Воображение и объективная реальность. Воображение Воображение не влияет на реальность

Воображение - это инструмент нашей цивилизации. Его нужно иметь в доме и уметь им пользоваться. Только не стоит переоценивать его статус

Сегодня мы будем разоблачать миф. Чего стоит дискурс, который не стирает пыль и грязь с привычных понятий, ставших от этого не похожими на себя, не производит переоценку накопившегося хлама и не находит затерявшуюся в домашнем бардаке любимую варежку?

Итак, генеральная уборка мифов в нашей голове. Сегодня мы будем выколачивать палкой во дворе миф следующий.

«Воображение.... Что может быть лучше и достойней Человека, особенно - Интеллектуала и Художника? Развивайте воображение!»

Не развивайте воображение. Давайте на минутку остановимся и познакомимся со свежей и редкой точкой зрения, о которой не кричат на каждом углу.

Итак. Вот, что говорят некоторые философские, религиозные и мистические школы, а также некоторые психотерапевты.

Воображение - узурпировало власть в наши дни и в нашем обществе. Вы, считающие каждую копейку, экономные люди, пекущиеся о выгоде.

Знайте - воображение потребляет энергию . Оно потребляет слишком много энергии.

Воображение потребляет настолько много вашей энергии, что Реальность начинает казаться вам, уставшим, чем-то чужеродным.

Реальность как чужеродное переживание

То есть, происходит самое чудовищное из всего, что может произойти с человеком - Реальность начинает казаться ему - чужеродным переживанием.

Так происходит отчуждение Бытия от Человека.

Грубо говоря - человек умирает. (А что ещё можно сказать о человеке, отчуждённом от своего Бытия?)

Самая наглядная метафора Человека, который больше ценит своё воображение, чем Реальность - опиоман, лежащий в курильне на циновке и пребывающий в мирах своей галлюцинации.

Гурджиев и его ученики всячески осуждали примат воображения, привилегированную его роль в нашей культуре и образовании.

Они полагали воображение - пустой тратой энергии. И это несмотря на то, что сегодня, как и вчера, повсеместно раздаются упрёки от обычных учителей: «У вас не развито воображение».

Вы можете возразить - воображение нужно Художнику. Ах, это ещё один миф.

Вот как смотрит на это даосский трактат об искусстве, трактат Чжуан-Цзы:

Следование и не следование Дао

Старый марабу - стань коровой Му,

А ты, корова - старым марабу

«Зная, что ему никогда не создать ничего «от себя», из «верхних слоёв своего индивидуального сознания», Мастер послушно отказывается от себя и следует за материалом.

Мастер знает - среда, в которой он трудится, имеет свою собственную природу. Её нельзя игнорировать. Ей нельзя насильственно навязывать собственную волю.

Мастер становится послушным слугой и тогда - достигает совершенную свободу выражения себя в ремесле.

Жизнь - то же Искусство. Тот, кто стремится стать Совершенным Художником своей Жизни, должен следовать этому же порядку. Тому порядку, которым Художник или Скульптор или другой мастер своего дела достигают совершенства в своём ремесле».

И тем не менее,

У вас не развито - воображение

Временами люди лишь наполовину «здесь», они как бы «спят наяву»

Воображение - это та самая плотная «вторая реальность», которую построило себе человечество и в которой оно безвылазно живёт. В основном, мучаясь, А вы думаете - радуясь?

(Оставив животным первую реальность - Реальность, Бытие, человечество заблудилось в собственных умопостроениях, как в дурном сне).

Уроки любых мистиков и Учителей (и отнюдь не мистического Фрица Перлза тоже) начинаются с требования к человеку - проснуться. А значит - отключить воображение как телевизор и выглянуть в окно.

Чтобы затем, проснуться в реальности и наконец-то, попробовать её на вкус.

А уж сам Лао-Цзы говорил об этом максимально поэтично и точно, взвешивая на своих весах - Воображение и Реальность. Вот, послушайте:

  • «Обучение заключается в том, чтобы день за днём прибавлять к накопленному.
  • Постижение Дао в том, чтобы день за днём отнимать от накопленного.
  • Отнимай и снова отнимай - пока не достигнешь Недеяния».

