Продолжение колен князей Мещерских. Дронов И.Е

Князь Влади́мир Петро́вич Меще́рский (14 (26) января 1839, Санкт-Петербург - 10 (23) июля 1914, Царское Село) - русский писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель-редактор журнала (с 1 октября 1887 года - газеты) «Гражданин», камергер Александра II.

Биография

Представитель княжеского рода Мещерских. Сын дочери Н. М. Карамзина , за что получал специальную прибавку к жалованью: Карамзин был государственным историографом, и двор платил его семье пенсию. Родители Мещерского, Пётр Иванович и Екатерина Николаевна, принадлежали к ближайшему окружению Пушкина, его бабушкой была София Сергеевна Мещерская, переводившая с французского.

Мещерский получил наибольшую известность как влиятельный консервативный публицист и консультант правительства (сперва Александра III, затем, после кратковременной опалы, - Николая II), прославившийся своим предложением «поставить точку» реформам Александра II.

Газета «Гражданин», которую он издавал, пользовалась субсидиями правительства. Генерал А. А. Мосолов, бывший начальником канцелярии Министерства Императорского Двора (1900-1916), свидетельствовал в своих воспоминаниях, что Мещерский получал ежегодную субсидию из десятимиллионного фонда; также писал о нём: «За время своей службы при дворе, я не помню ни одного случая, когда бы Мещерский не добился от государя испрашиваемой им для кого-нибудь милости. Он писал непосредственно его величеству, и у меня перебывало в руках немало писем, писанных убийственным почерком князя с неизменною резолюциею императора: „Исполнить“.» Некоторое время с ним сотрудничал писатель Ф. М. Достоевский , бывший ранее, с 1 января 1873 года редактором-издателем еженедельника. С 1873 года - действительный статский советник.

Репутация Мещерского, одиозная среди либералов и левых, была не лучшей и в кругах консерваторов, многие из которых стремились отмежеваться от него. Это было связано не только с деятельностью Мещерского как «серого кардинала» правительства, но и со скандальными историями, которые возникали в связи с гомосексуальной ориентацией князя.

Неприличная история произошла между Мещерским и графом Келлером вокруг молодого трубача из подчиненного графу лейб-стрелкового батальона столичного гарнизона. Князь добился отставки военачальника, препятствовавшего ему видеться с любовником. Но позднее проведенное расследование подтвердило правоту графа Келлера, а слухи о деле быстро распространились по Петербургу.

Эпизод из эпохи Александра III">Берсеньев В. В.,Марков А. Р. ПОЛИЦИЯ И ГЕИ: Эпизод из эпохи Александра III .

Владимир Сергеевич Соловьёв именовал его «Содома князь и гражданин Гоморры», прозрачные намёки на это появлялись во французских и русских газетах. Любовником князя (по другим данным - незаконным братом) был правительственный агент и авантюрист Иван Манасевич-Мануйлов, затем в связи с Мещерским находился покровительствуемый им журналист Иосиф Колышко.

Из полицейского донесения:

Мещерский Князь Владимир Петрович

55-ти лет, Камергер; редактор газеты «Гражданин».

Употребляет молодых людей, актеров и юнкеров и за это им протежирует. В числе его любовников называют Аполлонского и Корвин-Круковского. Юнкеров и молодых людей ему сводничают К.Ив. Чехович и Депари. Для определения достойна задниц его жертв, у него заведен биллиард.

Историки так его характеризуют:

Еще более одиозной была репутация другого трубадура реакции 80-90-х годов - князя Владимира Петровича Мещерского. Сей господин, прославлявший национальную потребность в розгах («как нужна соль русскому человеку, так ему нужны розги»), «презренный представитель заднего крыльца», «негодяй, наглец, человек без совести», к тому же еще «трижды обличенный в мужеложстве», был личным другом Александра III. Его журнал «Гражданин» субсидировался царем и считался поэтому в осведомленных кругах «царским органом», «настольной книгой царей». И. С. Тургенев писал о нем в 1872 году, то есть еще тогда, когда «Гражданин» не был столь реакционен, как в 80-е годы: «Это, без сомнения, самый зловонный журналец из всех ныне на Руси выходящих».

С. Ю. Витте в своих воспоминаниях указывает: «Наиболее любимый молодой человек Мещерского - Бурдуков, отставной корнет, не имеющий никакого образования и воспитания, состоит камергером двора его величества, чиновником особых поручений при министре внутренних дел, получает усиленное содержание. И даже, кажется, на случай смерти Мещерского, когда он, Бурдуков, останется без протекции, ему заранее определена пенсия, сравнительно в большом размере, если только Бурдуков покинет службу». Николай Фёдорович Бурдуков (в 1910-е годы действительный статский советник, служивший в железнодорожном ведомстве) проживал в доме Мещерского по Спасской улице, 27. После кончины Мещерского Н. Ф. Бурдуков по завещанию стал его наследником и получил в собственность оба дома, которыми владел князь - на Спасской и в Гродненском переулке, дом 6.

Творчество

Успехом пользовались по преимуществу его сатирические романы из великосветской жизни, изданные иногда под инициалами «К.В.М.»: «Женщины из петербургского большого света», «Один из наших Бисмарков», «Лорд Апостол в петербургском большом свете», «Хочу быть русской», «Тайны современного Петербурга», «Ужасная женщина», «Реалисты большого света», «Князь Нони», «Граф Обезьянинов», «Ужасная ночь» и др. Князь Мещерский, его журнал и сочинения неоднократно иронически упоминаются в ранних юморесках А.П. Чехова .

Мещерскому принадлежат также: «Очерки нынешней общественной жизни в России» (СПб., 1868), «В улику времени» (1879) и др. При жизни были изданы его «Воспоминания» в 3-х частях (Санкт-Петербург, 1897-1912), описывающие некоторые события политической и светской жизни 1880-1890-х гг.

Награды

  • Звание Камер-юнкера (1861);
  • Орден Святой Анны 3-й степени (1864);
  • Звание Камергера (1872);
  • Орден Святого Владимира 3-й степени (1902);
  • Медаль «В память царствования императора Александра III»
  • Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых»

МЕЩЕРСКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - князь, российский пуб-ли-цист, пи-са-тель, действительный статский советник (1873 год), ка-мер-гер (1872 год).

