Северо западный фо города. Южный федеральный округ в России

Северо-Западный федеральный округ образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 от 13.05.2000 г.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика , Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, город Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр Северо-Западного федерального округа - город Санкт-Петербург (площадь - 1,4 тыс. км2, численность населения на 01.01.2007 г. - 4,6 млн человек).
Площадь территории Северо-Западного федерального округа составляет 1 687 тыс. км2 или 9,9% от площади территории России.

На 01.01.2007 г. в округе проживало 13,6 млн человек (9,53% ), из них городское население составляло 82,2%, сельское население - 17,8%, мужчины - 45,9%, женщины - 54,1%. Плотность населения - 8,0 чел. на 1 м2.

Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Сыктывкар. Санкт-Петербург - город-миллионер. Численность остальных городов не превышает 230 000 человек.

Ресурсно-сырьевая база Северо-Западного федерального округа не относится к числу наиболее богатых в России, тем не менее в округе сосредоточены добыча почти всего российского объема апатитов (при запасах в 72% от общероссийского) и титана (77% запасов). Запасы нефти и газа составляют около 8% от общероссийских, запасы угля около 3% российских запасов. При этом добыча топливных ресурсов играет важную роль в экономике округа, хотя и составляет лишь 4% от общероссийской по нефти и 7% по углю. В округе сосредоточены большие запасы торфа и горючих сланцев. Здесь добывается около 19% никеля и железных руд при том, что запасы никеля составляют 18% от общероссийских. Запасы бокситов (45% от общероссийских) освоены пока не полностью - их добыча составляет лишь 15% от уровня России. В округе расположены крупные запасы алмазов (19% от общероссийских), имеются месторождения редких металлов, золота, барита, урана. Ведется разведка запасов марганцевых и хромовых руд.

На территории Северо-Западного федерального округа производится 10% валового внутреннего продукта страны (5–е место среди округов). По размеру среднедушевого валового регионального продукта округ занимает 3–е место среди .

Экономика Северо-Западного федерального округа растет более низкими темпами, чем экономика России в целом.

Важную роль в экономике округа играют металлургический комплекс, состоящий на 75% из предприятий черной и на 25% из предприятий цветной металлургии, а также машиностроение. В округе развито наукоемкое производство, специализирующееся на выпуске электроники и электротехники, приборостроении; развито судостроение.

Северо-Западный федеральный округ России - один из наиболее развитых лесопромышленных регионов страны, а лесопромышленный сектор - один из ключевых в экономике региона. Здесь произрастает почти 60% лесов Европейской части России. Запас древесины - около 10 млрд м3. Здесь производится 30% российских пиломатериалов, 40% клеёной фанеры, порядка 40% деловой древесины, 50% картона и 60% бумаги.

На базе использования фосфатного сырья, газа и утилизации отходов металлургии налажено производство сложных минеральных удобрений и пластических масс, производятся резинотехнические изделия, синтетические смолы, лакокрасочные материалы, бытовая химия. Легкая промышленность Северо-Западного федерального округа специализируется на производстве льняных тканей.

Развита рыбная промышленность. По улову рыбы Северо-Западный федеральный округ занимает второе место после Дальневосточного. В ведется лов трески, сельди, морского окуня, камбалы, палтуса, в реках и озерах - семги, сиги, хариуса, ряпушки, корюшки. Переработка рыбы осуществляется на рыбокомбинатах Мурманска и Архангельска.

Абсолютным лидером среди видов деятельности являются обрабатывающие производства, где осуществляется почти 75% выпуска промышленной продукции.

На территории Северо-Западного федерального округа ежегодно вводится в действие 9% площади жилья в России (5-е место среди федеральных округов). В расчете на 1 000 жителей в 2006 г. в округе введено в эксплуатацию 340 м2 жилья, что ниже среднероссийского значения, однако по этому показателю Северо-Западный федеральный округ среди других округов занимает 3-е место.

На протяжении последних 5 лет среднедушевые денежные доходы в Северо-Западном федеральном округе были выше, чем в России, достигнув в 2006 г. 10 640 рублей, что соответствует 3-му месту среди федеральных округов. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2006 г. составила 14,5% от общей численности населения округа.

На конец 2006 г. в органах государственной службы занятости Северо-Западного федерального округа было зарегистрировано в качестве безработных 119 тыс. человек, что составило 6,9% от общего числа безработных по России. Пособие по безработице получали 103 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в Северо-Западном федеральном округе - 1,6% - один из самых низких в России.

