Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе английского экономиста У. Плейфейра «Коммерческий и политический атлас», опубликованной в 1786 г. и положившей начало развитию приемов графического изображения статистических данных.
C татистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблиц в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковывать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным.
При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего, график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить статистические показатели. Кроме того, график должен быть выразительным, доходчивым и понятным. Для выполнения вышеперечисленных требований каждый график должен включать ряд основных элементов : графический образ; поле графика; пространственные ориентиры; масштабные ориентиры; эксплуатацию графика.
Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Графическими являются те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей – имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.
Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.
Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат.
Для построения статистических графиков используется обычно только первый изредка первый и четвертый квадраты. В практике графического изображения применяются также полярные координаты. Они необходимы для наглядного изображения циклического движения во времени. В полярной системе координат один из лучей, обычно правый горизонтальный, применяется за ось координат, относительно которой определяется угол луча. Второй координатой считается ее расстояние от центра сетки, называемое радиусом. В радиальных графиках лучи обозначают моменты времени, а окружности – величины изучаемого явления. На статистических картах пространственные ориентиры задаются контурной сеткой (контуры рек, береговая линия морей и океанов, границы государств) и определяют те территории, к которым относятся статистические величины.
Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.
Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графе и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам.
Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные – дуговые и круговые (циферблат часов).
Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких – либо мерах. Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными.
По большей части используют равномерные шкалы, когда равным графическим отрезкам соответствуют равные числовые значения. Примером неравномерной шкалы может служить логарифмическая шкала, которая используется при большом размахе уровней показателя и в центре внимания находятся, как правило, не абсолютные, а относительные изменения. Последний элемент графика – экспликация . Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.
Рисунок 2 – Виды графиков
В зависимости от поля статистические графики делят на статистические диаграммы и статистические карты . Диаграммы в свою очередь бывают следующие: сравнения и отображения; структурные; динамики; связи; специальные. Статистические карты отражают статистико-географический разрез данных, показывают размещение явления, процесса на территории. Их делят на картограммы и картодиаграммы .
Диаграммы сравнения и отображения . Диаграммы сравнения и отображения графически показывают соотношение различных статистических совокупностей или единиц статистической совокупности по какому-либо варьирующему признаку. Эти диаграммы в большинстве случаев показываются на поле графика диаграммой казусов, гистограммой и полигоном.
Структурные диаграммы. Структурные диаграммы позволяют сопоставить статистические совокупности по составу. Это, прежде всего, диаграммы удельных весов, характеризующих отношение отдельных частей совокупности к ее общему объему. По виду они делятся на столбиковые и секторные.
Диаграммы динамики . Диаграммы динамики используются для показа изменений явлений во времени. Такое изменение может быть представлено столбиковой или полосовой диаграммой, в которой каждый столбик или полоса отражают величину явления на определенную дату или за определенный промежуток времени. Иногда целесообразно применять круговые и квадратные диаграммы, в которых величину явления отображают круги или квадраты, значения радиусов и сторон которых пропорциональны квадратным корням из абсолютных признаков.
Диаграммы (графики) связи . Диаграммы связи строятся с помощью кривых, показывающих связь между признаками, один из которых результативный (зависимый), второй - факторный (независимый).
Рисунок 3 - Зависимость стоимости продукции от расхода материалов на изготовление единицы продукции
Огива Гильтона и кумулята . Огивой называют графическое изображение ряда распределения в порядке возрастания или убывания варьирующего признака. Здесь, как правило, по оси ординат откладывают значения признака, а по оси абсцисс – единицы совокупности (по рангам).
По огиве можно наглядно судить о минимальных и максимальных значениях признака, по ее крутизне - о равномерности распределения и однородности единиц совокупности (таблица 8, рисунок 4).
Таблица 8- Распределение рабочих бригад № 21 и № 32 АО «Авангард» по уровню квалификации (разрядам) и рангам на 1 июля 2011 г.*
Бригада № 21 |
Бригада № 32 |
||||
табельный № |
табельный № |
||||
* Пример условный.
