Александр блок - биография, информация, личная жизнь. Работа в течение жизни

Для облечения ориентировки в стеммах:
- Квадраты - мужчины, кружочки - женщины.
- Зеленая заливка символа - есть статья в Википедии, РБС и т.п.
- Красный квадрат/кружок - сам Блок и его прямые предки
- Черный квадрат/кружок - кровные родственники Блока, т.е. имеющие с ним общего предка.
- Серый квадрат/кружок - не кровные родственники Блока (свойственники).

По отцовской линии - через деда Льва Александровича Блока.

Довольно краткая стемма в силу того, что немецко-шведские предки Блока особо ничего интересного не показали. Какой суровый и неуживчивый был отец Блока - Александр Львович Блок (1852-1909) - хорошо известно. Две жены от него ушли и, видимо, очень правильно сделали, так как нечего терпеть всяких мелких тиранов.

Прадед, Александр Иванович Блок (1786-1848, занимал различные придворные должности при Николае I, которым был награждаем часто имениями за службу, имел четырех сыновей и четырех дочерей. Его дед, Людвик Блок, немецкий фельдшер, гарнизонный лекарь; имел двух сыновей, которые стали врачами и в 1755 приехали в Россию. Один из этих сыновей - Иван Леонтьевич, отец Александра Ивановича - принимал участие в семилетней войне. При Екатерине II он был лейб-хирургом и сопровождал Павла за границу. Приставлен лейб-медиком к царевичам Константину и Александру. При Павле пожаловано ему было в Ямбургском уезде имение и чин дсс.

Фамилия потихоньку поднималась. В итоге Александр Иванович, не много, не мало, управлял Собственной Е. И. В. канцелярией при Николае I.


На фото - дед поэта, Лев Александрович Блок (1823-1883) с отцом поэта на руках. Рядом - жена Льва, Ариадна Александровна Черкасова (1832-1900) с дочерью Ольгой на руках.

Лев Александрович, юрист, камер-юнкер, вице-директор департамента таможенных сборов, тайный советник. Евангелическо-лютеранского вероисповедания; женился на православной, был предводителем дворянства. Был большой ловелас и скупой. Душевнобольной: окончил жизнь в психиатрическом заведении.


Более поздняя фотография тех же людей.

Вообще, о самих Блоках мне почему-то рассказывать не хочется. Был еще брат деда Константин Александрович Блок (1833-1897), о котором есть статья в Википедии; дядя писателя Иван Львович Блок (1858-1906), самарский губернатор, разорванный бомбой на куски, похороненный с ватным шаром вместо головы. Цитата из "Хождения по мукам": В девятьсот шестом году, на углу Москательной, у меня на глазах разорвало бомбой губернатора Блока... Посмотрела бы ты, что от него осталось, - туловище и кусок бороды.


Через день после этой смерти сын Ивана Львовича, кузен поэта, Ваня, которому было 15 лет, гимназист старших классов, принёс в гимназию пистолет отца и застрелился на глазах у своих одноклассников, в знак протеста, не в силах перенести их насмешек и издевательств.

Ладно, а кто интересен?

Алексей Фёдорович Гирс (1871-1958) - двоюродный брат отца поэта. О нем есть статья в Вики. Киевский губернатор 1909-1912 (при нем убили Столыпина), минский губернатор 1912-1915, нижегородский 1915-1918.


Алексей Гирс на фото сразу справа от Николая II - в белом мундире. На фото есть еще один человек в белом мундире - а это Столыпин. Император беседует с крестьянскими депутатами.

Отец Алексея Гирса в молодости командовал тремя небольшими яхтами, на которых будущий император Александр III (тогда наследник престола) с женой любили совершать небольшие морские прогулки в Финские шхеры (шхеры - архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов). После того как цесаревич вступил на престол, Федор Гирс был назначен командиром императорской яхты "Держава". На ней царская семья каждую осень совершала плавания в Данию, где виделась с местной королевской семьей.

В 1886 году Алексей, только перешедший в 5-й класс, гулял с родителями по Английскому парку в Петергофе. Там они столкнулись лицом к лицу с императорской четой. На узкой дорожке мой отец и я стали во фронт, я вытянулся и замер. Завязалась беседа, а мальчик все стоял, держа руку под козырек. Государь заметил меня и, улыбаясь, сказал: "Опусти руку", - вспоминал будущий минский губернатор.

"Первая леди" удивилась, почему Алексей не учится в Пажеском корпусе - привилегированном военно-учебном заведении, которое в основном готовило офицеров для гвардейских полков. Но в корпус попадали лишь дети самых знатных фамилий, а Гирсы не принадлежали к высшей аристократии. Давнее знакомство решило дело: император разрешил написать соответствующее прошение. В 1891, окончив корпус, Алексей был произведен в подпоручики лейб-гвардии Преображенского полка. Ну, и пошла фортуна. Вот, собственно, что я с удовольствием (и сарказмом) прочитал - как делалась карьера. Ничего не меняется.

Про то, как пьянствовали на яхтах - я уже промолчу.

А теперь вернемся к маленькой девочке на руках у матери. Ольга Львовна Блок (1861-1900) вышла замуж за Николая Николаевича Качалова (1852-1909),

российского инженера-электрика из влиятельной семьи, видимо, поэтому инженер в 1905 году стал архангельским губернатором - его отец когда-то был в близком кругу Александра III и был тоже губернатором тех же мест в 1869-1870 гг.

Имение Качаловых - Хвалевское - находится на Вологодчине, недалеко от тех мест, откуда родом мои предки-крестьяне. В 2009 его выкупили потомки Качалова и сейчас они там регулярно собираются. Летом 2015 года состоялось освящение деревянной звонницы, построенной на месте разрушенной колокольни. Как я понимаю, пытаются возродить так называемые "культурные незда", Хвалевское - в их числе. Ну, не знаю, не знаю...


У Ольги Львовны и Николая Николаевича Качалова был сын - Николай Николаевич Качалов (1883-1961),

который стал знаменитым советским ученым-стеклоделом. Детство его прошло в том самом Хвалевском. Главная заслуга Н. Н. Качалова - разработка производства оптического стекла в СССР. Раньше ведь покупали за границей.

Николай Николаевич основал Институт химии силикатов имени И. В. Гребенщикова, в котором в первой половине 60-х часто по учебе бывала моя мама.

По отцовской линии - через бабушку Ариадну Александровну Черкасову.


Эта стемма посложнее. Две боковые ветви - ветвь Николая Львовича Черкасова и ветвь Ивана Ивановича Панаева.

Нигде в сети не указана связь между Львом Ивановичем Черкасовым и двумя людьми по имени Александр Львович Черкасов и Николай Львович Черкасов. Однако учитывая узость круга не только высшей, но и средней аристократии (слава богу, у нас не как в Польше было) очевидно, что они друг другу те, кто показан на стемме - отец и два его сына. Меня смущало только то, что в Википедии Александр Львович Черкасов указан как принадлежащий к "новгородским дворянам". Все трое - скорее сибиряки и/или пермяки, но предки - действительно новородцы. В качестве молодого поручика Лев Иванович Черкасов фигурирует в "Истории Пугачева" Пушкина... Этот род Черкасовых не следует путать с баронским родом Черкасовых (в том числе один декабрист, знакомый Лермонтова и Чаадаева).

Короче говоря, с уверенностью 95% Елена Николаевна Черкасова - двоюродная сестра бабушки поэта Ариадны Александровны Черкасовой. Елена Николаевна стала третьей женой автора "Конька-Горбунка" Петра Павловича Ершова. Из их детей выжили два сына - Александр и Владимир - которые обосновались в молодом городе Блаовещенске, и их потомки до сих пор живут в Восточной Сибири, в Иркутске, в частности.

Благовещенск, 1917 год. Девушка в центре - выпускница Сорбонны Надежда Владимировна Ершова. Получив гимназическое образование в Благовещенске, впоследствии она училась в Парижском университете. Была лично знакома с А. М. Горьким, переписывалась с ним. Именно А. М. Горький посоветовал ей вернуться на Дальний Восток для просвещения народа. Надежда Владимировна сначала преподавала иностранные языки, а затем – русский язык и литературу (в гимназии и средней школе № 4 города Благовещенска). Родилась в 1881, когда умерла - ?. Две девочки по бокам - ее кузины, Елена и Софья Александровны Ершовы, гимназистки, в будущем - тоже педагоги. Все трое - внучки Петра Ершова и Елены Черкасовой. Не уверен, что Блок знал про это родство...

Панаевы... Знаменитая семья. К сожалению, я вместил в стемму только трех сыновей пермского прокурора Ивана Ивановича Панаева (1752-1796).

