Влад III Цепеш: биография, интересные факты и легенды. История графа дракулы


Влад III, также известный как Влад Цепеш или просто Дракула, был легендарным воеводой-князем Валахии. Правил он княжеством три раза - в 1448 году, с 1456 по 1462 год и в 1476 году, во время начала периода османского завоевания Балкан. Дракула стал популярным фольклорным персонажем во многих странах Восточной Европы благодаря своим кровавым сражениям и защите православного христианства от вторжения османов. И одновременно является одной из самых популярных и кровавых фигур в истории поп-культуры. Холодящие кровь легенды о Дракуле известны практически всем, но каким же был настоящий Влад Цепеш.

1. Малая родина


Реальным историческим прообразом Дракулы был Влад III (Влад Цепеш). Он родился в городе Сигишоара, Трансильвания в 1431 году. Сегодня на его бывшем месте рождения построен ресторан, в который ежегодно стекаются тысячи туристов со всего мира.

2. Орден Дракона


Отца Дракулы называли Дракул, что означает "дракон". Также согласно другим источникам, он имел прозвище "дьявол". Подобное имя он получил, поскольку принадлежал к Ордену Дракона, который боролся с Османской империей.

3. Отец был женат на молдавской княжне Василисе


Хотя о матери Дракулы ничего не известно, предполагается, что в то время его отец был женат на молдавской княжне Василисе. Однако, поскольку у Влада II было несколько любовниц, никто не знает, кто же был настоящей матерью Дракулы.

4. Между двух огней


Дракула жил во времена постоянной войны. Трансильвания находилась на границе двух великих империй: Османской и австрийских Габсбургов. В молодости его заключили в тюрьму, сначала турки, а позже венгры. Отца Дракулы убили, а его старшего брата Мирчу ослепили раскаленными железными кольями и закопали живьем. Эти два факта сильно повлияли на то, каким мерзким и порочным Влад стал позже.

5.Константин XI Палеолог


Считается, что молодой Дракула провел некоторое время в Константинополе в 1443 году при дворе Константина XI Палеолога - легендарного персонажа греческого фольклора и последнего императора Византии. Некоторые историки предполагают, что именно там у него развилась ненависть к османам.

6. Сын и наследник Михня злой


Считается, что Дракула был женат дважды. Его первая жена неизвестна, хотя она, возможно, была трансильванской дворянкой. Она родила Владу сына и наследника, Михня злого. Влад женился во второй раз после того, как отбыл срок заключения в Венгрии. Второй супругой Дракулы была Илона Силадьи - дочь венгерского дворянина. Она родила ему двух сыновей, но ни один из них так и не стал правителем.

7. Прозвище "Цепеш"


Прозвище "Цепеш" в переводе с румынского означает "кольщик". Оно появилось через 30 лет после смерти Влада. Влад III заработал свое прозвище "Цепеш" (от румынского слова țeapă 0 - "кол"), поскольку он убил тысячи турок жутким способом - сажая на кол. Об этой казни он узнал еще в подростковом возрасте, когда был политическим заложником Османской империи в Константинополе.

8. Злейший враг Османской империи


Считается, что Дракула виноват в гибели более ста тысяч человек (большинство из них – турки). Это сделало его злейшим врагом Османской империи.

9. Двадцать тысяч гниющих трупов испугали султана


В 1462 году, когда шла война между Османской империей и Валахией, которой правил Дракула, Султан Мехмед II бежал со своей армией, придя в ужас при виде двадцати тысяч гниющих трупов турков, насаженных на колья на окраине столицы княжества Влада, Тырговиште. Во время одной битвы Дракула отступил в близлежащие горы, оставляя за собой пленных, посаженных на колья. Это заставило турков прекратить погоню, поскольку султан не мог выносить зловония разлагающихся трупов.

10. Рождение легенды


Насаженные на колья трупы обычно выставляли в качестве предупреждения для других. При этом трупы были белыми, потому что кровь полностью вытекала из раны на шее. Именно отсюда пошла легенда, что Влад Цепеш был вампиром.

11. Тактика выжженной земли


Также Дракула стал известен тем, что при отступлении он сжигал за собой деревни по пути и убивал всех местных жителей. Подобные зверства творились для того, чтобы солдатам Оттоманской армии не было где отдыхать и чтобы не было женщин, которых они могли насиловать. В попытке очистить улицы столицы Валахии Тырговиште Дракула пригласил всех больных, бродяг и попрошаек к одному из своих домов под предлогом пира. В конце пира Дракула вышел из дома, запер его снаружи и поджег.

