Занятия для развития речи дошкольников. Развитие речи ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

С первых дней жизни у ребенка формируется развитие речи. Все, что он видит вокруг себя, кто с ним общается, на каком языке говорят – все это формирует речь ребенка. Подражая нам, он учится говорить. Поэтому очень важно следить за произношением, четко и ясно выговаривать слова при ребенке. Порой умиляясь, взрослые начинают «коверкать» свою речь. Родители думают, что говорят на «детском языке», что так ребенок «лучше» будет воспринимать информацию. Этого допускать нельзя.

Независимо от возраста ребенка, наша речь по отношению к нему должна быть грамотной и хорошо сформулированной. Общаясь с ребенком, старайтесь не употреблять слов в уменьшительно-ласкательном наклонении. Восприятие малышом внешнего мира идет от его родных и близких. Ребенок – это наше отражение. Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Для этого следует проводить специальные упражнения. Эти упражнения связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания, правильной постановки языка. Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме.

Упражнения для развития речи ребенка до года

Еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления.

Мир развивающих игр для детей велик и разнообразен, но нельзя полагаться исключительно на игрушки. Конечно, такие игрушки, как ходунки с мигающими и поющими предметами облегчают жизнь мам, но злоупотреблять ими не стоит. Подобные игры не рассчитаны на самообразование. Для правильного и своевременного формирования речи необходим близкий контакт матери и ребенка. Во время кормления, пеленания, купания, массажа ребенок всегда должен слышать ласковый и заботливый голос мамы. Помимо общения, необходимо проводить специальные упражнения для развития речи:

  • Самое главное в формировании речи, как уже было сказано, это общение матери с ребенком. Но речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Искажение слов и их произношение в уменьшительно-ласкательном варианте нежелательно. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их.
  • С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Логопеды неспроста говорят, что язык находится на кончиках пальцев. Действительно, на кончиках пальцев проходят нервные окончания, которые формируют мелкую моторику, а ее развитие способствует формированию мышления у ребенка. Поэтому во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Нужно хорошенько массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком. Делать это нужно несколько раз в день при пеленании или смене подгузника.
  • Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи различной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами различной формы. В положении лежа малыш свободно дотягивается до них и с интересом рассматривает.
  • Ближе к году с малышом можно начинать проводить артикуляционную гимнастику: растягивание губ в улыбку, сжимание губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 год и 2 года тоже будут весьма полезны.

Упражнения для ребенка в 1 год и 2 года

В год ребенок делает первые шаги, говорит первые слова, пусть простые и не всегда понятные, но осмысленные. Для многих родителей дети в раннем возрасте кажутся несмышлеными и ничего не понимающими – это большое заблуждение. Наши дети гораздо больше понимают и запоминают какие-либо события. У ребенка формируется речевое и интеллектуальное развитие. Если к году ребенок знает примерно около 10 слов, то к двум годам у него в запасе около 200–300 слов.

К трем годам ребенок может четко выстраивать слова в предложения и уместно ими пользоваться. Ребенок к трем годам понимает сюжет сказки, рассказа и может задавать дополнительные вопросы. В 1 год и в 2 года упражнения для развития речи заключаются в массаже, артикуляционной гимнастике и развитии мелкой моторики ребенка.

Наряду с изучением предметов разной фактуры в 2 года можно проводить с ребенком занятия по лепке из пластилина или глины. Можно показывать кукольные (пальчиковые) спектакли и привлекать к участию ребенка. Также рекомендуется проводить разнообразные игровые занятия, такие как рисование пальчиковыми красками. Эти занятия очень хорошо сказываются на восприятии окружающего мира ребенка и развивают в нем навыки рисования. Начинать их можно с простых отпечатков рук. Следующим этапом рисования будет карандаш или фломастер. Позже родители могут научить ребенка рисовать красками и кистью.

