Сказкотерапии 5 6. Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции поведения

Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от , а также фобий. Сказкотерапия используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций и ресурсная практика в психотерапии. Этот метод психологической работы используется с раннего возраста малышей. Возможности сказкотерапии огромны. Сказкотерапия способна выступить инструментом в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказки для детей – сказкотерапия

Сказка выступает инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубинного смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизано насквозь аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих воздействие фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.

Метод рассказывания, а также сочинения сказки терапевтично уже само по себе. Сказочную историю лучше рассказывать, поскольку терапевт может фиксировать, что происходит с ребенком в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут вместе сочинять сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные элементы. Малыш сказку может сочинять самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения (бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Метод рисования сказочной истории применяется после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от тревоги, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок не имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые. Свои ощущения, эмоции лучше передавать малышу карандашами, гуашью, акварелью.

Один из следующих методов сказкотерапии — это изготовление кукол. Любое изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказкотерапии с детьми 3-х лет заключаются в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связанны с его проблемой. При этом важно еще и общаться с ребенком, а также выполнять следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать перед собой ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого и наблюдал за жестами, выражением его глаз, мимикой, мог обмениваться взглядами. Нельзя затягивать с паузами. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная проблема, которая предлагается ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не должна быть с готовым правильным ответом, ситуация должна быть актуальна для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы малыш самостоятельно прослеживал причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3-х лет удерживает в памяти простые действия героев, проявляя интерес. Важно, чтобы сказки были сюжетные и простые, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо учитывать, что у малышей способность отделять реальность от сказочной действительности возникает только к четвертому году жизни.

Примеры сказкотерапии для детей

Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Сказку применяют в своей практике психологи, врачи, педагоги и каждый находит тот ресурс, который позволит ему осуществлять его профессиональные задачи.

Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочная проблемная история может начинаться так: «жил был ребенок, который был очень похож на тебя…». Таким образом, возможно, моделировать ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации, которые угнетают и пугают его. Эффективны такие приемы при первых визитах в детский сад, боязни темноты, стрессах, проявлениях страхов.

Сказкотерапия в возрасте 5-ти лет эффективна, если ребенка подключают к продолжению сказки, а также завершению предложенной сюжетной линии. Например: «продолжи сказку…». Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия.

Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающейся в совместном придумывании, когда формирование сюжета идет по кусочку, каждым участником по очереди. Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми детьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. Из своей сказочной истории каждый ребенок берет индивидуальное решение проблемы.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие будет в том, что от детей не требуют анализировать и делать выводы о происходящем и вся работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

Примером сказочной истории трансформации, а также преобразовании может выступить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой темой подходит детям с

Для освобождения от напряжения, а также приобретения новых способов реагирования подойдут страшные сказочные истории с нечистой силой. Многократно моделируя, а также проживая тревожную ситуацию, малыши снимают напряжение. Для повышения стрессоустойчивости необходимо рассказывать страшилки в группе детей 6-ти лет. Соблюдая при этом два правила: историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию, а конец страшилки обязательно должен быть смешным и неожиданным.

Примерами сказкотерапии для приобретения жизненной мудрости выступают волшебные сказочные истории. Для детей 6-ти лет они являются наиболее увлекательными. Сказкотерапия и ее работа начинается непосредственно с обсуждения и анализа. После прорабатывания сказочных смыслов, которые связаны с жизненными реальными ситуациями, можно в практике использовать также и другие формы работы, например, рисование, изготовление кукол, драматизацию, песочную терапию.

Для осознания своих внутренних переживаний, при потере надежды эффективно использовать сказочную историю Л. Пантелеева «Две лягушки». Сказочная история нацеливает, что за свое здоровье, жизнь необходимо бороться до последнего, поскольку у каждого есть внутренние ресурсы, помогающие справиться с трудностями, стоящими на пути. Использование дидактических сказок эффективно во время выполнения учебных заданий, например, малыши в виде дидактических сказочных заданий учатся переписывать заданные на дом математические примеры. В этих сказках решение примера выступает прохождением испытания, а выполненное задание приводит героя к успеху.

Для того чтобы сказочная история приобрела силу, а также оказала помощь, следует придерживаться определенных правил:

— она должна быть идентичной проблеме малыша, однако не иметь прямого сходства с его историей;

— она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы малыш сделал новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

— разворачивание сказочного сюжета должно идти в последовательности: «жили-были» — это начало, далее встреча с ее героями.