а) равные интервалы
б) неравные интервалы
Рисунок 4 - Распределение рабочих бригад № 21(a) и № 32(б) АО «Авангард» по уровню квалификации (разрядам) и рангам на 01.07.2011 г.
Кумулята - это график, изображающий ряд накопленных частот. Здесь по оси абсцисс откладывают значения признака, а по оси ординат - нарастающие итоги частот (рисунок 5).
Рисунок 5 - Кумулята распределения населения Тверской области по среднедушевому денежному доходу в ……. г.
Картограммы. Картограммы, или статистические карты, иллюстрируют содержание статистических таблиц, подлежащим которых являются административное или географическое деление совокупности. Здесь в качестве поля графика выступают географические карты, на которых размещаются статистические таблицы (центрограммы), используются различная окраска или фон, условные символы (рисунки 6,7).
Рисунок 6 - Схема природно-экономического районирования Тверской области
Рисунок 7 – Пример картограммы
>>Математика:Круговые диаграммы
Магнитный железняк содержит 70% чистого железа, а остальная часть руды - пустая порода. Чтобы наглядно изобразить это положение, начертим круг и закрасим 70% его площади, а 30% площади оставим незакрашенными.
Так как в круге 180° + 180°, то есть 360°, то надо найти 30% от 360°. Для этого делим 360 на 100 и частное умножаем на 30. Получаем:
360: 100 30 = 108. Значит, надо провести два радиуса под углом 108° и закрасить часть круга вне этого угла. Получаем рисунок 184. Его называют круговой диаграммой .
Иногда для построения круговой диаграммы приходится разбивать круг на много частей. Составим круговую диаграмму площадей океанов. Тихий океан имеет площадь 179 млн км 2 , Атлантический - 93 млн км 2 , Индийский - 75 млн км 2 и Северный Ледовитый - 13 млн км 2 .
Так как 179 + 93 + 75 + 13 = 360, то 1 млн км 2 изображается на диаграмме одним градусом.
Значит, в круге проводим радиусы ОА, ОВ, ОС и OD так, чтобы AOB = 179°, BOC = 93°, COD = 75°, DOA = 13°.
Получаем круговую диаграмму, изображенную на рисунке 185.
Что называют круговой диаграммой?
1693. Известно, что льняного семени составляет масло. Постройте круговую диаграмму содержания масла в льняном семени.
1694. Вода занимает 0,7 всей поверхности земного шара. Постройте круговую диаграмму распределения воды и суши на земной поверхности.
1696. Постройте круговую диаграмму площадей материков Земли, предварительно заполнив таблицу (используйте микрокалькулятор
):
1697. Вычислите
1698. Найдите:
а) 50% от 6 т; 1 ч; 1 дм; 90°;
б) 10% от 1 кг; 2000 р.; 1 а; 1 л; 180°.
1699. Сколько процентов составляют:
а) 8 кг от 1 ц; в) 35 см от 1 м;
б) 15 с от 1 мин; г) 100 л от 1 м3?
1700. Найдите число, если:
а) 1% этого числа равен 1; 6; 0,7; 1,8;
б) 10% этого числа равны 0,3; 1; 15; 2,4;
в) 25% этого числа равны 2; 10; 25; 0,5; 1,2.
1701. Вычислите градусную меру угла АОВ, используя рисунок 186.
Тогда пострадавшие обращались к фараону, а фараон посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь, и установить размер налога.
В Древнем Египте развивались и строительное искусство, торговля. Знания постепенно накапливались, систематизировались. Около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстоянии, площадей и объемов, о свойствах различных фигур. Так как в основном речь шла о земельных участках, то древние греки, узнавшие об этой науке от египтян, назвали ее геометрией (по-гречески «гео» - земля, а «метрео» - измеряю. Значит, «геометрия» буквально означает «землемерие»). Греческие ученые узнали много новых свойств геометрических фигур, и уже тогда геометрией стали называть науку о геометрических фигурах, а для науки об измерении Земли ввели другое название - геодезия (происходит от греческих слов «деление земли»).
