Что такое звукопись в литературе определение. Звукопись

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Школа-гимназия №64 имени Ж. Аймауытова

Научная работа

Тема: Звукопись в стихах А.А. Фета и Ф.И. Тютчева


Учащегося 11 класса

Даулетбая Бекарыса; Руководитель: Кан К.Т.

Введение

Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, представлять себе яркие образы, созданные автором. Для этого нужно быть внимательным к поэтическому слову, к его музыкальности, к звучанию. Я заинтересовался звукописью, как художественным приемом. Он помогает «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах. О говорили совсем мало, нас лишь ознакомили с приемом, показали на примерах и всё. Мне стало интересно, какие ещё существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приему и для чего. Мне захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях Афанасия Фета и Федора Тютчева (поскольку мы знакомились с их творчеством на уроке литературы) и проследить, что происходит с данным приемом при переводе стихотворений данных поэтов на казахский язык.


Звукописью пользовались и пользуются многие поэты, писатели. Что же такое звукопись? Этот термин имеет несколько определений.

В БСЭ сказано, что «звукопись в стихосложении: то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.

В поэтическом словаре А.П.Квятковского говорится, что звукопись – условный термин

для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава изображенной картине или последовательно проведенная система аллитераций, которая подчеркивает образную законченность поэтической фразы. Прием звукозаписи был известен в античной поэзии, он встречается в фольклоре всех народов.

В литературном энциклопедическом словаре говорится, что звукопись в стихосложении, то же, что система звуковых повторов в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.

Звуковой повтор является основным элементом фоники (эвфонии). Среди звуковых повторов различаются:

А) по характеру звуков – аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных)

Б) по количеству звуков – двойные, тройные и т.д., простые и сложные, полные и неполные

В) по расположению звуков в повторе

Г) по расположению повторов в словах, в стихах и т и.д . – анафора, эпифора, стык, кольцо и их комбинации.

Таким образом, поэтическую фонетику использование звуковых сочетаний в поэтической речи) мы можем представить так:


Прием

Описание

Пример

Звукопись

Повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод …(А.Фет)


Аллитерация

Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе

Люблю грозу в начале мая ,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые

(Ф.Тютчев)


Ассонанс

Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки

Есть в светлости осенних вечеров (Е)

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев, (Е)

Багряных листьев томный, легкий шелест…

(Ф.Тютчев)


Анафора

Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале последующих строк

Я вс третил в ас – и все был ое

В отжившем сердце ожило;

Я вс помнил в ремя золот ое

И сердцу стало так тепло… (Ф.Тютчев)


Эпифора

Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк

Сквозь лазурный сумрак н очи

Альпы снежные глядят ;

Помертвелые их очи

Льдистым ужасом раз ят. (Ф. Тютчев)

Также известны другие понятия слова Ассонанс :

Ассонанс - Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний.
ассонанс - Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
ассонанс - Неточная, неполная рифма в стихосложении.
ассонанс - Повтор гласного или группы согласных; неполная рифма.
ассонанс - Повторение в стихе сходных гласных звуков.
ассонанс - Повторение однородных гласных в строке, строфе, фразе (в стихосложении).
ассонанс - Созвучие гласных звуков.

Основная часть

Звукопись – одно из свойств выразительной речи, совокупность приемов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в её способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.

Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь уже самими звуками изобразить то, о чем пишут. Они тщательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими, «гремящими» звуками.

Одним из наиболее интересных стихотворений 19 века со стороны лингвистического анализа считают произведение Афанасия Афанасьевича Фета «Шепот. Робкое дыханье…».


Шепот. Робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!.. (1850)

Оно позволяет найти практически все принципы поэтической фонетики. Его изучают не только в школах, но и университетах с филолого-лингвистическим уклоном. Но, несмотря на всю свою программность, это не бездушный текст , а очень тонкое и лирическое произведение. Все поэтические тропы лишь помогают сделать стихотворение проникновенным и душевным. Одну тему стихотворения выделить трудно, скорее всего, это сочетание любовной лирики и пейзажной зарисовки. Ночью практически на рассвете двое влюбленных сплелись воедино и наслаждаются своими чувствами и окружающей природой. При этом природа изображена живой, она сочувствует и наслаждается вместе с людьми, отражает их чувства и переживания.

