Волк и ягненок на русском языке. У сильного всегда бессильный виноват

    Волк и Ягннок. У сильного всегда бессильный виноват. Именно из этой басни знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, взяты эти слова. Отличие этой басни от других в том, что она начинается с морали. Басня, впервые была опубликована в 1808 году.

    Эти строчки очень популярны, но вот басню редко кто помнит, поэтому очень часто ищут ответ на вопрос откуда строчки у сильного бессильный виноват .

    Басня эта про волка и ягненка (маленького барашка) кто не знает кто такой ягненок.

    Правильное название басни так и будет: Волк и ягненок.

    Написал эту басню Крылов, ее проходят в школе.

    Так же важно помнить, что басня не простой стих, это целое произведение с большим смыслом. Крылов использует животных чтобы выявить отрицательные черты некоторых людей. В конце каждой басни есть слова, в которых заключен смысл или мораль по-другому. Часто эта мораль становится пословицами и люди уже забывают, что все это написал Крылов. Вот так вот.

    Это известная басня Крылова, которая называется Волк и Ягненок. Именно из этого произведения вышеприведенные строки. Действительно, Волк сильнее, поэтому и посчитал Ягненка виноватым, хотя тот виноват лишь в том, что хочется мне кушать.

    Иван Крылов в своей басне Волк и Ягненок повествование начинает с морали , заявляя, что столкновение сильного и слабого всегда заканчивается поражением последнего, а бессильный всегда оказывается виноватым . Автор басни так говорит об этом:

    Крылов в этой басне поднимает острую тему бесправия народа , который всегда пасует перед сильными мира сего. Беззащитный персонаж Ягненок олицетворяет народ, а Волк - силу и власть людей , которые пользуются своим преимущественным положением. Баснописец в стихотворной форме пытается напомнить сильнейшим, что они порой ведут себя унизительно, обижая слабых.

    В басне Волк и Ягненок прослеживается мысль автора о том, как бывает тяжело остановить тех людей, которые находятся в более выгодном положении. Но на любую силу может отыскаться еще большая сила, не так ли?

    Это вступление к баснеВолк и ягненок И.Крылова

    Очень люблю эту басню.

    У сильного всегда бессильный виноват.

    Тому в истории мы тьму примеров слышим.

    Но мы истории не пишем.

    А вот о том как в басне говорят.

    Ягненок в жаркий день решил воды напиться.

    И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк....

    Басня Крылова Волк и Ягненок. Именно из нее взяты даные строки.

    Сразу хочется сказать, что мол басня Ивана Андреевича Крылова- Волк и ягннок. Но не стоит забывать, что баснописец Крылов часто брал сюжеты для своих произведений у древних авторов.Например, у Эзопа и его басни.

    Но именно такие строки, как У сильного всегда бессильный виноват. есть именно в басне Крылова Волк и ягннок

    Именно такой сентенцией:

    начинается знаменитая басня Волк и Ягннок Ивана Андреевича Крылова , прославившегося написанием множества нравоучительных произведений.

    До сих пор мы употребляем в своей речи крылатые фразы из произведений мудрого баснописца И.А. Крылова:

    А Васька слушает да ест.

    А воз и ныне там.

    А ларчик просто открывался.

    Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит от Кукушку.

    Слона-то я и не приметил.

    Мораль басни Волк и ягннок, написанной много лет (даже столетий) назад актуальна, к сожалению, до сих пор. Сильное государство готово обидеть маленькое, если хочет у него что-то отобрать. За примером ходить далеко не надо: Сирия и все события вокруг не.

    Именно с этих слов начинает свой рассказ о встрече на водопое ягненка и волка великий русский баснописец Иван Крылов. Конечно, вероятно, эта басня была написана Крыловым на злобу дня, но актуальной остается она и сейчас и будет актуальной все время, пока существует человечество. Потому что басня эта как раз не о животных, а об отношениях в человеческом обществе, когда сильный, или власть имеющий, легко и без сомнений унижает слабого, подчиненного, просто потому что знает, тот никогда не решиться что-то сделать в ответ. Вседозволенность - один из смертных грехов, она развращает и губит человека, хотя он почитает себя всесильным.

