Гизо франсуа.

Франсуа Гизо (1787-1874) - один из выдающихся французских историков эпохи Реставрации, видный представитель либеральной мысли первых десятилетий 19 в., активный политический деятель. Трудно однозначно ответить на вопрос, что доминировало в Гизо - качества политика или историка. Скорее всего, Гизо - политик дополнял Гизо - историка и наоборот.

История интересовала его потому, что он пытался понять перспективу развития человеческого общества. В историю цивилизации он всматривался не как бесстрастный исследователь, а как политик, пытавшийся найти ответ на чрезвычайно актуальный для того времени вопрос: как достичь «свободного правления» и в чем его суть.

Франсуа Пьер Гийом Гизо родился на юге Франции, в городе Ниме, 4 октября 1787 года, в буржуазной протестантской семье. Возможно, именно протестанскому воспитанию обязан Гизо созданием своей исторической концепции - убежденности в целесообразности всего хода истории, взаимозависимости и взаимообусловленности исторических эпох и, как следствие, признанию закономерностей исторического развития.

Отец Гизо - адвокат по профессии - в апреле 1794 года погиб на эшафоте за участие в революционных событиях на стороне федералистов. В 1798 году его вдова с детьми переехала в Женеву, где Гизо и получил образование. Особое внимание будущий историк уделял изучению иностранных языков и риторики, в университете он прослушал курсы по словесности, юриспруденции, философии. Впоследствии Гизо назвал Женеву своей «интеллектуальной колыбелью».

В Швейцарии собралась многочисленная французская эмиграция, центром которой было имение мадам де Сталь замок Коппет. Гизо лишь несколько раз посетил ее дом, но сумел познакомиться со многими представителями французской либеральной мысли. Однако общество эмигрантов Гизо мало удовлетворяло, его манил Париж, куда он отправляется в сентябре 1805 года, не имея ни средств, ни знакомств. Он поступает домашним учителем и секретарем в семью Стапфера (министр наук и искусств Гельветической республики). Вечера, которые устраивал Стапфер, собирали лучших представителей интеллигенции Франции, на одном из них Гизо познакомился с писательницей Полиной Мелан, ставшей впоследствии его женой. Связи семьи Мелан с правительственными кругами открыли Гизо дорогу в политическую деятельность.

В 1811 году Гизо получил место мелкого чиновника в министерстве иностранных дел, а в 1812 году Ройе-Коллар - видный политический и государственный деятель, адвокат, профессор философии - предложил Гизо место преподавателя истории в Сорбонне. На это предложение Гизо воскликнул: «Историю? Но я же не знаю ее!» и получил ответ: «Ничего, вы узнаете ее в процессе преподавания». Гизо начал усердно заниматься. В итоге, к 1830 году он сделался одним из самых уважаемых профессоров Сорбонны, аудитории во время его лекций были полны, студентов потрясала эрудиция преподавателя, свободное знание греческого, латинского и четырех европейских языков. Гизо оперировал огромным количеством фактов и документов. Все современники отмечали ораторский талант Гизо, однако подчеркивали, что этот талант сочетается у него с некоторым высокомерием: Гизо как бы поучал, говорил не на равных со слушателями.

Несмотря на успехи в науке, Гизо мечтал о политической карьере. Он примкнул к наиболее умеренному крылу либеральной оппозиции, которую представляли конституционалисты-роялисты - «доктринеры». Группа доктринеров была малочисленной, их количество никогда не превышало 10 человек. Первоначально главой этого направления был Ройе-Коллар, но с середины 20-х годов его лидером стал Гизо. Он являлся и теоретиком группы, написал огромное количество брошюр: «О представительном правлении и современном положении Франции», «О заговорах и политической правосудии», «О средствах правительства и оппозиции в современных условиях Франции» и мн. др.

Доктринеры выдвинули тезис об исторической правомерности Французской революции, ее прогрессивности с точки зрения тех принципов, которые она утверждала, и брали под защиту рожденный ею бессословный гражданский строй. Их воззрения были связаны с верой в исторический прогресс, в основе которого лежит развитие личности, ее культурный рост, расширение ее прав и свобод. Они проповедовали идею того, что революция- стадия вековой эволюции, ведущей к установлению общества более совершенного, нежели предыдущее.