Тишина взрывается трелью соловья, но этот шум настолько гармоничен, что не влияет на всеобщее благоденствие. Фет без помощи глаголов создал отдельные картинки, которые складываются в общую живописную картину.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Всего в нем три строфы, каждая из которых состоит из четырех строчек. Рифма перекрестная. Много эпитетов: робкое дыханье, волшебные изменения, дымные тучки. Олицетворение: сонный ручей. Метафоры: колыханье ручья, тени без конца.

Особой эмоциональность наполнено окончание стихотворения, здесь есть и повторение союза и, восклицательный знак. Много глухих согласных использует Фет для создания более плавной, напевной речи. Все предложения в тексте назывные, но это придает не просто краткость, а заставляет читателя самому «додумать» действия, свойственные героям.Стихотворение очень лиричное, его хочется спеть, ведь оно о чувствах. Когда читаешь его, как будто переносишься на деревенский луг ночью, вдыхаешь ароматы, слушаешь пение соловья. Хочется наслаждаться природой и не мешать влюбленным, которые расположились здесь же.

Фет считается истинным певцом природы, он виртуозно описывает не только пейзажи, но и прекрасно передает чувства людей. Ведь каждый человек это частица всего живого на Земле. Поэтому автор пытается передать основную мысль, что любовь - одно из основополагающих чувств на нашей планете. Все должно дышать ею. Люди не должны растрачивать себя на мелочи, ругаться или спорить, нужно просто наслаждаться окружающей природой и своими чувствами.

Стихотворение посвящено баронессе Амалии Крюденер, с которой Ф.И.Тютчев познакомился, когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он почувствовал себя околдованным и влюбленным. Впечатления от этой встречи легли в основу стихотворения "Я помню время золотое..." Последняя встреча с Амалией Крюденер в 1870 г. вызвала в душе поэта не только светлые воспоминания о прошлом, но и потребность излить свои чувства в новом стихотворении, которое было написано "на одном дыхании" 26 июля

Как в свое время А.С.Пушкин (вспомним его "Я помню чудное мгновенье..."), Ф.И.Тютчев выбирает форму обращения к любимому и дорогому другу, которого автор уже давно не видел и встреча с которым пробуждает в нем нежные, светлые, радостные чувства, память о давно ушедших "золотых днях" его молодости. Все это создает особую доверительность повествования, придает спокойное, размеренное звучание всему стихотворению, что поддерживается и ритмической, и звуковой, и образной организацией стиха .

Так, поэт использует обилие гласных в сочетании с согласными "л", "н", "р". Четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями, приближающий стихотворение к прозаической речи, традиционные четырехстрочники с перекрестной рифмовкой, точная рифма, свойственная классической русской поэзии, - все это делает стихотворение простым и ясным по форме.

Мотивы нежной и радостной памяти вырастают из настойчивых инверсий: "как поздней осени порою ","когда повеет вдруг весною ", "с давно забытым упоеньем смотрю на милые черты", "я вспомнил время золотое " - которые усиливают образную выразительность наиболее значимых слов.

С помощью повторов в заключительной строфе усиливается эмоциональность стихотворения, ощущение радости от встречи с давно знакомым другом. Именно к этой женщине он обращается в своей памяти, с ней связывает наиболее замечательное время в своей молодости. Поэтому в стихотворении большую роль играют эпитеты ("золотое время", "отжившее сердце") и гипербола ("вековая разлука"), которые помогают почувствовать настроение внутренней приподнятости, радости, приятного возбуждения от встречи с любимым человеком. Это настроение передается также с помощью метафорического сравнения пробудившихся чувств с весенним дуновением посреди поздней осени (2-3 строфы).

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

Так весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Третья строфа заканчивается смысловым фокусом стихотворения: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..." Эта ключевая фраза помогает понять художественную идею стихотворения: значимость новой встречи, которая пробудила в человеке прежние чувства, напомнила о "золотом" времени молодости и любви.

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах


Ассоциация- тишины, ночного сияния

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шорох стаи журавлиной, -

И в шуме листьев замер он.



Ассоциация-

Звон- шум листьев



Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через дом к теплым полям журавли,

Желтые листья шумят, в березнике свищет синица,

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны…



Ассоциация-

приход осени – осенняя суета в природе и тоска в душе



Как море вешнее в разливе,

Светлея, не колыхнет день, -

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.



