Значение креативный человек. Что значит креативный человек? Кто эти люди

Креативное или творческое мышление – это вид мышления, характеризующийся возникновением совершенно новых, уникальных и оригинальных идей. Творческий процесс невозможен без умения творчески мыслить.

Слово «креативность» используется не только для обозначения креативного мышления, но и как характеристика личности творческого человека.

Человек – креативный продюсер, творец своей судьбы. Ни одно живое существо на Земле, кроме человека, не может мысленно представлять образ идеи, воображать, а потом воплощать ее в жизнь.

Дети всегда мыслят креативно, образно, много мечтают, фантазируют и воображают. В процессе воспитания и обучения развивается способность мыслить логически и руководствоваться логикой в поведении, строго в определенных рамках. Творчество часто подавляется и даже запрещается.

Креативное мышление предполагает хорошо развитое восприятие, воображение и память . Эти психические познавательные процессы обуславливают способность мыслить творчески.

Личность, которой от рождения дан талант или незаурядные способности к чему-либо, умеет генерировать большое количество оригинальных идей за достаточно короткий промежуток времени. Но даже если человеку не дана от рождения способность мыслить креативно, этому можно научиться.

За творческое мышление и творческие способности отвечает правое полушарие головного мозга, за логику и анализ – левое. Если у человека доминирующим является правое полушарие, он умеет мыслить образно и генерировать креативные идеи. Если доминирует левое полушарие, творчество, скорее всего, придется развивать для того, чтобы быть более гармоничной личностью.

Упражнения для развития креативности

Каждый человек способен развить креативное мышление. Способность воспринимать жизнь творчески благоприятно сказывается на работоспособности, профессиональной успешности, улучшает личную жизнь, способствует скорому разрешению конфликтов, является залогом личностного роста.

Креативность мышления развивается если:

  • развивать восприятие, внимание, воображение, память;
  • заниматься творчеством;
  • загружать работой правое полушарие головного мозга.

Также существует множество специальных упражнений, развивающих креативность.

Упражнения, развивающие креативность:

  1. Упражнение «5+5». Придумать любое слово (существительное) и написать пять прилагательных, описывающих его. Теперь нужно придумать пять других прилагательных, которые, напротив, никак не должны подходить к выбранному существительному.
  2. Упражнение «Безумный дом». Выбрать десять случайных слов (существительных). Теперь нужно представить себя архитектором, которому заказали создание проекта дома, который бы включал все характеристики десяти предметов (выбирается одна характеристика для каждого предмета). Эти предметы – придуманные в начале упражнения слова. Нарисовать свой шедевр на бумаге.
  3. Упражнение «Клипмейкер». Слушая музыку, песню или просто прислушиваясь к окружающим звукам, представить себя клипмейкером, то есть придумать по ходу звучания композиции клип. Картинки, возникающие в воображении, должны быть не логически спроектированными, а основанными на сиюминутно возникающих ассоциациях и эмоциях.

Чтобы развить способность креативно мыслить, нужно ежедневно учиться видеть новое в привычном старом, быть готовым и открытым к неожиданностям, внимательным и любознательным.

Считаете ли Вы себя креативным человеком?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см. Одаренность общая), который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с т. зр. имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Важным этапом в изучении К. послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление (см. Интеллект). Большинство заданий в тестах на К. ориентировано на выявление дивергентных способностей: они не предполагают определенного числа ответов; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений.

П. Торренс (1974) определил К. как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение К. как процесса позволяет выявить структуру К. (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах К., разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают К. в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

Помимо тестов для определения К., используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты м. б. адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении (см. Гениальность, Талант).

Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями (см. Одаренные дети). Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избежание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами. См. также Психология творчества. (Е. И. Щебланова.)

КРЕАТИВНОСТЬ

Обозначает умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.

