Закон пустоты - отрицание отрицания. Практическая эзотерика

1. ЗАКОН ПУСТОТЫ. Все начинается с пустоты. Пустота всегда должна быть заполнена.
2. ЗАКОН ШЛАГБАУМА. Возможности не даются впрок. Должно быть принято решение пересечь шлагбаум как условное препятствие. Возможности даются после внутреннего решения. Заветные желания даются нам вместе с силами на их осуществление.
3. ЗАКОН НЕЙТРАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Чтобы измениться, надо остановиться, а потом уже менять направление движения.
4. ЗАКОН ПЛАТЫ. Платить нужно за все: за действие и бездействие. Что будет дороже? Иногда ответ очевиден только в конце жизни, на предсмертном одре – дороже плата за бездействие. Избегание неудач не делает человека счастливым. «В моей жизни было много неудач, большинство из которых так и не случилось»- слова старика сыновьям перед смертью.
5. ЗАКОН ПОДОБИЯ. Подобное притягивается подобным. В нашей жизни нет случайных встречных. Мы привлекаем к себе не тех людей, которых хотим привлечь, а тех, кто подобен нам.
6. ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ. Внутренний мир мыслей человека воплощается во внешний мир вещей. Нужно не искать причины несчастий во внешнем мире, а обращать свой взор вовнутрь. Наш внешний мир- это реализованный мир наших внутренних мыслей.
7. ЗАКОН КОРОМЫСЛА. Когда человек чего-то хочет, но это недостижимо, надо придумать другой интерес, равновеликий по силе первому.
8. ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ. Человек притягивает к себе то, что он любит, боится или постоянно ожидает, т.е. все, что находится в его центральном, сфокусированном сознании. Жизнь дает нам то, что мы ожидаем от нее получить, а не то, что хотим. «На что рассчитываешь, то и обретешь».
9. ЗАКОН ПРОСЬБЫ. Если ничего у жизни не просишь, то ничего и не получаешь. Если мы просим у судьбы непонятно что, то и получаем неизвестно что. Наша просьба притягивает соответствующую реальность.
10. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №1. Всего предусмотреть нельзя. Всякий видит и слышит лишь то, что понимает, поэтому он и не может учесть все обстоятельства. Все зависит от наших внутренних преград, наших собственных ограничений. Есть события, происходящие помимо нашей воли, их нельзя предвидеть, и мы не несем за них ответственности. При всем своем желании человек не может контролировать все события своей жизни.
11. ЗАКОН ЗАКОНОМЕРНОСТИ. В жизни часто происходят независящие от нас события. Единожды произошедшее событие можно рассматривать как случайность, дважды произошедшие – совпадение, но трижды – закономерность.
12. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №2. Человек не может иметь все. Ему часто чего-то не хватает в жизни. Секрет счастья заключается не в потакании своим прихотям и желаниям, а в умении довольствоваться тем, что имеешь. Довольствоваться малым нелегко, но труднее всего довольствоваться многим. Можно потерять счастье в поисках богатства, а это значит – потерять все. Можно приобрести весь мир и потерять свою душу.
13. ЗАКОН ПЕРЕМЕН. Хочешь перемен в своей жизни – бери власть над обстоятельствами в свои руки. Нельзя изменить свою жизнь, ничего не изменяя в ней и не изменяясь самому. Из-за своей пассивности человек часто упускает реальный шанс , предоставленный судьбой. Кто расставляет в вашей жизни приоритеты – вы сами или кто-то другой? Может быть, их расставляет сама жизнь, а вы плывете по течению? Станьте хозяином своей судьбы. Если вы никуда не отправитесь, то никуда и не прибудете.
14. ЗАКОН РАЗВИТИЯ. Жизнь заставляет человека решать именно те задачи, от решения которых он отказывается, которые боится решать, решения которых избегает. Но эти задачи все равно придется решать на другом, уже на новом витке своей жизни. И накал эмоций, переживаний будет мощнее, а цена решения – выше. От чего бежим, к тому и придем.
15. ЗАКОН ТАКСИ. Если вы не водитель, если вас везут, то чем дальше вас завезут, тем это будет для вас дороже. Вы не заказывали маршрут, то можете оказаться где угодно. Чем дальше вы углубитесь по ошибочному пути, тем труднее вам будет вернуться.
16. ЗАКОН ВЫБОРА. Наша жизнь состоит из множества выборов. У вас всегда есть выбор. Наш выбор может заключаться в том, что мы не делаем выбора. Мир полон возможностей. Однако приобретений без потерь не бывает. Принимая что-то одно, тем самым мы отказываемся от чего-то другого. Заходя в одну дверь, мы пропускаем другую. Каждый должен сам решить, что для него важнее. Из потерь тоже можно получить приобретение.
17. ЗАКОН ПОЛОВИНЫ ПУТИ. В отношениях с другим человеком ваша зона – полпути. Нельзя полностью управлять поведением другого человека. Другой может не двигаться, нельзя пройти путь за него и сделать так, чтобы другой человек изменился.
18. ЗАКОН ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО. Для того, чтобы построить что-либо новое, нужно: а).разрушить старое, если это необходимо- расчистить место, выделить время, мобилизовать силы для построения нового; б).знать, что именно вы хотите построить. Не стоит крушить, не зная путей к созиданию. Нужно знать, куда идешь. Если не знаешь, куда идешь, придешь не туда. «Кто никуда не плывет – для тех не бывает попутного ветра» /М. Монтель/
19. ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ. Как бы человек ни хотел изменить свою жизнь, образ мышления, стереотипы его поведения будут пытаться удержать его в старой, привычной для него жизни. Но если человеку удается что-то изменить в своей жизни, то уже новая, измененная жизнь будет подчиняться Закону равновесия. Изменения обычно протекают медленно и болезненно из-за инерции в мыслях и в поведении, своего внутреннего сопротивления и реакции окружающих людей.