Тем не менее, воображение - это инструмент нашей цивилизации. Его нужно иметь в доме и уметь им пользоваться. Только не стоит переоценивать его статус.

Елена Назаренко

Сегодня мы будем разоблачать миф. Чего стоит дискурс, который не стирает пыль и грязь с привычных понятий, ставших от этого не похожими на себя, не производит переоценку накопившегося хлама и не находит затерявшуюся в домашнем бардаке любимую варежку?

Итак, генеральная уборка мифов в нашей голове. Сегодня мы будем выколачивать палкой во дворе миф следующий.

«Воображение.... Что может быть лучше и достойней Человека, особенно — Интеллектуала и Художника? Развивайте воображение!»

Не развивайте воображение. Давайте на минутку остановимся и познакомимся со свежей и редкой точкой зрения, о которой не кричат на каждом углу.

Итак. Вот, что говорят некоторые философские, религиозные и мистические школы, а также некоторые психотерапевты.

Воображение - узурпировало власть в наши дни и в нашем обществе. Вы, считающие каждую копейку, экономные люди, пекущиеся о выгоде.

Знайте - воображение потребляет энергию . Оно потребляет слишком много энергии.

Воображение потребляет настолько много вашей энергии, что Реальность начинает казаться вам, уставшим, чем-то чужеродным.

Реальность как чужеродное переживание

То есть, происходит самое чудовищное из всего, что может произойти с человеком - Реальность начинает казаться ему - чужеродным переживанием.

Так происходит отчуждение Бытия от Человека.

Грубо говоря - человек умирает. (А что ещё можно сказать о человеке, отчуждённом от своего Бытия?)

Самая наглядная метафора Человека, который больше ценит своё воображение, чем Реальность - опиоман, лежащий в курильне на циновке и пребывающий в мирах своей галлюцинации.

Гурджиев и его ученики всячески осуждали примат воображения, привилегированную его роль в нашей культуре и образовании.

Они полагали воображение - пустой тратой энергии. И это несмотря на то, что сегодня, как и вчера, повсеместно раздаются упрёки от обычных учителей: «У вас не развито воображение».

Вы можете возразить - воображение нужно Художнику. Ах, это ещё один миф.

Вот как смотрит на это даосский трактат об искусстве, трактат Чжуан-Цзы:

Следование и не следование Дао

Старый марабу - стань коровой Му,

А ты, корова - старым марабу

«Зная, что ему никогда не создать ничего «от себя», из «верхних слоёв своего индивидуального сознания», Мастер послушно отказывается от себя и следует за материалом.

Мастер знает - среда, в которой он трудится, имеет свою собственную природу. Её нельзя игнорировать. Ей нельзя насильственно навязывать собственную волю.

Мастер становится послушным слугой и тогда - достигает совершенную свободу выражения себя в ремесле.

Жизнь - то же Искусство. Тот, кто стремится стать Совершенным Художником своей Жизни, должен следовать этому же порядку. Тому порядку, которым Художник или Скульптор или другой мастер своего дела достигают совершенства в своём ремесле».

И тем не менее,

У вас не развито - воображение

Временами люди лишь наполовину «здесь», они как бы «спят наяву»

Воображение - это та самая плотная «вторая реальность», которую построило себе человечество и в которой оно безвылазно живёт. В основном, мучаясь, А вы думаете - радуясь?

(Оставив животным первую реальность - Реальность, Бытие, человечество заблудилось в собственных умопостроениях, как в дурном сне).

Уроки любых мистиков и Учителей (и отнюдь не мистического Фрица Перлза тоже) начинаются с требования к человеку - проснуться. А значит - отключить воображение как телевизор и выглянуть в окно.

Чтобы затем, проснуться в реальности и наконец-то, попробовать её на вкус.

А уж сам Лао-Цзы говорил об этом максимально поэтично и точно, взвешивая на своих весах - Воображение и Реальность. Вот, послушайте:

  • «Обучение заключается в том, чтобы день за днём прибавлять к накопленному.
  • Постижение Дао в том, чтобы день за днём отнимать от накопленного.
  • Отнимай и снова отнимай - пока не достигнешь Недеяния».