Из ро-да Ме-щер-ских. Внук Н.М. Ка-рам-зи-на. Окон-чил Училище пра-во-ве-де-ния (1857 год). В 1857-1858 годах слу-жил в Се-на-те. Стряп-чий по-ли-цей-ских дел в Ро-ж-де-ст-вен-ской час-ти Санкт-Пе-тер-бур-га (1859 год). Су-дья по гражданским де-лам Санкт-Пе-тербургского уезд-но-го су-да (1859-1861 годы). Чи-нов-ник осо-бых по-ру-че-ний при ми-ни-ст-ре внутренних дел (1861-1876 годы). В конце 1876 года при-чис-лен к Министерству народного про-све-ще-ния без мес-та и со-дер-жа-ния (чис-лил-ся до смер-ти). Из-да-тель (1872-1877, 1882-1914 годы) и ре-дак-тор (1882-1894, 1895-1906, 1913 годы) кон-сер-ва-тив-но-го жур-на-ла-га-зе-ты «Гра-ж-да-нин», из-да-тель и ре-дак-тор газеты «Русь» (1894-1896 годы), жур-на-лов «Вос-кре-се-ние» (1887-1894 годы), «Дру-же-ские ре-чи» (1903-1905 годы) и других из-да-ний. Глас-ный Санкт-Пе-тербургской городской ду-мы (1904 год).

В 1862-1872 годах вхо-дил в бли-жай-ший круг мо-ло-дых чле-нов императорской фа-ми-лии, осо-бен-ная друж-ба свя-зы-ва-ла его с гер-цо-гом Н.М. Лейх-тен-берг-ским (из ро-да Лейх-тен-берг-ских), на-след-ни-ком пре-сто-ла великим князем Ни-ко-ла-ем Алек-сан-д-ро-ви-чем, а так-же с великим князем Алек-сан-дром Алек-сан-д-ро-ви-чем (с 1865 года, по-сле смер-ти бра-та, на-след-ник пре-сто-ла, бу-ду-щий император Алек-сандр III), на фор-ми-ро-ва-ние по-ли-тических взгля-дов ко-то-ро-го Мещерский ока-зал зна-чительное вли-я-ние. В этот пе-ри-од Мещерский был сто-рон-ни-ком ре-форм, про-во-ди-мых императором Алек-сан-дром II. В 1870-е годы за-нял бо-лее кон-сер-ва-тив-ные по-зи-ции. Стал счи-тать, что ре-фор-мы долж-ны но-сить по-сте-пен-ный ха-рак-тер, со-от-вет-ст-вую-щий уров-ню раз-ви-тия стра-ны, что «к ре-фор-мам ос-нов-ным на-до по-ста-вить точ-ку, ибо нуж-на пау-за, пау-за для то-го, что-бы дать жиз-ни сло-жить-ся» (при-нёс-шая Мещерскому ре-пу-та-цию ре-ак-цио-не-ра ста-тья «Впе-рёд или на-зад», опубликована в журнале «Гра-ж-да-нин», 1872 год, № 2). В середине 1870-х годов оце-ни-вал ре-фор-мы Алек-сан-д-ра II уже как не-удач-ные, а при-чи-ной это-го счи-тал не-го-тов-ность и не-же-ла-ние пред-ста-ви-те-лей об-ра-зо-ван-но-го об-ще-ст-ва за-ни-мать-ся де-лом. Мещерский об-ли-чал не-со-стоя-тель-ность земств, под-ме-няв-ших, по его мне-нию, прак-тическую хо-зяйственную дея-тель-ность «ли-бе-раль-ной го-во-риль-ней»; ука-зы-вал на тен-ден-ци-оз-ность но-вых су-дов, снис-хо-ди-тель-но от-но-сив-ших-ся к пре-ступ-ни-кам из низ-ших со-сло-вий и, на-обо-рот, го-то-вых при-знать ви-нов-ность че-ло-ве-ка из-за его вы-со-ко-го со-ци-аль-но-го ста-ту-са. След-ст-ви-ем ре-форм счи-тал об-щее па-де-ние нрав-ст-вен-но-сти в об-ще-ст-ве. Идеа-лом государственного уст-рой-ст-ва для Мещерского яв-ля-лась силь-ная са-мо-дер-жав-ная власть, опи-раю-щая-ся на ши-ро-кие об-щественные кру-ги, с чем бы-ли свя-за-ны его кри-ти-ка пра-ви-тель-ст-ва за не-до-ве-рие к об-ще-ст-ву, при-зы-вы к со-кра-ще-нию пол-но-мо-чий ми-ни-стерств за счёт уси-ле-ния вла-сти гу-бер-на-то-ров, от-стаи-ва-ние эле-мен-тар-ных гражданских сво-бод (сло-ва, со-вес-ти). Мещерский ве-рил в са-краль-ность цар-ской вла-сти, был сто-рон-ни-ком со-хра-не-ния со-слов-ной сис-те-мы как ос-но-вы са-мо-дер-жа-вия и па-тер-на-ли-ст-ской опе-ки над кре-сть-я-на-ми со сто-ро-ны дво-рян-ст-ва. Национальные во-про-сы рас-смат-ри-вал с точ-ки зре-ния государственных ин-те-ре-сов, их ре-ше-ние ви-дел в рас-про-стра-не-нии на ок-раи-ны Российской им-пе-рии об-ще-рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ст-ва.

Со вре-ме-нем Мещерский стал од-ним из главных идео-ло-гов «контр-ре-форм» 1880-1890-х годов. Одоб-рял осу-ще-ст-в-лён-ную императором Алек-сан-дром III кор-рек-ти-ров-ку ре-форм 1860-1870-х годов, по-ста-вив-шую са-мо-дея-тель-ность об-ще-ст-ва под кон-троль пра-ви-тель-ст-ва, уви-дел в этом ко-нец эпо-хи «все-об-ще-го ша-та-ния» и воз-вра-ще-ние твёр-дой, знаю-щей свои же-ла-ния вла-сти, то есть воз-ро-ж-де-ние ис-кон-но рус-ско-го, с его точ-ки зре-ния, прин-ци-па - «что-бы од-на власть управ-ля-ла, и ни-кто боль-ше, а мы бы-ли управ-ляе-мы». Мещерский ак-тив-но бо-рол-ся с лю-бым про-яв-ле-ни-ем ли-бе-ра-лиз-ма, в том числе и в пра-ви-тельственных сфе-рах (вы-сту-пал про-тив ми-ни-ст-ров народного про-све-ще-ния, фи-нан-сов и юс-ти-ции - А.П. Ни-ко-лаи, Н.Х. Бун-ге, Д.Н. На-бо-ко-ва).

