустившими мою жизнь еще в прошлом году на новую орбиту счастья, успеха и полноценной жизни.

Наше внутреннее изменение мы всегда оцениваем через его внешнее проявление. Сейчас я получаю второе высшее образование по специальности психология. Мне всегда нравилось помогать людям, и они всегда тянулись ко мне за помощью.

Очень часто до этого из их уст звучал вопрос - девушка, а вы случайно не психолог. Но я рада тому, что пришла к пониманию того, кем я должна быть не сразу после окончания школы, а прожив после нее еще 17 лет - трудных и интересных, пустых и насыщенных, ярких и депрессивных. И пришла к этому через полное осознание.

Поэтому на получение знаний "академических" и "прописных истин", которые нам пытаются преподносить преподаватели, я смотрю уже по-другому - и это не догма и постулат, а зачастую в корне неправильная информация. Я ее пропускаю чрез себя - честно говоря, только для того, чтобы знать, как им потом можно противостоять и где их слабые места.

Но бороться я с ними при этом не собираюсь. Это будет все решаться на другом плане. Я буду помогать людям, но при этом это будет психология жизни, а не смерти.

К сожалению, в среде профессиональных психологов мною пока не было замечено полностью счастливых, здоровых и полностью реализовавших себя людей. Они сами, к сожалению, тащат на себе груз нерешенных проблем, пытаясь при этом говорить и правильные слова. Но эти мысли произносят многие. А вот постигают суть и начинают реализовывать их в жизни, опять же, к сожалению, единицы.

Но, становясь такой единицей, я хочу чтобы при наборе критической массы в обществе произошла цепная реакция по превращению ее в СЧАСТЬЕ И КРАСОТУ. И так оно и будет. Гармоничная и счастливая жизнь в полной реализации, в душевном равновесии и мире ОГРОМНОЙ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ возможна.

Я стараюсь ее жить сама и на своем примере предлагаю это делать другим. Да многие задачи мною только начинаются решаться. Но у меня есть мечта - она одна большая, но при этом в ней столько составляющих, что позволяет реализовывать себя в таком огромном количестве направлений.

Я подметила одну особенность, среди ваших читателей и работающих по курсу - у них много совпадающих ЖЕЛАНИЙ - помогать людям, путешествовать, фотографировать.

В моем случае эти желания также являются основными - вот только с путешествиями у меня несколько послабей. И ХОЧУ и не то чтобы очень хочу одновременно. Не совсем почувствовала смысл.

Хотя в данный момент у меня такая работа, что если я достигну определенного профессионализма, а это достаточно реально, то можно просто поездить по разным городам, и даже странам, читая презентации и лекции, и помогая своим сослуживцам в освоении новых знаний, направлений, и вообще в смысле даже психологической подготовки в общении друг с другом, с клиентами и с миром - и внешним и внутренним.

А насчет - фотографии. Мне это всегда нравилось делать, но не было возможности. Теперь у меня есть хороший цифровой фотоаппарат и уже немного своих работ. По первым отзывам - очень нравятся. Надо будет, наверное, прислать некоторые из них на ваш сайт. Но это завтра.

Естественно изменилась и моя внешность, и манеры, и то как меня воспринимают окружающие. На данной волне бросила старую работу, не побоялась, хотя в тот момент моего переворота мандраж бил по полной программе до дрожи в руках и стучания зубами, отказаться, на первый взгляд, от неплохого предложения, но не располагающего душевно и морально.

А потом просто кубики складывались один к другому. На следующий день я мягко и настоятельно договорилась о встрече с директором этого агентства, презентовала им себя по второму разу, до этого мы с ним уже общались, но ознакомительно.

А теперь я презентовала им себя в привязке именно к той фирме и должности, которые мне понравились. При этом выяснилось, что представитель этой компании из Москвы приезжает буквально через день. Они в срочном порядке шлют ему мои документы, включают меня в его планы встречи с кандидатами. На встрече с ним я также веду свою самопрезентацию (это как в театре). А это все перед новым годом 26 декабря. И вроде бы как все может затянуться из за праздников. Но ничего подобного не происходит.

Там было много всего интересного еще, вплоть до пересмотра взглядов компании на требования предъявляемые к кандидату и смягчения, например, в знании английского языка буквально за несколько дней до нашей встречи.

Ну в общем я ему понравилась. Они приглашают меня уже 5 января на собеседование в Москву, оплачивая при этом дорогу. Там происходит следующий этап представления, но уже перед тремя представителями.

Обратите внимание на фразу: Они хотят со мной сотрудничать. Это не то же самое, что устроиться на работу. Да?

Здесь был бы сложный момент одновременно совмещения моей первой сессии с выходом на работу - но их компания предложила мне выйти 1 февраля. Так что я прекрасно могла посвятить свое время своей первой учебной сессии - про которую это отдельная песня или сказка, так я еще никогда не сдавала экзамены. В общем, это все замечательно.

А еще во время сессии я получила, можно назвать это и комплиментом, а может это нечто другое.

У нас принимал зачет один из аспирантов. И он всем в группах, а всего нас было 65 человек, задавал один и тот же вопрос - почему вы пришли в психологию???

До этого у нас еще получился небольшой диспут с ним и моей подругой минут на 5 немного на другие темы - но все они были жизненными. На его же вопрос я просто ответила - что сама немного разобралась со своею жизнью, и хотела бы помочь и другим разобраться в этом. Он внимательно посмотрел на меня и сказал, что мне верит, что это так и есть, и он это чувствует. Есть и другие примеры - даже без слов.

Ну, в общем сейчас я на новом месте, в приятной компании, с приятными и хорошими людьми, осваиваю новые горизонты и усиленно учу, или правильнее сказать вспоминаю, но в общем подхожу к изучению английского языка по-другому и на другом уровне. Самое главное, не выпадать из окружающей реальности, хотя иногда омут старых подходов затягивает. Тогда опять приходится выныривать, чтобы видеть красоту окружающего мира в его неразрывной связи.

Но вот на сегодня и все.

С уважением и ОГРОМНОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ К ВАМ И СОЗДАТЕЛЮ, ЗА ТО, ЧТО ВСЕ ТАК ЕСТЬ И МЫ ТАКИЕ ЕСТЬ И МИР ВОКРУГ НАС ТАКОЙ КРАСИВЫЙ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ.

Красиво? А теперь очень важный принцип обучения: "ЕСЛИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ЧТО-ТО СМОГ, ТО И ВЫ ЭТО СМОЖЕТЕ".

А учиться у людей просто: читаем-слушаем-смотрим и перенимаем их принципы мышления, отношения к разным ситуациям или просто, вдохновляемся их успехами, чтобы в скором времени радоваться победам своим.

С Любовью,

Ваш Геннадий Павленко.