Взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. Что такое ассимиляция и диссимиляция? Классификация организмов по характеру диссимиляции

Имени человека всегда придавалось особое значение. Древние верили, что имя — это путь к душе. Зная истинное имя, данное при вхождении во взрослый возраст, можно было сглазить человека, приворожить, заставить служить своей воле. Поэтому у каждого было два имени — истинное держалось в тайне, а звали человека по второму, разговорному, которое больше походило на прозвище и давалось при рождении.

Имена на Руси

Так называли своих детей наши предки до введения христианства на Руси. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай (грабитель), другие отражали отношение к родившемуся ребенку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец (единственный). Иногда родители специально использовали в качестве имен казалось бы совершенно не подходящие для этого слова: Горе, Захворай. Считалось, что такое имя отведет от малышей болезни и сглазы. Отголоски имен-прозвищ сохранились в русских фамилиях: Зайцев, Горяев, Нежданов и т. п.

Эти имена ушли в прошлое вместе с крещением Руси. Их года в год христианские священники-проповедники ходили по городам и селам, рассказывая о Христе и о его борьбе со злом. Языческие боги, которым до этого посвящали новорожденных, приравнивались к силам зла. Родителям внушали, что называя ребенка Волчком или Березкой, они отдают их души дьяволу, а значит, лишают их шанса на Спасение после смерти. Взамен языческим детей предлагали нарекать православными именами, пришедшими из Византии. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам), в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, который получал имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: "По имени — и "житие".

Новые имена

Такой порядок продолжался почти тысячу лет, пока не был прерван Октябрьской революцией. Советское правительство отделило церковь от государства, и святцы были забыты. Теперь новорожденных регистрировали ЗАГСы, а родители получили возможность включить свою фантазию на полную мощность. На волне сочувствия к революционным преобразованиям из роддомов начали забирать Октябрин и Тракторин, Владленов и Марксленов, а также Революций и даже Электрификаций.

Имена вообще всегда были подвержены моде. Когда Жуковский взял себе псевдоним Светлан (это имя было придумано его коллегой по поэтическому цеху А. Х. Востоковым), в России стали появляться девочки с таким именем. В эпоху европеизации на русскую землю пришли европейские (римско-католические и протестантские) имена: Герман, Жанна, Альберт, Марат, и др. Немного позже стало все больше появляться восточных имен: Земфира, Тимур, Руслан, Зарема. В середине XX века снова стали появляться славянские и древнерусские имена: Лада, Людмила, Владимир, а также скандинавские: Ольга (из Хельга), Игорь (из Ингвар).

Происхождение популярных имен

Если проанализировать те имена, которые в ходу сегодня, мы увидим, что все они — различного происхождения. Большая часть привычных имен имеют древнегреческие или древнееврейские корни. Например, самое привычное для русского слуха имя Иван на самом деле произошло от древнеиудейского Иоанна, то же происхождение у имени Мария. Имя Кирилл пришло из древней Персии, Евгений — из древнего Рима и так далее. Так как они появились в русском языке давно, то стали всем привычными.

Значение имени

Проходят времена, меняется мода на имена, славянские имена становятся то более, то менее востребованными, но мы все также придаем имени огромное значение. И это неудивительно. С рождения мы сравниваем себя с другими людьми, особенно с теми, кто носит или носил такое же имя. Волей-неволей мы перенимаем какие-то черты, поэтому можно сказать, что имя оказывает влияние на судьбу человека. Оно может помогать и окрылять, если подходит своему носителю, но может и придавливать — если оказывается совершенно неподходящим. Поэтому, выбирая имя своему малышу, сделайте это со всей ответственностью. Подумайте, как он будет жить с этим именем, сочетается ли с ним отчество и фамилия, удобно ли его произносить. Нередко вычурные имена воспринимаются окружающими излишне агрессивно, с другой стороны, девять Саш в одном классе — это тоже перебор. Важно, чтобы имя отражало вашу любовь к ребенку, поддерживало его и помогало в жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"


Происхождение и значение личных имен


Выполнила:

студентка

института иностранных языков

Профиля лингвистика

Феоктистова Дина Олеговна


Рязань 2014


имя русь культура советский

Введение

Традиции выбора имени для ребенка

Происхождение имен на Руси

Заключение


Введение


Имя человека - это первое, что идентифицирует и отличает его от других людей.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (3 век до н. э.) относил имена к отдельной группе слов. Сегодня изучением закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика (греч. антропос - человек, нимис - имя).