С 1872 года литературный и по-ли-тический са-лон Мещерского по-се-ща-ли вид-ные чи-нов-ни-ки центральных ве-домств и ме-ст-ных уч-ре-ж-де-ний, ли-те-ра-то-ры и об-щественные дея-те-ли. В 1880-1910-е годы Мещерский имел оп-ре-де-лён-ный вес в пра-ви-тельственных кру-гах. По-сле всту-п-ле-ния на пре-стол императора Ни-ко-лая II под-верг-ся опа-ле, од-на-ко вско-ре су-мел вос-ста-но-вить своё влия-ние при дво-ре. В пись-мах к императору Алек-са-нд-ру III и императору Ни-ко-лаю II, и в пе-ре-пис-ке с ря-дом вид-ных са-нов-ни-ков (К.П. По-бе-до-нос-це-вым, Т.И. Фи-лип-по-вым, Д.С. Си-пя-ги-ным, В.К. Пле-ве, С.Ю. Вит-те) Мещерский пред-ла-гал свои ва-ри-ан-ты ре-ше-ния важ-ных внут-ри- и внеш-не-по-ли-тических про-блем, пы-тал-ся вли-ять на кад-ро-вую по-ли-ти-ку (в ча-ст-но-сти, со-дей-ст-во-вал на-зна-че-нию И.А. Выш-не-град-ско-го на пост министра фи-нан-сов). Вы-сту-пал про-тив со-юз-нических от-но-ше-ний с западно-ев-ропейскими стра-на-ми, ни-когда, по мне-нию Мещерского, не слу-жив-ших к поль-зе Рос-сии. Един-ст-вен-ной стра-ной, чьи ин-те-ре-сы не вхо-ди-ли в про-ти-во-ре-чие с рос-сий-ски-ми, он по-ла-гал Гер-ма-нию. На ру-бе-же XIX-XX веков Мещерский по-счи-тал власть дос-та-точ-но силь-ной, что-бы про-вес-ти на-зрев-шие ре-фор-мы ме-ст-но-го управ-ле-ния - рас-ши-рить уча-стие в управ-ле-нии «об-ще-ст-вен-ных сил», но не че-рез зем-ст-ва, а че-рез дей-ст-вую-щие при под-держ-ке гу-бер-на-то-ров ме-ст-ные вы-бор-ные ко-мис-сии. Мещерский уча-ст-во-вал в со-став-ле-нии про-ек-та Ма-ни-фе-ста Ни-ко-лая II от 26.02(11.03).1903 года, ко-то-рый воз-вес-тил о про-грам-ме ре-форм - зем-ско-го са-мо-управ-ле-ния, цен-зу-ры и других. Ли-бе-раль-ные и ре-во-люционные на-строе-ния об-ще-ст-ва Мещерский по-ла-гал на-нос-ны-ми, не уко-ре-нён-ны-ми в русской жиз-ни. Подъ-ём ли-бераль-но-го дви-же-ния в 1904-1905 годах ка-зал-ся ему ох-ва-тив-шим об-ще-ст-во бе-зу-ми-ем. В 1905 году в со-ста-ве Осо-бо-го со-ве-ща-ния под пред-се-да-тель-ст-вом Д.Ф. Ко-бе-ко Мещерский уча-ст-во-вал в раз-ра-бот-ке Временных пра-вил о по-вре-мен-ных из-да-ни-ях (смотрите в статье Вре-мен-ные пра-ви-ла о пе-ча-ти 1905-1906 годов).

Ав-тор по-пу-ляр-ных са-ти-рических по-вес-тей и ро-ма-нов из жиз-ни выс-ше-го све-та, в ху-дожественной фор-ме вы-ра-жав-ших его по-ли-тические взгля-ды: «Жен-щи-ны пе-тер-бург-ско-го боль-шо-го све-та» (тома 1-3, 1874 год), «Один из на-ших Бис-мар-ков» (тома 1-2, 1874 год), «Лорд-апо-стол в боль-шом пе-тер-бург-ском све-те» (тома 1-4, 1876 год), «Тай-ны со-вре-мен-но-го Пе-тер-бур-га» (тома 1-4, 1876-1877 годы), «Муж-чи-ны пе-тер-бург-ско-го боль-шо-го све-та» (тома 1-4, 1897 годы), «Ми-лый че-ло-век» (тома 1-2, 1901 годы) и другие. Ав-тор ме-муа-ров («Мои вос-по-ми-на-ния», тома 1-3, 1897-1912 годы; пе-ре-изданы под названием «Вос-по-ми-на-ния», 2001 год).

Ис-точники:

Франк В.С. Из не-из-дан-ной пе-репис-ки имп. Алек-сан-д-ра III и Ни-ко-лая II с кн. В.П. Ме-щер-ским // Со-вре-мен-ные за-пис-ки. 1940. Т. 70;

Vinogradoff I. Some Russian Imperial letters to Prince V.P. Meshchersky // Oxford Slavonic Papers. Oxf., 1962. Vol. 10;

idem. Further Russian Imperial correspondence with Prince V.P. Meshchersky // Ibid. Oxf., 1964. Vol. 11.

Сочинения:

Очер-ки ны-неш-ней об-ще-ст-вен-ной жиз-ни в Рос-сии. СПб., 1868-1870. Вып. 1-2;

Ре-чи кон-сер-ва-то-ра. СПб., 1876. Вып. 1-2;

Прав-да о Сер-бии. СПб., 1877;

В ули-ку вре-ме-ни. СПб., 1879;

О со-вре-мен-ной Рос-сии. СПб., 1880;

Что нам нуж-но. СПб., 1880;

Гра-ж-да-нин кон-сер-ва-тор / Вступ. ст., сост., ком-мент. И.Е. Дро-но-ва. М., 2005.

