В мире православной культуры. Литературно-музыкальная композиция "научи меня, боже, любить"


“Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным ” (Мф. 10:32-33).

«Если будешь просить прощения у каждой двери, не станешь смиреннее, ибо Cмирение – это Христос. Если ты прочитаешь горы книг, не станешь мудрее, ибо Мудрость – это Христос. Если ты уйдешь на край земли в поисках Свободы, не станешь свободнее, ибо Свобода – это Христос. Обыщи весь мир, загляни в самого себя: и мир, и ты сам – ничто, ибо нет никого и ничего лучше Христа. Есть ли мир, нет ли мира, все равно – есть лишь одно незабываемое Cчастье – Христос.

Ты спрашиваешь и спрашиваешь без устали – почему то или это так, а не иначе, и не находишь ответа. – Найди Христа, и все твои вопросы закончатся сами собой. О чем бы ты ни судил – так ли оно, или не так, все равно, сердце твое успокоится только тогда, когда оно найдет Христа.» (с)


Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить …

(Князь К.Романов)


Сказал (Господь) также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк,18)

Отец Сергий Кисилев:

О, как мне быть не фарисеем,
Как стать смиренным мытарем?
По виду близок я к спасенью,
Но так ли на сердце моём?
Смиренный взгляд, благое слово
Не стоят многого труда,
Но как же снять с души оковы,
Её томящие года? Её томящие всегда?

Ведь там, во глубине сердечной,
Во тьме сокрытый мною клад,
А в нём - начало смерти вечной,
Грехов сокровища лежат.
Они мне сердце больно ранят
И совесть мучают всегда,
Но покаянье не достанет,
До этой бездны без труда,
А может быть и никогда…

Ведь мне дороже жизнь земная,
Земная пыль меня манит,
И сердце бедное, страдая,
Всю эту грязь в себе хранит.
О, как мне быть не фарисеем,
Как стать смиренным мытарем,
Чтобы неложное спасенье
Обрёл я в Господе моём?
Моя надежда только в Нём!

https://ispovedniki.files.wordpress.com/2018/05/04_farisej.mp3

Боже, милостив буди мне, грешному. Подай, Господи!

О.Э. Браз. Портрет Великого князя Константина Константиновича

Молитва

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Колокола

Несется благовест... Как грустно и уныло
На стороне чужой звучат колокола.
Опять припомнился мне край отчизны милой,
И прежняя тоска на сердце налегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной,
И словно слышится мне нашего села
Знакомый благовест... И ласково и нежно
С далекой родины гудят колокола.

Акварель великой княгини Ольги Александровны Романовой

Вера

О, вера чистая, святая,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря,
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай.

Акварель великой княгини Ольги Александровны Романовой

Надпись в Евангелие

Пусть эта книга священная
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.

Пусть в ваше сердце вливаются -
И небеса сочетаются
С чистою вашей душой.

Акварель великой княгини Ольги Александровны Романовой

***

Когда, провидя близкую разлуку,
Душа болит уныньем и тоской,
Я говорю, тебе сжимая руку:
Христос с тобой!

Когда в избытке счастья неземного
Забьется сердце радостью порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
Христос с тобой!

А если грусть, печаль и огорченье
Твоей владеют робкою душой,
Тогда тебе твержу я в утешенье:
Христос с тобой!

Любя, надеясь, кротко и смиренно
Свершай, о, друг, ты этот путь земной
И веруй, что всегда и неизменно
Христос с тобой!

Акварель великой княгини Ольги Александровны Романовой

Любовь вечна

Любовью ль сердце разгорится,
О, не гаси ее огня!
Не им ли жизнь твоя живится,
Как светом солнца яркость дня?

Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хотя б любовию ответной
Тебе никто не отплатил.

Пусть говорят: как все в творенье,
С тобой умрет твоя любовь —
Не верь в неправое ученье:
Истлеет плоть, остынет кровь,

Угаснет в срок определенный
Наш мир, угаснут тьмы миров,
Но пламень тот, Творцом возжженный,
Пребудет в вечности веков.