Происхождение имен связывают с разнообразными легендами и догадками, но совершенно очевидно, что совокупность имен каждой цивилизации, каждого народа тесно связана с его историческим путем, культурными и бытовыми традициями, верованиями и определенной эпохой.

В наше время многие заинтересованы различными толкованиями тех или иных личностных данных, и имя здесь стоит на первом месте. Есть даже специалисты, которые по имени могут предсказать судьбу, характер, качества человека. Поэтому, многим становится интересна история возникновения имен, их изначальная форма и последующее трансформирование с течением времени.


1. Традиции выбора имени для ребенка


Еще с древних времен люди придавала имени огромное значение. Оно всегда было значительной составляющей частью личности человека и его содержание соотносилось с внутренним смыслом носителя. Наши предки считали, что имя обладает некоторой властью над судьбой человека, поэтому к его выбору относились с крайней осторожностью.

Первые же имена придумывались не специально. На начальном этапе развития общества, когда человек понял, что легче выживать, объединяясь в общины, возникла необходимость в именах, для того, чтобы окликнуть кого-нибудь одного, а не все племя. Не всегда получалось подойти и постучать по спине с просьбой помощи, а голосовые данные в ту пору успешно развивались. Чтобы обозначать людей, использовали любые "подручные" названия явлений окружающего мира, к примеру, животных, растений, небесных тел, водоемов, времен года. Еще одним источником происхождения имен древних людей являлись характерные черты человека, особенности его природных данных, поведения, образа жизни. Например, Молчан, Разумник, Рябой.

Как и говорилось ранее, уже тогда люди считали, что личное имя имеет власть над судьбой обладателя. Поэтому стали выбирать, а впоследствии придумывать имена, означающие нечто хорошее, лучшие качества, помогающие обрести удачу. Например, если в качестве имени использовалось название животного, то это должен был быть сильный, ловкий, смелый зверь. Многие древние имена состояли из нескольких слов и были похожи на своеобразные "заклинания", пожелания, причем такая традиция существовала у самых разных народностей, например, у семитов, славян, шумеров.

Во многих культурах новорожденному давали два имени. Первое считалось настоящим и было известно только в узком кругу семьи, а второе для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его истинное имя.

В индейских племенах давали отталкивающие имена для того, чтобы отогнать злых духов. Свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и больше не сообщал никому. Старые шаманы считали, что это имя было невозможно произнести нормальными человеческими звуками, оно существовало лишь в смеси образов и звука.

Древние греки называли своего ребенка в честь богов и героев, надеясь на благосклонность всевышних. Но называть детей аналогичными именами считалось бестактностью, так как жителям Олимпа могла не понравится такая фамильярность. Поэтому в имена трансформировали различные эпитеты, с которыми обычно обращались к богам. Например, Виктор (победитель), Максим (величайший). С такими эпитетами обращались к Зевсу.


Происхождение имен на Руси


В наше время десятки русских личных имен по своему происхождению не исконно русские. Многие имена, входящие в русский именник, принесены христианством на Русь из Византии. Поэтому они восходят к греческому, латинскому и другим языкам.

