Воспитательское мероприятие: "Сыны Отечества. Защитники Земли Русской"











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Воспитательное мероприятие проводится для обучающихся кружка “Компьютерный мир”.

Возраст 7-12 лет – мальчики.

Продолжительность занятия 45 минут.

Цель. Создание условий для патриотического воспитания обучающихся.

  • Создавать условия для формирования и развития навыков работы с информацией, навыков владения компьютером, свободного владения интернетом, использования программного обеспечения компьютера.
  • Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, готовности к служению Отечеству, воспитанию чувства гордости за своё Отечество, малую Родину, уважительному отношению к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, участникам боевых действий.
  • Создавать ситуацию успеха, содействовать развитию способности не равнодушно воспринимать чужую боль.
  • Занятие проводится в компьютерном классе.
  • Температура воздуха в учебном помещении соответствует требованиям к микроклимату Санитарно-гигиенических правил и норм для компьютерного класса.

Оборудование:

  • Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, доска.
  • Фото- и видео – материалы.
  • Кабинет оформлен рисунками на военную тематику, подготовленными обучающимися на компьютере в графическом редакторе для своих пап и дедушек.

Ход мероприятия

Демонстрация смонтированного на занятиях кружка фрагмента фильма “Они сражались за Родину”.

Педагог: Ребята, вы сейчас посмотрели фрагмент фильма, как вы думаете, о чём будет наше мероприятие, какова тематика, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

(Ответы детей: О войне, о солдатах, как трудно было воевать, о защитниках Родины)

Педагог: В канун Дня защитника Отечества, я думаю, самое время вспомнить славных защитников земли русской. А вы знаете, что значит быть защитником ? Вам интересно будет подумать об этом? Как вам кажется: это понятие появилось только сейчас, или пришло из прошлого?

Ответы ребят. (Во все времена приходилось защищать свою Родину)

Педагог: Тема защиты Отечества волнует все поколения. Хочется, чтобы и вы не остались сегодня равнодушными.

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше – тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ народных героев, они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.

Отечество... (пишется на доске).

Педагог: Какое однокоренное слово вы можете подобрать к слову Отечество.

(Отец)

Педагог: Значит, отечество – это “земля отцов”. А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встаёт на защиту сынов и “земли отцов”, и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага.

(Пишется на доске) Сыны Отечества.

Ребята, а какие синонимы вы можете подобрать к слову “Отечество”?

Ответы обучающихся: (Родная земля, отчизна, земля народа, край, где родился, Родина)

Пишется на доске: земля русская

Педагог: Земля русская собиралась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

Пишется на доске: Защитники земли русской.

Педагог: А теперь вы сами сможете сформулировать название нашего мероприятия.

Дети определяют тему и пишут на доске тему воспитательного мероприятия - Тема: “Сыны Отечества. Защитники земли русской”

Педагог: У каждого из нас есть маленькая Родина, тот уголок, где мы родились, где живём, и который остаётся в нашем сердце навсегда. У нас - это наш донской край с красивой богатой природой, добрыми и отзывчивыми людьми.

Давайте сегодня вспомним наших земляков, тех, кто в разные времена нашей жизни вставал на защиту Отечества, выполнял свой долг перед Родиной.

Ребята, скажите - какие вы знаете войны?

(Ответы детей: Великая Отечественная, Чеченская, Афганская.)

Сообщение обучающегося:

Великая Отечественная война началась 1941 году, когда без предупреждения фашистская Германия напала на Советский Союз.

Каждой семьи коснулась та далёкая война. Живущие ныне помнят родных, сложивших головы в боях за Родину, почитают своих дедов, вернувшихся с войны победителями и восстановивших из пепла разрушенную страну, вдохновенно трудившихся для счастья будущих поколений.

Жители нашего района внесли достойный вклад в Великую Победу. Четыре тысячи наших земляков не вернулись домой с полей сражений. На плитах мемориала в станице Казанской высечены их имена. Сегодня каждый из нас отдаёт дань памяти не вернувшимся с войны героям. А ветеранам, которые дожили до наших дней, мы кланяемся и говорим спасибо за победу, за нашу мирную жизнь

Показ презентации “След на Земле”

Педагог: Время летит неумолимо. Великая Отечественная война закончилась уже давно. Выросло новое поколение, которое не знает ни боёв, ни грохота взрывов. Но в памяти нашего народа никогда не изгладятся подвиги обычных русских солдат.

Ребята, а у вас в семье были ли те, кто воевал в Великую Отечественную войну? Расспросите ваших мам и пап, бабушек или дедушек о ваших родственниках, участвовавших в этой войне. Я уверена, что у каждого здесь сидящего в его роду кто-то погиб, сражаясь за Родину.

Много горя, голода и лишений приходилось терпеть солдатам на войне, но как выдавалась свободное от боёв время, в минуты отдыха, для поднятия духа обязательно звучали шутки и, конечно же музыка.

