Круговорот воды в природе конспект для дошкольников. Конспект занятия на тему "Вода

Детям показать круговорот воды в природе можно в форме игры. На земном шаре вода непрерывно и постоянно циркулирует, и её общее количество не меняется. Дети знают об испарении воды, её конденсации в облаках и выпадении на землю в виде осадков. Но есть ещё более тонкие особенности перемещения воды в этом круге. Игра показывает детям круговорот воды в природе с учётом всех ньюансов вечного движения воды и даёт им возможность стать участниками этого движения.

Целью игры «Круговорот воды» является расширение понятия круговорота, как непрерывного и всеобъемлющего, важного для всего живого процесса на планете Земля.

Для игры необходимо приготовить материалы:

  • для каждого участника – индивидуальную схему круговорота и карандаш;
  • для всех – 10 конвертов с указанием пунктов путешествия капельки воды и вложенными внутри путевыми записками.

Как дети изучают круговорот воды в природе в процессе игры?

В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды. В процессе проведения игры дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками воды и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём.

Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и очень эмоциональное путешествие.

Подготовка к игре для изучения детьми круговорота воды

Прежде чем начать игру необходимо в игровом помещении разместить конверты, на которых написаны пункты путешествия, в каждый из которых вложено несколько путевых записок. Тексты путевых записок и индивидуальная схема круговорота находятся .

Надписи на конвертах соответствуют надписям на схеме, которую получает и заполняет в процессе игры каждый участник индивидуально: «ОКЕАН», «ОЗЕРО», «ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ», «ЖИВОТНЫЕ», «ОБЛАКА», «ЛЕДНИКИ», «БОЛОТО», «РЕКА», «ВОДОХРАНИЛИЩЕ».

Несколько советов по оформлению конвертов и мотивации детей:

  • каждый конверт и помещённые в нём записки в нем сделайте разного цвета;
  • каждому игроку выдайте вырезанную из бумаги форму капли, на которой написан начальный пункт путешествия;

Описание игры для детей про круговорот воды в природе

Участники игры получают задание – отправиться в путешествие и совершить круговорот: начав путешествие в определённом пункте вернуться в него:

  1. на индивидуальной схеме игрок находит пункт, название которого написано на капельке, которую он получил, например болото, и отмечает его каким-то значком;
  2. в помещении игрок ищет конверт с такой же надписью – «болото» и достаёт из него одну записку. Например: «Вы испарились с поверхности болота и попали в облака - идите к облакам».
  3. После прочтения записки, участник возвращает ее в конверт обратно и идёт к конверту, указанному в записке (в данном случае это облака).
  4. На своей индивидуальной схеме он рисует стрелочку от болота (или другого пункта) к облакам (или любому следующему).

Таким же способом находится второй конверт и все последующие. Выигрывает тот участник, кто первым вернется в пункт, из которого началось его путешествие, т.е совершит круговорот.

Внимание!

Объясните детям – не ставится задача побывать во всех пунктах указанных на схеме, а только в тех, в которые участники будут направляться записками.

Тот, кто закончил игру раньше других и начинает скучать, может совершить второе путешествие. Он самостоятельно выбирает для себя начальный пункт и карандашом другого цвета отмечает свой путь.

Игра разработана в Центре экологического лидерства (США), руководитель Дж. ХЬЮИ. Адаптация и перевод выполнили сотрудники РИЦЭО г. Владивостока.

Посмотрите перекладной мультфильм о круговороте воды:


Почему с неба идёт дождь и куда исчезают лужи? Рассказать малышам об этом можно не только по картинкам в энциклопедии. Предлагаю сделать вместе с детьми интересный опыт, который можно провести, не выходя из дома. В результате у вас получится наглядный пример того, как происходит круговорот воды в природе. Такие опыты для детей в домашних условиях позволяют в игровой форме объяснить многие сложные вещи, интересные для маленьких почемучек.

Делаем наглядное пособие своими руками

Что понадобится для изготовления наглядного пособия:

  • Зип-пакет
  • Скотч
  • Перманентный маркер
  • Банка
  • Пищевой краситель или жидкая акварельная краска
  • Ножницы


На зим-пакете перманентным маркером (чтобы не смывался) рисуем любой природный сюжет. Например, море, солнце и облака.

Подкрашиваем воду в банке.

Выливаем воду в пакет и крепко закрываем.

При помощи скотча проклеиваем зип-застёжку пакета, чтобы получилось прочнее.

Крепим пакет с опытом на окно при помощи скотча. Желательна солнечная сторона.

Наблюдаем за процессом круговорота воды в природе.

Расскажите детям о том, как происходит круговорот воды в природе. Тёплые солнечные лучи нагревают землю или водоём, в результате чего вода испаряется и превращается в пар. Когда пар охлаждается, капельки воды — конденсат оседают на пакете. В природе таким образом получаются облака. Затем вода выпадает в виде осадков — дождя или снега и возвращается назад — на землю, в моря, океаны, реки и озёра.

