Дифференциация звуков и ы речевой материал. Фронтальное занятие "Дифференциация звуков "

Татьяна Мызина
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах

Конспект подгруппового логопедического занятия

на тему : «, [ы] и букв Ии и Ыы в слогах , словах и предложениях»

Тема : «Дифференциация гласных звуков [и] , [ы] и букв Ии и Ыы в слогах , словах и предложениях».

Цель : дифференцировать звуки [и] , [ы] и буквы и , ы.

Задачи :

Коррекционные :

1. Учить детей различать по артикуляции звуки [и] , [ы].

2. Развивать фонематическое восприятие и внимание.

3. Развивать навыки слогового анализа и зрительного восприятия, связную речь.

обогащать словарь по темам «Овощи» и «Фрукты» .

Образовательные :

1. Учить детей правильно соотносить звуки [и] и [ы] с буквами И и Ы .

Воспитательные :

1. Воспитание мотивации к учению, коммуникативные умения.

Оборудование : буквы и-ы , картинки, мяч, корзины, скороговорки, плакат с буквами разного цвета и размера.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки.

Здравствуйте ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут : внимание, находчивость, смекалка.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли ,

Чтоб порядок навести.

Сядет тот, кто назовет много предметов : (пирог, карандаш, куст, стол) .

II. Основная часть.

1. Введение в тему .

Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Кошка ловила ….(мышку) .

Нине купили плюшевого (мишку) .

Какими звуками отличаются слова ?

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [ы] , [и] и буквы ы , и в слогах , словах и предложениях.

2. Сравнительная характеристика звуков .

Что помогает нам произносить

а) звук [ы]

б) звук [и]

Чем похожи звуки , чем отличаются?

Чем похожи буквы , чем отличаются?

3. Развитие фонематического восприятия.

а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной ударной позицией.

ти-ти-ти-ты

пи-пи-пы-пи

би-бы-би-би

сы-си-си-си

б) Игра «Наоборот» .

Я назову твёрдый слог , а вы – мягкий и наоборот : я - мягкий, а вы - твёрдый.

Бы –, ви -, ды -, пи -, би -, вы -, ди -….

4. Соотнесение звука с буквой .

а) Рассматривание букв (плакат с разными буквами , разного цвета, размером букв ).

Найдите среди них букву , которая обозначает звук [ы] , звук [и] (показать печатную, строчную, заглавную) .

б) Работа в тетрадях.

Прослушайте слоги , звуковые сочетания и запишите только гласные :

Вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри.

Проверка : на доску повесить карточку с буквами : И, ы, и, и, ы, и, и.

5. Дифференциация звуков и букв в слогах .

а) Игра «Поймай звук » .

Если услышите звук [и] – хлопните в ладоши, если звук [ы] – топните .

Слова : рыба, нитки, косы, малыш, сыр, игла, ромашки.

6. Физминутка :

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Наклонились,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

7. Дифференциация звуков и букв в словах .

а) - Сегодня мы пойдем в магазин (на доску – слово «магазин» - словарное слово, в котором продают много разного товара.

Как такой магазин называется? (универсальный, супермаркет) . Как же удержаться и не купить лишнее.

В этом нам помогут изучаемые гласные (И, Ы) . В корзины кладем предметы (тыква, дыня, огурцы, баклажаны, слива, персик, апельсин, лимон) в соответствии со звуками с объяснением : «Я могу купить, потому что звук (и, ы) слышится в начале, средине, конце слова».

б) Запишите в тетради в два столбика слова, из одной корзины предметы со звуком – Ы , из другой со звуком –И .

тыква слива

дыня персик

огурцы апельсин

баклажаны лимон

в) Посмотрите на предметы первой корзины и второй корзины и назовите обобщающим словом (овощи, фрукты) . Что можно приготовить из овощей, что из фруктов?

8. Работа по словообразованию.

Сок из слив (какой) – сливовый.

Сок из лимонов (какой) – лимоновый.

Сок из персиков (какой) – персиковый.

Сок из апельсинов (какой) – апельсиновый.

Чем полезны овощи и фрукты?