Психологам рекомендуют детям 3-х лет делать главных героев из игрушек, животных, маленьких человечков, а начиная с 5-ти лет вводить принцесс, фей, солдат, волшебников, принцев. С 5-ти — 6-ти лет дети предпочитают волшебные истории. В зависимости от решаемых проблем в сказкотерапии используют, как народные русские сказки, так и зарубежные. Например, часто используемые русские народные сказки – это «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек»; зарубежные сказки — «Золушка», «Госпожа Метелица», «Спящая красавица».

Французский психиатр, доктор медицины и психологии Жан Годэн считает, что сказки Ш. Перро эффективны в использовании конкретных проблемных ситуаций, например, сказка «Спящая красавица» поможет малышам, переживающих кризис, а «Ослиная шкура» эффективно используется при проблеме инцеста, «Мальчик с пальчик» эффективно применить с брошенными малышами.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкочные истории способны оказывать различное воздействие на личность малыша. Они обладают воспитательным и терапевтическим значением. Смысл каждой сказки малыш воспринимает индивидуально, это зависит от личного образа мыслей. Если сказки, притчи, легенды подобранные верно, то они позволят создать определенную дистанцию, для того, чтобы по-другому посмотреть на личные конфликты и найти разрешение спорных ситуаций, фобий и прочее.

Сказкотерапия для детей и занятия, по мнению многих исследователей – это не только направление психотерапии, но и синтез достижений в педагогики, в психологии, в психотерапии и в философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским проблемам.

1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

4. Сказки для детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.

5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.

6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр по его интересам. Средством психологического воздействия выступает метафора, являясь основой любой истории. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказкотерапевтических приемов. Жизненная проблема в сказочных историях не завуалирована, а конкретно сформулирована.

После знакомства с малышом и выявления актуальных проблем психолог подбирает в качестве обсуждения сказки, которые бы отражали проблемы. Психологи успешно применяют в своей работе сюжеты народных сказок. Среди них выделяют следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети пяти лет зачастую идентифицируют себя с животными и стараются в своих действиях быть похожими на них, поэтому именно сказочные истории о животных успешнее всего малышам передадут жизненный опыт.

Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является довольно новым методом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители.

В дошкольных учреждениях такую терапию используют широко. Ведь дети очень любят, когда им читают сказки, поэтому данный метод подходит каждому ребенку и позволяет ему справиться с любой жизненной проблемой.

Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.

Сказкотерапия как средство примерки на себя определенной роли несет в себе определенный смысл, который читатель должен уметь увидеть в описанной ситуации. Он может быть:

  • Познавательным, с помощью которого дети знакомятся с окружающим миром.
  • Воспитательным, который позволяет различать понятия добра и зла.
  • Коррекционным, помогающим исправить плохое поведение детей, приводя подобный пример из сказки.

Родители, сами того не подозревая, применяют приемы сказкотерапии, когда читают своим деткам различные произведения на ночь. Такое лечение является очень полезным и интересным, поэтому его можно осуществлять и в домашних условиях, если родители чувствуют, что их ребенку нужна психологическая помощь.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей, а именно:

  • различать такие понятия, как добро и зло;
  • воспитывать положительные качества характера;
  • исправлять недостатки в поведении;
  • указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно;
  • помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями;
  • формировать связную речь;
  • развивать способность ребенка фантазировать.

Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить.

С помощью сказкотерапии можно справиться со многими трудностями в воспитании ребенка. Например, малыш совсем не хочет кушать овощи и фрукты, которые так необходимы подрастающему организму. В этом случае можно подобрать историю, в которой употребление данных продуктов восхваляется. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять детей кушать, если они этого категорически не хотят. До ребенка нужно постараться донести, что употреблять полезные продукты важно для его здоровья, чтобы он мог самостоятельно понять требования родителей. Точно таким же методом можно повлиять на детей, если они не желают ложиться спать вовремя, садиться на горшок, умываться, убирать игрушки и так далее.

Если родители самостоятельно не могут сориентироваться в выборе нужной сказки для сказкотерапии, то следует посетить детского психолога, который поможет подобрать соответствующие произведения и скажет, на что нужно обратить внимание в конкретном случае.

Какие есть виды сказок?

Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:

  • Народые или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
  • Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.
  • Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.

Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.

Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?

Сказкотерапия как средство от плохого поведения, страхов и речевых дефектов часто применяется в детских садах и специализированных дошкольных учреждениях. Специалисты используют различные методики для сказкотерапии для маленьких детей дошкольного возраста. К самым распространенным способам относятся такие, при которых воспитатели:

Подобные упражнения являются очень полезными для развития речи, формирования восприятия и психики детей. Каждый малыш имеет возможность примерить на себя роль того или иного персонажа, затем научится совершать правильные поступки и понять, почему нельзя делать по-другому.

