Есть ли в обществе масонов и женщины. «Женское масонство», «женское Евангелие», женщина — Верховный жрец и Глава церкви

Читая в эти весенние дни книгу «Последнее Евангелие» Д.Гиббинса, посвященную мифу об утраченном тексте «Доброго слова» (Евангелия), написанного рукой самого Христа, а также о том, что христианство — это религия не требующая толкований и посредников, равная для мужчин и женщин, я под влиянием всех этих мыслей «о женской теме в религии», впервые нашла упоминание о «женском Евангелии». Так я назвала «Евангелие Царицы Млке», относящееся к Армении конца 10 века н.э.

Добавили идей к теме « о духовной женской власти» и мужчины, которые в эти дни задавали в разговорах тренд о власти Милой Женщины над мужчиной, а также о том, как женщинам удается делать мужчин своими Суженными, т.е сужать круг женщин любимого мужчины до себя одной.

Все складывалось так, что я поняла, видимо, наступило время начать и одновременно продолжить разговор о тайной женской власти.

При этом ясно, что тема тайной власти неотделима от темы тайных сообществ.

Женщин, как известно в масоны не берут. Исключение составляет «Орден Лебедя» или «Сообщество Божией матери», в котором женщины были не только равноправными членами, но и имели соответствующую орденскую символику, штандарты и одежды, включающие белоснежный убор, напоминающий Белого Лебедя с длинной шеей, ниспадающей как «коса» на плечи верной участницы этого тайного общества. Орден Лебедя, как уже сказано, символизирует тайную женскую власть. В средние века он заявил о себе во Франконии (Баварии) и Киеве. («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»).

Обращу внимание, что этот Орден непосредственно связан с христианством, поскольку речь в его названии идет о Божией Матери.

Однако, если говорить в целом об истории тайной женской власти и о тайной женской солидарности, то истоки её в традициях поклонения Великой Матери, а позже — в традициях поклонения королевам-жрицам и римским сивиллам, что относится к первым векам от Рождества Христова. Женщина жрица, женщина-пророк, женщина-диакониса. Вот исторический спектр женской власти. Это, со всей очевидностью, женская интерпретация власти Императора -Пророка, передающего Волю Богов!. И эта власть религиозная, а не светская!

Дело в том, что место женщины в христианской религии во многом зависит от «господствующей церкви» или господствующей церковной идеологии. Христианство в Эфиопии и Британии, т.е. кельтское христианство, в этом смысле, существенно отличается от христианства католиков, которое достаточно быстро вытеснило женщину из Католической церкви, как только открылись перспективы «обожествления земных правителей».

Замечу, что Эфиопию и Великобританию, как территории сумевшие сохранить традиции подчинения женщине, особо выделяет автор книги «Последнее Евангелие», англичанин Д.Гиббинс.

И с ним трудно спорить, потому что Традиция Женщины-Королевы и одновременно Главы церкви, как это имеет место в случае с Елизаветой II, сохранена, как раз в Англии. А «эфиопские корни» президента Америки Б.Обамы, в свою очередь, объясняют «братание» королевы Елизаветы и Мишель Обамы, не понятое и не принятое поклонниками догматов светских правил, о чем говорилось в статье «Новый Взгляд «Королев G-20» на Мировые Правила». «Встреча «С Душой» и встреча «Без Души»: юристы уступают королевам…» .

А где же Европа и Россия, рядом с этим современным альянсом Британии, Эфиопии и Америки, знаменующим возвращение матриархата на планету, предсказанное Кумской Сивиллой?

Думаю, что в Европе, и в частности в Риме, где мужчины увидели конкурентов в женщинах-королевах, диаконисах и сивиллах, это поклонение женщине вынужденно ушло в подполье.

И одна из причин появления «Ордена Лебедя» с женским членством могла быть в том, что женщины на европейской территории на многие века были отодвинуты от совмещенной монархической и религиозной власти. Могу предположить, что женщины «Ордена Лебедя», могли владеть тайным знанием много большим, чем женщины Эфиопии и Британии, либо они имели больше прав наследственного характера на религиозную власть. Во всяком случае, мужчины посчитали их более сильными конкурентками, чем женщин бриттов.

Не менее любопытен и тот факт, что Англия вела войну с Францией, дабы не допустить возрождения во Франции власти женщины, в т.ч. лице Жанны д’Арк, передающей волю Богов.

Замечу, что даты жизни Жанны д’Арк (1412-1431 год), близки к датам учреждения «Ордена Лебедя» в Баварии, что произошло в 1440 году.

В рабочем кабинете «русской пророчицы» Елены Рерих на столе стояла небольшая статуэтка Жанны д’Арк. Учитывая связь рода Е.Рерих с масонами, а также с лебедиными Махатмами, в этом её выборе можно увидеть больше, чем просто некий её личный идеал.

Итак, в лице «Ордена Лебедя» мы имеем прецедент «женского орденства», «женского масонства» и женской тайной власти.

И если проводить аналогию между «женским масонством» и «мужским масонством», то женщина, вступившая в «Орден Лебедя» в средние века, вероятно, тоже посвящала этому Ордену и всех своих наследниц по женской линии. Ведь мужчина масон, вступающий в Орден, клянется и за всех своих потомков, о чем многие современные масоны, кстати, даже и не знают. Т.е. потомок масона, сам того не ведая, рождается масоном. Узнав об этом, я предположила, что и у женщин членство в «Ордене Лебедя» является наследственным. Т.е. женщина, имеющая прародительницу из «Ордена Лебедя» с этой «родовой печатью» появляется на свет и, видимо, с течением времени должна в себе это осознавать.

И вот как раз в эти весенние дни я узнала о том, что такое мое предположение верно в отношении Елены Рерих. Свою собственную тягу к тайным знаниям она объясняла предполагаемым участием в масонских обществах её ближайших предков. Ведь Елена Рерих — внучка Кутузова.

«Да, именно «спаситель Отечества» Михаиле Илларионович Кутузов и был предком Елены. И кто знает, не сыграло ли роль в определении будущих взглядов Елены то обстоятельство, что фельдмаршал был членом тайного масонского общества и даже, по преданию, встречался с самим графом Сен-Жерменом? Говорят, что именно легендарный граф, бывший Великим Учителем Востока и членом Гималайской Общины, заходил в палатку Кутузова в канун Бородинского сражения. И дал ему нужные советы. А также некий перстень, посылаемый Братством доверенным людям» («Елена Рерих»).

Впервые гипотеза о том, что наследственное членство в тайных сообществах могут ощущать и женщины из рода «мужчин -масонов», возникло у меня тогда, когда я узнала о близости к орденам Михаила Ярославова и Алексея Ярославова, живших в 18 веке. Признаю, что такой поворот в «Истории рода Ярославовых» оказался для меня неожиданным, но я уже давно соблюдаю главное правило поиска: не подтасовывать, а принимать факты такими, какие они есть, и постараться понять: почему те, кто жили много веков до меня принимали такие решения.

Елена Рерих пишет о том, как она осознавала себя, с такой искренностью, что нет никаких оснований усомниться в правдивости её рассказов о самой себе. При этом она много внимания уделяет своим снам, записывая их в дневнике.

