Я и мое тело. Связь тела и души

Данный конспект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей старшего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Человек – строение тела»

Автор: Козютенко Светлана Юрьевна - воспитатель МДОУ детского сада №45, город Саров, Нижегородской области.
Описание: Данный конспект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей старшего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Цель:
Ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.
Задачи:
1. Познакомить детей с важными органами тела человека: сердце, легкие, желудок, мозг.
2. Дать понять, что для организма необходимо заботится. Прививать привычку заботиться о своем организме и укреплять его.
3. Познакомить с необходимостью вести здоровый образ жизни.
4. Воспитывать желание заботится о своем здоровье.
5. Развивать речь, память, мелкую моторику, ориентацию на листе бумаги.
Материала:
Силуэт человека (изображение скелета), силуэты органов (сердце, легкие, желудок, мозг), гармонь, картинки с вредными и полезными продуктами питания, силуэт дерева.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедии «Мое тело», чтение книги «Азбука здоровья» ,беседа «Полезные продукты », «Спорт –это здоровье»

Ход НОД.
Организационная часть:
-Ребята посмотрите сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.
Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”?
Дети: Желаем здоровья.
Воспитатель:
Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми.

А сейчас я хочу рассказать вам старую легенду: давным-давно на горе Олимп жили Боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека. Стали думать каким должен быть человек. Один из Богов(Мирослав) сказал: «Человек должен быть сильным.»

Второй(Виталий) «Человек должен быть умным».

Третий: (Андрей) «Человек должен быть здоровым».

Четвертый: (Святослав) «Если все это будет у человека, он будет подобен нам».

(встают в круг и обсуждают)

И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать?

Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в море, другие - высоко в горы. А один из богов предложил

(Тимофей): «Здоровье надо спрятать в самого человека!»

Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти - этот бесценный дар Богов.

Значит, здоровье - оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из нас.

Здоровье человека во многом зависит от него самого. Некоторые люди заботятся о своём здоровье, стараясь сохранить этот бесценный дар богов. Каждый день они «строят» сами себя. Стремятся к тому, чтобы стать сильнее, крепче, умнее, добрее. Другие бездумно тратят здоровье, разрушая себя.

Основная часть
Сегодня в гости к нам кто-то пришел, а чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Ответы детей.)
Появление человечка. (Вношу схематичного человека.)

Это человек! Как много может каждый из вас! Что же вы можете?
(Петь, смеяться, бегать, прыгать, танцевать, придумывать разные истории. Мы можем огорчаться, радоваться, видеть, как плывут по небу облака.)
У каждого из нас есть, что?
- Две руки, две ноги, голова, глаза. Уши, спина, живот: всё это - части тела.

Охарактеризуйте здорового человека (сильный, умный, стройный, счастливый, ловкий, радостный, аккуратный, у него красивая фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, лёгкая походка).

Охарактеризуйте больного человека (ленивый, мрачный, грустный, злой).

А теперь посмотрим, как выглядят кости человека (рассматривание скелета человека).


Д/И «Мое тело»

А сейчас мы поиграем в игру: «Моё тело». Из чего состоит тело человека? Повторяйте за мной и показывайте то, о чём будем говорить:

Головушка-соловушка (гладят голову),
- лобик-бобик (выставляют лоб вперёд).
- носик-абрикосик (закрывают глазки, попадают пальчиком в кончик носа),
- щёчки-комочки (мнут пальчиками щёки),
- губки-голубки (вытягивают губки в трубочку),
- зубочки - дудочки (стучат зубками),
- бородушка-молодушка (гладят подбородок),
- глазки-краски (раскрывают пошире глазки),
- ушки-непоседушки (трут ушки),
- шейка-индейка (вытягивают шею),
- плечики-кузнечики (дёргают плечиками),
- Ручки-хватучки (обнимают себя),
- пальчики - мальчики (шевелят пальчиками),
- грудочка-уточка (вытягивают грудь),
- пузик-арбузик (выставляют живот вперёд),
- спинка – тростинка (вытягивают спинку),
- коленки-поленки (сгибают ноги в коленках),
- ножки-сапожки (топают ножками).

Вот мы и вспомнили, из чего состоит наше тело.

Человек бывает разный:
Средний, маленький, большой,
И не так-то просто сразу разобраться, кто какой,
Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки.
Очень важно, что снаружи, но важнее что внутри.
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.
Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.
Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри –
Очень важно, что снаружи, но важнее - что внутри.

Красивые слова: Важно не то, что снаружи, а то, что внутри у человека.