Тем не менее, воображение - это инструмент нашей цивилизации. Его нужно иметь в доме и уметь им пользоваться. Только не стоит переоценивать его статус.

Елена Назаренко

Навести Лютика? – предложил Геральт, услышав, что Регису придется покинуть Туссент на неопределенное время из-за нарушения вампирского кодекса. – Он точно будет рад узнать, что ты жив. Травник помедлил, а потом покачал головой. Предложение старого друга было более чем заманчивым, но… после Тесхам Мутна воля Региса оказалась надломлена. Он достаточно восстановил самообладание, чтобы спокойно смотреть на самого Геральта и на окружающих людей, но к Лютику и раньше питал некоторую слабость и опасался своей реакции. И дело было не в том, что кровь барда была объективно лучше чьей-либо другой, скорее в особой симпатии вампира к нелепому, тщеславному, обладающему, наверное, сотней недостатков, но доброму и все равно милому Лютику. - Что так? – удивился ведьмак. – Мне казалось, дружеская поддержка сейчас будет кстати. Прости, если лезу не в свое дело. - Тебе не за что извиняться, друг мой, - в своей манере мягко улыбнулся Эмиель. – Наоборот, я благодарен тебе за беспокойство, и чуть позже, думаю, воспользуюсь твоим советом. Просто сейчас для этого не время. Геральт пожал плечами, принимая туманное объяснение. Он мало что понял, но предпочел не допытываться. В конце концов, это было личное. Как и отношение Региса к Лютику вообще. *** Вампир выжидал больше месяца, пока наконец не направился в Новиград. За это время, как он полагал, его воля окрепла достаточно, чтобы удержать в узде и жажду крови, и другие желания, имеющие отношение к одному знаменитому барду. *** - Регис?... – Лютик так и замер с открытым ртом, увидев его на пороге своего кабаре, когда смотрел очередную репетицию. – Но… ты же… - Как видишь, мой дорогой друг, я явился к тебе неожиданной, но, надеюсь, приятной вестью, - вампир чуть улыбнулся и наклонил голову. Он успел представить себе реакцию менестреля, и была она именно такой, как и ожидалось, от изумления на лице до шапочки с пером. – Прошу прощения, что не смог предупредить о своем визите, но боюсь, ты не поверил бы, если бы получил от меня письмо. - Регис! – Лютик отмер и бросился к нему, и чуть не расплакался, крепко обнимая. Эмиель осторожно приобнял его, чуть поглаживая по спине, мягко улыбаясь. Теплый и безумно эмоциональный Лютик… – Ты жив! Как… как это? Почему ты пришел только сейчас? Что с тобой было? А Геральт в курсе, что ты воскрес? - Я все расскажу, но история это долгая, - пообещал вампир, улучив момент, чтобы вставить слово между вопросами, льющимися с губ барда. – Боюсь, нам не обойтись без пары вечеров за мандрагоровой настойкой. - Тогда что же мы стоим? – наконец отпустил его Лютик и смахнул слезы радости. – Пойдем наверх! Любопытство обязательно погубит меня, если я немедленно не услышу хоть часть этой долгой истории! - Тебе бывает невозможно отказать, так что я в твоем полном распоряжении, - травник тихо засмеялся, позволяя увлечь себя вверх по лестнице под недоуменные взгляды танцовщиц, на которых бард разом перестал обращать внимание. Присутствие Лютика само по себе дарило некое чувство, напоминающее счастье или эйфорию, особенно после вынужденного… воздержания. Чувство всколыхнуло старательно сдерживаемые порывы, столь естественные для вампира. И Региса кольнуло сомнение – не мало ли он выждал, прежде чем направиться в Новиград. *** - Почему ты так долго ждал, прежде чем навестить меня? – осторожно поинтересовался бард, когда на третий вечер рассказ Эмиеля все