И.Е. Репин. Портрет Великого князя Константина Константиновича

***

Не говори, что к небесам
Твоя молитва не доходна;
Верь, как душистый фимиам,
Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать
Излишних слов; но всей душою
Старайся с верой сознавать,
Что слышит Он, что Он с тобою.

Что для Него слова? - О чем,
Счастливый сердцем иль скорбящий,
Ты ни помыслил бы, - о том,
Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей
Горела б только неизменно,
Как пред иконою священной
Лампады теплится елей.

Акварель великой княгини Ольги Александровны Романовой

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Александр Бабаликов работает на Донецком металлургическом заводе. Стихи он сочиняет с детства. Сначала многие из них посвящал своей матери, а когда в конце минувшего столетия уверовал в Бога, стал в поэтической форме описывать свои духовные переживания и искания.

Жажда по Богу

Туманным веяньем coзнанья
Я устремляюсь в высоту
И за суетной жизни гранью
Вдыхаю Бога красоту.

И утомленный безрассудством
Ум наполняющих идей,
К Нему спешу я прикоснуться
Всей жаждой немощи своей.

О бездна нежного дыханья
Тепла, заботы, чистоты,
Дающая душе познанья
И благодать от наготы.

И сердце трепетом исходит,
Услышав: «Время - как вода…
Жизнь, словно цвет листвы, проходит,
Лишь Бог пребудет навсегда.

Держи, что от Него имеешь, -
Грядет пастух собрать стада!
В Нем жизнь пожнешь, коль жизнь посеешь,
Войдя сквозь тесные врата!»

Новое рождение

Боже, дай мне начало иное,
Где вся суть - не из праха и в прах,
Чтобы жизнью своею земною
Славить Сущего на небесах.

Чтобы в книге, начатой сначала,
Больше не было грязных страниц,
И душа, трепеща, ликовала,
Не имея в полете границ.

Сотвори же меня не из злата,
А из солнечных ясных лучей,
И мой дух пропитай ароматом
Соком налитых пряных полей.

Как кристальные горные воды,
Мои помыслы, Отче, создай,
И проросшие святости всходы
Благодатью Своей орошай.

Изваяй мое сердце из хлеба,
Что, как жизнь, заповедал Христос,
Пусть глаза станут звездами с неба,
А ветра - словно пряди волос.

Дай мне льдом для греха обращаться,
А для Истины - жарким костром,
И, себя расточив, оставаться
Богатейшим на свете при том.

Пробудитесь!

Воспрянь от сна, народ Живого Бога!
Готовьте путь Грядущему с небес!
Разрушив крепость гордости убогой,
Сотрите в прах всех идолов сердец.

И слепотой своею не гордитесь,
Пустите в сердце обличенья дух.
Сквозь тернии шагая, убедитесь,
Как, усыпляя, грех смыкает круг.

Мы сеем ложь, а жаждем всходов правды,

Не внемля истине, двуличьем дорожим,

Дождавшись шторма, строим переправы,
Лелея лесть, от совести бежим.

Вкушая мудрость, глупость извергаем.
Свое дороже - липнет к праху прах.
Мы Бога чтим, а брата проклинаем,
Возводим храмы гордости в сердцах.

Слепой нам часто служит провожатым,
Немой нас учит громко говорить.
Нас нищий осыпает мнимым златом,
Лентяй стараньем хочет впрок снабдить.

Мы в грязь ныряем, будучи омыты,

Вернувшись, навсегда уходим вновь.
Идем сквозь стены, видя дверь открытой.
Нет в сердце истины, не царствует любовь.

Покайтесь же, вернитесь сердцем к Богу,
Смирите гордость, возжелав Творца
И, взяв свой крест, ступите на дорогу,
Отдав Христу и души, и сердца!

Ищите мудрости, сердца,
На всяком месте призывайте,
Дороже злата почитайте
И все сосуды наполняйте
Живой водой из недр Отца.

Ищите чистоты, сердца,
И средь греха архитектуру,
Ваяйте святости скульптуру
И светлой истины натуру
Во славу красоты Творца.

Ищите доброты, сердца,
Открывши двери, приглашайте,
Слезами раны омывайте
И жизнью мертвых наполняйте,
Себя раздавши до конца.

Торопитесь делать добро

Как росток при потоке живительном
Соком жизненным преисполняется,
Так живущий под кровом Спасителя
От премудрости Божьей питается.