Политические размышления. Поиск мер, которые обеспечили бы Франции стабильность, привели локтринеров к идее легитимной монархии. Сохранение династии Бурбонов, считал Гизо, стало бы спасением Франции, пережившей революцию. Гизо верил в необходимость сохранить идеалы 1789 года, отделить их от революции и соотнести с королевской властью. Гизо защищал Хартию 1814 года, поскольку в ней были заложены основные принципы нового общества во Франции и закреплены результаты революции. Гизо ратовал за улучшение отношений между монархией и народом путем укрепления во Франции конституционно-правового порядка.

В апреле 1814 года Гизо становится генеральным секретарем министерства внутренних дел. Находясь на этом посту он участвует в подготовке проекта закона о свободе печати и реформы народного образования.

Возвращение Наполеона заставило Гизо оставить государственную службу и покинуть Париж.

Середина 20-х-середина 40-х гг. стали временем активной литературной деятельности Гизо, когда им были написаны такие работы, как: «О смертной каре по политическим мотивам», «История представительного правления», «Опыт истории Франции», «История английской революции», «Курс новой истории» (в 6 т.), «История цивилизации в Европе», «История цивилизации во Франции» и др. В 1824 году доктринеры во главе с Гизо основали газету «Глоб», в 1827 году Гизо стал руководителем еще одного периодического издания - «Ревю Францез». Статьи этого журнала были посвящены проблемам истории, философии, литературы и одновременно, как замечал сам Гизо, проникнуты духом политики.

Рассуждая о смертной казни по политическим мотивам, он не отвергает эту меру полностью, однако, называет ее чрезвычайно опасной для правительства часто к ней прибегающего.

Идеальным общественным устройством Гизо считал представительное правление, в основе которого лежит разделение властей, выборность и публичность действий. Крайние политические течения в обществе способна, по мнению Гизо, примирить только сильная королевская власть. Поэтому для Франции, считал Гизо, главное заключается в том, чтобы король смог подняться над политическими страстями и найти в себе силы не становиться на чью-либо сторону. Когда же король увлекся политической борьбой, Гизо перешел в оппозицию к режиму Реставрации.

Гизо много работал над историей Английской революции 17 в., сравнивал ее с революцией во Франции.

Значение «Истории цивилизации в Европе» и «Истории цивилизации во Франции» заключается прежде всего в стремлении подойти к пониманию закономерностей исторического развития, в проникновении в диалектику развития исторических эпох. Гизо доказывает то, что общество никогда не распадается раньше, чем в его среде не возникает новое. Само понятие «цивилизация» означало для Гизо прежде всего идею непрерывного прогресса и нравственного совершенствования самого человека.

В 1827 году, в период правления Карла X (1824-1830), Гизо основал общество «На Бога надейся, а сам не плошай», в состав которого вошли члены школы доктринеров. Общество активно вело работу по подготовке выборов в палату депутатов, его цель состояла в том, чтобы конституционными методами добиться победы либералов на выборах. В результате уже в 1827 году либералы получили относительное большинство мест в палате депутатов.

Революцию 1830 года Гизо воспринял довольно противоречиво. Политический режим, рожденный революцией, считал он, плод не закона и разума, а страстей и политических интриг. Поэтому главную задачу он видел в преодолении революционного духа и восстановлении свободы и порядка во Франции. Вину за революцию он возлагал на Карла X и его окружение, которые изменили Хартии 1814 года.

Деятельность Гизо в 30-е гг. была многогранна. В январе 1830 года он был избран в палату депутатов, в ноябре возглавил министерство внутренних дел (занимался разработкой Хартии 1830 года), с 1832 по 1837 год был министром образования (разработал реформу народного образования, в основу которой положил принцип расширения его социальной базы и доступного начального образования для всех), с 1839 по 1840 год являлся послом Франции в Англии, с 1840 года был министром иностранных дел и фактическим главой правительства, а с 1847 года вплоть до революции 1848 года был премьер-министром. С началом революции Луи Филипп дает отставку Гизо, который, испугавшись размаха народных выступлений в Париже, бежит в Англию.

После революции Гизо вернулся во Францию и в 1849 году выдвинул свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание, но потерпел неудачу. Больше в политику он не возвращался, предпочитая заниматься литературной деятельностью. Умер Гизо 12 октября 1874 года в Валь-Рише.

Использованная литература:

Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1892

Федосова Е.Н. Франсуа Гизо: историк и государственный деятель/Новая и новейшая история. 1997. №2. С.57-68.

Гизо Франсуа

Фотография Франсуа Гизо в конце жизни.