Речь идет о дневнике Елены Рерих, где она записывала беседы с Учителями Востока, Членами Гималайского Братства. «В том числе и беседы с Владыкой, главой этого Братства. А вот и сами слова: «Сон — из египетской жизни. Я утверждала себя, как великую царицу Нефрит. Я стояла перед большим каменным цоколем, на котором расстилалась карта — панорама Египта с выпуклыми на ней изображениями строений. Поднялась вражеская рука, как обычно, в белой лайковой перчатке и стала разрушать построения на карте. Я стояла спокойно,созерцая эти разрушения и ничем не препятствуя им, зная, что после очищения легче строить, и произнесла: «Я утверждаю себя как великую царицу Нефрит».

Е.Рерих в её сне «утверждала себя как царицу Нефертити», а в реальной жизни, «по кармическому праву» носила « перстень с нефритовой печаткой. Его носила в XIV веке до нашей эры царица Нефертити».

Такое течение снов и мысли Е.Рерих мне интересно и по той причине, что Нефертити — это супруга Рамзеса II. А мой общий день рождения с Рамзесом II подвиг меня внимательнее изучать масонство и даже «учредить» свой собственный «Орден 22 февраля», который позже, к моему великому удивлению, оказался реальностью! («Как Америка управляет Миром священным числом 22: Александрийско- Вашингтонская Ложа № 22 и Александрийский маяк»).

В своих пророчествах Елена Рерих возвещала приход власти женщин, что мы и наблюдаем сейчас, как первый шаг — в светской власти.

Однако тоже самое, задолго до неё предсказывала Кумская Сивилла.

Согласно существующим мифам, последняя двенадцатая римская Кумская Сивилла,заглядывая в будущее, увидела не только конец власти женщин — сивилл, но она также узрела и возрождение женского матриархата много веков спустя. И вот именно для того, чтобы обеспечить «Женскую линию власти» кумская Сивилла подготовила себе преемницу в Британии: королеву-воительницу, верховную жрицу и главу Друидов Боудикку (Андрасте), считая что на периферии эта «женская линия» сумеет сохраниться лучше.

Т.е. тринадцатая Сивилла жила и действовала уже не в Римской империи, а в Британии, где кельтское христианство, впитавшее в себя традиции Атлантов, поклонявшихся Великой матери, было более готово к тому, чтобы сохранить Традицию Женщины Королевы и одновременно Главы церкви.

И вот сейчас эти, названные Кумской Сивиллой, сроки наступили.

Рост числа женщин на первых позициях светской власти многие воспринимают как исполнение пророчества о матриархате.

Однако во всем сказанном выше есть одна важная, но существенная «деталь»

Власть женщины всегда носила религиозный, а не светский характер и была основана на способности передавать волю богов.

Так что назначать в женском сообществе «Лебедей» на основе светского статуса, может только непросветленное сознание (Пример Особенность пророчества Елены Рерих состоит в том, что она предвещала наступление эры «Матери Мира», эры расцвета женского начала.

Вот как это пророчество звучит в Агни Йоге:

«Да, теперь женщина должна готовиться быть допущенной разделять тяготы и по управлению страной …

В древнем Египте верховные жрицы были вдохновительницами Иерофантов и передавали им веления Богини, потому их можно назвать водительницами власть имущих.

Настает великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину.

Все силы Света ждут этого подвига.

Звезда Матери Мира указала срок наступления великого срока. Все Писания свидетельствуют о том, что женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится этим самоотверженным подвигом, и мужественно и бесстрашно подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа» (Письма, 17.8.34).

«Урусвати! Пора сказать, что так зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало. Еще Нефрит читала это пророчество и, уходя, хотела быть на Земле, чтобы встретить её приход… Великая Эпоха начинается, ибо Духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой Эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли» («У порога Нового Мира», с. 79)».

К сожалению, большая часть российских христиан не знает о существовании многих Евангелий.

К сожалению, большая часть российских христиан не знает о том, что тамплиеры и Рыцари Христа напрямую связаны с христианством и Иерусалимом.

К сожалению, большая часть российских христиан не знает о том, что раннее христианство отличается от христианства дониконовского, а христианство средневековья не совпадает с тем, что открывают христианам сегоня.

К сожалению, большая часть российских христиан не задумывается о том, почему в России исчезали Храмы Софии Премудрости Божией.

И более того, не задумывается о роли женщины в христианской религии, а также о том, что быть может те, кто сегодня, так или иначе, открывает нам информацию, в чем-то правы и даже ближе к истине, чем мы.

Ниже мною приводятся некоторые цитаты из книги «Последнее Евангелие», дающие основания для задумчивости.

Однако читая их надо помнить, что в них правда может быть переплетена с вымыслом автора

Цитата:

«Император (!Клавдий?) утверждает, что камни (Стоунхенджа) были поставлены в честь племени гигантов, которые пришли с востока в поисках убежища от наводнения. Жрецы Атлантиды … Гиганты принесли с собой Богиню- матерь, которую позже стали почитать в Британии потомки этих королей жрецов и королев-жриц стали друиды.

Позже

Из благородных семей бриттов выбирали верховную жрицу… Боудикка королева-воительница была Верховной жрицей и главным друидом»

Цитата:

«Вот чего, а вернее кого боялись римляне! Поэтому они так испугались бриттов и Боудикку в частности. Женщинам принадлежала истинная закулисная власть Рима! Но внешне вся система принадлежала мужчинам Сама идея о новом культе, при котором жрицы будут править наравне с мужчинами, пугала больше, чем рабство. Я всегда думал, что в христианской церкви доминируют мужчины. Церковь не основывалась раньше на превосходстве мужчин…»

Цитата:

« Сивиллы и связь с древним христианством …

Может сивилл как и весталок выбирали из богатейших семей Рима или даже из императорской семьи?

Сивиллы предвидели приход в Рим восточного культа поклонения божественному правителю, превращение императора в Бога, живущего на земле

Я говорю о новых религиозных идеях с востока, о новых пророках, о Мессии. Зарождался мир, в котором сивиллы уже не могут властвовать, в котором людям уже не нужно было становится рабами оракулов и жрецов, чтобы узнать слово божие …

Сивилла знала, что христианами могут быть и мужчины и женщины и что в этой религии священников нет»

Цитата:

«Женская сила, Вот именно, не сила богинь, а реальных женщин, из плоти и крови! Это и увидела Сивилла. В Риме власть женщин пошла на спад. Весталки оказались в прямом смысле заперты за стенами храмов. Вечная фантазия мужчин-деспотов о подавлении женщин. Развился культ императора-мужчины, которого окружали священники -мужчины. Что же касается сивилл, их призванием свыше было не поклонение Апполону … Они служили матриархату, стремились продолжить женскую линию правления, которая брала начало в железном веке, когда женщины возглавляли семьи и кланы. В христианстве Сивилла, возможно, увидела надежду на возрождение матриархата в будущем. (Сивилла указала Клавдию на Боудикку)

Почему была выбрана Британия? Потому что самые значимые изменения обычно начинаются на периферии. В самом Риме цивилизация пришла в упадок, процветала коррупция…»

Цитата:

«Британскими племенами правили королевы- воительницы. Их духовенство — друиды. Подчинялись Верховной Жрице

Боудикку начали готовить к роли верховной жрицы — британской Сивиллы. Боудикка стала тринадцатым звеном секретной цепочки знаний, которая соединяла сивилл всей Римской империи. Вероятно она видела в христианстве то же самое, что и Кумская Сивилла, — то, что приблизило её к последователям Христа ещё сильнее после восстания против римлян … Поиск рая на земле — основная идея христианства — быстро нашел отклик в сердцах бриттов.

