Пол экман, уоллес фризен - узнай лжеца по выражению лица.

Предисловие к русскому изданию

Книга «Узнай лжеца по выражению лица» написана известным американским психологом Полом Экманом в соавторстве с Уоллесом Фризеном. Пол Экман - один из крупнейших исследователей человеческой мимики. Во всех современных учебниках психологии его имя упоминается в разделах, посвященных проблемам выражения эмоций. В этом издании отражены результаты работы многочисленных экспериментальных исследований П. Экмана и его сотрудников, проводившихся на сотнях людей в разных странах мира.

Лицо человека является изумительно организованным экраном, где через движения мимических мышц отражаются тончайшие движения души. Самое интересное, что, несмотря на индивидуальные и культурные различия между людьми, у всех нас существуют общие, генетически обусловленные программы того, как именно наши эмоции (радость, гнев, страх, удивление и т. д.) выражаются в виде сокращений совершенно определенных ансамблей мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка. Если вы принадлежите к виду Homo Sapiens, то по большому счету не важно, кто вы: австралийский абориген, африканский пигмей, белый европеец или американский индеец - общие схемы мимических движений лица при переживании той или иной эмоции будут принципиально схожими. И уже поверх этого сходства накладываются в процессе социализации культурные различия, которые тоже изучал Пол Экман. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Общаясь с человеком, мы смотрим ему в лицо, поскольку чувствуем, что переменчивость лица отражает изменения в состоянии собеседника и его отношении к нам. Но одно дело - смотреть, а другое - видеть. Исследования Экмана показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды (это предел для нашего зрения). Обычно же наблюдательные люди могут распознать мины лица, длящиеся десятые доли секунды. Это как в романах: герой «увидел, как по лицу гостя пробежала тень легкого неудовольствия». Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет.

Умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, педагогам, дипломатам, юристам, врачам, актерам, милиционерам, продавцам, то есть тем, кто работает с людьми. Именно для этих групп профессионалов Пол Экман создавал программы тренингов, обучающих быстро и точно различать эмоции человека по его мимике. Эти тренинги и практическая работа Экмана и его коллег позже легли в основу известного американского телесериала «Обмани меня, если сможешь», который теперь знаком и российским зрителям.

Книга, которую вы держите в руках, является практическим руководством для желающих научиться читать лица людей как открытую книгу. Собственно исследования Экмана и показали, что лицо самой природой предназначено для того, чтобы оповещать окружающих о настроении человека, и поэтому дает нам возможность правильно ориентироваться в отношениях с ним.

Искусству понимания мимики мы учимся с младенчества, но не у всех это хорошо получается. Книга Пола Экмана и Уоллеса Фризена предоставляет читателю уникальную возможность постепенно, шаг за шагом, освоить все тонкости этого нужного для жизни мастерства. У этой книги нет аналогов в мировой психологической литературе.

Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями. Возможно, кому-то будут особо интересны отдельные темы. Но тем, кто захочет достичь высокопрофессионального уровня чтения человеческой мимики, по мнению Пола Экмана, потребуется около 120 часов для детальной проработки всех заданий. Однако дело того стоит - ведь умение читать лица людей является основой искусства общения.

М. В. Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Благодарности

Мы выражаем признательность Национальному институту психического здоровья (NIMH) за предоставленную возможность проводить исследования выражений лица и движений тела в течение восемнадцати лет. Пол Экман смог начать их после того, как получил от NIMH стипендию и право на проведение исследований в 1955–1957 гг. в рамках программы работы над докторской диссертацией. Во время службы в армии, продолжавшейся с 1958 по 1960 г., Пол Экман и Уоллес Фризен стали ассистентами-исследователями в NIMH , и Фризен официально присоединился к работе над исследовательским проектом института в 1965 г. Получение гранта после защиты докторской диссертации позволило Экману заниматься исследованиями с 1960 по 1963 г. Позднее, когда его преподавательская деятельность стала ограничивать возможности проведения исследований, премия NIMH «За профессиональный рост» позволила команде Пола Экмана продолжить начатую ранее работу в период с 1966 по 1972 г. Все эти годы при возникновении любых критических ситуаций покойный Берт Бооте, директор отдела по работе со стипендиатами-исследователями, оказывал действенную помощь в работе и давал бесценные советы. С 1963 г. и по настоящий момент Отделение клинических исследований NIMH неизменно поддерживало и поддерживает исследования движений тела и выражений эмоций на лице. Эта поддержка позволила изучить пациентов психиатрической клиники и сделала возможной совместную работу, начиная с 1965 г.