Вот и мы с вами сейчас прервёмся для того, чтобы отдохнуть и сделать гимнастику для глаз. Упражнения у нас будут с военной тематикой, выполнять мы их будем под музыку “Смуглянка”

Звучит песня “Смуглянка”

Педагог: Войны вспыхивают и в наше время, поэтому армия должна постоянно быть в боевой готовности и в любое время встать на защиту своего народа, суметь постоять за него.

Сообщение обучающегося:

Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Через эту войну прошли 550 тысяч советских солдат и офицеров. 72 человека из них получили звание Героя Советского Союза. Свыше 15 тысяч советских солдат погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времён Великой Отечественной войны.

Более 30 верхнедонцев в разные годы выполняли интернациональный долг в Афганистане. Слава Богу, что все они вернулись домой живыми, хотя и познали горечь потерь боевых товарищей. Правда, до нынешних дней некоторые из них всё же не дожили.

Сегодня мы отдаём дань глубокого уважения всем, кто проявил стойкость и мужество, и с честью выполнил поставленные командованием задачи. И, конечно, вспоминаем тех, кто исполнил долг перед Родиной ценой собственной жизни.

Сообщение обучающегося:

Почти каждый слышал о войне в Чечне. Сколько ненужных и страшных смертей русских солдат, которые честно выполняли свой долг перед Родиной и выполнили его до конца!

Война в Чечне принесла много горя обеим сторонам. Сейчас в России не осталось практически ни одной семьи, в которой отцы, сыновья, дяди, племянники, просто знакомые или соседи не были бы как-нибудь связаны с этой войной.

Первая чеченская война унесла до 50 тысяч жизней мирных жителей и до 6 тысяч жизней российских солдат, милиционеров и сотрудников других силовых структур. Во второй войне погибло от 15 до 25 тысяч гражданских лиц. Потери Федеральных сил оцениваются как 12-15 тысяч солдат и офицеров. В общей сложности 200 тысяч чеченцев за 2 конфликта.

Более 240 человек наших земляков с Верхнего Дона были направлены для улаживания военного конфликта в Чеченской республике. Большинство из них, выполнив свой долг вернулись домой.

Пять человек, наших земляков не вернулись живыми с полей сражений. На плитах мемориала в станице Казанской высечены их имена. Сегодня каждый из нас отдаёт дань памяти не вернувшимся с войны героям.

Показ презентации “Дело чести”

Педагог: Мы с вами сейчас посмотрели презентации, в которых обычные люди наши земляки, не жалея своих жизней защищают рубежи нашей Родины.

Я хочу задать вам несколько вопросов, а вы подумайте и, сев за компьютер, напишите свои ответы и отправьте их на принтер.

На экране вопросы:

  1. Какие эмоции вызвал у вас просмотр презентаций?
  2. Какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе?
  3. Что нужно для счастья всех людей, живущих на ЗЕМЛЕ?

Педагог: Прочитав ваши ответы, можно сделать вывод, что все вы испытали чувство волнения, гордость за наших земляков, горечь потери.

Вы хотели бы воспитать в себе патриота своей Родины, чувство гордости за своё Отечество, свою малую Родину. Иметь активную жизненную позицию, быть готовым к служению Отечеству, т. е. в любую минуту встать на защиту Родины.

Долг каждого русского парня - служба в рядах вооружённых сил.

(На экране фото Защитники.)

Обучающийся: (читает стих)

Будущий солдат

Россия огромная страна,
В ней армия отважна и сильна
Мальчишки смелые растут
И вовремя на помощь ей придут
Мы только немного подрастём,
Мы в армию российскую пойдём,
Мы будем доблестно служить
И Родиной мы будем дорожить.
Мальчишка – будущий солдат.
И хода нет ему назад.
Мальчишка – будущий герой,
Он за друзей всегда горой.

Педагог: А ещё вы написали, что для того, чтобы были счастливы все люди, нужен мир во всём мире.

На экране строки стихотворения

Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.

Педагог: А теперь я предлагаю вам сесть за компьютеры и строки этого стихотворения сделать заставкой “бегущая строка” на экранах ваших мониторов.

Звучит песня “Солнечный круг”2 компьютер - Мир – это лучшее слово на свете,

  • 3 компьютер - Взрослые к миру стремятся и дети,
  • 4 компьютер - Птицы, деревья, цветы на планете
  • 5 компьютер - Мир – это главное слово на свете.
  • Педагог: Ребята я поздравляю вас, будущих защитников Отечества с праздником, желаю вам мира во всём мире!

    А вы поздравьте дома своих родных - пап, дедушек и братьев и подарите им свои рисунки, которые вы выполнили на компьютерах на наших занятиях

    Презентация “Дело чести” записана на диск и подарена семье Рассказовых в память о сыне, погибшем на Чеченской войне и в знак благодарности за предоставленные Книги Памяти, фото – материалы и материалы из газеты “Искра”.