В славянской культуре существовала традиция двойного обряда имянаречения. Первый проходил через несколько дней после рождения. Чаще всего данное славянское имя было заведомо непривлекательным (Злоба, Немил, Некрас, Крив). Второе же давалось ребенку при достижении двенадцати лет. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью. Существовали различные группы имен:

·Двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег и др.) и их производные (Добрыня, Тишило, Рат (и) ша, Путята и т.п.);

·Имена от причастий (Ждан, Неждан, Хотен);

·Имена из животного и растительного мира (Щука, Ёрш, Заяц, Волк, Орёл, Орех и т.п.);

·Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк);

·Имена по человеческим качествам (Храбр)

Несложно проследить процесс создания двухосновного имени. Отсекается вторая часть слова и прибавляется суффикс или окончание (- нег, - ло, - та, - тка, - ша, - ята, - ня, - ка) Например, Святослав - Свято +ша = Святоша.

Многие двусоставные слова имеют свое значение. Например: Бажен - желанное дитя, желанный ребенок. Богдан - Богом данный, подарок Бога, ребёнок данный Богом. Богомил - подаренный Богом, милый Богу. То же значение у имени Богумил. Велимудр - многознающий. Всеволод - властелин народа, всем владеющий. Добромил - добрый и милый. Доброжир - добрый и богатый. Доброгнева - сильная в гневе. Гостомысл - думающий о другом (госте). Миролюб - миролюбивый. Пересвет - сражающийся за свет. Ростислав - возрастающая слава. Светозар - озаряющий светом. Святогор - несокрушимая святость. Тихомир - тихий и мирный. Цветана - подобная цветку. Ярополк - ярое (мощное) войско, предводитель солнечного войска. Ярослав - обладающий ярой (мощной) славой, славящий Ярилу


Заимствования имен из других культур


Насколько мы знаем, наличие контактов между культурами разных народов тоже отражается на создании имен. Процессы заимствования, адаптации шли на протяжении столетий и дали столь причудливые результаты, что порой в них можно разобраться лишь на основе глубоких научных исследований - если удается вообще дать однозначный ответ. Славянский народ как раз может послужить примером подобного влияния. Самые популярные, любимые имен оказываются в подавляющем большинстве случаев "чужеземцами", имеющими греческие, латинские, еврейские, скандинавские корни. Например, из еврейского языка в наш обиход вошли имена Иван и Мария, ставшие своеобразными именами-символами русского народа.

Заимствованные иноязычные имена являются отражением каких-либо исторических периодов, тенденций, событий. Например, обширные группы греческого и еврейского происхождения пришли к нам вместе с христианством, тем самым оттесняя исконно славянские имена. Первые века христианства (X-XIII вв.) славянские имена употреблялись на Руси в быту, крестильные же имена использовались лишь в церкви. Однако с XIV века основным именем становится христианское, причём люди продолжали иметь прозвища, уже не традиционные, а обычно связанные с той или иной чертой человека и определяемые живым языком (Волк, Палка, Большой и т.п.). От них наряду с крестильными именами (Иванов, Петров) позже стали образовываться русские фамилии (Волков, Палкин, Большов и т.п.). Из славянских имён сохранились в употреблении лишь те, которые носили канонизированные святые - тем самым эти имена стали даваться в крещении (Владимир, Всеволод, Борис и др.).

Также многие имена, к которым привык русский человек, заимствованы из скандинавского языка. Все это связано с тем, что Скандинавы были давними северными соседями славян. Скандинавы и воевали с Русью, и служили дружинниками у русских князей, и торговали с ней, и шли торговать через Русь в другие страны, что отразилось в известном выражении "путь из варяг в греки". Скандинавского происхождения собственные имена Аскольд (золотой голос, владеющий копьем), Глеб (угодный богу, любимец богов), Олег (священный), Игорь (воинственный), Ольга (священная, великая), Рюрик (славный король). Заимствование происходило через непосредственное общение (устным путем) славян со скандинавскими купцами и великокняжескими дружинниками - скандинавами, служившими у русских князей. Приметы заимствованных скандинавских слов стерлись.