Мы также благодарны Агентству передовых исследовательских проектов (ARPA) при министерстве обороны США за поддержку наших исследований с 1966 по 1970 г. Ли Хог, бывший директор ARPA, убедил нас в важности изучения выражений лица и жестов в разных культурах. Он помог нам преодолеть наше нежелание разрешить спор о возможной универсальности выражений лица и жестикуляции. Когда мы начали исследование в заброшенном уголке Новой Гвинеи, Ровена Свансон, контролировавшая расходование средств выделенного нам гранта, умело помогала нам преодолевать различные административные и бюрократичесрсие барьеры.

Мы необычайно благодарны Сильвану Томкинсу за его заразительный энтузиазм в отношении изучения выражений эмоций на лице. Он побуждал нас учиться читать человеческие лица и учить этому других. На протяжении последних десяти лет Пэтси Гарлан оказывала нам бесценную помощь, когда приближались к той точке каждого эксперимента, после которой мы должны были делиться результатами нашей работы с другими людьми. Она всегда тонко понимала нас, много работала над приданием нашим отчетам необходимого блеска, критически оценивала идеи, искала неясности и противоречия. Мы также благодарны друзьям, коллегам и сотрудникам, которые с энтузиазмом относились к нашим исследованиям человеческого лица и попыткам научить других тому, чему мы научились сами. Рэндалл Харрисон, Джон Вир, Аллен Дитман и Стюарт Миллер внесли много полезных предложений о том, как представить этот материал в удобном для понимания виде. Харриет Льюке не только перепечатала нашу рукопись, но и стала первым ее читателем. Нина Хонбо неизменно помогала нам находиться в рабочем состоянии и поощряла нас к завершению обработки материалов. Мы не можем назвать по именам всех тех людей, которые участвовали в исследовании, описанном в этой книге, но мы благодарны им за самоотверженную работу и их дополнительные усилия, благодаря которым мы получали время для написания этой книги.

уникальный труд, который в легкой форме и понятным языком рассказывает нам о секретах познания человеческого лица, о движениях мысли и души. Все мы время от времени начинаем задумывается над такими понятиями как правда и ложь, обман, искренность. Казалось бы, истину в данных вопросах найти невозможно.

Пол Экман в своей книге «Узнай лжеца по выражению лица» учит опознавать потенциального лжеца . Основываясь на собственном опыте, работе с пациентами, а также достижения психологии и психиатрии, он убедительно и четко читает эмоции: злость, раздражение, зависть, удивление, страх, гнев или радость. Автор тщательно отобрал фотоматериал для книги, чтобы проиллюстрировать свои тезы наглядно.

В 2009 году на мировых экранах появился телесериал «Обмани меня», ставший за короткий срок лидером просмотров и принесший славу актеру Тиму Роту. Главным консультантом данного сериала выступил американский профессор и знаток в области человеческого психологии, а также эмоций и отношений между индивидами, — Пол Экман. Книга, которую мы предлагаем к прочтению, — последняя на данный момент изданная на русском языка научная работа исследователя.

Чем полезна книга Пола Экмана «Узнай лжеца по выражению лица» ?

Она содержит серию специальных упражнения, которые защитят Вас от любого обмана. Эта книга является тренажером для человеческого глаза, делает его метким и чувствительным к любому обману. Практическая психология, которая стала основой метода Пола Экмана, полезна не только работающим в этой сфере деятельности, но и любому, кто много и часто контактирует с людьми. Бизнес среда, сфера образования, рынок продаж,- везде незаменимыми будут знания теории обмана.

Пол Экман включен в список 20 самых влиятельных психологов столетия, а журнал Time даже добавил его в список 100 людей нашего времени, которые влияют на глобальные тенденции во всем мире. Этого вполне достаточно, чтобы скачать «Узнай лжеца по выражению лица» бесплатно и начать постигать свою собственную природу.

Каждый раздел книги состоит из трех частей:
— опыт определенной эмоции;
— как выглядит данная эмоция;
краткий обзор характерных признаков, проиллюстрированный качественными фотографиями.

