Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел». Какое чувство вызывает песня у души? Почему

/ / / История создания стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение М.Ю. Лермонтов создал в 16-летнем возрасте (1831 г.). В первой редакции оно имело название «Песнь ангела». Сохранилось два автографа текста: на отдельном листе и в альбоме Верещагиной. И хоть стихи Михаил Юрьевич начал писать гораздо раньше, это творение стало одним из первых, которое молодой поэт воспринимал всерьез. Исследователи его жизни и творчества до сих пор не разгадали до конца тайну истории создания стихов.

Ни для кого не секрет, что Лермонтов очень рано потерял мать. Мария Михайловна ушла из жизни, когда сыну едва исполнилось три года. Литературоведы и биографы считают, что в основе ангела автобиографические мотивы: трепетные воспоминания о песне, которую мать напевала над колыбелью. Известно, что женщина имела талант к музыке, любила играть на фортепиано, взяв на руки сына. Не удивительно, что в памяти Лермонтова сохранилась именно песня матери.

Можно выдвинуть и другую гипотезу об «истоках» стихотворения. Отец Лермонтова умер осенью 1831 г. Возможно, поэт чувствовал скорую потерю близкого человека, в этом состоянии в его блокноте появлись строки «Ангела». Эта версия менее правдоподобна в сравнении с первой. Тем не менее, она имеет право на существование. Михаил Юрьевич мало общался с отцом из-за запрета бабушки, но прекрасно знал, что Юрий Петрович его очень любил.

В 1831 году Лермонтов уже был студентом Московского университета. Здесь он сталкивался с первыми трудностями взрослой жизни, знакомился с новыми людьми. Сердце юноши еще пылало безответной любовью к Екатерине Сушковой. В таких обстоятельствах молодой человек чувствовал острую необходимость в поддержке самых близких людей – родителей. И он представлял, что они всегда рядом, как ангелы.

Не зря дорогой душе образ М. Лермонтов скрывает под «маской» ангела. Поэта воспитывала бабушка, которая очень серьезно относилась к религии. В сердце внука она тоже пыталась зажечь огонек веры. В молодости Михаил Юрьевич не особо верил в высшие силы, но о том, что каждого человека охраняет ангел, слышал неоднократно. Образ ангела, созданный в одноименном произведении, соответствует библейским представлениям. Серафим тихо летает по небу и поет святую песню о рае и Боге.

Литературоведы утверждают, что на момент написания стихотворения поэт уже задумал создать поэму «Демон». Эта задумка повлияла и на стихи «Ангела». В нем, как и в «Демоне» есть душа, которая покинула рай, хоть и не была оттуда изгнана.

Стихотворение «Ангел» было напечатано при жизни Лермонтова, чего «удостоились» немногие его шедевры. Из юношеских творений поэта это единственное, которое опубликовал сам автор. Впервые «Ангел» увидел мир в «Одесском альманахе на 1840 г.», изданном в 1839 г.

Сегодня произведение известно не только русскому читателю, ведь существуют переводы текста на английский. Неоднократно стихотворение выбиралось композиторами для создания романсов. В свое время оно приглянулось А.Г. Рубинштейну, Н.А. Римскому-Корсакову, А. Е. Варламову.

История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы Прокофьева Наталья Николаевна

«Ангел» (1831)

«Ангел» (1831)

Лермонтов хотел бы видеть мир, как и мечтали романтики, гармоничным, прекрасным и совершенным. Но жизнь предстала Лермонтову, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. На фоне этой дисгармонии отчетливее проступают идеалы поэта.

Стихотворение «Ангел» – одно из немногих, в которых отрицание, сомнение и скепсис значительно смягчены. Лирический «сюжет» стихотворения прост и связан не только с биографическими событиями (воспоминания о песне матери), но и с христианской мифологией, согласно которой человек – существо двойственное: в нем слиты бессмертное (душа) и смертное (тело); если тело принадлежит земле, праху, то обиталище бессмертной души – небо; при рождении душа вселяется в тело, и местом ее пребывания становится земля, а после смерти, когда тело превращается в тлен, душа снова возвращается на небо, на свою исконную родину.