    В 1547 году Александр Невский был причислен к лику святых Он вошел в историю как хитроумный политик, который прежде всего стремился к укреплению собственной власти. Все его действия нисколько не мешали благополучию отечества. Так, благодаря постоянным дипломатическим маневрам он смог оттянуть нашествие татар. Татарские ханы пользовались тем, что русский князь был готов на любые уступки ради благополучия своей земли. Вот почему многолетнее татаро-монгольское иго установилось уже после его правления.
    Александр был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Отец очень любил своего сына, внимательно следил за его воспитанием, а когда мальчику исполнилось десять лет, стал брать его с собой в военные походы.
    В 1836 году Александр стал новгородским князем. Именно ему пришлось отразить нападение шведской флотилии, которая в 1240 году вошла в устье Невы.
    К тому времени князь Александр уже приобрел немалый военный опыт, поэтому сумел прекрасно организовать свое войско и продумать тактику сражения с учетом погодных условий и местного ландшафта. Под его руководством русские воины разбили превосходящее по численности шведское войско, за что князь Александр получил почетное прозвище Невский.
    В том же году Александр Невский рассорился с новгородцами и покинул город. Во время его отсутствия произошло немало бед: немецкое войско перешло в наступление, был захвачен Изборск, а несколько позже Псков.
    Когда же смертельная опасность нависла над Новгородом, жители послали к Александру делегацию и попросили его вернуться. Он пришел не один, а вместе с братом, который привел с собой владимирское войско. Они сначала разгромили шведов около крепости Копорье, а затем вернули Руси Псков.
    Главное же сражение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища.
    Победа над крестоносцами прославила Александра Невского и сделала его одним из самых крупных военачальников своего времени. В 1256 году полки Александра Невского совершили тяжелейший переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии.
    Известие об этом походе потрясло всю Европу, поскольку подобного удара шведы никогда не испытывали. Даже Папа Римский Александр IV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство.
    Александр Невский обладал также незаурядными дипломатическими способностями. Он даже ездил в Сарай, столицу Золотой Орды, и Карокорум, столицу Монгольской империи, где вел дипломатические переговоры, что позволило предотвратить угрозу захвата юга Руси монголо-татарскими войсками.
    Возвращаясь из поездки в Золотую Орду, Александр внезапно заболел и был вынужден остановиться в Городце. Там 14 ноября 1263 года он постригся в монахи и вскоре умер. Возможно, Александр Невский был смертельно отравлен во время поездки в Золотую Орду.
    Уже после смерти князя его сын Дмитрий выполнил завет отца. Он пошел со своим войском на Юрьев - основную крепость крестоносцев - и в тяжелом сражении отбил его. Это было последнее великое деяние, задуманное Александром Невским.
    По приказу Петра I останки Александра Невского в 1724 году были перенесены в Петербург и торжественно захоронены в Александро-Невской лавре. Петр I учредил и орден Александра Невского, который стал одним из высших военных наград России. После революции 1917 года этот орден отменили, но во время Великой Отечественной войны был учрежден уже советский орден Александра Невского, которым стали награждать выдающихся полководцев.

    КОУВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

    Воспитательное мероприятие

    «Сыны Отечества. Защитники Земли русской»

    Провела: Косинова В.А.

    Бутурлиновка 2016 г.

    Цель. Создание условий для патриотического воспитания обучающихся.

    Задачи.

      Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, готовности к служению Отечеству, воспитанию чувства гордости за своё Отечество, малую Родину, уважительному отношению к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, участникам боевых действий.

      Создавать ситуацию успеха, содействовать развитию способности не равнодушно воспринимать чужую боль.

    Оборудование:

      Мультимедийное оборудование

      Оформление кабинета плакатами к Дню Защитника Отечества.

    Ход мероприятия

    Воспитатель: Ребята, какой приближается праздник, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

    (Ответы детей: О войне, о солдатах, как трудно было воевать, о защитниках Родины)

    Воспитатель: В канун Дня защитника Отечества, я думаю, самое время вспомнить славных защитников земли русской. А вы знаете, что значит быть защитником ? Вам интересно будет подумать об этом? Как вам кажется: это понятие появилось только сейчас, или пришло из прошлого?

    Ответы ребят. (Во все времена приходилось защищать свою Родину)

    Воспитатель: Тема защиты Отечества волнует все поколения. Хочется, чтобы и вы не остались сегодня равнодушными.

    У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше – тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ народных героев, они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.

    Отечество... (карточка).

    Воспитатель: Какое однокоренное слово вы можете подобрать к слову Отечество.

    (Отец)

    Воспитатель: Значит, отечество – это “земля отцов”. А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встаёт на защиту сынов и “земли отцов”, и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага.

    (карточка) Сыны Отечества.

    Ребята, а какие синонимы вы можете подобрать к слову “Отечество”?

    Ответы обучающихся: (Родная земля, отчизна, земля народа, край, где родился, Родина)

    Карточка: земля русская

    Воспитатель: Земля русская собиралась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

    Карточка: Защитники земли русской.

    Воспитатель: А теперь вы сами сможете сформулировать название нашего мероприятия.