Необходимо помнить: насколько бы далеко не ушел век компьютерных технологий, как бы вам не облегчали жизнь видеокурсы по развитию детей, прямой контакт с родителями не заменит даже самой передовой технологии. Для развития речи в 2 года упражнение «пирамидка» может быть гораздо эффективнее, чем компьютерная игра. При построении пирамиды ребенок узнает, что значит «дай», «маленькое колечко и большое», и сам участвует в этом. Не ленитесь, почаще участвуйте в играх с детьми и результат не заставит долго себя ждать.

4.70 из 5 (5 Голосов)

Первые звуки и слова маленького человечка довольно забавны и вызывают улыбки у взрослых. Однако никто не будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.

Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

  • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
  • артикуляционная гимнастика
  • игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)
  • стихи для развития речи и пополнение словарного запаса

Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет?

Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

  • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
  • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
  • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
  • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем. Как правильно хвалить ребенка .

Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.

Пальчиковые игры — это один из видов развития . Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.

Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.

  • Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание

Это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Игры на подражание бытовым шумам:

  • Часы тикают – ТИК-ТАК
  • Вода капает – КАП-КАП
  • Малыш топает – ТОП-ТОП
  • Молоток стучит ТУК-ТУК
  • Ножницы режут ЧИК-ЧИК
  • На качели качаемся КАЧ-КАЧ
  • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
  • Машина едет БИ-БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

  • Стихи для развития речи — скороговорки и пополнение словарного запаса

Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а также развивают речевой слух.

Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.

Словарный запас вашего ребенка состоит из:

  • пассивного словаря (те слова, которые ребенок понимает)
  • активного словаря (те слова, которые ребенок говорит)

Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.

Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.

Для занятий со своим ребенком я использую различные пособия, одним из последних удачных приобретений являются «Большой альбом по развитию речи» и «Уроки логопеда. Игры для развития речи».

«»

Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься

  • пальчиковая гимнастика
    • 1 группа. Упражнения для кистей рук (стр 8-29)
    • 2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр 30-47)
    • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические (стр 48-57)
  • артикуляционная гимнастика. Представлена с помощью сказок со стихами, имеются дополнительные карточки плюс имеются изображения правильного результата упражнения. (стр 64-110). Также в этом разделе есть игры на развитие речевого слуха, слухового внимания.
  • скороговорки. Сгруппированы в соответствии с "трудными" звуками, что помогает отработку определенных звуков именно у вашего ребенка. (стр 111-169)

Данную книгу я покупала тут . Если есть вопросы по поводу книги, спрашивайте.



В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:

  • Развиваем речь малыша (стр 6-89)
    • развитие понимания речи
    • развитие общей моторики
    • дыхательная гимнастика
    • пальчиковые игры
    • артикуляционная гимнастика
    • звукоподражание
  • Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
  • Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).



Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников . Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.

Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!

А как вы занимаетесь с ребенком? Что для этого используете? Нравится ребенку заниматься? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими методами развития речи у ребенка и сколько времени вы проводите, выполняя те или иные упражнения.

О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя .

Многие люди думают, что поставленная грамотная речь необходима только в определенных сферах деятельности. Но это мнение ошибочно. Хорошая дикция заставляет оппонента внимательно слушать ваши слова и доверительно относиться к вашему мнению. Умение красиво говорить часто способствует продвижению по карьерной лестнице, поэтому сегодня мы рассмотрим упражнения для развития речи.

Развитие речи у взрослых предполагает применение нескольких техник. Красивый, поставленный голос и умение быстро и четко произносить слова – результат продолжительной и кропотливой работы.

Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения по развитию речи включают комплекс по тренировке артикуляционного аппарата.

Гимнастика для щек

  1. Чередуйте втягивания и надувания щёк.
  2. Наберите в рот воздух. Начните его «гонять» из стороны в сторону, потом надуйте область под нижней губой, после этого под верхней.
  3. Втяните щеки. Теперь открывайте/закрывайте губы.