12. Голова Дракулы досталась султану


В 1476 году 45-летнего Влада в конечном счете схватили и обезглавили во время турецкого вторжения. Его голову привезли султану, который выставил ее на всеобщее обозрение на ограде своего дворца.

13. Останки Дракулы


Считается, что археологи, которые искали Снагов (коммуну недалеко от Бухареста) в 1931 году нашли останки Дракулы. Останки были переданы в исторический музей в Бухаресте, но позже они исчезли без следа, оставив тайны реального князя Дракулы без ответа.

14. Дракула был очень религиозен


Несмотря на свою жестокость, Дракула был очень религиозен и окружал себя священниками и монахами на протяжении всей своей жизни. Он основал пять монастырей, а его семья за 150 лет основала более пятидесяти монастырей. Изначально Ватикан хвалил его за защиту христианства. Однако впоследствии церковь выразила свое неодобрение жестокими методами Дракулы и прекратила отношения с ним.

15. Враг Турции и друг России.


В Турции Дракула считается чудовищным и подлым правителем, который казнил своих врагов мучительным способом сугубо ради собственного удовольствия. В России же многие источники считают его деяния обоснованными.

16. Трансильванская субкультура


Дракула пользовался огромной популярностью во второй половине двадцатого века. Было снято более двухсот фильмов с участием графа Дракулы, больше, чем с любой другой исторической фигурой. В центре этой субкультуры лежит легенда о Трансильвании, которая стала почти синонимом страны вампиров.

17. Дракула и Чаушеску

Странное чувство юмора. | Фото: skachayka-programmi.ga

Согласно книге "В поисках Дракулы", Влад имел очень странное чувство юмора. В книге рассказывается о том, как его жертвы часто дергались на кольях "как лягушки". Влад считал это забавным, и однажды сказал о своих жертвах: "О, какую великую грациозность они проявляют".

20. Страх и золотая чаша


Для того, чтобы доказать, насколько его боялись жители княжества, Дракула поставил золотую чашу в середине городской площади в Тырговиште. Он позволил людям пить из нее, но золотая чаша должна была постоянно оставаться на своем месте. Удивительно, но за все время правления Влада к золотой чаше так и не прикоснулись, хотя в городе жило шестьдесят тысяч людей, большинство в условиях крайней нищеты.

«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» — рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Вы уже наверное знаете все подробность этой историческо-фантастической фигуры вдоль и поперек? Давайте просто подведем итоги тому, что известно.

Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.

А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование — изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…

Кликабельно 1800 рх

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.

На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.

Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень «популярную» в самой Османской империи казнь.

Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата. Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять «друзьям». Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного «друга» — венгерского короля Матьяша Корвина.

А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками.

Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем.

Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны — от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга».

В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.

Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.

Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.

Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.

Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.

Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!

Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…

Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу — национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула — герой анекдотических повестей XV века, маньяк, «великий изверг», а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея «превратить» Дракулу в вампира возникла только в XIX веке.

Состоявший в оккультном ордене «Золотая Заря» (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился граф Дракула — литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.

Один из самых загадочных и жестоких царей, когда либо живших на земле, чье имя окружено мистикой. Влад III Цепеш (1431-1476) получил прозвище «колосожатель» за особую жестокость во время расправы с врагами. Родился господарь Валахии в 1431 г. Его настоящее имя Влад III Дракул, в переводе с румынского означает «сын дракона». Отец его Влад II состоял в рыцарском ордене Дракона, носил медальон и чеканил знак ордена на своих монетах, изображающих дракона. Есть другой перевод фамилии Дракул - «сын дьявола», возможно, так называли его враги и запуганные подданные.

Когда Владу III было 12 лет, его похитили турки, следующие 4 года он вместе с младшим братом находился в заложниках, что очень негативно повлияло на его психику. Он стал неуравновешенным, приобрел странные привычки. В семнадцати летнем возрасте он узнал об убийстве своего отца и старшего брата боярами, что стало причиной его ненависти к боярам и последующей борьбы с ними.