Такие опыты в домашних условиях обычно очень нравятся детям и позволяют в игровой форме изучить окружающих мир и его законы. В дальнейших статьях я продолжу рассказывать о том, как сделать домашние опыты своими руками.

Например, в этом видео вы узнаете, как сделать интересный опыт по проращиванию зерна в СД-диске.

    Похожие записи

В природе — это непрерывный процесс постоянного перемещения воды на Земле. Состоит он из испарения воды, конденсации, атмосферных осадков и переноса воды в реках и других водоёмах, а потом снова испарение. И так весь цикл начинается сначала.

Без круговорота воды в природе не было бы и снега, реки бы со временем пересохли, а все живое на Земле страдало бы от обезвоживания. И совершенно очевидно, что ваш однажды может спросить о любом процессе, связаным с водой. Чтобы такой вопрос не застал вас в расплох, сыграйте на опережение и сами расскажите ребенку про круговорот воды в природе и проведите дома с пакетом, который доступно покажет, как все это работает.

Такой наглядный станет также отличным помошником школьнику для закрепления его знаний или просто интересным и полезным развлечением для детей, которые любят с опытами. Но прежде чем переходить к эксперименту, расскажите ребенку про каждую из стадий круговорота воды в природе, тогда понимать происходящее в пакете будет еще проще.

Круговорот воды в природе: картинка-подсказка для детей

— невероятный природный ресурс, который покрывает 70% поверхности Земли и необходим для жизни всего живого. Это единственное вещество, которое присутствует в трех физических состояниях — газ (водяной пар), жидкость (вода) и твердое тело (снег, лед). Большинство других веществ имеют только одно естественное состояние.

Во время полного цикла круговорота в природе, состояние воды постоянно меняется, поглощая или выделяя при этом тепловую энергию. Так, вода в круговороте проходит четыре стадии:

Испарение — процесс, когдавода на поверхности при нагревании превращается в пар и уходит в воздух. Происходит всюду, где есть вода: на поверхности океана, рек или озер, когда потеем мы или животные и когда на растениях проступает роса. Теплая вода испаряется быстрее и проверить это можно, закипятив воду на плите. Но даже когда мы не видим пар, испарение все равно происходит, но гораздо медленнее.

Конденсация. Когда водные пары в воздухе поднимаются и достигают верхних слоев атмосферы, холодная температура заставляет их выделять тепло и снова превращаться в жидкость. Эти мелкие капельки воды висят на частицах пыли в воздухе, образуя облака.

Осадки. Капли воды в облаках тоже сталкиваются и конденсируются вместе, и тогда они становятся больше и тяжелее. Если скорость падения капель воды превышает скорость восходящего и они не успевают испарится, тогда они выпадают осадками в виде дождя, мокрого снега, снега или града.

Перенос воды. В виде осадков вода снова попадает на поверхность Земли. Какая-то часть воды стекает вниз и попадает в море, озера или реки. Другая — впитывается в землю и становится грунтовыми водами, которые питают растения или проходят через почву, достигая океана. Еще часть воды достается и поглощается животными. Отсюда круговорот воды начинается снова.


Круговорот воды в природе: п ростой эксперимент в пакете

Пошаговая инструкция, как провести с детьми эксперимент, который наглядно покажет все этапы круговорота воды в природе. Этот ребенок может провести как в школе, так и в домашних условиях.

Чтобы провести эксперимент "Круговорот воды в природе", понадобится:

  • пакет на застежке;
  • цветные маркеры;
  • вода;
  • синий (по желанию);
  • скотч.

Пошаговая инструкция, как провести эксперимент "Круговорот воды в природе"

  1. Подогрейте воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения.
  2. Добавьте в воду синий краситель, чтобы у вас получилась «вода из океана».
  3. Залейте в пакет и застегните его.
  4. Подвесьте пакет вертикально на окне или двери, приклеив его скотчем. Главное — хорошо зафиксировать.
  5. Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат.
  6. Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море.
  7. Если вода все еще теплая или если пакет висит на солнечной стороне, цикличность круговорота воды в нем будет продолжаться.

Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Программное содержание: Закрепить представление детей о свойствах воды; расширять представления о свойствах воды и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении). Формировать у детей доступные знания о круговороте воды в природе. Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования. Учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты. Активизировать словарь детей, связную речь.

Предварительная работа: чтение литературы: Л.Л.Сикорук «Филька для малышей», рассматривание энциклопедии для дошкольников, «Мир вокруг нас».

Оборудование: картинка с изображением воздушного шара, пластиковая бутылка, воздушный шарик, глобус, картинки с изображением реки, озера, моря, зеркало, термос, миски, стаканы, ложки, формочки, лейки, карточки — схемы, ленточки, воронки, ватные диски, сахар, молоко.

Ход НОД

Воспитатель: Дети вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух).

(Открываю изображение воздушного шара).

Воспитатель: Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположение детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Опыт 1. Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать её в течение одной минуты в горячей воде.

Воспитатель: Что вы видите? (Шарик надувается). Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. (Ставлю бутылку с шариком в холодную воду).