В заключительной главе, Экман учит нас проверять собственное выражение лица, эмоциональное состояние, выделив восемь стилей выражений на лице человека.

Слушать аудиокнигу «Узнай лжеца по выражению лица» обязательно тому, кто хочет знать о мире человека все, даже такие его мелкие на первый взгляд детали, как эмоции и настроение.


Узнай лжеца по выражению лица

Предисловие к русскому изданию

Книга «Узнай лжеца по выражению лица» написана известным американским психологом Полом Экманом в соавторстве с Уоллесом Фризеном. Пол Экман - один из крупнейших исследователей человеческой мимики. Во всех современных учебниках психологии его имя упоминается в разделах, посвященных проблемам выражения эмоций. В этом издании отражены результаты работы многочисленных экспериментальных исследований П. Экмана и его сотрудников, проводившихся на сотнях людей в разных странах мира.

Лицо человека является изумительно организованным экраном, где через движения мимических мышц отражаются тончайшие движения души. Самое интересное, что, несмотря на индивидуальные и культурные различия между людьми, у всех нас существуют общие, генетически обусловленные программы того, как именно наши эмоции (радость, гнев, страх, удивление и т. д.) выражаются в виде сокращений совершенно определенных ансамблей мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка. Если вы принадлежите к виду Homo Sapiens, то по большому счету не важно, кто вы: австралийский абориген, африканский пигмей, белый европеец или американский индеец - общие схемы мимических движений лица при переживании той или иной эмоции будут принципиально схожими. И уже поверх этого сходства накладываются в процессе социализации культурные различия, которые тоже изучал Пол Экман. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Общаясь с человеком, мы смотрим ему в лицо, поскольку чувствуем, что переменчивость лица отражает изменения в состоянии собеседника и его отношении к нам. Но одно дело - смотреть, а другое - видеть. Исследования Экмана показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды (это предел для нашего зрения). Обычно же наблюдательные люди могут распознать мины лица, длящиеся десятые доли секунды. Это как в романах: герой «увидел, как по лицу гостя пробежала тень легкого неудовольствия». Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет.

Умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, педагогам, дипломатам, юристам, врачам, актерам, милиционерам, продавцам, то есть тем, кто работает с людьми. Именно для этих групп профессионалов Пол Экман создавал программы тренингов, обучающих быстро и точно различать эмоции человека по его мимике. Эти тренинги и практическая работа Экмана и его коллег позже легли в основу известного американского телесериала «Обмани меня, если сможешь», который теперь знаком и российским зрителям.

Книга, которую вы держите в руках, является практическим руководством для желающих научиться читать лица людей как открытую книгу. Собственно исследования Экмана и показали, что лицо самой природой предназначено для того, чтобы оповещать окружающих о настроении человека, и поэтому дает нам возможность правильно ориентироваться в отношениях с ним.

Искусству понимания мимики мы учимся с младенчества, но не у всех это хорошо получается. Книга Пола Экмана и Уоллеса Фризена предоставляет читателю уникальную возможность постепенно, шаг за шагом, освоить все тонкости этого нужного для жизни мастерства. У этой книги нет аналогов в мировой психологической литературе.

Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями. Возможно, кому–то будут особо интересны отдельные темы. Но тем, кто захочет достичь высокопрофессионального уровня чтения человеческой мимики, по мнению Пола Экмана, потребуется около 120 часов для детальной проработки всех заданий. Однако дело того стоит - ведь умение читать лица людей является основой искусства общения.

М. В. Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт–Петербургского государственного университета

Благодарности

Мы выражаем признательность Национальному институту психического здоровья (NIMH) за предоставленную возможность проводить исследования выражений лица и движений тела в течение восемнадцати лет. Пол Экман смог начать их после того, как получил от NIMH стипендию и право на проведение исследований в 1955–1957 гг. в рамках программы работы над докторской диссертацией. Во время службы в армии, продолжавшейся с 1958 по 1960 г., Пол Экман и Уоллес Фризен стали ассистентами–исследователями в NIMH , и Фризен официально присоединился к работе над исследовательским проектом института в 1965 г. Получение гранта после защиты докторской диссертации позволило Экману заниматься исследованиями с 1960 по 1963 г. Позднее, когда его преподавательская деятельность стала ограничивать возможности проведения исследований, премия NIMH «За профессиональный рост» позволила команде Пола Экмана продолжить начатую ранее работу в период с 1966 по 1972 г. Все эти годы при возникновении любых критических ситуаций покойный Берт Бооте, директор отдела по работе со стипендиатами–исследователями, оказывал действенную помощь в работе и давал бесценные советы. С 1963 г. и по настоящий момент Отделение клинических исследований NIMH неизменно поддерживало и поддерживает исследования движений тела и выражений эмоций на лице. Эта поддержка позволила изучить пациентов психиатрической клиники и сделала возможной совместную работу, начиная с 1965 г.