Быть может Боудикка и не кричала об этом, но для себя наверняка решила, что христианские идеи помогут ей и сохранению матриархата…

Мы говорим сейчас о христианстве, не имеющем отношения к Римской католической церкви. О кельтской церкви, церкви бриттов и пелагианстве

Цитата:

«Монарх считался главой английской церкви, назначенным самим Богом «

Цитата:

«Эфиопия древнее Акумское царство, принявшее Христианство в IY веке от Рождества Христова. Немногие знают, что именно афроамериканцы, — чернокожие эфиопы, одно из старейших христианских сообществ., непосредственно связанным с Гробом Господним. Елена Равноапостольная передала моему народу ключи от Храма. Но спустя некоторое время началось многовековое нечестивое соперничество с Египетской коптской церковью, монахами из Александрии… Затем, в 188 году из-за загадочной болезни все монахи эфиопы исчезли из Храма Господня. Многие из наших священных книг были украдены и сожжены, Утверждали, что манускрипты тоже заражены чумой. Другими словами в них написано что-то такое, что ни в коем случае не должно было всплыть наружу…»

Цитата:

«Эфиопы одно из старейших сообществ христиан, потомки первых последователей Иисуса. На периферии древнего мира жил ещё один народ, подобный нашему. Бритты. Их церковь появилась в I веке от Рождества Христова, У нас одна история Христианства. Оно пришло наши страны благодаря императору и Христу. Бритты считают, что император сам привез христианство в страну. Наш народ — что император и царь отправились на поиски Мессии на Святую землю. Оба наших народа всегда умели хранить секреты…

Цитаты:

«Последователи Иисуса и Марии Магдалины стали настоящей силой. В Британии Марию ассоциировали с Верховной жрицей, королевой -воительницей Андрасте»

Зодческая работа сестры А.К.

Часть 1. От Гипатии Александрийской к Восточной звезде

В противоположность утверждению Данте «Оставь надежду всяк сюда входящий» масонство открывает двери надежды для всякого, кто ищет, вне зависимости от вероисповедания, политических убеждений, социального статуса или пола. Как ответила Андре Бюизин, глава Верховного совета Женской ложи Франции, посвящённая в 1952 году, на вопрос: «Являетесь ли вы масоном» - «Я до сих пор имею счастье им быть!». Совершенно очевидно, впрочем, что вновь посвящённый все-таки переступает не порог адских чертогов, а вступает в суровую жизненную школу. В микрообщество, в котором один является зеркалом для другого. Однако масонство не имеет ничего общего с идеалистическими картинами Томаса Мора, а для некоторых является скорее прообразом Вольтеровского Эльдорадо, откуда Кандид все-таки уехал или даже воплощённой басней Лафонтена «Волк и Собака», где волк предпочёл остаться голодным и облезлым, но свободным, без ярма на шее. Здесь как раз цитата из Данте может иметь под собой основание: оставь надежду...

Однако, о какой надежде идёт речь? Прежде всего о том, что в руки новопосвящённого все свалится с неба в готовом виде — мудрость, уважение, признание, способность слушать и быть услышанным. Надежду на то, что он встретит здесь людей, мужчин и женщин, которые с единодушным одобрением воспримут все его поступки и слова. Эту надежду действительно стоит оставить за порогом храма и начать движение вверх очень медленно, step by step. Познание себя через познание других, познание себя через прохождение степеней — своеобразных отражений социальной действительности, познание себя через духовный путь, на который Мастер указывает ученикам и подмастерьям, защищая и направляя их к свету.

Масонство, как и любая организация, представляет собой слепок с общества, в котором оно зародилась и развивалось. Поэтому для того, чтобы женщины получили доступ в ложу, общество должно было снова начать их рассматривать как полноправных своих членов. Как когда-то, например в Античности. Как известно, в Древнем Египте не существовало никакого религиозного соперничества между женщиной и мужчиной. С одинаковым успехом женщина могла быть и фараоном и отправительницей религиозных культов. Инициатические общины Пифагора также принимали в свои ряды не только мужчин, но и женщин-пифагореек, которые должны были стать воплощением мудрости, и привнести свет просветлённого наукой разума во все области жизни, как в повседневность, так и в её высокие духовные сферы. «Посвящёнными» также можно было назвать весталок, призванных в течение 30 лет поддерживать священный огонь (10 лет изучение ритуалов, 10 лет собственно служение и ещё 10 лет, чтобы передать свои знания другим).

В одном из текстов римского поэта Аврелия Пруденция, именно женщина чертит план храма, используя правило золотого сечения. Что произошло потом? Об этом можно долго дискутировать, однако факт остаётся фактом. В течение многих столетий, посвящение стало уделом мужчин, оно проводилось мужчинами для мужчин. В то время как женщины оказались в худшем из гетто, в течение столетий в них гасилось всякое стремление к духовной жизни. Женщина была признана «неинициируемой» по определению. Как писал даже уже в 20-ом веке в «Масонском обозрении» один из основателей итальянской школы психоанализа, профессор Эмилио Сервадио, инициация женщин «мыслима только как постепенное осознание женщиной своей жизнедарящей энергии — «шакти» «... воды-посредника, «иони», порождающей миры, божественного Нуля. Отождествление женщины с мужским естеством? Что может быть абсурднее? Тем более, что в масонских ритуалах совершенно отсутствуют символы, действия и легенды, которые были бы вдохновлены «женской» темой». Однако, женщины «неинициируемыми» себя все-таки не считали и step by step прокладывали себе путь к масонскому храму, чтобы однажды войти в него, полноправным членом ложи.