же подошел к концу, как и повествование Лютика о собственных приключениях. – Это… - он замялся, но мандрагоровая настойка отлично развязывала его и без того болтливый язык, - как-то связано с тем, как ты на меня смотришь? Регис вздрогнул и отвел взгляд, который становился слишком уж пристальным и, возможно, жарким. Он-то позволял себе разглядывать Лютика, едва сдерживая желания, теша себя тем, что самовлюбленный бард наверняка ничего не заметит. Но Лютик видел полный какого-то странного жара взгляд, направленный на него. И под этим взглядом даже ему, привыкшему ко вниманию, становилось неловко. На трезвую голову бард несомненно сделал бы вид, что ничего не замечает. Не решился бы спрашивать прямо, потому что краем сознания все-таки понимал, к какому ответу все это может привести. Но алкоголь не давал удержать в узде природное любопытство. Регис отвел глаза, обдумывая ответ. Лютик нервно кусал губы в ожидании. - Связано, но не только с тем, о чем ты, несомненно, уже подумал, - не поднимая взгляд, проговорил наконец травник. – Виной тому так же и моя природа. - Поясни? – менестрель недоуменно вскинул брови, не совсем понимая, как относятся друг к другу вампиризм и… неоднозначные взгляды. Эмиель несчастно выдохнул. Он надеялся избежать этого разговора, но врать Лютику не мог. Да и, быть может, лучше ему было знать правду… даже если дружба на этом быстро закончится. - Видишь ли, особая привязанность к кому-либо может породить у вампира несколько повышенную жажду крови. Кровь объекта… кхм… вожделения, - подобрал вампир достаточно подходящее слово, - вызывает более сильные чувства, чем, например, обычно привык сдерживать я. Я выжидал, пока перестану быть для тебя опасен. После всего случившегося мне требовалось время, чтобы обрести самоконтроль. - И… у тебя получилось? – все еще немного нервно спросил поэт. – Получилось больше не хотеть моей крови? - Нет, - ответил Регис, все так же не поднимая головы. – Не хотеть – невозможно. Но я ни за что не причиню тебе вреда. Никаким образом, поверь... – впрочем, он не ждал, что Лютику хватит смелости ему немедленно поверить. Бард вздохнул, придвинувшись ближе. Может, все и утверждали, что он любит лишь себя, но такая сцена не могла его не трогать. Регис готов был страдать сам, только бы пальцем его не тронуть. Черт, да мало кто делал для Лютика что-то более значительное! Разве что Геральт, но это было совсем иное… - Я тебе верю, - касаясь чуть подрагивающих рук травника, тихо проговорил менестрель, пытаясь поймать его взгляд. – Даже если ты… не сможешь сдержаться, - выдохнул он. Вампир поднял глаза, по-прежнему полные странного чувства, в котором Лютик теперь мог распознать желание. Когда Регис коснулся его щеки тыльной стороной ладони, бард невольно вздрогнул. - Не искушай, - с мягкой полуулыбкой проговорил вампир. – Ты боишься. - Разве что чуть-чуть, - попытался храбриться Лютик. На деле ему было аж стыдно за собственную трусость. Ведь не съест же его Регис… наверное… Но Лютик вовсе не привык к таким взглядам – хотя бы потому, что обычно его одаривали «вожделением», как выразился Эмиель, лишь хорошенькие и не очень женщины. Не то, чтобы поэта шокировал сам факт, но никогда прежде ему не приходилось видеть страсть к себе в глазах мужчины. И вампира тем более. Регис осторожно провел кончиками пальцев по его шее, заставив менестреля зажмуриться, хоть тот и не отстранился. – Но лучше сделай что-нибудь, пока я не испугался окончательно. Эмиель усмехнулся. Да уж, Лютик скорее сам себя напугает. А это совсем не на пользу их… дружеским