20. ЗАКОН ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Наша жизнь не мыслима без противоположностей, в ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, дружба и соперничество, встреча и расставание, радость и страдание, потеря и приобретение. Человек тоже противоречив: он, с одной стороны, стремится к тому, чтобы его жизнь была стабильна, но в то же время некая неудовлетворенность гонит его вперед. В мире противоположностей человек стремится обрести утраченное единство с самим собой, с другими людьми и с самой жизнью. Все имеет начало и конец, это земной круговорот и круговорот жизни. Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность. Пара противоположностей поддерживает равновесие, а переход от одной крайности в другую создает многообразие жизни. Иногда для того, чтобы понять что-либо, нужно увидеть, узнать противоположность этого. Одна противоположность не может существовать без другой – для того, чтобы был день, нужна ночь.
21. ЗАКОН ГАРМОНИИ. Человек ищет гармонии во всем: в себе, в мире. Достичь гармонии с миром можно только будучи в гармонии с самим собой. Хорошее отношение к себе, принятие себя – залог гармонии с миром, людьми и собственной душой. Гармония не означает отсутствие трудностей и конфликтов, которые могут быть стимулом для личностного роста . Гармония между разумом, чувством и действием – может быть это и есть счастье?
22. ЗАКОН ДОБРА И ЗЛА. Мир не создан лишь для удовольствия. Он не всегда соответствует нашим представлениям о нем и нашим желаниям. Тот, кто не способен сам сделать доброе дело, не оценит добра и от других. Для тех, кто не способен видеть зло, зла не существует.
23. ЗАКОН ЗЕРКАЛА. То, что человека раздражает в окружающих, есть в нем самом. То, что человек не хочет слышать от других людей, есть то, что ему важнее всего услышать на данном жизненном этапе. Другой человек может служить для нас зеркалом, помогая нам открыть то, что мы не видим, не знаем в себе. Если человек то, что его раздражает в других, исправит в себе, судьбе ни к чему будет посылать ему такое зеркало. Избегая всего того, что нам неприятно, избегая людей, вызывающих у нас негативные чувства, мы лишаем себя возможности изменить свою жизнь, лишаем себя возможности внутреннего роста.
24. ЗАКОН ДОПОЛНЕНИЯ. Нам нужны люди, события, источники знаний, способные нам дать то, что мы хотим иметь, но имеем лишь в небольшом количестве. Мы стараемся стать сопричастными потенциалу других людей. Мы достраиваем себя вовне. Наше желание обладать кем-либо или чем-либо – это непризнание, отрицание собственных достоинств, неверие в то, что они у нас есть.
25. ЗАКОН ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ. Если вы позволите разыграться своим негативным чувствам, то одно неприятное переживание потянется за другим. Если жить, предаваясь мечтам и грезам, то реальность вытиснится иллюзорным миром фантазий. Человеку бывает сложно остановить поток своих негативных и непродуктивных мыслей, т.к. у него вырабатывается привычка переживать, волноваться, страдать, мечтать, т.е. уходить от действительности, от активного решения проблем. Чему отдаете больше энергии, того и будет больше. Мысль, которой вы дарите свое время, действует как магнит, притягивая себе подобные. С одной беспокоящей мыслью справиться легче, чем с роем навязчивых мыслей. В процессе нашего общения с другими людьми мы склонны перенимать их настроение посредством эмоционального заражения.
26. ЗАКОН ПОДАВЛЕНИЯ. То, что человек подавляет в своих мыслях или действиях, то, что он отрицает в себе, в самый неподходящий момент способно извергнуться наружу. Нужно принять свои мысли и чувства, а не подавлять и не накапливать их в себе. Примите себя, примите то, что вам не нравится в себе, не критикуйте себя. Принятие, признание отвергаемого и отрицаемого в себе способствует внутреннему росту человека. Это позволяет жить ему полной жизнью. Мы стремимся обрести утраченное единство.
27. ЗАКОН ПРИНЯТИЯ ИЛИ СПОКОЙСТВИЯ. Сама по себе жизнь ни плоха, ни хороша. Хорошей или плохой ее делает наше восприятие. Жизнь такова, какова она есть. Нужно принимать жизнь, радоваться жизни, ценить жизнь. Доверьтесь жизни, доверьтесь силе вашего разума и велению сердца. «Все будет так, как надо, даже если по-другому».
28. ЗАКОН ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ. Окружающие практически всегда оценивают человека так, как оценивает он себя сам. Нужно принимать и ценить себя. Не создавать себе кумиров, либо недостижимого, идеального образа себя. Не принимать мнение окружающих о вас за истину, не подвергая его критике. Стараясь заслужить любовь всех людей (что невозможно), вы пренебрегаете собственными потребностями, вы можете потерять себя, потерять уважение к себе. Невозможно быть во всем совершенным человеком. Вы стоите ровно столько, во сколько сами себя оцениваете, какова ваша самоценность. Однако доля реалистичности никогда не повредит.
29. ЗАКОН ЭНЕРГООБМЕНА. Чем больше продвинулся человек в познании себя и мира, тем больше он может взять от мира и дать ему. Нужно суметь установить адекватный, справедливый обмен с судьбой. Если вы будете больше отдавать, чем брать, то это приведет к вашему энергетическому истощению. Если вы даете кому-то больше, чем получаете от него, у вас может возникнуть обида на человека. Мир существует для того, чтобы им можно было делиться друг с другом.
30. ЗАКОН СМЫСЛА ЖИЗНИ. Мы приходим из пустоты, пытаясь обрести