Ребята, внутри нашего тела трудится семейка органов. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать.
В середине человека
День и ночь стучит …
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердечко)
Рассматривают сердце картинку, для чего оно нужно?
Сердце мышечный насос
В нашем теле кровь качает
Никогда не отдыхает
Найдите у себя сердечко и послушайте, как оно стучит. (Находят сердце у себя и слушают, как оно бьется). Что случиться с сердцем, если мы будем прыгать и скакать? Проверьте.
Физкультминутка
Девочки и мальчики превращайтесь в мячики
П/И «Мой веселый звонкий мяч»
-Теперь послушайте, как бьется ваше сердце.
(После физ. нагрузки снова слушают, как бьется сердце)
- Как вы думаете, поем сердце стало биться сильней? Что надо сделать, чтоб сердце успокоилось?
Релаксация
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, организму помогаем.
Наши ручки отдыхают, тяжелеют, засыпают.
Шея не напряжена, а расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются, так приятно расслабляются.
Дышится легко…. Ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем, организму помогаем.
-Послушайте, как теперь работает ваше сердце? Что помогло успокоить сердце? Для укрепления сердца необходимо чередовать физические нагрузки и отдых.
(Находят место сердца на человечке и прикрепляют.)
Без чего не может прожить человек и пяти минут? (без воздуха)
-Ребята все мы знаем:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы.
Дышим он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это.
Опыт: Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.
Вопрос: Что вы чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха?
Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.
- Мы дышим, и в этом нам помогают лёгкие.
Положите руку на грудь, и сделаем вдох и выдох. Чувствуете, как грудь увеличивается, поднимается и опускается?
(Показываю гармошку, растягиваю и оттягиваю)
- Так же, ребята, работают наши лёгкие. Попадая воздух в легкие, он их растягивает, а выходя, легкие принимают обычный размер.
Показать легкие
Дыхательная гимнастика
«Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко
(руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
(руки положить на грудь и подуть на них).А какой воздух полезен для нашего организма? (Свежий, чистый.) Показывают,где находятся легкие.

А куда попадает яблоко, когда мы его откусываем?
- Конечно, в желудок. Где находится желудок? Покажите у себя? (показывают желудок).

Что происходит с пищей в желудке? Какая еда полезна для нашего организма и чем? Какая вредная? Здорового человека легко узнать: у него стройная фигура, лёгкая походка, красивые глаза. Как хорошо быть здоровым!
Рассказать о пользе питания, о полезных и вредных продуктах.
Д/И «Так или не так»
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис, строен стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и винегрет.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
7Жёлтая Фанта - напиток для франта
8Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри.
9В мире лучшая награда – это плитка Шоколада
10В мире лучшая награда – это ветка Винограда.
11Знайте, дамы, господа: “Сникерс” - лучшая еда.
12Будешь кушать “Сникерс” сладкий будут зубы не в порядке.
13Фрукты, Овощи полезней, защищают от болезней.
14Даёт силы мне всегда очень Жирная еда.
15Даёт силы нам всегда Витаминная еда.
16Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот дог.
17Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги.
Воспитатель: Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

Ребята, я предлагаю вам стать садовниками здоровья, давайте вырастим чудо–дерево
Д/И «Чудо-дерево»
(на столе карточки с продуктами, дети выбирают полезные, вешают на дерево). Полюбуйтесь своей работой.

Почему на дереве выросла морковка? Чем полезно молоко? Какой витамин в свекле? Почему (…) вырастила орех? Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
Вот так чудо-дерево получилось.
Полезными плодами оно расцветилось,
Мы запомним навсегда.
Для здоровья нам нужна витаминная еда
Прикрепляют желудок у человечка.
Что нам помогает думать? (мозг) Где находится мозг? (показываю его схему) Он контролирует всю работу нашего организма, посылает команды ко всем органам нашего тела и получает от них сигнал. Мы запоминаем, думаем, мечтаем, фантазируем. Наш мозг тоже нуждается в тренировке, и сейчас мы его потренируем.
Д/И «День - ночь»
Детям предлагается запомнить полезные продукты на чудо-дереве. Ночь. Глаза закрывают, на дереве убирают несколько картинок. День. Глаза открывают, и дети называют, что изменилось.
Вот мы с вами и потренировали память. Прикрепляем мозг у человечка.
А я вам предлагаю еще потренировать наш мозг наши руки и написать «Графический диктант»
«Графический диктант»
3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз, 4 влево, 7 вниз 1 вправо, 1 вниз, 2,влево, 4 вверх 1 влево, 4 вниз,2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 7 вверх, 4 влево, 1 вверх, 5 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.


Кто у нас получился? (Человек)
Подведение итогов
Так какие важные органы есть в нашем организме? Что надо делать, чтоб беречь укреплять их? Что вам запомнилось на занятии? Что вы можете рассказать маме? На этом знакомство с нашим организмом не закончилось. На следующем занятии мы с вами узнаем, что делать, чтобы помочь нашему организму не простудиться. А сейчас я предлагаю вам нарисовать радостное выражение лица вашему человечку, если вам понравилось сегодня наше занятие и грустное, если вы ничего интересного для себя не узнали.