В настоящее время родители и воспитатели могут найти уже готовые примеры сказок для такой терапии. Но наиболее существенный эффект могут произвести те произведения, которые родители подбирают самостоятельно для своих детей.

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Каждый родитель, решивший попробовать сказкотерапию, должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь необходимо определить, какая у ребенка присутствует проблема, и что именно спровоцировало его плохое поведение.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как реагируют на подобный поступок окружающие лица, как они выражают свое недовольство. Затем родителям нужно пересказать сюжет произведения так, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения либо беспочвенность своих страхов.

После рассказа необходимо обсудить с ребенком историю, дать ему возможность самому высказать собственное мнение о действиях главного героя и способах его исправления.

Также в процессе прочтения нужно обращать внимание детей на то, что человек должен вести себя хорошо, помогать людям, которые старше, говорить вежливые слова. Он должен понять, что добро всегда побеждает зло, вследствие чего отрицательных героев ждет наказание.

Не менее важным моментом для сказкотерапии для дошкольников является то, что при выборе произведения требуется учитывать потребности детей, которые актуальны именно в данном возрасте. Таким образом, главный персонаж должен быть:

  • Активным. Роль, которую будет примерять на себя читатель, должна быть максимально подвижной. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самостоятельным. Персонаж должен сам принимать решения, совершать поступки, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не просто самостоятельным, но ответственным, умеющим отстаивать свою точку зрения.
  • Высоко оценивающим собственные знания и навыки. Положительный герой всегда должен быть способен справляться со своими страхами, трудностями, что помогает ему побеждать зло. Благодаря этому улучшается самооценка ребенка и приобретается уверенность в себе.

Развитие речи с помощью сказок

Сказка как средство развития связной речи широко применяется воспитателями и логопедами. По сказкам можно создавать мнемотаблицы, с помощью которых дети учатся объединять разные отрывки из сказки в целостный сюжет.

В мозге ребенка активизируются процессы создания длинных предложений, что благотворно влияет на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика в сказках, также используется педагогами, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Такие логопедические сказки для развития звукопроизношения производят заметный положительный эффект. Для закрепления звуков нужно не только читать произведения, но и разыгрывать сценки. Такая необходимость заключается в том, что человек легче запоминает то, что видит или делает сам. Поэтому хорошо, если прочтение будет совмещаться с действиями.

Артикуляционные сказки, как средство развития связной речи дошкольников, помогают детям говорить наиболее четко и ясно, правильно произносить звуки. Эта методика очень важна для выполнения в дошкольных учреждениях, так как в таком возрасте намного легче правильно сформировать речевые навыки.

Сказкотерапия для дошкольников предоставляет деткам уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи.

Светлана Грузд
Сказкотерапия для дошкольников. Виды сказок, методы сказкотерапии

Сказкотерапия для дошкольников .

1. Зачем нужны сказки

Сказки , наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов , которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки , знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях.

Сказки могут нести такой посыл :

Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами) ;

Воспитательный (понятия о добре и зле) ;

Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей ).

С давних времен родители рассказывают детям сказки , используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно , но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.

2. Виды сказок

Детская сказкотерапия направлена на такие действия :

Учит детей различать добро и зло;

Учит хорошим качествам, воспитывает;

Исправляет изъяны в поведении;

Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;

Способствует доверию между детьми и родителями;

Развивает фантазию ребенка.

Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию . Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает , как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.

Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии :

1. Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком) ;

2. Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).

Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста , когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки , обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях :

Важно контролировать увлечение ребенка сказками , который любит их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались понятия о сказочной и реальной жизни . Касательно дошкольников , им это еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из примеров в сказках . Не нужно лишать ребенка «чуда сказки » , запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки , из которых также черпает знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы , лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.

3. Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия . При этом, детям читают сказку в группе , применяя разные методики .

Методики сказкотерапии в ДОУ :

Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;

Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее ;

Разбор сказки , ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка , нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль , найти героя или действие в сказке , которое требует исправления и прокомментировать его);

Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки , а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

4. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их . Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате , которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.

Сказки могут делиться на :

Бытовые (Колобок, Курочка Ряба) ;

Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах) ;

Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка) ;

Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка) .

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница» (о них подробнее можно почитать здесь, а также придумывать свои собственные.

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира , всем нам известных сказочников , и, конечно же, используйте русские народные сказки .

Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке ) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка ) .

5. Алгоритм сказкотерапии

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку :

1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

2. Выбрать сказку с главным героем , который похож на вашего ребенка : внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.

3. Рассказать историю , в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится) .

4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха) .

5. Повернуть сюжет сказки так , чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны) .

6. Придумать положительный финал.