Для его дочерей, через которых можно было бы выйти, например, на знаменитых Лихачевых - адмирала Ивана Федоровича (1826-1907) и археолога Андрея Федоровича (1832-1890) - места нет, как-нибудь потом.

Итак, первая линия Панаевых - двоюродные братья прадеда поэта, Александра Львовича Черкасова, псковского губернатора в 1845-1856. Фамилия - казанско-сибирская. Иван Иванович Панаев (1787-1813) воспитывался в родовом поместье Полянки Лапшевского уезда Казанской губернии. Поручик. Служил в Иркутском гусарском полку. Он дружил с С. Т. Аксаковым, сотрудничал с журналом "Благонамеренный", но жизнь оборвалась рано - как именно, я не смог выяснить. Александр Иванович Панаев (1788-1868) служил в Уланском полку, участник войны 1812 года и заграничных походов. Самый известный из этого поколения - поэт Владимир Иванович Панаев (1792-1859), правда, поэт так себе, а больше - чиновник-бюрократ-карьерист и владелец бумажной фабрики в Туринске.

Этот Панаев чуждался писателей Пушкинского кружка и очень неблагосклонно относился к Белинскому и Гоголю (последний в начале 30-х был его подчиненным). По лицу видно - тот еще...

Следующее поколение гораздо интереснее.

Писатель Иван Иванович Панаев (1812-1862) и его жена Авдотья Яковлевна Брянская (1820-1893) - интересные люди.

Как писатель, Панаев мне известен только по рассказу "Кошелек" - браво. Больше он известен, как издатель с Некрасовым "Современника" и как автор воспоминаний.

На ménage à trois с Николаем Некрасовым нам еще осторожно намекала учительница литературы, оборвав себя, впрочем на полуслове, сказав "а вам это не надо" .

Чем Авдотье не угодил Иван Сергеевич Тургенев - не понимаю. Бывает... Женщины...

Валерьян Александрович Панаев (1824-1899)

Валерьян Панаев выстроил в Санкт-Петербурге на Адмиралтейской набережной, по адресу дом № 4 здание, где вскоре разместился зимний театр, более известный под названием "Панаевский театр". Это обошлось ему в значительную часть состояния. Участок был приобретен Панаевым в 1874 году, но лишь к 1887 удалось построить пятиэтажный доходный дом, внутрь которого был включен театральный зал с четырьмя ярусами лож. В процессе строительства Панаев разорился и здание театра почти сразу перешло в другие руки, но так и сохранило в обиходе имя первоначального владельца.

Средняя дочь Валерьяна Александровича - Александра Валерьяновна Панаева (1853-1941) - русская оперная певица (сопрано). Сценический псевдоним - Сандра.

В 1884 году Панаева вышла замуж за кавалергарда Георгия Павловича Карцева,

двоюродного племянника Петра Ильича Чайковского, который был на девять лет моложе её. Апухтин подарил им на свадьбу стихотворение:

Два сердца любящих и чающих ответа
Случайно встретились в пустыне черствой света...

Не эмигрировала. Умерла в Ленинграде во время блокады. Их с Георгием сын Павел

погиб в одном из первых боев Первой Мировой войны.

Ее сестра - Елена Валерьяновна Панаева (1851-1919)

- вышла замуж за овдовевшого Павла Павловича Дягилева (1848-1914), генерала.

На этом фото Елена Валерьяновна и ее пасынок, Серёжа Дягилев...

Мальчик в центре - Сергей Дягилев. Справа - его брат по отцу Валентин Павлович Дягилев (1875-1929), будущий генерал-майор Генштаба. Пройдет много времени и Валентин Павлович будет выглядеть так:

1920 – и.о. начальника кафедры, профессор военной истории ВПА им. Н.Г. Толмачева. Преподавал в артиллерийской Академии (1923). В августе 1927 арестован ОГПУ по сфабрикованному делу. 24 марта 1928 приговорен к расстрелу с заменой 10 годами заключения, отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. В октябре 1929 коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу по обвинению в участии в подпольной организации заключенных, ставившей целью вооруженное восстание и массовый побег за границу. Расстрелян в числе других приговоренных (36 чел.). 1986 – реабилитирован. Жена была сослана на 3 года в Сибирь. Младшие дети: Сергей (1911-1968) – талантливый музыкант, 10 лет провел в Норильске; Василий (1913-2004) – провел 3 года в Мариинских лагерях, предводитель возрожденного Костромского дворянского собрания.

По материнской линии - через дедушку Андрея Николаевича Бекетова.

Родословие Бекетовых очень хорошо изучено: на радостях я впихнул в стемму практически всех, кто более-менее известен. Но расскажу только о некоторых.

Пётр Иванович Бекетов (1790-1846), герой 1812 года - самый дальний родич Блока в этой линии. В Вики статья намечена, но не написана (может, меня дожидается). На военной службе с 1807 г. Во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. отличился в сражениях под Вилькомиром, Островной, Янковом, Бородином, Тарутином, Вороновом, Малоярославцем, Вязьмой, Дорогобужем, Красным, Лютценом, Парижем и др. Во время службы "удостоен Высочайшего благоволения" и награждён орденами Св. Анны 2-й и 4-й степеней и Св. Владимира 4-й степени с бантом. В 1816 г. вышел в отставку в чине ротмистра гвардии. Состоял уездным, а затем и губернским (Саратовским) предводителем дворянства.

Теперь перенесемся в небольшой российский город Вольск и Вольский район Саратовской области в 21 век.

В 2010 году выдалось очень жаркое лето. В результате пожара выгорели все кусты сирени на месте, где когда-то стояла церковь села Белый Ключ, обнажив яму с надгробным памятником.

От сильного пожара потрескалась поверхность мрамора. Но надпись на надгробии сохранилась достаточно четко: "Здесь покоится прах Петра Ивановича Бекетова. Родившийся 21 июня 1790 года. Скончавшийся 18 марта 1846 года". Чуть ниже, чья-то никчемная рука накарябала: "Он был враг". Удивительно, что это надгробие вообще сохранилось. Благо, что оно очень тяжелое, неприподъемное, сделано из мрамора. По внешнему виду можно судить, что попыток его осквернить было много. Надгробные памятники воплощают в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Какую же надо проявить "мудрость жизни", чтобы так непочтительно поступить с памятником и могилами.

По инициативе учащихся научного общества "Клио" школы №47 поселка Сенной 21 июня 2012 года, в день рождения Петра Ивановича Бекетова, в селе Белый Ключ на торжественном мероприятии был восстановлен памятник на месте захоронения Героя Отечественной войны 1812 года.

На мероприятии присутствовали жители поселка Сенной, села Куриловка, учащиеся школы №47 поселка Сенной, учащиеся Куриловской школы. Торжественное собрание приняло решение увековечить память Героя в названии родника в селе Белый Ключ и называть источник Бекетов Ключ. О решении собрания члены научного общества школы известили Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области.

От себя могу только сказать: молодцы, ребята, и особенно их руководитель!

Полковник Петр Афанасьевич Бекетов, был женат на баснословно богатой Ирине Ивановне Мясниковой, владелице Богоявленского и Симского железоделательных заводов, унаследованных от отца. В дальнейшем эти заводы были завещаны среднему сыну - Ивану, и младшему - Петру. Их старший брат - Платон Петрович Бекетов (1761-1836),

издатель, книгопечатник, историк, коллекционер. Председатель Общества истории и древностей российских (1811-1823). Характерно, что Бекетов дважды - в 1801 и 1811 издавал сочинения запрещенного Радищева. Если вам что-то говорит имя Николая Новикова - то Бекетов был его последователем.

Предок Блока, Алексей Матвеевич Бекетов (1757-1822) служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Выйдя в отставку - жил в Рязани, затем занял место заседателя совестного суда Пензенского наместничества, служил пензенским уездным предводителем дворянства. Владел 1 тыс. 824 крепостными. Был знаком с князем П.А. Вяземским.

Николай Алексеевич Бекетов (1794-1866), прадед А. А. Блока, отставной флота мичман, женат на Е. А. Якушкиной. Воспитывался Николай Бекетов в Морском кадетском корпусе, бывал в походах в Немецком и Балтийском морях, в сражениях не участвовал. После отставки в 1816 году поселился в Алферьевке. Был приятелем Е.А. Баратынского, князя П.А. Вяземского, Д.В. Давыдова.

Трое братьев Бекетовых, и три дочери одного из них - личности очень даже известные.

Алексей Николаевич Бекетов (1823-1898) - первый председатель Пензенской губернской земельной управы, член многих благотворительных обществ.