    Да-Да))) Волк и ягннок У сильного всегда бессильный виноват:

    Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

    Но мы Истории не пишем;

    А вот о том как в Баснях говорят.

    Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

    И надобно ж беде случиться,

    Что около тех мест голодный рыскал Волк.

    Ягненка видит он, на добычу стремится;

    Но, делу дать хотя законный вид и толк,

    Кричит: Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

    Здесь чистое мутить питьеМое

    С песком и с илом?

    За дерзость такову

    Я голову с тебя сорву.-

    Когда светлейший Волк позволит,

    Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

    От Светлости его шагов я на сто пью;

    И гневаться напрасно он изволит:

    Питья мутить ему никак я не могу.-

    Поэтому я лгу!

    Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

    Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

    Мне здесь же как-то нагрубил:

    Я этого, приятель, не забыл!-

    Помилуй, мне еще и отроду нет году,-

    Ягненок говорит. Так это был твой брат.-

    Нет братьев у меня.- Taк это кум иль сват

    И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

    Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

    Вы все мне зла хотите

    И, если можете, то мне всегда вредите,

    Но я с тобой за их разведаюсь грехи.-

    Ах, я чем виноват?- Молчи! устал я слушать,

    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.-

    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

    Вообще-то первым басню с таким же названием Волк и Ягненок и таким же текстом написал Эзоп. Потом этим же сюжетом воспользовался Крылов, по сути перевел басню на русский язык и оформив ее стихотворно.

    Практически все басни Крылова - повтор басен Эзопа. Но - они написаны живым языком, хорошо воспринимаются детьми.

Чем люди виноваты, что живут они на нефти?
Зачем скажите Вы их убивать на месте?
Оружие проверить, расчехлив затворы.
В чужой стране пройтись, а ведь они же воры.

Какой Садам Хусейн?
Мы знаем эти басни.
От нефти и от бабок.
Всегда одни напасти.

Всегда виновен тот ответить кто не может
И никакой ООН им в этом не поможет.
Мне кажется иметь нам надо на заметке,
А то ведь воевать придется нашим деткам...

Рецензии

Ну написали Вы то, что и так все знают.
А ЗАЧЕМ?!!!
Если вы думаете, что пошлый фанатичный нигилизм приносит что-то НОВОЕ, то вы ошибаетесь...
Для того чтобы сейчас крикнуть "ВСЁ ПЛОХО!" не нужно ни ума, ни понимания, ни характера, ни любви (неважно, к чему - к России, к людям вообще или к девушке в частности).
Это всё нужно для того, чтобы что-то изменить. А чтобы кричать, достаточно здоровый организм иметь.

Я написал о том что если ничего не поменять, то нас ждет судьба 3-ей разрядной страны, или колонии более сильного государства, как случилось с Ираком. Мне жаль что народ этой страны не смог отстаять свою независимость. Я высказываю свое мнение и не притендую, что оно правильное.
Что касается действий... то я как раз что-то делаю для развития моей страны. Я ассоциирую себя с Россией и уж точно не убегу в случае агрессии иностранного государства и мне наплевать, как будут вести себя все остальные.

Резюме:
Все гады, кто на нашу независимость покосится.
Мы должны быть самыми крутыми в мире, потому что МЫ - это МЫ, а они - это они. Особенно, если они - это американцы (немцы, французы, шведы, татаро-монголы, евреи, кавказцы).
А потом - МЫ будем теми, кто принесёт МИР всему миру. И красный кумач (бело-сине-красный, как вариант) будет развеваться над самой захудалой фермой дикого, нет, приручённого, Запада."Большой Брат следит за тобой!"
Дорогой друг, Родина - это НЕ государство. Это речка и рыбалка, "оканье" и семечки, плакучие ивы и поля. А ненависть - это не метод. И люди - везде люди, даже в той же пресловутой ЮСА. И слёзы везде одинаково солоны, а боль от потери любимого человека - одинаково бесчеловечна.
И если МЫ не научимся чему-то на всём кошмаре, что был и есть, то "то ли ещё будет, ой-ёй-ёй".
Вот так...