7. Обсудить с ребенком сказку , пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры :

Как нужно помогать старшим;

Вежливые слова;

Правила поведения;

Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.

Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

Для детей 6-11 лет.

Рассматривает проблему: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.

Для детей 4-7 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.

Для детей 4-6 лет.

Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.


Для детей 6-10 лет.

Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.


Мальчик Женя не умел говорить букву «р».

Ему говорят:

Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».

А он говорит: «палоход».

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Для детей 6-9 лет.

Рассматривает проблему: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Для детей 5-10 лет.

Рассматривает проблему: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.

СКАЗКОТЕРАПИЯ. Подборка терапевтических сказок для детей.

На сайте smart-paradox.metdioz.ru подобраны замечательные сказки современных писателей по разным темам. Такие сказки хорошо читать детям перед сном. Чтобы прочитать в полном объеме, нажимайте на тему и переходите на сайт источника.

В эту тему вошли три сказки: «Тема и сон», «Смелый мальчик и тётушка Ночь», «Сказка про кроватку».

Подберите сказку, которая наиболее подходит вашему малышу и расскажите ему перед сном.

Перед тем как рассказывать, убедитесь, что вашему ре-бёнку подходит именно это тема. Ведь малыш может от-казываться идти в свою постель из-за страха темноты, тог-да ему нужна совсем другая сказка. А, может, он слишком редко видит вас и ему хочется больше вашего внимания, тогда постарайтесь каждый вечер выделять ребёнку хотя бы полчаса своего времени и заниматься с ним, играть или просто разговаривать. Заранее договоритесь, что после это-го он пойдёт спать. Ребёнок с нетерпением будет ожидать этого времени каждый день. И отход ко сну у него будет ассоциироваться с приятным для него событием.

Детская комната должна вызывать у малыша приятные светлые чувства. Она не должна быть местом, где ребёнок «отбывает наказание», и в которой он чувствует себя оди-ноким и не нужным.

Пусть эта комната станет сказочной для малыша, где ему каждый вечер мама или папа рассказывают волшебную добрую сказку.

В эту тему вошли три сказки: «Как Илюша животик кормил», «Почему нужно кушать», «Про Катюшину Капризку».

Прочитайте все три сказки и подберите наиболее под-ходящую для вашего малыша.

Но помните, что в этой теме есть некоторые нюансы. Ведь заставлять детей есть - нельзя! Каждый ребёнок способен сам решать что, когда и сколько ему есть. Дети умеют прислуши-ваться к своему организму, а он в точности может определить чего, каких веществ ему в данный момент не хватает. Особен-но нельзя заставлять малыша есть, когда он болен.

Предлагая ребёнку еду с помощью уговоров, а порой и угроз, мы можем «отбить» у него пищевой интерес, и, тогда он перестанет испытывать радость от принятия пищи. Он будет воспринимать этот процесс не как радостный, при-ятный и полезный, а как насилие над собой.

Но, как известно, все дети очень любят сладкое. И часто, вместо того, чтобы съесть тарелку супа, ребёнок предпо-читает лакомиться конфетами или печеньем. Вот тогда-то вам и придет на помощь сказкотерапия. Расскажите малы-шу занимательную историю, вместо долгих мучительных наставлений.

В этой теме одна сказка «Как Андрюша гостей встре-чал». Расскажите её ребёнку перед сном или не за долго до прихода гостей. А может быть вы сами идёте в гости?

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из-за это-го. Это не значит, что ваш ребёнок «плохой» или «какой-то не такой». Это нормальное явление. Просто дайте малышу больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или к новым людям. Некоторым детям хватает 15 минут, чтобы почувствовать себя спокойно, а другим возможно понадобится целый час. Но постепенно, со временем, этот период будет становиться всё короче.

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, которые ведут себя более раскованно. Старайтесь не подталкивать его и не тормошить: «Ну ты что? Ну как тебе не стыдно? Иди поиграй» и т.п., а просто оставьте его в покое. Лучше помогите правильно оценить обстановку, покажите всем своим видом, что вы рады гостям, что всё в порядке. Тогда малыш быстрее расслабится и станет самим собой.

В этом разделе представлена одна сказка «Как Оля полюбила садик».

Расскажите её ребёнку перед сном, дополнив деталями из жизни вашего малыша.

Но сначала попробуйте выяснить у ребёнка истинные причины, почему он не хочет ходить в детский сад. Воз-можно его там кто-то обижает, может быть ему не нравить-ся воспитатель или распорядок дня. Тогда стоит подумать о переводе в другой детский сад. Иначе каждодневный стресс может плохо отразиться на здоровье ребёнка.