Андрей Николаевич Бекетов (1825-1902) ботаник, ректор Петербургского университета (1876-1883)

А еще с Вики я взял вот это фото:


Инициатор создания Высших женских курсов в Санкт-Петербурге, которые с самого возникновения были предметом непрерывных забот и попечений Андрея Николаевича в качестве председателя комитета по организации этих курсов. Он руководил ими вплоть до преобразования их в 1889 году. На фото - женщины-благотворительницы этих курсов.

Николай Николаевич Бекетов (1827-1911)

один из основоположников физической химии и химической динамики, заложил основы принципа алюминотермии.

Ну и три сестры (точнее, четыре, даже в Вики не упомянута Софья Андреевна (1857-1919))

Екатерина

Софья

Александра

Мария

Четыре сестры Бекетовых составляли две неразлучные пары. В первой были Катя и Соня, во второй Ася и Маня. Каждая пара являла собой два разных типа, связанных дружбой. Катя и Ася были живые, кокетливые, откровенные девушки с ярко выраженной индивидуальностью и наклонностью к деспотизму или, по меньшей мере, к преобладанию. Обе, не стесняясь, говорили о своих увлечениях и неудержимо стремились к завоеванию жизни. Ася, с более сильным темпераментом, была непосредственнее, добрее и ласковее Кати. Мы с Соней были менее горячи, менее ярки, но более постоянны, глубоки и скромны. Романтичны были все четыре. Я соприкасалась с Катей своей любознательностью и склонностью к точному знанию. Нам с ней обеим было "всегда не лень учиться". Ася и Соня учиться не любили и способностями уступали нам с Катей. Всех заметнее и способнее была старшая сестра, у которой была блестящая память. Все давалось ей чрезвычайно легко, но не оставляло глубоких следов на ее миросозерцании и вкусах. Кроме того, она быстро охладевала к своим занятиям. У нее были изрядные способности к рисованию, она несколько раз принималась брать уроки живописи, но вскоре бросала их и, овладев рисунком, остановилась на плохой акварели. К языкам она была тоже очень способна, из нее вышла хорошая переводчица, менее яркая, но более точная и литературная, чем наша мать, так как у матери был настоящий талант, а у нее только известная даровитость.
Следующая по способностям была я. Я вообще хорошо училась, но брала не памятью, а сметкой и рвением. У меня была сильная склонность к математике и к музыке, но мои способности к языкам были гораздо слабее. Все мы отличались даром слова и любовью к литературе и были сильны в русском языке.
Сестра Соня была вообще довольно ленива
(Роман Левичев - а не лень ли ей помешала стать такой же известной, как сестры?), но ей легко давались языки. Она хорошо говорила по-французски и по-английски, причем отличалась необыкновенно изящным выговором.
Катя знала также немецкий, итальянский и даже испанский языки. Ася училась очень неровно, к языкам была не более способна, чем я, что не помешало ей в будущем сделаться хорошей переводчицей, но она знала только французский язык, а я переводила с французского, немецкого и польского. Самая блестящая из нас была Катя, а самая оригинальная Ася.
По наружности сестры Бекетовы тоже представляли два типа. Соня и Ася были очень женственны, с волнистыми линиями тела и округленными лицами. Мы с Катей худые, с угловатыми фигурами. Катя была совсем не женственна, но, что называется, интересная. У нее был нежный цвет лица, живые и переменчивые глаза с темными бровями и длинными ресницами, довольно тонкий профиль и пышные пепельные волосы, которые она разнообразно и красиво причесывала. Соня была белокурая, розовая, очень свежая и миловидная девушка небольшого роста. Талия в рюмочку, английские локоны и мечтательный вид - такова она на портрете невестой за двадцать лет. Асю я уже описывала не раз.
Одни находили, что всех красивее Катя, другие предпочитали Асю, но Ася была, несомненно, привлекательнее Кати и больше нравилась мужчинам. Соня была очень миловидна и привлекала своей целомудренной тихой женственностью. Единственная несомненная дурнушка была я, хотя очевидцы уверяют, что я была не так дурна, как казалась себе самой. Прибавлю однако, что я никогда не завидовала сестрам, всегда восхищалась их наружностью и гордилась их победами. Зато Катя и Ася вечно соперничали между собой по части успехов. Катя, что называется, затирала младших сестер, не давая им ходу. Мы с Соней не предъявляли никаких протестов - отчасти по миролюбию, отчасти по скромности и из гордости, но Ася была не из тех, кто способен был уступить в том случае, если хотели ее затушевать и отодвинуть на задний план. Она не отбивала чужих поклонников, но за свое право веселиться и нравиться очень держалась и порядочно воевала с Катей. Положение Кати в семье было особое. Ее сильно отличали от других дочерей родители, особенно отец. Ей внушено было, что она существо высшего порядка: и умнее, и красивее, и крупнее сестер. Он прямо говорил нам, что по сравнению с ней мы "мелко плаваем". Отец наш нежно любил и баловал нас всех, но его пристрастие к Кате было уже выше всякой меры. Это портило наши отношения с ней, а главное - сильно вредило ей самой, т. к. дурно влияло на ее характер и манеру себя держать и выставляло ее в невыгодном свете. Все это со временем сгладилось, но в молодые годы было очень остро.

По материнской линии - через бабушку Елизавету Григорьевну Карелину.

Елизавета Григорьевна Бекетова, урожденная Карелина (1834-1902) была переводчицей. Так что понятно, в кого пошли дочери.

Последние издания переводов Елизаветы Григорьевны:

Последние издания переводов Екатерины Андреевны Бекетовой:

Последние издания переводов Александры Андреевны Бекетовой:

Последние издания переводов Марии Андреевны Бекетовой:

А теперь собственно о Карелиных. Дементий Карелин был помощником управляющего заказником шталмейстера Нарышкины близ деревни Барвиха под Москвой. Позже заботам Карелина поручил свой лес Василий Владимирович Шереметев (1743-1806). В частности, Шереметев и Карелин, аристократ и крепостной, вместе выделывали из рогов животных музыкальные инструменты для роговой музыки. Как-то так получилось (странно))), что Сила Дементьевич Карелин стал музыкантом, капельмейстером роговой музыки, управлявший хором трубачей Вадковского, при Екатерине II и Павле I. Получил дворянство.

Григорий Силыч Карелин (1801-1872)


Родился в имении отца Озерки близ Санкт-Петербурга. В 1817 окончил кадетский корпус в Петербурге. Служил в Штабе военных поселений, где занимался топографическими съемками. В 1822 за эпиграмму на Аракчеева был выслан в Оренбург, где прослужил до конца своих дней.

Оказавшись в Оренбурге, Г. С. Карелин быстро приобщился к изучению природы степного края. Этому способствовало знакомство с Э. А. Эверсманном (их дети, кстати, потом поженятся - Надежда Карелина и Николай Эдуардович Эверсманн). Избыток свободного времени он использовал для занятий по естественной истории, много читал. Совершил множество путешествий по различным районам губернии. Собрал обширнейший материал по натуральной истории Оренбургского края, имевший не только познавательное, но и научное значение. Труды Г. С. Карелина получили высокую оценку Академии наук и сыграли выдающуюся роль в разработке даров природы в нашем крае.

В 1828 году Г. С. Карелин был принят в действительные члены Московского общества испытателей природы. Ему было поручено отыскание в Башкирии горного хрусталя, дымчатого топаза и яшмы для украшения Петербургских дворцов. Карелин обнаружил месторождения яшмы и других ископаемых и был командирован в степь для отыскания образцов. Он осмотрел берега Урала, верховья речек Алабуш и Ташлы.

В дальнейшем Г. С. Карелин много путешествовал по Каспию, по Алтайским и Саянским горам. В 1845 он завершил свои путешествия и поселился в Гурьеве. Обобщая труды современных ему исследователей, на основе собственных исследований составил первый своеобразный кадастр природных ресурсов, растений и животных Урало-Каспийского региона, опубликованный в виде критической работы под названием "Разбор статьи г. Рябинина "Естественные произведения земель Уральского казачьего войска" (1867–1868). В течение 20 лет он подготовил к печати 11 томов трудов по итогам своих путешествий. Но, к сожалению, возникший в 1872 году пожар уничтожил дом, в котором жил Карелин, в том числе и все его рукописи. Самого путешественника, больного, разбитого параличом, едва успели вынести. Карелин не перенес этого удара и умер.

Как-то на грустной ноте заканчивается пост... Не надо грустить. Всякое бывает. Надо идти дальше, чтобы не случилось.

Александр Александрович Блок - замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16 ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в Санкт-Петербурге. В 1898 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и историко-филологическое.

Блеснуть писательским талантом юному Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые стихи. Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического искусства.

В 1897 году на отдыхе с семьей Блок впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В 1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он буквально отбил у не менее известного поклонника - поэта Андрея Белого. Любимой женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной даме». Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым.