Итак, женщина смогла пережить это «военное положение» и вернуться к своим духовным и символическим функциям, которые она так или иначе пыталась исполнять все это время, только, я бы сказала, неофициально. Попытаемся набросать основные вехи этого пути. Одним из первых имён среди женщин-масонов нашей эры стоит назвать имя Гипатии Александрийской (370-415 гг. н.э.), женщины-учёного греческого происхождения, философа, математика и астронома. Гипатия была последней главой неоплатонической школы в Александрии, известной своим большим музеем и самой огромной библиотекой в древности. В своей «Энциклопедии вольного каменщичества» Альберт Маккей пишет следующее: «От этой школы мы наследуем… системы символизма и аллегорий, которые лежат в основе масонской философии. Нет ни одной такой древней секты, как школа Александрии, за исключением, быть может, пифагорейской, которой масонские учителя были б столь обязаны содержанием своих учений и эзотерическим методом их передачи». Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы. Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан, сторонников епископа Кирилла, напали на Гипатию и, подкараулив её у дома, набросились на неё и поволокли в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча», грустно констатировал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука». Женщины-масоны, то есть каменщики, были достаточно распространённым явлением в Средневековой Европе. Были женщины-каменщики, женщины-оружейники, женщины, работающие с доспехами. Они, конечно, не могли котироваться в гильдиях наравне с мужчинами, например, брать на работу подмастерий. Однако они могли унаследовать их вместе с цехом от своего отца или мужа. Одной из таких женщин-каменотёсов была Сабина фон Штейнбах. Она жила в Эльзасе (теперь восточная Франция) в 13 веке и, по видимому, была дочерью Эрвина фон Штейнбаха - мастера-строителя Страсбургского Собора. Как полагают, после смерти отца она продолжила работу над Собором и именно ей принадлежат аллегорические скульптуры Синагоги и Церкви, олицетворяющие Старый и Новый завет соответственно на южном портале Храма. Первой женщиной, получившей «официальное» масонское посвящение в степень Ученика и Подмастерья стала Элизабет Олдворт (1695-1773), известная как «леди-масон». Из рассказа, опубликованного её семьёй следует, что она тайком, через дыру, проделанную в стене наблюдала за работой ложи № 44, в которой состояли её отец и братья. А собрания ложи, по причине болезни отца проходили прямо в стенах их дома в ирландской деревне Донерейл. Любопытствующая леди была обнаружена и после многочасового обсуждения поставлена перед выбором: посвящение или смерть. Элизабет выбрала, соответственно, первое и была посвящена в две первые масонские степени. Собственно, в этой ложе она состояла до своей смерти в 1773 году. Регалии Миссис Олдворт выставлены в масонском зале города Корк, ул. Таки, д. 27, где также в столовой в её честь выставлено множество масонских артефактов. Сегодня в ложе также используется стул с балдахином, который принадлежал Миссис Олдворт.

Положение женщин в масонстве было отражением общего положения женщин в ту эпоху, то есть в начале 18 века. Женщина была абсолютно материально зависима от своего мужа или отца, под опекой которых, в сущности, пожизненно находилась. Своего имущества у неё, как правило, не было. Именно это имел ввиду Джеймсон Андерсон, когда опубликовал в 1723 году первую редакцию своей «Масонской конституции»: «Особы, принятые в ложи, должны быть честными и лояльными, свободнорождёнными, взрослыми и рассудительными. Таковыми не могут быть рабы и женщины…..».

Кавалер Рамзай высказывается в 1736 году насчёт женщин ещё более определённо, ссылаясь уже не на тонкости права, а на эмоциональную сторону участия женщин в работах: «Я опасаюсь, как бы прелести любви, К забвенью братства не привели. Имя брата и друга будет забыто, А сердце соперничеством убито».

Однако удерживать женщин, а особенно аристократок, от участия в новом философском течении, быстро входящим к тому же в моду, далее было невозможно и, воспользовавшись тем, что Конституция Андерсена прямо не запрещала женщинам участвовать в братских трапезах после работ, а также в траурных церемониях либо празднествах св. Иоанна, женщины сделали ещё один шаг. Постепенно французские масоны стали именовать «сёстрами» дам, принимающих участие в агапах, торжественных собраниях и празднествах святого Иоанна.

Так и возникло «масонство для дам» или адоптивные ложи, функционирующие под строгим надзором «родственных» мужских лож, название которой они сохраняют. В 1740 году во Франции наблюдается настоящий расцвет адоптивных лож, и к 1760 году подобного рода ложи существуют уже в большинстве крупных французских городах (только в Париже их 4), а также в Германии и Нидерландах. В 1808 году адоптивные ложи были запрещены указом Великого Востока Франции, как противоречащие его конституции. Практика продолжила существовать, но ушла в подполье. Также в различные степени женщин посвящали в рамках Египетского устава Калиостро, на самой заре появления Египетского масонства в 1780 году. Ложи Египетского устава существовали в Гааге (под началом его жены Лоренци-Серафины), а также в Митау и Париже. Однако о египетском масонстве и о пути женщины в нем хотелось бы сказать отдельно. Наряду с уставом Калиостро во Франции или Германии появлялись и исчезали различные смешанные или исключительно женские послушания, состоящие в основном из высшей знати. Так в Пруссии, при дворе Фридриха 2, в течение нескольких лет большой популярностью пользовался так называемый «Орден мопсов» под руководством родной сестры Фридриха. Его эмблемой стала фигура мопса — олицетворение мягкосердечия и преданности. Этот орден, просуществовавший в течение нескольких лет, был весьма любопытным явлением. С одной стороны, его считали пародией на «официальное» масонство, поскольку его обряды напоминали скорее пародию на масонские ритуалы, а в ряды его членов принимались «даже» женщины. Однако, существует ещё одна версия, согласно которой «Орден мопсов» был практически единственной возможностью как-то продолжать свою работу немецким масонам после официального запрета масонства в Германии в 1736 году. Необходимо также сказать несколько слов о таком интересном парамасонском объединении как «Орден Восточной Звезды» и его создателе Роберте Моррисе.

Орден Восточной Звезды был основан в 1850 году адвокатом - филантропом из Бостона Робертом Моррисом в Нью-Йорке, США. Считая, что все хорошее в масонстве не должно быть лишь уделом мужчин, которые должны разделять со своими жёнами «масонское вдохновение», Роберт Моррис, прикованный к постели после несчастного случая, разработал систему градусов Восточной Звезды, которая практикуется до сих пор. Первоначально в ложу могла быть посвящена любая женщина - мать, жена, вдова или совершеннолетняя дочь масона, а также хорошо себя зарекомендовавший мастер. И естественно первыми посвящёнными стали его жена и дочери, а также дружественно настроенные соседи. Это «женское направление» в масонстве носило (и носит до сих пор) образовательный и филантропический характер, а его учение основано на женских образах Библии. Орден получил широчайшее распространение в США, однако Старый Свет покорить ему не удалось


Орден
17.06.2010

Политика регулирования членства в Ордене Вольных Каменщиков определяется положениями его нормативных документов, а именно Конституций Андерсона 1723 г. и «Поэмой о нравственном долге», более известной под названием «Манускрипта Regius» 1390 г. Также существует несколько редакций так называемых «ландмарок», т.е. «веховых столбов» Ордена, в которых в сжатом виде содержится его основное законодательство. Ландмарки являются неизменными и обязательными для соблюдения всеми регулярными Вольными Каменщиками. Определенные дополнительные требования, в частности, к кандидатам могут выдвигаться различными масонскими юрисдикциями, например, Великими Ложами стран или отдельными символическими ложами, принимающими кандидатов, и в таком случае эти нормы закрепляются в их Общем или Внутреннем регламенте и также приобретают силу закона.

Орден Вольных Каменщиков является древнейшим из существующих на настоящий момент посвятительных обществ. Он гордится своими традициями, неизменно хранит им верность и отлично осознает, что именно за счет следования своим традициям существует ныне в форме, минимально удаленной от древнейших и лучших образцов Царственного Искусства. Невключение в число потенциальных кандидатов тех или иных групп лиц определяется и мотивируется, в основном, древними традициями Ордена и необходимостью хранить их в неизменном виде, несмотря на то, что, с точки зрения современности, некоторые из данных требований несомненно устарели. Однако в случае если Орден изменил бы свои древние ландмарки в угоду времени, он просто перестал бы быть самим собой, а стал бы чем-то, пусть даже, может быть, и более совершенным, но иным, то есть перестал бы быть Орденом Вольных Каменщиков.

