Виноват уж тем что хочется. У сильного всегда бессильный виноват

На ум все чаще приходят бессмертные творения мастера словесного жанра и словесной эквилибристики Ивана Крылова, с его столь же бессмертной басней - "Волк и Ягненок".

ВОЛК И ЯГНЕНОК

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том, как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на дОбычу стремится;

Но, делу дать, хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву".

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу".

"Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!"

"Помилуй, мне еще и от роду нет году", -

Ягненок говорит. "Так это был твой брат".

"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват

О, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать",

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Анализируя происходящее в городском ландшафте начинаешь ощущать банальную подсознательную вину... Вину за то, что все мы, горожане-пензенцы, виноваты перед "великими" за то, что мы в принципе есть в этом городе.

Тысячи без вины "виноватых" - "виноваты" лишь потому, что не желают безропотно и молча "башлять" тем, кто вдруг назвал себя "великими".

Не верите? Судите сами.

Если ты не желаешь оплачивать дань, извлекаемую из твоего кармана посредством полумуниципального и странно законного "Самоучета", дань, которая утяжеляет твой семейный бюджет аккурат процентов на тридцать, если бы этого "Самоучета" не было бы в помине - ты виноват.

Молчи и плати!

Если ты и твои дети не желают платить цену за билет на общественном транспорте, превышающую все федеральные тарифы в городах, аналогичных Пензе, потому что "кто-то" создал тебе эти условия, ты виноват.

Молчи и плати!

Если ты не хочешь платить назначаемую чиновниками стоимость школьных обедов, растущую, как на дрожжах, в том числе и по причине аналогичных "самоучетовских" схем в виде неких посреднических процессингово-платежных центров в цепочке школьных платежей за обеды, - ты опять виноват.

Молчи и плати!

Если...

Копнуть все это великолепие глубже и... прослезишься.

Воистину, прав Крылов: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

Пенза -город маленький. Почти патриархальный.

Сидящие на верху пирамиды принятия решений лица, утверждающие подобные решения, напрочь забыли, что Пенза, как и часть России, уже живет в 21 веке. Веке глобальной информации и глобальной информационной доступности. Ведь ничего не стоит, например, заплатить за разовый доступ в справочную систему СПАРК или Контур Фокус и прочитать фамилию счастливого выгодоприобретателя платежного центра школьных обедов, или "Самоучета", или транспортной компании, или "управляйки" с "львиным" окрасом...

И тогда все показушные телодвижения "великих", думающих, что они наглухо прикрыты групповой безответственностью, становятся прозрачны, как на ладони. И истертое сотнями рук партийное древко, увы, уже не помощник.

Оно понятно, тогда, неутолимое желание очередного градоначальника жить в условиях тотальной информационной закрытости. Количество субъективно-мотивированных решений перешло в качество. А дальше - коллапс, как известно.

Однако вполне и объяснимо все нарастающее НЕжелание паствы башлять с утра и до вечера ИМ, ущемляя в правах себя, своих близких, своих детей, осознавая, что из нас всех ОНИ цинично и нахраписто делают дураков.

В том числе и потому, что жизнь в России становится все тяжелее, а непомерная местечковая "барщина" местных "великих", извлекающих, как им кажется, виртуозно и невидимо, свой грабительский коррупционный интерес из хереющих семейных бюджетов горожан и их детей, объективно революционизирует общественное пространство.

Вот и рождаются трагикомичные эпизоды из жизни, когда наша власть, подобно страусу, начинает бегать от общества. А при встрече с его яркими представителями, задающими оч-чень неудобные очередному "великому" вопросы - "делать губку", как в ясельках, в обиде, что кто-то нечаянно пописял в его горшок, потребовав свое кровное...

Не по-пацански это, посоны. Ущемлять в правах стариков, детей.

Простите нас, "великие". Вы хотите жить без НАС, но наживаться на НАС. Так не бывает.

Или переселяйте Общество, или переселяйтесь сами. В свой особый мир, в котором "белое" называется "черным", а пляски и клоунада с массовками - подменяют реальные дела и созидание.

Факт, но сослагательные наклонения и обещания нынче не в моде. Стратегия реальных дел - недевальвируемый императив 21 века. Или ты - лузер.