Наша жизнь, как река быстротечная,
Судьбы наши - цветы полевые.
Как же часто, хмельные, беспечные,
Прожигаем мы дни дорогие.

Недоделал, не понял, не выслушал,
Не заметил, не дал, не сказал.
И однажды пред троном Всевышнего
Вдруг узнаешь, что жить опоздал.

И вина, как пустыня бескрайняя,
Иссушает мучения совести,
Оставаясь рубцами раскаянья
В сердце, словно печать безысходности.

Торопитесь же делать добро.
Сердцем к золоту не прикипайте,
Не стремитесь копить серебро,
Душу ради Иисуса отдайте.

Торопитесь заботу дарить,
Похвалы и наград не желая,
Дайте Богу ваш труд оценить
И воздать, небеса открывая.

Мы не знаем, где века предел,
И не можем вернуть время вспять,
Но живем, зная жизни удел -
В Боге силы свои обретать!

На распутье

На распутье от времени к вечности
Две дороги даны человечеству:
И одна из них - гибель в беспечности,
А другая - стремленье к Отечеству.

Как пространна и как соблазнительна
Та дорога, что ложью застелена,
Блефом легких побед опьянительна
И слепым равнодушьем подбелена.

А другая стезя - испытание,
У Голгофы она начинается,
И в сердца, что горят упованием,
Часто скорбь жадным жалом впивается.

Но ко всем на распутье стоящим
Дух взывает: «Ступи на дорогу,
Где слепой вновь становится зрячим
И немой - громко славящим Бога.

Где ни силы, ни власти, ни время,
Ни глубины и ни высота
Не погубят цветущее семя,
Что взошло у Господня креста!»

Молитва

Научи меня, Боже, любить,
Даже если весь мир презирает,
Научи меня сердце хранить
Oт сетей, что соблазн расставляет.

Научи меня, Боже, молчать,
Когда мерзость уста оскверняет,
Научи меня благословлять
Тех, кто, глядя во след, проклинает.

Научи меня, Боже, стоять,
Когда почва у ног уплывает,
Научи всей душой сострадать,
Когда враг мой от боли стенает.

Научи меня, Боже, прощать,
Когда горечь за горло сжимает,
Научи меня правду искать,
Когда ложью сердца отравляют.

Научи меня, Боже, мечтать
В нищете и в большом изобилье.
Научи меня, Боже, летать,
Даже если обломаны крылья.

Научи меня праведность чтить,
Преврати плоти бунт во смиренье,
Научи меня благодарить,
Зная цену крови искупленья.

Великий Боже

Непостижима так природа
И мощь величия Твоя,
Что пред Тобою все народы -
Как пыль в пустыне бытия…

Ты - срок в безвременном пространстве,
Твой облик свят в миру без лиц,
Ты - Млечный Путь средь вечных странствий,
Ты - огражденье без границ!

Ты - свет средь темноты кромешной,
Ты - глас средь мертвой немоты,
Ты - берега для вод безбрежных,
Ты - сладость сердца, пик мечты!

Но вот вопрос, что век из века
Все тщетно силятся понять:
За что ты любишь человека,
Что с неба сшел его спасать?

В ту ночь с престола славной силы
Явилась Истина, тогда

Печатью с неба свет излила
На Спаса новая звезда…

Как велики, мудры и дивны,
Святой Господь, дела твои!
Кто мог постигнуть их глубины,
Кто был советником любви?

В сердца чудесным эликсиром,
Любовью нежною дыша,
Течешь Ты, и блаженным миром
Переполняется душа.

Взмыть к небесам душа срывается,
Чтоб слышать, как в лучах рассвета
Хвалебной одой прославляется
Рожденье Нового Завета!

Я хотел бы зарею родиться,
Растворяющей грёзы ночи,
И жемчужной росою искриться
На наполненных жизнью почках.

Я хотел бы родиться солнцем,
Чтоб теплом согревать продрогших,
Быть с прозрачной водой колодцем,
Омовением губ иссохших.

Стать хотел бы я радугой в поле
Над пьянящим цветов ароматом,
Быть свидетельством Божьей воли
Для спасенных в ковчеге когда-то.