Креативность

creativity) В 1949 г. Дж. П. Гилфорд посвятил свое президентское обращение к Американской психол. ассоц. теме К., отметив, что анализ реферативных изданий показывает неутешительную картину: из 121 тыс. резюме статей по психологии только 186 касаются этой темы. С тех пор ситуация коренным образом изменилась; начиная с 1970 г. ежегодно в среднем появляется 250 диссертаций, статей и книг на эту тему. Целый ряд журналов подтверждает законность данной области исслед. (напр. Gifted Child Quarterly; Imagination, Cognition and Personality; Journal of Creative Behavio; Journal of Mental Imagery). Вместе с тем К. до сих пор не имеет сколько-нибудь точного определения в психологии, и потому попытки измерить К. вызвали бурную полемику. Различные об-ва создали совокупность терминов для описания видов деятельности, к-рые имеют сходство с тем, что зап. психол. тесты квалифицируют как проявление К. (или творчества). Первой гексаграммой (или гуа) китайской классической "Книги перемен" ("И-Цзин") яв-ся цянь, или "творческий принцип". Эта гексаграмма выражает креативное действие Источника всего сущего, к-рый заставляет "объекты принимать соотв. форму", и Великого человека, вступающего во взаимодействие с этими формами, когда приходит время. Этот творческий принцип вступает в действие, когда великие люди гармонизируют свой образ жизни с универсальным течением. Конфуций добавляет: "Действительно велика мощь Созидания: все сущее ведет от него свое начало; эта мощь пронизывает всю Вселенную". В большинстве восточных, африканских и традиционных индейских культур люди пользовались творческим воображением для обогащения и улучшения повседневной жизни; новые изобретения обычно считались даром божеств или духов, к-рые использовали людей в качестве каналов связи с обычным миром (эти представления чрезвычайно напоминают идею Скиннера о том, что созидатель ничего не добавляет к своему творению, а выступает лишь в роли локуса, через к-рый действуют средовые факторы). Вместе с тем в нек-рых из этих об-в чел., создавшего нечто необычное (напр., маску), могли обвинить в нарушении традиций. Талантливые ремесленники ценились везде, но истинные новаторы часто подвергались нападкам. В зап. цивилизации не все люди имели равные возможности для творческого самовыражения; в частности, не ценилось и не поощрялось творчество женщин, поэтому им трудно было развивать свои навыки (напр., логического мышления) или вести определенный, в частности уединенный, образ жизни, что часто необходимо для творчества. Слово "К." связано с понятием зарождения, или истока (origin itself) и соответственно с родственным термином "оригинальность" (originality). Одни психологи полагают, что продукты творчества непременно должны иметь некую соц. ценность или получить одобрение др. людей, в то время как другие предпочитают концентрировать внимание на процессе создания таких продуктов. Предпринимаются тж попытки определить К. как уникальное достижение, способность или атрибут человека или нек-рой общности людей. Каждое из этих определений подразумевает существование уровней достижения, полезности или оригинальности, предполагая, что одни люди, группы, процессы или объекты могут быть более творческими, чем др. Т. о., с позиций зап. психологии термин "К." может использоваться для описания процесса создания чего-то нового в результате осознания пробелов в челов. знании, четкого определения этих дефицитов, поиска решений для их восполнения, формулирования гипотетических решений с их последующей проверкой и донесения до людей конечного продукта. Попытки измерить степень К. привели к разработке тестов и оценочных шкал дивергентного мышления, творческого мышления, творческого восприятия и творческой деятельности. Для выявления творческих личностей стали применяться биографические опросники. Любой из этих подходов может быть использован для выявления лиц с высоким творческим потенциалом с целью предложить им специальное обучение. В США действуют специальные программы, причем нек-рые из них в масштабе всей страны. Вместе с тем эти методы оценки К. неоднократно подвергались критике в отношении содержательной и конструктной валидности и надежности соотв. тестов и шкал, ясности их инструкций и их применимости к разным популяциям, полноты оценки, а тж зависимости получаемых рез-тов от ситуационных и контекстуальных факторов. Обнадеживающие рез-ты получены при оценке уровня и/или типа К. при помощи естественных заданий, напр. сочинения стихов или коротких рассказов, сборки мозаики или решения стихийно возникающих задач. Несмотря на все свои недостатки, тесты К. широко используются в исследовательских проектах. Баррон и Херрингтон подсчитали, что в 70 исслед. были выявлены положительные, статистически значимые связи "между показателями дивергентного мышления по различным тестам и приемлемыми нетестовыми проявлениями творческой деятельности". Вместе с тем в нек-рых исслед. тестовые показатели К. не коррелировали значимо с творческим поведением или творческими достижениями, что говорит о важности выявления релевантных творческих способностей в каждой профессиональной области и подборе соотв. тестов для их измерения. В когнитивных исслед. идентифицированы такие качества творческого мышления, как придание значения расширенным рабочим совещаниям, разнообразная "игра" с идеями, использование нестандартных стратегий, анализ парадоксальных элементов проблем, переключение с общего на частное и обратно. Были тж выявлены нек-рые общие личностные характеристики творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам опыта, широта интересов, энергичность, тяготение к сложным задачам, независимость суждений, автономность, интуиция, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные или конфликтующие элементы в Я-концепции, твердое осознание себя как творческой личности. Помимо этого более развитые творческие способности имеют первенцы в семье и дети, рано потерявшие родителей. Эти обстоятельства, по-видимому, приводят к "интенсивно переживаемому детству", часто связываемому с последующими творческими достижениями. Группы творческих людей сильно различаются по ряду др. показателей, в частности, у писателей и их близких родственников чаще обычного встречаются аффективные расстройства, тогда как ученые-исследователи растут "интеллектуальными бунтарями" и склонны разрывать близкие связи с родительской семьей в период отрочества-юности. Программы обучения творчеству исходят из предположения, что творческую деятельность можно существенно усилить. Это допущение не получает всеобщей поддержки у психологов, придающих решающее значение биолог. детерминантам и научению в раннем детстве. Авторы нек-рых подходов к развитию К. признают, что за короткое время нельзя сколько-нибудь существенно повлиять на важные для творчества навыки и умения, т. к. эти составляющие творческой деятельности включают в себя такие элементы, как знание предмета, технические навыки, когнитивный и рабочий стили. В рез-те эти программы придают особое значение мотивации на задачу (посредством моделирования, фантазирования, поощрения самостоятельного выбора, безоценочности и др.), чтобы дать возможность чел. выразить свои способности, не подрывая веру в них. Нек-рые авторы таких программ занимают более оптимистическую позицию в отношении повышения К., делая ставку на когнитивные, а не социально-психологические методы. Напр., программы мозгового штурма делают упор на отсрочку суждения, синектика стимулирует творческую активность путем обучения развивать аналогии, программы решения творческих задач учат людей генерировать нестандартные идеи, используя такие методики, как объединение двух или большего числа несочетаемых понятий. Нек-рые программы для школьников, напр. Purdue creativity training program и Productive training program, оказались эффективными в том, что касается повышения показателей по стандартным тестам К. В дальнейшем предстоит выявить генетические маркеры творческой деятельности, свести воедино данные исслед. личностных и когнитивных особенностей творческих людей, оценить роль измененных состояний сознания в творческом мышлении, определить роль безумия в блокировании или, наоборот, облегчении творческого выражения, идентифицировать семейные и школьные факторы, способствующие воспитанию творческих личностей. В мире существует множество соц., экономических и экологических проблем, требующих творческого подхода, что говорит о значимости этой области психологии и востребованности труда психологов, посвятивших себя изучению творческого принципа "И-Цзин" и его проявлениям в челов. жизни. См. также Абстрактный интеллект, Морфология искусства, Человеческие факторы, "Мягкий" детерминизм, Бессознательные умозаключения С. Криппнер