Основной производственный потенциал приходится на Санкт-Петербург, Ленинградскую и Вологодскую области. Экономическим ядром региона является Санкт-Петербург с рядом городов-спутников. Экономика данного региона базируется на наукоемких и высококвалифицированных производствах. В сосредоточено производство турбин, генераторов, компрессоров, развито приборостроение и производство средств автоматизации. Выборг специализируется на и электронике, Гатчина - на производстве сельскохозяйственных машин и запасных частей. Производственный потенциал Вологодской области составляют черная металлургия, химическая промышленность и машиностроение. В области действуют также предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на севере и северо-западе Европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Федерации - республики Карелия и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ образован Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. Центром округа является г. Санкт-Петербург.

Площадь федерального округа 1677,9 тыс. км 2 , что составляет 9,9% территории России.

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение. Это единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза, Центральной и Северной Европы: Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона.

Его внутренние границы сопредельны с территориями Уральского, Приволжского, Центрального федеральных округов. Регион занимает всю территорию Европейского Севера, имеет выход к Северному Ледовитому океану и Балтийскому, Белому, Баренцеву, Карскому морям, что создает благоприятные условия для развития экспортно-импортных связей.

Численность населения Северо-Западного федерального округа составляет 13,5 млн чел., или 9,5% населения России. Начиная с 1992 г. численность жителей, проживающих на его территории, сокращается. Наибольшие показатели естественной убыли населения отмечались в Вологодской области, Республике Карелия и Санкт-Петербурге. Сокращение численности населения связано с неблагоприятной демографической ситуацией во всех регионах округа, характеризующихся как отрицательными показателями естественного прироста, так и усилившимися миграционными процессами.

Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в СЗФО уже в 1,5 раза больше, чем детей до 16 лет. Особенно старой возрастной структурой населения выделяются Псковская и Новгородская области, что связано с многолетним оттоком молодежи из этих регионов в предшествующие десятилетия. Более молодой возрастной структурой населения выделяются северные территории (Ненецкий АО, Республика Коми, Мурманская область). Старой возрастной структурой населения выделяются также г. Санкт-Петербург.

Депопуляция, т.е. сокращение населения, - серьезная демографическая и социально-экономическая проблема федерального округа, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного воспроизводства, так и регулируемого притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федерального демографической политики на период до 2025 г.).

При этом стабильным миграционным притоком в СЗФО выделяются лишь г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно имеют положительное сальдо миграционного баланса, как с другими регионами округа, так и с большинством остальных субъектов РФ и новых независимых государств. Особенно интенсивен относительный миграционный приток в Калининградскую область, где он часто перекрывает естественную убыль населения. Поэтому численность населения этого региона страны по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась, тогда как во всех остальных регионах СЗФО - сократилась.

Все остальные регионы СЗФО имеют отрицательное сальдо миграционного баланса. Особенно интенсивен отток жителей с северных территорий - из Республики Коми, Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей. В этих регионах выездная миграция является главной причиной сокращения численности населения. Уезжает в основном молодежь и люди трудоспособного возраста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной структуры населения и усугублению демографических проблем.

Население Северо-Западного федерального округа размещено неравномерно. Средняя плотность населения составляет 8,2 чел. на 1 км 2 . Основная часть жителей приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область (72,0 чел на 1 км 2). Наибольшая плотность населения характерна для Калининградской области (63,1 чел. на

1 км 2). Северная часть округа отличается слабой заселенностью, причем самым слабозаселенным регионом является Ненецкий автономный округ (24,0 чел на 1 км 2), расположенный в Заполярье.

Федеральный округ отличается высоким уровнем урбанизации для России - почти 82% населения проживает в городских поселениях, при этом почти третья часть населения сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Наименьшая часть городского населения отмечается в Псковской, Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми.

Национальный состав населения округа неоднороден. СЗФО отличается многонациональным составом населения; большую часть составляют русские. Среди других национальностей преобладают коми, карелы, саами, на северо-востоке Архангельской области - ненцы. На Европейском Севере остро стоит проблема выживаемости коренных малочисленных народов в связи с сокращением среды их обитания. Многонациональностью отличается и Санкт-Петербург, где, как и в Москве, имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и другие.