Если вы гуляете по пляжу, за вами тянется след на песке. Но дайте ветру и волнам несколько минут, и эти следы смоет прибоем. Точно также, как растительность покрывает поле, расписание дня расширяется новыми задачами.

Природа поглощает пустоту. И так как наследственная природа вселенной блага, пустота всегда наполнена благом. Так что один из самых быстрых путей - созидание пустоты;

Однажды вечером, после занятия по процветанию, одна студентка подошла ко мне смущенная. Она хотела узнать, как вся эта «ерунда с процветанием» могла работать, ведь в ее жизни произошел ряд трагических обстоятельств: ее выгнали с работы, а ее парень ушел от нее.

Интересная вещь состояла в том, что она жаловалась на свою работу месяцами. Ее зарплата была минимальной, и она даже не могла позволить себе снять комнату. И несколько раз мы обсуждали ее молодого человека, который обходился с ней не лучшим образом.

Однако я сказал ей, что, похоже, она на верном пути к процветанию. Это соответствовало действительности.

Так как ее , ее работа больше не удовлетворяла ее, и ее парень теперь казался слишком грубым и примитивным. Теперь она нашла более приличную работу и парня, который обращается с ней должным образом.

Если вы держитесь за что-то негативное, в вашей жизни нет пространства для позитивного. Поэтому, когда ко мне приходят люди за советом, и они не испытывают процветания во многих сферах своей жизни, первый вопрос, который я им задаю:

За что вы держитесь до сих пор - и что вам нужно отпустить?

Эффект пустоты работает во всех сферах нашей жизни.

Когда я подавлен и рассержен своей работой, один вид моего рабочего стола и моего офиса раздражает меня. Беспорядок вокруг. Все летит вверх тормашками, и я чувствую себя дезорганизованным, слабым.

И я бросаю свои занятия, начинаю анализировать сложившуюся ситуацию. Я складываю разбросанные в беспорядке вещи в соответствии с моим планом. План складывается из череды разнообразных проектов. Затем я кладу каждый проект в соответствующую папку. Потом составляю список важных вещей, которые нужно выполнить в первую очередь. Затем я вкладываю папки в одну «активную» на мой рабочий стол.

Если даже в моем списке 40 вещей, я немедленно расслабляюсь и подхожу к выполнению заданий сконцентрированным и спокойным. Я «побеждаю» список и получаю огромное удовольствие от каждого выполненного проекта. Я создаю позитивную энергию вокруг всего, что я делаю, и перед тем как я знакомлюсь с заданием, у меня уже есть ресурсы для его выполнения.

Я работаю лучше, если я полностью сосредоточен.

Я должен , чтобы создать спокойствие в пустоте моего внутреннего пространства. Если я чувствую, что слишком много всего происходит в моей жизни, я просто выбрасываю лишние вещи из моего шкафа или портфеля.

Когда вы существуете в открытом, организованное пространстве, вы чувствуете себя более органичным и творческим. По этому же принципу процветание проникает во все области вашей жизни. Если вам нужны новые ботинки - избавьтесь от старых. Если вам нужна новая одежда, почистите ваш шкаф и отдайте старье в приют для бездомных.

Хотите больше эмоциональной теплоты? Больше любви? Стряхните с себя груз прошлых ошибок и заблуждений! Обретите новую любовь!

То же . У меня было много проблем со здоровьем в первые 30 лет моей жизни. Точно также у меня было много финансовых и личных затруднений. Я был больным, обанкротившимся и глупым.

Тогда я не мог понять почему. Я пришел к пониманию причины всех затруднений в моей жизни: у меня было сознание жертвы. Я держался за недостатки, потому что они позволяли мне продолжать делать плохие вещи… я попросту реализовывал свой жизненный сценарий жертвы.

Я мог целый день общаться со своими друзьями-неудачниками и обсуждать то, как трудно сводить концы с концами, что для богатых все пути открыты, как несправедлива жизнь и прочий бред.

Я держался за образ жертвы… так что в моем сознании не было места для образа победителя

Когда я расстался с этой своей жертвенностью, целый мир, полный возможностей, открылся мне. Проблемы со здоровьем, которые у меня были всю жизнь, испарились по мановению ока.

Но поймите меня правильно.

Проблемы со здоровьем были вполне реальны, и у меня существуют все медицинские подтверждения этого. Но они были реальными, потому, что я думал, что они реальны, и я нуждался в них, чтобы доказать себе, что я являюсь жертвой. Как только я перестал быть жертвой, мои болезни чудесным образом исчезли сами собой.

Я не стал нуждаться в них для подтверждения образа жертвы, и мое тело просто отпустило их. Мое здоровье стало отменным.

Это требует определенных усилий - практиковать такой закон. Вы должны будете по доброй воле расстаться с вашими стереотипами. Если вы осознаете, что вселенная - просто скопление благ, сделать это будет гораздо проще.

Впустите благо в свое сознание. Откройте ваш разум для процветания, создайте пустоту для него, и вы обретете желаемое.

Утверждения для создания пустоты:

Я отпускаю то, что уже не может служить мне, и я открыт для принятия блага, которое приходит ко мне.

Я начинаю, и Бог начинает. Я знаю, что высшее благо приходит в мою жизнь.

То, что уже не служит мне, то я отпускаю.

Я открыт богатому, щедрому благу, которое приходит в мою жизнь.

Я отпускаю то, что не является высшим благом для меня, и я открыт для Божественного порядка.

по материалам из книги Рэнди Гейдж — «7 духовных законов вашего процветания».

Закон Пустоты

Если вы умеете организовать пустоту, она либо сотворит нужный вам образ, либо притянет эту вещь к вам, что одно и то же.

Если вы умеете организовать пустоту, находящаяся рядом полнота втянется в неё. Например, женщина – пустота – легко втягивает в себя мужскую полноту.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Зависть – ощущение пустоты в сознании человека Когда мы терзаем себя сравнениями с тем, что есть у других, мы даром тратим силы и время, которые следовало бы направить на мобилизацию наших возможностей. Пусть появляющееся в вас чувство зависти служит сигналом того, что

автора Уингет Ларри

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ Только когда вы отдаете что-то, вы освобождаете пространство для чего-то большего. Обычно вы получаете нечто даже лучшее, чем то, что вы отдали.Попробуйте это: загляните в свой гардероб. Там вы несомненно обнаружите вещи, которые уже давно вышли из

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Новое рождается из пустоты Что-либо новое может появиться только из пустоты, возникающей при завершении и умирании старого. Мудрый руководитель, понимая это, не избегает состояния пустоты. Он также помогает понять членам группы неизбежность такого состояния при

Из книги 33 стратегии войны автора Грин Роберт

Притягательность пустоты В 1807 году Наполеон Бонапарт и император России Александр I подписали Тильзитский мир. Теперь две великие военные державы были связаны взаимными обязательствами. Однако при русском дворе к договору отнеслись с неодобрением – помимо прочего он

автора

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Закон Пустоты Если вы умеете организовать пустоту, она либо сотворит нужный вам образ, либо притянет эту вещь к вам, что одно и то же.Если вы умеете организовать пустоту, находящаяся рядом полнота втянется в неё. Например, женщина – пустота – легко втягивает в себя мужскую

Из книги Формирование будущих событий. Практическое пособие по преодолению неизвестности автора Штеренберг Ирина Ирековна