Разработка нижней челюсти

  1. Сожмите ладонь в кулак. Поставьте его под нижнюю челюсть. Открывайте рот, оказывая себе сопротивление.
  2. Двигайте нижней челюстью в разные стороны.

Занятия для тренировки мягкого нёба

  1. Имитируйте зевки, широко открывая рот.
  2. Воспроизводите движение, как если бы вы полоскали горло.
  3. Сделайте язык «лопаткой». Теперь поднимайте его к мягкому нёбу, потом дотрагивайтесь кончиком до нижних альвеол (основание зубов).

Тренировка губ

  1. Соедините зубы и, не разжимая, растяните рот в улыбке. Потом перестаньте улыбаться, но вытяните губы трубочкой вперед.
  2. Сожмите губы. Выполняйте ими произвольные движения.
  3. «Натяните» губы на поверхность зубов. Зафиксируйте положение. Растягивайте рот в улыбке, не открывая зубов.
  4. Поочередно оскаливайте вначале верхний ряд зубов, потом нижний.
  5. Пофыркайте.

Комплекс для языка

  1. Делайте во рту круговые движения языком, задерживаясь в области щёк.
  2. Слегка покусывайте язык зубами.
  3. Немного высуньте язык изо рта и потихоньку хлопайте по поверхности губ.
  4. Вытягивайте напряженный язык вперед.
  5. Пробуйте дотянуться кончиком языка до носа.
  6. Не высовывая языка изо рта, укладываете его на левый/правый бок.

Более подробно изучить упражнения можно в нашей статье « ». По завершении разминки и подготовки всех частей артикуляционного аппарата, разрешается приступать к выполнению главного комплекса.

Упражнения на улучшение артикуляции:

  • Потихоньку стучите кончиком языка по зубам, произнося слог «ДА». Затем замените его на сочетание букв «Т-Д».
  • Вдохните коротко воздух через нос, выдох сделайте приоткрытым ртом. Он должен получиться резким. На выдохе произносим слог «ФУ». Чтобы укрепить мышечный аппарат гортани, замените слог на сочетание букв «К-Г».
  • Надуйте щеки. При помощи ладош резко их схлопните, проговаривая сочетание букв «П-Б».
  • Прочтите стихотворение. Перед каждой фразой набирайте в грудь воздух. Заканчивая слово, закрывайте рот сразу. Это поможет избежать проглатывания звуков.
  • Напишите на листке бумаги стихотворение. Вычеркните из фраз все согласные звуки. Прочтите оставшиеся гласные нараспев. Потом «верните» согласные буквы. Произносите их максимально отчетливо, а гласные продолжайте пропевать.
  • Это упражнение направлено на развитие дикции. Читайте текст вслух, делая акцент на окончании каждого слова. Это поможет сделать произношение слов более выраженным и четким. В нашей статье « , вы сможете ознакомиться с большим количеством упражнений для этого.
  • Нужен будет словарь. Откройте страницу с буквой, произношение которой вызывает трудности. Начните читать подряд все слова со страницы, проговаривая сложный звук. Многократное повторение упражнения поможет решить проблему (конечно, только в том случае если у вас нет патологии произношения, иначе следует обратиться к логопеду). Обязательно записывать занятия на диктофон, чтобы иметь возможность отслеживать изменения и проводить работу над имеющимися ошибками.

Упражнения по развитию речи включают занятия по постановке акустических качеств голоса. Произносите без звука сочетание букв «А-Э-О». Обратите внимание, что нужно стремиться открывать не рот, а полость зева.

Отличные результаты дают упражнения с орехами и карандашом – это проверенная временем методика, практикуемая в школах актерского мастерства.
Возьмите в рот горсть чистых, неочищенных грецких орехов, и начинайте медленно проговаривать скороговорки/чистоговорки либо читайте вслух любые тексты.