Имена советского происхождения


Тенденция к созданию нетрадиционных имен сохранилась и в советское время. Необычные имена появились после Октябрьской революции в период расцвета в Советском Союзе моды на неологизмы и аббревиатуры. Слом прежних общественных устоев и традиций наречения именем, связанных, прежде всего, с обязательностью выбора имени для новорождённого по святцам при совершении обряда крещения, предоставил родителям большую свободу выбора имён своим детям. В качестве личных имён стали использоваться разнообразные нарицательные слова: названия растений (Береза, Дуб), минералы (Рубин, Гранит), химические элементы (Радий, Вольфрам, Иридий, Гелий), топонимы(Волга, Гималай, Казбек, Онега), технические и математические термины (Медиана, Дизель, Комбайн, Дрезина), профессии (Танкист), и другие слова, окрашенные революционной идеологией (Идея, Декабрист, Товарищ, Воля, Заря, Атеист, Свобода). Образовывались и производные формы (Ноябрина, Тракторина). Подобное имятворчество иногда называют семантической антропонимизацией. Большой массив личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов, названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Дамир, Ким, Рой).

К именам советского происхождения также относятся и многие заимствованные имена. Именно после Октябрьской революции произошёл значительный приток иностранных имён в русский язык. Некоторые из них были связаны непосредственно с деятелями международного коммунистического движения (Роза - в честь Розы Люксембург, Эрнст - в честь Эрнста Тельмана), некоторые ассоциировались с героями "прогрессивных" переводных литературных произведений или историческими личностями (Жанна, Эрик, Рудольф, Роберт). Некоторые были известны у других народов, но получили новую расшифровку (Гертруда - герой труда, Элина - электрификация, индустриализация, Эльмира - электрификация мира, Зарема - за революцию мира, Ренат - революция, наука, труд). Особое место занимает имя Светлана, которое хоть и было известно ранее, но получило популярность именно в 1920-х годах.

В послереволюционную эпоху вошли в употребление и неканонические (не отмеченные в церковных святцах) древнерусские и древнеславянские имена, а также имена, бытующие в других славянских языках (Светозар, Пересвет, Мстислав, Милослава, Любомир, Ванда, Владислав)

Большинство имён советского происхождения - в особенности новообразованные - использовались редко и не прижились, оставшись скорее историко-лингвистическим курьёзом; многие носители экзотических имён, достигнув совершеннолетия, подавали документы на изменение имени. Однако некоторые из этих имён, составленные удачно - например, Владлен, Дамир, сохранились и получили достаточно широкую известность.

Некоторые интересные имена и их значения:

Авксо?ма - от обратного прочтения слова Москва

Арви?ль - от сокращения словосочетания "Армия В.И. Ленина"

Бестрева - от сокращения словосочетания "Берия - страж революции"

Больжедор - Большевистская железная дорога

Валтерперженка (Ватерпежекосма) - от сокращения словосочетания "Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт"

Выдезнар (Выше держи знамя революции)

Даздранагон - от сокращения лозунга "Да здравствует народ Гондураса!"

Даздрасмыгда - от сокращения лозунга "Да здравствует смычка города и деревни!"

Даздраперма - от сокращения лозунга "Да здравствует Первое мая!".

Кукуцаполь - от сокращения лозунга времён правления Н. С. Хрущёва "Кукуруза - царица полей".

Пофистал - от сокращения словосочетания "победитель фашизма/фашистов Иосиф Сталин".

Урюрвкос (Ураюкос) - от сокращения словосочетания "Ура, Юра в космосе!"


Заключение


В заключении хотелось бы отметить, что большинство мужских и женских имён, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нам настолько привычны и хорошо знакомы, что мы воспринимаем их как русские имена, особенно не задумываясь об их происхождении. На самом же деле исконно русских из них в современном обществе остались буквально единицы. Действительно русские имена, имеющие славянские корни, оказались со временем вытесненными именами греческого, римского, еврейского, скандинавского происхождения. Процесс этот шёл веками и на сегодняшний день большинство имён, заимствованных когда-то давно у других народов, считаются русскими, хотя на самом деле они имеют иностранные корни.