На сколько я понял вы придерживаетесь рабской философии.
"Мне пофигу кто мной будет управлять" - немец, француз и т.д. Лишь бы платил, а за бабки я сделаю все что угодно и где угодно. Я прав? не кажется ли Вам, что надо управлять самим, хотябы в своей стране.
Беда в том, что тех кто умеет думать в России не так уж и много. Их постоянно истребляли, что совершенно не правильно. В результате мы потеряли генофонд. Мне приятно с Вами беседовать, хоть Вы придерживаетесь другой философии.

"Рабской философии"... Мда...
Только один вопрос: Что лично вы как офицер и патриот своей страны делали бы в Ираке, родись случаем в Америке?... Были бы горды за суверенитет своей страны... Готовы были встать грудью на защиту от всякого...
А если бы, случаем, родились годах так в 10-х в Германии, кем бы вы были, что думали и что делали?... Поразмышляйте серьёзно на досуге, а?...

Когда писалось данное произведение еще не было ТРАГЕДИИ в Сирии, еще не убивали Кадафи, не было массовых акций с убийствами людей в Египте... Будем считать это пророчеством... В воздухе чувствовалось что скоро в мире запахнет жаренным, пришедшим от нелюдей из за океана....

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В чем и чем. 1. в чем (объект вины). Во всем виноват мой рассказ о дороге (Горбатов). 2. чем (причина вины). Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать (Крылов) … Словарь управления

- (иноск.) обвинен напрасно Ср. Без вины виноватые. Заглавие комедии. Ср. Виноват, как Иисус Христос перед жидами. Ср. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Крылов. Волк и Ягненок. Ср. Скитская беда не людская, и без вины виноваты останемся …

Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769 1844) Русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылов И.А. биография Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Волк и ягненок (Волк) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Вороненок Почти у всех во… … Сводная энциклопедия афоризмов

ВИНОВАТЫЙ, виноватая, виноватое; виноват, виновата, виновато. 1. Виновный, совершивший проступок, какое нибудь преступление. Не щадить ни правого ни виноватого. Быть виноватым в чем нибудь или в том, что или тем, что… «Ты виноват уж тем, что… … Толковый словарь Ушакова

Виноватый, грешный, неправый, преступный, провинившийся; повинный, ответственный. Без вины виноват. Кругом виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Крыл. В чем виноват я? Пушк. Вы оба неправы. Этому он сам виною. Это мой грех.… … Словарь синонимов

Ая, ое; ват, а, о. обычно кратк. в чём. 1. Совершивший проступок, провинившийся в чём л. Виноват в небрежности. Чувствовать себя виноватым. Без вины в. (о ком л., вынужденном отвечать за чужую вину). Я виноват перед тобой. Разберись, кто прав,… … Энциклопедический словарь

виноватый - ая, ое; ва/т, а, о., обычно кратк. см. тж. виноват, виноватые, виновато, виноватость в чём. 1) а) Совершивший проступок, провинившийся в чём л. Виноват в небреж … Словарь многих выражений

Ср. Кто одолеет, тот и прав. Крылов. Лев и Барс. Ср. Кто посмирней, так тот и виноват. Крылов. Мор зверей. Ср. Молчи! устал я слушать, Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Крылов. Волк и Ягненок. См. чья сильнее, та правее. См. кто кого… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

- (1769 1844), русский писатель, баснописец; академик Петербургской АН (1841). Создал более 200 басен (1809 43), отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком, высмеивающих общественные и человеческие пороки. По словам Н. В. Гоголя,… … Энциклопедический словарь

На ум все чаще приходят бессмертные творения мастера словесного жанра и словесной эквилибристики Ивана Крылова, с его столь же бессмертной басней - "Волк и Ягненок".

ВОЛК И ЯГНЕНОК

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том, как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на дОбычу стремится;

Но, делу дать, хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву".

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу".

"Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!"

"Помилуй, мне еще и от роду нет году", -

Ягненок говорит. "Так это был твой брат".

"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват

О, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать",

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Анализируя происходящее в городском ландшафте начинаешь ощущать банальную подсознательную вину... Вину за то, что все мы, горожане-пензенцы, виноваты перед "великими" за то, что мы в принципе есть в этом городе.

Тысячи без вины "виноватых" - "виноваты" лишь потому, что не желают безропотно и молча "башлять" тем, кто вдруг назвал себя "великими".