Далеко не тайна, что помимо жены Блок был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова

Уже тогда Блок проявлял себя как ярко выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того периода - любовные переживания и красота природы. В более поздний период творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму «Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914 года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь, аптека».

Решающим моментом, поделившим творческий путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы». После 1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором.

Кроме публицистики и остросоциальной литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской аудитории. В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов «Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том, что царской власти больше нет. Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии, которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов, была написана документальная работа «Последние дни императорской власти».

Особенно тяжелый период жизни писателя пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением, осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях, занимал активную социальную позицию.

Перед самой смертью Блок был ослаблен и постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все последние рукописи.

В бедности и разрухе провел писатель последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7 августа 1921 года.

В свое время я прочел в одном из писем Блока к Белому такую фразу: "Зачем нам Рубанович номер два, если у нас есть Рубанович номер один?" Речь шла о том, что он предпочитает стихи молодого Мандельштама поэтическим опытам Ильи Эренбурга, которого ему накануне хвалил Андрей Белый. Высказывание это меня, помнится, насторожило, но никакими дополнительными фактами... я тогда не располагал: как-никак, собрание сочинений Александра Блока было выпущено в самые что ни на есть застойные годы...

И вот - читаю у замечательного литературоведа и философа Арона Захаровича Штейнберга (не путать с поэтом Аркадием Акимовичем Штейнбергом), в свое время незаслуженно забытого, а недавно вновь пробившегося к читателю, спустя многие десятилетия. Несколько суток они вместе с Блоком просидели в одной камере предварительного заключения, во внутренней тюрьме петроградского ЧК - а это, как известно, располагает к откровенности:

(А.З.Штейнберг "Литературный архипелаг", "Новое Литературное Обозрение", Москва, 2009, стр. 64).

Как говорится, комментарии излишни.

2. Начало века. Первые публикации – первые пророчества.

3. Инфернальное окружение “раннего” и “среднего” Блока.
4. Мечта о Христе . (Ключевое стихотворение: “Когда в листве сырой и ржавой”).

Ни о ком из русских поэтов, мыслителей, то есть представителей, так называемой ментальной элиты, - ни о ком не говорили столько глупостей, как о Блоке. О Блоке полную чушь написал Иванов-Разумник; и о нем написал, увы, неудачно протоиерей Георгий Флоровский (умнейший человек) в своем фундаментальном труде “Пути русского богословия”. Например, он пишет, что для Блока лик Христа заслонен ликом Софии, но это далеко не так. Софийная тема у Блока фигурирует только в стихах о Прекрасной даме, а Христос – сквозной. Во-вторых, Блок – не Владимир Соловьев, у него Христос не заслоняется, Блок великолепно умел заглядывать “за спину”.

О Блоке писали и умные вещи, но они – наименее известны. Самое серьезное, что написано про Блока – это Максимилиан Волошин “Россия распятая”, то есть, это 1918-1921 годы, и смерть Блока укладывается в этот интервал.

Блок родился в 1880 году – это год рождения и Андрея Белого, и Вениамина Федченкова, то есть поколение, которому к революции исполнилось почти 40 лет. Сорок лет – пора зрелости, но зрелость у Блока наступила гораздо раньше. Фактически она наступила в 1900-1901 году, хотя до 25 лет его маменька все еще считала ребенком и, как он сам писал с горькой иронией, что “до самых дней свободы мамаша в рот вливала суп” (“дни свободы” – 1905 год).

Родственные связи, родственное окружение Блока тоже вызывало у современников недоумение. В этом смысле он перекликается с Лермонтовым. У Лермонтова известно, что потомок по отцу шотландского чернокнижника Фомы Лермонта и по матери (Арсеньевы - Столыпины) – это родовое русское боярство. У Блока ситуация похожа; только по семейным преданиям происхождение по отцу из немецкой слободы, и даже некоторое время был лейб-хирургом царя Алексея Михайловича Иван Блок. Дворянство получили при Павле и, собственно, только при Павле эта фамилия и возникает в документах. Мать из очень правильного русского боярского рода Бекетовых – это от Бекета Вельяминова; это тот же корень, что, например, Воронцовы (от Воронца Вельяминова), что Аксаковы (от Аксака Вельяминова). Вельяминовы – это столбовой московский род (где-то время первых Калитичей, Ивана Ивановича Красного).

Блок любил писать о своих корнях. Наиболее крупная в этом отношении и фундаментальная вещь, это – поэма “Возмездие”. Что касается его отца, фактически героя поэмы, то в поэме есть весьма характерные строки - “И чуждые во всех путях, кроме, быть может, самых тайных”.

Александр Львович Блок был человеком конца XIX-го века; но когда он выступает на Петербургскую арену в 1879 году, то это – очень подающий надежды юрист, а при вековом беззаконии – юристы на вес золота, и свою диссертацию он писал параллельно с тем, как грянул взрыв, убивший императора Александра II.

В 1879 году в салоне Анны Павловны Философовой на отца Блока обращает внимание Достоевский, который спросил, что это за молодой человек – “похож на Байрона”. Достоевский в зените славы и тут же все вспомнили, что “да, да, да – похож на Байрона” (отец Блока в молодости был красавец), но главное – демоничность облика, вплоть до излома бровей, – все это действует на девушек.

Первый отказ Али Бекетовой (Александра Андреевна), которая ещё не закончила гимназию, был, конечно, игрушечный – игрушечный отказ полу девчонки, которая была влюблена, но для приличия надо “помучить”, набить себе цену. Но отец Блока был человеком с твердыми правилами и тогда еще с идеальными правилами приличия; и он немедленно исчез после отказа, на что она не рассчитывала. К счастью, у него оставались дела по Петербургскому университету, а она – дочь ректора Петербургского университета. И однажды, когда он пришел к Бекетову (ректору) по делам, на лестнице его встретила Аля, и после вторичного объяснения он - жених.

После свадьбы молодые уехали в Варшаву, где ему дали кафедру (диссертацию заканчивал позднее). При совместной жизни выявилось, что у него не только страшный характер, но даже граничащий где-то с МДП (маниакально депрессивный психоз). И не без патологии была и сама Александра Андреевна. То есть, люди с такой сдвинутой психикой удивительно чувствуют друг друга. Родители Александры Андреевны были абсолютно нормальные люди и ни о чем не подозревали; была еще жива бабушка молодой жены, то есть мать Елизаветы Григорьевны Бекетовой и никто ничего не знал.

Когда впоследствии Блок женился на Любови Дмитриевне Менделеевой и когда она окунулась во все это окружение, а там кого только не было – там Сережа Соловьев, племянник Владимира, который несколько раз “лежал”; там Евгений Павлович Иванов (рыжий Женя, ближайший друг дома), который тоже был постоянно на грани “помешения”.

После смерти Блока Любовь Дмитриевна вынуждена была сделать горький вывод, что они все были не “вполне нормальными”.

Надо иметь в виду, что когда Господь разрешает сатане не только лишить Иова имущества, детей и подвергнуть его всесветному позору, поразив кожу проказой, то одно условие Господь оговаривает – “души его не касайся”.

Так вот, люди этого сорта и свойства (окружение Блока) – это люди, чьей души позволено бесам касаться.

Иов жил в Ветхом Завете, а в Новом Завете даже вселение беса может быть не только к гибели, но и к вящей славе Божией. Это относится ко всем эпилептикам, включая и Димитрия Углицкого, страстотерпца.

Ближайшее родственное окружение Блока – все было отмечено . Позднее в больнице лежала и тетка по матери Софья Андреевна Кублицкая-Пиоттух.

Но в начале дело шло к тому, что де неправильно женился он, то есть Александр Львович Блок; поэтому когда в 1880 году осенью они приехали в Петербург (он - защищать диссертацию, а она рожать), то после родов сам Андрей Николаевич Бекетов написал своему зятю, что “говорите о ней что угодно, что она, там, дурно воспитана или что-то ещё, но она к Вам больше не вернется”.

Таким образом, в основном настояли на разводе родные матери Блока, то есть Бекетовы.

Маленький Блок воспитывался в окружении семи нянек: прабабушка, бабушка, три тётки. Наиболее нормальной из тёток была Екатерина Андреевна Бекетова, старшая дочь, которая после увлечения каким-то французом долго не могла устроить свою судьбу и, засидевшись, выйдя замуж на четвертом десятке, родами умерла. Эта Екатерина Андреевна Бекетова-Краснова - она, можно сказать, застолбила место Блоку на Смоленском кладбище. На Смоленском кладбище до сих пор есть “блоковская” дорожка, постоянно горящие свечи, иконы и рядом - нормальная могила Екатерины Андреевны Бекетовой; это и есть родная тётка Блока, известная переводчица. Семья вообще была литературной, но главным образом переводила.