Есть дети, которые любят уединение и в принципе не готовы к таким шумным местам как детский сад. Тогда, если у вас нет возможности сидеть дома с ребёнком самим, постарайтесь привлечь к этому бабушку или няню. Спро-сите у малыша, как ему будет лучше: сидеть дома или же ходить в садик. Прислушайтесь к ребёнку. Если он катего-рически против сада, то нужно обязательно найти другой выход из этой ситуации. Иначе малыш будет чувствовать себя несчастным человеком, от которого ничего не зависит, будет чувствовать себя преданным вами, родителями. Эта душевная боль останется с ним на всю жизнь и будет от-рицательно на него влиять.

Этот вопрос очень важен для воспитания ребёнка, ведь он ходит в детский сад почти каждый день на протяжении нескольких лет. А именно в эти годы формируется его ха-рактер и отношение к жизни. Поэтому, это время должно запомниться малышу, как самое радостное и счастливое.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про смелого Алё-шу» и «Бум, бум, бум».

Подберите сказку, которая будет наиболее понятна и близка вашему малышу. Расскажите её перед сном.

Боязнь темноты - один из наиболее распространённых страхов у детей. Для многих детей боязнь темноты сопря-жена со страхом неизвестности. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

Некоторые родители в воспитательных целях пугают де-тей серым волком, бабой-ягой, милицией, злым дядей и т.п. Очень важно этого никогда не делать! Во-первых ребёнок начнёт бояться, и не только темноты. А во-вторых, когда подрастёт, он поймёт, что вы его обманывали и перестанет вам доверять.

Возможно, ребёнок много смотрит мультфильмов или фильмов с различными чудовищами. Постарайтесь ограни-чить время просмотра. Покупайте только радостные, добрые, жизнеутверждающие мультфильмы, игрушки, читайте до-брые книги. Проанализируйте, почему ребёнок начал бояться темноты. Когда это началось? После какого случая? Устраните все возможные причины. Сделайте так, чтобы в детской ком-нате всегда жила радость, любовь и спокойствие.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну нерях», «Сказка про Мишку и порядок». Прочитайте обе сказки и расскажите малышу ту, которая ему наиболее подходит. А может быть ему понравятся обе сказки?

Многие дети не стремятся убирать за собой свои вещи или игрушки. Нам, взрослым, это часто доставляет много хлопот.

Приучать ребёнка убирать за собой нужно с самого ран-него детства и только на своём личном примере. После каж-дого дела старайтесь приводить «рабочее место» в порядок, доделывать начатой дело до конца.

Если вы чем-то занимались вместе с малышом, то на-водите порядок вместе с ним. Превратите этот процесс в увлекательную игру, без назиданий и наставлений. Старай-тесь наводить порядок в доме с улыбкой на лице и в хоро-шем настроении, чтобы у малыша уборка ассоциировалась с чем-то приятным. И после каждой попытки помочь вам, обязательно хвалите своего ребёнка.

В этой теме представлены две сказки: «Слонёнок и ша-рики», «Поцелуй Хотелки». Первая сказка будет более по-нятна детям трёх-четырёх лет. Вторая сказка рассчитана на детей постарше. Подберите сказку и прочитайте её малышу перед сном или накануне похода в магазин.

Все мы любим делать покупки, приобретать новые вещи. Но, как всегда, всё хорошо в меру. Любые вещи в большом количестве становятся лишними и приносят много хлопот.

Часто новыми вещами дети пытаются заполнить какую-либо внутреннюю пустоту, им не хватает душевной радо-сти. Но вещи никогда не смогут её заполнить, а точнее -они заполняют её лишь на короткое время, после которого нужна новая покупка. Постарайтесь заполнить эту пустоту не новыми покупками, а новыми душевными переживания-ми. Научите малыша радоваться цветам, деревьям, солнцу, тёплому дню, котёнку на улице, пению птиц.

Некоторые родители чувствуют за собой вину перед ма-лышом, за того, что мало уделяют ему внимания или что-то делают не так, как им бы хотелось. И просят у ребёнка про-щение, покупая новые игрушки. В этом случае лучше из-менить своё поведение, найти время для малыша: поиграть, погулять, почитать интересную книгу.

Научите ребёнка испытывать большую радость от об-щения с вами или другими людьми, от окружающего мира живой природы, нежели от множества, порой ненужных, вещей.

Важно не просто прочитать сказку ребёнку, но и по-думать, чем вызвано такое поведение малыша. Возможно малыш таким способом привлекает к себе внимание: хочет больше времени проводить с вами, что вполне нормально для ребёнка.

Возможно ему не хватает нового опыта, он не знает куда, на что направить свою энергию, ему скучно.

Возможно малыш пытается самоутвердиться, показать, что он тоже чего-то стоит. В этом случае повышайте его самооценку, хвалите его за любые достижения, покажите другой способ самоутверждения.