Дополнительная литература:

Ку-ту-зов П.А. Ос-но-вы пат-рио-ти-че-ских убе-ж-де-ний кня-зя В. П. Ме-щер-ско-го (К юби-лею 30-лет-не-го из-да-ния «Гра-ж-да-ни-на»). М., 1902;

Сло-ним-ский Л.З. О ве-ли-кой лжи на-ше-го вре-ме-ни: К. П. По-бе-до-нос-цев и князь В.П. Ме-щер-ский. СПб., 1908;

Да-лин В.М. По-след-ние Ро-ма-но-вы и князь Ме-щер-ский // Во-про-сы ис-то-рии внеш-ней по-ли-ти-ки СССР и ме-ж-ду-на-род-ных от-но-ше-ний. М., 1976;

Анань-ич Б.В. О тек-сте ма-ни-фе-ста 26 фев-ра-ля 1903 г. (Из ар-хи-ва В.П. Ме-щер-ско-го) // Вспо-мо-га-тель-ные ис-то-ри-че-ские дис-ци-п-ли-ны. Л., 1983. Т. 15;

Со-ловь-ев Ю.Б. Князь В.П. Ме-щер-ский и его роль во внут-рен-ней по-ли-ти-ке в пред-воен-ные го-ды // Про-бле-мы со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ис-то-рии Рос-сии. СПб., 1991;

Дро-нов И.Е. Кру-жок кня-зя В.П. Ме-щер-ско-го, 1865-1914 // Вест-ник МГУ. Сер. 8. Ис-то-рия. 2001. № 3.

Хлебосольный князь Мещерский. Поэт был опечален его уходом настолько, что откликнулся одой. Несмотря на отсутствие одических размеров и величественности, присущих жанру, эти восемьдесят восемь строк настолько трогают душу читателя, что неминуемо начинаются поиски информации о том, кто такой князь Мещерский и чем он известен? Оказывается - ничем. Самый обыкновенный человек, хотя и представитель древнего рода. Князя Александра, о котором так горевал Державин, значительно превзошёл в известности его потомок - Владимир, который писал, будучи публицистом, а также издавал и редактировал журнал "Гражданин". Но князь Владимир начал издательскую деятельность в 1887-м, а державинская ода "На смерть князя Мещерского" была написана в 1779 году, почти сто лет назад.

Ода

Смерть и вечность - две темы, касающиеся каждого и постоянно пересекающиеся в оде Державина, небывалая искренность и проникновенность лирики - вот почему эти стихи быстро стали известными и полюбились читателю. В их строках заложена глубокая философия относительно ничтожного человеческого бытия и огромного непостижимого мироздания, внутри которого князь Мещерский всё ещё жив. Утешительно для читателя то, что Державин показывает человечество как часть природы, которая вечна, стало быть и люди часть этой вечности, хотя каждая отдельная жизнь безусловно конечна, кратковременна и преходяща. Ведь любой человек - знатный и ничтожный - обязательно умрёт.

Гений Державина сумел объединить жизнь со смертью в радостном ощущении первого и трагическом переживании последнего, и умерший князь Мещерский с лёгкой руки поэта получил жизнь вечно отрадную - настолько глубоко и страстно сопереживал поэт своему близкому знакомому. Смерть мрачна, неумолима, она равнодушна к тому, что вся жизнь героя строк державинской оды была праздничной, наполненной красотой и довольством, роскошью и негой. До предела усиливается драматизм именно этим противопоставлением: на смерть князя Мещерского невозможно отреагировать словом "отмучился". Сама коллизия, разворачивающаяся в оде, конфликтна, так же как и образная система, применяемая автором.

Заложенный в структуру оды конфликт приводит к пониманию, что диалектическая сущность мироздания противоречива и никак не может быть приведена к единству с отдельно взятой человеческой судьбой. "Где стол был яств - там гроб стоит..." - исключительный по своей насыщенности стих. "На смерть князя Мещерского" - ода на одиннадцать строф, где в каждой строчке жизнь пытается сопротивляться смерти.

Противостояние

Восемь строк любой строфы этой оды обязательно заявляют о противостоянии жизни и смерти. Это утверждается на различных уровнях подачи поэтического материала. Образным рядом, построением синтаксических конструкций, изменениями ритмических рисунков звучания и так далее. Державин очень обильно использует тропы - поэтические иносказания, которые со временем, уже в творчестве его последователей оформятся как оксюморон. Это достаточно сложный троп, но и чрезвычайно выразительный: "Мёртвые души" у Гоголя, "Живой труп" у Толстого, "Горячий снег" у Бондарева - сами названия передают всю неоднозначность переживаний, чувств, душевных состояний в передаче определённых событий.

Державин стал основоположником этого средства выразительности в литературном языке. В одном и том же образе уживаются абсолютно противоположные смыслы - это и есть оксюморон. Неоднозначность, противоречия во всём - не только в каждом поступке человека, в его поведении, но и вся жизнь - один только оксюморон, отсюда и такая высокая степень правдивости в строках этой оды. Анализ стихотворения "На смерть князя Мещерского" явно показывает те начала, которые впоследствии будут разработаны, усовершенствованы и до максимума повысят психологическую нагрузку произведения. Например, фраза: "Сегодня бог, а завтра прах." Это значит следующее: родимся для того, чтобы умереть, и вместе с жизнью смерть свою приемлем. Так звучит главная идея и выполненная Державиным сверхзадача в данном произведении.

Князь Александр Мещерский

Ода, сочинённая Державиным и опубликованная анонимно в "Санкт-Петербургском вестнике" 1779 года, сделала этого человека знаменитым. Молодой так был впечатлён данными строками, что захотел непременно познакомиться с автором, да и не только он. Город, а впоследствии и страна гудели, обмениваясь восторгами. Даже Пушкин, спустя много лет после выхода в свет этого произведения, был впечатлён так, что эпиграфом к главе "Дубровского" взял державинскую строку. Ведь, казалось бы, невозможно выразить мысли о жизни и смерти конкретнее и короче. Вся картина бытия человека раздвигается до необозримых пределов. Строки афористически чеканные не передают почти ничего жизнеописательного относительно своего лирического, внезапно почившего героя.