В общем и целом, согласно древним законам Ордена, со временем подвергнувшихся лишь незначительным изменениям, в регулярный Орден принимаются совершеннолетние свободные верующие мужчины добрых нравов, способные учиться, повиноваться, заниматься благотворительностью и имеющие склонность к наукам и искусствам.

Под «регулярным Орденом» в данном случае понимается собственно Орден Вольных Каменщиков, стоящий на позициях веры в Бога, Великого Строителя Вселенной, и соблюдающий неизменные ландмарки Ордена в полном объеме. Кроме регулярной ветви, существует так называемое «либеральное» масонство, в частности, допускающее членство атеистов и женщин (в форме отдельных женских лож или смешанных организаций), однако данная статья относится только в регулярным послушаниям.

Прием в регулярный Орден осуществляется по следующей схеме: после подачи прошения о приеме кандидат проходит ряд собеседований - 1) с братом-мастером ложи, в которую подано прошение; 2) с братом-офицером этой ложи; 3) (часто) с Досточтимым Мастером этой ложи. Затем кандидата приглашают на общее собрание данной ложи, и он с завязанными глазами вводится в зал собраний после открытия работ и должен ответить на вопросы любого из присутствующих братьев. По результатам опроса ложа проводит голосование, о результатах которого кандидат уведомляется впоследствии. В случае положительного результата голосования кандидат получает наименование аспиранта, приглашается на следующее собрание ложи, и там проходит его посвящение в Орден. Таким образом, процесс приема предельно субъективен, потому что братья ложи должны сами решить, смогут ли они назвать кандидата братом и принять его как равного в свою ложу. Следовательно, все неясности в соответствии кандидата критериям отбора разрешаются в процессе бесед с ним и опроса в открытой ложе. Приведенные ниже критерии отказа в членстве носят абсолютный характер и во время бесед и опроса рассматриваться, уточняться и оспариваться не могут. Наиболее важный в данном контексте вопрос религиозной принадлежности рассматривается, за исключением случаев явного атеизма, братьями ложи.

Итак, по древним законам Ордена, его членами, а, соответственно, и кандидатами на членство в нем, не могут стать лица, не отвечающие требованиям, изложенным выше.

1. Женщины

Орден Вольных Каменщиков первым требованием, предъявляемым к кандидату, называет требование от него быть человеком свободным. В исторический период становления Ордена в середине XVII в. говорить о свободе женщин не приходилось, до всеобщего избирательного права, узаконившего равенство полов, оставалось еще два с половиной века. Женщина считалась зависимой от своего отца, потом мужа, потом сына. Свободна она не была.

Орден Вольных Каменщиков в начале своей деятельности являлся гильдией ремесленников-строителей. Присутствие в гильдии женщин-каменщиц не наблюдалось. Существует и неявная социальная причина недопущения женщин на масонские собрания в качестве членов. После превращения оперативного (деятельного) масонства в спекулятивный (умозрительный) Орден на его родине, в Англии, он приобрел форму, наиболее привычную для английских аристократов того времени, а именно форму клуба. В клубы английского образца женщины не допускались вплоть до конца II Мировой войны. Предназначены же подобные клубы и были тогда, и ныне, для отвлечения мужчин от повседневных забот, в частности, семейных, объединение их для отдыха, привычного в мужской компании (исключая разврат), обеспечения общения на привычные им темы, в то время как в семьях мужчины обычно лишены общества себе подобных и общение их на «мужские» темы ограниченно.

Женщины - жены, невесты, подруги, сестры, дочери, матери и иные родственницы Вольных Каменщиков - могут посещать ежегодные или ежеполугодичные общие собрания-банкеты, специально предназначенные для семейного отдыха братьев, а также иные назначаемые ложами с той же целью мероприятия, от бесед философско-этического характера в стенах ложи до совместных выездов братьев на экскурсии и на природу.

2. Атеисты

Во время бесед и опроса, а также подавая прошение о вступлении, кандидат обязан подтвердить свою веру в Единого Бога-Творца, бессмертие души и (часто) явленное Откровение Бога человеку.

Согласно Конституциям 1723 г., Вольный Каменщик не может быть атеистом, поскольку работы ложах ведутся во Имя Великого Строителя Вселенной, то есть Единого Бога- Творца, в различных конфессиях именуемого по-разному. Ритуальные собрания лож открываются и закрываются молитвой, торжественные обязательства приносятся на Книге Священного Закона (в зависимости от вероисповедания кандидата это может быть практически любая священная книга - Библия, Тора, Коран, Трипитака и т.д.). Поэтому как бы кандидат ни называл Бога, он имеет право на вступление в Орден, если верует в Его бытие и считает ту или иную книгу настолько священной, что обязательство, принесенное на ней, будет для него свято.

3. Политеисты

Согласно п. 2, для кандидата необходима вера в Единого Бога. Большинство современных так называемых языческих исповеданий являются подвидами течения «нью-эйдж», испытавшего на себе немалое влияние теософии, что заставляет их признавать наличие Единого Творца (например, Рода). В таком случае, по результатам собеседования, после уточнения вопросов исповедания веры, такой кандидат может быть принят в братство при условии его согласия назвать священную для него книгу или приносить торжественное обязательство на иной священной книге. В случае же упорной веры кандидата в многочисленных языческих богов и иные формы примитивного языческого культа принятие кандидата исключается.

4. Некоторые официальные исповедания и секты

Единственным критерием отказа в приеме в данном случае является положение учения некоторых исповеданий и сект (например, анабаптисты, квакеры, субботники) о запрете на любые клятвы и обязательства. Вступление в Орден и продвижение по его иерархической лестнице требует принесения на каждом этапе торжественного обязательства не разглашать сообщенные тайны и таинства посторонним и соблюдать определенные положения нравственного кодекса. Согласно законам Ордена, обязательства перед ним следуют за обязательствами человека перед Богом, своей страной и своей семьей, поэтому если у человека возникает противоречие между его обязательствами перед Богом (в его собственном понимании и понимании его религиозной конфессии) и его обязательствами в случае вступления в Орден, ему лучше вообще в Орден не вступать.

5. Порочные люди

Данный термин является чрезмерно общим, однако масонский закон требует, чтобы кандидат был человеком «добрых нравов». Если кандидат достаточно хорошо известен проводящим с ним беседу братьям как человек безнравственный, преступный или порочный в силу каких-либо иных причин, он отвергается. В более конкретном смысле исключается прием кандидатов, подвергавшихся суду или следствию по уголовным делам (на Западе без исключений) или только находившихся под стражей (в России). В основном, нравственный критерий рассматривается братьями ложи и оценивается ими же.

1. Инвалиды

Данный пункт касается только инвалидов 1-й группы или иных групп, в случае если кандидат не в состоянии сам себя обслуживать, когда он, например, парализован, слабоумен или слепоглухонем. Кроме того, что для такого кандидата становится невозможным собственно посвящение, включающее в себя ритуал, требующий передвижений и восприятия слуховых и зрительных символов, также нарушается положение о свободе кандидата, ибо такого кандидата, полностью зависящего от обслуживающих его лиц, свободным назвать нельзя.