9. Гимнастика для глаз :

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся (поморгать глазами) .

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел. (посмотреть вправо-влево) .

10. Дифференциация звуков и букв в предложениях .

К нам пришел малыш. Он расскажет небольшое стихотворение. Запомните стихотворение, повторите его и запишите в тетрадь :

Малыш был очень мил,

Он руки мылом мыл.

III. Итоги занятия .

Какие звуки и буквы учились различать ?

Для чего учились различать?

Что нового узнали на занятии ?

Что больше всего понравилось?

Вы, молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались.

Тема: Дифференциация ы-и.

Цели и задачи:

  • закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы - и;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять гласный звук в середине и в конце слова;
  • развивать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развитие навыков фонематического анализа, словоизменения;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; предметные картинки мишка и мышка; модели слов; картинки - вишня, малина, ели, сыр, усы, игла, мыло, тыква; изображения двух домиков; линейка, буквы, рюкзак, карандаш.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Ляжет тот, кто назовёт гласный звук в словах: сыр, кит, мир, рысь, пыль, тир.

Закрепление звуков ы - и.

Логопед говорит, что сегодня дети будут повторять звуки ы - и.

Уточняется характеристика этих звуков (гласные). Дети объясняют, почему ы и и относятся к гласным звукам.

Логопед предлагает произнести звук и. Уточняется артикуляция звука (язык за нижними зубами, губы в улыбке).

Логопед предлагает произнести звук ы. Уточняется артикуляция звука (язык оттягивается от зубов).

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • качели

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

маляр

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

лошадка (остановим лошадку)

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

лопаточка – иголочка

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

чашечка

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

грибочек

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

  1. Развитие фонематического восприятия.
  • Рассмотрите картинки и раздайте их мишке и мышке.

Картинки: вишня, малина, ели, сыр, усы, игла, мыло, тыква.

Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением мишки и мышки и показывает детям картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы Ы – И.

Дети ставят картинку с определённым звуком к нужной картинке.

  • Девочки хлопают в ладоши когда услышат звук И в словах, мальчики хлопают когда услышат звук Ы в словах.

Логопед называет слова, в названии которых есть звуки Ы-И.

Слова: пыль, кит, мыло, сыр, пир, тир, рысь, мир, бык.

  1. Игра «Один – много»

Образование формы множественного числа существительных и выделение гласного звука в конце слова.

ель - ели клён - клёны

липа - липы олень - олени

веник - веники лимон - лимоны

лента - ленты охотник - охотники

  1. Развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Расселите слова в домики так, чтобы слова со значением большого предмета жили в доме, а слова со значением маленького предмета – в маленьком домике.

Образец: руки – в большом доме, ручки в маленьком домике.

На доску прикрепляются изображения двух домиков, различающихся размером. Дети в тетрадях записывают слова в два столбика.

Слова: банты, ножки, ручки, зонты, кусты, ушки, стульчик.

  1. Физ.минутка.

Руки подняли и покачали

(Качаем поднятыми вверх руками)

Это деревья в лесу.

(Плавно опускаем руки вниз)

Руки нагнули, кисти встряхнули-

(Встряхивание кистей рук)

Ветер сбивает росу.

(Машем руками перед собой)

В стороны руки, плавно помашем

(Руки в стороны)

Это к нам птицы летят.

(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны)

Как они сядут, тоже покажем,

(Приседания)

Крылья сложили назад.

(Встали, спрятали руки за спину)

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова.

Рассмотрите загадочные модели слов и постарайся разгадать их. Вставите необходимые буквы в слова и объясните значение слов.

Модели слов:

Дар Нос Шип

  1. Разгадывание кроссворда.
  • В тетради я бываю Проживают в трудной книжке

Косая и прямая, Хитроногие братишки.

В другом своём значении Десять их, но братцы эти

Я планка для черчения. Сосчитают всё насвете.

И, наконец, порою (Цифры)

В шеренгу всех построю.

(Линейка)

  • Чёрные птички Бусы красные висят,

На каждой страничке, Из кустов на нас глядят.

Молчат ожидают Очень любят бусы эти

Кто их прочитает Дети, птицы и медведи.