В стихотворении Лермонтова отражена первая часть мифа: ангел несет «младую душу» с блаженных небес в земную юдоль. Перенесенная на землю, душа разочарована: она слышит «скучные песни земли», тогда как в ее памяти сохранились небесные звуки. Но если содержание «песен земли» ясно, то, что означают звуки, – неизвестно. Смысл их давно утрачен. В раннем автографе после третьего четверостишия была еще одна строфа, впоследствии исключенная:

Душа поселилась в творенье земном,

Но чужд был ей мир. Об одном

Она все мечтала, о звуках святых,

Не помня значения их.

Покидая небо, душа обречена забыть слова, их сокровенные значения. Ее память хранит только звуки, но никак не смысл. Значение, смысл утратились, и на них способны намекнуть лишь звуки. Но это означает, что распалась гармония между звуком и словом, между звуком и значением, между небом и землей. Мысль о звуках, составляющих неизвестные слова и утративших значение, выразилась в целом ряде ранних и зрелых стихотворений Лермонтова («Звуки», «Есть звуки – значенье ничтожно…», «Слышу ли голос твой…», «Она поет – и звуки тают…», «Как небеса, твой взор блистает…», «Есть речи – значенье…» и др.).

Типичная для романтиков тема невыразимости чувств и мыслей, встречаемая у Жуковского, Тютчева, Фета, находит в Лермонтове оригинального истолкователя. Пушкина эта тема не занимала, потому что он не сомневался в поэтических возможностях слова выразить все оттенки чувств и мыслей. Он не сомневался также в своей способности настолько овладеть языком, чтобы сделать его послушным и податливым орудием для выражения чувств и мыслей. Однако русские и европейские романтики думали иначе. Они полагали, что внутренний мир человека, жизнь души нельзя передать словом и речью. Мысль и чувство, таимые в душе и невысказанные, совершенно непохожи на мысль и чувство, выраженные словом. «Мысль изреченная есть ложь» – твердо уверен Тютчев. Те оттенки и та вибрация чувств, та атмосфера, которую они создают и в которой только и выражается сокровенная правда души, не могут быть запечатлены «языком» и словесной речью, – утверждает Жуковский в стихотворении «Невыразимое».

У Лермонтова эта романтическая проблематика повернута иной гранью. Поэт считает, что словом нельзя выразить ни подлинную мысль, ни подлинное чувство. Переживание души не поддается выражению, но причины этого заключены не в ограниченных способностях человека, не могущего стать властелином слова и речи и не в возможностях слова или речи, заключенных в них, а в более глубоких причинах, от которых зависят и человек, и его речь.

Внутренний человек не может выразить себя во внешней речи вследствие распада связей между человеком и Вселенной, которая носит абсолютный и неустранимый характер. Слова, порожденные земным миром или возникшие на его почве, обычно лживы и не вольны, как фальшива и не свободна поэтическая размеренная речь («Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья»). Слова становятся живыми только в том случае, если состоят из живых звуков («Созвучье слов живых»). Звуки же рождаются не на земле, а на небе, и в них заключен небесный огонь и небесный свет. Звуки, как и слова, – неземного происхождения. Они выражают идеальные в своей чистоте, свободные от всяких посторонних (социальных, идеологических и прочих) примесей, обнаженные, голые, прямые страсти, чувства, мысли и переживания. Там, на небесной родине, каждый звук правдив и каждый звук полон смысла, значения. Между звуком и значением, как и между звуком и словом, несущим значение, нет раздора. «Из пламя и света рожденное слово» – это слово небесное. Из таких слов составлено Священное Писание, такими словами начертан Апокалипсис. Однако на земле согласие между звуком и словом исчезает: звуки – хранители памяти о своем небесном происхождении – лишаются значения и смысла, оставаясь живыми и отторгнутыми от слов («И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой»). Душа внимает звуку, откликается на него, но, пребывающая на земле, уже не помнит значения «звуков святых», которые для нее становятся темными, неясными и таинственными. Значения слов, утратив свою небесную звуковую форму, легко искажаются, принимая земную: порок может быть назван благом, грех – добродетелью, грязь – чистотой. Только в небесном слове, «рожденном из пламя и света», только в небесной речи звуки и значения, звуки и смыслы пребывают в согласии. Но такое слово на земле редко («Она поет – и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит – и небеса играют В ее божественных глазах…»). Чаще несущее печать божества слово «Не встретит ответа Средь шума мирского». Однако, если даже «значенье Темно иль ничтожно», – небесные чувства узнаются по звукам («В них слезы разлуки, В них трепет свиданья»). Для того чтобы без оглядки предаться высоким настроениям и переживаниям, нужно быть настроенным на неземную волну:

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав его, я

Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

Волшебные звуки в земном мире внятны лишь немногим, но по ним духовно родственные души безошибочно узнают друг друга.