Мы также благодарны Агентству передовых исследовательских проектов (ARPA) при министерстве обороны США за поддержку наших исследований с 1966 по 1970 г. Ли Хог, бывший директор ARPA, убедил нас в важности изучения выражений лица и жестов в разных культурах. Он помог нам преодолеть наше нежелание разрешить спор о возможной универсальности выражений лица и жестикуляции. Когда мы начали исследование в заброшенном уголке Новой Гвинеи, Ровена Свансон, контролировавшая расходование средств выделенного нам гранта, умело помогала нам преодолевать различные административные и бюрократичесрсие барьеры.

Мы необычайно благодарны Сильвану Томкинсу за его заразительный энтузиазм в отношении изучения выражений эмоций на лице. Он побуждал нас учиться читать человеческие лица и учить этому других. На протяжении последних десяти лет Пэтси Гарлан оказывала нам бесценную помощь, когда приближались к той точке каждого эксперимента, после которой мы должны были делиться результатами нашей работы с другими людьми. Она всегда тонко понимала нас, много работала над приданием нашим отчетам необходимого блеска, критически оценивала идеи, искала неясности и противоречия. Мы также благодарны друзьям, коллегам и сотрудникам, которые с энтузиазмом относились к нашим исследованиям человеческого лица и попыткам научить других тому, чему мы научились сами. Рэндалл Харрисон, Джон Вир, Аллен Дитман и Стюарт Миллер внесли много полезных предложений о том, как представить этот материал в удобном для понимания виде. Харриет Льюке не только перепечатала нашу рукопись, но и стала первым ее читателем. Нина Хонбо неизменно помогала нам находиться в рабочем состоянии и поощряла нас к завершению обработки материалов. Мы не можем назвать по именам всех тех людей, которые участвовали в исследовании, описанном в этой книге, но мы благодарны им за самоотверженную работу и их дополнительные усилия, благодаря которым мы получали время для написания этой книги.

Особую признательность мы выражаем друзьям, студентам и коллегам по работе, которые разрешили нам показать свои лица в этой книге.

Введение

О чем эта книга

Перед вами книга о лицах и чувствах - ваших собственных и окружающих вас людей. Сначала мы сосредоточимся на том, как выглядят чувства на лицах других людей и вашем собственном лице. На фотографиях изображены типичные выражения лица при переживании основных эмоций и показано, как удивление, страх, гнев, отвращение, печаль и радость проявляются через изменения лба, бровей, век, щек, носа, губ и подбородка. Обычные затруднения, возникающие при распознавании выражения эмоций, будут преодолены благодаря фотографиям, которые проясняют различия между удивлением и страхом, гневом и отвращением, печалью и страхом. Тонкие оттенки отображения эмоций на лице иллюстрируются показом целой серии выражений для каждого переживания. Удивление, например, имеет широкий спектр. Не существует какого–то одного выражения удивления - их много: удивление вопрошающее, немое, слабое, изумление, удивление умеренное или крайнее. Кроме того, бывают и сложные для распознавания выражения лица, их примеры также можно найти на приведенных в книге фотографиях. Вы увидите, как различные эмоции могут объединяться и проявляться как одно выражение, сочетающее, например, печаль и гнев, страх и гнев, удивление и страх.

Предисловие к русскому изданию

Книга «Узнай лжеца по выражению лица» написана известным американским психологом Полом Экманом в соавторстве с Уоллесом Фризеном. Пол Экман - один из крупнейших исследователей человеческой мимики. Во всех современных учебниках психологии его имя упоминается в разделах, посвященных проблемам выражения эмоций. В этом издании отражены результаты работы многочисленных экспериментальных исследований П. Экмана и его сотрудников, проводившихся на сотнях людей в разных странах мира.