Жажду, Господи, жизнью своею
От истоков Твоих наполняться,
По пустыне идти с Моисеем,
На великую гору взбираться.

О сомненья, грехи и неверность
Сердце, словно скрижали, разбивши,
Вновь, цепляясь за Божию ревность,
Я к Отчизне спешу, устыдившись.

Исцеленный елеем и правдой,
Вновь с вершины в пустыню бросаюсь
И, отбившись от Божьего стада,
Грешным узником в скорби скитаюсь.

Но Господь мой благой вновь с любовью Своей,
Не гнушаясь, простер ко мне руки,
И опять в мои раны стекает елей,
Исцеляя меня от разлуки.

Как же часто в суетном потоке
Мы плывем, забывая Тебя,
И в пьянящем заботами соке
В упоении топим себя.

Твой призыв для нас -
Гром пред грозою,
Не внимаем ему, а бежим,
Как Иона во чреве, глухие,
И от страха «о Боже!» кричим!

И стоя на развалинах храма
Нашей жизни, разбитой судьбой,
Слышим голос сквозь зримую драму:
«Я люблю! Возвращайся домой!

Неужели тебя я покину?
Посмотри на Голгофу - Я здесь
Новый храм в Духе Славы воздвигнул,
В нем заблудшим пристанище есть.

Не скитаться вам больше без крова

И не сохнуть от жажды в песках.

Я Себя полагаю основой
В ваших жаждущих мира сердцах» .

И отныне не сможет губитель
Искупленных Христом унижать.
Бог нам жизни построил обитель
И туда сатане не достать!

Как хочу я, Господь мой прекрасный,
В благодати Твоей утопать,
Сердцем трепетным с верностью страстной
О любви Твоей строки слагать.

Благость славить в душевном волненье,
Мудрость нищенским разумом чтить.
Научи меня, Боже, в смиренье
Ждать, надеяться, верить, любить!

Александр Бабаликов
г. Донецк

6. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

8. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

9. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

Г. Митра

10. « Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля(по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

ЗАДАНИЕ 2.

Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Благовещение Пресвятой Богородицы

Какой момент Литургии отражен на фотографии?

Момент перед Причастием (Допустимый вариант Причастие)

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.

Как Пресвятая Богородица со смирением приняла весть о том, что от Нее родится Спаситель, так и верующие люди, крестообразно сложив руки на груди в знак смирения, принимают Святые Дары (Тело и Кровь Спасителя). Принимают со смирением Благодать через самое главное Таинство.

Система оценивания:

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?» начисляется 1 балл .

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Литургии отражен на фотографии?» начисляется 1 балл .

За правильное описание связи между картиной и иконой начисляется от 1 до 3 баллов , в зависимости от точности описания.

Максимум 5 балловза задание 2 .

ЗАДАНИЕ 3.

Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.


Узрев народ, учитель сел
На холм возвышенный средь поля;
По манию его руки
К нему сошлись ученики,
И он отверз уста глаголя...
Не передать словам людей
Его божественных речей:
Нема пред ними речь людская...
Но весь народ, ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив,
Кто от людей невинно страждет,
Кого поносят в клеветах
И злобным словом оскорбляют,
Кого за правду изгоняют -
Им будет мзда на небесах!..


3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?

О заповедях Блаженства

3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?

Заповеди Блаженства были даны Иисусом Христом во время Нагорной проповеди.

3.3. Каково количество этих заповедей?

Девять


3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.

Я заповедь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Я заповедь. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Я заповедь. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Я заповедь. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Часто можно встретить людей, которые, оглядываясь назад, вспоминают о своей юности, об атмосфере любви в отчем доме как о чем-то безвозвратно ушедшем. Многие признаются, что жизнь их если не сломала, то искалечила. Воскресающие в памяти картины далекого детства, когда все было так светло, так прекрасно, когда общение с людьми нас радовало, согревало нашу душу, - это то, что уже никогда не придет, не повторится.

Неужели действительно так устроен мир, что мы от лучшего изменяемся к худшему? Сначала находим жемчужину, а потом теряем ее навеки в пыли и прахе страстей… Нет, конечно же мир не так устроен! Но само нравственное чувство, само стремление быть проще, лучше, чище и добрее - которое, надеюсь, ощущают все наши читатели - это Божий дар.