Сын роскоши, человек благополучный и крепчайшего здоровья. Чем и поразительна была его смерть для друзей, родственников и знакомых. Ода обычно пишется об исторически значимых лицах, по крайней мере это предписывают все законы классицизма. А здесь - просто знакомый поэта. Обычный смертный, ничем из общего числа современников не выдающийся. Это не Суворов, не Потёмкин, а заурядный князь. Почему же стихотворение Державина "На смерть князя Мещерского" производило такое неизгладимое впечатление не только на современников, но и на отдалённых потомков? Это тоже новшество: на тот момент ни один поэт не показал так масштабно всевластность и общность законов мироздания через судьбу обычнейшего из людей.

Образ смерти

Смерть выписана Державиным во всём её могуществе - детально и красочно. Образ её показан в динамике - последовательно и развёрнуто. От скрежетания зубовного до усечения косой дней человеческой жизни - в первой строфе. От глотающей целые царства и разящей безжалостно всё вокруг - во второй.

Далее размах принимает космические размеры: сокрушаются звёзды, потухают солнца, всем мирам грозит смерть. Здесь присутствует и некоторое "заземление", чтобы не улететь в этот космос безвозвратно. Державин переключает читателя на жизнепонимание небольшой насмешливой сценкой: смерть глядит, усмехаясь, на царей, на пышных богачей, на гордых умников - и точит, всё точит лезвие своей косы.

Лейтмотивы

Чёткость деления на строфы отнюдь не нарушает плавности повествования. Целый ряд особых художественных приёмов поставил для этой цели Державин себе на службу. Строфы словно перетекают одна в другую (приём, применённый впервые в русской литературе настолько полно и ясно). Концентрируя главную мысль в последней строке строфы, поэт повторяет её в первой строке следующей, развивая затем и усиливая. Мысль и образ, которые повторяются на протяжении всего текста, называются лейтмотивом, им и воспользовался Державин. Ода "На смерть князя Мещерского" именно потому и получилась таким стройным и последовательным произведением. Главными лейтмотивами послужили равнодушная и бесстрастная смерть и скоротечная, словно сон, жизнь.

Метафизический текст

Князю Мещёрскому не были даны высокие должности, видные посты, он никак и ничем не прославился - ни по военному, ни по административному, ни по художественному ведомству. Человек без особых дарований, с приятными чертами чисто русского хлебосольства (которыми в принципе обладал тогда практически каждый). Первое название, которое дал своему произведению Державин, и вовсе относило его к жанру поэтического послания, но никак не к канонической оде: "К С. В. Перфильеву, на смерть Александра Ивановича Мещерского". Однако пафос истинной оды, звуча колокольным набатом, выдал жанровую принадлежность с первой строфы: "Глагол времён! Металла звон!".

И тут же проясняется метафизическая проблематика. Смерть любого - даже вовсе неизвестного человека делает человечество чуть менее полным, а каждого живущего чуть менее полноценным. Смерть приятеля показана как событие экзистенциальное в потоках изумительных поэтических откровений. Рассказывая о смерти князя, Державин явно сопоставляет её со своей собственной. Единство каждого человека со всем человечеством - вот это и есть метафизика данной идеи. И одновременно ода "На смерть князя Мещерского" говорит о противостоянии смерти, поскольку каждой строкой наталкивает на рефлексию о смысле бытия конкретного человека в общем мироздании, несмотря на его бестрепетные законы.

Смысловая структура

Оригинальные метаморфозы ждут читателя в каждом стихе: первопроходец русской поэзии впервые внёс в литературу абсолютно новые категории: высокое-низкое, вечное-временное, частное-общее, абстрактное-конкретное. Конечно же, всё это известно со времён Аристотеля. Но только у Державина эти категории перестают звучать как взаимоисключающие, вступая в синтез.

Одическое, приподнятое, восторженное звучание констатирует самые неутешительные его постулаты. Жизнь человека и ее смысл: лишь смертный не думает умирать. Такие оксюмороны многочисленны, и все они в этой оде трагичны, так чувствует их Державин. "На смерть князя Мещерского" - ода, поставившая читателя перед лицом смерти как единственной константы, поскольку любая сущность завтра или через тысячу лет, как баобаб, всё равно умирает.

Предупреждение читателю

Существование такой константы сомнительно и иллюзорно, потому что бытийно как бы не имеет смысла, и, значит, сущность не истинна, если следов в будущем никаких от неё не осталось. Державин добавил смысла в сытое, но по большей части бессмысленное существование своего знакомого, одой "На смерть князя Мещерского".

Анализ этого произведения сделан не только филологами, но и философами, где связаны все её детали с моделью вселенной, где нет самооснованности бытия индивидуума, поскольку индивидуальность лишена бытийности. Однако внутренний опыт поэта вступает в спор с неизбежностью, словно предупреждая читателя о том, что он на краю бездны, что цепь превращений не прервётся, все и вся исчезнут в этой космической мистерии без малейшего следа.

Другой князь Мещерский

Державин к князю Мещерскому Владимиру Павловичу отношения иметь не мог, хотя предок его удостоился оды на свою смерть. Князь Александр Иванович был статским советником, служил в таможенной канцелярии. Любил литературу и Санкт-Петербургское Английское общество (клуб). Происходил род Мещерских из татарских князей тринадцатого века, в четырнадцатом и пятнадцатом - владел Мещерой, среди представителей рода были воеводы - городовые и полковые. Это и всё, что известно о князьях Мещерских, ничего особенного. Но в 1838 году родился внук Карамзина, князь Владимир Мещерский, особа не по-державински одиозная. Это один из главных героев общественной жизни России девятнадцатого века, персонаж не только умопомрачительных слухов, но и скабрезных анекдотов. Много работал, издавал журнал (впоследствии - газету), написал "Речи консерватора", которые были довольно известны среди современников.