А может быть ребёнок просто копирует чьё-то поведе-ние? Если родитель позволяет себе хоть иногда шлёпнуть малыша, это значит, что ребёнок будет поступать точно так-же. Такими действиями мы сообщаем ребёнку, что драться можно! Если ребёнок ударил другого малыша или вас, ни в коем случае не бейте его в ответ. Объясните на словах о вреде его поступка, расскажите перед сном сказку на эту тему, но никогда не поднимайте на него руку. Ведь, если мы себе это хоть раз позволим, то и ребёнок будет следовать нашему примеру.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Федя и компьютер». Расскажите её ребёнку перед сном.

Компьютер очень привлекает и детей и взрослых. Но во всём должна быть мера. Ведь все мы знаем, что долгое си-дение перед экраном компьютера плохо влияет на детское здоровье. Постарайтесь заполнить день ребёнка разноо-бразными интересными делами и событиями. По возмож-ности заменяйте общение с компьютером на живое обще-ние с друзьями, прогулку и т.п. Пусть компьютер в вашем доме будет не другом, а помощником в трудных ситуациях.

Расскажите малышу сказку перед сном. Подумайте, как сделать умывание не только полезным и нужным, но и радостным процессом. Как превратить его в маленький праздник, с которого начинается каждый новый день.

В эту тему вошла «Сказка о пропавшей улыбке». До-полните её" деталями из жизни своего ребёнка и расскажите ему перед сном.

Проанализируйте ситуацию. Почему ребёнок начал огрызаться? Когда это началось, после какого события? Мо-жет быть вы чем-то обидели малыша, не выполнили какое-либо своё обещание. Может быть он хочет до вас что-то до-нести, но не знает другого способа, кроме как огрызаться. Посмотрите, не подает ли кто-нибудь из близких ребёнку людей такой пример общения. Постарайтесь устранить все возможные причины.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну слад-ких булок», «Сладкоежки и Сладкоежки».

Подберите сказку наиболее подходящую вашему малы-шу. Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и рас-скажите ему.

Многие люди любят сладкое. А дети - особенно. Сладо-сти нужны ребёнку для роста и развития, но старайтесь да-вать ребёнку полезные сладости: сухофрукты, мёд (если на него нет аллергии), фрукты, овощи, ягоды. А, если вы ре-шили полакомиться тортом или булочками, то будет лучше, если вы их приготовите сами из натуральных продуктов и вместе с малышом.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Про кузнечика Кузю». Расскажите её малышу перед сном.

Разбудить ребёнка утром порой бывает очень тяжело. Попробуйте каждое утром ласковым и радостным тоном рассказывать малышу, пока он ещё лежит в своей постели, какие весёлые дела его ждут сегодня: что ему нужно будет сделать, куда сходить и как это всё у него будет здорово получаться. А вечером, перед сном, обязательно подведите итоги дня. Поблагодарите ребёнка за все выполненные дела и поручения, похвалите за все добрые поступки. Скажите ему, что вы им гордитесь и очень любите. Тогда малыш каждый день будет стараться выполнить как можно больше добрых и полезных дел, чтобы порадовать вас! А для этого ему нужно будет вставать пораньше.

В этот раздел включены две сказки: «Как Егорка одевался», «Как Ваня научился одеваться».

Выберите ту сказку, которая больше всего подойдёт для вашего ребёнка и расскажите её перед сном. А может быть он с радостью послушает обе и сделает для себя соответ-ствующий вывод!

В эту тему вошли три сказки: «Сказка про лягушонка Васю», «Как Юля научилась говорить правду», «Дворец Врулей».

Подберите сказку, наиболее подходящую возрасту ваше-го малыша и прочитайте ему.

Подумайте, почему ребёнок стал вас обманывать. Мо-жет быть он боится говорить правду, тогда не будьте с ним слишком строги.

Возможно он кого-то копирует. Дети очень хорошо раз-бираются где правда, а где ложь. Будьте с ребёнком предель-но откровенны и правдивы. Ведь, если малыш уличит вас во лжи, пусть даже самой маленькой и незначительной, то перестанет вам доверять и тоже начнёт обманывать. Дети воспитываются на подражании нам, взрослым!

Расскажите её ребёнку перед сном или вместо очередно-го просмотра телевизора.

Постарайтесь заполнить день малыша интересными и разнообразными событиями.

Здесь вы найдёте сказку «Витя и новые ботинки».

Расскажите её малышу перед сном или перед тем, как соберётесь постричь ему ногти. Дополните сказку деталя-ми из жизни вашего ребёнка.