Гизо Франсуа Пьер Гийом (François Pierre Guillaume Guizot, 4.10.1787, Ним — 12.09.1874, Валь-Рише) — французский историк, литературный критик, государственный и политический деятель. Профессор Парижского университета (1812). Его лекции по истории европейской цивилизации в Сорбонне (1828-1830) получили широкое признание в образованном парижском обществе. Среди его главных работ этого периода — «История английской революции начиная со времен Карла I» (Histoire de la révolution d’Angleterre depuis Charles I, 1826-1827); «История цивилизации в Европе» (Histoire de la civilization en Europe, 1828); «История цивилизации во Франции» (Histoire de la civilization en France, 1830), а также собрание документов по французской истории в 25 томах и по английской истории в 31 томе.

В политической жизни Франции активную роль стал играть после 1814 г. в период Реставрации и к 1819 г. стал одним из лидеров конституционалистов-роялистов, выступал за ограничение монархии установлениями законов. Занимал высокие государственные посты (министр внутренних дел, просвещения, иностранных дел, с 1847 г. — премьер-министр Франции). В 1848-1849 гг., оказавшись в результате революции 1848 г. в Лондоне как эмигрант, вернулся к исследованиям по истории Англии XVII века, в частности написал шесть дополнительных томов по истории Англии XVII в. Свои взгляды на ход исторического процесса изложил также в 9-томных «Воспоминаниях» (Mémoires), «Истории Франции, рассказанной моим внукам» (Histoire de France racontée à mes petits-enfants, 1870). В теоретическом плане важнейшее достижение Гизо — обоснование классовой борьбы как основы социального развития. Эти идеи, в частности, стали одним из важнейших источников классового подхода к изучению общества, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом и последующим марксизмом.

В работах, посвященных проблемам литературы и искусства, Гизо обосновал и применил историко-социологический подход к художественному творчеству и его восприятию в обществе. Такова в особенности трактовка Гизо театра Шекспира, направленность которого он связывал с неудовлетворенностью, испытывавшуюся английской буржуазией в отношении популярного в то время народного театра — см.: Жизнь Шекспира (работа Ф. Гизо) .

Для лингвистов значение имел составленный Гизо словарь синонимов французского языка. Для литературоведов Гизо выступает как один из предвестников социологии литературы.

Лит.: Плеханов Г. В. А. Л. Волынский «Русские критики. Литературные очерки» // Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: в 5 т. Т. V. М. : Соцэкгиз, 1958. С. 160-190; Реизов Б. Шекспир и эстетика французского романтизма: («Жизнь Шекспира» Ф. Гизо) // Шекспир в мировой литературе. Л. : Худож. лит., 1964. С. 157-197; Федосова Е. Н. Франсуа Гизо: историк и государственный деятель // Новая и новейшая история. 1997. №2. С. 57-68; Таньшина Н. П. Гизо: Теория и практика французского либерализма. М., 2000; Таньшина Н. П., Федорова М. М. Гизо // Новая Российская Энциклопедия. Т. IV (2). М., 2008; Bardoux A. Guizot. Hachette, 1894; Pouthas Ch.-H. Guizot pendant la Révolution. Plon, 1923; Idem. La Jeunesse de Guizot. Alcan, 1936; Broglie G. De Guizot. P., 1990.

Вал. А. Луков

Персоналии: Французские писатели. — Теория истории литературы: Направления и течения: Романтизм. — Историко-культурный контекст: История.

Биография

В его социальных достижениях необходимо указать закон о запрете эксплуатации детей 1841 года , на мануфактурах до восьми лет, закон, который на деле никогда не был реализован ввиду отсутствия трудовых инспекций. Кроме того, он много раз поднимал вопрос отмены рабства в колониях. В мая 1844 года , основные принципы отмены рабства были приняты Национальной Ассамблеей . в 1845 и 1846 году проблема рабства опять обсуждалась, без каких-либо видимых результатов. По факту закон предусматривал отмену рабства… но позже. Однако, предварительно сделанная работа была использована Республиканцами, когда они голосовали по инициативе Виктора Шельшера за окончательную отмену рабства в 1848 году .

Жизнь в отставке

Английское общество, несмотря на протесты некоторых политиков, приняло с распростертыми объятиями Франсуа Гизо. Ему была оказана честь как послу короля 8 лет назад. ему предлагали существенное денежное содержание, от которого он отказался. Также он не принял место профессора в Оксфорде. Он оставался в Англии примерно год, и посвятил это время изучению истории. Он опубликовал два дополнительных тома об английской революции, в 1854 году Историю Английской Республики и Кромвеля (1649-1658). Также он перевел большое количество произведений Шекспира

Гизо пережил падение монархии и правительства, которым он служил 26 лет. Он мгновенно перешел из состояния крупного государственного деятеля европейского уровня в состояние философа, наблюдающего за человеческой суетой. Он отдавал себе отчет в том, что отставка была безвозвратной, но никаких жалоб на неудовлетворенные амбиции от него никто никогда не слышал.