Лицо человека является изумительно организованным экраном, где через движения мимических мышц отражаются тончайшие движения души. Самое интересное, что, несмотря на индивидуальные и культурные различия между людьми, у всех нас существуют общие, генетически обусловленные программы того, как именно наши эмоции (радость, гнев, страх, удивление и т. д.) выражаются в виде сокращений совершенно определенных ансамблей мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка. Если вы принадлежите к виду Homo Sapiens, то по большому счету не важно, кто вы: австралийский абориген, африканский пигмей, белый европеец или американский индеец - общие схемы мимических движений лица при переживании той или иной эмоции будут принципиально схожими. И уже поверх этого сходства накладываются в процессе социализации культурные различия, которые тоже изучал Пол Экман. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Общаясь с человеком, мы смотрим ему в лицо, поскольку чувствуем, что переменчивость лица отражает изменения в состоянии собеседника и его отношении к нам. Но одно дело - смотреть, а другое - видеть. Исследования Экмана показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды (это предел для нашего зрения). Обычно же наблюдательные люди могут распознать мины лица, длящиеся десятые доли секунды. Это как в романах: герой «увидел, как по лицу гостя пробежала тень легкого неудовольствия». Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет.

Умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, педагогам, дипломатам, юристам, врачам, актерам, милиционерам, продавцам, то есть тем, кто работает с людьми. Именно для этих групп профессионалов Пол Экман создавал программы тренингов, обучающих быстро и точно различать эмоции человека по его мимике. Эти тренинги и практическая работа Экмана и его коллег позже легли в основу известного американского телесериала «Обмани меня, если сможешь», который теперь знаком и российским зрителям.

Книга, которую вы держите в руках, является практическим руководством для желающих научиться читать лица людей как открытую книгу. Собственно исследования Экмана и показали, что лицо самой природой предназначено для того, чтобы оповещать окружающих о настроении человека, и поэтому дает нам возможность правильно ориентироваться в отношениях с ним.

Искусству понимания мимики мы учимся с младенчества, но не у всех это хорошо получается. Книга Пола Экмана и Уоллеса Фризена предоставляет читателю уникальную возможность постепенно, шаг за шагом, освоить все тонкости этого нужного для жизни мастерства. У этой книги нет аналогов в мировой психологической литературе.

Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями. Возможно, кому-то будут особо интересны отдельные темы. Но тем, кто захочет достичь высокопрофессионального уровня чтения человеческой мимики, по мнению Пола Экмана, потребуется около 120 часов для детальной проработки всех заданий. Однако дело того стоит - ведь умение читать лица людей является основой искусства общения.

М. В. Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Благодарности

Мы выражаем признательность Национальному институту психического здоровья (NIMH) за предоставленную возможность проводить исследования выражений лица и движений тела в течение восемнадцати лет. Пол Экман смог начать их после того, как получил от NIMH стипендию и право на проведение исследований в 1955–1957 гг. в рамках программы работы над докторской диссертацией. Во время службы в армии, продолжавшейся с 1958 по 1960 г., Пол Экман и Уоллес Фризен стали ассистентами-исследователями в NIMH , и Фризен официально присоединился к работе над исследовательским проектом института в 1965 г. Получение гранта после защиты докторской диссертации позволило Экману заниматься исследованиями с 1960 по 1963 г. Позднее, когда его преподавательская деятельность стала ограничивать возможности проведения исследований, премия NIMH «За профессиональный рост» позволила команде Пола Экмана продолжить начатую ранее работу в период с 1966 по 1972 г. Все эти годы при возникновении любых критических ситуаций покойный Берт Бооте, директор отдела по работе со стипендиатами-исследователями, оказывал действенную помощь в работе и давал бесценные советы. С 1963 г. и по настоящий момент Отделение клинических исследований NIMH неизменно поддерживало и поддерживает исследования движений тела и выражений эмоций на лице. Эта поддержка позволила изучить пациентов психиатрической клиники и сделала возможной совместную работу, начиная с 1965 г.

