Жеребенок краткое. Михаил александрович шолохов

Шолохов "Жеребёнок" - сочинение "Сочинения по произведению "Жеребенок" (Шолохов М.А.)"

Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.

Истории героев в этих рассказах показывают всю несовместимость страшной разрушительной силы войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой.

Двадцатый век чреват такими катаклизмами, которые нарушили музыку народной жизни.

В смертельной схватке гражданской войны столкнулись в предельно-острой классовой борьбе люди, живущие в одной стране, в одном селе, нередко родные по крови. Все отчетливее намечалась тема насилия в братоубийственной войне, где брат убивал брата, сын - отца лишь за то, что их взгляды расходились по идейным убеждениям. Родные люди, прожившие бок о бок десятилетия, деля друг с другом последний кусок хлеба, зверски убивали друг друга, уничтожая веками сложившийся уклад жизни.

Гражданская война заставляла каждого выбирать, на чьей ты стороне, другого выбора она не оставляла.

Особенно остро тема насилия между родными, кровными людьми показана у И.Бабеля в “Конармии” в новелле “Письмо”. В этом произведении сын пишет матери письмо, где описывает свою жизнь в Красной Армии, как ему приходится и голодно, и холодно “каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и без всякой одежды, так что дюже холодно”. Дальше Василий Курдюков описывает матери про отца, как он убивал их сына Федора Тимофеевича, не понимая какое горе может пережить женщина, читая про то, как “папаша начали Федю резать, говоря – шкура, красная собака, сукин сын”. Дальше парень описывает как, теперь уже другой его брат Сенька “стали папашу плетить” и убивать.

Вот где трагизм жестокой беспощадной войны, родные, самые близкие люди уничтожали друг друга “А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады. А теперь, папаша, мы будем вас кончать…”

Одновременно с темой насилия писатели 20 века показывали в своих произведениях и романтические сюжеты, где они прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Мы можем это проследить по рассказам М.Шолохова “Жеребенок” в “Донских рассказах”. В этом произведении маленький жеребенок, только что появившийся на свет, будит в людях, закаменелых смертельными боями, человеческие качества “сердце из камня превращается в мочалку…”, “гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу”.

Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те шолоховские идеалы, по которым, как по камертону, должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека.

Война - одно из самых страшных событий, какие только могут происходить в жизни людей. Она обладает огромной разрушительной силой, заставляющей забыть о гуманности и нравственности. Но человек тем и отличается от животных, что его душа по природе своей - «христианка» (определение Б. Августина). Постоянным напоминанием об этом является рассказ Шолохова «Жеребенок», написанный в 1926 году. В центре внимания писателя оказывается военное противостояние красных и белых, во время которого свершается величайшее таинство мира - рождение нового существа.

Михаил Шолохов, «Жеребенок»: краткое содержание рассказа

Небольшое по объему произведение показывает, в каком сложном взаимоотношении находились две противоположные стороны жизни на Дону: война с несущими смерть выстрелами и необъяснимой жестокостью и мир с и способностью сострадать. Контрастны и разные части рассказа. В начале его читатель становится свидетелем того, как рождается новая жизнь, а в финале - как просто погибает человек от настигшей его пули.

Появление жеребенка

Рассказ начинается с описания летнего дня. Вполне будничная картина с жужжащими у навозной кучи мухами, звенящими в палисаднике пчелами и кричащим петухом дополняется градом картечи от взрывов, раздающимися вдалеке пулеметными очередями и стоном лежащего в хате раненного. В таких условиях у рыжей кобылицы появился на свет жеребенок.

Первое чувство, которое он испытал, - ужас. И только после того, как мать облизала его, и он уткнулся в ее теплое вымя, пришло ощущение полноты жизни. Само его появление было как будто не к месту - к такой мысли подводит читателя Михаил Шолохов. Жеребенок ассоциируется с радостью и счастьем, а вокруг только кровь и страдания.

Растерянность хозяина

Вышедший из хаты Трофим оглядывал свою лошадь. Она была худой, уставшей, но глаза излучали горделивую радость, а верхняя губа, казалось, улыбалась. Рядом с ней, похожий на игрушечного коня, покачивался на тонких ножках жеребенок. Мужчина оказался перед сложным выбором: как быть? Убить - сам собой напрашивался ответ… Ведь на войне ему не место - в бою мешать будет.

Судьба решена

Вскоре Трофим, словно оправдываясь, сбивчиво рассказывал командиру, как странно вела себя в последнее время его кобыла. Эскадронный был непреклонен: «Пристрелить». Так категорично, впрочем, как и полагалось на войне, принимается решение о судьбе только родившегося существа - отмечает Михаил Шолохов.

Жеребенок должен был дожить лишь до рассвета, поскольку рано утром Трофим направился к конюшне с винтовкой. По дороге он поздоровался с мирно сидящим на крыльце эскадронным - тот пытался сплести половник для вареников. На вопрос командира: «Идешь жеребенка ликвидировать?» ничего не ответил и, махнув рукой, пошел дальше.