Его отец - гвардии подполковник Пётр Мещерский, мать - старшая дочь знаменитого историографа и писателя Николая Карамзина. Родители - нравственно красивые люди, просвещённые и верящие в идеалы. Сын же, по собственным его словам, имел и характер дурной, и натуру. Грезил о подвигах во имя Отчизны и о сексуальном внимании со стороны посторонних мужчин. Литературная стезя была выбрана им случайно. В 1981 году описал приезд императора к Потёмкиным, с коими был в дружбе. Вскорости князю Мещерскому было пожаловано камер-юнкерство. И работа в министерстве внутренних дел, после чего и открылась дорога в сформированный неподалёку знаменитый кружок. И начался стремительный подъём князя в элиту государственности России.

Воспитателю наследника - графу Строганову, князь Мещерский понравился, поэтому круг общения князя расположился на высотах заоблачных - он стал близким другом цесаревича Николая (здесь вложен тот самый смысл, несмотря на отношение к будущему русскому монарху). давалась Владимиру Мещерскому не так просто, как кажется: то Строганов обзовёт "плохим куртизаном", то за спиной слишком громко шушукаются и хихикают. Однако советчиком для всего окружения наследника и для него самого Мещерский всё-таки стал. Цесаревич был крепко болен, и князь сопровождал его на лечение в Европу, за что начальник по управлению внутренних дел Валуев назвал его "интимным при дворе".

После смерти Николая (поговаривали о самоубийстве на почве гомосексуализма) Мещерскому дали другого цесаревича, в будущем - Александра III, который питал чувства к кузине князя. Эту привязанность будущего монарха Мещерскому удалось нейтрализовать, принимая огонь на себя, за что императорская семья осталась ему весьма благодарна. К этому времени писательский зуд стал очень досаждать князю, и с помощью цесаревича был учреждён настоящий оплот самодержавия - журнал "Гражданин". Благодаря превосходным воспреемникам учредитель журнала и остался в людской памяти. Ведь продолжили его дело такие люди, как Достоевский, Тютчев, Майков. А сам Мещерский на страницах "Гражданина" нещадно боролся со светским образованием, земством, судом присяжных, крестьянским самоуправлением и интеллигентствующими евреями. "Содома князь и гражданин Гоморры", по словам Владимира Соловьёва.

Князь Александр Васильевич Мещерский принадлежал к древнему российскому аристократическому роду. Он являлся последним имевшим потомство кровным представителем этого семейства по мужской линии в дореволюционной России.

Сведения о других отпрысках этого княжеского рода – туманны, скудны либо сомнительны. О судьбе тех, кто остался после Октябрьской революции на территории России, практически ничего не известно.

Частично восполнить этот пробел российской истории относительно рода Мещерских поможет уникальная рукопись (датирована 1980 г.), обнаруженная в Белоруссии в одном из семейных архивов. Рукопись — мемуары москвича Петра Федоровича Борисова, бывшего военнослужащего Советской Армии.

Фрагмент мемуаров П.Ф.Борисова

Родная сестра П.Борисова — Александра Федоровна Борисова, была когда-то служанкой, и, как ранее, без грязных намеков, принято было говорить — «интимной подругой» последней представительницы князей Мещерских на территории бывшего СССР, какой была .

Князь Александр Васильевич Мещерский женится

Одной из шокирующих новостей в аристократических салонах Петербурга и Москвы около 100 лет назад было, прямо скажем, неординарное событие: 73-летний князь Александр Васильевич Мещерский женится!

Князь и княгиня Мещерские

Всё бы ничего, да вот только жених, овдовевший в 1895 году, оказался старше своей невесты на целых 48 лет! Невестой, которой еще не исполнилось и двадцати пяти, была воспитанница князя Екатерина Прокофьевна, дочь его друга и личного врача Прокофия Семеновича Подборского.

Родные и близкие князя Александра Васильевича Мещерского крайне негативно отнеслись к его поступку, и пытались объявить князя сумасшедшим.

Масла в огонь подлило то обстоятельство, что молодая невеста была на сносях. Однако слух о том, что ребенок, мол, «не голубых кровей», опровергло рождение сына Вячеслава. Он столь разительно был похож на князя Александра Васильевича, что сомнения относительно отцовства развеялись.

Тем не менее, общение А.Мещерского со многими из знакомых прервалось. «Доброжелатели» не преминули доложить о скандале императору Николаю II: мол, князь Александр Васильевич Мещерский женился на старости лет на какой-то аферистке. Но искушенный в придворных интригах князь, испросив аудиенции царя, явился к нему со своей женой. Молодожены настолько очаровали Николая II, что он не только не имел впоследствии ничего против этого брака, но и одарил княжескую чету подарками.

После царского одобрения к князю Александру Васильевичу Мещерскому с поздравлениями хлынули его давние знакомые, восклицая, что, мол, есть еще порох в пороховницах!

Но счастливая жизнь семейной четы Мещерских оказалась недолгой. В 1903 году здоровье престарелого князя резко ухудшилось. К этому времени княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская вновь была беременна. Князь Александр Васильевич Мещерский наказал своей супруге: «Родится дочь — назови ее своим именем».

В 1904, после смерти Александра Васильевича Мещерского, родилась его дочь, которую назвали Екатериной.

Китти Мещерская

Китти – такое имя, в соответствии с духом времени, когда в России бытовало англоманство, получила маленькая княжна Екатерина Александровна Мещерская .

Пока подрастали дочь и сын (который был отдан на воспитание в Пажеский корпус), княжеской вдове Екатерине Прокофьевне Мещерской не раз поступали выгодные предложения о повторном замужестве. Все они были отвергнуты. В разговорах с Александрой Федоровной Борисовой княгиня заявляла: прожитые семь лет с князем были для нее как прекрасный сон.

Напряженность во внешнеполитической обстановка, в конце концов, разрешилась первой мировой войной, а впоследствии — февральской революцией.

Помимо особняка в Москве, княжескому роду Мещерских принадлежало Петровское имение возле станции Алабино, что в 40 верстах от Москвы. Это был настоящий дворец. Помимо прочего, в подвалах имения хранились сотни метров ковров, которые расстилались от станции до имения по случаю приезда именитых гостей. В начале февральской революции они были отданы крестьянам, поставлявшим продовольствие.