Медитация на исследование пустоты ума Поставьте перед собой какую-нибудь статуэтку или какой-нибудь предмет.1. Посмотрите на неё. Просто усядьтесь поудобнее и смотрите на неё. Не делайте больше ничего, не задавайтесь вопросом: «А что будет дальше?» Просто СМОТРИТЕ.2. А

Из книги Школа сновидений автора Панов Алексей

1. Закон пустоты Все начинается с пустоты.Пустота всегда должна быть

Из книги Кот, который знает всё… О чуде исцеления души и тела, доступном каждому автора Ревнов Валентин

Последний жизненный закон Закон о смысле жизни Мы пришли от первого закона – Закона пустоты – к Закону о смысле жизни.Мы идем от одиночества к воссоединению с другими и снова к одиночеству.Мы приходим из пустоты, пытаясь обрести смысл жизни, и вновь уходим в

Из книги Тебя нет. За пределами трех покровов сознания автора Волински Стефен

Часть II. ЛИНИИ ПУСТОТЫ Если по пробуждении вы не помните, что вам снилось - значит вы проснулись только наполовину.Если, просыпаясь, вы вспоминаете, что вам снилось - это значит, что вы видите сны.Если проснувшись, вы не помните, что вам снилось - это неважно. Ибо, что бы вам

Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Из книги автора

ГЛАВА 11. За пределами пустоты Часто люди забывают о своих мыслях, воспоминаниях, эмоциях, ассоциациях, восприятии, внимании или намерениях в пустом состоянии без состояния безмолвного Я ЕСТЬ. Однако, за ее пределами существует сознание.ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ КОНЦЕПЦИИ

Из книги автора

Эдип, стыд и чувство пустоты, связанное с избеганием До тех пор, пока Эдип мог избегать своей судьбы, видя себя в глазах восхищенного народа Фив, до тех пор, пока он мог надеяться, что другие не видят того, что он сам не может принять, он мог продолжать функционировать.

Из книги автора

Откуда берется ощущение пустоты? Пустота начинает расти тогда, когда нет в душе тепла и эмоциональных связей с близкими людьми.Когда ребенок долгое время остается один и не чувствует душевного контакта с матерью, он переживает чувство одиночество, покинутости. Эти

Неразличимые в толпе. Немногословные. Невозмутимые перед опасностью. Непредсказуемые в своей молниеносной реакции. Непостижимые… Один из них сидел передо мной, с вежливо застывшей улыбкой. Острый взгляд светлых, в синеву, глаз. Почти зримое ощущение покоя сжатой пружины…

Ши Синьин. Странствующий орёл. Так зовут в Шаолинском монастыре 42-летнего академика РАЕН, востоковеда Алексея Маслова – обладателя высшей среди шаолинских мастеров награды – Золотого Дракона. Он – единственный европеец, в честь которого в Шаолинском монастыре установлена стела из чёрного мрамора. После недавнего «ухода в нирвану», знаменитого в мире ушу Дэцяна, он, как преемник учителя, стал одним из главных наставников в Шаолине…

Мы сидим в старой арбатской квартире, где такая осязаемая бархатная тишина, что невольно начинаешь говорить вполголоса. Где старинные китайские мечи на стенах соседствуют с русскими пейзажами и полотнами маринистов. Где невесомая фарфоровая ваза, словно пришедшая из эпохи Конфуция, долго и болезненно вздрагивает от негромкой трели мобильника. Море книг по медицине, истории, философии и множеству других наук на русском, китайском, английском, немецком, японском…

Синьин и Маслов – один и тот же человек?

Тень улыбки мелькнула и исчезла. Словно приоткрылась на миг и сомкнулась бездна.

Нет. Два разных. Один живёт реалиями сегодняшнего дня. Другой стремится следовать древним заветам Шаолиня. Но в своей основе они смыкаются.

Нет такого, что не приемлемо для Синьина, но чего захотел бы Маслов?

Он просто этого не захочет. Вас смущает, что на мне европейский костюм, а не ряса… Синьин не может жить и действовать в Европе так, как он должен действовать, ибо в традиции есть очень жесткие требования, например, к борьбе со злом, которые просто невозможно осуществлять, живя в цивилизованном мире. И он становится Масловым.

Удобно… А как Маслов стал Синьинем?

Долгий путь.

Вежливо и лаконично. Ответ типа «Вы видели, как течёт река?»

Кое-что он потом всё-таки рассказал…

Мудрость жестока

Началось всё в Монголии, где в конце семидесятых работали его родители-врачи. Случайно узнал о китайце – мастере ушу. Уговорил взять в обучение. Среди шести его учеников Алексей был единственным русским. Занятия проходили на жутко продуваемом чердаке какого–то дома, где хранилось сено. Когда начались морозы – а они в Монголии доходят до минус 40, – из группы остался лишь он один. Учитель не знал русского, ученик – китайского. Объяснялись жестами. Ли Миньцин сидя у казана с горячими углями, бесстрастно - мудрость жестока – наблюдал, как на ледяном ветру посиневший от холода подросток в тысячный раз повторяет одно и то же показанное ему движение… Вряд ли мог он тогда предположить, что этот упрямый русский станет не просто одним из сильнейших в мире бойцов, но возглавит Международную федерацию шаолинских боевых искусств, станет основателем этой школы в России… Но всё это будет потом. А до этого зерно древнего учения, заложенное Ли Миньцином, прорастёт в душе Алексея осознанием своего призвания, выбором пути. Своего пути дао. Вернувшись в Москву, он продолжит свои занятия боевыми искусствами, шлифуя их в карате (мастеров ушу у нас тогда не было) у знаменитого японского мастера Сато.. Окончит историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки МГУ и станет специалистом по истории Китая. Напишет и опубликует тысячестраничный труд «Небесный путь боевых искусств» и на скудный гонорар от этой первой книги отправится наконец в Китай….

- …Денег хватило только на дорогу. Я приехал в Китай с 17 долларами в кармане и адресом какой–то школы ушу. Мастер в той школе знал Ли Миньцина и тогда я впервые понял, что такое в ушу Учитель. Имени Ли Миньцина оказалось достаточно, чтобы меня впустили в очень закрытый мир. В мир настоящего ушу, которое не имеет ничего общего с тем, что вы видите в кино или в телебоевиках…

А разве мы видим там другое ушу?