Минута, две - но выстрела так и не последовало. Вскоре из-за угла конюшни появился Трофим. Он был смущен - пишет Шолохов. Жеребенок - краткое содержание последовавшего между эскадронным и Трофимом разговора сводилось к тому, что винтовка неисправна - остался жить. «Кончится война - на нем еще… пахать», - рассудил командир.

Взглянешь на него - «сердце из камня превращается в мочалку»

Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка. В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула. «Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку - так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.

Переправа

Вскоре казаки заняли самые удобные позиции на реке и начали обстрел. Отряду пришлось переправляться через Дон вплавь.

Трофим поручил свою кобылу взводному, а сам в лодке перевозил седла. Когда отряд вслед за эскадронным вошел в воду, он стал глазами выискивать свою рыжую. Неподалеку от матери с трудом плыл ослабевший - это становится понятно из описания, которое дает Шолохов - жеребенок. Краткое содержание того, что произошло дальше, таково. До Трофима донеслось жалобное ржанье. Он сначала выстрелил - «Убью!» - а затем, забыв об опасности, отправился на помощь. В это время казак-офицер, наблюдавший с правого берега, приказал не стрелять. На какое-то время наступила тишина.

А чуть позже, уже на левом берегу, произошла трагедия. Выбравшаяся из воды кобыла облизывала своего детеныша, а уставший Трофим поднялся на ноги и - успел сделать всего два шага. Он вдруг почувствовал в грудь и упал неподалеку от спасенного им жеребенка. На противоположной же стороне офицер равнодушно отбросил еще дымившуюся гильзу.

Общечеловеческое значение произведения

Анализ рассказа Шолохова «Жеребенок» подводит к чрезвычайно важным выводам. Это произведение с теплым названием показывает, как в условиях войны человек забывает о важных нравственных заповедях. Его душа грубеет, а сердце становится каменным. И вдруг в такой момент появляется крохотное, беззащитное существо, которое пробуждает мысли о доме, о добре, о любви, о радости мирной, спокойной жизни. Так произошло и с Трофимом, и с эскадронным командиром, и с белогвардейским офицером, которые пусть недолго, но все же сопротивляются злу, с которым столкнулись на войне.

Однако одиночный выстрел в финале символичен. Он лишил будущего того, кто только что подарил его другому. Это доказывает, что подобное примирение мнимо, поскольку ни одна из враждующих сторон никогда не согласится сделать первый шаг к прекращению бойни. И смерть Трофима - это часть общечеловеческой трагедии: вернуться к христианским заповедям намного сложнее, чем забыть их.

Шолохов "Жеребёнок" - сочинение "Сочинения по произведению "Жеребенок" (Шолохов М.А.)"

Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.

Истории героев в этих рассказах показывают всю несовместимость страшной разрушительной силы войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой.

Двадцатый век чреват такими катаклизмами, которые нарушили музыку народной жизни.

В смертельной схватке гражданской войны столкнулись в предельно-острой классовой борьбе люди, живущие в одной стране, в одном селе, нередко родные по крови. Все отчетливее намечалась тема насилия в братоубийственной войне, где брат убивал брата, сын - отца лишь за то, что их взгляды расходились по идейным убеждениям. Родные люди, прожившие бок о бок десятилетия, деля друг с другом последний кусок хлеба, зверски убивали друг друга, уничтожая веками сложившийся уклад жизни.

Гражданская война заставляла каждого выбирать, на чьей ты стороне, другого выбора она не оставляла.

Особенно остро тема насилия между родными, кровными людьми показана у И.Бабеля в “Конармии” в новелле “Письмо”. В этом произведении сын пишет матери письмо, где описывает свою жизнь в Красной Армии, как ему приходится и голодно, и холодно “каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и без всякой одежды, так что дюже холодно”. Дальше Василий Курдюков описывает матери про отца, как он убивал их сына Федора Тимофеевича, не понимая какое горе может пережить женщина, читая про то, как “папаша начали Федю резать, говоря – шкура, красная собака, сукин сын”. Дальше парень описывает как, теперь уже другой его брат Сенька “стали папашу плетить” и убивать.

Вот где трагизм жестокой беспощадной войны, родные, самые близкие люди уничтожали друг друга “А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады. А теперь, папаша, мы будем вас кончать…”

Одновременно с темой насилия писатели 20 века показывали в своих произведениях и романтические сюжеты, где они прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Мы можем это проследить по рассказам М.Шолохова “Жеребенок” в “Донских рассказах”. В этом произведении маленький жеребенок, только что появившийся на свет, будит в людях, закаменелых смертельными боями, человеческие качества “сердце из камня превращается в мочалку…”, “гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу”.

Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те шолоховские идеалы, по которым, как по камертону, должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека.

Шолохов "Жеребёнок" - сочинение "Сочинения по произведению "Жеребенок" (Шолохов М. А.) "

Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И. Бабеля в "Конной армии", у М. Шолохова в "Донских рассказах".

Истории героев в этих рассказах показывают всю несовместимость страшной разрушительной силы войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой.