Трудовые ресурсы округа, особенно в Санкт-Петербурге, отличаются наличием значительного числа высококвалифицированных специалистов, занятых в наукоемких отраслях промышленности, в науке и торговле, включая частное предпринимательство, а также в рыночной инфраструктуре.

В структуре занятого населения по отраслям экономики повышается доля работающих в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании и здравоохранении при одновременном сокращении занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Решение социально-демографических проблем возможно путем стабилизации и подъема экономики, принятия действенных общегосударственных и региональных мер по реализации социальных программ федерального и регионального уровней, направленных на социальную защиту населения.

В СЗФО, где общая численность населения сокращается, происходит увеличение численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике. Стабильно сокращаются как уровень безработицы, так и численность безработных. Уровень регистрируемой безработицы в СЗФО (1,4%) один из самых низких в России.

Прямые выходы на мировой рынок и близость европейских государств, наличие двух незамерзающих морских портов - Калининграда и Мурманска, созданная сухопутная транспортная сеть и соседство с основными индустриально развитыми округами России - Центральным и Уральским во многом определили многоплановую роль территории округа как крупного поставщика разнообразного сырья и промышленной продукции, топливно-энергетических ресурсов, кузницы квалифицированных кадров, важнейшего российского экспортера не только продукции собственной, но и произведенной в других регионах России. Одновременно округ может рассматриваться как крупнейший импортер разнообразной продукции, основной получатель иностранных инвестиций, важный транзитный район.

Основой хозяйства Северо-Западного федерального округа является использование богатого природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического положения региона.

Основными отраслями рыночной специализации, определяющими его место в общероссийском территориальном разделении труда, являются черная и цветная металлургия, топливная промышленность (угольная, нефтяная, газовая), многопрофильное машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и рыбная промышленность. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве и оленеводстве.

Федеральный округ занимает ведущее место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроения, производит значительную часть республиканского объема фосфатного сырья (являясь лидером по производству апатитового и нефелинового концентратов), деловой древесины, более 45% целлюлозы, 62% бумаги, 52% картона, готового проката, значительна его доля в улове рыбы. Это один из ведущих центров научно-технического прогресса, подготовки высококвалифицированных кадров, центр истории и культуры России, а также туризма. Округ выполняет важные транспортные функции в осуществлении морских перевозок.

Федеральный округ России – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально – производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

Федеральные округа России (Российской Федерации) были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
В соответствии с этим Указом все субъекты Российской Федерации (регионы России) объединены в восемь федеральных округов: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ. Каждый из восьми существующих федеральных округов имеет административный центр.
В соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ регионы России включают в свой состав городские округа и муниципальные районы.

Муниципальный район представляет собой совокупность нескольких городских или сельских поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Городской округ - это городское поселение, не входящее в состав муниципального района.

Российская Федерация (Россия) - самое большое по площади государство мира. Годом основания России считается 862 год (начало русской государственности). Площадь Российской Федерации составляет 17,1 млн. км2, и разделена на 83 субъекта федерации в восьми федеральных округах, в том числе 46 областей, 21 республику, 9 краёв, 1 автономную область, 4 автономных округов и 2 города федерального значения.

Федеральные округа России: Центральный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

Центральный федеральный округ в России.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ федеральный округ. Административный центр федерального округа - город Москва.

Центральный федеральный округ (ЦФО) - образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Территория округа составляет 650,3 тыс. кв. км. (3,8%) территории России и занимает первое место в России по численности населения. ЦФО расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, его административным центром является город Москва.
Центральный федеральный округ состоит из 18 субъектов Российской федерации.

Северо-Западный федеральный округ в России.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ федеральный округ. Площадь 1,677,900 кв.км. Административный центр округа - город Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Северо-Западный район расположен на севере и северо-западе европейской части нечерноземной зоны РФ. Центром Северо-западного федерального округа является город Санкт-Петербург.
Северо-Западный федеральный округ состоит из 11 субъектов Российской Федерации.

Южный федеральный округ в России.

ЮЖНЫЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Ростов-на-Дону.