Ассоциация-

Море- тень

Звон- тень- вечер

Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одаренных мастеров. Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но неразделимы. Все вековечные поэтические произведения – от пророков до Гете и Пушкина включительно, - в сущности, музыкальные произведения – песни…гармония – также истина…меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих» 1

Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена». 2

Начертанная на бумаге буквами лирика А. А. Фета звучит подобно нотам, правда, для тех, кто эти ноты умеет читать. А композитор видит в фетовских строках чудесную канву, в которую так интересно вплетать мелодические нити. На слова А. А. Фета сочиняли музыку Чайковский и Танеев, Римский-Корсаков и Гречаников, Балакирев и Рахманинов, Направник и Калинников и многие другие. Но стихи Фета звучат песенно и романсово еще до того, как к ним прикоснется музыкант. Разнообразие ритмов и звуков, точные рифмы и звукопись делают его поэзию звучащей.

Поэтому многие слышат в Фете главным образом напевность его стихов, мелодику, звуки. Другие же подчеркивают живописное начало, стремление передать в слове краски, линии, формы внешнего мира. Обаяние А. А. Фета как раз в том и заключается, что живопись у него растворена в музыке, а мелодическое начало пластично воплощено в зрительные образы. Поэзия

А. А. Фета и живописна, и музыкальна одновременно. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пластическими формами. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера.

Ухо и глаз А. А. Фета одинаково чутки, и их действие синхронно:

Последний луч погаснул за горою… 3

Поэт одинаково слышит последний звук и видит последний луч. Нет, скажу точнее, приближеннее к восприятию А. А. Фета: он видит последний звук и слышит последний луч.

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, -

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал…не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор… 4

На мой взгляд, «связь родилась» и установилась не только между звездами и поэтом, но и между мерцанием и звучанием небесных светил. «Звезды дрожали» - в этом сочетании есть и изображение и звучание. Это создается употреблением звуков З и Др. сочетание звуков ДР и Ж помогает читателю не только услышать, но и почувствовать тихую дрожь звезд. Звук З , повторяющийся на протяжении всего стихотворения восемь раз, создает впечатление звона. Поэтому поэт и слышит «таинственный хор».

Самое звучание слова становится у Фета образом: звезды звенят – слышится звон золота – значит, звезды золотые .( Легкий звон золота рождают звуки зв, зд, звн)

В степной гл уши, над вл агой м о л чаливой,

Где кру гл ые раскинулись листы,

Любуюсь я давно, пл овец пу гл ивый,

На яркие пл авучие цветы … 5

Сочетания звуков гл, вл, м-л, гл рисую т здесь картину пруда, рождают ощущение влаги, свежести, создают контрастный образ – степь-вода.

Слово А. А. Фета знает свое значение и свое звучание. Поэт не выходит за пределы слова, не изменяет его живую структуру в угоду мелодике, он использует внутренне присущие слову качества, находит в нем самом новые возможности и сочетания. В его лирике торжествует полногласие.

И под изрытою корою /ою, оро, ою

Ты полон силой молодою… 6 / оло, оло, ою

Тихо вечер погорает, /оро

Горы золотя; /оло

Знойный воздух холодает – / оло

Спи, мое дитя… 7

Прозвучало над ясной рекою, /ою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою, /ою

Засветилось на том берегу… 8 / ере

«Стих густой, как смола» 9 - эти слова Н. В. Гоголя о пушкинском стихе можно с полным правом отнести и к А. А. Фету.

С мо т ри, к ра с ави ц а, - на ма т овом ф ар ф оре

Румяный ру сск ий п лод/ т и южный виноград/ т.

Как ярко яблоко на лиственном узоре!

Как влагой ягоды на солнышке горят!..

Поэт рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, словно густая струя золотистого зрелого меда.

Густота достигается внутренней, вязкой, звуковой инструментовкой. При сильном напоре чувств открываются шлюзы языка, «звуковые» шлюзы.

(По)д т(ен)ью (с)л(адо)стной (по)луд(ен)ного (сада)

В широколист(вено)м (вен)ке из (вино)града…

Если записать эти стихи так, как они звучат, то обнаружатся удивительные закономерности:

По ен с-ада по ен сада

Вено вен вино.

Или вот строка:

Прох(ладно)го она иска(ла д)у(но)венья.