отношениям, верно? Вампир наклонился ближе и приник к его губам, мягко и нежно целуя. Бард выдохнул и даже попытался несмело ответить. Реальность оказалась ласковее и приятнее, чем он ожидал, а от этого страх быстро уступал место любопытству. Лютик потянулся сам, осторожно обнимая Региса, на что тот не замедлил мягко прижать его к себе, все еще не до конца веря в согласие менестреля. Но Лютик развеял сомнения, когда, на несколько секунд оторвавшись и будто задумавшись, поцеловал уже сам, с все таким же осторожным интересом. Поцелуи Региса сместились на щеку, ушко, коснулись шеи… и бард вздрогнул снова, напрягаясь в его руках. - Что такое? – вампир поднял голову, чтобы поймать взгляд менестреля, ласково касаясь его шеи кончиками пальцев, усилием воли приглушая жажду. - Лучше бы ты меня все-таки укусил… - пробормотал Юлиан, старательно отводя глаза. - Лютик… - Ты же знаешь, у меня очень живое воображение… - поежился поэт. – Уверен, то, что я невольно себе представляю, намного хуже реальности. А ты все равно хочешь моей крови, и… может, так будет лучше? - Это больно, - попытался отрезвить и его, и себя вампир. Сдерживаться было трудно и без готового поддаться барда. – А я обещал, что вреда тебе не причиню. - Я понимаю, - Лютик закусил нижнюю губу, встретившись с Регисом взглядом, полным мольбы и неуверенности. – Но я очень не хочу тебя бояться. А сделать с этим ничего не могу. Самоконтроль вампира под этим взглядом медленно таял. Останавливало то, что Лютик не знал, о чем просит. Впрочем, он мог вообразить себе и пострашнее, это вообще свойственно людям, тем более чувствительному барду… Жажда становилась все отчетливее… Регис наклонился к шее менестреля, поцеловал, медленно провел по ней языком, борясь с соблазном. Лютик совершенно замер, то ли доверчиво, то ли испуганно… Сопротивляться жажде больше не было никакой возможности. Даже зная, к чему это может привести для него, Эмиель не мог отказать поэту в его просьбе, пусть и глупой, но такой… заманчивой. Вампир медленно и аккуратно погрузил клыки в шею менестреля. Сладкая кровь, которой он так сильно желал, тут же попыталась вскружить ему голову. Так трудно удержаться… Но он обещал, что не причинит вреда. Лютик вцепился в плечи вампира, приоткрыв рот, чтобы вскрикнуть, но что-то неведомое его удержало. Будто в эту минуту вместе с прокатившейся по телу одурманивающей слабостью бард лишился и голоса. Если бы не эта слабость, Лютик непременно дернулся бы, инстинктивно пытаясь уйти от боли, и навредил сам себе. «Как… предусмотрительно» - пришло в голову поэта, несмотря на его положение. И да, было больно и немного пугающе, но по сравнению с тем, что мог себе представить бард, не так уж и страшно… Регис медленно отстранился, слизнув с ран от клыков капельки крови. Кто бы знал, чего ему стоило попробовать совсем немного… А хотелось намного больше. Только вот вампир отчетливо понимал, чем это кончится. Чем это могло кончиться и сейчас, будь его воля хоть немного слабее. Он быстро достал из торбы, которая всегда была при нем, все, что нужно, чтобы перевязать шею барда. Лютик тихонько охал, приходя в себя, но ничего не говорил. Не мог найти подходящих слов, несмотря на свой необыкновенно болтливый язык… Когда с перевязкой было покончено, их взгляды вновь встретились. - Прости… - полным сожаления голосом проговорил вампир. - Регис… - Лютик наконец отмер и потянулся было к нему, но тот уже превратился в туман. – Регис! – вампир растворился, вылетев в окно, оставляя барда в смятении. *** - У тебя уже был наш воскресший