Неохотно и несмело пробивается трава. «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней. Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля» . Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам : синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.

Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит ) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула .

Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье . Произведение насыщено движением, красками, звуками.

Поэт использует разнообразные тропы : олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля ), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы ), метафоры (земля потонула, молния пробилась ).

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Неохотно и несмело» - это яркий пример пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева . Оно во многом отображает умение поэта показать и описать картину природы очень лаконично, но при этом с богатым набором метафор и приятной ритмикой. Это пять строф, которые объединяются кольцевой структурой, то есть всё начинается и заканчивается одним и тем же образом. Автор возвращается к тому месту, откуда пришел.

Этим образом в произведение выступает солнце. Оно наделяется вполне человеческими качествами, собственно, именно оно смотрит неохотно и несмело на поля где-то внизу. Но это лишь короткое вступление. Практически сразу же в дело вступает гром. Вообще, ожидание грозы - это один из главных мотивов здесь. Очень интригующий, захватывающий для поэта момент, когда небо вот-вот будет разорвано молниями и дождём. Чувствуется, что это описание погоды именно летней: «Ветра теплого порывы ». Издалека слышен могучий гром, тучи, будто сдерживающие в себе неистовое количество капель воды, приближаются из-за горизонта и собираются надо головой. Далее у Тютчева очень красивый и точный образ:

«Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой».

То есть поля внизу начинают менять свой цвет, они переходят от цвета более светлого, к цвету хмурому, более насыщенному. Очень тонкое наблюдение за природой.

По тому на стихотворную сцену выходит прима театра поэта - молния. Чувствуется, что образ грозы очень важен для автора. Для более точной формы, он даже разрывает катрен, и стих вообще на две ровные части: от ухода солнца до удара молнии и от описания этой молнии до возвращения солнца. Вторая половина стиха - это описание летней грозы. Автор нагнетает, небесный поток набирает силу, ветер сметает пыль из полей, а это явный намёк на то, что дождя здесь не было давно. И вот кульминация этой феерии:

«И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей».

Максимальная сила грозы.

Как известно, летние грозы своеобразны, они приходят ниоткуда и ровно так же быстро убегают непонятно куда. Тютчев очень точно это понял и отобразил. В начале, солнце появляется лишь для того, чтобы оказаться контрастом для грома, который моментально его сменяет. Так и в финале стихотворения, как только громовые раскаты приближаются к зениту своей власти над небом - тут же возвращается солнце. И картина моментально изменяется на абсолютно противоположную. Вновь поливаются тёплым светом поля. Вновь земля, которая была напугана могуществом молний, заливается сиянием, буквально тонет в нём.

В этом стихотворении Ф.И Тютчев показал своё умение не только очень внимательно наблюдать за природой, но и очень чётко понимать принципы, по которым она работает. Он точно знает, что после того, как солнцу надоест без конца смотреть на землю, сразу же появится гроза. Он понимает, что это временное явление, очень яркое, завораживающе прекрасное, но, безусловно, конечное, причем уйдёт оно так же быстро, как и пришло. Истинный талант поэта проявился в этом видении мира.

Создавая очередное своё прекрасное произведение Тютчев Фёдор Иванович постарался внести в него индивидуальный смысл, и понимание того, что происходит вокруг. Описывая природу, он как бы вместе с ней переживает непогоду, а именно такую стихию как гроза.

Только начиная читать данное произведение читатель может заметить как тонко автор показал изменения состояния природы, которая подверглась обрушению на неё грозовой тучи и ненастной погоды. Стоит отметить, что автор подчеркнул то, что гроза в данном случае стала неожиданностью и пугала, своей надвигающейся неизвестностью.

Более того, использование однокоренных слов и их повтор, который встречается в стихотворении зеленеющие и зеленее позволяет увидеть и почувствовать изменения, которые появляются в природе во время дождя, грозы и непогоды.

Важным будет отметить, что в предпоследней строчке был применен синтаксический параллелизм, и это поспособствовало передаче моментальных перемен, случающихся и на земле, и в небе.

В конце стихотворения так называемая буря непогоды всё же уступает, и на небе появляется солнце, но читатель может понять, что буря ещё рядом, он как бы наблюдает, за тем что происходит вокруг, медленно отступая.

Анализ стихотворения Неохотно и несмело

Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире. Тютчев – и есть тот самый человек, который видит и умеет замечать самые маленькие и незаметные для простого человека прекрасные мгновения нашей жизни.

Природа – это основное дарование, данное человеку свыше, как считает поэт. Именно в ней можно найти то, что чаще всего трудно и почти невозможно найти в человеческом существе. Природа – это и красота реальная, и вместе с тем – духовная. Умея чувствовать духовную красоту природы, никогда не будешь одинок, и всегда будешь счастлив. Тютчев не скрывал свои мысли, он степенно проявлял их в своих произведениях. Его стихотворения славятся красотой слова, особенно произведения о природе. Особенное явление в природе для талантливого писателя – это гроза. Начало грозы, само предвкушение грозы и когда гроза уже отгремела - буквально все ее проявления этого явления природы, Тютчев обожал и любил часто о ней писать.

Стихотворение «Неохотно и несмело» Федора Тютчева – является тем образчиком проявления грозы в природе. Тютчев написал это произведение в 1849 году. Произведение произвело на его читателей большое впечатление, даже можно сказать - большое. Ведь все эмоции были переданы с большим чувством и тонкостью. Поэт постарался передать все самые незаметные эмоции и проявления грозы днем. Эта тонкая грань между писателем и природой особо тонко чувствуется в этом произведении. Тютчев сумел передать красиво и поэтично описание начала грозы весной, когда солнце хмуриться, так как слышатся дальние раскаты грома, и тучи начинаются закрывать сияющие царские лучи.