… Княжне Китти шел тринадцатый год. Летом 1916 года в Петровском произошел случай, впоследствии заметно повлиявший на судьбу Мещерских. Однажды утром княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская узнала от управляющего, что в их конюшнях прячутся трое беглых арестантов. Поняв, что беглецы – не уголовники, а «политические», княгиня не стала вызывать урядника, а приказала привести арестантов к себе. После беседы с ними она снабдила «политических» деньгами и провизией, после чего их отпустили.

Грянула Октябрьская революция. Возмужавший князь Вячеслав Александрович Мещерский воевал в белой армии, затем иммигрировал за границу. О его судьбе практически ничего не известно. А княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская по обвинению в антисоветской переписке с Западом (с сыном Вячеславом) оказалась в Бутырской тюрьме. Большевики также ставили в вину бывшей княгине продажу за границу художественных ценностей, ранее принадлежавших роду князей Мещерских.

Китти часто навещала мать в тюрьме. Особенно интересовала следователей судьба картины Ботичелли «Мадонна». Однажды она вместе с княгиней попала на допрос к начальнику Бутырской тюрьмы. И тот узнал в малолетней княжне ту самую 12-летнюю девочку, что стояла рядом с княгиней Екатериной Прокофьевной в тот памятный для него день, когда летом 1916 года он с двумя товарищами бежал из тюремного вагона на станции Алабино…

Княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская была освобождена из-под стражи. Нашлась и «Мадонна» Ботичелли. Она была спрятана в доме Мещерских, зашитая в портьеру.

Княжна Екатерина Александровна Мещерская в СССР

Княжна Екатерина Александровна Мещерская всю жизнь прожила в СССР. Ей удалось уцелеть во времена сталинских репрессий. Этим она обязана дружбе с бывшим кавалергардом, графом, а при СССР – дипломатом, генерал-лейтенантом Алексеем Алексеевичем Игнатьевым, и его другом по Пажескому корпусу Сергеем Владимировичем Симанским, позже известным как Патриарх Всея Руси Алексий I.

Бывший кавалергард граф А.А.Игнатьев

Согласно рукописи Петра Борисова, в советское время бывшая княжна Екатерина Мещерская занималась воспитанием детей-сирот. Благодаря помощи тенора Ивана Козловского, композитора Тихона Хренникова и других друзей, в сентябре 1980 года Екатерине Александровне стали выплачивать персональную пенсию в размере 70 рублей. Также ей назначили льготы по квартплате и по оплате коммунальных услуг с 50% скидкой…

Последние годы жизни княжны Е.А.Мещерской в СССР

Много чего пережила бывшая княжна Екатерина Александровна Мещерская, последняя представительница древнего русского рода. По иронии судьбы, во времена СССР она проживала по тому же адресу, что и ее предки: ул. Поварская,22 (при Советском Союзе – улица Воровского). Но уже не в княжеских апартаментах, а в здании бывшей прачечной.

Автор мемуаров о судьбе княжеской четы Мещерских

О Петре Федоровиче Борисове, человеке, благодаря которому эти воспоминания сохранились, мало что известно. Участник Великой Отечественной войны, войну начал рядовым минометной роты 3-го батальона 60-й отдельной стрелковой бригады. В 1942 году воевал на Северо-Кавказском фронте. Службу в Вооруженных Силах СССР он закончил в звании майора.

Фото:
1. Князь Александр Васильевич Мещерский и его молодая жена княгиня Екатерина Прокофьевна Мещерская. Князю – 73 года (род. в 1822 г.), княгине – 25 лет (род. в 1870 г.).