    Дети определяют тему и пишут на доске тему воспитательного мероприятия - Тема: “Сыны Отечества. Защитники земли русской”

    Воспитатель: У каждого из нас есть маленькая Родина, тот уголок, где мы родились, где живём, и который остаётся в нашем сердце навсегда. У нас - это наш Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка с красивой богатой природой, добрыми и отзывчивыми людьми.

    Давайте сегодня вспомним солдат, тех, кто в разные времена нашей жизни вставал на защиту Отечества, выполнял свой долг перед Родиной.

    Ребята, скажите - какие вы знаете войны?

    (Ответы детей: Великая Отечественная, Чеченская, Афганская.)

    Воспитатель:

    Великая Отечественная война началась 1941 году, когда без предупреждения фашистская Германия напала на Советский Союз.

    Каждой семьи коснулась та далёкая война. Живущие ныне помнят родных, сложивших головы в боях за Родину, почитают своих дедов, вернувшихся с войны победителями и восстановивших из пепла разрушенную страну, вдохновенно трудившихся для счастья будущих поколений.

    Жители нашего района внесли достойный вклад в Великую Победу. Четыре тысячи наших земляков не вернулись домой с полей сражений. На плитах мемориала в станице Казанской высечены их имена. Сегодня каждый из нас отдаёт дань памяти не вернувшимся с войны героям. А ветеранам, которые дожили до наших дней, мы кланяемся и говорим спасибо за победу, за нашу мирную жизнь

    Показ презентации “След на Земле”

    Воспитатель: Время летит неумолимо. Великая Отечественная война закончилась уже давно. Выросло новое поколение, которое не знает ни боёв, ни грохота взрывов. Но в памяти нашего народа никогда не изгладятся подвиги обычных русских солдат.

    Много горя, голода и лишений приходилось терпеть солдатам на войне, но как выдавалась свободное от боёв время, в минуты отдыха, для поднятия духа обязательно звучали шутки и, конечно же музыка.

    Воспитатель: Войны вспыхивают и в наше время, поэтому армия должна постоянно быть в боевой готовности и в любое время встать на защиту своего народа, суметь постоять за него.

    Воспитатель :

    Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Через эту войну прошли 550 тысяч советских солдат и офицеров. 72 человека из них получили звание Героя Советского Союза. Свыше 15 тысяч советских солдат погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времён Великой Отечественной войны.

    Сегодня мы отдаём дань глубокого уважения всем, кто проявил стойкость и мужество, и с честью выполнил поставленные командованием задачи. И, конечно, вспоминаем тех, кто исполнил долг перед Родиной ценой собственной жизни.

    Воспитатель :

    Почти каждый слышал о войне в Чечне. Сколько ненужных и страшных смертей русских солдат, которые честно выполняли свой долг перед Родиной и выполнили его до конца!

    Война в Чечне принесла много горя обеим сторонам. Сейчас в России не осталось практически ни одной семьи, в которой отцы, сыновья, дяди, племянники, просто знакомые или соседи не были бы как-нибудь связаны с этой войной.

    Первая чеченская война унесла до 50 тысяч жизней мирных жителей и до 6 тысяч жизней российских солдат, милиционеров и сотрудников других силовых структур. Во второй войне погибло от 15 до 25 тысяч гражданских лиц. Потери Федеральных сил оцениваются как 12-15 тысяч солдат и офицеров. В общей сложности 200 тысяч чеченцев за 2 конфликта.

    Показ презентации “Дело чести”

    Воспитатель: Мы с вами сейчас посмотрели презентации, в которых обычные люди, не жалея своих жизней защищают рубежи нашей Родины.

    На экране вопросы:

      Какие эмоции вызвал у вас просмотр презентаций?

      Какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе?

      Что нужно для счастья всех людей, живущих на ЗЕМЛЕ?

    Воспитатель: Послушав ваши ответы, можно сделать вывод, что все вы испытали чувство волнения, гордость за наших солдат, горечь потери.

    Вы хотели бы воспитать в себе патриота своей Родины, чувство гордости за своё Отечество, свою малую Родину. Иметь активную жизненную позицию, быть готовым к служению Отечеству, т. е. в любую минуту встать на защиту Родины.

    Долг каждого русского парня - служба в рядах вооружённых сил.

    (На экране фото Защитники.)

    Воспитатель : (читает стих)

    Будущий солдат

    Россия огромная страна,
    В ней армия отважна и сильна
    Мальчишки смелые растут
    И вовремя на помощь ей придут
    Мы только немного подрастём,
    Мы в армию российскую пойдём,
    Мы будем доблестно служить
    И Родиной мы будем дорожить.
    Мальчишка – будущий солдат.
    И хода нет ему назад.
    Мальчишка – будущий герой,
    Он за друзей всегда горой.

    Воспитатель: А ещё вы сказали, что для того, чтобы были счастливы все люди, нужен мир во всём мире.

    На экране строки стихотворения

    Мир – это лучшее слово на свете,
    Взрослые к миру стремятся и дети,
    Птицы, деревья, цветы на планете.
    Мир – это главное слово на свете.