Не верите? Судите сами.

Если ты не желаешь оплачивать дань, извлекаемую из твоего кармана посредством полумуниципального и странно законного "Самоучета", дань, которая утяжеляет твой семейный бюджет аккурат процентов на тридцать, если бы этого "Самоучета" не было бы в помине - ты виноват.

Молчи и плати!

Если ты и твои дети не желают платить цену за билет на общественном транспорте, превышающую все федеральные тарифы в городах, аналогичных Пензе, потому что "кто-то" создал тебе эти условия, ты виноват.

Молчи и плати!

Если ты не хочешь платить назначаемую чиновниками стоимость школьных обедов, растущую, как на дрожжах, в том числе и по причине аналогичных "самоучетовских" схем в виде неких посреднических процессингово-платежных центров в цепочке школьных платежей за обеды, - ты опять виноват.

Молчи и плати!

Если...

Копнуть все это великолепие глубже и... прослезишься.

Воистину, прав Крылов: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

Пенза -город маленький. Почти патриархальный.

Сидящие на верху пирамиды принятия решений лица, утверждающие подобные решения, напрочь забыли, что Пенза, как и часть России, уже живет в 21 веке. Веке глобальной информации и глобальной информационной доступности. Ведь ничего не стоит, например, заплатить за разовый доступ в справочную систему СПАРК или Контур Фокус и прочитать фамилию счастливого выгодоприобретателя платежного центра школьных обедов, или "Самоучета", или транспортной компании, или "управляйки" с "львиным" окрасом...

И тогда все показушные телодвижения "великих", думающих, что они наглухо прикрыты групповой безответственностью, становятся прозрачны, как на ладони. И истертое сотнями рук партийное древко, увы, уже не помощник.

Оно понятно, тогда, неутолимое желание очередного градоначальника жить в условиях тотальной информационной закрытости. Количество субъективно-мотивированных решений перешло в качество. А дальше - коллапс, как известно.

Однако вполне и объяснимо все нарастающее НЕжелание паствы башлять с утра и до вечера ИМ, ущемляя в правах себя, своих близких, своих детей, осознавая, что из нас всех ОНИ цинично и нахраписто делают дураков.

В том числе и потому, что жизнь в России становится все тяжелее, а непомерная местечковая "барщина" местных "великих", извлекающих, как им кажется, виртуозно и невидимо, свой грабительский коррупционный интерес из хереющих семейных бюджетов горожан и их детей, объективно революционизирует общественное пространство.

Вот и рождаются трагикомичные эпизоды из жизни, когда наша власть, подобно страусу, начинает бегать от общества. А при встрече с его яркими представителями, задающими оч-чень неудобные очередному "великому" вопросы - "делать губку", как в ясельках, в обиде, что кто-то нечаянно пописял в его горшок, потребовав свое кровное...

Не по-пацански это, посоны. Ущемлять в правах стариков, детей.

Простите нас, "великие". Вы хотите жить без НАС, но наживаться на НАС. Так не бывает.

Или переселяйте Общество, или переселяйтесь сами. В свой особый мир, в котором "белое" называется "черным", а пляски и клоунада с массовками - подменяют реальные дела и созидание.

Факт, но сослагательные наклонения и обещания нынче не в моде. Стратегия реальных дел - недевальвируемый императив 21 века. Или ты - лузер.

И если твой милый друг-Кум в эти стандарты не вписывается, будоража Общество прошлым недобрым наследием, пора менять Кума. В какие бы знамена и фанфары он не рядился. Ведь город словоблудия не прощает. Уже не прощает. Слишком уже все очевидно... И "губка" с непротянутой рукой ершистому общественнику за неудобную тебе правду - очередное свидетельство твоей, а не его - политической неликвидности и безбудущности.

Все проблемы Кума обязательно спроецируются на его продвигающего. Классика жанра.

Технологии, ничего личного, фолиант "Информационное управление средой", Госдеп, гл. 7, с. 87.

Вопрос: а зачем, тогда, нести крест Кума? Когда сверху, как безликий нимб, нависает Гарант и свой-то крест едва-едва подъемен... Нет?

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

Басня Волк и Ягненок читать

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня Волк и Ягненок - анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.