Итак, рациональное значение в «звуках земли» исчезло, душа на земле «забыла» и не может вспомнить смысла неземных речей, но небесная сила, святая и обладающая чудодейственной властью, не покинула звуки, не истощилась в них и не умерла:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

В этом состоит, по Лермонтову, секрет воздействия поэзии. Однако земной человек может лишь томиться напрасным желанием постичь небесную истину в ее красоте и красоту в ее подлинности, но достичь такого понимания ему не дано. Только поэт способен проникнуть в иной мир и передать звуками и словесной музыкой не смысл, не значение, не содержание неземных песен, а свою тоску по прекрасному и совершенному миру, свое томление по нему и страдание от того, что не может его выразить в той настоящей исконной полноте, какая присуща запредельному миру и какую чувствует в душе. Как каждый человек, поэт наделен бессмертной божественной душой, но, кроме того, он одарен гениальным поэтическим даром, и в нем горит творческий огонь, сродный божественному творческому огню. Тем самым Бог по своей воле сделал его своим провозвестником, наделил своим голосом (глас поэта – глас Божий), передал часть своей могучей созидательной силы. Но сходными способностями обладает и бессмертный демон – соперник Бога. Его речь тоже могущественна и выразительна. Неслучайно Лермонтов употребил выражение «святая прелесть». Если принять во внимание тогдашнее словоупотребление, то сочетание «святая прелесть» – типичный оксиморон, ибо «прелесть» (обольщенье, обман, соблазн, совращение от злого духа) никак не может быть «святой». Эти значения противоположны. Тем самым поэтическая речь, выраженная в звуках, в словах, в ритмах, – внушающая речь, обладающая и могучей святой, благодатной и не менее могучей чарующей, способной околдовать, обольстить и даже погубить силой. Так поэт у молодого Лермонтова двоится на избранника небес и на демонического соперника Бога. Раскрыть содержание внутренней жизни лирической личности могут лишь трое: автор-поэт. Бог и демон («кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто!», «И часто звуком грешных песен, Я, Боже, не тебе молюсь», «И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей, И муза кротких вдохновений Страшится неземных очей»). В этом противоборстве звуков «святых», ангельских, и звуков «прелестных», демонических, а часто и в их неразличимости заключены подлинное страданье и подлинная трагедия: с одной стороны, поэт признается в своей тревоге, обращаясь к Богу («Молитва»), что «редко в душу входит Живых речей Твоих струя…», а с другой, – он не может отделаться от прельщающей пагубы неугасимого чудного пламени, «всесожигающего костра», из которого рождаются страсти и который возбуждает «страшную жажду песнопенья».

Из книги Приближение к Снежной Королеве автора Головин Евгений Всеволодович

Лексикон: рецензия на роман Г. Майринка «Ангел Западного Окна» Роман «Ангел Западного окна» встретил у критиков конца двадцатых годов очень прохладный прием. Литературоведы ругали его за расплывчатость замысла и композиции, за нарушение художественного баланса,

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

А. А. Дельвиг (1798–1831) 51. Русская песня Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, Где всю ночку пропоешь? Кто-то бедная, как я, Ночь прослушает тебя, Не смыкаючи очей, Утопаючи в слезах? Ты лети, мой соловей, Хоть за тридевять земель, Хоть за синие моря, На

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора

В. С. Курочкин (1831–1875) 68 Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

М. Н. Соймонов (1831–1888) 77. Бабье дело На полосыньке я жала, Золоты снопы вязала - Молодая; Истомилась, разомлела… То-то наше бабье дело - Доля злая! Тяжела, - да ничего бы, Коли в сердце нет зазнобы Да тревоги; А с зазнобой…