друг? – спросил Геральт. В очередной раз посещая Новиград, он не упустил случая заглянуть к Лютику. - Да, - Геральту показалось, что бард как-то неловко потупился. – Не так давно… - Лютик… - с подозрением нахмурился ведьмак. – Ты мне что-то недоговариваешь. - Ну… раз уж ты сам затронул эту тему, я хотел попросить тебя найти Региса и убедиться, что с ним все в порядке, - вздохнул поэт. - Так… - взгляд ведьмака стал еще тяжелее, и Геральт скрестил руки на груди. – Что у вас тут случилось? - Регис меня укусил, - скороговоркой произнес Юлиан, очень старательно не поднимая глаз. - Что? – ведьмак аж рот открыл. Он не мог представить, чтобы Регис, успешно державшийся невероятное по человеческим меркам количество лет, вдруг сорвался из-за… впрочем, это же был чертов Лютик, с которым все и всегда шло наперекосяк! - Я сам его вынудил, - бард еще ниже опустил голову. – И обстоятельства… Я не буду рассказывать тебе обстоятельства! – вдруг нервно заявил он, кажется, даже немного смутившись, хотя на этом свете барда до этого, кажется, ничего особенно не смущало. - Да плевать мне на твои обстоятельства! – рыкнул Геральт. – Ты хоть сам понял, что натворил?! Ты же знал, что у него раньше были проблемы с этим! А если все начнется снова?! Какого хрена, Лютик?! - Понял… - полным отчаяния голосом, будто признаваясь в самом страшном, ответил поэт, совсем поникнув. – Наутро, когда протрезвел. Пожалуйста, Геральт, поверь, я осознаю, что сделал. И что я легкомысленное, безответственное, эгоистичное трусло. Я просто прошу тебя убедиться, что с Регисом все хорошо, а потом можешь вернуться и наорать на меня еще раз. Ладно? Ведьмак хотел добавить что-то еще, но менестрель принял такой жалкий вид, что в голове Геральта всплывало только: «Лежачего не бьют». Чертыхнувшись, он направился к выходу: - Не будь ты моим другом, Лютик… - Я знаю… - перебил его поэт. – Спасибо. Ведьмак только кивнул. Рассиживаться ему вновь стало некогда. *** Найти Региса оказалось даже слишком просто – очевидно, потому что тот сам решил показаться Геральту, хотя ведьмак не ожидал справиться с задачей так быстро. Выглядел вампир, надо сказать, немногим лучше Лютика. Тоже подавленный и отводящий взгляд с самым виноватым видом. - Как ты? – осторожно спросил Геральт, внимательно присматриваясь к другу. – Лютик сказал мне то, что вызывает у меня беспокойство. - Мне приятно твое беспокойство, мой друг, - Эмиель вымученно улыбнулся. – Но я не опасен, не волнуйся. По крайней мере, не для тебя. Ведьмак с облегчением выдохнул. Кажется, самых страшных последствий Регису удалось избежать. Но сложно было сказать, чтобы самого вампира это радовало. - Что у вас там случилось? – тихо поинтересовался ведьмак. – Лютик на себя не похож, да и ты будто сделал что-то страшное, хотя он вполне жив и здоров. - Боюсь, моя откровенность не понравится тебе, Геральт, - травник покачал головой, вздохнув. – Пожалуйста, позволь мне не посвящать тебя. Не принимай это за недоверие, просто тебе может понадобиться на обдумывание какое-то время. А я не хотел бы сейчас же лишиться твоего общества, если так и будет. - Как хочешь, - покорно согласился ведьмак. – Но я могу еще кое-что спросить? - Конечно, - Регис благосклонно кивнул. - Ты сказал, что не опасен для меня. А для кого-то другого? - Профессиональное любопытство? – вампир чуть заметно усмехнулся. – Только для очень конкретного другого. И я не уверен, что мне стоит приближаться к нему, даже когда опасность минует. - Мда… - Геральт задумчиво выдохнул. – Знаешь, Лютик, конечно, дурень еще тот… Но он