Отец Блока очень долго не мог примириться с тем, что ушла жена и с тем, что нет сына: сына он ужасно любил, а Блок по-мальчишески только пакостил (однажды даже посадил его на иголку). Отец был всячески обижен, что его не пригласили на свадьбу Блока, который женихом своей невесты собственно пребывал пять лет, с 1898 года по 1903 год.

От второго брака Александра Львовича в Варшаве родилась дочь Ангелина (единокровная сестра Блока) – очень верующая, близкие люди ее считали святой; скончалась она раньше Блока, в 1920 году; отпевал ее епископ Алексий Симанский (будущий патриарх Алексий I).

Двоюродная сестра Александры Андреевны Бекетовой Ольга Михайловна Соловьева, жена Михаила Сергеевича – брата Владимира Соловьева; она уже при взрослом Блоке в самый день смерти мужа вышла в другую комнату и там застрелилась. Троюродный брат Блока Сережа Соловьев, впоследствии женившийся на Тане Тургеневой, только что выйдя из сумасшедшего дома.

Таким образом, первое окружение Блока – сплошь “с отметиной”, но этим не кончается. Как все нормальные оболтусы, Блок учится в гимназии; учится средне, хотя писать начинает с шести лет. И в шесть лет, хотя и пишет в прозе, уже видны характерные признаки его стиля. Например, он начинает художественную зарисовку словами – “ночь была темная и война была большая”.

Блок вступает на литературное поприще в 1900 году на пороге XX-го века, и начинает сразу с пророчества; его стихи:

Всё ли спокойно в народе?

Нет. Император убит.

Кто-то о новой свободе

На площадях говорит.

Все ли готовы подняться?

Нет. Каменеют и ждут.

Кто-то велел собираться

Бродят и песни поют.

Это прямо картина мартовских-апрельских дней 1917 года.

Кто же поставлен у власти?

Власти не хочет народ.

Дремлют гражданские страсти

Слышно, что кто-то идёт.

Стихи кончаются полу эсхатологическим, полу пронзительно историческим пророчеством.

Он к неизведанным безднам

Гонит людей, как стада,

Посохом гонит железным.

Боже, бежим от суда!

Это большевики, но с другой стороны – это апокалиптический образ – “и будет их пасти жезлом железным”. Этот “железный жезл” – сквозной образ Блока.

Он занесен, сей жезл железный

Над нашей головой. И мы

Летим, летим над темной бездной

Среди сгущающейся тьмы.

Таким образом, первая публикация Блока - и она же и первое пророчество: цензура догадалась изменить “императора” на “полководца” и, можно сказать, вляпалась, так как в Первую мировую войну Николай очень необдуманно принял на себя звание Верховного главнокомандующего.

В 1903 году выходят “Стихи о Прекрасной даме”. Блоку 23 года, и он уже великий поэт, но всё ещё сдает экзамены в университете. Притом, Блок ещё менял факультеты: сначала поступил на юридический факультет; потом перешел на историко-филологический и закончил только в 1906 году.

Стихи о Прекрасной даме”, цикл в четырёх частях, сразу же явили великого поэта. Блок никогда не знал, что́ о нём пишет критика: он был настолько выше этого, что оттуда не видно, что́ о нём написано. Например, цензурные разрешения Блок получал мгновенно. В одном из писем матери в 1908 году Блок пишет, что “мне, наверное, пора перестать писать стихи, я слишком умею это делать”. И это не было гордыней, так как Блок к себе был строг, свои неудачные стихи он видел сразу. Например, стихи вполне пригодные для советской критики: “Они давно меня томили в разгаре девственной мечты ” (“Сытые”) – он тут же пишет на полях - “скверное стихотворение”.

Стихи о Прекрасной даме”, до сих пор мало прочитанные, и особенно четвертая часть. В ней сразу несколько свидетельств. Георгий Флоровский правильно писал, что “Блок весь внимание и слух” (он чрезвычайно чуток).

Но что́ удивительно. Адаму и Еве после грехопадения сшиты “ризы кожаные”, а у Блока, такое впечатление, нет кожаных риз, не надеты: он всё чувствует, он чувствует так, как чувствовал Адам в раю. Блок великолепно знал приближение всяческих инфернальных “посетителей” и великолепно чувствовал инфернальное сгущение воздуха. Поэтому одно из стихов из четвертой части цикла “О Прекрасной даме”, прямо так и начинается

Ужасен холод вечеров

Их ветер, бьющийся в тревоге,

Несуществующих шагов

Тревожный шорох на дороге.

Холодная черта зари,

Как память близкого недуга,

И верный знак, что мы внутри

Не размыкаемого круга.

Несуществующих шагов

Тревожный шорох на дороге”.

Это тех самых шагов – они его преследовали всегда. И для того, чтобы этого не обнаруживать и хотя бы на вид “быть как все”, нужна изрядная сила воли. И другое:

Холодная черта зари

Как память близкого недуга…

Понятно, почему память, – потому что этот “близкий недуг” давным давно созерцался, давно ожидался; как у Иова – “то, чего я боялся, то и свершилось надо мною” (Иов 3.25).

Неразмыкаемого круга” – это ”нет выхода”, он, Блок, уже очерчен, он уже окружен. Эта тема окруженности - она для Блока тоже сквозная. К 1910 году у Блока столько изумительных стихов, что они все могли быть хрестоматийными, а фактически хрестоматийны - два-три.

Старинные розы

Несу, одинок,

Снега и морозы

И путь мой далёк.

И той же тропою

С мечом на плече

Идёт он за мною

В туманном плаще.

Идёт он и знает,

Что снег уже смят,

Что там догорает

Последний закат,

Что нет мне исхода

Всю ночь напролёт,

Что больше свобода

За мной не пойдёт.

Он ” у Блока – это, бесспорно, дьявол; в поэме “Двенадцать” приведены ещё и другие наименования: “он” может быть “джентльменом”, может быть “буржуем”.

Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный

Решал я всё тот же я мучительный вопрос,

Когда в мой кабинет, холодный и туманный,

Вошел тот джентельтмен, за ним мохнатый пёс.

И кончается.

Тот джентельмен ушел, но пёс со мной бессменно.

В час горький на меня уставит добрый взор

И лапу жесткую положит на колено,

Как будто говорит – пора смириться, сцр.

(джентельмен, сцр – авт. правописание).

Неразмыкаемый круг”, “больше свобода за мной не пойдёт”, “снег уже смят”, то есть уже протоптано и я очерчен и свободы нет – окружен. Но это ещё ничего – мало ли кто окружен, ужас начинается тогда, когда сам окруженный поддается их лести и вступает с ними в игру. Тогда инфернальные гости для него “куклы” и уже, как он выражается в прозе (“О современном состоянии русского символизма”), – “и я сам танцую с моими изумительными куклами”.

Поэтому у Блока особенное отношение к Врубелю, так как его особенно поразило то, что Врубель переписывал голову демона до 40-ка раз, то есть он видел 40-к демонических обликов, а Блок понимает, что их-то не счесть.

Эти “гости” вокруг него водят хороводы. Исаакию Печерскому явилось только три, а для Блока – это вообще игрушки: у него тройные хороводы. Душа должна быть бдительной и должна отсекать все, пока ещё далеко, а то, как говорил Силуан Афонский – “это такая игра, в которой можно и проиграть”.

У Блока начинается первый ужас , но у этого ужаса тоже есть градации: можно различить один фазис от другого. Например, 1904, 1905, 1906 годы – это время борьбы. Поэтому характернейшие стихи прямо об искусителе, а не просто об искушении.

По улицам метель метёт,

Свивается, шатается.

Мне кто-то руку подаёт

И кто-то улыбается.

Ведет - и вижу: глубина

Гранитом темным сжатая,

Течёт она, поёт она

Зовёт она, проклятая.

И шепчет он , (не отогнать!)

И воля уничтожена:

Пойми: уменьем умирать

Душа облагорожена.

Пойми, пойми, ты одинок –

Как сладки тайны холода!

Войди, войди в холодный ток,

Где всё навеки молодо.

Бегу. Уйди, проклятый, прочь!

Не мучь ты, не испытывай!

Уйду я в поле, в снег и в ночь,

Забьюсь под куст ракитовый!

Там воля всех вольнее воль

Не приневолит вольного,

И болей всех больнее боль

Вернёт с пути окольного!

Соблазн (и затем – гибель), это – героизм. Как умирает Сафо (это, конечно, дохристианская эпоха); влюбившись в юношу Фаона и поняв, что в этом романе она – не она, то она ведь не просто бросается с крутизны, не с отчаяния, а с тем, чтобы очиститься - в этом как раз акте.