Мы также благодарны Агентству передовых исследовательских проектов (ARPA) при министерстве обороны США за поддержку наших исследований с 1966 по 1970 г. Ли Хог, бывший директор ARPA, убедил нас в важности изучения выражений лица и жестов в разных культурах. Он помог нам преодолеть наше нежелание разрешить спор о возможной универсальности выражений лица и жестикуляции. Когда мы начали исследование в заброшенном уголке Новой Гвинеи, Ровена Свансон, контролировавшая расходование средств выделенного нам гранта, умело помогала нам преодолевать различные административные и бюрократичесрсие барьеры.

Мы необычайно благодарны Сильвану Томкинсу за его заразительный энтузиазм в отношении изучения выражений эмоций на лице. Он побуждал нас учиться читать человеческие лица и учить этому других. На протяжении последних десяти лет Пэтси Гарлан оказывала нам бесценную помощь, когда приближались к той точке каждого эксперимента, после которой мы должны были делиться результатами нашей работы с другими людьми. Она всегда тонко понимала нас, много работала над приданием нашим отчетам необходимого блеска, критически оценивала идеи, искала неясности и противоречия. Мы также благодарны друзьям, коллегам и сотрудникам, которые с энтузиазмом относились к нашим исследованиям человеческого лица и попыткам научить других тому, чему мы научились сами. Рэндалл Харрисон, Джон Вир, Аллен Дитман и Стюарт Миллер внесли много полезных предложений о том, как представить этот материал в удобном для понимания виде. Харриет Льюке не только перепечатала нашу рукопись, но и стала первым ее читателем. Нина Хонбо неизменно помогала нам находиться в рабочем состоянии и поощряла нас к завершению обработки материалов. Мы не можем назвать по именам всех тех людей, которые участвовали в исследовании, описанном в этой книге, но мы благодарны им за самоотверженную работу и их дополнительные усилия, благодаря которым мы получали время для написания этой книги.

Особую признательность мы выражаем друзьям, студентам и коллегам по работе, которые разрешили нам показать свои лица в этой книге.


Введение

О чем эта книга

Перед вами книга о лицах и чувствах - ваших собственных и окружающих вас людей. Сначала мы сосредоточимся на том, как выглядят чувства на лицах других людей и вашем собственном лице. На фотографиях изображены типичные выражения лица при переживании основных эмоций и показано, как удивление, страх, гнев, отвращение, печаль и радость проявляются через изменения лба, бровей, век, щек, носа, губ и подбородка. Обычные затруднения, возникающие при распознавании выражения эмоций, будут преодолены благодаря фотографиям, которые проясняют различия между удивлением и страхом, гневом и отвращением, печалью и страхом. Тонкие оттенки отображения эмоций на лице иллюстрируются показом целой серии выражений для каждого переживания. Удивление, например, имеет широкий спектр. Не существует какого-то одного выражения удивления - их много: удивление вопрошающее, немое, слабое, изумление, удивление умеренное или крайнее. Кроме того, бывают и сложные для распознавания выражения лица, их примеры также можно найти на приведенных в книге фотографиях. Вы увидите, как различные эмоции могут объединяться и проявляться как одно выражение, сочетающее, например, печаль и гнев, страх и гнев, удивление и страх.

Со времен древности человеку необходимо было уметь понимать людей и их выражение лица для выживания. В процессе эволюции мы научились распознавать стандартные эмоции, которые ярко выражаются на лице собеседника.

Кому нравится, когда человеку лгут в лицо? Никому. И, к сожалению, часто ложь приводит к разрушению отношений. Один из инструментов понять, что же говорит душа человека - книга...

Специалист в области психологии Пол Экман и его коллега Уоллес Фризен написали книгу "Узнай лжеца по выражению лица", которая поможет каждому, осмысленно прочитавшему её, научиться читать людей без слов, распознавая сигналы, которые посылает наше тело. Пол Экман почти большую часть своей жизни посвятил изучению эмоций человека, их выражения и методов понимания психологического состояния человека, даже если тот скрывает правду. Автор известен своими исследованиями невербального общения, акцентируя внимание на распознавании эмоционального состояния человека. Нельзя не упомянуть Пола Экмана, говоря о психологии эмоций, и в частности - о лжи. В этой книге собраны заключения и выводы из множества работ, исследований и экспериментов Экмана, а также тех, кто ему помогал.

Наше лицо выдает микро-выражения, которые являются краткими выражениями эмоций и длятся лишь долю секунды. Человек, контролирует он свои эмоции или нет, всегда выражает их на своем лице. Исследуя эмоции человека, доктор Экман вывел 7 основных и универсальных эмоций человека, о которых вы также прочтете в его книге и сможете обучиться распознавать их с помощью этих страниц.