Естественно, повелителю света не нравиться такое происходящее, и оно пытается все же выглянуть и снова появиться перед всеми подданными, но тучи и властелин, гроза, никак не могут этого допустить. Так постепенно, тучи собираются сильнее, а солнце давно скрыто под ними. Все сильнее слышны раскаты грозы, и они уже не такие дальние. Природа, как будто предчувствуя что-то серьезное и грозное, затихает и полностью меняет свой лик. Ветер становиться немного сильнее, и все же продолжает поглаживать траву зеленую своими порывами. Все как бы притаилось в предвкушении и предчувствии грозы.

Само это чувство – уже по себе великолепно. Это затишье перед бурей – оно внезапно, и к тому же не может продолжаться вечно. Этот миг дарен не каждому, но кто сможет увидеть, да еще и почувствовать его – тот поистине видел прекрасное в своей жизни. Природа никогда не повторяется, и потому каждый такой миг – повторяется каждый раз по-своему.

Анализ кратко для 6 класса

Анализ стихотворения Неохотно и несмело по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

    Спустя 20 дней после Бородинской битвы, Жуковский выпускает своё новое творение «Певец», посвященное великой войне против Франции.

  • Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина

    Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме

  • Анализ стихотворения В полдень Апухтина

    Творчество Апухтина во многом формировалось под воздействием собратьев по поэтическому ремеслу. К примеру, многие его ранние стихи представляют собой подражание и своеобразное цитирование Пушкина

  • Анализ стихотворения Непогода - осень - куришь Фета

    В 1850 году Фет выпускает свой второй сборник. Сама книга состоит из цикла «Хандра», куда автор включил три произведения. В каждом из них автор описывает и рассматривает чувство, когда душа полностью пуста

  • Анализ стихотворения Тихая моя родина Рубцова

    Это одно из самых заветных, самых светлых и пронзительных стихотворений Николая Рубцова, каждое слово которого пропитано любовью автора к своей малой родине.

«Неохотно и несмело» Федор Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение . Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами . На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

Данное стихотворение является,безусловно,поэтическим шедевром поэта.Надо быть большим мастером слова,чтобы так изысканно передать событие - грозу и состояние природы в эти моменты..Опоясывающая композиция произведения помогает ярче показать все этапы природного явления- грозы.Тютчев любил грозу и мастерски изобразил и предвкушение ее, и наступление,и завершение.
Здесь дан не один момент грозы,а по меньшей мере - три.
Первый - это предвестие грозы,ее предвкушение: "несмелое солнце ","дальний гром и дождь порой" .Это ещё не гроза,но она вот - вот случится.Поэтому и солнце выглядывает неохотно
.
Второй эпизод - приход грозы:

Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя –
Пламень белый и летучийОкаймил ее края.

И всё" сердитей и смелей " слышны "раскаты громовые"

И третий эпизод - окончание грозы.Выглянуло солнце, "И в сиянье потонулаВся смятенная земля. "
Одухотворенные образы земли,солнца,грозы наделены человеческими качествами,что символизирует неразрывную связь человека и вселенной,выражением чего является гроза.Кульминацией стихотворения является вспышка молнии.Это наивысшая точка описываемого явления природы..После этого наступает спокойствие,при котором солнце заливает омытый мир...
Стихотворение буквально соткано из поэтических находок: эпитеты,сравнения,олицетворения,аллитерации"украшают "поэтический шедевр.Так и чувствуешь,слышишь, ощущаешь этот воздух после грозы,напоенный озоном.Как это удается Тютчеву?
Поэт - мастер поэтического жанра.Художественные средства,используемые автором,помогают ему в создании гениального произведения.Здесь мы видим и синтаксический параллелизм,и ассонанс (Солнце раз еще взгЛЯнулоИсподлобьЯ на поЛЯ –И в сиЯнье потонулаВся смЯтеннаЯ землЯ)что показывает расслабленное состояние природы после пронесшейся грозы.
Мы наблюдаем и аллитерацию-звуками Р/Г автор передает звуковой образ грома:

Чу, за тучей проГРемело,ПРинахмуРилась земля.
ВетРа теплого поРывы,Дальный ГРом и дождь поРой.

Используемые глаголы(смотрит,прогремело,принахмурилась.пробилась,и.др.) передают не только динамику явления,но создают в итоге светлую радостную картину.
Особая роль в тексте принадлежит эпитетам(пламень белый летучий,зеленеющие нивы,смятенная земля и др.) ,которые передают яркую цветовую палитру природы и её динамику.
Метафорические сравнения дают возможность зрительно представить картину грозы:
Синей молнии струя –(видишь молнию,сравненную с мощной синей струей: здесь и дождь,и синь неба объединились)
Ещё метафора -И в сиянье потонула Вся смятенная земля. (опять - дождь в лучах солнца - это,по мнению поэта - мощное сияние,в котором земля просто утонула) Мощный красивый образ природы после дождя.СИЯЮЩЕЙ ПРИРОДЫ!!!
Таким образом,все художественные средства,а также краски,звуки,глаголы движения и др.) помогают поэту создать яркую, многоцветную,жизнеутверждающую картину единства человека,земли и неба.