(Буквы) (Малина)

  • Чёрная рубашка Ты идёшь с друзьями в лес,

У нашего Ивашки. А он на плечи тебе влез.

Где нос ни проведёт- Сам идти не хочет,

След оставит. Он тяжелый очень.

(Карандаш) (Рюкзак)

  1. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять

Этот палец самый сильный, самый толстый и большой

Этот палец для того чтоб показывать его

Этот палец самый длинный и стоит он в середине

Этот палец безымянный он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал очень ловок и удал

  1. Работа по карточкам. Списать слова вставляя пропущенные буквы Ы-И.

СЛ_В_ К_Т_ НОЖ_

Р_Б_ Н_ТК_ МЫШ_

В_ЛК_ Л_Ж_ МАШ_НА

ВОЛК И ЖЕРЕБЕНОК

Так волку и не удалось поймать козленка. Но он не успокоился. Он был голоден и ночью опять вышел из леса. На лугу паслись лошади. В табуне был маленький жеребенок. Волк выждал, когда жеребенок отбежал далеко от матери, и, сердито рыча «ы-ы-ы!» бросился на него. Но жеребенок не растерялся. Он громко заржал «и-и-и» и побежал к матери. Мать заслонила собой жеребенка, громко заржала и подставила волку копыта. Тут и люди подоспели, и волку опять пришлось убраться в лес ни с чем.

Как зарычал волк? (Дети отвечают: «ы-ы-ы».)

Как заржал жеребенок? (Дети отвечают: «и-и-и».)

После этого проводится инсценировка рассказа, а потом игра, в которой часть детей рычит, как волк, или ржет, как жеребенок, а другая часть детей отгадывает, чей это голос - волка или жеребенка.

Дифференциация звуков И-Ы в словах

Послушайте внимательно и запомните, что я скажу:

В лесу мишка.

В норке мышка.

А теперь я начну говорить, а вы закончите.

В лесу... (дети дополняют: мишка).

В норке... (дети дополняют: мышка).

Так же прорабатываются предложения:

Собака начала выть. Ласточки стали гнездо вить.

Митя ключи забыл. Витя гвоздь забил.

В лесу рычит рысь. Мы сварили рис.

В саду осы. У телеги оси.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» «Белоснежка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области « Познание»

в группе общеразвивающей направленности

для детей 6 – 7 лет

Тема: «Дифференциация звуков [Ы] и [И]»

Воспитатель: Банщикова Ю.С. 2012 год

Программное содержание:

Учить детей давать аккустико-артикуляционную характеристику звуков [ ы] и [и];

Закреплять умения выполнять звуко- буквенный анализ и синтез;

Закрепить умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

Дифференциация звуков[ ы ]и [и];

Развивать фонематический слух;

Развивать коммуникативные навыки - умение работать в коллективе, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.

Оборудование:

Предметные картинки по количеству детей, карточки-схемы для определения звука в начале, середине или конце слова, картинки для определения количества слогов, буквы по количеству детей для штриховки.

Ход занятия:

Организационный момент (приход жадины)

Воспитатель: ребята давайте подойдем к мольберту, посмотрите к нам в гости сегодня пришла «Жадина». Она говорит что хочет всего много(воспитатель произносит слово в единственном числе, а дети должны произнести его во множественном), я ей говорю моя муха, а она мне отвечает мои мухи

Жук-жуки лиса-лисы

Утка-утки пчела-пчелы

Медведь-медведи дятел-дятлы

Олень-олени заяц-зайцы

Волк-волки оса-осы

Ворона-вороны

Воспитатель: Какие звуки мы произносили в конце каждого слова?

Дети: мы произносили звуки [Ы] и [ И].

Воспитатель : Ребята вы молодцы, давайте с вами попрощаемся с «Жадиной», и пройдем за столы.(рядом со стулом воспитателя сидит Незнайка) Ой, ребята посмотрите кто это к нам в гости пожаловал.