Южный федеральный округ (ЮФО) – образован Указом Президента России РФ В.В. Путина от 13 мая 2000 года № 849, состав ЮФО изменен 19 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента России Д.А. Медведева № 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
С момента образования 13 мая 2000 года округ носил название "Северо-Кавказский", Указом Президента РФ № 1149 от 21 июня 2000 года – переименован в "Южный".
Южный федеральный округ расположен в южной части европейской части России, в нижнем течении реки Волги. Центром Южного федерального округа является город Ростов-на-Дону.
Южный федеральный округ состоит из 13 субъектов Российской Федерации

Указом президента России В. В. Путина от 28 июля 2016 года № 375 Крымский федеральный округ был упразднён, а входившие в его состав субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь - были включены в состав Южного федерального округа.

Приволжский федеральный округ в России.

ПРИВОЛЖСКИЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Нижний Новгород.

Приволжский федеральный округ (ПФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Приволжский федеральный округ занимаюет центральную и восточную часть европейской части России. Центром Приволжского федерального округа является город Нижний Новгород.
Приволжский федеральный округ состоит из 14 субъектов Российской Федерации.

Уральский федеральный округ в России.

УРАЛЬСКИЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Екатеринбург.

Уральский федеральный округ (УрФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Центром Уральского федерального округа является город Екатеринбург.
Уральский федеральный округ состоит из 6 субъектов Российской Федерации.

Занимает сравнительно небольшую территорию (10% территории страны) и концентрирует около 10 % населения России при средней плотности населения 8 чел./км 2 . Центр — Санкт-Петербург.

Специализация хозяйства округа определяется, прежде всего, его выгодным географическим положением: выходом к Балтийскому морю, соседством со странами Балтии и Финляндией, а также с развитым Центральным округом и сырьевой базой Севера.

Сырьевой базой для многих промышленных предприятий Северо-Западного округа служат севера европейской части России. Например, алюминиевые заводы в городах Волхов (Ленинградская область) работают на бокситах местного Тихвинского месторождения и нефелинах Кольского полуострова. Нефтеперерабатывающий завод в г. Ухта использует нефть, поступающую по нефтепроводу из Республики Коми.

Апатиты Кольского полуострова и метные фосфориты служат сырьем для производства фосфатных удобрений в г. Кингисепп. Азотные удобрения, а также полимерные материалы выпускает

Новгородский химический комбинат, использующий в качестве сырья природный газ, который поступает по газопроводу.

Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь» (Вологодская область) поставляет стальной прокат на предприятия металлоемкого машиностроения Санкт-Петербурга. Ижорский завод и «Электросила» (Санкт-Петербург) производят энергетическое оборудование, в том числе для атомных электростанций. Балтийский, Адмиралтейский (Санкт-Петербург) и Выборгский (г. Выборг) судостроительные заводы строят атомные ледоколы, крупные танкеры, сухогрузы, рыболовные и исследовательские суда. В Санкт-Петербурге выпускаются также вагоны для метрополитена, тяжелые трактора марки «Кировец» и металлообрабатывающие станки.

Точное машиностроение получило развитие в Санкт-Петербурге благодаря квалифицированным рабочим кадрам и научно-техническому потенциалу города. Приборостроение, вычислительная техника, точная оптика, бытовая электроника: номенклатура изделий достаточно велика.

Выгодное географическое положение Северо-Западного федерального округа (выход к Балтийскому морю) определило его специализацию в дорожно-транспортном комплексе. В связи с потерей портов в Таллинне, Клайпеде, Риге и Вентспилсе объем экспортно- импортных грузопотоков, проходящих через отечественные балтийские порты, резко увеличился. Об экономическом подъеме в отрасли можно судить по расширению действующих и строительству новых портов в Финском заливе. Помимо четырех ныне действующих: в Санкт-Петербурге (крупнейший), Калининграде (незамерзающий), Балтийске (главная база Балтийского флота) и Выборге, новые порты строятся в Усть-Луге, бухте Батарейная (вблизи г. Сосновый Бор) и Приморске (рис. 1).

Открыты новые современные пункты таможенного досмотра автотранспорта на российско-финской границе. Они позволят разгрузить уже существующие и значительно снизят потери времени российских и иностранных транспортников при пересечении границы.

Портовое хозяйство — это сложный комплекс, включающий рыболовные и транспортные суда, судостроительные и судоремонтные заводы, приемные базы и рыбоконсервные предприятия. Причем лов рыбы производится не только в Балтийском море, но и в Атлантике.

Рыбная промышленность является одной из основных отраслей специализации округа.