    Звучит песня “Солнечный круг”

    Воспитатель: Ребята я поздравляю вас, будущих защитников Отечества с праздником, желаю вам мира во всём мире!

    А вы поздравьте дома своих родных - пап, дедушек и братьев.

    ЗАРЕВА

    «Снова зарева полыхают над Русью! Снова тропами Бату–хана идет Орда, лошадиными копытами вытаптывая русские поля! Снова волчьи стаи крадутся по следам Орды! Возвращаются, возвращаются времена Бату–хана!»

    Так думал старый Хизр, сидя у походного костра.

    Тогда зимой Мамай и слушать не стал Хизра, когда тот, прискакав с Темиром, про мир с Азис–ханом говорить начал. Эмир в ответ лишь зубами заскрежетал. Ничем не хотел Мамай делиться с Азис–ханом: ни улусом Джучи – Золотой Ордой, ни славой разгрома Руси. Так понял его Хизр; но старику не сиделось – каменный кремль Москвы из головы не шел. А тут поползли слухи, что Булат–Темир, захвативший Булгарскую землю и отпавший от Золотой Орды, на Русь походом собрался. Хизр, не задумываясь, бросился в Булгары.

    Пока Мамай с Азис–ханом грызутся, Булат–Темир разгромит Нижний, Городец, приволжские княжества. Тут–то и не дать Булат–Темиру уйти обратно. Повернуть его на Москву, пока там кремль недостроен. Сжечь Русь, развеять пепел.

    Уезжая, Хизр упорно звал Темира с собой:

    – Увидишь, – говорил он, – вернется Булат–Темир победителем, задушит Азиса, пришибет Мамая, Орда вновь станет единой и могучей.

    Но Темир только посмеивался:

    – Нет! Нет! Премудрый Хизр, Мамай лучше нашего знает час, когда можно будет повернуть орды на Русь. Я останусь с эмиром.

    Хизр плюнул и ускакал один.

    И вот ныне сбывается желанное: поход, стремительные дневные переходы, короткие стычки с русскими мужиками, а по вечерам отдых от ратных трудов.

    Так думал Хизр, лежа на ковре перед костром.

    Костер был не простой: жарко горели избы русской деревни. Хизр щурился на огонь, усмехался довольный, как сладкую песню, слушая мольбы и стоны старухи, которую он приказал запереть в горящей избе. Вон она просунула руки в волоковое окошко, ловит пустоту.

    «Нет, старая, сгоришь! В окно тебе не выбраться: узко».

    Сбываются заветы Чингис–хана. Грозны и горячи, как огонь, слова его: «…Счастливей всех на земле тот, кто гонит разбитых врагов, грабит их добро, любуется их слезами, слышит стоны поверженных…»

    По завету Чингиса Хизр и старуху надумал сжечь, чтоб все было, как во времена Чингис–хана или Бату–хана.

    Так велит Великий Джасак – закон, данный монголам самим Чингисом: «Каждый, кто посмеет дать одежду или пищу полоненному без позволения победителей, да предается смерти!» Старуха свое заслужила. Вышла из леса и села у дороги. Никто ее не тронул – польститься не на что – дряхла, а когда мимо гнали русских пленников, она развязала котомку и стала подавать им куски хлеба. Нарушила закон, и да будет так, как велит Великий Джасак!



    Старуха, видимо, обессилела и больше не металась по избе.

    Хизр повернулся на другой бок. Жара его разморила. Лениво ползли мысли: «Надо бы в огонь молодую бросить, а еще лучше пленного руса так–то сжечь, небось и громче и дольше выли бы, но русы закоренели в непокорстве, уходят в леса, в недоступные дебри, рабов мало, и потому они дороги».

    От огня сладко ныли старые кости, морила дрема, но Хизр спать не стал, дождался, когда с треском обрушилась подгоревшая крыша избы и искры взлетели, будто рой огненных пчел, в ночное небо. Из пламени вырвался последний предсмертный вопль, затих.

    Хизр даже на локте приподнялся, вглядываясь. Не удастся ли различить в пламени обгорелые кости старухи. Нет! Где там! Пляшут, пляшут духи огня…

    Хизр откинулся на ковер, сладко зевнул и опять пробормотал все то же:

    – Вновь встали над Русью зарева грозных времен Бату–хана!

    Где–то рядом за ближними кустами пировали обнаглевшие, ожиревшие от человечины волки.

    Слыша их грызню, Хизр, уже засыпая, подумал: вновь волки идут за ордой. Так же вот ночами у самых костров орды Чингисовой грызлись когда–то волчьи стаи…

    – Аленушка, вороги!

    Из гущи малинника за десятком ордынских воинов следили две пары ребячьих глаз.

    Когда ордынцы проехали, ребята юркнули в глубь леса. Здесь было безопасно. Паренек сел на кучу валежника, взглянул на сестренку.

    – Аленка, ведь они к нам в деревню идут!