Из книги Том 2. Литературно–критические статьи и художественные произведения автора Киреевский Иван Васильевич

А. А. Дельвиг (1798–1831) В отличие от Вяземского, лицейский и послелицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг облек свой романтизм в классицистические жанры. Он стилизовал античные, древнегреческие и древнеримские стихотворные формы и размеры и воссоздавал в своей

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Последний сын вольности» (1831) В поэме угадывается время, наступившее после поражения восстания декабристов: сторонники Вадима, находящиеся «В изгнанье дальнем и глухом», задумываются над тем, «Как вольность пробудить опять». Одновременно в духе декабристской поэзии

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

«Странный человек» (1831) Эта драма стала продолжением и усложнением романтической драматургии, начатой пьесой «Люди и страсти».Сюжет ее также носит, по признанию самого Лермонтова, автобиографический характер и касается юношеской любви поэта к Н. Ф. Ивановой. В

Из книги Классики и современники автора Басинский Павел Валерьевич

«Телескоп» (1831-1836). После закрытия в 1834 году журнала Полевого на первый план литературной жизни 1830-х годов вышел журнал Николая Ивановича Надеждина (1804-1856) «Телескоп» и приложение к нему – газета «Молва». Надеждин родился в семье дьякона в Рязанской губернии, был зачислен

Из книги Зарубежная литература XX века: практические занятия автора Коллектив авторов

Из книги Наш влюбленный Пушкин автора Егорова Елена Николаевна

ГЛАВА 17 Н.С. ЛЕСКОВ 1831-1895 Так сложилось, что Николаю Семеновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX в. Нелюбимый, затравленный, неоцененный и непризнанный современниками, он прошел большой, сложный, временами

Из книги Литра автора Киселёв Александр

Отпавший ангел. Выписки из его дневника IСнова - который раз? - созерцал Иегову. Он совершенен. Сидит на престоле - вечный юноша, нежный и твердый. Прекрасен до невозможности. Престол Его - куб: закономерность, законченность, точность. Под ногой Его - шар: замкнутость,

Из книги Живым не верится, что живы... автора Лазарев Лазарь Ильич

Светлана Василенко: Ангел радиации В степи пионеры выливают суслика. С чувством исполняемого долга льют ведрами холодную воду с хлоркой в сухое, теплое убежище маленького зверя. Обе стороны затаили дыхание: наверху - от нетерпения и любопытства, внизу - от холода, страха

Из книги автора

Джойс Кэрол Оутс Joyce Carol Oates род. 1938 АНГЕЛ СВЕТА ANGEL OF LIGHT 1981 Русский перевод Т. Кудрявцевой

Из книги автора

Из книги автора

Лермонтов - ангел! В его демонизме есть что-то возрастное, юношеское. Смотрите, какой я не такой, какой глубокий, какие во мне бездны духа разверзаются! Ну кому это не знакомо? Но Лермонтов потому и гений, что чувствует ограниченность, бесплодность и пустоту отрицания.

Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) некоторые исследователи считают ключом ко всей его поэзии. Да и сам поэт, по всей видимости, придавал ему особое значение: ведь это одно из немногих юношеских стихотворений, которое включено им в сборник произведений 1839 года, а Лермонтов был очень строг к их отбору. Значит, «Ангел» чем-то дорог ему. И в самом деле, в этом стихотворении много «знаков» лермонтовского мироощущения и мировосприятия.

Действо его совершается в необъятных просторах Вселенной и прежде всего в небесах, хотя устремлено оно к земле. Участники этого действа: месяц, звёзды, тучи, ангел, духи, душа. За ними угадывается Творец, объединяет их «тихая святая» песня ангела «о Боге великом» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кущами райских садов». В этой песне вся суть жизни, она определяет тот пик совершенства, к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и томления её в «мире печали и слёз».

К образу ангела не раз обращались и художники слова, в том числе и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот образ возникает во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из ранних, юношеских стихотворений, созданному в 1831 году. Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет … Некоторые считают, что в нём ключ ко всей поэзии Лермонтова. Следовательно, и для нас понимание его очень важно.

История создания стихотворения «Ангел».

Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие соотносят его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери. Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла. Но помнил её голос и мелодию колыбельной песни, которую она певала над ним. «Когда я был трёх лет, — вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне покойная матушка». Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.