И если твой милый друг-Кум в эти стандарты не вписывается, будоража Общество прошлым недобрым наследием, пора менять Кума. В какие бы знамена и фанфары он не рядился. Ведь город словоблудия не прощает. Уже не прощает. Слишком уже все очевидно... И "губка" с непротянутой рукой ершистому общественнику за неудобную тебе правду - очередное свидетельство твоей, а не его - политической неликвидности и безбудущности.

Все проблемы Кума обязательно спроецируются на его продвигающего. Классика жанра.

Технологии, ничего личного, фолиант "Информационное управление средой", Госдеп, гл. 7, с. 87.

Вопрос: а зачем, тогда, нести крест Кума? Когда сверху, как безликий нимб, нависает Гарант и свой-то крест едва-едва подъемен... Нет?

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Басня Волк и Ягненок слушать online:

Басня Крылова Волк и Ягненок в формате mp3 - слушать или скачать бесплатно.

Чем люди виноваты, что живут они на нефти?
Зачем скажите Вы их убивать на месте?
Оружие проверить, расчехлив затворы.
В чужой стране пройтись, а ведь они же воры.

Какой Садам Хусейн?
Мы знаем эти басни.
От нефти и от бабок.
Всегда одни напасти.

Всегда виновен тот ответить кто не может
И никакой ООН им в этом не поможет.
Мне кажется иметь нам надо на заметке,
А то ведь воевать придется нашим деткам...

Рецензии

Ну написали Вы то, что и так все знают.
А ЗАЧЕМ?!!!
Если вы думаете, что пошлый фанатичный нигилизм приносит что-то НОВОЕ, то вы ошибаетесь...
Для того чтобы сейчас крикнуть "ВСЁ ПЛОХО!" не нужно ни ума, ни понимания, ни характера, ни любви (неважно, к чему - к России, к людям вообще или к девушке в частности).
Это всё нужно для того, чтобы что-то изменить. А чтобы кричать, достаточно здоровый организм иметь.

Я написал о том что если ничего не поменять, то нас ждет судьба 3-ей разрядной страны, или колонии более сильного государства, как случилось с Ираком. Мне жаль что народ этой страны не смог отстаять свою независимость. Я высказываю свое мнение и не притендую, что оно правильное.
Что касается действий... то я как раз что-то делаю для развития моей страны. Я ассоциирую себя с Россией и уж точно не убегу в случае агрессии иностранного государства и мне наплевать, как будут вести себя все остальные.

Резюме:
Все гады, кто на нашу независимость покосится.
Мы должны быть самыми крутыми в мире, потому что МЫ - это МЫ, а они - это они. Особенно, если они - это американцы (немцы, французы, шведы, татаро-монголы, евреи, кавказцы).
А потом - МЫ будем теми, кто принесёт МИР всему миру. И красный кумач (бело-сине-красный, как вариант) будет развеваться над самой захудалой фермой дикого, нет, приручённого, Запада."Большой Брат следит за тобой!"
Дорогой друг, Родина - это НЕ государство. Это речка и рыбалка, "оканье" и семечки, плакучие ивы и поля. А ненависть - это не метод. И люди - везде люди, даже в той же пресловутой ЮСА. И слёзы везде одинаково солоны, а боль от потери любимого человека - одинаково бесчеловечна.
И если МЫ не научимся чему-то на всём кошмаре, что был и есть, то "то ли ещё будет, ой-ёй-ёй".
Вот так...

На сколько я понял вы придерживаетесь рабской философии.
"Мне пофигу кто мной будет управлять" - немец, француз и т.д. Лишь бы платил, а за бабки я сделаю все что угодно и где угодно. Я прав? не кажется ли Вам, что надо управлять самим, хотябы в своей стране.
Беда в том, что тех кто умеет думать в России не так уж и много. Их постоянно истребляли, что совершенно не правильно. В результате мы потеряли генофонд. Мне приятно с Вами беседовать, хоть Вы придерживаетесь другой философии.

"Рабской философии"... Мда...
Только один вопрос: Что лично вы как офицер и патриот своей страны делали бы в Ираке, родись случаем в Америке?... Были бы горды за суверенитет своей страны... Готовы были встать грудью на защиту от всякого...
А если бы, случаем, родились годах так в 10-х в Германии, кем бы вы были, что думали и что делали?... Поразмышляйте серьёзно на досуге, а?...