    Девочка только кивнула. Стояла она немного боком, прислушивалась, и брату из–под ее белого платочка, повязанного по–бабьи, узелком под подбородок, был виден только веселый вздернутый носик.

    – Аленушка, – девочка оглянулась, – если тропой через болото бежать, обогнать ворогов можно?

    – Нет, Павлуша, они на конях, едут по торной дороге. Где же их обогнать! – девочка запнулась на полуслове. – Придем мы из леса, батюшки с матушкой нет, а от родимой избушки одни угольки тлеют…

    Павлуша сидел нахмурясь, раздумывая, потом встал, сказал, как взрослый:

    – Значит, задержать ордынцев надо. Ты беги тропой, поднимай всполох. В случае чего наши мужики первый десяток ворогов перебьют, а остальных пугнуть придется.

    – Что ты затеял, Павлуша? – Девочка вцепилась в холстину его рубашки.

    – Ничего, сестренка, беги. Я как–нибудь выкарабкаюсь. Ордынцы в лесах, что совы в полдень.

    – Что ты затеял? – повторила Аленка, не отпуская его.

    Паренек хлопнул себя ладонью по колчану.

    – Лук у меня с собой. Я без него в лес не хожу.

    Крепко обняв сестренку, он оттолкнул ее.

    Аленка опустила голову, мгновение стояла молча, потом в последний раз взглянула на брата и покорно пошла прочь.

    – Быстрее, Аленушка!

    Девочка от этого оклика рванулась вперед. Павлуша посмотрел ей вслед, вздохнул: – Козочка, – и полез в гущу ельника. Отсюда из темноты, из–под низко опущенных густых еловых лап, прогалина дороги казалась яркой, солнечной полосой. Павлуша затаился, сквозь частую сетку ветвей глядел на дорогу, тревожно прислушивался к сухому потрескиванию хвои под лаптями, точно это потрескивание враги могли услыхать.

    Перехватило дыхание, руки чуть–чуть дрожали, но едва он услышал топот копыт, едва увидел врагов, сразу же стало легко: и мыслей страшных нет, и руки не дрожат. Поднял лук. Наложил стрелу. Вгляделся.

    Передовому воину, видимо, было жарко: кольчужная бармица, вместо того чтобы спадать от шлема на плечи, приподнята и ремешком к шлему прихвачена. Павлуше хорошо были видны смуглое, блестящее от пота лицо ордынца, его небольшая черная бородка и белая полоска шеи под ней, проглядывавшая из раскрытого ворота рубахи. В эту белую полоску Павлуша и прицелился, медленно, осторожно натянув тетиву.

    Свистнула стрела.

    Голова татарина дернулась в сторону. Он крикнул на весь лес каким–то странным захлебывающимся воплем и повалился с седла. Остальные стали, как вкопанные, озирались по сторонам; вдруг в задних рядах кто–то взвизгнул, пустился наутек, и так велик был страх степняков перед русским лесом, что и все остальные ордынцы помчались за ним следом.

    Надо было уходить, а Павлуша с дрожью косился на лежащего в пыли врага и не в силах был сдвинуться с места, а когда опомнился, поздно было.

    Подняв щиты, готовые к бою, прямо на него по дороге двигались тесные ряды врагов. Может быть, еще можно было юркнуть в чащу, где уж тут биться, но мальчишеский задор взял свое. Павлуша пустил вторую стрелу. Она щелкнула в щит передового, отскочила. В ответ полетели вражьи стрелы. Одна впилась Павлуше в плечо. Паренек не сдержался, громко охнул, попытался бежать, но ордынцы, разглядев в ельнике его белую рубаху, били уже прицельно, и новая стрела ударила в грудь. У мальчика потемнело в глазах. Он метнулся в сторону, но спрятаться за стволы не поспел, третья стрела попала ему в голову. Видимо, стрела была на излете, она только глубоко царапнула да сорвала шапку, но Павлуше и этого было довольно, и, как в черный омут, он головой вниз упал в зеленую заросль папоротников.

    14. ПО ЗАКОНУ ЧИНГИС–ХАНА

    К Булат–Темиру из передовой сотни прискакал гонец. Увидя его, Хизр подхлестнул лошадь и догнал хана. Булат–Темир сидел в седле вполоборота, повернув желтое, жирное лицо к гонцу. Волосы закинуты за сухие хрящеватые уши, и оттого кажется, что хан все время настороженно прислушивается.

    Гонец говорил:

    – Второй десяток вел храбрый нукер Газан. Он был старый и опытный воин с глазами ястреба, с ушами рыси, нюхом красной лисицы, но в проклятых русских лесах ничто не помогло Газану: едва он миновал поворот дороги, как его ударила стрела руса. Воины его десятка ускакали обратно, подняли тревогу.

    Булат–Темир, ударив лошадь плетью, пустил ее во весь опор вперед. Хизр поскакал за ним. Догнать передовую сотню было не долго – хан не любил тащиться в хвосте орды. Прискакав, хан обжег взглядом сотника. Тот заюлил, начал кланяться, многословно и нудно восхвалять хана и, наконец, вымолвил, что рус, стрелявший в Газана, пойман.