мало за кого переживает так глубоко и неподдельно, как сейчас за тебя. Какую бы глупость он ни натворил, каким бы он ни был, по его же выражению, «легкомысленным, безответственным и эгоистичным труслом», тебе стоит с ним поговорить, когда, как ты сказал, минует опасность. Эмиель внезапно улыбнулся, прикрыв глаза ладонью, услышав такую красочную характеристику, которую не мог не запомнить даже ведьмак, слышавший о своем друге всякое. Лютик, милый и добрый Лютик винил в произошедшем только себя. И страдал не от отвращения или страха перед вампирской сущностью Региса или его особой привязанностью, а от того, как повел себя, как попытался преодолеть собственную живую фантазию за его, Региса, счет. Хотя вампиру, прямо сказать, не то, чтобы не понравилось. - Спасибо, Геральт. Я думаю, что чуть позже воспользуюсь твоим советом. Ведьмак с облегчением вздохнул. Судя по улыбке вампира, почти счастливой, все скоро наладится. И беспокоиться уже не о чем. - Регис, - хитро усмехнулся Геральт. – А что ж у нас с тобой разговор уже в который раз сходится на Лютике? - Всему виной сложные биохимические реакции, друг мой, которые люди зовут чувствами и эмоциями, - ответил Эмиель тоном ученого. Ведьмак только хмыкнул в ответ. Не так уж много времени ему требовалось бы на осознание откровенности вампира, но смущать друга он совсем не хотел. *** - Лютик, - знакомый тихий и мягкий голос коснулся ушей задремавшего над отчетной книгой своего кабаре барда. Поэт недоуменно моргнул, просыпаясь, поднял голову и сфокусировал взгляд в нужном направлении. А сделав это, ахнул и бросился на шею к своему полуночному гостю: - Регис! - У тебя начинает входить в привычку так меня встречать, - мягко улыбнулся вампир. - Прости меня, - сбивчиво выпалил Лютик, с надеждой поймав взгляд Эмиеля. – За то, что я такой идиот, и за мою просьбу, и… за все разом. Я вообще не думал, чем это может для тебя обернуться. Ни о ком, кроме себя, как всегда… - менестрель почти всхлипнул, отводя глаза. - Ну-ну, - поспешил успокоить его Регис, прижимая к себе. – Все обошлось. - То есть, совсем обошлось? – осторожно произнес бард. - Мммм… Не скажу, чтобы у меня усилилась жажда крови вообще, - отведя взгляд, пояснил вампир. – Чего не скажешь о конкретно твоей крови. Но я не пришел бы, если бы не был способен держать себя в руках. - Прости… - Лютик уткнулся лбом в плечо травника. Поэт уже и вспомнить не мог, когда ему было так стыдно. Он вовсе не хотел подвергать волю Региса дополнительному испытанию, только чтобы быть рядом. «Я идиот». - И ты меня, - тихо ответил вампир. – Я сомневался, что ты захочешь снова увидеться со мной после произошедшего. - Почему? – бард удивленно поднял голову. – Это моя вина, не твоя. И… не так уж ужасно это было, - Лютик прикусил нижнюю губу. – Не то, чтобы я горел желанием это повторить, но даже если такое случится снова, то не отобьет у меня охоту тебя видеть. В конце концов, это же я пробудил у тебя такое… желание, - бард неловко повел плечами. – Будет честно, если я понесу за это какую-нибудь ответственность. Регис мягко и ласково улыбнулся, встретившись взглядом с Лютиком и коснувшись ладонью его щеки, с радостью отмечая, что в этот раз бард ничуть не дрогнул, лишь уголки его губ приподнялись в ответной улыбке. - Мое желание касается не только твой крови, - напомнил Эмиель. - Думаю, что и это не так страшно, как мне кажется, - ответил менестрель уже практически безмятежно. - Так выходит, дорогой мой, - в этот раз Регис решил не добавлять «друг», - что мне нравится развеивать твои страхи.