July 6th, 2015 , 11:00 am

Пожалуй, я самая облапанная женщина в России. Совершенно незнакомые люди часто обращаются ко мне с вопросом:

Ой, а вы, правда, такая упругая?
- Правда, -- отвечаю.
- А, правда, что вы без фотошопа?
- Правда.
- Ой, потрогать можно?
- Можно, -- отвечаю я и даю себя потрогать. Но только девочкам.

Девочки энергично щиплют меня за бока, тычут пальцами в мои ноги и прочие части тела, которые их интересуют. Я уж привыкла, стою смирно столбиком, ржу. Ну, а как не дать себя потрогать тем, кто тебе верит?


Наблюдать за реакцией потрогавших прикольно: «Ой, а вы и в самом деле -- такая! Блин, как круто!»

Я давно смирилась с тем, что меня трогают прохожие, но никак не привыкну к их реакции на моё тело. Для людей я -- «такая» и «блин, как круто». Пощипав мои ножки, девочки начинают смотреть на меня как на обладательницу особенного тела. Тела, которым, возможно, стоит гордиться или восхищаться.

Я не горжусь. Не восхищаюсь. Не рассматриваю себя в зеркало. Хотите знать, как я отношусь к своему телу? Я не обращаю на него внимания. Никакого. Совсем.

Многие почему-то думают, что человек с красивым телом непременно на нём зациклен. Как-то довольно близкой подруге я сказала, что не хочу рожать. Никогда. Вообще. Её первой, непроизвольной реакцией стал вопрос: «Фигуру боишься потерять?»

Мне это было так дико слышать. Даже люди, которые, казалось бы, хорошо меня знают, думают, что я настолько дорожу своим телом, что оно может стать причиной нежелания иметь детей. Не может. Я не тащусь от своего тела. Я его просто не замечаю.

На своих фигурах зациклены те, у кого они далеки от идеала. Толстые, вялые, неспортивные гораздо больше думают о своих телах, чем те, кто пашет в спортзалах. Для меня тренировка и чистка зубов -- вещи одного порядка: потренировалась и забыла, почистила и забыла. Ни о зубах, ни о теле я не думаю в перерывах между чистками и тренировками. Мой мозг занят другими вещами -- гораздо более важными и интересными.

Я не трачу жизнь на мысли о том, как бы похудеть, или что бы такого съесть, чтобы не разнесло. Не трачу себя на неприятные эмоции, вызванные видом собственного отражения в зеркале, не извожу комплексами и завистью к телам, которые считаю красивыми. Я просто живу в своём теле, думая о нём ровно 3 минуты в день, в течение которых прикидываю план тренировки.

Хотите забить на своё тело, не думать о нём вообще? Постройте его и, уверяю, в ваших головах освободится довольно много пространства для мыслей совсем не о телесном.

Чтобы перестать грезить о Феррари, нужно им обзавестись. С телом -- та же история.

Приложение

к проекту «Я вырасту здоровым»

Беседа «Я и моё тело»

Для детей старшего возраста

Цель: закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении, закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчинённых предложений. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Но есть у каждого руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа) Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела» (Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела. Потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце. Очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце? (Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха. (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких).

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества.

А сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D. Витамин A - мы обозначим зелёным цветом. Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод – витамин A помогает зрению, B – сердцу,C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и, расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог беседы: Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.


Французский нейробиолог и колумнист Psychologies Давид Серван-Шрейбер просто и с живыми примерами рассказывает о взаимосвязи тела и психики, о мостиках между традиционной и народной медициной, духовными практиками, гипнозом, акупунктурой, цигуном. А еще о том, как «научиться верить своему телу, надеяться на него больше, чем это готова позволить нынешняя медицина». Что работает - химия или плацебо-эффект? Что мы можем взять из опыта шаманов? Как действует гомеопатия? Книга состоит из эссе, многие из которых опубликованы в Psychologies. (РИПОЛ классик, 2014)

2. «История тела» В 3 томах. Под ред. Алена Корбена и других.