Н.Я. ВИЛЕНКИН, B. И. ЖОХОВ, А. С. ЧЕСНОКОВ, C. И. ШВАРЦБУРД, Математика 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений
Календарно-тематическое планирование по математике, задачи и ответы школьнику онлайн , курсы учителю по математике скачать
Вариант № 220127
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Полное правильное решение каждой из задач с развернутом решением должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.
Версия для печати и копирования в MS Word
Установите соответствие между физическими величинами и размерностями в системе СИ.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
Ответ:
На рисунке представлен график зависимости скорости от времени для тела, движущегося прямолинейно. Наибольшее по модулю ускорение тело имело на участке
Ответ:
На ветряной электростанции поток воздуха (ветер) вращает лопасти пропеллеров, насаженных на валы генераторов электрического тока. Таким образом происходит преобразование
1) потенциальной энергии потока воздуха в кинетическую энергию вращающихся частей генераторов
2) кинетической энергии потока воздуха в кинетическую энергию вращающихся частей генераторов
3) потенциальной энергии потока воздуха в потенциальную энергию вращающихся частей генераторов
4) кинетической энергии потока воздуха в потенциальную энергию вращающихся частей генераторов
Ответ:
Как меняются частота и скорость звука при переходе звуковой волны из воздуха в воду?
1) частота не изменяется, скорость увеличивается
2) частота не изменяется, скорость уменьшается
3) частота увеличивается, скорость не изменяется
4) частота уменьшается, скорость не изменяется
Ответ:
На рисунке представлены четыре мензурки с разными жидкостями равной массы. В какой из мензурок находится жидкость с наибольшей плотностью?
Ответ:
На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для процесса нагревания слитка свинца массой 1 кг. (Удельная теплоёмкость свинца - 130 Дж/(кг·°С).)
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
1) Внутренняя энергия свинца за первые 5 мин нагревания увеличилась на 13 кДж.
2) В точке Б свинец находится в жидком состоянии.
3) Температура плавления свинца равна 327 °С.
4) При переходе свинца из состояния Б в состояние В внутренняя энергия свинца не изменилась.
5) В точке А на графике свинец находится частично в твёрдом, частично в жидком состоянии.
Ответ:
К тележке массой 1 кг прикрепили лёгкую пружину жёсткостью 100 Н/м и начали тянуть за неё, прикладывая горизонтально направленную постоянную силу, так, что за время 2 c тележка проехала расстояние 1 м. На сколько в течение движения тележки была удлинена пружина? Трением пренебречь.
1) на 0,05 см
2) на 0,1 см
3) на 0,5 см
Ответ:
В таблице приведены значения коэффициента, который характеризует скорость процесса теплопроводности вещества для некоторых строительных материалов.
В условиях холодной зимы наименьшего дополнительного утепления при равной толщине стен требует дом из
1) силикатного кирпича
2) газобетона
3) железобетона
Ответ:
На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ, полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.
2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.
3) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии.
4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика.
5) Температура t 2 равна температуре плавления данного вещества.
Ответ:
Какое количество теплоты выделится при кристаллизации воды массой 1 кг, взятой при температуре 10 °С?
Ответ:
К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение).
Это означает, что
1) оба шарика заряжены положительно
2) оба шарика заряжены отрицательно
3) первый шарик заряжен положительно, а второй - отрицательно
4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй - положительно
Ответ:
На диаграммах изображены силы тока и напряжения на концах двух проводников. Сравните сопротивления этих проводников.
Ответ:
На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
1) 1 - северному полюсу, 2 - южному
2) 2 - северному полюсу, 1 - южному
3) и 1, и 2 - северному полюсу
4) и 1, и 2 - южному полюсу
Ответ:
На рисунке приведена схема хода лучей внутри глаза. Какому дефекту зрения (дальнозоркости или близорукости) соответствует приведенный ход лучей и какие линзы нужны для очков в этом случае?
1) близорукости, для очков требуется собирающая линза
2) близорукости, для очков требуется рассеивающая линза
3) дальнозоркости, для очков требуется собирающая линза
4) дальнозоркости, для очков требуется рассеивающая линза
Ответ:
На рисунке изображена шкала электромагнитных волн.