    – Где он? – спросил хан, хмурясь.

    Один из воинов тотчас же подъехал к Булат–Темиру. Рядом с ним, на запасной лошади сидел скрученный веревками пленник. Сидел он, видимо, через силу, ордынец поддерживал его за кушак. Пленник так измазан кровью и землей, что трудно разобрать, седые или просто светлые волосы, молодое или старое у него лицо. Только потому, что не было у него бороды, а скрючившаяся на седле фигурка была уж очень мала, Булат–Темир понял: пленник – отрок, и пуще прежнего насупился. Кивнул переводчику:

    – Спроси, сколько ему лет.

    – С весеннего Егория пошел пятнадцатый год, – ответил мальчик.

    – Зачем стрелял?

    – В нашу деревню вы идете. Сестра побежала всполох поднять, а вас задержать надо было, а то нагрянули бы, как снег на голову. У нас орды не ждали.

    Булат–Темир все больше мрачнел. Обратись к нойону, командовавшему передовой сотней, он спросил, добрались ли разведчики до деревни.

    Сотник, бледнея под пристальным ханским взглядом, указал рукой на дым, тянувшийся из–за леса.

    – Деревня пуста. Русы ушли и сожгли ее.

    Павлуша тоже вглядывался в дымный столб. И по тому, как боязливо смотрел в лицо хану нойон, показывая на дым, Павлуша понял: Аленушка успела опередить врагов. Откуда и силы взялись! Паренек выпрямился. Дерзко уставился на хана да еще посмел улыбаться.

    – Спроси его, – вновь приказал переводчику Булат–Темир, – что ему так весело? Спроси, что он перед смертью скалится?

    Парнишка, услышав вопрос, толкнул пятками коня, подъехал к хану и, превозмогая медленно наползавшую слабость, еще раз заставил себя улыбнуться прямо в глаза хану.

    – Не пугай меня, князь ордынский! Когда ваши схватили меня, я уже знал, что смерть моя не за горами. Видать, так мне на роду написано. Лишь бы не зря помереть. Вот и глядел я на дым, и горько мне было. Думал я, что ордынцы жгут мою родную деревню, а теперь вижу – опоздали супостаты! Значит, не зря я муку принял! Значит, волен я нынче в свой смертный час смеяться над тобой, князь ордынский.

    Мальчик говорил торжественно и напевно, словно былину слагал.

    Хан не дослушал переводчика. Бешеным гневом исказилось его обычно бесстрастное, надутое важностью лицо.

    – Заладил! Князь ордынский, князь ордынский! Скажи этому русскому волчонку – я не князь, а хан Булгарской Орды.

    Переводчик торопливо забормотал:

    – Зря задираешься, парень, зря гневишь Булат–Темира. Не князь он, а царь. Так его и величать надлежит.

    Через силу, чуть внятно, но с прежней дерзостью мальчуган бросил полные ненависти слова:

    – Скажи царю, мне на него плевать! Честить его не стану! – Пленник качнулся и упал бы с седла, не подхвати его переводчик.

    – Что он сказал?

    Переводчик долго упирался, не смел перевести последние слова Павлуши, а когда наконец перевел, хан рванулся к пареньку, вынимая из ножен саблю. Но наперерез хану бросился Хизр.

    – Остановись, Булат–Темир! Что радости зарубить отрока, посмеявшегося над тобой? Это сделать успеешь. Заставь его сначала плакать. Излови всех русов, что ушли из его деревни, поруби их при нем, а потом руби его самого. Дабы умер он с отчаянием в сердце!

    Булат–Темир остановился, посопел, медленно вложил в ножны саблю. Потом одним движением грозно нахмуренных бровей разогнал столпившихся вокруг воинов и спросил Хизра:

    – Отвечай, мудрый Хизр, что делал Чингис с воинами десятка, бросившего одного из своих?

    – Казнил смертью, – не задумываясь, ответил Хизр.

    – Что делал он с теми, кто бежал с поля боя?

    – Если бегство не было общим, казнил смертью.

    – Ты, старик, помнишь закон Чингиса. Кое–кто его забыл? Я им напомню! Позови ко мне сотника.

    Нойон, подходя к хану, в мыслях призывал милость Аллаха, а увидав в желтых, рысьих глазах Булат–Темира гневный огонь, помертвел и молитвы забыл.

    Но хан не кричал, не грозил, не хватался за плеть, а только сказал негромко:

    – Воинов десятка нукера Газана связать и привести ко мне!

    http://www.сайт/

    3 июня 2013 года выдающемуся русскому математику, мыслителю, публицисту, общетсвенному деятелю, академику Игорю Ростиславовичу Шафаревичу - 90 лет!