Если записать ее, как она слышится, то получится:

Ладно лад-но. 10

Подобными повторами, музыкальными, звуковыми «ходами» полны стихи

А. А. Фета. Это внутренняя механика его стихов. У каждого из них своя мелодия, свой ритмический рисунок, не повторяющийся в другом.

Сия(ла но)чь. (Луно)й был по(лон) сад. Лежали

(Лу)чи у наших (но)г в гости(но)й без огней. 11

Запишем эти строки так, как они звучат:

Ла но луно лон

Лу но но


А вот еще строка:

В за(ли)ве дрем(лю)т кораб(ли) 12

Записав эту строку, как она звучит, мы можем услышать убаюкивающий плеск волн:

Волны словно поют: «Люли люли люленьки».

В стихотворении

Чуждые о(гласки),

Слышу речи (ласки),

Вижу эти (глазки,)

Чую сердца (др)ожь…

В трех строчках звучат нежные ласки, а в последней слышится дрожь, которая создается звуками Р и ДР .

Михаил Светлов говорил: «Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом». 13 У А. А.Фета таких стихотворений десятки, если не сотни. Его шепот имеет амплитуду: от пианиссимо, напоминающего едва уловимый шелест, до ропота и гула. Сравним два стихотворения, в которых многократно повторяются глухие звуки. Поздним летом в окна спальной

Тихо шеп чет лист пе чальный,

Шеп чет не слова… 14


Све ж и ду шист твой роско шный венок,

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе… 16

в первых двух строчках звучит мягкое мурлыканье, создаваемое мягким согласным р , (ри – ря – ре – ре), а вот в третьей строке в мягкое р , вплетается твердое гр , и читатель ощущает напряжение, создаваемое бурей, а в четвертой звуки св, щ позволяют уже услышать свист ветра.

В стихотворении

Я потрясен, когда кругом

Гудят леса, грохочет гром… 17

Фет с помощью аллитерации передает звуками р, г, гр рокот грома. (Аллитерация (лат. Alliteratio , от лат. а d к + littera – буква) – повтор одинаковых или сходных по звучанию согласных звуков, усиливающий звуковую выразительность художественной речи).

Сравним несколько стихотворений, в которых можно наблюдать прием аллитерации. Многие звуки, повторяющиеся в двух стихотворениях, обозначают различные явления.

Как сладко труженик смущен,

Ве сны за слыша зов единый!

Как улыбнулся он скво зь сон

Под яркий по свист соловьиный!.. 18

Здесь читатель слышит свист птицы, а в стихотворении «Осенняя роза», где тоже повторяется звук с, появляется впечатление какой-то сухости и осыпания.

О сыпал ле ссвои вершины,

Сад обнажил свое чело… 19

В стихотворении «Хандра»:

Не во рчи, мой кот-му рлыка,… 20

Звук р помогает читателю услышать успокаивающее, убаюкивающее мурлыканье кота, а в стихотворении

Всю ночь г ремел ов раг соседний,

Ручей, бу рля, бежал к ручью,

Воск ресших вод напо р последний

Победу разглашал свою…. 21
Звук р передает рокот ручья, который, наоборот, будит читателя, заставляет его встрепенуться и, быть может, вздрогнуть.

А вот в стихотворении «Буря на небе вечернем...» ощущение напряжения и какой-то тревоги передается не только аллитерацией, но и ассонансом.

(Ассонанс франц. аssonance – созвучие, от лат. аssono – откликаюсь) – повторение гласных звуков, чаще всего ударных)

Б у ря на небе вече рнем,

Мо ря се рдитого ш у м –

Б у ря на мо ре и д у мы,

Много м у чительных д у м -

Б у ря на мо ре и д у мы,

Хо р воз растающих д у м –

Че рная т у ча за т у чей,

Мо ря сердитого ш у м. 22

Звук р в этом стихотворении передает рокот бурлящего моря; звук у – завывание ветра. Это завывание ветра и создает ощущение напряженности.

Мы можем обнаружить ассонанс и в стихотворении

Ель р укав ом мне тропинк у завесила.

Ветер. В лес у одном у

Ш умно и ж утко, и гр устно и весело, -

Я ничег о не пойм у.

Ветер. Кр уг ом все г удет и кол ышется,

Листья кр ужатся у н ог.