И таким же даром является подлинная любовь. Ни в коем случае нельзя терять это светлое, мирное, радостное состояние, свойственное верующим людям и добрым детям. Это не влюбленность - нечто мимолетное, нахлынувшее, а потом исчезнувшее, растаявшее, словно предрассветный туман, который исчезает, когда день вступает в свои права… Чистый сердцем человек умеет радоваться наступившему дню, улыбкой встречать людей; он по капле собирает любовь и возрастает в ней. Вот о таких людях мы говорим как о гармоничных, цельных натурах.

Что для цветка теплые солнечные лучи, которые приносят жизнь то для подлинной дружбы и настоящей любви Бог. И если в сознании любящего меркнет вечное Солнце Любви - Христос, человеческие чувства, сами по себе прекрасные, неизбежно омрачаются, скудеют. Душа, в конце концов, может ощутить страшную пустоту и уже не сумеет удовлетвориться общением, которое, кажется, еще вчера приносило столько радости. Отвернувшись от Бога, мы теряем разумение истинной дружбы и любви. Когда мы слишком сильно привязываемся к человеку, которого любим, он может заслонить нам Христа Спасителя. И тогда симпатии переходит в антипатии, тогда наша дружба рискует, словно судно, наткнуться на опасный риф - чувство собственничества, желание обладать, владеть другим. Здесь начинается истинное мучение, «мильон терзаний». Мы никогда не насыщаемся минутами и даже часами пребывания в обществе дорогого нам человека, потому что хотим присвоить то, что является собственностью Единого Бога.

Как важно, чтобы наши дети, вступив в отрочество, не были изуродованы грубыми страстями, но берегли сердечную чистоту - дабы никогда Солнце Любви, Христос, не зашло в их душах! Мы - родители, воспитатели, старшие - должны сами уметь любить и учить любить наших детей, чтобы они могли с радушием подать милостыню, стремились бы вместе с нами посетить болящего, почитая подобный визит самым важным и ответственным для себя делом… Мы призваны, день за днем вкладывать любовь в детское сердце, чтобы лампада этой христианской добродетели, едва затеплившись, уже никогда не погасла бы от ветра похоти, себялюбия и эгоизма.

Не оттого ли дети такие шаловливые, непоседливые, - а некоторые бывают и нервными, пугливыми, неуравновешенными, - что мы учим их чему угодно («обкармливая» их своей не слишком мудрой взрослой любовью), но не учим их любить, не взращиваем в них этого ростка; может быть, потому, что сами не знаем, как это делать… Поэт сказал:

Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хотя б любовию ответной
Тебе никто не отплатил.

Таким образом, любовь - это нечто бескорыстное, нечто делающее человека подобным Богу… Тот, кто подлинно любит, всегда бывает осторожным, предупредительным, боится быть навязчивым, всегда ощущает себя служащим человеку ради Христа.

В свете любви Христовой так легко увидеть темноту и непросветленность страсти, похоти, которая, просыпаясь неизбежно в сердцах отроков, юношей и девиц, будет лишать их спокойствия; которая станет со свойственной ей настойчивостью, дерзостью, даже наглостью требовать своего, сделает наших детей непослушными - как бывают непослушны необъезженные рысаки, готовые сорваться вот-вот с привязи и умчаться незнамо куда, в чисто поле… Поистине нелегко бывает молодому и неопытному существу! А таковы все девушки и юноши: сколько бы они ни читали, сколько бы ни слышали (а ныне уж - ни видели) сюжетов «на данную тему», - они толком не знают ничего.

Как легко ошибиться и принять за «звезду пленительного счастья» нечто темное, роковое, то, что скрутит все наши душевные силы, опустошит сердце, поставит нас над бездной, искалечит наше нравственное существо… Такова блудная страсть, которая оскверняет ум и сердце безобразными образами, мечтаниями, - ей безразличен даже лик человеческий, она жаждет обладания и говорит: вы мне не нужны, мне нужно ваше! Каждый из нас должен уметь вовремя опознать в себе это самолюбивое, эгоистическое, низменное чувство; через молитву и покаяние постараться подчинить его нравственному идеалу. Этот нравственный идеал именуется супружеством. Ибо если вы в мыслях называете девушку своей невестой, то как посмеете оскорбить то великое счастье, которое вам Бог даст в венчанном супружестве, настойчивостью, требовательностью страсти? Эта страсть хочет лишить вас покоя и мира, эта страсть подобна безумцу, который пилит сук, на котором сидит!