Больше всего времени он проводил в бывшем старинном аббатстве, теперь принадлежавшем его семье, в Валь-Рише, около Лизье в Нормандии. Он был отцом большого семейства. Обе его дочери вышли замуж за братьев из голландской семьи Де Витт, так подходящих мировоззрению французских гугенотов. Один из зятьев руководил поместьем. Благодаря этому, Гизо посвятил свои последние годы писательскому творчеству с неиссякаемой энергией. Он оставался гордым, независимым, простым борцом до конца своей жизни. Может быть годы отставки были самыми счастливыми и светлыми в его жизни.

Два учреждения при Второй Империи сохранили свои свободы: и Пресвитерий . До конца своей жизни Франсуа Гизо принимал активное участие в работе обоих. Он был членом трех из пяти Академий: Академии Социальных Наук и Политики (Académie des sciences morales et politiques), которую он и воссоздал, Академии надписей и изящной словесности, избран в 1833 году, после Дасье, Андре , и в 1836 году он становится членом Французской Академии .

Около сорока лет, на посту академика он боролся за чистоту и независимость науки. При избрании новых членов Академии его голос был очень значим.

Таким же влиянием он пользовался в Пресвитерии Парижа . Его образование и жизненный опыт только усилили его религиозный пыл. Он всю жизнь оставался глубоко верующим, и один из его последних трактатов был посвящен христианству.

Несмотря на то что он всегда был предан церкви своих предков, и для себя в своей вере боролся с современными тенденциями, которые могли разрушить церковь, тем не менее в нём не было кальвинистской непримиримости.

Творчество

Для истории литературы имеют большое значение его труды о Корнеле () и о Шекспире (). Вместе с романтиками Гизо проповедывал во Франции культ Шекспира, а у Корнеля отмечал в особенности те элементы творчества, которые выходят из рамок классического канона . Любопытна историко-социологическая трактовка Гизо театра Шекспира как результата неудовлетворённости английской буржуазии народным театром , процветавшим в Англии до Шекспира.

Несколько менее ясно анализирует Гизо творчество Корнеля, театральная реформа которого, по Гизо, произошла в результате установления во Франции абсолютистского строя после борьбы с гугенотами . Социологизм Гизо есть лишь проявление его историзма ; в литературе его можно назвать представителем «исторического метода».

Критические работы Гизо, целиком связанные с его историческими штудиями, явились предвестниками социологического изучения литературы. Для лингвистики большое значение имел составленный Гизо словарь синонимов французского языка .

Предшественник:
Адольф Тьер
Министр иностранных дел Франции
29 октября - 23 февраля
Преемник:
Альфонс де Ламартин
Предшественник:
Никола Жан де Дьё Сульт, герцог Далматский
Премьер-министр Франции
1847–1848
Преемник:
граф Луи-Матьё Моле
Предшественник:
герцог Виктор де Брольи
Министр внутренних дел Франции
1837–1839
Преемник:
Marthe Camille Bachasson, comte de Montalivet
Предшественник:
Дестют де Траси
Французская академия
Кресло 40
1836 1874
Преемник:
Жан Батист Дюма

Франсуа Пьер Гийом Гизо - французский историк, критик, политический и государственный деятель.

Франсуа Гизо родился в Ниме в протестантской буржуазной семье. Его родители были тайно обвенчаны протестантским священником. 8 апреля 1794 года его отец был гильотинирован, обвиненный в федерализме, в разгар революционного террора. Мать, женщина принципиальная, либеральная и принявшая учение Ж.-Ж. Руссо, увезла мальчика в Женеву, и там, в эмиграции, он получил хорошее образование. Мадам Гизо была типичной гугеноткой XVIII века, глубоко верующая, непоколебимая в своих принципах, хорошо понимающая свои обязанности. Она сформировала характер своего сына, и разделила с ним все превратности его жизни. В период могущества своего сына, она, всегда в трауре по своему мужу, была с его друзьями. В момент его изгнания, мать последовала за ним в Лондон, там и умерла в глубокой старости.