Чу, там вдали неож иданно сл ышится

Т онко вз ывающий р ог… 23 ,

Звук у, повторяющийся здесь тринадцать раз, передает завывание ветра, которое усиливается с помощью звуков ы, о. Получается, что ветер воет «у-о- ы-у-у-ы-о».

«Людские так грубы слова, их даже нашептывать стыдно» 24 . - признается

А. А. Фет. Он говорит: «Я звука душою ищу, что в душе обитает» 25 И поэт не столько пишет о соловьином пении, о зыби ручья, ночной светотени, утренней заре, сколько говорит с читателем соловьиным пением, зыбью ручья, ночной светотенью, утренней зарей. Здесь мы встречаем звукоподражание – один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений.

В стихотворении «Я жду… Соловьиное эхо…»отражены рулады и переливы соловьиного пения, которыми поэт говорит с читателем:

Я жду… Соловьиное эхо

Не сется (ца) с бле стящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине го рят свет ляки… 26

Вот она, песня соловья: ца-с-ст тр-пр-брилли ря-ля.

В стихотворении «Кричат перепела, трещат коростели…» слышатся трели, свист и треск птиц:

Кричат пе репела, тре щат ко ростели,

Ночные бабочки взлетели,

И поздних соловьев над речкою вда ли

Звучат по рыви стые тре ли… 27

Сочетания звуков кр, п-р, тр, щ, к-р передают трещанье коростелей, а в третьей и четвертой строках звуки л, п-р, ст, тр, л помогают услышать свист и щелканье соловья.

В стихотворении «Кукушка»

Пышные гнутся ма кушки,

Млея в весеннем со ку;

Где-то вдали у оп ушки

Б удто бы слышно: ку-ку… 28

Фет не просто говорит о кукушке, он передает ее кукование: ку-ку у-у ку-ку.

В стихотворении «Благовонная ночь, благодатная ночь…» можно наблюдать, как звуки помогают создать, а точнее, создают картину ночи, помогают услышать тишину, плеск ручья, шепот струй. Недаром поэт говорит, что тишина этой ночи «говорящая»:

Сверкает и пле щется (ца) ключ…

Ла скательно шеп чутся струи…

Словно робкие ст руны во ркует гита р…

Словно все и горит, и звенит заодно

Словно дрогнув слегка, распахнется окно… 29

Звуки пл, щ, ц, кл передают плеск волн; звуки с, ш, ч, ст – шепот струй; звуки р – перебор струн; зв, з создают звон; а звуки др, р рождают дрожь.

Образы природы, нарисованные А. А. Фетом, завораживают. Они безупречны. И это происходит потому, что для создания этих поэтических образов автор находил не только проникновенные слова, но и чарующие звуки. Он «крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души, и трав неясный запах» 30 , и красоту звездной ночи, и пение птиц, и удары грома, и еще многие картины и явления природы, которые волнуют наш ум, воображение и чувства. Звукопись в стихах А. А. Фета помогает утверждению красоты каждого мгновения жизни, неповторимости бытия. За этим мы видим образ лирика, влюбленного в чудо жизни и красоты .

В казахской поэзии я заметил также звукозапись.
Например, у Шангерея Бокеева
Ағасың, ақылың артық асқармен тең, ассонанс [а, ы]

Асылдың арқар ұранды тіреуі сен.

Ала ту Абылайдың ала аттансаң, аллитерация [ғ, қ, р, л, м, ж ]

Аламан артыңдағы біреуі мен.

Адамның аманатын алла алады, рифма

Ажалға ақыл, ажар не қылады?

Алабы алыс сулар суалғанда,

Аңғарын айдын көлдің шаң алады.

Алайда аңсыраған алғыр тұйғын

Абайсыз аңқып ауға шырмалады.


У Касыма Аманжолова «Жыр жазамын жүрегімнен»
Сенің нұрлы жүзіңнен ассонанс [і, е, ұ-ү,ө ]

Көрем бақыт өмірді.

Сенің әрбір сөзіңнен аллитерация [ң, м, р, к]

Күй естілер көңілді.


Сол себепті мен саған

Ғашықтайын құмартам, рифма

Жүрегімнен,жанымнан

Жыр жазамын, сыр айтам.


Күндей шалқып күле бер,

Ақ маңдайлы, алма жүз.

Саған, сірә, тең келер

Жер жаһанда бар ма қыз?