2. Материально несостоятельные

Имущественного ценза в Ордене не существует, однако существуют вступительный и ежегодные взносы, сборы за облачение, литературу, благотворительные сборы и прочие материальные сборы на нужды Ордена. Орден нуждается в членах, способных поддерживать его благотворительную деятельность и его существование. Для малоимущих братьев существует многоуровневая система рассрочки платежей, снижения размера взносов и пр. Однако Орден не является кассой взаимопомощи, и извлекать из него материальную выгоду его членам нельзя. В случае утраты трудоспособности, болезни, травмы и иных жизненных обстоятельств брат Ордена может рассчитывать на единовременную или многоразовую материальную помощь, на которую также имеют право вдова, дети или иные иждивенцы умершего брата.

Далее, существуют некие рудиментарные, официально оформленные, в частности, в "Поэме о нравственном долге", положения, которые в настоящее время не соблюдаются. Они относятся к членству инвалидов любого рода и вида, незаконнорожденных, имеющих "дьяволовы пятна" на теле и пр. Естественно, в современном масонстве подобные ограничения были бы настолько явным анахронизмом, что в обыденной практике не соблюдаются.

Традиционно с подозрением относится Орден к кандидатам из числа членов иных посвятительных объединений. В некоторых масонских юрисдикциях членство в иных обществах, братствах или орденах становится препятствием на пути приема кандидата. В настоящее время в России, Израиле, Франции, США и некоторых других странах подобные ограничения законодательно не закреплены. Однако регулярный Орден Вольных Каменщиков традиционно полагает себя древнейшим эзотерическим братством, сохранившим посвятительную традицию с наиболее раннего периода человеческой истории, поэтому относится с прочим посвятительным обществам с некоторым недоверием и предубеждением.

Как в последнем случае, так и в остальных, необходимо повторить, что право окончательного суждения по всем вопросам, кроме наиболее очевидных, принадлежит братьям ложи, в которую кандидатом подано прошение, и результат голосования братьев ложи является окончательным.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка из последней редакции Общего Регламента Великой Ложи России:

«72.2. В соответствии с древними обычаями допустим прием только мужчин старше 21 года, свободных и добрых нравов. Сыновья Масонов могут быть посвящены в Орден по достижении 18 лет.

72.3. Представление кандидата к посвящению или регуляризации осуществляется не менее чем двумя рекомендателями, Мастерами Масонами.

72.5. По итогам опроса под повязкой принимается решение о посвящении… Кандидат не может быть допущен к посвящению в Достопочтенной Ложе или регуляризован или восстановлен в Ложе, если при голосовании он получил более двух отрицательных голосов Мастеров Масонов, имеющих право голоса в данном собрании: то есть, в случае двух отрицательных голосов он принимается, а в случае трех отрицательных голосов - отвергается».

Выдержка из Внутреннего регламента одной из Достопочтенных Лож под юрисдикцией Великой Ложи России:

«11.1 Любой кандидат к посвящению должен быть представлен одним из поручителей - мастером Великой Ложи России.

11.2 Поручитель свидетельствует что кандидат:

Не участвует в каких-либо организациях, цели или действия которых противоречат принципам Ордена вольных каменщиков;

Обладает высокими моральными качествами, достаточным интеллектом, терпимостью к чужому мнению, внутренней добротой и вниманием к людям, чувством долга и чести, стремлением к Свету Истины и самосовершенствованию - то есть свободен и добрых нравов;

Искренне, а не по тайному умыслу желает включиться в братскую цепь.

11.3 Обсуждение происходит на торжественном регулярном собрании ложи в градусе ученическом во время которого зачитывается заявление кандидата и характеристики на него.

11.4. После опроса и удаления кандидата, которому сообщают, что о решении братьев он будет извещен, Досточтимый Мастер приступает к тайному голосованию о допущении просителя к посвящению. В голосовании принимают участие все братья, кроме учеников. Кандидатура просителя отклоняется, если против допущения к посвящению проголосовали хотя бы трое из присутствующих братьев.

11.5. Если решение положительно, Досточтимый Мастер назначает дату посвящения и поручает брату Секретарю сообщить кандидату решение братьев, место и дату посвящения и напомнить, что до церемонии он должен будет уплатить вступительный взнос и часть обязательного годового взноса, пропорциональную числу, оставшихся до годового закрытия счетов, месяцев.

11.6 Размер вступительного взноса устанавливаются Досточтимым Мастером и Казначеем ложи в индивидуальном порядке».

Масоны - это члены старейшего и крупнейшего братства планеты. В мире насчитывается 2 миллиона активных участников. С французского слово «масон» или «франкмасон» переводится как «вольный каменщик». Само движение зародилось в конце XVI века. В тайное братство входили религиозные деятели, учёные, президенты и короли. В этой статье мы расскажем вам о том, как становятся масонами. Итак, приступим.

Первый метод. Подготовка к посвящению. Изучение основ

Братство основали мужчины, которые обязались проявлять взаимную поддержку на принципах товарищества, дружбы и служения человечеству. На протяжении нескольких веков «вольные каменщики» привносили в жизнь членов своего движения некую философскую и духовную составляющую. Эти ключевые принципы известны всем людям, которые знают, как стать масоном. В России и других странах данные критерии одинаковы:

  • Нужно быть мужчиной.
  • Обладать достойной репутацией и хорошими рекомендациями от равных себе.
  • Быть не младше 21 года.
  • Верить в Высшую силу, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Интерес к собственному развитию

Девиз франкмасонства можно выразить одним предложением: «Чем человек лучше, тем более прекрасный мир он создаст». Если у вас отсутствует интерес к собственному развитию, то можете даже не узнавать о том, как становятся масонами. Вам всё равно откажут во вступлении. Особый акцент в учении делается на моральную чистоту, личную ответственность и честь каждого из членов движения. Братство предоставляет новоизбранному масону следующие возможности:

  • Получение приглашения к участию в ритуалах ложи, включая обряд посвящения и пожатия.
  • Поощрение действий, которые направлены на благо человечества.
  • Разрешение использовать масонский символ - наугольник и циркуль.
  • Получение советов от старших членов касательно того, как участвовать в благотворительности, жить в любви и быть примерным гражданином.
  • Посещение лекций по истории франкмасонства и др.
  • Участие в собраниях лож (1-2 раза в месяц), проходящих в общественных зданиях или церквях.

Умение разделять вымысел и правду

Благодаря таким книгам, как «Код Да Винчи» в общественном сознании укоренилась мысль, что масоны - члены братства, стремящегося захватить власть во всём мире. А их разные секретные символы спрятаны в Вашингтоне и других городах. На самом деле всё обстоит иначе. Франкмасоны - это не тайная организация, а люди, стремящиеся вступить в братство для получения секретной информации, просто не понимают целей ее существования.

Второй метод. Отправка запроса на членство. Связь с местной ложей

Данный способ является самым простым в плане начала процедуры посвящения. Например, если вы не знаете, как стать масоном в Москве, то советуем поискать ближайшую в столице ложу. То же самое касается и других городов. Желающему вступить в ряды масонов нужно связаться с провинциальной или районной ложей. Как правило, её номер есть в обычном телефонном справочнике. Намного проще будет найти отделение через "Гугл" и связаться с его представителями дистанционно. Есть ещё несколько методов в зависимости от места проживания, но контакт с районной ложей наиболее оптимальный. Начните с этого.