В эту тему вошли две сказки: «Как Валя научилась да-рить подарки» и «Сказка про Лисёнка».

Выберите ту сказку, которая больше соответствует ва-шему малышу и которая ему будет более понятной.

Подумайте, откуда у ребёнка эта привычка - брать чужое без разрешения. Покажите малышу, как нужно поступать: если вы находитесь в гостях, то прежде чем дать какую-либо вещь ребёнку обязательно спросите разрешение хозя-ев. Пусть это будет даже простая формальность, но малыш запомнит ваше поведение и впредь будет поступать также. Дома, прежде чем взять любую вещь ребёнка, спрашивай-те его разрешения. Уважайте своего ребёнка, относитесь к нему как ко взрослому человеку. Тогда и он также будет от-носиться к вам и к другим людям.

Прочитайте ребёнку сказку «Как Дима перестал грызть ногти».

Если ребёнок грызёт ногти, то скорее всего у него есть какая-то внутренняя проблема, из-за которой он пережива-ет. То есть, это способ снятия внутреннего напряжения.

Причины возникновения внутреннего напряжения мо-гут быть самые разнообразные - неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, под-держки и ласки со стороны родителей. Возможно ему не хватает вашего внимания или у него низкая самооценка. Постарайтесь исправить эту ситуацию, убрать возможные причины или чем-то их компенсировать.

Но не пытайтесь бороться с этой привычкой: реагируйте спокойно, не акцентируйте на этом внимание ребёнка, ни в коем случае не стыдите и не ругайте его. Иначе можно за-гнать проблему ещё глубже внутрь. Если концентрировать внимание ребёнка на этой вредной привычке, одергивая его, то опасность её закрепления многократно возрастает, так как малыш видит в этом способ привлечь к себе ваше внимание.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Как Ваня научился дружить». Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и расскажите малышу.

Все дети учатся на подражании. Поэтому каждый раз показывайте ребёнку, как себя нужно вести с другими деть-ми, как с ними играть. Например, подойдите к малышу на детской площадке и попросите у него (или его мамы) разрешения поиграть с его игрушкой. Ваш малыш быстро усвоит этот урок и сам начнёт так поступать, т.е. просить, а не отбирать силой. Часто дети просто не знают, как себя вести в той или иной ситуации. А наша задачи - научить и показать.

Также старайтесь ничего не брать у своего ребёнка без его согласия, спрашивайте у него разрешение перед тем, как взять его вещь. Он хоть и маленький, но тоже человек. Относитесь с уважением к своему малышу, тогда он также будет относиться к вам и к чужой собственности.

В этой теме вы найдёте «Сказку про сороку Дусю». Рас-скажите её своему ребёнку.

Если малыш любит дразнить окружающих, то, скорее всего, таким способом он привлекает к себе внимание. Возможно он не знает другого способа общения. Проводи-те больше времени с ребёнком и покажите на своём соб-ственном примере, как общаться с людьми. А может быть он кого-то копирует? Может быть кто-то из его окружения любит давать прозвища людям?

В любом случае, не одёргивайте малыша и вообще ста-райтесь игнорировать такое поведение. Ведь он, наверное, давно понял, что так делать не нужно и просто каждый раз ждёт от вас ответной реакции.

В этой теме вы познакомитесь со «Сказкой про малень-кую Тучку».

Малышу необходимо объяснить, как важно всё доно-сить до своего места: молоко - в холодильник, одежду - в шкаф, а свои «маленькие делишки» делать на горшок. Но ни в коем случае не садите ребёнка на горшок силой.

Если малыш плачет при виде горшка, убегает - спрячьте его на некоторое время, не вспоминайте и не напоминайте о нём ребёнку. Проще вытереть на полу лужицу, чем по-том исправлять психологические проблемы у ребёнка. По-дождите некоторое время. Малыш сам поймёт что, как и куда надо делать. И в один прекрасный день он сам станет ходить на горшок без ваших напоминаний и без всякого насилия. Ведь, наверное, никому из нас ещё не встречался взрослый человек, который бы не умел ходить в туалет!

Бывает, что дети перестают ходить на горшок после какого-либо события в их жизни: появление младшего ре-бёнка в семье, развод родителей и т.п. Тогда постарайтесь уделять ему побольше внимания, ведь скорее всего таким способом он хочет напомнить вам о себе.

Расскажите малышу сказку «Как Андрюша свой сон ис-кал» и проанализируйте ситуацию.

Ведь дети никогда ничего не делают просто так. Зна-чит по каким-то причинам ребёнку необходим сон вместе с вами: может быть ему не хватает вашего внимания, и он чувствует себя одиноким и покинутым, или просто боится темноты. В любом случае, постарайтесь устранить все воз-можные причины такого поведения малыша.