Да. Выхолощенное. Как скорлупа без ядра…

В американских фильмах о боевых искусствах давно появился стандартный образ Мастера. Каковы эти люди на самом деле?

Встретишь - никогда не скажешь, что это Мастер. Обычный пожилой человек, всегда как бы немного смущённый. Не любит говорить об ушу. У него масса кубков, призовых мечей, но он их никогда не покажет. Очень осторожен, согласно китайской предупредительной формуле – «Путник, переходящий реку зимой». Это гуманная осторожность: как бы чего не сломать, тебя не сломать - вот его стилистика жизни… Сложно с ним и говорить. Многие наши вопросы ему просто смешны. Например: какой стиль лучше? Усмехнётся: «Выбери себе Учителя, потом сам поймёшь, какой стиль лучше». Или: сколько раз в день надо тренироваться? Отвечает: «Спроси у буддийского монаха, сколько часов надо медитировать»…

А как вы оказались в монастыре, ведь главное началось там?

Впервые я познакомился с шаолинскими монахами в 1990–м. Специально для китайцев, живущих в разных странах мира, проводилась международная конференция по шаолинской традиции. К тому времени мне удалось исследовать несколько древнекитайских рукописей, и когда я – единственный европеец – выступил с этим докладом на китайском, это был своего рода шок. Мы подружились с монахами… Нет, конечно же, нет! Европейцу невозможно подружиться с китайцем – слишком разное мироощущение. Но у людей, объединённых традицией, есть понятие единства судьбы. И мы стали тесно общаться. Тогда я и познакомился со своим будущим учителем Дэцянем – самым знаменитым монахом Шаолинского монастыря… Он возглавил Академию ушу при монастыре.

Мне довелось прожить несколько лет в его доме. Кроме всего, Дэцянь – один из самых известных каллиграфов Китая – записал от руки около двухсот книг и трактатов. Для этого надо быть учёным, художником и мастером ушу. Ушу даёт чистое сознание: чем чище и свободнее сознание, тем красивее иероглифы.

Вы занимались каллиграфией?

Конечно. Со мной у Дэцяня жили ещё двое учеников. Один из них, помню, переписывал огромную книгу – по иглоукалыванию, при свечке, хотя в доме есть электричество. Я его спросил: зачем? Мальчик ответил: «Учитель велел. Вот перепишу три раза – начнём заниматься». Всё, что написано о «точках», ученик должен прочитать сам. Мастер об этом не рассказывает. Он вообще ничего не рассказывает. Лишь передаёт тебе ощущение – как почувствовать ту или иную точку. В том же духе и обучение ушу. Тренировки, как таковой, нет. Спрашивать нельзя. Мастер делает движение – повторяешь за ним. Прекращает – и ты останавливаешься. У него, конечно, есть в голове чёткое расписание приёмов, но это скорее расписание жизни, выработанное тысячелетиями. На уровне генотипа.

Не убий

…В 93–м Маслов стал тренироваться в монастыре. Через год ему было разрешено стать послушником.

Условия жизни – более чем спартанские. Монастырь расположен высоко в горах, у одной из пяти священных вершин Суньшаня. Зимой он жестоко страдал от холода: монастырь не отапливался, и жить приходилось при минус 8–10 градусах. На рясу ничего надевать нельзя, только под неё. Постепенно овладел саморегуляцией настолько, что перестал ощущать холод, когда под рясой лишь тонкий свитер.

Жизнь в монастыре подчинена жёсткому распорядку. В 5 утра - подъём. Дыхательные упражнения. Общая молитва. Занятие боевыми искусствами. Обучаются в монастыре все по единой программе, основных дисциплин четыре: буддизм, боевые искусства, традиционная медицина (мы бы назвали её нетрадиционной) и гражданские науки – каллиграфия, стихосложение, история. Каждый волен в чём-то специализироваться. Он выбрал боевые искусства, хотя обучался и всему остальному.

Перед посвящением вам пришлось пройти жёсткие испытания?

Да. И не одно. Прежде всего, необходимо написать трактат. Я выбрал тему «Шаолинский монастырь в эпоху Тан» (классическая эпоха, V-VII вв.).
Как это происходит? Рано утром отводят в келью, дают сухую тушь, воду, кисть, рисовую бумагу. К заходу солнца ты должен написать не менее 12 страниц с цитатами из древних классических текстов, полагаясь только на собственную память (хотя, как и многое другое, первые шпаргалки изобрели именно китайцы).

Следующий этап – устные беседы. Монахи задают тебе вопросы. Один неверный ответ - и ты провалился.

На третий день – испытание в боевых искусствах. Так называемый «коридор смерти». Когда-то это действительно был сужающийся к концу коридор. Теперь все происходит во дворе, и коридор образуют стоящие в две шеренги монахи–бойцы. Едва ты вступаешь в него, как тебя атакуют слева и справа. Сначала безоружные, затем с дубинками и, наконец, с копьями и мечами. Если хоть один мастер завершит на тебе свою атаку, ушу для тебя закончилось…

Расположенный в провинции Хуэнань, между реками Хуанхэ и Янцзы, Шаолинь (в переводе – «Молодой лес»), - явление сегодня не одномерное. Вобравший в себя древнейшие традиции даосских магов, он стал привилегированным монастырём Поднебесной ещё в 495 году по воле императора Тай – цзуна. В благодарность за то, что 13 монахов, вооружённых только палками, разгромили отряд мятежников. В ХХ веке монастырь был сожжён и восстановлен лишь в конце 1980–х, но традиции чань–буддизма (или – дзен) тщательно оберегались монахами, как и само ушу.

Сегодня Шаолинь – чисто по-китайски – коробочка в коробочке. Есть внешний Шаолинь, тот, который хорошо известен миру по множеству боевиков с Брюсом Ли, или Джеки Чаном. Власти способствуют превращению его в туристический центр, пытаясь нейтрализовать его влияние как духовного центра. Каждый может приехать сюда, добравшись раздолбанным автобусом из Чженьчжоу - столицы провинции – и, купив за 8 юаней (1 доллар) входной билет, провести целый день в «Чайна Шаолин Темпл интернэшнл ушу инститьют». За 250–300 долларов вам позволят остаться здесь на неделю и научат примитивным комплексам ушу. За дополнительную плату вам даже вручат диплом, и вы сможете поражать воображение знакомых тем, что прошли обучение в самом Шаолинском монастыре. Но все это – не более чем рыночный балаган, яркое шоу: туризм и многочисленные «школы ушу» – источник дохода, львиную долю которого забирает государство. Лишь малая толика этих средств идет на существование монахов и на реконструкцию самого монастыря. Настоящий же Шаолинь непроницаем для посторонних.