А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Стихотворение выразительно читает учитель.)

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?

Детям стихотворение нравится своей мелодичностью. Они замечают, что настроение его меняется от начала к концу произведения: если вначале оно радостное, умиротворённое, светлое, то к концу становится печальным, в чём-то даже безысходным.

Какие картины вам представлялись, когда вы читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «небо полуночи»?

Сравните словосочетание небо полуночи с возможным небо полночи. Некоторым семиклассникам представляются райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поёт нежные песни. Но большинство рисует звёздное небо, по которому плывет лёгкое белое облачко; приближаясь, оно всё больше принимает очертания грациозной фигуры ангела с младенцем на руках … Голова склонена к младенцу, кудри касаются его щеки.

«Небо полуночи» учащимся кажется праздничным, сияющим мириадами звёзд, которые, словно свита, сопровождают посланца Бога, а месяц стелет ему похожий на кисейное покрывало путь. Небо не мрачное, не чёрное,скорее оно напоминает тёмно-синий бархат, в котором, словно корона, сверкает золотой месяц. Небо исполнено благоговейного внимания к песне ангела. Небо полночи, наверно, выглядело бы по-другому: непредсказуемое, настораживающее, полное страшных тайн и снов.

Почему так отчётливо, так ясно видится в ночном небе ангел?

Он светлый и потому особенно выделяется в темноте ночи и становится ещё ярче в свете звёзд и месяца.

Откуда и куда держит путь ангел? Какова его цель?

Ангел спускается с неба на землю, куда он несёт «душу младую». Обратите внимание на первое и последнее слово стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство произведения до космического, вселенского и чётко обозначают небесный и земной миры.

От кого мы узнаём о небесном мире? Каким вам представляется небесный мир?

Попробуйте доказать, что он воплощение гармонии. О небесном мире поёт ангел. Из его песни этот мир предстаёт перед нами прекрасным и гармоничным — в нём под райскими кущами блаженствуют безгрешные духи, а на них с радостью взирает Бог. Вся Вселенная внимает этой песне.

Какими эпитетами охарактеризована песня ангела? (Тихая, святая.)

Найдите в стихотворении контекстный синоним к слову песня. (Хвала.) Значит, песня хвалебная, а хвалебная песня, как мы знаем, — это гимн или, может быть, ода. Гимн — песня торжественная, обычно поэтому достаточно громкая, величественная.

Но у Лермонтова она тихая. Почему? Для кого она поётся и зачем?

Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю. Поэтому песня тихая, как колыбельная для младенца, и одновременно святая, потому что она «о Боге великом» и о «блаженстве безгрешных духов» в раю: «младая душа» должна знать, откуда она вышла, к чему ей надо стремиться и куда вернуться. Песня — «хвала». Объясните слова «И хвала / Его непритворна была». Песня ангела искренна, полна любви к небу и Богу. Песню слушает не только «младая душа», но и небеса.

Каким словом Лермонтов подчёркивает особое внимание небес к песне ангела? (Внимали.)

Что значит внимать? В чём отличие этого слова от слова слушать? Внимать — осторожно слушать, прислушиваться, жадно поглощая слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это волю свою. То есть «месяц, и звёзды, и тучи толпой» не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех. Почему? Это песня о совершенстве небесном, о гармонии, блаженстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.

Обратите внимание, что в одной строфе душа названа сначала младой, а затем — молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского языка, второе — из современного.

Какой оттенок звучания при одном и том же лексическом значении приобретает в каждом случае слово? Старославянский язык — язык церковный. В первом случае использовано слово младая: ведь в этот момент душа в объятиях ангела, а значит, ещё чиста и невинна. Молодой, приземлённой она стала уже на земле, в «мире печали и слёз», где ею может овладевать множество соблазнов, вместе с которыми приходят и грех, и скорбь …

Что осталось от небес в этой душе?

Звук песни ангела. Слов нет — есть только мелодия. Между прочим, поэты-романтики, к которым на раннем этапе творчества принадлежал и Лермонтов, придавали особое значение музыке и считали, что только она может в
полной мере выразить душу человека.

Какое чувство вызывает песня у души? Почему?

Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю, — к небесам, к миру гармонии и блаженства. Она вызывает у неё томление по этой утраченной гармонии, рождает «желание чудное» вернуться к истокам.

А вы чувствуете, слышите звук чудесной песни ангела? Какова её мелодика? Что помогает её создавать?

Да, мы слышим эту песню в удивительном слиянии гласных (а, о, э, и, у), сонорных согласных (л, м, н), глухих звуков (п, т, х, с), которые создают ощущение плавных переливов тихой песни:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Лермонтов здесь использовал приёмы аллитерации и ассонанса. Песня томит душу, противопоставляя небесную гармонию земному миру.

Каким он предстаёт перед нами? Чьими глазами мы его видим? Какие детали помогают его
увидеть?

В земном мире нет гармонии и блаженства, он назван миром «печали и слёз», пребывание в нём кажется неимоверно долгим (И долго на свете томилась она), песни земли «скучные», Этот мир мы видим глазами «души молодой», которая не забыла песни ангела о прекрасном небесном царстве.

Почему Лермонтов так скупо описывает земной мир и так подробно — небесный?

Ведь земной он наверняка знает лучше. Небесный — воплощение мечты, идеала, устремления души к Богу, то, чего так не хватает душе на земле, и то, что она, «желанием чудным полна», с упоением рисует в своих мечтах. А земной заставляет её только плакать и томиться.

Сопоставьте земную и небесную песни. В чём различие?

Земная — скучная, небесная — святая, земная томит душу, небесная — увлекает к небесам. Первоначально стихотворение называлось «Песня ангела», затем Лермонтов изменил название. Литературовед Розанов считает, что первое название было точнее. Согласны ли вы с ним?

Читать стих «Ангел» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит как детям, так и взрослым. Это лирическое произведение заставляет читателей задумываться о Боге, о душе, о жизни на земле, а также о том, что ждет нас после смерти. Стихотворение читается очень легко. По звучанию оно напоминает колыбельную. Многие литературоведы проводят аналогию между ним и песней, которую маленькому поэту пела его мама на ночь. Хоть слова в них и отличаются, но вот тональность одинаковая. Возможно, это произведение и было написано, как детское воспоминание Михаила Юрьевича о матери.

Текст стихотворения Лермонтова «Ангел» был создан в 1831. Это одно из самых ранних произведений поэта. Опубликовано же оно было только спустя 8 лет после его написания. Высший свет с ним познакомился в «Одесском альманахе на 1840 год». Стих был подписан именем поэта. Примечательно то, что «Ангел» - это единственное юношеское произведение, которое было опубликовано при жизни Михаила Юрьевича под его именем. Все остальные стихи, написанные им в том возрасте, стали известны, как творения Лермонтова только после его смерти. В стихотворение «Ангел» Михаил Юрьевич рассказывает читателям о том, как душа попадает в тело еще нерожденного младенца. Он пишет, что именно ангел ее доставляет на землю. Сначала в стихах он летит по небу и поет ей тихую песенку. Ангел в ней славит Бога и его царство. Он поет о том, что малышу многое предстоит пережить, что в его жизни будет много трудностей, что он может неоднократно разочароваться в чем-то. Однако же он говорит и о том, что так будет не всегда. В конце концов, его будет ждать рай. Лермонтов противопоставляет в своем стихотворении жизнь на земле и жизнь на небе. Начинает он с последнего. Для него небесная жизнь представляется чем-то возвышенным. Заканчивает же стихи Михаил Юрьевич словом «земля». Для поэта жизнь на ней является низменной. При анализе этого стихотворения стоит обратить внимание на то, что поэт неоднократно использует такие литературные приемы, как аллитерация и ассонанс. Так, он пытается сделать произведение мелодичным и легким.

Стих «Ангел» Михаила Юрьевича изучается в 7 классе на уроке литературы. Нередко это произведение Лермонтова преподаватели задают учить детям на дом. На нашем сайте стихотворение можно скачать абсолютно бесплатно на телефон, планшет или любой другой гаджет. Также его можно полностью прочитать у нас в режиме «онлайн».

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

«Ангел» Михаил Лермонтов

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение , которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки . Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни , Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо» , которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни. При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали. Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души. Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.