  • Найдите масона. Его можно опознать по символам движения, которые находятся на кольцах, головных уборах, одежде и т. д. Некоторые даже клеят масонские знаки на бампер своего автомобиля. Любой член братства будет рад предоставить информацию всем заинтересованным лицам.
  • Некоторые ложи придерживаются мнения, что претендент на вступление должен связаться с ними самостоятельно. Другие разрешают своим членам раздавать приглашения. Так что если приглашение получено от одного из представителей братства, то можно смело переходить к следующим шагам. Идём далее.

Собеседование

Как становятся масонами после получения приглашения? Вас позовут в ложу для проведения собеседования. Этим занимаются члены братства, состоящие в Следственном комитете.

  • Они расспрашивают претендента о его прошлом, характере, целях вступления.
  • После соискателю дают возможность задать интересующие его вопросы.
  • Затем Следственный комитет займётся проверкой полученной информации и вынесет решение через 1-2 недели. Причин отказа может быть несколько: насилие в отношении члена семьи, употребление наркотиков, алкоголизм и другое. В некоторых странах срок проверки растягивается на годы.
  • Вопрос о принятии соискателя в братство решается членами ложи путём голосования.
  • В случае одобрения кандидатуры претенденту высылают приглашение.

Третий метод. Получение степени. Ученик

В любой организации существует иерархическая структура. И масонское братство не является исключением. Прошедшему собеседование соискателю присваивается степень ученика. Потом происходит его постепенное посвящение в принципы масонства.

  • Для метафорического выражения моральных основ братства используются определенные инструменты.
  • Для перехода на следующий уровень ученик должен в совершенстве освоить один из катехизисов.

Подмастерье

На этом этапе кандидат продолжает изучение принципов братства, а также их взаимосвязь с миром искусства и науки.

  • Происходит несколько проверок на степень усвоения кандидатом знаний, полученных на первом этапе.
  • Для перехода на следующую ступень необходимо доскональное освоение второго катехизиса.

Мастер

Это самая высокая и труднодостижимая степень в масонской иерархии.

  • Её получение отмечается особым ритуалом.
  • Кандидаты должны отлично разбираться в философии братства.
  • Люди, которые знают, как становятся масонами-мастерами, прекрасно представляют себе длительность этой процедуры. Например, в США путь от написания заявки до получения самой степени занимает от 4 до 8 месяцев.
  • В масонстве есть несколько течений, которые допускают вступление в их ряды женщин. Но большая часть тайного братства не признаёт их полноправными членами.
  • Освоение катехизисов является довольно трудоёмким процессом, однако полученные знания очень пригодятся в будущем.

Предупреждение

  • Ложа может приостановить или аннулировать членство в случае, если действия масона идут вразрез с принципами и требованиями братства.
  • Отказать во вступлении могут даже по самой несущественной причине. Но это не значит, что нельзя подать новую заявку спустя какое-то время.

Пример из классики

И в заключение расскажем о самом популярном литературном персонаже, который состоял в рядах масонов. Это Пьер Безухов из романа «Война и мир». После женитьбы на нелюбимой женщине он погрузился в глубокий душевный кризис. А масонство стало для него средством к обретению успокоения. О «вольных каменщиках» ему рассказал некто Баздеев, старейший член братства. Пьеру даже не пришлось задумываться о том, как стать масоном в Санкт-Петербурге. Баздеев лично пригласил его в ложу и принял с соблюдением всех необходимых ритуалов.

Какую деятельность вел Пьер, став масоном? Да ту же, что и все члены братства. Главная цель масонов - исправление разума и сердца отдельных людей для улучшения человеческого рода, а также «противоборство царствующему в мире злу». В итоге Пьер возглавил петербургское масонство и стал финансировать его деятельность.

Предыстория. Считается, что первая смешанная ложа появилась в Гааге в 1751 году, однако есть версия, правда, до сих пор ничем не подтвержденная, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов Древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. Существует доказательство, что некоторые женщины были в состоянии получить мастерство в различных корпорациях еще до возникновения спекулятивного масонства. Это, например, могло случиться при смерти мужа-масона. Об этом свидетельствует, в частности книга торгов Парижа (1268), Устав Гильдии плотников в Норвиче (1375).

Первой женщиной - масоном была г-жа Олдворт из Ньюмаркет, графство Корк в Ирландии . Родилась она в 1713 году, ее отец и братья были членами аристократической масонской ложи. В 1732 году, в то время как отец Doncraile, его почтенный брат, организовали свои работы дома, молодая женщина сделала дыру в стене и ей удалось наблюдать заседание. Будучи пойманой, ее поведние привело к двухчасовым дебатам братьев, после чего было принято решение предложить ей выбор между инициированием и смертью. Она приняла инициирование и оставалась активным членом вплоть до своей смерти в возрасте 95 лет.

Итак, с первыми попытками приема в ложу женщин появилось новое движение, - адоптивное или совместное масонство, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-​либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.

Как бы то ни было, наиболее заметными в Европе среди подобных лож стали французские, весьма активно действовавшие в период с 1770-х по 1780-е годы. Надо, однако, сказать, что по «Конституции» Андерсена от 1723 года женщин категорически запрещалось принимать в масоны. Этот запрет вовсю действовал в Великобритании и в британских колониях в Америке (до обретения ею независимости, после чего Америка по числу «женских» лож быстро обогнала Европу), но континентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругу своих единомышленниц, разделявших просветительские и филантропические идеалы, молиться Великому Архитектору Вселенной - Богу масонов и ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женских масонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин сопротивляться несправедливой власти мужчин, сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле и распоряжаться частной собственностью на равных с мужьями правах. На одной из церемоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на каком основании мужчины считают себя собственниками и хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали если не эмансипации, то значительному прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтому неверно было бы думать, что француженки приобщались к Просвещению только в собственных гостиных или в частных парижских салонах, - нет, этот процесс происходил и в адоптивных ложах. Здесь сам собой возникает естественный вопрос: какую роль играла или играет женщина в системе масонства?

Разумеется, здесь роль женщины та же, что и в любой политической системе, - любым способом выведать или получить от мужчины нужную для организации информацию, передать сообщение, наладить связи, создать почву для дальнейшего манипулирования субъектом в нужном ключе и тому подобное, короче - работать в интересах хозяев, или Мастеров, ложи. Иными словами, женщина является своеобразным орудием для достижения целей масонских организаций, той незаметной «подосновой» айсберга, которая позволяет ему двигаться к своей цели.

Исторической вехой в женском масонстве стал 1774 г., когда Великий Восток стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адаптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же имена, что их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, Адаптивная Ложа «Девять Сестер» была женской группой, активно поддерживающейся мужской Ложей, в которой в 1778 году был посвящен Вольтер. Еще одна La Candeur, (Чистосердечие), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую Ложу, которая ее создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения ее самостоятельности. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим целям. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нем.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире. Французская революция отменила все ложи, как адаптивные, так и мужские. После окончания революции, в период Империи, адаптивное масонство, как и масонство в целом было восстановлено и продолжало развиваться, несмотря на все превратности XIX века. Впрочем, уже без того романтического ореола, которым обладало прежде. Оно утеряло свое новаторство и мятежный дух и превратилось в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролин Бонапарте. Адаптивное масонство стало престижным знаком для почти тридцати лож, большее количество которых находились в Париже. Большинство членов этих адаптивных лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами.