Пользуясь шкалой, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Электромагнитные волны частотой 3000 кГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Наибольшую скорость распространения в вакууме имеют гамма-лучи.
3) Электромагнитные волны частотой 10 5 ГГц могут принадлежать как инфракрасному излучению, так и видимому свету.
4) Рентгеновские лучи имеют большую длину волны по сравнению с ультрафиолетовыми лучами.
5) Длины волн видимого света составляют десятые доли микрометра.
Ответ:
На рисунке приведён график зависимости силы тока I в никелиновой проволоке от напряжения U на её концах. Длина проволоки составляет 10 м. Чему равна площадь поперечного сечения проволоки?
Ответ:
Используя фрагмент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, представленный на рисунке, определите, ядро какого элемента получится, если в ядре изотопа неона все протоны заменить нейтронами, а все нейтроны - протонами?
Ответ:
Какой набор приборов и материалов необходимо использовать, чтобы экспериментально продемонстрировать явление электромагнитной индукции?
1) два полосовых магнита, подвешенных на нитях
2) магнитная стрелка и прямолинейный проводник, подключённый к источнику постоянного тока
3) проволочная катушка, подключённая к миллиамперметру, полосовой магнит
4) полосовой магнит, лист бумаги и железные опилки
Ответ:
В кабинет физики принесли ватку, смоченную духами, и сосуд, в который налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх осторожно налили воду (рис. 1). Было замечено, что запах духов распространился по объёму всего кабинета за несколько минут, тогда как граница между двумя жидкостями в сосуде исчезла только через две недели (рис. 2).
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) Процесс диффузии можно наблюдать в газах и жидкостях.
2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.
3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.
4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.
5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.
Ответ:
Из фазовой диаграммы воды, приведённой на рисунке в тексте, следует, что температура фазового перехода лёд - жидкость (температура плавления t плав) при увеличении давления
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
4) сначала увеличивается, а потом уменьшается
Фазовые диаграммы
t р АО ВО СО ОВ ).
АО , ВО и СО сходятся в одной точке О О О называется тройной точкой.
Ответ:
На рисунке приведены фазовые диаграммы для трёх различных веществ. У какого из веществ ниже температура тройной точки? Масштабы на всех графиках одинаковые.
1) у первого
2) у второго
3) у третьего
4) у всех трёх веществ одинаковая
Фазовые диаграммы
Вещества вокруг нас чаще всего находятся в одном из трёх основных агрегатных состояний - твёрдом, жидком либо газообразном. При определённых условиях, своих для каждого вещества, возможны переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое. Агрегатные состояния вещества часто называют фазами, а переходы между ними - фазовыми переходами. Например, вода при температуре 0 °С и давлении 1 атм. переходит из жидкой фазы в твёрдую (при отводе теплоты) либо из твёрдой фазы в жидкую (при подводе теплоты). При отсутствии теплообмена с окружающими телами две фазы вещества могут существовать одновременно (например, при температуре 0 °С и давлении 1 атм. лёд и вода могут находиться в тепловом равновесии друг с другом). Опыт показывает, что температура, при которой происходит тот или иной фазовый переход, зависит от давления. Например, при понижении давления температура кипения воды понижается, и поэтому высоко в горах вода кипит при температуре, меньшей 100 °С.
Для того чтобы определять, в какой фазе будет находиться вещество при данных условиях, а также находить, как будут происходить взаимные превращения между фазами, используются специальные графики, которые называются фазовыми диаграммами. В качестве примера на рисунке показана фазовая диаграмма для воды.