Если ребёнку не хватает вашего внимания, то нет ничего страшного, если он поспит какое-то время вместе с вами. Это только поможет укрепить ваши с ним отношения и ре-шит внутреннюю проблему малыша.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про старшую доч-ку» и «Сказка про медвежонка».

К пополнению семьи малыша всегда нужно готовить за-ранее. А после того, как братик или сестренка родились, постарайтесь не забывать про старшего ребёнка. Ведь в этом случае ему нужно ваше внимание как никогда и имен-но сейчас у вас будет слишком мало времени, чтобы дать ему это.

Поэтому постарайтесь привлекать старшего ребёнка к уходу за младшим, но только, чтобы это для него было в радость. Пусть он тоже почувствует свою ответственность за маленького члена семьи, и, тогда ему проще будет по-нять вас. Делайте все дела вместе и в хорошем настроении. Пусть малыш почувствует, что сейчас его помощь вам осо-бенно нужна, почувствует, что он вами любим и дорог вам, как и прежде!

Развод родителей - это очень сложная тема. Развод свя-зан с большим стрессом для всех, кого он касается, и тем более для детей. Если возможно, расскажите малышу о предстоящем разводе заранее. Тогда у него будет возмож-ность обдумать горькую новость, поговорить с обоими ро-дителями, приспособиться к новой ситуации.

Доходчиво объясните ребёнку причины развода, и он переживёт эту ситуацию гораздо легче. Непременно под-черкните, что родители могут разойтись, но расстаться со своим ребёнком они не могут. Объясните, что, хотя папа (мама) не будет жить вместе с ним, он (она) всё равно будет любить своего малыша, заботится о нём.

Расскажите ребёнку, что он сможет видеться со вторым ро-дителем и ходить к нему в гости. Ну, а если родитель не хочет в дальнейшем встречаться с ребёнком, то необходимо объяс-нить малышу, что причина такого решения кроется не в нём.

Ставя ребёнка в известность о разводе, объясните ему, что он совершенно ни при чём, что он не сделал ничего, чтобы это произошло. Ведь детям иногда кажется, что раз-вод произошёл по их вине.

И обязательно уделяйте ребёнку как можно больше вни-мания в этот трудный период, чтобы он не чувствовал себя заброшенным и ненужным.

Расскажите ребёнку «Сказку про щедрую Аню».

Своим личным примером покажите малышу, как нужно делиться. Но при этом старайтесь не ущемлять его право собственности. Ведь, если ребёнок играет своей игрушкой -это не значит, что он должен обязательно её кому-то отда-вать по первому же требованию. Это совсем не означает, что ребёнок жадный. Каждый человек имеет право пользо-ваться своими вещами столько, сколько ему нужно.

А, если малыш не делится своими вещами, которые ему уже не нужны, не угощает едой и т.п., и вы боитесь, что это перерастёт в настоящую жадность, то сказкотерапия смо-жет вам помочь.

В этой теме вы найдёте сказку «Красивая Кровать».

Если малыш не стремиться прибирать за собой, то сво-им личным примером каждый день показывайте ему с ка-ким удовольствием вы заправляете свою кровать, наводите порядок в доме. Покажите всем своим видом, что любите чистоту и порядок, и что вам очень нравятся заправленные кровати. Но не заставляйте ребёнка заправлять кровать си-лой, не стыдите его, иначе получите обратный результат. Учите только на своём примере и с помощью сказок!

Расскажите ребёнку сказку «Как Егорка гулять ходил».

Также постарайтесь больше уделять внимания своему малышу.

Если он часто просится на руки, значит в раннем дет-стве его не доносили на руках. Постарайтесь компенсиро-вать этот пробел воспитания. Чаще держите ребёнка у себя на коленях, вместе играйте, читайте, рисуйте. Как только малыш «насытится» вашим вниманием, он сам вас «отпу-стит» и станет более самостоятельным.

А, если эту проблему игнорировать, то ребёнок будет чувствовать себя покинутым, нелюбимым и преданным. Всё это будет отрицательно влиять на его дальнейшее раз-витие и жизнь в целом.

В этой теме вы найдёте две сказки: «Аська и Асенька», «Сказка про город Упрямск».

Подберите сказку наиболее подходящую вашему малы-шу и прочитайте перед сном. 32. Ябедничает

Расскажите ребёнку сказку «Как Коля перестал ябедничать».

Дополните её деталями из жизни малыша.

В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочи-тайте её ребёнку перед сном.

На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!

Те, кому понравились сказки, могут их Сказки на ночь. Пусть тебе снится сказка, малыш!
...
Часть 40 -
Часть 41 -
Часть 42 -