Пример из поэзии Акана Серы Корамсакулы

«Қараторғай»


Келеді қараторғай қанат қағып, - ассонанс [а, ы, і]

Астына қанатының маржан тағып.

Бірге өскен кішкентайдан сәулем едің,

Айырылдым қапылыста сенен неғып.


Қараторғай, аллитерация [ к-қ, н- ң , т]

Ұштың зорға-ай.

Бейшара, шырылдайсың

Жерге қонбай.


Ертістің ар жағында бір терең сай,

Сүйреткен жібек арқан тел қоңыр тай.

Ағаштың бұтағына қонып алып,

Савйрайды таң алдында қараторғай.

Мы решили проследить за звукописью А.Фета и Ф. Тютчева в переводах на казахский язык.


Русский

Казахский

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,


Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,


Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Бұл таң, бұл бақыт

Бұл күннің мен жарықтың қуаты.

Бұл көк аспан

Бұл айқай мен ----------

Бұл үйір, бұл құстардың леті.

Бұл судың сыбырлауы

Бұл мал мен қайың

Бұл тамшы – бұл жас

Бұл түбіт – жапырқ емес.

Бұл таулар, бұл кең дала

Бұл шіркей, бұл аралар

Бұл дыбыс мен ызын

Бұл қаранғысыз таң

Бұл түнгі ауылдың күрсінуі

Бұл ұйқысыз түн

Бұл мұнар, төсектің ыстығы

Бұл ------ мен бұл ----

Бұл бәрі – көктем.

/аллитерация и ассонанс сохранились/


Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.

Адамның көз жасы, о адамның көз жасы ,

Ерте мен кеш мезгілде төгілеснін.

Тыныш күзде, қаранғы кезінде

белгісіз, көрінбейтін,

сарқылмайтын сарқылмас, сансыз төгілесін.

(ассонанс /е, і, ы/)



Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,


Руина замка в дол глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь


Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

Литература


  • Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. - М., 1981 (серия «Литературные памятники»).

  • Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. - Изд. 2-е - Л., 1990.

  • Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. - Том 3. - Л.: Наука, 1980.

  • Трубачев С. Фет, Афанасий Афанасьевич // Русский биографический словарь: в 25-ти томах. - СПб.-М., 1896-1918.

  • Чешихин В. Е. Шеншин, Афанасий Афанасьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

  • Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. - Л., 1969.
Издания

  • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. Б. Я. Бухштаба. - М.: Советский писатель, 1957. - 424 с. (Библиотека поэта. Большая серия)

  • Тютчев Ф. И. Стихотворения / Сост., статья и примеч. В. В. Кожинова. - М.: Сов. Россия, 1976. - 334 с. (Поэтическая Россия)

  • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 448 с. Тираж 100 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье)

  • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений в двух томах. / Ред. и коммент. П. Чулкова. - М.: Издательский центр «Терра», 1994. - 960 с.

    22Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 91

    23Фет А. А. Стихотворения, 1976, стр. 220

    24 Фет А. А. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 285

    25 Там же, стр. 110.

    26 Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 45.

    27 Там же, стр. 94.

    28Фет А. А. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 260

    29 Фет А. А. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 268

    30Фет А. А. Стихотворения, 1976, стр.203


Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись (инструментовка) - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

Звукопись создаётся самыми различными приёмами:

1. Аллитерация -повторение согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...

(К.Бальмонт )

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:

Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:

Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы - смерть… Тебя уже не будет скорро.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер )

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

2. Ассонанс - повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают, (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

(«Бородино», М. Лермонтов )

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

(А. Пушкин )

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом .

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К. Бальмонт)


Повторение гласных «о» и «е»

3. Каламбурные рифмы - рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля!..
От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Земля!..
Она бежит, бежит

5. Эпифора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гнали печали,

и пели вдали…

(К. Бальмонт )

6. Ономатопея - слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня

Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки, как хрусталь

(И. Северянин )

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Звукопись - это "исп-е вторичных звук признаков речи для выраж различн эмоций, доп смыслов и т.п. (Больш.советская энц-я). В поэт словаре А. П. Квятковского - звукопись - это услов термин для одного из видов инструментовки стиха, кот устанавлив соотв-е фонет состава фразы в изображенной картине. В. Холшевников пишет: "В отл от рифмы,
повторяюще регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появл, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда "нейтральных" в звук отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется".