Натуры поверхностные, слабые, эгоистичные (а сейчас молодым особенно трудно дается семейная жизнь, потому что они не научились любить и даже не представляют, что такое истинная любовь) легко ломаются… Хрупкие человеческие судьбы рушатся; люди расходятся каждый в свою сторону, в мрак одиночества, нечистоты и порока. Для того чтобы этого не случилось, нужно ощутить в себе призвание к трудам любви. И если мы вспомним, что сами восхотели этих трудов, сами сказали Господу: «Да, имею сие намерение, да, приемлю этот крест», - то труды эти, горькие поначалу, по мере нашей решимости, претворятся в сладость. Царица Александра Феодоровна, которая так умела любить своего Мужа и Детей, оставила нам бесценные по нравственному богатству и многообразию духовною опыта записки о семейной жизни, в которых она учит культивировать любовь, кирпичик за кирпичиком выстраивать здание семейного счастья, никогда не отчаиваясь, никогда не опуская рук - даже если жизнь разрушает созданное, вновь и вновь браться за свой труд в надежде на помощь Божию.

Нам не нужно стыдиться малых добрых дел. К сожалению, так трудно супругам помнить эту науку христианской любви: светлое лицо, внимательное слово, предупредительный жест, вовремя поданная чашка… Как ни странно, монахи - люди, отказавшиеся добровольно от счастья семейной любви, - хорошо это понимают и чувствуют. Почему? Потому что большое видится на расстоянии. Люди, уневестившие себя Богу, размышляя о том, что они оставили, начинают конечно, без сожаления, без сокрушения - в подлинном свете христианской любви ощущать истинную высоту любви семейной. Они видят, насколько благ Творец, который создал Адама и Еву, соединил их руки, сколь велико это сокровище: иметь рядом с собою человека близкого и по душе, и по телу, единомысленного с тобою; того, кто дан тебе всегдашним земным утешителем.

Когда мы преодолеваем самих себя, превозмогая усталость и подавляя раздражение, когда, отрекаясь от собственного уныния, мы протягиваем руку тому, кто ждет от нас жертвы,- мы умираем для греха и отказываемся от своего «я». Но в ту меру, в какую умираем, и возрождаемся духовно, потому что жертвенные, бескорыстные труды делают человеческую душу все легче, все светлее и просветляют ее совершенно… Увы, в этой жизни почти что не встретишь людей, которые так умеют отдаваться любви. А ведь Любовью именуется Сам Бог! Для того чтобы сохранить любовь, нужна очень большая мудрость, которая проявляется в рассудительности и благодушии. Супруги - немощные люди. Раздражительность одного тотчас, словно огонь, перекидывается в душу другого. Загорится деревня с одной стороны, ветер разнесет пламя в мгновение ока - и вот уж все вокруг полыхает…

Супруги подобострастны - в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаков. И поэтому если муж постоянно угрюм, раздражителен, то и жена нервная. Если супруга не в меру игрива, легкомысленна, то и муж часто мстит подруге жизни тем же.

Как правило, мы заражаем друг друга только пороками, передаем лишь плохое, помрачая доверившуюся нам душу. Напротив, сколь велик пред Богом человек, к которому относятся слова Писания «…если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу [свою] от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5,19-20). Если ты, хотя для этого необходимы бесконечное терпение и бесконечная мудрость, умеющая видеть в любимом лучшее, - выстоишь… Душа родного тебе человека действительно перекалится, возродится, более под влиянием твоей жизни и тайной молитвы, чем твоих слов. Это пред Богом многоценно.