А Эзоп – “где тут пропасть для свободных людей?”. Это тоже. Но это самоубийство, потому что для них смерть лучше рабства. Соблазн героизма, он весь тут: “уменьем умирать душа облагорожена”; это свойственно только большому таланту – краткая характеристика героического начала.

Блока окружают, соблазняют и заманивают. “По улицам метель метет, свивается, шатается” – это идеальная тактика заманивания. Но потом Блок настолько приучается их распознавать, что они как бы поотступают, уже не могут его так просто мучить. Игра с хороводами у Блока кончается примерно в 1908 году, а уже в 1910 году читаем в “Двойнике”.

Вдруг вижу: из ночи туманной,

Шатаясь, подходит ко мне

Стареющий юноша. (странно, не снился ли он мне во сне?),

Выходит из ночи туманной

И прямо подходит ко мне.

И шепчет – “Устал я шататься,

Промозглым туманом дышать,

В чужих зеркалах отражаться

И женщин чужих целовать”.

И стало мне странным казаться,

Что я его встречу опять…

Вдруг он улыбнулся нахально,

И нет близ меня никого…

Быть может себя самого

Я встретил на глади зеркальной?

То есть, душа настолько слилась, что ли, – что-то “этот” больно похож на меня. Но всё-таки в отличие от Льва Толстого, Блок может “отходить от своих мыслей” и ещё, и ещё раз критически переоценивать своих “посетителей”; и здесь он уже обретает то, чего никогда не было у Льва Толстого, - эсхатологическое восприятие и эсхатологическое отношение к действительности. Свидетельство Блока в этом случае гораздо более ценно, чем все, что могут его современники, а это время, конечно, было необыкновенно.

Я коротаю жизнь мою,

Мою безумную, глухую:

Сегодня трезво торжествую,

А завтра плачу и пою.

Но если гибель предстоит?

Но если за моей спиною

Тот - необъятною рукою

Покрывший зеркало – стоит?…

Блеснёт в глаза зеркальный свет,

И в ужасе, зажмуря очи,

Я отступлю в ту область ночи,

Откуда возвращенья нет.

Угроза гибели, угроза ада – вот этим как раз существенно отличается начало XX-го века от всего XIX-го: для героев Чехова – самоубийцы попадают только “в рай”.

У Достоевского есть выражение, что “всю жизнь меня Бог меня мучил”; Блока “мучает” Христос. У таких людей, как Лев Толстой, - Христос карманный: Толстой может вытащить и прочесть Нагорную проповедь, но само распятие Христа для Толстого – это просто неприятный эпизод в деятельности “этого общественного проповедника”. Поэтому Крест Толстой называет не иначе, как “виселицей”.

Для Блока Крест – это центральное. Но в чём ужас начала века, которое пошло от XIX-го века, как писал Блок, что “за нами великие тени Толстого, Ницше 1 , Вагнера 2 и Достоевского”. Трое из четверых – это наглые кощунники. Для Блока наглого кощунства не было, для него было – фатальное несчастье. Фатальное несчастье Блока – непонимание этой чрезвычайной божественной асимметрии , но русское общество осознало это только в эмиграции.

У Иоанна Шаховского (“Угли пустынные”) есть замечательное выражение, что “Христос неизмеримо далёк от нас, если мы пытаемся к нему приближаться; и Он по Своей благодати неимоверно, немыслимо приближается к нам”. Этого не понимал никто из писателей XIX-го века, но они от этого не страдали, а в начале века люди уже начинают от этого страдать.

Непонимание этого вопроса и приводило, например, к “подражанию Христу” на западе, а у нас, как в той сказке о мужике и горохе, когда мужик по выросшему гороху решил подняться на небо.

Непонимание этой божественной онтологической асимметрии приводит начало века ко многим трагическим результатам.

Если это принять и понять, то и Христос и отношение Блока к Нему станет более понятным. В этом отношении – ключевое стихотворение (1906 год): “Когда в листве сырой и ржавой” (“Осенняя любовь”).

Когда в листве сырой и ржавой

Рябины заалеет гроздь, -

Когда палач рукой костлявой

Вобьёт в ладонь последний гвоздь, -

Когда над рябью рек свинцовой,

В сырой и серой высоте,

Пред ликом родины суровой

Я закачаюсь на кресте, -

Тогда - просторно и широко

Смотрю сквозь кровь предсмертных слёз

И вижу: по реке широкой

Ко мне плывёт в челне Христос.

В глазах - такие же надежды,

И то же рубище на Нем.

И жалко смотрит из одежды

Ладонь, пробитая гвоздем.

Христос! Родной простор печален!

Изнемогаю на кресте!

И чёлн Твой будет ли причален

К моей распятой высоте?

Уже, вообще говоря, непонятно – может быть, это действительно просто кеносис, вполне реальный: Христа, распятого заново в Русской Православной Церкви; а может быть, вновь переживание – “в глазах такие же надежды”: нет конца света, значит, Он жив; “и то же рубище на Нем, и жалко смотрит из одежды ладонь, пробитая гвоздём”. То есть, я не вместо Христа – нас двое; и сейчас распинают меня “пред ликом родины суровой”.

Вообще говоря, тема “невоскресшего Христа” и само выражение принадлежит Блоку; но, в отличие от Льва Толстого, – не Тот Христос не воскрес, а я – невоскресший Христос.

Тут же возникает больная тема. В своё время в “Прекрасной даме” было характерное стихотворение:

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь посещать,

Всходить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Но в храме во время богослужения его тоже навещает дьявол и начинается:

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

Одновременно Блок прекрасно понимает, что он “перемигивается” со своим инфернальным гостем. И даже больше, он чувствует себя соблазном для окружающих.

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Молитва у нас суеверная, потому что бормочет человек, бормочет свои просьбы, но не очень надеется, что они будут исполнены, – это и есть начало суеверия; молитва идёт как привычная.

Блок, конечно, не Розанов. Он, например, не может придти на исповедь (то, что Розанов делает регулярно), но свое отношение к Церкви он определяет и, притом, достаточно дистанцированно – в поэме “Возмездие”.

Но не за вами суд последний,

Не вам замкнуть мои уста…

Пусть церковь тёмная и пуста,

Пусть пастырь спит. Я до обедни

Пройду росистую межу,

Ключ ржавый поверну в затворе

И в алом от зари в притворе

Свою обедню отслужу.

Обедня в притворе” – в этом вся интеллигенция начала века, на что обратил внимание и Сергей Булгаков на религиозно-философских собраниях, что “наша интеллигенция готова выпускать из своей среды не только новых лютеров, но даже новых пророков и новых апостолов и едва ли не основателей новой Церкви”.

Такова трагическая реальность, в которой Блок должен быть жить. Позднее Нектарий Оптинский засвидетельствует, что Блок прощён от Бога и находится в раю.

Блок может быть понят и рассмотрен только в свете Христовой правды; рассмотрен только средствами православных мыслительных категорий. Именно поэтому совершенно путается не только критика, а и православное духовенство; но интересно то, что чётче критики оказывается цензура. Например, пытались запретить лирическую драму Блока “Незнакомка”. Потому что какая-то там “звезда Мария”, которая обращается здесь на земле в человека, а потом снова уходит в звезды. Что-то здесь есть от кощунственного восприятия Богородицы. Очень серьёзно попал в самую точку цензор, – а это ведь ещё и “соловьёвщина”, это те же Сергей Булгаков, Флоренский – все они были декаденты.

Тогдашняя иерархия относилась к “началу века” с большим и серьезным вниманием. Это и Антоний Вадковский; пастырь русской интеллигенции Сергий Страгородский.

В ту пору вполне ещё православный иерарх Евдоким Мещерский, ректор Московской Духовной академии, принимает у себя преподавателя академии отца Павла Флоренского, ещё не сложившего с себя священнический сан. Тот показывает ему всякие пророчества “начала века” и обращает внимание на то, что первые пустынники - это не то, что мы сейчас имеем в Патерике, так как это все уже сорок раз отредактировано и сорок раз прочищено. А так как профессура читала и манускрипты, то Флоренский говорит, что первая христианская мысль и, особенно, раннее египетское пустынножительство, это удивительно похоже на то, что мы имеем “здесь”, то есть в русском “начале века”.

1 У Ницше – Бог умер и теперь Бог – я.

2 У Вагнера Христос – это “несчастный сын назорейского плотника”.