Рис. 1. Новые портовые комплексы Финского залива

— самая западная окраина России, это часть бывшей Восточной Пруссии, вошедшая в состав СССР в 1945 г. по решению Потсдамской конференции. Область занимает небольшую территорию (0,1 % территории страны) и является российским эксклавом, заключенным между Балтийским морем, Литвой и Польшей. Население составляет 0,6 % численности населения страны и сконцентрировано в городах (77 %). Плотность населения области высокая — 63 чел./км 2 .

Центр - г. Калининград, крупные города — Совете к, Черняховск.

Калининградский порт расположен в устье реки Преголь и соединен с морем глубоководным каналом, по которому могут проходить крупнотоннажные суда. Рыбная промышленность и портовое хозяйство — главные отрасли специализации области.

Особенность Калининградской области заключается также в том, что в ней сосредоточено до 90 % мировых запасов янтаря, который добывается в карьерах на Приморском и Пальминикском месторождениях. Янтарь — застывшая и отшлифованная водой сосновая смола, которая используется в медицине, химической промышленности, но главное — из нее делают украшения. Это символ Балтийского моря.

На долю Европейского Севера приходится 1/4 общероссийской добычи железной руды, 9/10 — апатитов (сырья для производства фосфатных удобрений). Европейский Север является поставщиком угля, нефти, газа, цветных и редких металлов.

За годы экономических реформ в России объемы капитальных вложений в отрасли специализации экономики Европейского Севера, его производственную инфраструктуру, геолого-разведочные работы снизились. Объемы производства также сократились. Однако в последнее время наметились позитивные тенденции увеличения промышленного производства.

Разработки каменного угля Печорского бассейна, нефти и газа Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции ведутся в Республике Коми, а также в Ненецком автономном округе.

Сырьевой фактор определяет специализацию промышленности большинства северных городов округа. Еще в период ведения планового хозяйства в районе нефтегазовых месторождений сложился Тимано-Печорский территориально-производственный комплекс (ТПК) с центром в г. Ухта. Здесь работает крупный нефтеперерабатывающий завод, а в Сосногорске — газоперерабатывающий. Построены трубопроводы, связавшие месторождения Тимано-Печорской провинции с перерабатывающими заводами Центрального и Северо-Западного районов. Это — нефтепровод Усинск-Ухта-Котлас-Ярославль-Москва и газопровод (участок газопровода «Сияние Севера» из Западной Сибири) Вуктыл-Ухта- Грязовец с ответвлениями на Москву и Санкт-Петербург и далее в Белоруссию, Латвию и Эстонию.

Кроме того, развиваются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная отрасли; черная и цветная металлургия.

Показатели северо-западного федерального округа

Административно-территориальный состав : г. Санкт-Петербург; республики — Коми, Карелия. Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области. Ненецкий автономный округ.

Территория — 1687 тыс. км 2 . Население — 13,5 млн чел.

Административный центр — г. Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ объединяет Северо-Западный и Северный экономические районы и Калининградскую область.

Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона России на Европейском Севере и Западе страны, в пределах которого размещаются крупные промышленные и культурные центры, морские порты на Балтийском, Белом и Баренцевом морях.

Таблица 2. Доля экономических показателей Северо-Западного федерального округа в общероссийских

Специализация промышленного производства округа по видам экономической деятельности определена на основе коэффициента локализации в табл. 3.

Таблица 3. Специализация промышленного производства Северо-Западного федерального округа

Видами экономической деятельности, определяющими специализацию округа по коэффициенту локализации, можно считать следующие (см. табл. 3): добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; обрабатывающие производства (в том числе производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; прочие производства); производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

По природно-географическим и транспортным условиям, особенностям размещения производительных сил и заселенности территории округ разделяется на три составные части; Северо-Западный экономический район, Северный экономический район и Калининградскую область.

Журнальные статьи

1. Бадокина Е. А. Использование цены капитала при обосновании инвестиционной политики / Е. А. Бадокина, И. Н. Швецова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 20. - С. 88-97 (На примере Республики Коми)

2. Берендеев М. В. Постсоветская региональная идентичность социума Калининградской области: проблема формирования и измерения / М. В. Беренедеев// Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. - 2007. - N. 3. - С. 29-42

3. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. - 2008. - N. 2. - С. 113-124 (Приведены таблицы доходов и расходов бюджетов Санкт-Петербурга, Псковской области и Республики Карелия за 2005-2007 гг.)