Супружеская мудрость заключается в том, чтобы в каждом явлении видеть светлую, а не темную сторону. Если ты истинно любишь, то должен принимать даже несправедливый укор - тем паче обоснованную жалобу или упрек - всем сердцем, всей душой, внутренне говоря: «Господи, я достоин гораздо худшего». Когда мы вдруг видим пред собою искаженный гневом и раздражением лик любимого, подумаем: если ближний мой - а кто ближе мужа, ближе жены? - так серчает на меня, то кольми паче Бог, забыв о служении Которому я соделался искусителем для этой бесконечно дорогой мне души…

К сожалению, супругов, настроенных так высоко, так философски, сейчас мало. Но каждый из нас должен стараться не позволять бытовым неурядицам, подобно серной кислоте, съедать, обращать в ничто светлое, прекрасное, радостное чувство, которое когда-то заставило нас сделать предложение руки и сердца или принять его. Только душа, испросившая у Бога терпения и долготерпения, готовая трудиться бесконечно, становится мудрой, сильной и победоносной в подвиге любви.

Насколько любовь оскверняется ревностью - этим захватническим чувством, чувством неправедной собственности, - настолько украшается любовь жертвенностью и бескорыстием, в основе которых лежит доверие… Действительно, сущее наказание - ревнивый муж, готовый к каждому придорожному столбу, к каждой тени от столба приревновать любимую жену. Непереносимое бремя - жена ревнивая! Ей мерещатся измены там, где их нет, нервы ее - как оголенный провод, она постоянными упреками преследует мужа своего.

Ревность - это болезнь, могущая довести даже до убийства и самоубийства… Тот, кто подлинно любит, доверяет. Мы рассуждаем о сердце ближнего согласно с собственными чувствами - и как сам истинно любящий чужд бывает грязных помыслов, боится запятнать идеал любви единым неверным взглядом, так он и судит о предмете своей любви. На примере наших чудесных народных песен (вспомним известную всем «Степь да степь кругом…») можно видеть, что к подобной жертвенности способны не только великие князья и княгини, не только рыцари, но и совершенно простые люди, которые, казалось бы, ничего не помышляли о «судьбах мира», высоко о себе не думали… Ибо не знатным происхождением и не имущественным положением, а глубиной христианской веры определяется этот дар бескорыстной любви.

С детских лет, слушая песню об умирающем ямщике, я задумывался о дальнейшей судьбе его супруги. И до сих пор мне кажется, что колечко она никому не отдала - потому что настоящая любовь бывает только под знаком вечности. А земная жизнь столь коротка, что, кажется, невозможно этот дар променять на что-либо другое… Мне как-то не верится, что она еще раз вышла замуж. А вам?

Говорят, что горлицы и лебеди не меняют никогда однажды выбранную половину. И в семьях священников так же устроено: батюшка и матушка колечка обручального не передают никому. По существу, так должно быть у всех, ибо Бог сотворил Адама и Еву для взаимной любви и не предусмотрел никого третьего.

А земная жизнь действительно очень скоротечна. Проходит десять, двадцать лет супружества, и если оно осенено Божиим благословением, то каждый день переживается как первый. Чувства не подтачиваются, а, напротив, становятся все сильнее: ведь Сам Бог является их источником. Вот у некогда румяной жены уже видна первая седая прядь в волосах. А жених, который так прыгал высоко, так бегал далеко, уже с одышечкой… Наконец появляется в доме палочка, на которую опираются то муж, то жена. Они выходят под ручку погреться под лучами ласкового весеннего солнышка… Подобно гальке в морском прибое они долго притирались друг к другу и даже внешне стали похожими: одна душа, одно тело, одни уста, одни глаза, одни и те же мысли… Это конечно же дар Божий, идеал, к которому никому из нас, людей женатых и замужних, не запрещено стремиться.

Неужели время властно над человеческой любовью? Неужели любовь, как и все в этом грешном мире, обречена на исчезновение? Нет, конечно: любовь сильнее смерти. Вот почему супруга, потеряв горячо любимого мужа, с которым прожито пятьдесят (а может быть, и более) лет, самым заветным местом - местом встречи - избирает могильный холмик, на котором по весне она высаживает цветы. Здесь ей особенно легко дышится; она не хочет видеть никого другого, постороннего. Здесь она общается с мужем… Любящим супругам часто не удается надолго пережить друг друга. Смотришь: неделя, две, месяц, второй прошли - и осиротевший супруг, супруга вдруг начинают таять, подобно свече… Огонек любви разгорается все ярче, душа молится и чувствует объятия того, кто уже давно покинул бренное тело. На земле нет ничего сильнее любви. Даже болезни супруги несут вместе: если кто-то один уже не встает, Господь, как правило, дает силы другому, чтобы он явился ангелом-утешителем и из его рук немощный мог принять стакан холодной воды.