Воспитатель: Что вы видите? (Шарик сдувается). Как вы думаете, почему так происходит? (Предположение детей). Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

Воспитатель: Отправляемся в полёт. Займите места. Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода). Да, это вода она покрывает 3/4 земли. Вода источник жизни на земле. Она слышит, чувствует, запоминает. Кому и для чего нужна вода? (Дети показывают картинки и рассказывают).

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! (Дети выходят). Ребята, куда же мы попали? (Висят картинки с изображением реки, озера, моря). Как вы думаете? Это, какое – то водное царство. (Рассматриваем картинки) . Подходим к плакату «Круговорот воды в природе». (Рассматриваем его) . Вода в природе находится в постоянном движении снизу вверх, сверху – вниз: на земле она нагревается и, превращаясь в пар, поднимается вверх, высоко над землёй она охлаждается, снова становится водой и возвращается на землю в виде дождя, снега, града.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно назвать людей которые делают разные научные открытия? Как они это делают? (Путём опытов и экспериментов). Как называется место, где учёные проводят свои эксперименты? (Лаборатория) . Я хочу вам предложить помечтать. Представьте себе, что вы тоже учёные и хотите проверить свои догадки. Для этого вам предстоит провести несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Как вы думаете, как должны вести себя учёные при выполнении опытов?

Правила безопасного поведения:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Убери и на место положи.
  4. С горячей водой будь осторожен.

Опыт 2. Перелить воду из стакана в стакан. Что делает вода? (Перетекает) . Опрокинуть формочку с песком. Что с ним происходит? Он ложится горкой. Как вы думаете, песок — это жидкость?

Вывод: Значит, вода – жидкая, песок – сыпучий. Покажите, на карточке – схеме, что вода – это жидкость.

Ребята, как вы думаете, что можно сказать о цвете воды. Давайте убедимся, что вода бесцветная. Два одинаковых стакана: в одном вода, в другом — молоко. Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком. Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет).

Вывод: Вода — прозрачная, а молоко нет.

Ребята, возьмите стакан с чистой водой и понюхайте её. Имеет ли вода запах?

Вывод: Вода – не имеет запаха.

Опыт 3. В стакан положить ложку сахара, размешать. Что произошло? (Растворился).

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 4. Разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили).

Опыт 5. Что происходит с водой, если её сильно нагреть и довести до кипения. Давайте посмотрим. У меня на столе стоит термос. Вода в нём горячая. Я открываю термос. Что вы видите? (Пар). Вода превращается в газ, который называется паром. Он распространяется по всему помещению. Но почему мы не чувствуем его запаха? (Ответ) . Покажите, карточку – схему. А сейчас я накрою ёмкость зеркалом. Скажите, что мы видим? (Ответы). Правильно. Сейчас вода не кипит, пар остывает и опять превращается в воду. Это изменение называется конденсацией.

Вывод: Вода может изменять своё состояние при охлаждении и нагревании, но может и опять превратиться в воду.

Игра: Ребята, скажите, откуда начинается ручеёк? (Ответы детей) . Правильно, ручеёк начинается с родничка, который появляется из-под земли, много ручейков соединяется, что же получается? Сделаем свой родничок из ленточек. (Дети под музыку соединяют руки с ленточками, образуя родничок. Далее из ленточек моделируют ручеёк, речку, озеро, волны на воде).

Ребята, а что изменяется, когда меняются времена года? (окружающая температура).

Какое время года скоро наступит? (Зима). Если температура понижается, как вы думаете, что произойдёт с водой? (Вода станет твёрдой, её температура опустится ниже нуля.) Покажите карточки – схемы.

Вывод: Да, вода замерзает: превращается в твёрдое вещество – лёд. Снег и лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.

Возьмите кубик льда в руку. Что вы ощущаете?

Ребята, я часто вижу зимой, как многие дети берут снег в рот. Можно ли это делать? (Нет). Почему? (Ответы детей). Давайте с вами опытным путём выясним, чистый ли снег на улице?

Опыт 6. Возьмём талую воду, которая осталась после таяния снега, и будем наливать её в воронку с фильтром. Какая вода была в тарелочке? (Грязная). Какой стал фильтр?

Воспитатель: Запомните, дети: пробовать снег нельзя, потому что он грязный и потому, что горло заболеть может от холодного.

Ребята, мы сегодня много узнали о воде. Давайте вспомним, в каких трёх состояниях может находиться вода? Вода даёт нам жизнь. Но не вся вода годится для питья человеку и животным. В морях вода солёная, а в реках и озёрах – пресная. Мы пьём пресную воду. Но пресной воды меньше, поэтому её нужно беречь. Как можно беречь воду? (Ответы).

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места. Пока мы будем лететь назад, давайте скажем слова благодарности воде. Помните: всё, что вы говорите, к вам вернётся. Вот мы и прилетели в детский сад. Приземляемся.

Воспитатель МКДОУ №16 «Солнышко»,

Ленинградская область, г. Лодейное Поле, Россия