4. Боос Г. Основные направления бюджетной политики Калининградской области / Г. В. Боос, Е. Ю. Матвеева // Финансы. - 2009. - N. 2. - С. 3-8

5. Броило Е. В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка / Е. В. Броило // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 97-103

6. Броило Е. В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа / Е. В. Броило // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 2. - С. 262-266 (На примере Псковской области)

7. Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона / Е. В. Броило / / / ЭКО. - 2007. - N. 2. - С. 51-61

8. Броило Е. Финансовая стабилизация организаций Республики Коми и применение факторинга / Е. Броило // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N. 8. - С. 35-40

9. Бруссер П. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. - 2007. - N. 2. - С. 29-33 (На примере Санкт-Петербурга)

10. Буданов Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально - экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. - 2008. - N. 6. - С. 92-105 (На примере Вологодской области)

11. Булавин И. В. Анализ качества программно - целевого планирования в условиях реализации социально - экономической стратегии региона / И. В. Булавин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 6. - С. 17-28 На примере Вологодской области

12. Бушуева Л. И. Статистический анализ инновационной активности предприятий Республики Коми / Л. И. Бушуева // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 73-77

13. Бырко А. Н. Региональное налоговое регулирование социально - экономических процессов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Бырко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 8. - С. 171-175

14. Ваниев А. Г. О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона / А. Г. Ваниев // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 18. - С. 50-59

15. Верхоланцева К. Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия") / К. Верхоланцева // Власть. - 2009. - N. 3. - С. 70-73

16. Винокуров А. А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития / А. А. Винокуров // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 5. - С. 12-21

17. Винокуров Е. Калининградская область: между Россией и Европой / Е. Винокуров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - N. 8. - С. 25-30

18. Волков В. А. Организация публичной власти в городах федерального значения / В. А. Волков // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 226-233

19. Вульфович Р. М. Перспективы развития системы управления Санкт-Петербурга / Р. М. Вульфович // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 140-151

20. Гаджиев Ю. Экономика Республики Коми / Ю. Гаджиев // Экономист. - 2007. - N. 2. - С. 66-75

21. Гехт А. Н. Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Гехт // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 10. - С. 96-104

22. Глушанок Т. Республика Карелия: трудовые ресурсы и рынок труда / Т. Глушанок // Человек и труд. - 2007. - N. 3. - С. 25-28

23. Гогоберидзе Г. Г. Морехозяйственный потенциал и стратегии развития приморских районов Мурманской области / Г. Г. Гогоберидзе // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 14. - С. 21-29

24. Гостева Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 15. - С. 88-94 (На примере Вологодской области)

25. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области / Л. Г. Иогман [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2009. - N. 1. - С. 74-92

26. Евтюгин А. А. К вопросу об эффективности живого и овеществленного труда в современном сельскохозяйственном производстве (на примере Вологодской области) / А. А. Евтюгин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 21. - С. 88-91

27. Егоров Д. Г. Модификация межотраслевого баланса для оценки альтернативных социально - экономических стратегий развития северных регионов России (на примере Мурманской области) / Д. Г. Егоров, А. В. Егорова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N. 2. - С. 38-49 + Таблицы.

28. Жевлаков В. З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы / В. З. Жевлаков // Финансы и кредит. - 2008. - N. 42. - С. 10-14 На примере Калининградской области.

29. Жирнель Е. В. Территориальная структура экономики и проблемы конкурентоспособности региона (на примере Республики Карелия) / Е. В. Жирнель // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 108-112

30. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе / В. В. Засядь-Волк // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 62-82 (На примере Ленинградской области)

31. Иванов В. АПК Республики Коми: возможности инновационного развития / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N. 6. - С. 27-33

32. Иванов С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 4. - С. 67-72 (На примере г. Санкт – Петербурга)

33. Ильина И. Качество и структура питания населения Архангельской области: динамика и социально - демографическая дифференциация / И. Ильина // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 11. - С. 71-80

34. Кашина М. А. Совет муниципальных образований субъекта РФ как механизм горизонтальной и вертикальной координации деятельности органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / М. А. Кашина // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 3. - С. 129-148

35. Кириллов А. А. Управление по результатам: возможные подходы (на примере реализации "программы реформирования региональных финансов в Ленинградской области") / А. А. Кириллов // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 219-225

36. Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа / И. Клебанов // Вопросы местного самоуправления. - 2007. - N. 3. - С. 4-5 (Выступление на северо-западном межрегиональном форуме партии "Единая Россия" 5 марта 2007г.)