В 1812 году Гизо женится на писательнице Полин де Мёлан. Полин - аристократка по происхождению, была вынуждена зарабатывать на жизнь литературным трудом. Когда она заболела, Франсуа Гизо писал за неё статьи. Эта дружба переросла в любовь, несмотря на то, что Полин была старше на 14 лет. От этого брака родится сын, которого тоже звали Франсуа (1819-1837), однако первая жена Гизо умерла рано, в 1827 году. Будучи вдовцом, он женится в 1828 году на племяннице своей первой жены Элизе Диллон, также писательнице. От этого брака будет трое детей: две дочери Генриетта и Полина, затем сын Гийом (1833) . Вторая супруга Гизо умирает вскоре после рождения сына. На протяжении последующих десятилетий спутницей жизни Гизо была княгиня Ливен, хотя официально они отношения не оформляли.

В 1832 году Гизо назначается в новом кабинете министром образования. Под его руководством число начальных школ во Франции достигло 23 тысяч за 15 лет.
В 1836 году Франсуа Пьер Гийом Гизо вошел в кабинет министров Луи Моле, но в 1837 году, вместе с своими друзьями, вышел из кабинета и несколько времени спустя примкнул к большой коалиции, образовавшейся против Моле из всех оттенков оппозиции.
В 1840 году, уже в новом кабинете министров, Гизо возглавляет министерство иностранных дел, но фактически становится лидером правительства.

Участвовать в политической жизни Франсуа Гизо начинает, дождавшись Реставрации. Между 1826 и 1830 годами он публикует несколько больших работ по истории Франции и Англии. В январе 1830 года он избран депутатом Лизье, и подписывает обращение 221 против политики Карла X. Он был за конституционную монархию, защищал Луи-Филиппа, которого приводит на трон Июльская Революция. Благодаря этим событиям Гизо попадает в правительство, сначала как министр Внутренних Дел (1830), затем, как министр образования (народного просвещения) 1832-1836. В качестве министра народного просвещения, он полностью пересматривает политику государства в этом вопросе. В этот же период он находится в постоянной оппозиции к Тьеру. Отставка Тьера, слишком воинственного для главы правительства, приводит к назначению маршала Сульта официальным главой правительства, но именно Гизо является в этот период настоящим руководителем кабинета министров 1840-1847.

Гизо становится премьер-министром в 1847 году, хоть и на короткий срок, но он собирает вокруг себя консервативную партию, стараясь удержать равновесие между демократизацией общества и возвратом к революции.

Английское общество, несмотря на протесты некоторых политиков, приняло с распростертыми объятиями Франсуа Гизо (после отставки). Ему была оказана честь как послу короля 8 лет назад. Ему предлагали существенное денежное содержание, от которого он отказался. Также он не принял место профессора в Оксфорде. Он оставался в Англии примерно год, и посвятил это время изучению истории. Он опубликовал два дополнительных тома об английской революции, в 1854 году Историю Английской Республики и Кромвеля (1649-1658). Также он перевел большое количество произведений Шекспира.

Гизо пережил падение монархии и правительства, которым он служил 26 лет. Он мгновенно перешел из состояния крупного государственного деятеля европейского уровня в состояние философа, наблюдающего за человеческой суетой. Он отдавал себе отчет в том, что отставка была безвозвратной, но никаких жалоб на неудовлетворенные амбиции от него никто никогда не слышал.
Больше всего времени он проводил в бывшем старинном аббатстве, теперь принадлежавшем его семье, в Валь-Рише, около Лизье в Нормандии. Он был отцом большого семейства. Обе его дочери вышли замуж за братьев из голландской семьи Де Витт, так подходящих мировоззрению французских гугенотов. Один из зятьев руководил поместьем. Благодаря этому, Гизо посвятил свои последние годы писательскому творчеству с неиссякаемой энергией. Он оставался гордым, независимым, простым борцом до конца своей жизни. Может быть годы отставки были самыми счастливыми и светлыми в его жизни.

До 1874 года, года его смерти, он вел научную деятельность. Говорят, он мирно умер, перед смертью читая наизусть стихи Корнеля и тексты Святого Писания.

ГИЗО ФРАНСУА ПЬЕР ГИЙОМ - французский государственный деятель и историк.