7.08.1921. – Умер поэт Александр Александрович Блок

Смертельная "музыка революции" Александра Блока

Александр Александрович Блок (16.11.1880–7.08.1921), русский поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье (фамилия, видимо, немецкого происхождения). Отец был профессором права Варшавского университета, деятелем православно-монархического движения. Мать – А.А. Бекетова, писательница, разошлась с отцом Блока вскоре после женитьбы. Детские годы поэта протекали в семье деда Бекетова, ректора С.-Петербургского университета, и в его подмосковном имении Шахматово. Будучи впечатлительным мальчиком, уже в детстве Блок начал писать стихи, выражая в них свое эмоционально-чувственное восприятие мiра. После окончания гимназии Блок поступил в 1898 г. на юридический, а в 1901 г. перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1906 г. В 1903 г. Блок женился на Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери выдающегося химика-черносотенца .

Примерно к тому же времени относится знакомство Блока с писателями Андреем Белым, В. Брюсовым и их "декадентской" средой, погруженной в собственный мiр утонченного эстетизма и страстей, гордого и в то же время пессимистического индивидуализма, чувственной мистики, эротизма, отрицания традиционных нравственных норм; постоянными темами у них являются мотивы смерти и пола. Нельзя отрицать, что декадентов, особенно так называемых символистов, увлекало и ощущение религиозно-божественного уровня, но в лучшем случае оно расплывалось в чувственном тумане нецерковных символов, как будто никто ранее об этом ничего не писал. А в худшем – это было игнорирование исторически сложившихся христианских духовных ценностей вплоть до эстетизации зла. Раннее творчество Блока развивалось в этой атмосфере, вот типичный образец (1900):

Увижу я, как будет погибать
Вселенная, моя отчизна.
Я буду одиноко ликовать
Над бытия ужасной тризной.

Пусть одинок, но радостен мой век,
В уничтожение влюбленный.
Да, я, как ни один великий человек,
Свидетель гибели вселенной...

Погруженный с юности в мiр душевной мечтательности и мистики, молодой Блок испытал также увлечение романтизмом и поэзией с его культом "вечно-женственного" и "мiровой души", что отразилось в книге Блока "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Эта "женственная" тема, в том числе в мистически-религиозном обличье, неотступно проявлялась и во всем дальнейшем творчестве поэта.

Хотя был и сам последователем сомнительных идей В. Соловьева, высказался позже об этой "религиозности" Блока резко, но точно: «Мистика Блока подлинна, но – по терминологии Православия – это иногда "прелесть", иногда явное бесовидение, видения его подлинные, но это видения от скудости, а не от полноты...». «Характерная особенность блоковских тем о Прекрасной Даме – изменчивость её лика, встречи с нею не в храме только, но в "кабаках, переулках, извивах", перевоплощаемость её, святой, в блудницу, "Владычицы вселенной красоты неизреченной", "девы зари купины" – в ресторанную девку – изобличает у Блока хлыстовский строй мысли, допускающий возможность и даже требующий воплощение Богородицы в любую женщину. Стихи утонченного русского поэта и домыслы грубейшей русской секты соприкоснулись в своём глубинном. И "культура" и "некультурность", от культа оторвавшись, – одинаково его исказили, заменив культовую хвалу Владычице непристойной на неё хулой. Хула на Богородицу – существенный признак блоковского демонизма»» ("О Блоке". М., 1931).

Несколько подтолкнула поэта к отходу от декадентов. Блок обращается к народной мифологии (сборник "Нечаянная радость", 1906; и др.). В статьях и публичных докладах 1907–1908 гг. центральной для Блока становится тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция"). Цикл стихотворений "Родина" (1907-1916), в том числе "На поле Куликовом" (1908), и интерес к "почвенническому" литератору 1840-х гг. А.А. Григорьеву (в 1916 г. Блок издал со своими комментариями его стихи) позволяют рассматривать поэта уже как русского патриота, особенно с началом войны.

Но патриотизм его был скорее художественно-эмоциональным и душевным, без духовного историософского обоснования. Это стало основной помехой и тому, что большой художественный талант Блока, его предчувствия революционной катастрофы и отношение к ней, когда она свершилась, не приобрели должной духовной "огранки", ограничиваясь собственным душевно-чувственным мiрком, как у тех же декадентов. В 1906 г. Блок написал о "Деве-революции" (очередное воплощение его образа "Прекрасной Дамы"): «О, Дева, иду за тобой - / И страшно ль идти за тобой / Влюблённому в душу свою, / Влюбленному в тело своё?» .

После выхода сборников "Снежная Маска" (1907), "Лирические драмы" (1908), "Земля в снегу" (1908), "Ночные Часы" (1911) и трехтомного собрания стихотворений (изд-во "Мусагет", 1911–1912) упрочилась поэтическая слава Блока. Лирика его наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный мiр", 1909–1916; цикл "Пляски смерти", 1914).

Однако зависимость от либеральной литературной среды преодолеть было трудно. В 1911 г., поддаваясь юдофильской повинности российской интеллигенции, Блок подписал в защиту Бейлиса, против суда над ним по обвинению в . Заметим, что, вопреки некоторым еврейским источникам, Блок не был евреем. Его отношение к еврейскому вопросу было, наверное, не очень научным, но эмоционально вполне однозначным. Так, незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910–1921) с безпощадной оценкой "железного" XIX и "бездомного" XX веков содержит такие слова: «Ведь жизнь уже не жгла – чадила, / И однозвучны стали в ней / Слова: "свобода" и "еврей"...» . Зинаида Гиппиус в своих воспоминаниях писала, что она была в ужасе, когда Блок в годы говорил, что «пришла пора перевешать всех жидов». Писатель-мемуарист Роман Гуль сообщил об "антисемитизме" Блока следующее: литературовед Илья Груздев, в 1920-е гг. готовивший к печати "Дневники" Блока сокрушался: «Нельзя полностью издать, ну никак нельзя, – ты себе не представляешь, какой там густопсовый антисемитизм» (Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк, 1981. Т.1. С. 278).

Тем не менее еврейская суть "русской революции" не помешала Блоку видеть в ней некую "очистительную бурю". писал о нем в "Окаянных днях": «Блок открыто присоединился к большевикам. Напечатал статью, которой восхищается Коган».

И Блок встретил именно с давней надеждой на преображение мiра этой "очистительной бурей". В начале мая 1917 г. он был принят на работу в "Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств" в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которая была опубликована в журнале "Былое" 1919 , № 15), и в виде книжки под названием "Последние дни Императорской власти. По неизданным документам" (Петроград, 1921). Книжка начинается с оправдания Блоком Февральской революции как неотложной "операции" над тяжело больным государственным телом, далее идет стандартное очернение "безвольного" и Императрицы, которая якобы "управляла Россией" под "влиянием Распутина". Доказательств этому в документальной книге не содержится, поскольку их не обнаружила и сама Комиссия.

Захват власти большевиками отразился в крупнейшей послеоктябрьской поэме Блока "Двенадцать" (1918):

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную.
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!..

Чудовищные слова в русской поэзии... Двенадцать красноармейцев-гопников, во главе которых идет Христос с красным флагом богоборческого Интернационала (!), кощунственно пародируют двенадцать апостолов даже именами: Ванька "ученик, его же любляше" – явно указывает на апостола Иоанна, Андрюха – на Андрея Первозванного, Петруха – на Петра. Однако для православного читателя предводитель этой шайки никак не мог быть Христом – только антихристом, выдающим себя за Христа.

Поэма стала роковой вехой для самого Блока, в том числе в резко изменившемся отношении к нему многих людей. Для он стал совсем своим: «Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в своей знаменитой поэме "Двенадцать"». А поэт Георгий Иванов вспоминал фразу, сказанную ему : «Он (т.е. Блок), написав "Двенадцать", вторично распял Христа и ещё раз расстрелял Государя».

Правда, некоторые критики (В. Шкловский) отмечали, что поэма написана скорее ерническим и даже блатным стилем, учитывая также манеру ее исполнения в подражание эксцентричному шансонье М.Н. Савоярову, о чем есть свидетельство и в записных книжках Блока. То есть нельзя полностью и буквально отождествлять слова ее "лирического героя" с самим автором. Однако границу между ерничаньем и кощунством тут увидеть трудно. К тому же "Двенадцать" не были единичным приступом умопомрачения поэта. Блок планировал написать "Пьесу из жизни Иисуса" с насмешками над Евангелием (план был напечатан в конце 1920-х гг. в журнале "Русский Современник", книга 3: "Замыслы, наброски и замeтки Александра Александровича Блока, извлеченные из его посмертных рукописей"; см. также об этом в "Автобиографических заметках" Бунина).

В любом случае демонические симпатии Блока к революции в то время были несомненны. Закончив эту поэму, Блок похвалил себя в Записной книжке: «Сегодня я – гений»... Надежду, что кровавый переворот обновит Россию, Блок провозглашает и в опубликованной тогда же статье "Интеллигенция и революция".

«Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию. Вспоминаются слова Тютчева: "Блажен, кто посетил сей мiр / В его минуты роковые, / Его призвали всеблагие, / Как собеседника на пир, / Он их высоких зрелищ зритель.."

Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, – это называется революцией. Меньшее, более умеренное, более низменное – называется мятежом, бунтом, переворотом. Но это называется революцией.

Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом.

Размах русской революции, желающей охватить весь мiр (меньшего истинная революция желать не может, исполнится это желание или нет – гадать не нам), таков: она лелеет надежду поднять мiровой циклон, который донесет в заметенные снегом страны – теплый ветер и нежный запах апельсинных рощ; увлажит спаленные солнцем степи юга – прохладным северным дождем. "Мир и братство народов" – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать...

Стыдно сейчас надмеваться, ухмыляться, плакать, ломать руки, ахать над Россией, над которой пролетает революционный циклон» (9 января 1918 г.).

Узнав о разгроме своей семейной усадьбы, Блок произнес: «Так надо. Поэт ничего не должен иметь»... Но иметь чувство боли за разгром – не усадьбы, а самой православной России – разве не должно быть элементарным для любого русского человека?.. Похоже, именно декадентская эстетизация зла так и осталась у Блока непреодоленной в православных координатах осознания происходящего. "Музыка революции" привлекала поэта разрушительной "эстетикой новизны", но манящее чувство новизны всегда было одним из самых успешных инструментов сатаны.

Написанное тогда же опять-таки "знаменитое" стихотворение "Скифы" (30 января 1918 г.), обращенное к европейцам с их обличением (которое именно этим поныне многим нравится), рисует грубовато-языческий портрет русского народа, который никогда не приобщался к православному смыслу бытия. Совершенно непонятно, какое отношение к православным русским имеют язычники-скифы и почему мы "азиаты" с "азиатской рожей".

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!..
Мы любим плоть – и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?..

И это вся "историософия", которую поэт вынес из антирусской "русской революции"? А ведь главную движущую силу ее Блок не мог не видеть, о чем свидетельствуют его записи. Журнал "Наш современник" (№ 8, 1991) напечатал упоминавшиеся Р. Гулем "антисемитские" фрагменты дневников и записных книжек поэта. Приведем несколько цитат из них.

«Чем более жиды будут пачкать лицо комиссии [по расследованию "преступлений царского правительства"], несмотря даже на сопротивление "евреев", хотя и ограниченное, тем более она будет топить себя в хлябях пустопорожних заседаний и вульгаризировать при помощи жидков, свои "идеи" (до сих пор неглубокие), – тем в более убогом виде явится комиссия перед лицом Учредительного собрания. В лучшем случае это будет явление "деловое", то есть безличное, в худшем – это будет посмешище для русских людей, которые – судить не осудят, но отвернутся и забудут» (4 июля 1917 г.).

«История идёт, что-то творится; а жидки – жидками: упористо и смело, неустанно нюхая воздух, они приспосабливаются, чтобы не творить (т. е., так как – сами лишены творчества; творчество, вот, грех для еврея). И я хорошо понимаю людей, по образу которых сам никогда не сумею и не захочу поступить и которые поступают так: слыша за спиной эти неотступные дробные шажки (и запах чесноку) – обернуться, размахнуться и дать в зубы, чтобы на минуту отстал со своим полуполезным, полувредным (губительным) хватанием за фалды… Господи, когда, наконец, я отвыкну от жидовского языка и обрету вновь свой русский язык…» (27 июля 1917 г.).

«Жизнь – безграмотна. Жизнь – правда (Правда). Оболганная, ожидовленная, обо……. – но она Правда» (11 января 1918 г.).

Блока с такими взглядами большевики, конечно, терпели лишь как видного "попутчика" – одного из многих в то время (таковыми были и , Клюев, Пастернак). В феврале 1919 г. Блок был арестован петроградской ЧК. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Но за него вступился нарком просвещения Луначарский, и после двух долгих допросов Блока освободили. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили впечатлительного поэта. Художнику Анненкову, автору иллюстраций к первому изданию поэмы "Двенадцать", он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мiровая революция превращается в мiровую грудную жабу!».

Тем не менее Блок продолжал общественную деятельность, в которой всё больше были заметны критические нотки по отношению к власти. В 1920 г. он был избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов. В этой должности в январе 1921 г. в годовщину смерти Блок выступил в Доме литераторов со своей речью "О назначении поэта". Она тоже считается "знаменитой". В ней, помимо туманных размышлений о том, что «мiровая жизнь состоит в непрестанном созидании новых видов, новых пород... мы занимаем какое-то место в мiровой культуре и сами способствуем образованию новых пород», Блок осудил усиливавшуюся большевицкую цензуру: «Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем; жизнь потеряла смысл... Пускай же остерегутся... те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение. Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единосущно и нераздельно» .

Однако почему же цели искусства "неизвестны"? Неужели они не определяются смыслом жизни, истории, бытия – Замыслом и Законом Божиим? В таком случае, что значит применение Блоком к искусству определения Святой Троицы: "оно единосущно и нераздельно" – чему и с чем? Эта последняя фраза тут явно для красного словца – что называется "всуе"...

Итак, Блок разочаровывается в "музыке революции", которая оказывается не только цензурой, но и кровавой какофонией. Возможно, стыд за одобрение этой революции вызывает глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока от целого букета болезней, которым его тело почему-то не сопротивлялось: подагра, малокровие, неврастения, расширение вен, нервное и физическое истощение, "галлюцинации", разрушение мозга, приступы ярости, осознание своего безсилия и предсмертная тоска. К тому же выезд для лечения за границу "музыканты революции" ему не разрешили. Луначарский, отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его».

Однако, вероятно, подлинная причина его смерти – отчаяние: осознание своего духовного поражения без осознания выхода. Даже советский критик В. Шкловский верно отметил: «Блок принял революцию не двойственно. Шум крушения старого мiра околдовал его... Блок потерпел крушение дела, в которое он вложил свою душу. От старой дореволюционной культуры он уже отказался. Новой не создалось... Несли его до Смоленского кладбища на руках. Народу было мало. Все, кто остались. Неверующие хоронили того, кто верил».

Перед смертью Блок пытался найти все экземпляры "Двенадцати" и "Скифов", чтобы уничтожить их. Но они уже вошли в историю "русской революции"... На смертном одре Блок бредил, волнуясь единственной мыслью: все ли экземпляры поэмы "Двенадцать" уничтожены. Был ли это только стыд – или же поэту была дарована последняя возможность покаяния?

Использованная литература:
М.М. Дунаев. Православие и русская литература. Т. V. Гл. 14.
И.А. Бунин. Автобиографические заметки.
В.Б. Шкловский. Гамбургский счёт: Статьи – воспоминания – эссе (1914–1933).
С.А. Небольсин. Искажённый и запрещённый Блок // Наш современник. 1991. № 8.
Анатолий Глазунов. Писатели. 20. Блок.

PS. Жалко раба Божия Александра при таком таланте, который мог бы послужить Богу и России, но скольких ввел и всё еще вводит в соблазн своими "Двенадцатью"... Однако Господь ему Судия... В заключение ниже хотелось бы поместить несколько наиболее удачных его стихотворений, созвучных с названием нашего календаря "Святая Русь" – прошу предложений от знатоков его творчества.
Впрочем, есть ли у него такие безупречные стихи? Везде, где о России, слышатся навязчивые и досадные отголоски "вечно-женственного"... Даже в патриотическом цикле "Родина". Например, "На поле Куликовом" – перечел сейчас: "О, Русь моя! Жена моя!.." – не то... Все-таки Родина для нас не "жена" и не "невеста" (как тоже часто читаем у Блока), а Мать. Или еще стихотворение "Россия": "Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу! / Пускай заманит и обманет..." – зачем же отдавать свою красу обманщику? Да и никогда не поступала так Россия, даже большевикам не отдалась добровольно, а долго сопротивлялась.

Разве что примечательно вот это стихотворение, если не обращать внимания на год написания (1914), а посмотреть на него послереволюционными (и для Блока посмертными) глазами как на его некое "пророчество" о себе и многих других таких же "попутчиках революции", отдавшихся обманщикам:

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота – то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, –
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят Царствие твое!

Вспомнилось еще:

"Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты..."
==
Какая легкость! Сразу видно, человек не нюхал большевичья.
Ну, 1908 год, задним умом все крепки. Но тем не менее.. Тем не менее строки уже дико, кричаще НЕАКТУАЛЬНЫ. На выходе из мясорубки ведь изуродованная страна, какую составляющую ни возьми. Что народ, что территория, что экономика. Зубрят ли эти строки по-прежнему в школах? Наверное, зубрят.