Фазовая диаграмма представляет собой график, по горизонтальной оси которого отложена температура t (в °С), а по вертикальной оси - давление р (в атм.). Линиями на диаграмме показаны все возможные наборы температуры и давления, при которых происходит тот или иной фазовый переход. На нашем рисунке линия АО соответствует фазовому переходу лёд-пар (и обратно), линия ВО - фазовому переходу пар-жидкость (и обратно), линия СО - фазовому переходу жидкость-лёд (и обратно). Соответственно, области I на диаграмме соответствует твёрдое состояние воды, области II - газообразное состояние, а области III - жидкое состояние. Для того чтобы определить, в каком состоянии находится вода при данных условиях, нужно выяснить, в какой из этих областей на диаграмме лежит соответствующая точка. Например, при температуре +70 °С и давлении 0,2 атм. соответствующая точка 1 лежит на диаграмме в области II, что соответствует газообразному состоянию. Также при помощи фазовой диаграммы можно определять, какой фазовый переход будет совершать вещество при изменении одного из параметров. Например, если при постоянном давлении 1,3 атм. увеличивать температуру от −50 °С до +40 °С, то вода будет переходить из твёрдого состояния 2 в жидкое состояние 3. Наконец, при помощи фазовой диаграммы можно выяснить, как изменяется температура фазового перехода при изменении давления. Например, из диаграммы видно, что при повышении давления температура кипения увеличивается (кривая ОВ ).
Фазовые диаграммы
Вещества вокруг нас чаще всего находятся в одном из трёх основных агрегатных состояний - твёрдом, жидком либо газообразном. При определённых условиях, своих для каждого вещества, возможны переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое. Агрегатные состояния вещества часто называют фазами, а переходы между ними - фазовыми переходами. Например, вода при температуре 0 °С и давлении 1 атм. переходит из жидкой фазы в твёрдую (при отводе теплоты) либо из твёрдой фазы в жидкую (при подводе теплоты). При отсутствии теплообмена с окружающими телами две фазы вещества могут существовать одновременно (например, при температуре 0 °С и давлении 1 атм. лёд и вода могут находиться в тепловом равновесии друг с другом). Опыт показывает, что температура, при которой происходит тот или иной фазовый переход, зависит от давления. Например, при понижении давления температура кипения воды понижается, и поэтому высоко в горах вода кипит при температуре, меньшей 100 °С.
Для того чтобы определять, в какой фазе будет находиться вещество при данных условиях, а также находить, как будут происходить взаимные превращения между фазами, используются специальные графики, которые называются фазовыми диаграммами. В качестве примера на рисунке показана фазовая диаграмма для воды.
Фазовая диаграмма представляет собой график, по горизонтальной оси которого отложена температура t (в °С), а по вертикальной оси - давление р (в атм.). Линиями на диаграмме показаны все возможные наборы температуры и давления, при которых происходит тот или иной фазовый переход. На нашем рисунке линия АО соответствует фазовому переходу лёд-пар (и обратно), линия ВО - фазовому переходу пар-жидкость (и обратно), линия СО - фазовому переходу жидкость-лёд (и обратно). Соответственно, области I на диаграмме соответствует твёрдое состояние воды, области II - газообразное состояние, а области III - жидкое состояние. Для того чтобы определить, в каком состоянии находится вода при данных условиях, нужно выяснить, в какой из этих областей на диаграмме лежит соответствующая точка. Например, при температуре +70 °С и давлении 0,2 атм. соответствующая точка 1 лежит на диаграмме в области II, что соответствует газообразному состоянию. Также при помощи фазовой диаграммы можно определять, какой фазовый переход будет совершать вещество при изменении одного из параметров. Например, если при постоянном давлении 1,3 атм. увеличивать температуру от −50 °С до +40 °С, то вода будет переходить из твёрдого состояния 2 в жидкое состояние 3. Наконец, при помощи фазовой диаграммы можно выяснить, как изменяется температура фазового перехода при изменении давления. Например, из диаграммы видно, что при повышении давления температура кипения увеличивается (кривая ОВ ).
Из фазовой диаграммы видно, что линии АО , ВО и СО сходятся в одной точке О . Это означает, что при температуре и давлении, соответствующих точке О , три фазы воды (твёрдая, жидкая и газообразная) могут одновременно существовать в равновесии друг с другом. Точка О называется тройной точкой.