Влад Цепеш любил устраивать пиры рядом с умирающими в муках врагами, наслаждаясь их стонами и запахом, исходившим от разлагающихся тел. Вампиром он не был, но зато был жестоким садистом, упивающимся страданиями тех, кто ослушался его воли. Говорят, он казнил более 100 тысяч бояр, однако задокументированы лишь 10 из тех, кто оказался причастен к смерти отца и брата Дракулы.

Как государственный деятель, Влад Цепеш был освободителем родной страны от турков и человеком чести, исполняющим национальный долг. Он отказался выплачивать дань, создал крестьянское ополчение, отстоявших свою родину от турецких войск, пришедших наказать непослушного царя. Всех пленных турков казнили на площади во время праздника.

Дракула был религиозным фанатиком, даровал церквям земли, получил поддержку духовенства, а значит его действия были освящены церковью. Народу приходилось молча повиноваться. Однажды Влад собрал богомоленных в праздник Великой Пасхи и заставил их возводить крепость до тех пор, пока их одежды не развалились от времени.

Беспощадный правитель искоренил полностью преступность в своем государстве путем жестокого суда и мучительной смерти. Ни один нищий не смел взять чужое. Даже разбросанные монеты не улицах не были тронуты. Население стало исключительно честным после многих тысяч казней, аналогичного явления не было во всем мире. Благодаря поразительной жестокости, Влад Цепеш обрел славу и память потомков. Особая нелюбовь была к цыганам, ворам и бездельникам, которых он истреблял целыми таборами.

Элита Европы была возмущена, узнав о злодеяниях Дракулы, его решают заключить под стражу и такая возможность предоставляется. Во время побега, Влад бросил жену и всех подданных, обрекая их на смерть, но был задержан венгерским королем. В заключении пришлось провести 12 лет. Ради свободы ему потребовалось принять католичество. Этот шаг был принят королем как знак покорности, и он даже помог Дракуле снова встать на престол. Но вскоре его снова хотят убить. За свою жизнь Влад Цепеш много раз пытался бежать, но в этот раз ему не везет. Бояре, изрубив его тело на куски, отправили турецкому султану голову. Монахи, к которым Дракула был добр, втихую схоронили его останки.

Современные археологи заинтересовались историей Влада Цепеша, но вскрытая ими могила оказалась пустой. Рядом оказалось захоронение без черепа, его и принято считать останками Дракулы. Впоследствии его останки перенесли на остров, который охраняют монахи, чтобы избежать туристических нашествий.

Граф Дракула - один из самых медийных персонажей. Однако немногим известно, что носивший это прозвище господарь Валахии Влад Цепеш совсем не походил на тот образ, который уже больше ста лет тиражирует массовая культура.

Валашский Грозный

«Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь всё это, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа».

Так писал Белинский о русском царе Иване Васильевиче, однако подобная характеристика вполне подошла бы и другому грозному владыке - валашскому господарю Владу III Цепешу, жившему столетием раньше. Между этими двумя правителями гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Оба принадлежали к православной вере и владели церковнославянским языком. Оба рано лишились родителей и, несмотря на высокий сан, подвергались притеснениям в детстве и отрочестве. Оба являлись одними из наиболее образованных людей своей эпохи. И, наконец, оба демонстрируют пример того, как яркий фольклорно-литературный образ практически полностью подменяет реально жившего человека, в итоге имея очень мало общего с исторической действительностью.

Рождение вымысла

В конце XV века на древнерусском языке создаётся уникальный памятник светской литературы - небольшая «Повесть о мутьянском [румынском] воеводе Дракуле». Весь текст, по сути, представляет собой цепочку новелл, демонстрирующих тот или иной пример жестокостей господаря, запредельных даже по меркам не отличавшегося гуманизмом позднего Средневековья.

Скажем, однажды Дракула, проиграв битву с венгерским королём, был пленён и брошен в темницу на 12 лет (реальный исторический факт). Однако, гласит «Повесть», даже в заточении воевода «не оставил злого обычая, но мышей ловил и птиц, и казнил их тако: иных сажал на кол, иным отсекал головы, а иных, ощипав перья, отпускал».

Проблема «Повести о Дракуле» в том, что это интереснейшее произведение написано спустя около 10 лет после смерти Влада III, скончавшегося в 1476 году.

Однако был ли Курицын в соседних Трансильвании и Валахии, где жил и царствовал Цепеш, - в точности не известно. Более того, в «Повести» практически нигде не упомянуты дата и место совершения описываемых жестокостей; по форме и содержанию это скорее публицистическая статья, а не историческая хроника. В то же время для написании своей «Повести» Курицын частично использовал анонимный памфлет о якобы имевших место жестокостях Дракулы, написанный по приказу венгерского короля в 1463 году.