– Я стал бойцом… Монахи–бойцы - особая категория, владеющая всем комплексом шаолинских боевых искусств. Среди восточных единоборств он самый богатый по технике. Очень много приёмов и 20 видов оружия - от классических – мечей, копий, топоров и т.д. до таких экзотических, как серпы, крюки, или палочки для еды. Обязательно владение кулачным боем, хотя в ушу удары наносятся, главным образом, ладонью. При этом идет мощный выброс энергии вовнутрь на один цунь (2,5 см). Такой удар не оставляет внешних следов или повреждений, но травмирует внутренние органы.

Считается, что уже на уровне пятого дана человек достигает в ушу полного технического совершенства…

Да, это так. Бойцов пятого дана в мире ушу знают все. Они владеют всеми двадцатью комплексами боя, многие из которых очень сложны. Такой боец способен защититься от меча обычной мухобойкой. В его руках это смертельное оружие.

В ушу есть много способов воздействия на противника, как физических, так и психологических. Человека вообще легко убить. Скажем, уловив ритм сердца, можно легким толчком в грудь вызвать его разрыв. Но шаолинский монах не имеет права убивать. Поэтому, следуя «удэ» - морали боевых искусств, он старается избегать варианта «жёсткий цигун», при котором можно убить или покалечить. Есть приемы, которые вызывают лишь кратковременную потерю сознания или обездвижение. Но даже восьмой дан не раскрывает всех секретов.

Кто же владеет всеми тайнами?

Обладатели высшего, десятого дана. Их во всём мире не больше десятка.

– А какой дан у вас?

– Девятый.…Его узкая кисть с длинными изящными пальцами музыканта и ухоженными ногтями постоянно притягивала мой взгляд. Он заметил это.

Ваша рука… Не представляю, как ею можно ударить. Вам приходилось драться на улице?

Никогда.

Вы что же, никогда не сталкивались с агрессией, с необходимостью защитить себя, или кого-то ещё?

Приходилось. Но драться необязательно. Есть иные способы.

Один из них.

Ему явно не хотелось развивать эту тему. И это понятно. Ицюань, или «кулак воли» относится именно к тому кругу тайных знаний, который даётся монахам шаолинского монастыря. «Технология» его тренировок – строжайшая тайна. В ицюань нет приёмов, нет как таковых ударов рукой или ногой. Есть две ключевые вещи: первое и главное, как и в любом боевом искусстве, – подготовка сознания. Человека, достигшего необходимого уровня, невозможно застать врасплох. Состояние его сознания таково, что в каждый момент времени он готов к любым экстремальным ситуациям и неожиданностям. Второе – способность мгновенного выброса внутренней энергии практически из любой точки тела, причём именно туда, куда направлен волевой посыл. Такое умение обезвредить противника, даже не пошевелив рукой, – высочайшее искусство, требующее нескольких лет особой подготовки.

«Истинный удар исходит из пустоты» - так говорят в Шаолине о стиле ицюань. Такой удар обладает высшей поражающей силой, хотя он может отсутствовать как зримое физическое действие.

Речь идёт об особом действии Дао (Великой Пустоты – В.К.), «которое ничего не делает, но нет того, что оставалось бы не сделанным». Здесь и кроется тайна парадоксального утверждения, рождённого в мире китайского ушу: «Боевое искусство создано для того, чтобы им никогда не пользоваться».

Страх – это магнит

Вы учите избегать жёсткого контактного боя, чтобы не искалечить противника. А как быть с агрессивным, озлобленным человеком, который вдруг набрасывается на вас?

Ничто не случается просто так. Если на вас напали, значит, вы чем-то это притянули к себе. Чаще всего нападающего притягивает ваш страх, или ваша собственная внутренняя агрессивность. Обычно человек, всю жизнь испытывающий комплекс неполноценности, всегда скрыто агрессивен. И страх и агрессия транслируются вовне в виде определённых волн, эманаций, которые улавливаются и, как радар, нацеливают на вас. Если в вас нет ни страха, ни агрессии, вы не притягиваете к себе, на вас не нападут.
Поэтому настоящий мастер ушу всегда незаметен.

Помню, в первый же год моего пребывания в монастыре я как–то утром разминался на воздухе. Очень старенький, тщедушный монах в фартуке подметал двор. Он спросил меня, чем я занимаюсь. Я сказал, что осваиваю искусство кунфу. Он внимательно посмотрел на меня, скинул одежду и, прижавшись голой спиной к стене, стал, как гусеница, подниматься по ней. Поднявшись метра на полтора от земли, он завис, а затем так же медленно спустился. «Вот кунфу», сказал он, оделся и продолжил мести двор. Этот старичок, - как оказалось, монах высшего посвящения, - был настолько незаметен, что я принял его за обычного дворника.

И ещё пример… Однажды мы шли с Учителем по дороге из монастыря в горы и рассуждали обо всех этих показательных выступлениях, когда мастера ложатся на лезвия мечей, лижут раскалённый добела металл, пьют расплавленный свинец или тащат за собой 250–килограммовый жернов, привязанный к гениталиям. И всё для того, чтобы показать, чего можно достичь благодаря ушу. Я сам, наблюдая за монахами, которые били себя по горлу острейшим мечом, долго не решался повторить это. Когда решился и вошёл в нужное состояние, ощущение было такое, будто этот меч - деревянный… Дэцян соглашался, что всё это требует определённого мастерства и большой предварительной подготовки дыхания, но считал это «шоу» и побочным эффектом. Сказано же в «Дао дэ цзин»: демонстрирующий себя – не просветлён. К тому же у тебя должно быть внутри ещё что–то, а если его нет, то сколько ни дыши – ничего не получится. Вот такого, например… Маленький, сухонький, говоря мне всё это, он поднял с земли какой-то камень и просто проткнул его средним пальцем. Пальцем, понимаете?! Для этого надо действительно обладать чем–то, что трудно определить словами…

Не прикасайтесь к непостижимому

…Слушая Маслова, я подумал: наверное, и поражает нас в этих людях то, что они овладели каким–то иным, отличным от нашего, знанием. О природе вещей, о человеке. Их иное сознание позволило им пробиться сквозь сковывающий нас панцирь эгоизма и рациональности к чему–то гораздо большему. Возможно - к самим себе. Постигший это становится по–настоящему свободным.