Когда писалось данное произведение еще не было ТРАГЕДИИ в Сирии, еще не убивали Кадафи, не было массовых акций с убийствами людей в Египте... Будем считать это пророчеством... В воздухе чувствовалось что скоро в мире запахнет жаренным, пришедшим от нелюдей из за океана....

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


О том, как Волк воспользовался своим превосходством и утащил бедного ягненка, устав от попыток оправдать свой голод, расскажет детям басня «Волк и Ягненок» Крылова.

Читать текст басни:

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: \"Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву\". -
\"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу\". -
\"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!\" -
\"Помилуй, мне еще и от роду нет году\". -
Ягненок говорит. - \"Так это был твой брат\". -
\"Нет братьев у меня\". - \"Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи\". -
\"Ах, я чем виноват?\" - \"Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать\".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок:

Мораль басни можно прочитать еще в первой ее строке – «У сильного всегда бессильный виноват». В этом коротком произведении, которое может показаться просто развлекательным, в действительности таится глубокий смысл. Некоторые называют эти слова «формулой на все времена» - ведь всегда найдется богатый человек, который злоупотребит своими полномочиями, и притеснит малоимущего человека или простого обывателя.

Основной жизненный принцип Волка – «побеждает сильнейший». Ягненок привел в свою защиту немало аргументов, но все они были попросту бесполезны. Ведь истинная цель хищника состояла в том, что бы поглотить свою добычу. В жизни, увы, такие ситуации – отнюдь не редкость. Тот, кто не может похвастать высоким социальным положением, нередко вынужден терпеть произвол вышестоящих. Такова грустная истина, которую доносит до нас с помощью своего произведения великий русский баснописец.

Волк и Ягненок рисунок

Басня Волк и Ягненок читать текст

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Ивана Крылова - Волк и Ягненок

В каждой басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль. И эта басня не исключение. Основную мысль И.А.Крылов передает читателям, одну из своих основных тем творчества – бесправность обычного народа, в самом начале басни «У сильного всегда бессильный виноват». К несчастью, данная формулировка актуальна во все времена.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать и Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Здесь показана ситуация, когда при наличии силы и власти, можно самому назначать виновных.

Анализ басни Волк и Ягненок, главные герои басни

Волк

Богатого, знатного и имеющего власть человека олицетворяет читателям один из главных героев Волк, который не стыдится злоупотреблять своей властью или можно сказать по-другому - воплощение «власти» в современном мире.
Писатель показывает нам на Волке образец злой силы и ее принцип действия.

Ягненок

В Ягненке наоборот мы видимо бедного и беззащитного человека или же «народ».

Ягненок поначалу диалога не страшится Волка, так как он же никому не мешает, и даже после нелепых обвинений, которые выдвигает Волк Ягненку, он не боится отрицать их, но и пытается сохранить тон своего уважения и почтения. При помощи «закона» Волк пытается обвинить Ягненка, хотя при этом он прекрасно знает, что не прав, это читатели могут увидеть в строках «...Но, делу дать хотя законный вид и толк…». Анализируя ответы Ягненка, складывается впечатление, мол, это он загоняет врага в тупик, в его ответах чувствуется самоуважение и смелость. Но к огорчению Ягненка это не спасает. Каждый стоящий его ответ злит хищника все больше и больше. Вскоре Волк не может найти никаких доводов для обвинений, «…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» - последняя несправедливая и абсурдная реплика с его стороны в сторону Ягненка, после которой происходит неожиданное и ожидаемое одновременно: «Сказал и в темный лес Ягненка поволок». С первых строк было уже ясно, что так оно произойдет или должно было произойти, однако наблюдая за смелостью Ягненка, была надежда, что он докажет свою невиновность и останется в безопасности.

Анализ

Так же и в современном человеческом мире, очень часто можно встретить подобную ситуацию, и это не касается только власти и народа. Подобный случай может случиться где угодно, на работе, в школе или даже в детском саду.

Польза басен

«Подлинная книга народной мудрости» - говорил Н. В. Гоголь про басни И. Крылова. Подобные басни будут полезны не только детям, но и взрослым. С помощью таких придуманных авторами аллегорий, учишься быть честным, справедливым и смелым. Поэтому перечитывать такие произведения и делать выводы из прошлых ошибок очень полезно, чтобы не повторять их в дальнейшем.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Волк и Ягненок

  • Делу дать хотя законный вид и толк
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

Слушать Басню Ивана Крылова Волк и Ягненок