Определить же происхождение имени и его корни интуитивно практически невозможно, ведь в нашем восприятии имена Иван, Пётр, Фёдор, Степан, Михаил, Василий, Анна, Анастасия, Мария, Екатерина, Варвара, Полина и т.д. должны иметь русские корни, но ни одно из перечисленных выше не является русским или славянским по своему происхождению. Они, как и подавляющее большинство других современных мужских и женских имен, пришли в русскую культуру из других народов, соответственно все они имеют иностранные корни.


Список использованной литературы


1.Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. - М.: Наука, 1974. - 382 с.

2.Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. - СПб: Фолио-Пресс, 1998.

3.Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. - М.: АСТ, 2000.

4.Роспонд С. Структура и классификация древневосточнославянских антропонимов (имена) // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1965. - №3. - С. 3-22.

.Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л.: Лениздат, 1991. - 220 c.

.Топоров В.Н. Праславянская культура в зеркале собственных имён // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. XI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. - М.: Наука, 1993. - С. 3-119.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Под действием биологических катализаторов (ферментов) из соединений (компонентов пищи), поступающих в организм, образуются новые вещества, из которых строятся его клетки. Так осуществляется процесс ассимиляции (анаболизма) - усвоения необходимых для организма веществ и превращения их в соединения, аналогичные компонентам этого организма и необходимые для его жизнедеятельности.

Одновременно с процессом ассимиляции в организме происходит и процесс диссимиляции (катаболизма), при котором образованные и накопленные при ассимиляции сложные органические соединения также ферментативно разлагаются до более простых соединений или конечных продуктов с постепенным высвобождением энергии, чаще всего в виде АТФ, которая используется для разнообразных процессов жизнедеятельности, в том числе для синтеза новых соединений.

Ассимиляция и диссимиляция, хотя и противоположные по результатам процессы, в основе своей тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь их обнаруживается в расходовании на биосинтез веществ (ассимиляцию) той энергии, которая освобождается в процессе диссимиляции. Без этой энергии не могут образовываться и продукты распада белков, жиров и углеводов, необходимые для биосинтеза. С другой стороны, ассимиляция обусловливает накопление в организме соответствующего энергетического материала. Эти процессы являются важнейшими звеньями метаболизма - совокупности процессов биохимических превращений веществ и энергии в живых организмах, обмена веществ.

Ассимиляцию называют также обменом пластических, питательных веществ, а диссимиляцию - энергетическим обменом. Для ассимиляции у зеленых растений используется энергия поглощенных световых лучей, у микроорганизмов-хемосинтетиков - энергия, выделяемая при окислении ими разных неорганических веществ.

АТФ - универсальный источник энергии в клетке. В организме человека, животных, большинства, микроорганизмов необходимая энергия образуется в реакциях катаболизма при дыхании или брожении. Эта энергия, прежде чем превратиться в какую-нибудь другую форму (механическую, осмотическую), переходит в особую форму химической энергии - энергию макроэргических связей молекул аденозинтрифосфорной кислоты. У большинства организмов энергия, выделяемая во время одной ферментативной реакции, является звеном «каталитического конвейера» - каскадного процесса освобождения энергии. Аккумуляция и транспорт энергии осуществляются с помощью одного и универсального для всех организмов источника энергии функциональной деятельности клетки - АТФ.

Основные вещества, из которых клетка черпает энергию в АТФ, - широко распространенные моносахариды, в первую очередь глюкоза. Среди многих способов распада глюкозы важную роль играют два тесно связанных между собой процесса, базирующихся на анаэробном расщеплении субстрата, - гликолиз и разные типы брожения продуктов гликолиза.

Обмен веществ и его типы

Он обеспечивает постоянство внутренней среды организма в изменяющихся условиях существования – гомеостаз . Обмен веществ слагается из двух взаимосвязанных и взаимопротивоположных процессов. Это процессы диссимиляции , в которых происходит расщепление органических веществ и выделенная энергия используется для синтеза молекул АТФ, и процессы ассимиляции, в которых энергия АТФ используется для синтеза собственных, необходимых организму соединений.