Невольно вспомнились мне слова философа Мераба Мамардашвили: «Среди нас много неродившихся. Свободными не рождаются. Это тяжёлая работа. Это открытое состояние души, которая живёт в пространстве, где есть выбор – решений, страданий, удовольствий. Но это самая одинокая работа на свете».
…Они проделали её… Неразличимые в толпе. Немногословные. Невозмутимые перед опасностью. Непредсказуемые в своей молниеносной реакции. Непостижимые… Один из них сидел передо мной, вежливо улыбаясь. Сейчас это был не Маслов. Синьин.

Верно ли, что многие буддийские монахи обладают способностью к левитации?

В традиции известно искусство «отталкивания от земли», или «облегчения тела». Например, один из патриархов – Ян Баньхоу отличался тем, что даже в самый дождливый день, когда дороги превращались в глиняное месиво, приходил в гости без малейших следов грязи на подошвах. Как объяснял сам Ян Баньхоу, он просто «передвигается на несколько цуней над землёй, так как очень не любит грязь».

А вам доводилось такое видеть?

Только в Тибете… Однажды, я приехал в один из высокогорных дацанов со съёмочной группой CNN. Про монахов этого монастыря – а их там всего 7–8 человек – было известно, что они «умеют летать». Обычно они не показывают этого, но мне удалось убедить их. Мы шли и беседовали с настоятелем. Смысл сказанного им сводился к тому, что надо больше молиться и духовно совершенствоваться и тогда сможешь передвигаться по воздуху… И тут я вижу, что он идёт, перебирая ногами сантиметрах в десяти над землей. Я присел, чтобы убедиться, что глаза меня не обманывают, затем попросил его опуститься и снова подняться. Включилась камера, и я даже провел рукой под его ногами, которые не касались травы. После всех лет, проведённых в монастыре, меня трудно чем–то удивить, но тут я был поражён…

Наука всему этому не даёт сегодня никаких объяснений. Ни левитации, ни удивительным психоэнергетическим возможностям монахов. А раз так, то оставим всё это посвящённым!

Два в одном.

После долгих бесед с Масловы я наконец понял, что отличает его чань (дзен) от традиционного буддизма. Как и в других мистических учениях Востока и Запада, конечная цель практики чань - постижение самого себя и слияние с Абсолютом. Но если в ортодоксальном буддизме постигший высшую истину разрывает цепь земных перерождений и входит в нирвану – обитель невыразимого блаженства, то чань призывает совсем к другому. Достигнув внезапного интуитивного прозрения, человек не выпадает из реальной жизни, но лишь приобретает иное видение реальности, на высшем уровне. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обретает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури и грозы…

Двойственность вашей жизни очевидна и достаточно странна. Дзэн, который вы исповедуете, предполагает созерцательность, невмешательство, позицию типа «все будет, как должно быть, даже если будет по-другому». И в то же время – ваша гиперактивность, всё расписано по минутам. Занятия наукой, ушу, книги, которые вы пишете, лекции в российских, американских, европейских и китайских университетах, а теперь вот возглавляемый вами Центр стратегических исследований Китая. Сегодня вы в Лондоне, завтра в Париже, Барселоне или Сеуле. Бываете в престижных местах, элитарных клубах, знакомы с политиками, дипломатами, артистами… Как шаолинские заповеди соотносятся с вашим несомненным жизнелюбием и жизненной активностью?

– Здесь нет противоречия. Для любого шаолинского монаха это достаточно простой вопрос. Жизнь – это то пространство, в котором он выполняет свою миссию добрых дел. Его сердце и сознание должны реагировать на мир, оставаясь незамутнёнными, как зеркало. Чем шире диапазон интересов, контактов, тем адекватней реакция, тем больше ты сможешь помочь людям. Вся наша жизнь – это постижение кунфу, то есть «высшего мастерства». Неважно, в чём оно реализуется, – в писательстве, врачевании, боевых искусствах… Это – твоя духовная экзистенция, предназначение…

(Позже он разъяснит мне это чуть подробнее: Судьба, или предначертание (мин), – единственно возможный путь в этом мире, который предопределен дао. Но здесь проявляется гибкий характер воздействия дао: оно не только рисует судьбу каждой сущности, но и дает ей развиваться самой по себе. Тем самым в мире сочетается необходимость и случайность, предначертание и свобода выбора. Дао все порождает, а дэ – благость, чувство просветления, наполняет жизненной силой. Дао порождает, но не властвует. Это и есть абсолютная свобода воли. Твоей воли).

…Своё предназначение я уже знаю. Моя миссия – знакомить европейцев с совершенно другой культурой. Я делаю это в своих книгах, лекциях в университетах и через основанную мной в России школу ушу. Всё это позволяет считать, что я в какой-то мере реализую своё предназначение. Но, знаете, здесь главное – не самообольщаться. Есть старый даосский принцип – добившись успеха, не пользуйтесь им …

… Да, уж это точно для нас! Как и рецепт пробуждения сердца и зеркальной чистоты сознания. Может, он и хорош для неспешных бесед в аскетичном Шаолине, или, наоборот, – под сенью вязов где–нибудь в благополучно–изысканном Риджентс–парке… Но в нашем скомканном, угрюмо-неуютном, жёстком, как наждак, мире, пожалуй, гораздо понятней и актуальней боевое искусство ушу. Неужели он этого не понимает? Или лукавит?

– Как вы относитесь к тому, что происходит с Россией?

– Как этнолог. Есть неизбежные исторические процессы. В них исчезают государства. На их месте возникают новые. Вспомните Древнюю Грецию, Рим, Византию, Австро-Венгерскую империю… Пришёл черёд и России – теперь она живёт на обломках империи. Участие в таком процессе всегда болезненно. Но это был наш выбор пути.