Ро-дил-ся в рес-пек-та-бель-ной бур-жу-аз-ной про-тес-тант-ской се-мье. Его отец, ад-во-кат, был каз-нён в 1794 году, по-сле че-го се-мей-ст-во Ги-зо по-ки-ну-ло Фран-цию и по-се-ли-лось в Же-не-ве . По воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну в 1805 году Ги-зо учил-ся на юри-дическом факультете Сор-бон-ны, от-ку-да вы-шел убе-ж-дён-ным ли-бе-ра-лом, кон-сти-туционным мо-нар-хи-стом. В 1812 году на-чал пре-по-да-вать современную ис-то-рию в Сор-бон-не. С 1814 года на государственной служ-бе: ге-не-раль-ный сек-ре-тарь Временного пра-ви-тель-ст-ва, за-тем ру-ко-во-ди-тель сек-ре-та-риа-тов министерства внутренних дел, министрества юс-ти-ции, со-труд-ник Государственного со-ве-та.

В 1820 году сбли-зил-ся с ли-бе-раль-ной оп-по-зи-ци-ей, ос-та-вил государственную служ-бу и вер-нул-ся к пре-по-да-вательной дея-тель-но-сти в Сор-бон-не. В это вре-мя вы-шли в свет его пер-вые ис-то-рические тру-ды: «Ис-то-рия Анг-лий-ской ре-во-лю-ции » («Histoire de la revolution d’An-gle-terre», vol. 1-2, 1826-1827; русский перевод, тома 1-3, 1868), «Ис-то-рия ци-ви-ли-за-ции в Ев-ро-пе» («Histoire de la civilisation en Eu-ro-pe», 1828; русский перевод. 1892), «Ис-то-рия ци-ви-ли-за-ции во Фран-ции» («Hi-stoire de la civilisation en France», vol. 1-4, 1830; русский перевод, тома 1-2, 1877-1881 годы) и др.

Ги-зо сим-па-ти-зи-ро-вал британской кон-сти-туционной мо-нар-хии , в ко-то-рой ви-дел иде-ал государственного уст-рой-ст-ва. Сфор-му-ли-ро-вал тео-рию, со-глас-но ко-то-рой клас-со-вая борь-ба при-зна-ва-лась главным дви-га-те-лем ис-то-рических со-бы-тий. Сущ-ность клас-со-вых раз-ли-чий Ги-зо сво-дил лишь к иму-щественным от-но-ше-ни-ям, не ста-вя во-про-са о про-ис-хо-ж-де-нии соб-ст-вен-но-сти. Ис-то-рию Фран-ции изо-бра-жал как ис-то-рию борь-бы пер-во-на-чаль-но ме-ж-ду за-вое-ва-те-ля-ми Гал-лии - гер-ман-ца-ми и по-ра-бо-щён-ны-ми ими гал-ло-рим-ля-на-ми, а в даль-ней-шем ме-ж-ду по-том-ка-ми гер-ман-цев - дво-ря-на-ми и по-том-ка-ми гал-ло-рим-лян - 3-м со-сло-ви-ем (позд-нее от-ка-зал-ся от этой кон-цеп-ции). В 1830 году из-бран в пар-ла-мент, где стал одним из ли-де-ров уме-рен-ной ли-бе-раль-ной оп-по-зи-ции. Сыг-рал важ-ную роль в Июль-ской ре-во-лю-ции 1830 года и при-ве-де-нии к вла-сти Луи Фи-лип-па, счи-тая эти со-бы-тия ло-гическим за-вер-шени-ем Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции XVIII века . В пе-ри-од Июль-ской мо-нар-хии (1830-1848 годы) не-од-но-крат-но за-ни-мал ми-ни-стер-ские по-сты (министр внутренних дел, август - но-ябрь 1830 года; министр народного про-све-ще-ния, 1832-1836, 1836-1837 годы; министр иностранных дел, 1840-1848 годы; пре-мьер-министр, 1847-1848 годы). В 1840-1848 годах фак-ти-че-ски ру-ко-во-дил пра-ви-тель-ст-вом, про-во-дил курс на по-дав-ле-ние ре-во-люционного и де-мо-кра-тического дви-же-ния.

В 1832 году из-бран чле-ном Ака-де-мии мо-раль-ных и по-ли-тических на-ук, в 1836 году - Французской ака-де-мии. Ре-во-лю-ция 1848 года во Фран-ции по-ло-жи-ла ко-нец по-ли-тической карь-ере Ги-зо. Он вновь за-нял-ся ис-сле-до-вательской и пре-по-да-вательской дея-тель-но-стью. Взгля-ды Ги-зо в этот пе-ри-од пре-тер-пе-ли зна-чительную эво-лю-цию: Ги-зо от-ка-зал-ся от тео-рии клас-со-вой борь-бы, при-звал ко все-об-ще-му клас-со-во-му ми-ру.