Процессы диссимиляции называют, также, катаболизмом и энергетическим обменом . А процессы ассимиляции носят еще названия анаболизма и пластического обмена . Такое обилие синонимов одного и того же понятия возникло потому, что реакции обмена веществ изучали ученые различных специальностей:

  • биохимики,
  • физиологи,
  • цитологии,
  • генетики,
  • молекулярные биологи.

Но все названия и термины прижились и активно используются учеными.

Формы поступления энергии в живые организмы

Для всех живых организмов Земли Солнце является основным источником энергии. Именно благодаря ему организмы удовлетворяют свои энергетические потребности.

Организмы, которые могут синтезировать органические соединения из неорганических, называются автотрофами. Они разделяются на две группы. Одни способны использовать энергию солнечного света. Это – фотосинтетики или фототрофы. В основном это - зеленые растения, цианобактерии (сине-зеленые водоросли).

Другая группа автотрофов использует энергию, которая освобождается во время химических реакций. Такие организмы называются хемотрофами или хемосинтетиками.

Грибы, большая часть животных и бактерий не могут сами синтезировать органические вещества. Такие организмы называются гетеротрофами. Для них источником энергии служат органические соединения, синтезированные автотрофами. Энергия используется живыми организмами для химических, механических, тепловых и электрических процессов.

Подготовительный этап энергетического обмена

Энергетический обмен принято условно разделять на три основных этапа. Первый этап назвали подготовительным. На этом этапе макромолекулы под воздействием ферментов расщепляются до мономеров. В ходе реакций происходит выделение довольно незначительного количества энергии, которое рассеивается в виде тепла.

Бескислородный этап энергетического обмена

Бескислородный (анаэробный) этап энергетического обмена происходит в клетках. Мономеры, которые образовались на предыдущем этапе (глюкоза, глицерин и т.п.), подвергаются дальнейшему многоступенчатому расщеплению без доступа кислорода. Главным на этом этапе является процесс расщепления молекулы глюкозы на молекулы пировиноградной или молочной кислоты с образованием двух молекул АТФ.

$C_6H_{12}O_6 + 2H_3PO_4 + 2АДФ → 2C_3H_6O_3 + 2АТФ + 2H_2O$

В ходе этой реакции (реакция гликолиза) выделяется около $200$ кДж энергии. Однако она не вся превращается в тепло. Часть ее используется для синтеза двух, богатых на энергию (макроэргических), фосфатных связей в молекулах АТФ. Глюкоза также расщепляется в ходе спиртового брожения.

$C_6H_{12}O_6 + 2H_3PO_4 + 2АДФ → 2C_2H_5OH + 2CO_2 + 2АТФ + 2H_2O$

Кроме спиртового существуют еще такие виды бескислородного брожения, как маслянокислое и молочнокислое.

Кислородный этап энергетического обмена

На этом этапе соединения, образованные на бескислородном этапе, окисляются до конечных продуктов реакции – углекислого газа и воды. Английский биохимик Адольф Кребс в $1937$ году открыл последовательность превращений органических кислот в матриксе митохондрий. В его честь совокупность этих реакций назвали циклом Кребса.

Замечание 1

Полное окисление молекул молочной или пировиноградной кислоты, образованных в ходе анаэробного процесса, до углекислого газа и воды сопровождается выделением $2800$ кДЖ энергии. Этого количества хватит на синтез $36$ молекул АТФ (в $18$ раз больше, чем на предыдущем этапе).

Суммарное уравнение кислородного этапа энергетического обмена выглядит так:

$2C_3H_6O_3 + 6O_2 + 36АДФ + 36H_3PO_4 → 6CO_2 + 42H_2O + 36АТФ$

Подводя общий итог, можно записать суммарное уравнение энергетического обмена:

$C_6H_{12}O_6 + 6O_2 + 38АДФ + 38H_3PO_4 → 6CO_2 + 44H_2O + 38АТФ$

На завершающей стадии происходит выведение продуктов метаболизма из организма.