Креативность

Словообразование. Происходит от лат. creatio - созидание.

Специфика. Характеризует готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Диагностика. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

Формирование. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

КРЕАТИВНОСТЬ

Термин, используемый в специальной литературе практически в том же значении, как и в популярной, а именно для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. См. дивергентное мышление, инсайт (3, 4).

КРЕАТИВНОСТЬ

от лат. creatio - созидание) - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». К. включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание К. характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения К. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, К. рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории К. Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров К.: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого количества проблем; 3) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К.- выявление личностных качеств, с которыми она связана. К. является профессионально важным качеством для операторов-руководителей, операторов-исследователей (см. Типы операторской деятельности). Для диагностики К. могут использоваться батареи тестов Гилфорда (10 тестов на вербальную К. и 4 - на невербальную) и Торранса. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Для оценки уровня К. при использовании данной батареи используются три показателя: 1) легкость - быстрота выполнения задания; 2) гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходеопытов; 3) оригинальность, оцениваемая минимальной частотой данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых.

Для начала постараемся определить, что такое креативность. Если мы решим найти это понятие в словарях, то поймем, что толкований существует великое множество. Абсолютно точно, что данное слово происходит от «create», что в переводе с английского означает "создавать", "порождать". В русском языке синонимом слова «креативность» является «творческость».

Анализируя предлагаемые нам определения, мы сталкивается с тем, что ученые понимают креативность не просто как процесс создания чего-то нового. Это качество полноценной личности. С таким пониманием креативности сложно не согласиться, ведь современное общество диктует необходимость настолько быстро приспосабливаться к изменениям, что обычных форм адаптивной активности просто недостаточно.