37. Клепиков А. Безрадостные рекорды: анализ итогов развития регионов в 2008 г. показывает, что кризис ударил по Северо-Западу сильнее, чем по большинству других федеральных округов / А. Клепиков // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 11. - С. 18-19

38. Ковалев В. А. Республика Коми: от поставторитарного синдрома к административному режиму / В. А. Ковалев // Политическая наука. - 2007. - N. 2. - С. 172-187

39. Козырева Г. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований / Г. Козырева // Вопросы экономики. - 2007. - N. 7. - С. 136-151

40. Колосова Г. В. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы / Г. В. Колосова // Работник социальной службы. - 2007. - N. 4. - С. 6-16

41. Колотнеча О. Фанерный тромб. Причина краха одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Новгородской области / О. Колотнеча // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 9. - С. 14-15

42. Кондаков И. А. Сравнительная оценка научно - технического потенциала Вологодской области / И. А. Кондаков // Экономика региона. - 2009. - N. 1. - С. 104-118

43. Костылева Л. В. Статистические оценки приоритетов региональной социально - экономической политики (на материалах Северо - Западного федерального округа) / Л. В. Костылева, Е. А. Чекмарева // Вопросы статистики. - 2008. - N. 7. - С. 34-39

44. Крумгольц Д. В. Возможности и основные направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного Федерального округа в долгосрочной перспективе / Д. В. Крумгольц // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 3. - С. 457-459

45. Ларичев А. А. Республика Карелия - субъект Российской Федерации или государство? / А. А. Ларичев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N. 18. - С. 21-23

46. Левина И. В. Региональные проблемы развития лесопромышленного комплекса / И. В. Левина // Региональная экономика России. - 2009. - N. 7. - С. 12-15 (На примере Республики Коми)

47. Лутова С. К. Этнополитическая ситуация в Санкт-Петербурге в начале XXI века / С. К. Лутова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 56-61

48. Маклахов А. В. Региональная стратегия инновационного развития промышленности / А. В. Маклахов, В. В. Митенев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 3. - С. 31-36 (На примере Вологодской области)

49. Мамедов А. К. Экономический анализ демографической составляющей сельских территорий Псковской области / А. К. Мамедов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 35. - С. 77-83

50. Менькова Н. М. Нетрадиционные методы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере исторического развития Архангельской области) / Н. М. Менькова // Финансы и кредит. - 2007. - N. 42. - С. 51-59

51. Миронова Н. Архангельская область: опыт самоорганизации и местного развития / Н. Миронова // Муниципальная власть. - 2007. - N. 6. - С. 36-42

52. Михель Е. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе / Е. Михель // Человек и труд. - 2009. - N. 3. - С. 39 (На примере Республики Карелия)

53. Москаленко К. А. Особая экономическая зона в Калининградской области в условиях глобализации: политэкономические аспекты формирования и развития / К. А. Москаленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Философия. Культурология. Политология. Право.... - 2008. - N. 2. - С. 117-124

54. Немина В. Н. Некоторые аспекты деятельности и формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге / В. Н. Немина // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 134-137

55. Овчинников В. А. Реформирование местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / В. А. Овчинников, Н. Г. Барбарова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 32-40

56. Овчинникова Е. Расширение горизонта / Е. Овчинникова // Эксперт. Северо-Запад. - 2008. - N. 22. - С. 30-38 (О разработке долгосрочных, минимум до 2020года, стратегий социально-экономического развития Северо-Запада)

57. Пастарнакова О. А. Проектный подход в организации приграничного сотрудничества на местном уровне / О. А. Пастарнакова // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 1. - С. 203-215 (Н примере Северо-Запада Российской Федерации)

58. Рожкова С. А. Использование мирового опыта государственно - частного партнерства в России / С. А. Рожкова // ЭКО. - 2008. - N. 2. - С. 104-112 (На примере г. Санкт – Петербурга)

59. Рыбаков Ф. Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга / Ф. Ф. Рыбаков // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 1. - С. 56-61

60. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга: структурные сдвиги последних лет / Ф. Ф. Рыбаков // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.Экономика. - 2008. - N. 3. - С. 37-44