Или навязанный нам?

Да, во многом это стимулировалось извне. Но если у народа не выработалось самостоятельного мышления… Попробуйте-ка навязать что-то англичанам, французам, американцам, или тем же китайцам! Российское мышление – какое-то особое, совершенно отличное от других. Какая-то иная психорегуляция, непонятная покорность судьбе…
– К чему, на ваш взгляд, мы придём в конечном счете?

– К этатированному государству. То есть к жёсткому администрированию. Как, например, в Англии, где государственный механизм работает, как часы: жёстко и чётко. Сильный и преданный государству управленческий аппарат - первое, к чему должна прийти Россия, чтобы вырваться из круга беды. Духовная интервенция Запада – факт уже свершившийся.

Ползучая же демографическая интервенция с Востока вершится на глазах. Ситуация - между Сциллой и Харибдой… Нельзя забывать, что идёт непрерывный процесс ассимиляции. От смешанных браков так же невозможно отгородиться, как и от взаимопроницаемости культур. Говорить сегодня о чистоте крови и об этнической принадлежности – несерьёзно. Очень скоро на территории России будут жить люди, говорящие на том же русском языке, но уже нельзя будет говорить о единстве нации, о её характерных чертах.

Жаль…А вам?

Ваш вопрос – из сферы эмоций. А мы говорим об объективном историческом процессе… Да, я здесь родился и вырос. Мне легче читать и думать по-русски, но я могу это делать по-английски, по-китайски, и на других языках.… Как и многим россиянам, мне приходится подолгу жить в других странах. Комфортнее всего чувствую себя в Англии. Там чётко выстроена жизнь и идеальные условия для научной работы.….

А как же Шаолинь?

Вы ведь задали вопрос Маслову.

Метаморфоза была мгновенной. Время свернулось, как пергаментный свиток. Передо мной снова сидел монах с застывшей тысячелетней улыбкой.

Сегодня, в этот весенний день такого робкого и неуверенного месяца марта хочу поговорить с вами о пустоте.

Нередко вместе с приходом весны в душе поселяется какая-то усталость, опустошенность что ли... Что это? Весенняя депрессия? Хроническое невезение? Порой кажется, что все валится из рук. Что делать? Лежать, изучать потолок, предаваясь своим нерадостным мыслям, или же попробовать разобраться, для чего мне это? Что я должен вынести из этой наступившей паузы, из этой пустоты?

Закон пустоты гласит: "Все начинается с пустоты. Пустота всегда должна быть заполнена".

Еще Аристотель более 2000 лет назад писал: "Природа не терпит пустоты" , мы можем сказать о том, что Жизнь не терпит пустоты. Ничто не возникает из ничего и не уходит в никуда. Постоянный процесс перерождения из одного в другое присутствует в каждом мгновении жизни. Процесс перерождения, некий процесс переработки - маленького в большое, светлого в темное, радости в печаль и наоборот, и в т.ч. проблемы в решение. А если и здесь - наоборот? Может быть и так. Тем не менее. Все находится в одном пространстве, пространстве человеческого сознания. Процесс перерождения из одного в другое проходит стадию пустоты. Пустота - это не ничто. Это некое пространство, которое тут же начинает заполняться тем, чем оно должно быть заполнено, чем вы хотите его заполнить.

Если в душе печаль, сомнение, обида - в душе нет пустоты. Все заполнено этими не совсем позитивными чувствами. В наших силах изменить их, пустить в переработку, в великий процесс преображения из одного в другое. Освобождаясь от этого, мы создаем пустоту, как пространство, которое наполняем другим содержанием. Где же взять это содержание, если в своей собственной голове только негатив?


Если так, значит не произошла переработка, преображение, переосмысление. Если все же суметь и проделать такую работу, решение обязательно придет. Даже не имея его у себя внутри, можно взять его из вне и заполнить эту внутреннюю пустоту или пространство.


Заполняйте пустоту радостью жизни, цветами и красками, музыкой, запахами, вкусами, чувствами, ощущениями! Этого так много в нашей жизни, стоит только по-внимательнее посмотреть...


А кто-то может спросить, как же так бывает, что когда говорят - "на душе пусто", после тяжелой утраты, травмы, сильного переживания, нет ничего хуже этого состояния - пустоты. Находясь в этом состоянии, человек пока не осознает, что какое-то очень острое чувство (горечи, боли, разочарования, мести, не важно какое), которое так беспокоило и болело, ушло. Уже ушло. А нового пока нет. Нет заполненности. Возможно ли заполнить это самому?

Будучи во власти негативных переживаний, человек, так же не осознавая этого, начинает заполнять эту созидающую на самом деле пустоту своими негативными же мыслями - ожиданиями. Не всегда самому просто пройти этот путь: состояние - пустота, как пространство переработки - другое состояние. Наверное поэтому есть люди, помогающие преодолеть этот не простой жизненный этап. Тем не менее, все начинается с пустоты, хоть природа ее и не терпит.

И по этому поводу маленькая притча:

Один монах пришел к учителю, чтобы тот помог ему осознать смысл своего учения. Он долго добирался до места, где живет учитель. И пока он был в пути, у него скопилось масса вопросов и мыслей. Ему не терпелось узнать ответы.
- Расскажи, уважаемый учитель, о сути всего, - попросил он.

Хорошо, - сказал учитель, - но давай сначала попьем чаю. Я вижу, что ты устал с дороги.

Принеся чашки и поставив их, он начал наливать чай гостю. Чашка постепенно наполнялась чаем и, наконец, наполнилась до краев, но учитель продолжал наливать чай. Вот уже чай потек через край...

Стойте! Куда же вы льете? - закричал монах, - Чашка и так полна!

Чашка полна, - подтвердил учитель, - как и ты своими вопросами и мыслями, подобно этому чаю. Как же я могу объяснить тебе суть учения, если в тебе, как и в этой чашке, не осталось места?

Польский писатель и сатирик Станислав Лем как-то сказал: "Нет ничего более богатого по своим возможностям, чем пустота".

Не бойтесь пустоты, заполняйте ее яркими красками, радостью, любовью, возрождением к новой жизни! Так, как это делает месяц март за нашими окнами. Позвольте яркому солнечному лучику коснуться своего сердца, наполнив его этой новой звенящей весной!