Лишения и скорби только закаляют любовь, очищают ее от вредных примесей. Любовь испытывается, как злато в горниле… Православные жених и невеста в таинстве венчания пьют из золотой чаши крепкое и сладкое вино супружества, свидетельствуя о готовности вместе принять от руки Божией все, что ни пошлет им Промысл Господень, будь то радость или скорбь. Это и объединяется одним названием - «счастье», если жизненный крест супруги несут вместе. И дай Бог, чтобы все мы пленились, уязвились, возгорелись жаждой любить искренно и нежно, свято и возвышенно, а самое главное - жертвенно, не смущаясь тем, что вокруг нас примеров любви становится все меньше и меньше… Дай нам Бог истинно верить и любить, чтобы под влиянием веры любовь теплела, а любовь возводила веру в степень дерзновения.

Здесь, на земле, мы с особым благоговением относимся к людям, наделенным способностью любить. У них можно учиться даже без наставлений с их стороны. Такой человек, получивший от Бога дар жертвенной любви, всегда оставляет светлый след в нашей памяти; более того, вдохновляет нас и тогда, когда полная ночь, сумерки опустились над нашей главой… Но будем помнить, что к большой любви, способности вместить в сердце всех и вся, люди восходят постепенно, не вдруг и не сразу. Если разобраться, то Господь для того и вдохнул в нас сыновнюю любовь - никогда не пресекающееся чувство благодарности к матери; родительскую любовь - никогда не изменяющее нам желание служить и трудиться ради благополучия детей; вдохнул в нас дружество - стремление быть рядом с человеком, который без слов понимает и поддерживает нас тогда, когда мы об этом даже не просим; супружескую любовь, ради которой мы оставляем отца и матерь и прилепляемся к своей половине… Все это - ради того, чтобы от различных малых опытов земной христианской любви нам взойти к любви подлинно духовной.

Плохо ты любишь свою жену, если, упиваясь чувством, ты становишься глухим и равнодушным к страданиям этого мира! Плохо ты любишь своих детей, если, полагая жизнь за них в подвигах родительской любви, равнодушно смотришь на чужих: неприкаянных, сирых, несогретых, необласканных… И только тогда мы любим правильно - детей, друга, жену, - когда от низшего восходим к высшему. А высшим для нас является Евангельская заповедь: «…будьте совершенны, как coвершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Как солнце посылает лучи свои на благих и худых, как дождь орошает лице не различая невинного от заслужившего наказания, нам должно любить жертвенно, ничего себе не оставляя.

Но не будем обольщаться, друзья. Не будем думать, что если мы действительно изберем любовь своей путеводной звездой, нас поймут в этой жизни, оценят и похвалят, напишут наши имена на скрижалях истории. Не будем думать, что потомки поклонятся нам низко… Крест Иисуса Христа свидетельствует, что истинная любовь в этой жизни часто бывает непонятой, оболганной, ее распинают, от нее отворачиваются в негодовании, на нее клевещут. Человеку, идущему стезей любви Евангельской, дарует Свою поддержку Единый Господь, исполняя сердце усердного христианина духовным утешением. Великое благо - видеть над собой духовное небо и пребывать в живом общении с угодниками Божиими, каждый из которых одержал победу над рознью мира и усовершенствовался в любви. Утешают нас и сродники, души которых, как звездочки, мерцают над нашими головами, следят за нами из вечности, молятся за нас. С ними мы обретем, если только донесем свечу веры и любви до могилы, вечный и нетленный союз.

На этой ноте мне хотелось бы завершить духовное и лирическое размышление о любви: потому что там, где любовь, - там Бог, там земля смыкается с небом, вечное со временным, а сама жизнь наша становится раем, поставляя пред Престолом Всевышнего, имя Которому - Любовь.