61. Сергеев А. Динамика социально-экономического развития Санкт-Петербурга / А. Сергеев // Экономист. - 2008. - N. 5. - С. 52-62

62. Сидоров Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга / Ю. Ю. Сидоров // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 400-402

63. Синицкий В. Развитие Севера должно оставаться стратегической задачей государства / В. Синицкий // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 4. - С. 52-55

64. Синцов К. В. Концепция социально-экономического развития Псковского региона / К. В. Синцов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 113-116

65. Скачков И. Спасательный узел / И. Скачков, А. Ефремов // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 48-50 (О проекте развития Мурманского порта)

66. Соболев О. Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти РФ по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области / О. Н. Соболев // Государство и право. - 2008. - N. 7. - С. 76-81

67. Стрикунов А. В. Интеграционные процессы в агропромышленном производстве / А. В. Стрикунов, Л. И. Стрикунова // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 46-51

68. Стыров М. Оценка финансовых ресурсов промышленности Республики Коми / М. Стыров // Федерализм. - 2009. - N. 1. - С. 237-242

69. Тажетдинов С. Р. Об увеличении доходов региональных бюджетов / С. Р. Тажетдинов // Финансы. - 2007. - N. 3. - С. 19-21 (На примере Санкт-Петербурга)

70. Тенденции рынка труда в сфере ритейла / Е. Разумова [и др.] // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N. 10. - С. 114-117 (На примере рынка труда в сфере ритейла (розничной торговли) в Санкт-Петербурге)

71. Толстогузов О. В. Проблемы совершенствования государственного планирования развития экономической системы на уровне региона (опыт Республики Карелия) / О. В. Толстогузов // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 6. - С. 9-15

72. Трофимов А. Я. Проблемы реформирования местного самоуправления Псковской области на современном этапе / А. Я. Трофимов // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 12-16

73. Ускова Т. В. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов / Т. В. Ускова, А. С. Барабанов // Вопросы статистики. - 2009. - N. 1. - С. 49-56 На примере Северо - Западного федерального округа.

74. Ускова Т. В. Промышленный сектор Вологодской области: проблемы и тенденции развития / Т. В. Ускова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N. 5. - С. 81-87

75. Ферару Г. С. Социально - экономические тенденции развития лесопромышленного комплекса Архангельской области: проблемы и пути их решения / Г. С. Ферару // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 22. - С. 32-40

76. Фофанова Н. Активные формы защиты населения от безработицы способствуют реализации государственной политики занятости на Кольском Севере / Н. Фофанова, Л. Грушевская // Служба кадров и персонал. - 2007. - N. 10. - С. 6-9

77. Чайка Л. В. Прогноз развития энергетики и экономики региона (на примере Республики Коми) / Л. В. Чайка // Проблемы прогнозирования. - 2007. - N. 3. - С. 94-105

78. Чалдаева Л. А. Региональный рынок ценных бумаг: проблемы формирования и развития / Л. А. Чалдаева, И. Н. Федоренко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 5. - С. 20-23 (На примере Северо - Западного федерального округа)

79. Червонная И. И. Формирование регионального трудового потенциала (на примере Архангельской области) / И. И. Червонная // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 443-446

81. Черняева З. История и состояние государственного долга Республики Карелия / З. Черняева // Рынок ценных бумаг. - 2008. - N. 23/24. - С. 65-69

82. Чужмаров А. Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленности Республики Коми / А. Чужмаров // Федерализм. - 2008. - N. 3. - С. 236-243

83. Харин А. Г. Исследование особенностей инвестиций в Калининградской области: источники финансирования и оценка ожиданий инвесторов / А. Г. Харин // Финансы и кредит. - 2009. - N. 14. - С. 79-82

84. Хаймур Э. Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009 - 2011 годы / Э. Хаймур // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 62-64

85. Шиловский А. В. Дипломатия регионов: опыт и перспективы / А. В. Шиловский // Регионология. - 2008. - N. 1. - С. 30-40 (На примере Мурманской области)

86. Шишкина Е. А. Калининградская область как региональная модель глобального социокультурного и социоприродного пространства / Е. А. Шишкина // Регионология. - 2008. - N. 4. - С. 340-346

87. Яковлева А. В. Анализ безработицы в крупном городе и его прогнозно - аналитическое значение для регулирования рынка труда (на примере Москвы и Санкт - Петербурга) / А. В. Яковлева // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 30. - С. 53-59