Орехи можно заменить карандашом.

Фразы с усложненной артикуляцией

Существует множество скороговорок, разработанных специально для развития дикции. Подобное упражнение является классикой тренировки. Оно помогают человеку научиться четко произносить различные согласные звуки.

Чтобы получить результат, необходимо заниматься ежедневно. Длительность одного занятия – минимум 15 минут.

Важно: каждую фразу требуется произносить в трех разных режимах: вначале медленно, потом – в среднем темпе и последний раз быстро, как скороговорку.

Начинать тренировать речь надо, выбирая наиболее простые предложения. Они используются для обучения произношения одного – двух звуков.

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Колотит Клим в один блин клин.

Когда простые фразы будут освоены, а проблемные в произношении звуки отработаны, можно переходить к более сложным звуковым сочетаниям. Можно попробовать освоить в мире на русском языке.

Скороговорки

Тренировка речи предполагает использование для улучшения дикции и произношения звуков всевозможные скороговорки. Они способствуют решению конкретных проблем. Чтобы понять ошибки своей речи, ее надо прослушать со стороны. Для этой цели рекомендуется пользоваться диктофоном.

Вначале необходимо освоить науку правильного произношения именно проблемной буквы. Затем можно приступать к упражнениям, позволяющим разграничить в речи звуки схожие с ней по звучанию

Начинать работать над правкой следующего звука можно только после того, как вы научитесь правильно проговаривать предыдущий.

Чтение текстов вслух

Упражнения по развитию речи помимо практики скороговорок предусматривают чтение вслух. Это также весьма полезно для улучшения дикции.

Возьмите за правило читать вслух отрывки из классических произведений, записывая свои импровизированные выступления на диктофон. Такой подход к занятиям помогает не только услышать ошибки речи, но и отточить произношение до идеального состояния.

Читать необходимо с выражением – монотонность совершенно недопустима. Нужно учиться менять громкость голоса, скорость произносимого текста, обязательно выделяя паузами особенно важные моменты. Важно помнить, что остановки должны быть к месту и ни в коем случае не затянуты.

Расширение словарного запаса

Следующее, на что необходимо обратить внимание, – регулярное расширение словарного запаса. Всесторонне развитый в интеллектуальном плане оппонент способен поддержать беседу на любую тему и подобрать необходимые слова.

Помочь в расширении словарного запаса поможет чтение книг, решение кроссвордов. Полезным будет посещение всевозможных тренингов по саморазвитию.

Упражнения для диафрагмы

Чтобы научиться хорошо говорить, важно овладеть наукой контроля дыхания. В отсутствии подобного навыка, речь будет регулярно прерываться паузами и вдохами. Это может ухудшить общее восприятие текста и даже полностью нарушить всю смысловую нагрузку. Он получится обрывистым и будет восприниматься гораздо хуже.

Именно поэтому среди упражнений по развитию речи должны непременно присутствовать тренировки, направленные на становление правильного дыхания.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • Поставьте ноги на ширину плеч. Спина прямо. Одна рука лежит на груди, вторая – на области живота. На вдохе (делаем его носом) надуваем живот. Выпускаем воздух через сложенные в трубочку губы – живот расслабляем. Это базовое упражнение, формирующее навык правильного диафрагменного дыхания.
  • Сделайте спокойный вдох. Во время выдоха тяните любой гласный звук так долго, как получится. Когда сможете удерживать звук больше 25 секунд, нужно попробовать менять тональность.

После того как базовое упражнение будет полностью освоено, его нужно усложнить. Для этого дышите правильно и параллельно выполняйте дополнительные движения: ходите по комнате, бегайте на месте, подметайте пол и т.д.

Упражнения для осанки и дыхания

Многие люди не предают должного внимания тому, что красивое звучание голоса зависит от осанки и умения правильно вдыхать и выдыхать воздух.