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Шаб-Ниггурат
  • Ричард Шарп

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Человек неискушенный, вероятно считает, что его личное воображение никак не соотносится с реальностью. Но это не соответствует действительности. На самом деле воображение человека прямо взаимодействует с реальностью и во многом моделирует события, которые определяют жизнь и судьбу.

К примеру, настроение портится от какой-то мысли и разыгравшейся фантазии. Перед мысленным взором встают картинки унижения и неудач. И, несмотря на то, что все это придумано самим человеком, настроение портится всерьез и меняется вся оценка событий вокруг. Человек становится раздражительным, на пустяковые замечания реагирует болезненно и плохое настроение, как снежный ком обрастает новыми усугубляющими причинами. Лавина негативных переживаний обрушивается на человека и вот он уже погребен под нею и не видит ничего, кроме плохого. И жизнь воспринимает, как цепочку неудач и разочарований. Вот вам и взаимодействие воображения и реальности. Но это самый простой вариант, который, полагаю, переживали почти все. А когда человек владеет навыками управления своим воображением, то оно может создать реальные ситуации, в которые вовлечены десятки, а то и сотни людей. В этом случае часто можно слышать о стечении обстоятельств или же о черной полосе в жизни и т.п. Мало кто ищет причину не во внешних кознях, а во внутренних драмах, которые разыгрывает воображение перед своим единственным зрителем – самим человеком. А ведь в большинстве случаев корни многих отрицательных ситуаций в вашем воображении. К сожалению, человеческая психика такова, что негатив, какие-то страшилки легко создаются воображением, а вот положительные переживания: радость, доброта, счастье если и возникают, то лишь на мгновение и тут же пропадают, задавленные внутренним негативом. Человек так устроен, что готов воображать неприятности, а вот для мысленного моделирования положительных эмоций не хватает ни сил, ни опыта. А между тем, именно эти навыки являются основой внутренней и внешней гармонии. Однако большинство людей считает, что воображаемые картинки настолько далеки от реальности, что не стоят внимания.

В первой книге цикла вы познакомились с приемами самовоздействия, которые помогли восстановить здоровье, избавиться от недомоганий. Но это только первые шаги в мир древней Традиции. Более глубокое проникновение поможет раскрыть внутреннюю мощь, активизировать силы, которые будут управлять ситуациями и менять их к лучшему. Главным условием подобной работы является последовательное и систематическое освоение новых горизонтов знания. Продолжим путешествие в мир древней Традиции. Одним из основных понятий учения является использование силы текучей воды. Об этом было рассказано в первой книге цикла. Но там я лишь коснулся понятия внутренней воды. В этой книге и последующих постараюсь рассказать о нем подробнее.


В телесной анатомии изучают материальное тело, которое можно трогать, резать, делать анализы… Производить действия, которые отвечают критериям академической науки: наличие предмета исследования, повторяемость эксперимента, и т.д. С энергетикой организма все намного сложнее. Ее не пощупаешь руками, не определишь приборами, поскольку приборов таких еще не создано. Во всяком случае, официально. Но, несмотря на отсутствие зримого предмета исследования, об энергетике человека говорят постоянно. Сейчас даже ортодоксальная наука признает наличие в организме человека каналов и меридианов, по которым внутри тела распространяется некая субстанция, именуемая «бонхановой жидкостью» энергией «Ци», «жизненным соком», «нутряной водой» и т.п.

Эзотерики, не ограниченные рамками официальной научной доктрины, утверждают, что человек – это, прежде всего, духовная (или психическая) энергия, а уж потом материальная оболочка. Можно бесконечно спорить об истинности взглядов материалистов или эзотериков-идеалистов, но дискуссии эти бессмысленны, поскольку ни те, ни другие не в состоянии доказать оппонентам справедливость своих взглядов.

На мой взгляд, органичное взаимодействие энергетических потоков и телесных структур в человеке, обеспечивает его внутреннее равновесие. Эта позиция опирается на знания древней Традиции и двадцатилетний личный опыт занятий психоэнергетической саморегуляцией. Можно соглашаться или не соглашаться с точкой зрения эзотериков на энергетическую анатомию человека, но когда вы начнете осваивать приемы и методы самооздоровления, без использования отдельных узлов или структур внутренней энергетики не обойтись.

На первом курсе системы психоэнергетической саморегуляции вы познакомитесь с начальными навыками управления энергией, накопления тонкой силы и ее использования для поддержания высокого жизненного статуса.

Постепенно, от курса к курсу вы будете знакомиться с более сложными уровнями внутренней энергетики человека, но они будут доступны только тогда, когда вы освоите первичные навыки энергополевой работы. Занятия первой ступени помогут вам освоить энергетические каналы рук, ног, структуру «лечебного центра» и «диска психологической устойчивости». Одним из важных элементов работы в программе первой ступени является наработка навыков создания положительной воображаемой реальности. Глубокое расслабление, отрешение от внешних раздражителей, создание ярких мыслеобразов и сопровождающих их внутренних переживаний, станут мощным средством самоуправления и саморазвития, помогут шагнуть к вершинам личного совершенства.