Дети: отвечают что это незнайка

Воспитатель: Ребята Незнайка говорит, что никак неможет отличить согласные и гласные звуки. А давайте мы с вами поможем Незнайке, вообразим что у нас в руках ниточка и будем её тянуть (дети делают вид будто-бы натягивают ниточку разводя потихоньку руки в стороны при этом произнося звуки [ Ы] и [ И].

Воспитатель: Порвалась у нас ниточка?

Дети: Нет

Воспитатель: А когда мы с вами произносили звуки, воздух преграду встречал?

Дети: Нет

Воспитатель: Так если ниточка не порвалась и воздух не встречал преграды то какие зто звуки гласные или согласные?

Дети: Гласные (дети должны пояснить ответ)

Воспитатель: Кто скажет, каким цветом обозначают гласные звуки?

Дети: (выслушать ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто догадается чем отличаются произношение этих звуков (воспитатель показывает губами поочереди звуки [Ы ] и[ И] дети пытаются догадаться),звук [И]-улыбка, а звук[ Ы]- окошко(губы широко открыты).

Воспитатель: Ну что Незнайка помогли мы тебе разобраться, как отличить гласные и согласные звуки?

Незнайка: да - большое вам спасибо. Но вот тут у меня конверт, который я подобрал по дороге к вам с какими-то карточками и картинками я никак не могу разобраться для чего они.

Воспитатель: Давай Незнайка свой конверт мы с ребятами поможем тебе. Так ребята посмотрите, тут есть схемы и картинки. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: (выслушать ответы)

Воспитатель: Верно нужно определить где находится звук [ И] или [ Ы] – в начале, середине или в конце слова.(разобрать одну картинку вместе с детьми затем дети выполняют самостоятельно).После того как дети выполнят задание предложить им обменяться с соседом схемами и картинками и проверить друг друга. Предварительно проговорив с детьми, что если звук находится в начале слова, мы закрываем первый квадрат, если в конце слова закрываем последний квадрат, а если звук второй, третий, то закрываем средний квадрат.

Воспитатель: Ребята, а чём мы с вами говорили о буквах или о звуках? Давайте вспомним буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим и всё же о чём мы с вами говорили, конечно о звуках. (перевернуть буквы И и Ы на доске). Какие это буквы, как они называются, на что они похожи? (выслушать полные ответы детей).

Незнайка: благодарит детей и предлагает с ним поиграть.

Воспитатель: Ребята давайте пройдем на коврик и попробуем прорисовать наши буквы в воздухе. Воспитатель встаёт спиной к детям показывает дети повторяют (сначала правой рукой, затем левой, левой ногой, правой ногой, глазами). Попросить детей встать парами: « Написать букву на спине у товарища», поменяться местами.

Воспитатель: Теперь ребята становитесь паровозиком: « Отгадай букву». Я пишу на спине последнего ребенка букву, он по цепочке передаёт следующему и так до конца, последний ребенок должен угадать какая буква была. Молодцы вы отлично справились с заданием, и Незнайке тоже очень понравилось с вами играть.

Воспитатель: Обратить внимание на мольберт, на котором прикрепленены 3 картинки, в которых есть один, два и три слога. Ну, вот ребята Незнайка как всегда всё перепутал, когда к нам спешил. Он говорит, что в слове кит два слога, а в слове цыплёнок один слог, часы три слога. Как проверить, сколько слогов в каждом слове?

Дети: Выслушать ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, а какое слово самое длинное, почему? Какое самое короткое, почему?

Дети: выслушать полные ответы детей.

Воспитатель: Ребята Незнайка говорит что он всё понял, но всё еще расстроен потому-что он приготовил для своих друзей сюрприз, но опять всё перепутал. Пригласить детей к столу.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на столе стоит две корзины к ним прикрепленены карточки со звуками[ Ы] и [И] на столе разложены картинки со звуками [Ы] и[ И] и(несколько неверных картинок). Ваша задача взять по одной картинке и положить в корзину с нужным звуком, Незнайка пытается тоже взять картинку и положить её в корзину, дети исправляют.

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, а тебе Незнайка понравилось, всё запомнил? А давайте ребята сделаем Незнайке подарок, проходите на свои места. Детям предлагается заштриховать буквы Ы и И.