Знать, что говорит вам человек, очень важно, особенно для людей, у которых профессиональная деятельность связана коммуникацией со множеством людей. Книга по выявлению лжи прекрасна для тех, кто хочет знать, что человек чувствует, обращая внимание не на слова, а лишь на язык лица и тела. Эти страницы созданы для того, чтоб читатели смогли научиться с точностью до миллисекунд узнавать эмоции собеседника, то, что хочет сказать его тело.

Книга включает достаточно иллюстративного материала, понятные и четкие объяснения к фото. Простая структура содержания позволяет без труда найти соответствующий раздел и прочесть необходимый материал. Для тех, кто желает стать специалистом в области распознавания эмоций и лжи, по словам Пола Экмана, необходимо 120 часов детальной отработки практических заданий.

Эта книга даст вам базу знаний по психологии, так как, говоря о проявлениях лжи, нельзя не сказать о самых распространенных отличительных проявлениях эмоций и лжи. Не нужно будет знать о том, что человек скажет, вы научитесь его читать. Книга Экмана базируется на многочисленных исследованиях и экспериментах автора. Эти страницы научат вас шаг за шагом лучше понимать эмоциональное состояние человека и распознавать ложную информацию. Научит вас отличать динамику выражения каждой эмоции и сравнивать со своими проявлениями эмоций. Это поможет больше узнать о своих ощущениях и о себе самом.

А теперь конкретнее.

Возьмите зеркальце такого размера, чтоб вы полностью видели в нем свое лицо. Вам следует стараться НЕ обращать внимания на ваше внутреннее смущение, когда будете изображать разные эмоции на лице и рассматривать их отражение через зеркало.

Зачем смотреть на свои проявления эмоций, если мы хотим научиться читать собеседника? Пол Экман проводил разнообразные исследования, чтоб выяснить - является ли выражение эмоций универсальным для людей разных национальностей. И не так давно автор доказал выдвинутую им гипотезу об универсальности проявления эмоций. На сегодняшний день эту точку зрения принимает большинство ученых мира. Наблюдая за своими эмоциями, вы научитесь замечать такие же проявления у других людей, научитесь понимать, что на самом деле говорит вам тело вашего собеседника.

В некоторых главах книги подробно рассматриваются проявления эмоций и даются практические задания для их распознавания. В них говорится о том, как лучше изобразить эмоцию, чтобы точно понять принцип работы мышц лица.

Эта книга рассказывает также о факторах, которые мешают нам точно распознавать выражения эмоций на лице. Концентрирование внимания очень важно для точного понимания языка эмоций, но проблема в том, что на нашем лице отображается сразу несколько типов сигналов. Как научиться их подмечать?

Какие именно эмоции отображаются на лице? Существует немало эмоций, но лучше всех исследованы 7 - гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение, презрение. В книге представляется более тридцати сочетаний этих эмоций и их проявлений.

В выражении эмоций задействован абсолютно каждый мускул лица. В книге рассказывается, какую роль играют глаза и брови, губы и лоб, все остальные мышцы лица.

Что ж, эта книга прекрасно обучает практическим умениям распознавать эмоции, настоящее состояние души человека.

Безусловно, важно для распознавания лжи то, что говорит нам каждый мускул лица, почти так же важно обращать внимание на язык самого тела и в частности - рук, и эти знания с практической частью вы получите в книге Пола Экмана «Узнай лжеца по выражению лица».

Хотя работа по исследованию выражений лица и удостоилась наибольшего внимания и, безусловно, на нее я потратил большую часть своего времени, но то, что люди делают при разговоре со своими руками, также очень важно. И мы знаем, что жестикуляция, как предположил Дарвин, варьируется вместе с родной культурой человека. Вместе с тем, существуют три принципиально отличных варианта. Один вариант - то, что я делаю сейчас. Я называю это жестами-иллюстраторами. Я использую руки для иллюстрации собственной речи. Я повторяю движение мыслей, как дирижер, только в данном случае я дирижирую собственной речью. По результатам исследований, одни люди используют их гораздо чаще, другие реже. Существует порядка восьми различных типов иллюстраторов. Используемый вами тип отражает вашу этническую принадлежность.