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром. Абсолютная погрешность измерения длины составляет ±1 мм, абсолютная погрешность измерения силы составляет ±0,05 Н.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Так как свойства материала являются производными его структуры, химических связей и состава, то они взаимосвязаны друг с другом и находятся в равновесии. Известно, что при изменении одного какого-либо свойства под действием каких-то факторов, в большей или меньшей степени изменяются и другие свойства. В строительном материаловедении хорошо известны такие зависимости как: плотность - теплопроводность, плотность - прочность, теплопроводность - электропроводность, упругость - пластичность и др.
На рис. 4.1 изображена диаграмма равновесия основных свойств строительных материалов, которая показывает взаимосвязь полей напряжения, температур и химического взаимодействия и, как следствие, взаимозависимость механических, термических и физико-химических свойств строительных материалов.
Рис. 4.1. Диаграмма равновесия свойств материалов: Т – температура; М – масса; V - объем; D – диффузия; e - деформация; S – энтропия
Известно, что любой материал с определенными внутренним строением, микро- и макро-структурой и свойствами можно представить в виде системы (наподобие термодинамической), элементы которой взаимосвязаны и роль каждого элемента строго определена. Напомним, что в термодинамической системе основными элементами являются: параметры системы, функции состояния системы, производные параметров и функций системы, координаты системы, термодинамический потенциал и движущие силы системы (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Основные элементы термодинамической системы и материала как системы
Характеристика системы |
Термодинамическая система |
Материал как система |
||||
вид энергии |
энергетическое поле |
|||||
механическая |
химическая |
тепловая |
напряжение |
хим. взаимодействия |
тепловое |
|
Координата системы |
Объем, |
Масса |
Температура, Т |
Объем, |
Масса, |
Т-ра, |
Термодинамический потенциал |
Давление, Р |
Хим. диффузия, m |
Энтропия |
Деформация, e |
Диффузия |
Энтропия, S |
Движущая сила |
Работа, DА |
Концентрация, DК |
Тепловая энергия, DQ |
Напряжение, Ds |
Концентрация, DК |
Теплоемкость, DС |
Рассматривая материал как систему, выразим ее координаты условно через основные физические величины: массу М, объем V и температуру Т. Тогда термодинамическим потенциалом системы будет соответственно диффузия D, деформация e и энтропия S
(см. рис. 4.1). Движущей силой процесса изменения устойчивости системы или сохранения ее равновесия для каждого поля по аналогии с термодинамической системой являются изменения концентрации DК, напряжения Ds и теплоемкости DС системы (табл. 4.1).
Химический и минералогический составы, а также внутреннее строение вещества являются производными параметров и функций системы. Микро- и макроструктура материала, характеризующиеся внутренней и поверхностной энергиями являются функцией системы. Свойства материала выполняют роль индикаторов, которые в любой период его существования характеризуют то или иное состояние системы, т.е. по аналогии с термодинамической системой, являются основными параметрами материала как системы.
В дальнейшем, рассматривая основные свойства строительных материалов во взаимосвязи со структурой, будем, по мере возможности, обращаться к схеме рис. 4.1.
Диаграмма равновесия основных свойств строительных материалов представляет собой два треугольника (внутренний и внешний), вершины которых, обозначенные кружками, соединены между собой прямыми линиями, характеризующими взаимосвязь треугольников, их вершин и самих прямых. Вершины внешнего треугольника являются координатами системы: объем V, масса М и температура Т. Вершины внутреннего треугольника являются термодинамическими потенциалами системы в виде полей напряженности, температуры и химического взаимодействия, обозначенными наиболее характерными для каждого из них процессами или состояниями: деформация e, энтропия S и диффузия D. Прямые линии характеризуют основные свойства материала как системы, взаимосвязь которых и определяет представленная диаграмма.
Внутренний треугольник e-S-D характеризует взаимосвязь полей системы, существование и уровень которых зависит от наличия и величины, соответственно, механической, тепловой и химической энергий, а внешний V–T-M определяет границы системы и взаимосвязь, соответственно, упруго-деформативных, термических и физических (физико-химических) свойств материала.