Креативный человек - это... Как узнать?

Основная черта творческой личности, вне всякого сомнения, нестандартность мышления, способов решения практических и жизненных задач.

Такие люди всегда предлагают и используют уникальные способы действий, а не идут по проторенной дорожке. Креативность - отличительная черта всех успешных бизнесменов, имена которых публикуют в списках Forbes. Итак, креативный человек - это самодостаточная личность.

Качество жизни таких людей всегда на порядок выше, но дело здесь не только в материальном благополучии, творческие личности всегда интереснее и веселее проводят время, способны радоваться каждому дню, находить смешное и удивительное в простых вещах.

Парадокс креативности

Удивительно, но ни одна творческая идея не придет к нам в голову, если мы страстно этого желаем.

Рассуждая о том, что значит креативный человек, мы обязательно придем к следующей мысли: к таким людям приходит вдохновение и они создают что-то необычное как будто без особых усилий.

Так происходит потому, что в результате долгого, напряженного труда сознание человека неизбежно должно расслабиться, и, если мы не будем мешать этому процессу, в работу включится бессознательное и, как результат, возникнет блестящая идея.

Как стать креативным человеком

В современном обществе многие люди задаются этим вопросом. Психологи отмечают, что творческая личность всегда отличается сложным набором способов поведения, такие индивиды стараются избегать рутины и стереотипности в поведении. Поэтому первое правило - это как можно меньше правил. Чтобы стать креативной личностью, нельзя решать одну задачу раз и навсегда установленным способом, нужно всегда придумывать новый путь.

Самое простое упражнение на развитие творческого мышления - это ежедневно придумывать минимум пять способов выполнения привычных действий по-новому. Например, вы всегда готовите на завтрак овсяную кашу на воде, считаете ее полезной и питательной. Чтобы повысить свою креативность, просто подумайте, как еще можно приготовить это блюдо: можно, например, испечь овсяное печенье или запеканку, либо просто придумать красивую форму подачи традиционного блюда. Если же вы решите воплотить эти способы в реальность, то неизбежно порадуете себя и близких, повысив при этом качество жизни.

Такая нехитрая ежедневная практика поможет вам сделать образ мышления более сложным и почувствовать на себе, что такое креативность.

Немного о «пустом витании в облаках» и самовыражении

«Ты что, опять витаешь в облаках? Делом займись!» Кто помнит этот вопрос-призыв из детства и юности?

Как показывают результаты исследований ученых, мечты - это не такое уж бесполезное занятие. Когда мы даем волю фантазии, то непросто расслабляемся, а запускаем процесс бессознательной переработки информации. Также бесконтрольное фантазирование запускается самостоятельно после напряженного умственного труда.

Мечтательность особенно часто наблюдается у детей, лиц юного возраста и ученых, что, вполне вероятно, связано с высокой познавательной активностью. Мечты, как ни странно это может показаться, позволяют нам выйти за рамки в представлениях о собственных способностях и возможностях мира.

Креативный человек - это не мечтатель, а человек интеллектуального труда. Чем большее количество новой информации мы пропускаем через себя, тем выше наши творческие способности.

Креативные люди не просто синтезируют полученный опыт, они придают ему иную форму, пропустив вновь воспринятое через призму собственных взглядов и убеждений. Так реализуются высшие человеческие потребности, представленные классификацией А. Маслоу.

Внимание к деталям

Еще одной отличительной особенностью творческих людей является наблюдательность. Креативный человек открыт новому опыту, он не смотрит на жизнь как на череду повторяющихся событий. Такое качество роднит этих людей с детьми. Однако они не просто удивляются своим наблюдениям, а стараются фиксировать их. Представители творческих профессий часто записывают необычные и смешные ситуации, ведут фото- и видеодневники, а в последующем используют этот материал для выступлений, в статьях, блогах.

О планировании времени

Этот принцип доступен всем, но лишь немногие его используют. Суть его сводится к тому, что творческие люди работают в то время, когда их мозг максимально активен, например, рано утром, или поздно вечером. С точки зрения эзотерической психологии, это еще и время максимальной активности бессознательного, а значит - период максимального раскрытия творческих способностей.