Трехтомная монография, написанная европейскими и американскими антропологами и историками культуры о теле как культурной модели. Предметом их реконструкции становится самая суть материальной цивилизации. Авторы рассказывают об истории медицины и гигиены, о сексе и искусстве читать телесные знаки... А еще - о восприятии запахов, эмоциях, изображении тела в литературе и искусстве. Неудивительно, что такая необъятная тема потребовала нескольких томов. Два уже вышли - «От Ренессанса до эпохи Просвещения» и «От Великой французской революции до Первой мировой войны». (НЛО, 2012, 2014)

Философы Михаил Эпштейн и Григорий Тульчинский в своих работах исследуют человека в эпоху виртуальных и генетических технологий, уделяя при этом особое внимание этическим и эстетическим аспектам осязания. Тактильность, чувственность, любовная близость традиционно рассматривались в культуре и философии как «низкие» уровни восприятия окружающего мира, однако в эпоху создания искусственного разума человек начинает восприниматься иначе, и плотское знание становится основой познавательной и творческой деятельности. Эта книга - «о том, как мыслят, любят, творят телом». (Алетейя, 2006).

Когда мы испытываем сильные чувства, меняется характер нашего дыхания, напрягаются мышцы, готовя нас к действию. И если действия не происходит, если оно подавляется, то в теле остаются зажимы. Эти мышцы словно пребывают в постоянной готовности и не расслабляются. Розен-метод - это работа с дыханием, движением и эмоциями. Она направлена на снятие зажимов, на возвращение телу его первозданной гибкости и подвижности. Немецкому физиотерапевту Марион Розен было больше 55 лет, когда она начала обучать первого студента. До этого она работала с пациентами как врач и вела группы, разрабатывая свой метод. Она ушла из жизни в 98 лет, в 2012 году, но до 96 лет продолжала преподавать. Книга написана в соавторстве со Сью Бреннер, ученицей Марион. (Психотерапия, 2010).

Российские философы, психотерапевты и психологи пытаются в статьях этого сборника интегрировать, соединить то, что в западной культуре на протяжении многих веков оставалось разделенным, - душу и тело человека. Понять, как телесное и духовное сочетаются в каждом из нас, а пренебрежение одним в пользу другого приводит к самым разным соматическим или психическим болезням. (АСТ, 2006). Среди авторов сборника - Валерий Подорога, Владимир Баскаков, Сергей Хоружий, Татьяна Буякас, Александр Лидерс. (АСТ, 2006)

Что происходит с нашим телом в течение суток - с момента пробуждения и утреннего кофе вплоть до погружения в сон после трудового дня? Как реагируют наш мозг, органы чувств, мышцы и желудок на тысячи привычных дел и движений: управление автомобилем, вкусный обед или прием лекарств, занятия сексом, выбор одежды и встречу с друзьями? Американская журналистка и популяризатор науки Дженнифер Эккерман обобщает в своей любопытнейшей книге результаты не одной сотни исследований из области медицины, нейробиологии, психологии и генетики последнего десятилетия. Получившаяся картина способна поразить воображение - столь слаженной и тонко организованной структурой предстает наш организм и столь серьезные нагрузки он преодолевает, поддерживая нашу жизнь. (Амфора, 2008)

Как возникают телесные болезни и душевные проблемы? Как связаны они между собой? Как помочь себе и близким от них освободиться? Книга психотерапевта Марка Сандомирского представляет все известные телесно-ориентированные подходы в психотерапии, детально рассказывает о механизмах взаимодействия нашего тела и нашей психики, подробно описывает разные психотехнологии работы со своим телом и собой. Коллеги называют эту книгу руководством для повседневной жизни человека. (Класс, 2007)

Свободное дыхание, грациозность, сексуальность, энергичность присущи здоровому человеку; отсутствие этих качеств говорит о начинающихся проблемах, утверждает американский психиатр и психотерапевт, создатель биоэнергетики Александр Лоуэн. В его книге приведены упражнения, которые помогают почувствовать свое тело, высвободить энергию и эмоции, вернуть утраченную грацию, а в целом - повлиять на гармоничное развитие личности. К теме взаимовлияния душевных и физических проблем Лоуэн возвращается и в других своих книгах - «Депрессия и тело», «Секс, любовь и сердце». (Корвет, 2014)

Доктор медицины Джоан Либманн-Смит и медицинский журналист Жаклин Эган отвечают на вопросы молодых родителей про знаки тела у детей, вызывающие их беспокойство. Про пятнышки, ямочки, пальчики, ритм дыхания.... «Почему на затылке у ребенка появилась лысина?», «Нормально ли, что у младенца маленькое и сморщенное ушко?» Авторы не спеша объясняют, какие особенности тела могут оказаться признаком серьезного заболевания, а какие вполне безобидны и не требуют вмешательства, а кроме того, успевают черкнуть на полях интересные замечания «по теме» - любопытные факты, предупреждения, советы. Во многих случаях книга не заменит визита к врачу, однако успокоит чрезмерно тревожных родителей своей взвешенной, доброжелательной интонацией. Оглавление, в котором знаки сгруппированы по «месту нахождения» (голова, глаза, уши, туловище...), помогает легко ориентироваться в книге. (София, 2011).