Взаимосвязь свойств на схеме легко просматривается лишь вблизи полей. Например, напряжение-деформация-упругость или массопроводность - диффузия - концентрация и.д. В пределах же всей системы эта связь менее отчетлива. Чтобы ее выявить, необходимо переходить через координаты системы. Например, взаимосвязь плотность – теплопроводность видна при прохождении условного пути (на схеме: прямые VM, МТ и ТD) через две координаты - массы М и температуры Т. Из этого следует, что эта связь более сложная, многофакторная, т.к. определяется двумя координатами и двумя полями (вспомним приведенную формулу Дебая l=r·с·а , в которой теплопроводность l рассматривается как функция плотности r, удельной теплоемкости с и температуропроводности а ).
Еще более сложная зависимость между плотностью (прямая VM) и термостойкостью (прямая VT), отражающая термоупругие свойства, характерные для огнеупорных материалов. В этом случае необходимо пройти условный путь (на схеме: прямые VM, МТ, Тe, eV и VT или прямые MV, V, e, eS, SТ, ТV; возможны и другие пути) через три координаты и два, а возможно и все три поля. Из этого следует, что основная характеристика огнеупорных материалов - термостойкость, представляет собой многофакторную связь упруго-деформативных, физико-химических и термических свойств системы.
Значительно проще анализировать взаимосвязь свойств, ограничивая систему зоной, включающей только две координаты и одно поле (например треугольник МeV или VSТ и т.д., всего 9 вариантов). Если ограничить систему зоной, включающей два поля и одну координату (таких зон также 9), то в этом случае возможно анализировать взаимосвязь в большей степени процессов или состояний, чем свойств. Например, если рассматривать зону системы, в которой преобладает связь поля напряжения и температурного поля с объемом, то основным процессом или состоянием будет “тепловое напряжение”, а если эти поля связаны с температурой, то основным процессом, характеризующим эту часть системы будет “тепловое расширение”. Аналогичную взаимосвязь можно проследить и в других подобных зонах системы.
Взаимосвязь “структура - свойства” на данной диаграмме (см. рис. 4.1) не просматривается и будет рассмотрена ниже, при изучении некоторых физических, теплофизических и упруго-деформативных свойств.
ОТВЕТЫ С КОММЕНТАРИЯМИ
НА ЗАДАНИЯ ТЕСТА ПО ФИЗИКЕ
1..gif" width="116" height="135"> График 1-2 соответствует изохорному процессу.
6. При выключении внешнего магнитного поля магнитное поле в ферромагнетике сразу исчезает.
7. Дифракцию света можно объяснить на основе корпускулярной теории.
9. Из ядра натрия вылетел позитрон. В результате распада образовалось ядро магния
10. Интенсивность светового потока, падающего на фотокатод, увеличили в 2 раза. При этом кинетическая энергия фотоэлектронов увеличилась в 2 раза.
12. На диаграмме p, T изображены точки, соответствующие трем состояниям данной массы идеального газа. V 1 > V 3.
13. Сопротивление p -n перехода зависит от направления тока.
14. Шар массой 1 кг колеблется на пружине, жесткость которой равна 40 Н/м.
Если массу шара увеличить в 4 раза, то период колебаний увеличится в 4 раза.
15. На рисунке показан световой луч, проходящий границу раздела двух прозрачных сред.
При указанном ходе светового луча скорость света в среде 1 меньше, чем в среде 2.
16. На рисунке изображена картина силовых линий электрического поля. Ученик утверждает, что разность потенциалов j1 – j2 положительна.
18. На рисунке показаны главная оптическая ось MN линзы и ход луча 1, проходящего через линзу.
В точке 0 расположена рассеивающая линза.
19. Плоский воздушный конденсатор заряжен и отключен от источника тока. Если расстояние между пластинами конденсатора увеличить в 3 раза, то энергия электрического поля в конденсаторе увеличится в 3 раза.
20. В уране - 235 происходит цепная ядерная реакция деления. При цепной реакции деление ядер происходит в результате их столкновений
21. Подвешенный на длинной нити груз совершает малые колебания.
Если массу груза увеличить в 4 раза, то период колебаний увеличится в 2 раза.
22. Могут ли пересекаться две изотермы идеального газа в координатах PV?
23. На рисунке показана вольтамперная характеристика вакуумного фотоэлемента, на катод которого падает излучение с длиной волны 300 нм.
Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов больше 1 эВ.
24. Мембрана громкоговорителя колеблется с частотой 1 кГц.
Чем больше амплитуда колебаний мембраны, тем больше высота звука.
25. Электрон влетает со скоростью 5×107 м/с в однородное магнитное поле с индукцией 0,05 Тл. Если начальная скорость электрона направлена под углом 30° к линиям магнитной индукции, то кинетическая энергия электрона возрастает.
27. В однородном изменяющемся магнитном поле находится неподвижная разомкнутая проволочная рамка. Если вектор индукции магнитного поля перпендикулярен плоскости рамки, в рамке возникает индукционный ток.
28. Манометром измеряют атмосферное давление.
30. Если при освещении пластинки зеленым светом наблюдается фотоэффект, то при освещении синим светом максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов увеличится.
Ответы и комментарии
1. Зависимость смещения от времени Зависимость скорости от времени v=2t, следовательно v0 = 0, а = 2 м/с2;
2. Книга нагрелась вследствие теплового излучения лампой накаливания.
3. Атмосферное давление понижается при повышении высоты подъема над уровнем моря
4. Силы Архимеда, действующие на тела определяются только объемом погруженной части
5. Уравнение Клапейрона-Менделеева DIV_ADBLOCK146">
В координатах Р-Т – это уравнение прямой, проходящей через начало координат только при условии V=const.
6. Магнитная проницаемость ферромагнетиков обусловлена наличием доменов, которые ориентируются во внешнем магнитном поле. При снятии внешнего поля самопроизвольно домены не переориентируются, есть остаточная намагниченность..
7. Явление дифракции света можно объяснить через интерференцию света, т. е.на основе волновой теории электромагнитного излучения.
8. Закон Ома. Без комментариев.
9..gif" width="43" height="28 src=">Т. к произошел β+-распад, образовалось ядро
10. Кинетическая энергия электронов не зависит от интенсивности света, а определяется энергией фотонов.
11. .gif" width="89" height="55">.
14..gif" width="128" height="23 src=">. Угол падения a 1 меньше угла преломления a 2, следовательно, n 1 > n 2 и скорость света в среде 1 меньше, чем в среде 2.
16. Направление силовых линий электрического поля указывает на то, что заряд в центре картины имеет знак « +» Потенциал электрического поля, создаваемого точечным зарядом https://pandia.ru/text/80/072/images/image022_1.gif" width="100" height="67">т. к. заряд остается постоянным при отключении конденсатора от источника. Емкость конденсатора определяется как ; При возрастании расстояния между обкладками в 3 раза электроемкость уменьшается в 3 раза, следовательно, энергия увеличивается в 3 раза.
20. В уране - 235 происходит цепная ядерная реакция деления в результате захвата ядром медленного нейтрона.
21. Период колебаний математического (нитяного) маятника не зависит от массы груза, а определяется только длиной нити.
23. Вольтамперная характеристика показывает, что запирающее напряжение равно 2 В. Энергией в 1 эВ обладает электрон, прошедший ускоряющее напряжение в 1 В.
24. Высота звука определяется частотой колебаний, а не амплитудой.
25. На электрический заряд, движущийся в магнитном поле действует сила Лоренца, которая не совершает работы и, следовательно, не приводит к изменению кинетической энергии заряженной частицы.
27. В однородном изменяющемся магнитном поле находится неподвижная разомкнутая проволочная рамка. ЭДС индукции возникнет, а т. к. цепь разомкнута, тока не возникнет.
28. Манометром измеряют давление, превышающее атмосферное.
29. Четкое изображение на сетчатке глаза формируется линзой – хрусталиком со светосилой . По формуле линзы , где – расстояние от предмета до линзы, f – расстояние от линзы до изображения (сетчатки глаза). При неизменном f для получения четких изображений предметов на меньших расстояниях необходима большая светосила хрусталика, которая может быть увеличена при использовании очков с собирающими линзами.
30. Кинетическая энергия фотоэлектронов зависит от энергии фотона, которая у квантов синего света больше, чем у квантов зеленого света.