Зачем же венграм понадобилась дискредитировать соседа? Об этом поговорим далее.

Три имени

Итак, Влад III родился под династической фамилией Басараб (от которой, кстати, происходит название Бессарабии - одной из областей средневековой Румынии). Достоверно неизвестно, когда именно, -считается, около 1430 года.

Прозвище «Дракул», или «Дракула», которое носил при жизни, может быть переведено соответственно как «Дракон» или «Сын дракона».

Отец Влада (а, возможно, и сам Влад) состоял в рыцарском Ордене святого Георгия, адепты которого носили на одежде изображения змия, поверженного их святым покровителем.

По одной из версий, в числе основателей этого ордена был павший в битве с турками на Косовом поле сербский герой Милош Обилич. Задачей ордена - единственного православного духовно-рыцарского ордена Средневековья - являлась защита православной веры. Таким образом, можно предположить, что одним из мотивов очернения Дракулы была его деятельность на этом поприще - как увидим далее, весьма значительная.

Наконец, третье имя - Цепеш, означающее: «Наколосажатель» - стало широко употребляться европейцами лишь через 30 лет после смерти воеводы (а, как видим, при его жизни простые люди, оказывается, и знать не знали, что их господарь - мучитель и тиран).

Придя к власти в 1456 году, Влад расправился с валашскими боярами, повинными в заговоре, приведшем к гибели его отца и старшего брата. Количество насаженных на кол составило порядка 10 (прописью: десяти) человек. Собственно, это единственные исторически подтверждённые жертвы Цепеша из числа собственных подданных.

Легенды, впрочем, утверждают иное. Якобы господарь с придворными частенько обедали под насаженными на кол трупами (напомню, достоверность сей историйки остаётся исключительно на совести автора уже упомянутой «Повести о Дракуле»). Однажды слуга Цепеша не смог вынести вонь, исходившую от гнивших тел, и тогда деспот велел насадить его на самый высокий кол, приговаривая: «Там смрад до тебя не дойдёт».

А если серьёзно, то, вступив на престол, Влад III начал централизацию государства, создал ополчение из свободных крестьян для борьбы с османами и венграми, перестал платить дань турецкому султану. В 1462 году заставил отступить вторгнувшуюся в Валахию стотысячную армию самого Мехмеда II. По легенде, углубившись на территорию княжества всего на несколько миль, войско недавнего покорителя Константинополя в страхе повернуло назад: все эти несколько миль вдоль дороги стояли колья с насаженными турками.

Век массовой культуры

Второе рождение валашский господарь обрёл в 1897 году, с выходом в свет готического романа Брэма Стокера «Дракула», впоследствии ставшего культовым произведением масс-культуры.

Якобы граф Дракула, проклятый кем-то из своих бесчисленных жертв, после смерти восстал из могилы, переродившись в вампира.

Настоящий Цепеш никаким графом, конечно, не был; звучный титул Стокер добавил ради готической красоты Его герой жесток и кровожаден, однако, как и полагается инфернальному аристократу, не лишен и благородно-романтических черт.

Но как бы ни трансформировался образ Дракулы, следует отдать должное современным румынам, которые сделали из его кровавых деяний не национальную трагедию, а высокодоходный туристический бизнес. Сегодня в каждом втором замке Трансильвании вам расскажут леденящие душу истории из жизни Цепеша, который чуть ли не прямо вот в этой башне пил кровь невинных жертв. И никого не смущает, что оный замок построен спустя сто-двести лет после смерти великого господаря.

Не каждый житель планеты Земля, знает, что граф Дракула — один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир — это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в XV в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют: Валахии.

Сегодня мы подробно разберем биографию Влада Дракулы и постараемся понять, почему он после смерти «стал вампиром».

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы, был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

В древнее время вампирами называли выдающихся воинов, героев


Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.


Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

«Цепеш» в буквальном переводе означает «сажатель на кол»


Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.


Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Заостренный кол во времена Влада III Цепеша был основным орудием казни


Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Правление графа Дракулы оказало большое влияние на его современников


Литературным героем Влад III Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, где по своим личным качествам демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Влад III Цепеш в массовом сознании стал чудовищем, которому нет равных


О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел», и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.