Кроме того, известен факт, что креативный человек - это личность, стремящаяся к уединению. Они далеко не всегда одиноки, но обязательно ценят одиночество и эффективно используют это время. Кто-то из творческих людей наедине с самим собой создает шедевры, а кто-то просто «летает в облаках», что, как мы теперь знаем, тоже небесполезно. В одиночестве люди способны максимально понять себя, свои чувства, ощущения и высвободить их.

Тем не менее творческие люди способны потерять ощущение времени, они увлечены процессом, им интересно то, чем они занимаются. Творческая личность одержима идеей и может не замечать внешних обстоятельств.

О восприятии трудностей

Если перечислять все качества креативного человека, то это, пожалуй, является самым удивительным. В сложной жизненной ситуации они погружаются в творчество, боль словно выходит из них через то, что они создают.

Так, например, известная художница Фрида Кало начала свой творческий путь, когда в совсем юном возрасте попала в автомобильную аварию и ее тело было полностью загипсовано. Чтобы как-то развлечь себя, она начала расписывать гипс, а позднее создала всемирно известные шедевры.

Травма для творческой личности становится необыкновенной мотивирующей силой. Стремясь избавиться от страданий, поэты и художники смотрят на ситуацию с другой стороны и поражают общество величайшими произведениями искусства.

Открытость новому опыту

Понятие «креативный человек» так прочно вошедшее в обиход современных людей, обязательно включает в себя открытость к восприятию новизны, желание перенимать чужой опыт. Такое люди очень наблюдательны и любознательны, как уже говорилось выше, они с интересом следят не только за природными явлениями, но и за тем, как ведут себя другие люди.

Любая ошибка для них - это путь к новым достижениям, представители творческих профессий и талантливые предприниматели набивают много шишек, прежде чем открыть что-то новое. Для творческой личности крайне важна стрессоустойчивость и способность взглянуть на неудачу отстраненно, не погружаясь глубоко в переживания, а лишь получая полезный опыт и совершая далее множество проб и ошибок, пока не получится нужный результат.

Однако креативный человек - это не только мыслитель и наблюдатель, творчество заставляет его не просто действовать, но и идти на риск, который, увы, не всегда оказывается оправданным. Истории известны случаи, когда величайшие открытия в мире науки первоначально были осмеяны и не принимались обществом, а ученый, отстаивавший свою идею, мог поплатиться за нее жизнью. «И все-таки она вертится!» - так после страшных пыток суда инквизиции сказал Галилео Галилей, отстаивая идею вращения Земли вокруг Солнца.

Как бы там ни было, творческие люди чувствуют очень сильное внутреннее побуждение к тому, что они делают, их желание - не просто получить прибыль, ими движет стремление принести общественную пользу, привнести нечто новое и важное в жизнь общества.

Внешний вид

Еще один пункт, о котором хотелось бы сказать, это внешний облик гениев. Современная мода по-своему понимает, как должна выглядеть одежда для креативных людей. Если вы зададитесь целью казаться более творческим, то без труда сможете это сделать, приобретя эпатажный наряд. Однако это позволить вам именно казаться, а не быть творческой личностью. Безусловно, имидж креативного человека часто бывает нестандартным, но важнее, конечно, внутренние качества, а не оболочка.

от лат. сreatio - создание, сотворение) - свойство индивида в виде способности создавать новые понятия и формировать новые навыки на основе разного использования данной информации;способность, отражающее глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КРЕАТИВНОСТЬ

лат. creo - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens - скорее всего, эта способность присуща также многим “интеллектуальным” животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением, которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию (знание). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens.

В психологии 20 в. был разработан ряд концепций, которые связывали К. личности с соответствующими способностями - напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок (бихевиоризм), со способностью к продуктивному (гештальт-психология) или дивергентному (Дж.П. Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде

всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К. и т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе. Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности).

Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен.

Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях. Напр., лица с быстрым вариантом затылочного а-ритма, который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь. Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило, не предполагают высокого уровня “общего интеллекта”, а гораздо более тесно коррелируют с “врожденными талантами”, со специфическими видами интеллекта - лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинеста-тическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях. Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей. Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпа-тии, т.е. к идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спон-

танно предпочитают определенные мыслительные стратегии - напр., широко используют аналогии, образы, мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления - “мышление двуликого Януса”), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности. Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или “горячих” проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью, терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста.

О Treffert D.A. Extraordinary People. London, 1989; Actualizing talent: a lifelong challenge. Cassell, 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