Писать звуками.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
(К.Бальмонт)

Звукопись - это художественный приём,
заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые
имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись создаётся разными приёмами:

1. Аллитерация – повторение одинаковых или сходн.согласных. Чувство меры и худ такт поэта опр выбор, хар-р и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может. («Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле... – Слово о полку Игореве). Передача настр-я перед битвой. Пушкин, Тютчев, Державин, Батюшков.

2. Ассонанс – повторение гласных звуков. Для выразительности речи.

(Лермонтов: У наших ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки…) Повт-е у – для созд-я атмосферы утра.

3. Каламбурная рифма – рифмы, постр.на игре слов и звук.сходстве. Для достиж.комич.эффекта. Пушкин, Маяковский. Исп-е омонимов, многознач.слов.

Пр. - Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу ,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,

Единой строчки не родив .

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора, эпифора

Эпифора – повт-е конца стиха. Анафора – повт-е сродных звуков, слов, синт.повт-й в нач.стихов, строф.

А) Лексич.анафора - Приутихло , приуныло море синее,
Приутихли , приуныли реки быстрые,
Приутихли , приуныли облака ходячие, -
Благоверная царица преставлялася...
(Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)

Создаётся эффект грусти, плача.

Синтакс анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтакс констр-й:

Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повтор слов или синтакс построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается послед строкой:



От влаги снеговой

Она еще свежа.

Она бродит сама собой

И дышит, как дежа.

Она бежит, бежит.

Эпифоры- Шумели , сверкали

и к дали влекли ,

и гнали печали ,

и пели вдали

(К. Бальмонт)

5. Онопатомея – слова, имитир.собств.значение – храп, хруст.

Морозом выпитые лужи

Хрустят и хрупки, как хрусталь (Северянин)

Сущ многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Звуковые повторы

Они имеют сходный хар-р с другими повторения (припевами, роефренами) и имеют непоср-венное отношение к нашему восприятию. Чем больше повторяешь, тем больше убеждение.

В европейском стихе повторы начинаются на уровне аллитераций (кельтской, германской традции) – повторении одних и тех же близко звучащих времен. Аллитерация – принцип состоит на созвучии звуков, чаще согл., повторяющихся из строки в троку, но не регулярно, без сис-мы. Пр. в «Песне о Хилльдебранде» созвучны имена конунгов (Хельдебранд, Херебранд и т.д.).

«Песнь о Нибелунгах» несет в себе зачатки рифмы.

Гертруда Стайн написала: «а роза есть роза, есть роза, есть роза», или др. перевод: «…я роза как все, что угодно».

Но в этих аллитерациях не хватает некоей упорядоченности (они то появляются, то нет в любом месте), мы ждем отклика некоего и потому появилась рифма.

фоника

– учение о звуковой организации текста, с помощью которого определяются как соответствие текста нормам благозвучия в целом (например, текст проверяется на наличие фактов стечения гласных или стечения согласных ), так и применение его автором звуковых повторов (аллитерации , консонанса и ассонанса ), а также факты их семантизации.



Звукопись

это совокупность приемов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, так как носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем, многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.

Иногда повторы звуков или их сочетаний имеют исключительно орнаментальную функцию, т.е. украшают текст тем, что придают ему в целом благозвучие. Но иногда они связываются в авторском тексте с определенным семантическим значением – и именно тогда возникает явление звукописи:

Выходит Петр . Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстр ы. Он пр екр асен.
Он весь, как божия гр оза.
Идет. К нему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Др ожит. Глазами косо водит
И мчится в пр ахе боевом,
Гордясь могучим седоком.

В поэме ""Полтава"" А.С.Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр -ы, пр -е-кр -асен, гр -оза, др -ожит, в пр -ахе передают энергию и целеустремленность русского царя.

Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии.

Мягкова Полина, Кремер Герман, Баранкевич Екатерина

Ислледовательская работа учащихся по теме "Звукопись. Роль в художественном тексте"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Звукопись

(исследовательская работа)

В качестве домашнего задания нам было предложено найти примеры звукописи в произведениях художественной литературы. Определить, в чем заключается художественный смысл использования этого приема в каждом примере. Сделать вывод о значении звука в языке художественной литературы.