    Яркие математические способности Игоря Ростиславовича Шафаревича проявились уже в школьные годы. После окончания школы он был сразу принят на последний курс Московского государственного университета и окончил его в 1940 г. В 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, докторскую — в 23 года. Стал работать в Математическом институте им. В.А.Стеклова Академии наук СССР (теперь РАН). С 1960 по 1995 г. — заведующий отделом алгебры; с 1995 г. — главный научный сотрудник и советник РАН.С 1943 по 1975 г. преподавал в Московском государственном университете. Был отстранён от преподавания в связи с написанием открытых писем в защиту А.И.Солженицына (февраль 1974 года) «Арест Солженицына» и «Изгнание Солженицына» и участие в издании «Из-под глыб» — сборника статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени.

    В 1958 г. избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1991 г. — академиком РАН. Лауреат Ленинской премии (1959). Иностранный член Академии Деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США.Почётный доктор университета Париж XI (Орсэ).

    Влияние И.Р.Шафаревича на отечественную и мировую математику огромно. Оно измеряется не только его личным вкладом в алгебру, теорию чисел и алгебраическую геометрию, но и тем магнетическим влиянием, которое он оказывал на молодёжь в течение многих десятилетий своими университетскими лекциями, семинарами, книгами, неповторимым умением раскрыть талант. Каждый из его многочисленных учеников может вспомнить путь, пройденный рядом с Игорем Ростиславовичем, как счастливейший этап в своём творческом становлении. Многие из них стали кандидатами и докторами наук.

    С конца 1960-х годов Игорь Ростиславович принимает участие в общественной деятельности: пишет заявления и проводит пресс-конференции в защиту Русской Православной Церкви, против использования психиатрии как средства политических репрессий, выступает в защиту жертв гонений по политическим мотивам, свободы религии и прав верующих в СССР. Он отказывался (с полным на то основанием) принимать ту мораль, которую навязывало ему государство, и свою идею он нашёл в Русском Народе…

    Шафаревич известен как автор историко-философских трудов, часть которых оцениваются либералами как антисемитские и конспирологические. Основные работы: «Социализм как явление мировой истории» (1974), «Русофобия» (1982), «Две дороги — к одному обрыву» (1989), «Русофобия: десять лет спустя», «Россия и мировая катастрофа», «Духовные основы российского кризиса ХХ века» (2001), «Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России)» (2002), «Будущее России» (2005). В своих трудах Игорь Ростиславович вскрыл корни самых трагических событий и духовного распада в нашей стране.

    В работе «Две дороги — к одному обрыву», направленной и против коммунизма, и против западной демократии, он пишет: «В заключение ещё один беглый взгляд из более отдалённой перспективы на современный кризис. Он безконечно обострился, приобрёл взрывной характер в последние десятилетия, но корни его очень древние — это итог развития, длящегося десятки тысячелетий… Вряд ли у нас сейчас есть хоть какие-то основания предугадать, как человечество выйдет из кризиса. Но возможно по крайней мере освободиться от мёртвых схем, которые не дадут этот выход увидеть. Одной из таких схем и представляется мне противопоставление командной системы западному пути как двух диаметрально противоположных выходов, из которых только и возможен выбор».

    Вслед за французским историком О.Кошеном Шафаревич в своей книге «Русофобия» формулирует применительно к России понятие «малый народ» — такой слой людей, которые противопоставляют себя всему остальному народу, с презрением относятся к его традициям и тем самым утверждают своё право распоряжаться этим народом как материалом для собственного творчества. В России ядро «малого народа» составило еврейство. Усилиями «малого народа» разрушаются «интегрирующие механизмы», позволяющие «большому народу» ощущать себя и действовать как единое целое. Подвергаются осмеянию и делаются предметом ненависти русская история, вера, историческая власть, армия. Создаётся множество антирусских мифов, внушаемых народу. Народ как бы парализуется, становится беззащитной жертвой небольших агрессивных групп.

    «Народ вообще — это громадный организм, — говорит Игорь Ростиславович, — очень трудно воспринимаемый и учитываемый. В нём что-то за прошедшие годы сильно изменилось. Общее настроение СМИ тогда исходило из представления о Западе как о безусловном благе. Сейчас же нет политика, который бы не говорил, что он патриот. Конечно, всё это только слова, но сдвиг в области фразеологии отражает перемены миросозерцания народа. Язык порождает мышление, мышление ведёт к действию…

    Сегодня наша страна находится в точке бифуркации, как витязь на распутье. Либо мы станем на путь, который был начат со времени Ивана Калиты и особенно его внука Димитрия Донского, либо окончательно победит власть международного капитала, который, кстати, скоро может погибнуть. Запад сейчас постоянно находится в состоянии страха. И эти страхи сменяют один другой. Таким образом, западная цивилизация постоянно живёт ожиданием близкого конца». (Из интервью Шафаревича, опубликованного в журнале «Русский Дом», №№8 — 9, 2012.)

    Мы сердечно поздравляем нашего большого друга с юбилеем!
    Желаем Вам, Игорь Ростиславович, душевного и телесного здравия, Божией помощи в трудах на благо нашего Отечества, духовной крепости, многая и благая лета! Так держать, Игорь Ростиславович!
    «Русский Дом»