С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис. Великий Восток Франции, возникший в 1773 году , является одной из старейших Великих Лож во Франции. Это самое крупное французское послушание. В ВВФ работают по Французскому, Французскому Восстановленному, Древнему и Принятому Шотландскому, Шотландскому Строгому Уставам (ритуалам) и Уставу Мемфис-Мицраим . В 1774 году после введения Адоптивного Устава в ряде своих лож он издал указ разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой Мастерицей Франции.

В начале ХХ века Великая Ложа Франции помогла возродиться адаптивным ложам и приняла конституцию, регулирующую их функционирование. 29 мая 1901 года Le Libre Examen («Свобода совести»), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему «Место женщины в обществе». Первой Великим Мастером (титул дающейся Досточтимому мастеру адаптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской Ложи «Свободный Восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после ее создания. Эта ложа стала первой ложей Великой женской ложи Франции и Б.Мюрат стала номером один в ее списках. «Новый Иерусалим» — вторая ложа, — инсталлированная Великой Шотландской символической ложей, вошла в состав Великой Ложи Франции 31 мая 1907 г. Несмотря на Первую мировую войну, женское масонство продолжало утверждаться. Еще девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936. Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году в ходе Конгресса братья, члены Великой ложи Франции, без консультаций с сестрами решили дать адаптивным ложам полную автономию и помочь им создать чисто женскую Великую Ложу. Решение было выражено следующей фразой: «Конгресс доверяет нашим сестрам честь утверждения женского масонства вровень с нашим». Вероятно, еще не чувствуя в себе сил справиться с такой задачей, большинство сестер решили сохранить свое прежнее положение. В течение года они организовали и оформили Ежегодный конгресс адаптивных лож и Великий Секретариат из пяти человек. Анна-Мария Педено-Жантили была избрана единогласно и руководила всеми общими сессиями в течение двух лет. К несчастью, Вторая мировая война рассеяла женщин-масонок, многие из них оказались в концентрационных лагерях вместе с Братьями, другие приняли активное участие во Французском сопротивлении.

Если же говорить о статистике, то в середине XVIII века общая численность масонских лож составляла порядка 50 тысяч человек - включая как европейцев, так и американцев, но женщин среди них было буквально несколько сотен. К 1785 году число женщин-​масонов достигло примерно 1500 человек. И хотя большинство лож по-​прежнему придерживалось «канонического» устава и не допускало в свои ряды ни женщин, ни крестьян, ни рабочих, ни, уж тем более, рабов, тем не менее ложи в своем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство прав человека и эгалитарных идеалов, в мир общечеловеческих равенства и братства, невзирая на половую, расовую и религиозную принадлежность. Естественно, с ходом времени и по мере установления принципов равноправия между полами число женских лож увеличивалось, в XX веке, особенно в конце, достигнув внушительного числа.

Наибольшее количество таких организаций ныне сосредоточено в США, стране, славящейся своими свободами, равноправием и возможностями для всех. Поэтому, говоря о женских ложах, мы имеем в виду прежде всего американские, которые, как и все американское, сегодня задают тон в женском масонском движении.
На данный момент в США насчитывается великое множество женских масонских организаций, но самыми влиятельными из них являются, пожалуй, следующие: «Орден восточной звезды» (2 500 000 членов и многочисленные филиалы во всем мире), «Белый храм Иерусалима» (ложа основана в 1894 году), «Пурпурный орден», «Дочери Нила», «Дочери Моканны», «Орден радуги» и «Дочери труда» (последние две ложи - молодежные, с преимущественным правом избрания в них девушек).

Самая именитая и влиятельная ложа, состоящая главным образом из женщин, - это «Орден восточной звезды». Ложа была основана в Нью-​Йорке 28 декабря 1868 года адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом. Несмотря на то что основателем ложи был мужчина, со временем, однако, ее ряды настолько пополнились женщинами-​масонами, что орден был признан преимущественно женским. Члены ложи должны быть старше 18 лет, иметь безупречную репутацию и быть квалифицированными мастерами (точнее - мастерицами) своего дела. Каждое отделение ложи состоит из 18 сановников (офицеров), большинство которых женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако если на этот пост отсутствует подходящая мужская кандидатура, то в роли Патрона может выступать и женщина.
В основе идеологии ложи - женские библейские образы. Тем не менее в организацию открыт доступ людям самых разных конфессий.

Эмблема ордена - пятиконечная звезда, олицетворяющая звезду Вифлеема. Орден в основном занимается образовательной и научной деятельностью, но уделяет много времени и благотворительным акциям. Что касается структуры современных женских лож (под словом «женский» мы имеем в виду смешанные ложи с преобладающим в них женским составом, потому как чисто женские ложи представляют собой не что иное, как феминистские клубы по интересам), то они по сложившей традиции имеют, как правило, три или четыре степени посвящения, а в их ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, отведать которое ее искусил Лукавый. Поэтому при возведении кандидатки во вторую степень ей задается вопрос: «Вы - наш товарищ?» Подразумевается, что на это последует ответ: «Мне известен запретный плод». Далее посвящаемая дает масонскую клятву: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь не снимать этой ночью подвязку ордена и никогда не выдавать тайны», - что подразумевает избегание каких-​либо любовных связей в будущем. Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, пропитан символикой Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи происходило не где-​нибудь, а в раю, когда Адам и Ева были невинны и не познали греха; что второе заседание состоялось в ковчеге Ноя во время потопа; что в третий раз заседали три ангела, посланные Богом к Аврааму; что четвертое заседание имело место в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью, а пятое было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Разумеется, ходит много версий и всякого рода «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов, но, судя по всему, каких-​либо строго установленных, идентичных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Есть лишь определенные императивы, или указания, которым должна следовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами либо мастерицами.

Одна из самых известных женщин-​масонов нашего времени - Элеонора Рузвельт, жена 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, руководительница американского женского масонства, посвящавшая все свое время проблемам женщин. Вполне возможно, что возглавляемая ею ложа представляла собой некий феминистский клуб, где, скорее всего, обсуждалась дискриминация женщин в США и предпринимались посильные меры по ее смягчению, но при этом, однако, нельзя не отметить, что само наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новые специфические «вкус» и «изюминку», некую неординарность и своеобразную глубину. Так что, воистину, cherchez lafemme!

Великая Женская Ложа Франции (http://www.glff.org/internet/index.php) международная женская масонская организация, насчитывающая более 12 000 членов, объединенных в более 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого, но, соответственно, светских характер современного общества в целом.

Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам (ритуалам) — Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, Французским Уставам, Шотландскому Строгому Уставу. Великая Символическая Ложа Франции — эта ложа работает по Уставу Мемфис Мицраим , в котором посвящения проходят до 95 градуса. В ВСЛФ насчитывается около 1000 братьев и сестёр, и эта ВЛ является смешанной.

В 2007 году Великий Восток отклонил предложение Великого Мастера Жан-Мишеля Килардета обсудить возможность членства в ложах женщин. Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.