Двадцатый век чреват такими катаклизмами, которые нарушили музыку народной жизни.

В смертельной схватке гражданской войны столкнулись в предельно-острой классовой борьбе люди, живущие в одной стране, в одном селе, нередко родные по крови. Все отчетливее намечалась тема насилия в братоубийственной войне, где брат убивал брата, сын - отца лишь за то, что их взгляды расходились по идейным убеждениям. Родные люди, прожившие бок о бок десятилетия, деля друг с другом последний кусок хлеба, зверски убивали друг друга, уничтожая веками сложившийся уклад жизни.

Гражданская война заставляла каждого выбирать, на чьей ты стороне, другого выбора она не оставляла.

Особенно остро тема насилия между родными, кровными людьми показана у И. Бабеля в "Конармии" в новелле "Письмо". В этом произведении сын пишет матери письмо, где описывает свою жизнь в Красной Армии, как ему приходится и голодно, и холодно "каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и без всякой одежды, так что дюже холодно". Дальше Василий Курдюков описывает матери про отца, как он убивал их сына Федора Тимофеевича, не понимая какое горе может пережить женщина, читая про то, как "папаша начали Федю резать, говоря - шкура, красная собака, сукин сын". Дальше парень описывает как, теперь уже другой его брат Сенька "стали папашу плетить" и убивать.

Вот где трагизм жестокой беспощадной войны, родные, самые близкие люди уничтожали друг друга "А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады. А теперь, папаша, мы будем вас кончать…"

Одновременно с темой насилия писатели 20 века показывали в своих произведениях и романтические сюжеты, где они прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Мы можем это проследить по рассказам М. Шолохова "Жеребенок" в "Донских рассказах". В этом произведении маленький жеребенок, только что появившийся на свет, будит в людях, закаменелых смертельными боями, человеческие качества "сердце из камня превращается в мочалку…", "гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу".

Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой - вот те шолоховские идеалы, по которым, как по камертону, должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека.

Произведение начинается с того что идет гражданская война. Начался обстрел, а у коневода Трофима именно в этот время отелилась кобыла. Только появившись на свет, детеныш начал сосать молоко и в это самое время зашел коневод. Мужчина зажег сигарку и начал размышлять в слуг, его надо убить, но он не смог это сделать. Кобыла повернулась к нему изобразив некую подобию улыбки. Ему было жалко детеныша. Обратившись к комиссару Трофим доложив, что у кобылы появился жеребенок, начальство приказала убить его, так как кобылица перестанет слушаться наездника во время наступление, а будет пытаться защитить своего ребенка. Но Трофим не смог этого сделать, и комиссар разрешил пока оставить жеребенка в живых.

Всего через месяц начался бой с казаками, и как все и предполагали, кобыла перестала подчинятся наезднику, стараясь уберечь своего детеныша. Трофим, видя такую картину, выстрелил в жеребенка, но тот каким-то чудом спасся и остался жить.

После данного случая все понимали, что жеребенка нужно застрелить, но Трофим не как не мог выполнить наказ комиссара. Вот наступил момент, когда полку необходимо, было перебраться через Дон, но сделать это надо было максимально тихо, так как враг находился очень близко. На кобыле конюха в этот раз переправлялся Нечепуренко, жеребенок медленно брел рядом. Постепенно глубина увеличивалась и жеребенок уже начал тонуть, и кобыла - мать потянулась в сторону детеныша, при этом скидая седока. Трофим, увидев это выстрелил, пытаясь ее отпугнуть. Затем увидав, что жеребенок тонет, при этом издавая жалобный стон, похожи по звучанию на дитячий, Трофиму стало неимоверно жалко, и он кинулся в воду спасать жеребенка. Конюх вытянул детёныша на берег. И когда опасность, кажется, миновала в Трофима попала шальная пуля и он умер.

Данное произведение показывает гуманное отношение конюха к своим питомцам.

Картинка или рисунок Жеребенок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Собака Баскервилей Артура Конан Дойла

    В графстве Девоншир, в семейном поместье, в Англии, проживал сэр Чарльз Баскервиль. Издавна, в его семье в каждое поколение передавалось поверье о чудовищном псе.

  • Краткое содержание Стивенсон Черная стрела

    События повести происходят в Англии в конце XV столетия в разгар кровопролитной войны Алой и Белой Роз. В деревушку, хозяином которой является сэр Дэниэл Брэкли

  • Краткое содержание Голявкин Болтуны

    В рассказе описывается смешной случай, героями которого стали младшие школьники Сеня и Юра. Действие происходит на уроке. Сеня изобразил на ладошке свой портрет и спросил у Юры, похоже ли получилось.

  • Краткое содержание Кто боится Вирджинии Вулф? Олдби

    Основными персонажами произведения является супружеская пара университетских преподавателей Джордж и Марта.

  • Краткое содержание Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка

    Однажды в лесу родился маленький зайчик. Он очень боялся всех и всего: лису, волка, медведя, громкого шороха и неожиданного звука. Зайчишка прятался под кустиками и в траве.