Приступая к работе, мы решили заново прочитать те поэтические произведения, которые были изучены нами на уроках литературы.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:

«Но царевна молод ая ,

Тихомолком расцвет ая ,

Между тем росл а , росл а ,

Поднял а сь – и расцвел а …

Звук «а» характеризуется как хороший, активный, сильный. Повторение звука в данном отрывке помогает почувствовать силу молодой красоты царевны.

«Жалко см о трит, гр о зно в о ет,

Сл о вно сердце п ё сье н о ет,

Сл о вно х о чет ей сказать:

Бр о сь!...

В данном отрывке повторение звука «о» передает нечто темное, страшное, что должно случиться с царевной.

В о т они во гр о б хрустальный

Тр у п царевны молод о й

Положили – и толп о й

Понесли в пуст ую г о р у ,

И в пол у ночн ую п о ру

Гр о б е ё к шести столбам

На цепях ч у г у нных там

Остор о жно привинтили

И реш ё ткой оградили…

Сочетание звуков «о» и «у» передает скорбь и горе, постигшее семь богатырей. Словно слышатся звуки заунывной похоронной процессии, от которой щемит сердце.

А.С. Пушкин Стихотворение «Зимний вечер»

В их р и сн е жные к р утя;

Т о заплач е т, как дитя,

То же сочетание «о» и «у», а с ними еще и «э» рождает в читателе чувство страха перед разбушевавшейся природой. Этот же фрагмент стихотворения является ярким примером использования и аллитерации. Согласные звуки «б», «р», «в» передают звуки разыгравшейся стихии, шум которой усиливается шипящим «ш», «ч» и свистящими «з», «с»

И.З Суриков «В ночном »

… Т опо т

В поле раздае тс я:

Т о т абун коней в ночное

По лугам несе тс я

Звуки «т» и «ц» создают звуки топота лошадей.

Ф ы р кнет конь на воле,

Хр упнет ветка, ку ст – и с нова

Вс е с мол к ае т в п оле

Сочетание звуков «фр» и «хр» позволяют услышать неожиданно раздавшиеся в тишине звуки, а глухие согласные «»т», «к». «с», «п» подчеркивают тишину ночи. Это противопоставление усиливается пунктуационным знаком тире.

Так, мы пришли к выводу, что звук может создавать образ; делать его более выразительным.

Материал подготовили

Мягкова Полина,

Кремер Герман,

Баранкевич Екатерина,

учащиеся 5 «А» класс, 2010-2011 учебный год


Предварительный просмотр:

Вывод: звук может создавать образ; делать его более выразительным

это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

ПРИМЕРЫ

Б у р я мгл ою н е б о к р о ет,

В их р и сн е жные к р утя;

Т о , как зве р ь она за в о ет,

Т о заплач е т, как дитя,

Т о по к р о в ле о бв е тш алой

В др у г с ол о мкой за ш у мит,

Т о , как п у тник з апо з далый,

К нам в ок о ш ко з аст у ч ит…

Этот же фрагмент стихотворения является ярким примером использования как ассонанса, так и аллитерации. Сочетание «о» и «у», а с ними еще и «э» рождает в читателе чувство страха перед разбушевавшейся природой. Согласные звуки «б», «р», «в» передают звуки разыгравшейся стихии, шум которой усиливается шипящим «ш», «ч» и свистящими «з», «с».

Разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.

В целях звукописи может использоваться:

А) повтор звука: «Ворон каркн ул на сосн у,/ Трон ул сонн ую струн у » (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Ш урш ит вода по уш ам, и, ч ирикнув,/ На цыпоч ках скач ет ч иж » (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «В етер в еет и в ьётся украдками/ Меж в етвей, над в одой наклонённых, /Ш ев еля тяжёлыми складками/Ш елков зелёных » (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился » (И. Крылов).

Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Звукопись" в других словарях:

    Звукопись … Орфографический словарь-справочник

    См. Фоника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    В стихосложении то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши, К. Д. Бальмонт) … Большой Энциклопедический словарь

    ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 звукозапись (5) повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Звукопись - ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов

    звукопись - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    И; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь

    Звукопись - в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Принципы и признаки экспрессионистской звукописи складывались по мере расхождения со стиховой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Литературное чтение. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. ФГОС , Матвеева Е.И.. Учебник для 3-го класса состоит из двух книг. Вторая книга – 2 «Секреты рождения образа». Цель учебника – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить их познавательные интересы,…