Вот несколько упражнений:

  • Встаньте прямо. Ноги раздвиньте на ширину плеч. Ладони лежат на поясе. Слегка откройте рот и, имитируя сопротивление, в медленном темпе выдохните воздух. После того как освоите выполнение упражнения, его нужно усложнить. Во время выдоха читайте вслух строчки из любого стихотворения.
  • Спина прямая, ноги на ширине плеч, ладони на поясе. Выполняйте медленный наклон вперед и одновременно делайте вдох. Спина должна оставаться прямой. На выдохе возвращайтесь в первоначальную позицию и тяните сочетание букв «Г-М-М-М».
  • Научиться держать спину поможет упражнение с книгой. Положите книгу на голову и прохаживайтесь по комнате. Падать она не должна. Когда этот навык будет полностью освоен, то к простой проходке необходимо добавить движение руками, приседания и т. д.

Основные причины нарушений речи

Добиться улучшения речи и дикции не получится, если не понять истинных причин имеющихся нарушений. Иногда таковыми выступают сложности со здоровьем, в частности, аномальное строение нижней челюсти либо укороченная уздечка языка.

Роль играет и слабый артикуляционный аппарат. Даже когда у человека не возникает сложностей с произношением звуков – они присутствуют полностью и звучат правильно – то во время выступления он может сбиваться, отчего произносимый текст становится нечетким. В таком случае артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление нижней челюсти, языка, мягкого нёба, поможет в решении имеющейся проблемы.

Причинами невнятности слов у большей части людей становится нарушение произношения шипящих/свистящих звуков, полное отсутствие букв «Л» и «Р» либо сложности в их озвучивании. Поэтому если вы видите, что носит постоянный характер — обратитесь к логопеду за консультацией.

Специальные игры и упражнения для развития речи смогут помочь в решении многих проблем. Непродолжительные ежедневные занятия помогут человеку улучшить дикцию, изменить свой голос в лучшую сторону и развить речь в целом.

Речь считается одной из важных функций человека, и благодаря ей появляется возможность общаться с окружающими людьми. Чистая и правильная речь остается залогом уверенности в себе, а проблемы в дикции или проговаривании слов нередко становятся причиной комплексов и затрудняют процесс общения. В дошкольном возрасте полноценное общение малыша является одним из показателей его готовности к школе, а у взрослых может способствовать карьерному росту.

Улучшить дикцию удается с помощью специальных упражнений для развития речи, которые можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. На самом деле, правильные фразы и хорошо поставленный голос служат результатом продолжительной работы человека над самим собой. Именно по этой причине выполнять такие упражнения необходимо постоянно, а не от случая к случаю, поскольку лишь при таком условии получится добиться желаемого результата.

Важно: Выделение нескольких минут в течения дня для занятий по улучшению дикции позволяет уже через месяц добиться хорошей разговорной речи и изменить голос до неузнаваемости.

Родителям необходимо знать, какие упражнения развивают образность речи, а с помощью каких удается улучшить словарь и грамматику.

В детском возрасте одним из лучших вариантов совершенствования речи считается игра. Специалисты рекомендуют прибегать к помощи тех игр, которые способствуют формированию словарного запаса малыша, развивают его логику и помогают совершенствовать навыки связного общения. Все в детском возрасте можно разделить на следующие виды:

  • Игры и упражнения, направленные на развитие слуха. В том случае, если у ребенка возникают проблемы с различением слов на слух либо он заменяет их на другие, то в последующем ему будет достаточно проблематично представить себе облик самого слова. упражнениями позволяет быстро справиться с такой проблемой, и наиболее эффективными считаются игры, направленные на развитие слуха:
    • предложить ребенку назвать слова, которые начинаются с заданной буквы;
    • при перечислении слов малышу следует хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит слово, которое начинается с определенной буквы;
    • предложить ребенку послушать рассказ и ответить, какие слова в нем перепутались;
    • необходимо изменить в слове звук таким образом, чтобы получилось новое слово.
  • Упражнения на развитие словарного запаса. На самом деле, количество словарного запаса и его качество во многом зависят от уровня развития всей речи в целом. Родителям следует обязательно обращать внимание на пассивный и активный словарь ребенка. Важно, чтобы малыш умел оперировать различными понятиями и применять их в самостоятельной активной речи. Приобрести такой навык либо усовершенствовать умение помогают следующие упражнения для развития речи у детей:
    • придумай как можно больше слов, которые обозначают цветы, деревья, животных и т. д.;
    • на каждое заданное слово необходимо придумать определенное действие (метель – метет, солнце – светит и другие);
    • нужно сравнить предметы по вкусу, цвету, продолжительности и высоте;
    • предложить ребенку придумать окончания слов или предложения;
    • рекомендуется как можно больше отгадывать загадок о животных птицах, деревьях, цветах и т. д.
  • Игры на развитие грамматических навыков. С помощью таких упражнений удается развивать и совершенствовать грамматический строй языка. Упражнения на развитие связной речи помогут ребенку не только составлять простые упражнения и сложные конструкции, но и понимать последовательность действий в тексте:
    • угадай конец фразы;
    • придумай предложение из заданного набора слов;
    • догадайся, какие слова в тексте потерялись;
    • исправь предложение;
    • придумай рассказ по картинке.

При переходе ребенка в старшую группу он должен правильно произносить все звуки родного языка. Кроме этого, необходимо вести активную работу по развитию фонематического слуха и правильной артикуляции. Избавиться от каши во рту удается с помощью , которые рекомендуется проговаривать вместе с родителями. Кроме этого, развитие речи ребенка в 4 года упражнениями и специальными играми позволяет наладить общение со сверстниками.


Как развить речь взрослого с помощью упражнения

Усовершенствовать речь взрослого, улучшить его интонацию и голос можно в домашних условиях с помощью специальных упражнений:

  1. Тренировка дыхания. Рекомендуется произносить главные звуки на выдохе, причем стараться тянуть их как можно дольше. Можно сделать короткий вдох и попытаться сосчитать до 10 на выдохе.
  2. Скороговорки. Рекомендуется начинать с простых скороговорок, постоянно их усложняя и совершенствуя. Кроме этого, можно положить в рот орехи и проговаривать при этом слова. При постоянном выполнении таких упражнений уже в скором времени техника произношения сложных сочетаний заметно улучшится.
  3. Артикуляционная зарядка для взрослых. Можно поочередно упираться языком в щеки при закрытом или открытом положении рта, а также перемещать челюсти вперед-взад.

В том случае, если человек проглатывает слоги при разговоре, то можно заняться скандированием стихотворений.

Правила выполнения упражнения

Для постановки правильной речи при выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  • делать артикуляционную гимнастику необходимо каждый день по 4-5 раз;
  • каждое упражнение нужно выполнять по 5-7 раз;
  • при выборе упражнения необходимо идти от простых к более сложным;
  • начинать артикуляционную гимнастику лучше всего с упражнений для губ;
  • ребенок или взрослый должны хорошо видеть свое лицо и контролировать правильность выполнения упражнений.

Важно: игры и дидактические упражнения по развитию речи, при регулярном их проведении, помогают быстро исправить имеющие дефекты и улучшить дикцию.

Использование вспомогательных средств: игры, музыка и т. д.

Важным источников речевого развития для любого ребенка является художественная литература. В то же время ее воздействие во многом определяется имеющимся у ребенка уровнем развития речи. Несмотря на это, на ранних этапах работы сложно переоценить роль сказок в развитии малыша.

Положительное воздействие на развитие речи оказывает всевозможное искусство, которое выступает в роли стимулятора усвоения языка. Рекомендуется как можно чаще проводить словесную интерпретацию произведений различных жанров и дополнять их обсуждением с детьми.