Борис Глинский

Князь Владимир Петрович Мещерский

Некролог

Сошел с жизненной арены талантливый и видный представитель отечественной печати: 10 июля 1914 года на 75-м году жизни опочил после кратковременной тяжкой болезни издатель "Гражданина" князь В.П.Мещерский, столько лет стоявший на виду нашей литературы, ведший за свое политическое credo упорные войны с противниками его убеждений и личных симпатий справа и слева, имевший в некоторые периоды нашей государственной и общественной жизни несомненное влияние на извилины ее хода, создавший в светских и бюрократических кругах те или иные репутации и своим личным влиянием на власть имущих оказавший поддержку единомышленникам и тем, кто к нему обращался за протекцией, когда он считал оказание таковой согласной со своими личными видами. Князь Мещерский занимал в нашей жизни изолированное и оригинальное положение: не состоя на действительной государственной службе, он, однако, как представитель родовитой семьи, как человек с большими связями в высших сферах, считал себя вправе вмешиваться во все явления государственной жизни и порою добиваться принятия здесь именно тех решений, которые созрели в тиши его кабинета в знаменитом тупике Гродненского переулка, где помещалась его квартира и редакция "Гражданина". Не то чтобы он имел, подобно, например, Каткову, влияние на самый ход наших внутренних дел -- для этого у него не хватало широты политической мысли, сектантской убежденности и упорства, государственной прямолинейности, но его влияние в большинстве случаев сводилось именно к созданию репутации и рекомендации на те или иные государственные должности любезных его сердцу личностей. Когда в мире бюрократическом ощущались видные вакансии и из-за кулис нашей общественности выглядывали разные претенденты, князь Мещерский умел ловко одних возвеличить, других уронить во мнении власть имущих. Особенно опасен был он для тех, кого по тем или иным соображениям он хотел или мог уронить. Пользуясь исключительным правом свободы суждений в своих писаниях, он, не стесняясь какими-либо требованиями этики, церемонности, политичности, бросал опасным камнем в неприятное или не заслужившее его доверия лицо, и удар, им нанесенный, мог иногда действительно оказаться опасным. В этом отношении главная опасность заключалась в вопросе о политической благонадежности и политическом соответствии того или другого лица определенному моменту в ходе нашей внутренней политики. Поэтому дальновидные и покладистые люди, ставя свои кандидатуры на те или иные посты или занимая уже эти посты, но добиваясь определенных влияний в достижении намеченных целей, спешили на поклон к именитому публицисту в его политический салон и старались здесь заручиться необходимым им содействием. На протяжении более тридцати лет нашей исторической жизни мы видим почти постоянно мелькающую фигуру издателя "Гражданина" около тех или иных постов, министерских кресел, губернаторских должностей и вообще на разных высших ступенях бюрократической иерархии, фигуру хлопочущую, рекомендующую, шумящую, порою весело, порою злобно смеющуюся. Это мелькание иногда бывало очень интенсивно и плодотворно результатами, иногда его тень куда-то исчезала, с тем чтобы через несколько лет выступить из временного забвения с еще большей яркостью. Некоторые моменты в эпоху 80-х годов при императоре Александре III, особенно в период всесильного триумвирата -- Каткова, Победоносцева и графа Д.Толстого, коих он был единомышленником, -- некоторые моменты в начале 90-х годов и, наконец, в наши дни -- вот более или менее хронологически те страницы жизни, которые в житейском формуляре князя Владимира Петровича были отмечены особенно сильным расцветом его влияния. Имена графа Лорис-Меликова, Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградского, министра путей сообщения покойного Кривошеина, Т.Филиппова, В.К.Плеве, С.Ю.Витте и многих других могут обильно встретиться на разных страницах биографии князя Мещерского, как равно и их самих. Характеризуя именно с этой стороны роль сиятельного публициста в нашей жизни за последние 10ќ--15 лет и значение его политического салона, "Вечернее время" (No 812) пишет следующее: "Кто из влиятельных петербургских чиновников, министров и придворных не знает Гродненского тупика. Князь Владимир Петрович Мещерский любил принимать у себя в этом оригинальном особняке, в своем большом кабинете, полном исторических воспоминаний царствования императора Александра III. Большой стол был завален письмами, документами с личными пометками князя его характерным, так трудно разборчивым почерком... Князь, обыкновенно сумрачный, оживлялся, когда к нему приезжали потолковать о политике. Несмотря на свой преклонный возраст, постоянные недомогания, князь Мещерский был удивительно трудолюбивый человек и с математической пунктуальностью он ежедневно записывал в свой дневник все интересное в области внутренней и внешней политики. Его особенно интересовала внутренняя политика России. Он признавал себя авторитетом, с которым вот уже долгие годы считались наши высшие сферы. Князь Мещерский любил поспорить, и хотя быстро раздражался, но так же быстро и отходил. Он был в постоянных заботах, так как в дни его влияния к нему приходила целая масса людей со всевозможными просьбами, жалобами, и многие даже очень влиятельные лица добивались его протекции. Князь выслушивал всякого с большим вниманием. Лишь иногда на его оригинальном лице появлялась ироническая улыбка. Он редко обещал. Но для людей, к которым питал симпатии, князь делал очень многое, и не мудрено, что в конце концов Гродненский тупик стал центром, куда приезжали сановники и чиновники, жаждущие административной карьеры. В течение долгой жизни князя были тяжелые дни, когда его влияние пресекалось. В это время Гродненский тупик вдруг пустел, и многие завсегдатаи, постоянные визитеры князя, под теми или иными предлогами отсутствовали. Князь с удивительным хладнокровием переносил немилость; ни в одном своем движении не обнаруживал ни нервного беспокойства, ни заботы о будущем. Он прекрасно знал тот мир, в котором ему приходилось вращаться с юных лет, а потому он был совершенно спокоен, что настанет день, когда влияние его восстановится в прежней силе... Последние годы это влияние возвратилось, и в Гродненском тупике было большое оживление. Часы князя брались нарасхват; к нему ездили министры, послы и влиятельные придворные лица. Некоторые губернаторы сделали блестящую карьеру только благодаря покойному, который в нужный момент умел сказать "вещее" слово. Это влияние держалось уже много лет. Близкие к покойному люди рассказывали, что даже назначение Плеве, который был завсегдатаем этого своеобразного салона, состоялось не без участия покойного. Задолго до назначения влиятельный статс-секретарь по финляндским делам участил свои визиты к издателю "Гражданина" и подолгу просиживал с ним в саду дачи в Царском Селе... Когда Плеве стал во главе министерства внутренних дел, он продолжал, хотя и не так часто, свои визиты к престарелому русскому публицисту. Авторитетный министр, не допускавший никаких возражений в проведении своей политической программы, однако считался с мнениями князя, хотя между ними часто происходили весьма неприятного свойства разговоры. Мещерский не хотел выпускать из сферы своего влияния министра, но Плеве был не такой человек, который мог переносить уроки даже князя Мещерского. Мало-помалу друзья охладевали друг к другу. И среди завсегдатаев Гродненского тупика пошли разговоры о том, что звезда Плеве постепенно меркнет. Министр был прекрасно осведомлен о происшедшей перемене в настроении князя; в один прекрасный день он решился на большой шаг, желая этим заручиться содействием влиятельного издателя "Гражданина": он предложил князю пост министра народного просвещения. Покойный никогда не хотел официальных постов, и это предложение абсолютно не увлекало его. Наоборот, оно произвело на него тяжелое впечатление, и рознь между ним и Плеве усилилась. Все их недоумения, как рассказывали, происходили на чисто принципиальной точке зрения. Мещерский, принадлежа по своим политическим взглядам к партии правых, по своему характеру не допускал тех способов воздействия, к которым охотно прибегал влиятельный глава министерства внутренних дел. С другой стороны, князь хорошо знал, что Плеве старался нанести удар его влиянию в высших кругах. Убийство Плеве повергло, однако, издателя "Гражданина" в большую грусть. Он прекрасно сознавал и понимал, что с уходом с политической арены министра открывается новая страница русской истории. И в этот период времени князь, обыкновенно удивительно спокойный и уравновешенный, проявлял немалую нервность. В те дни он вел дружбу с С.Ю.Витте, который очень часто посещал Гродненский тупик. Долгие часы проводил князь в обществе этого государственного деятеля, с которым он был дружен еще со времени назначения Витте министром путей сообщения. События, предшествовавшие назначению С.Ю.Витте председателем совета министров, глубоко волновали престарелого князя. Когда граф был назначен главою правительства, в Гродненском тупике были очень довольны. Первое время правления графа Витте князь часто посещал главу правительства и имел на него безусловное влияние. Во всяком случае, граф считался с издателем "Гражданина". Затем, по каким-то причинам, произошло охлаждение, и имя графа Витте стало глубоко ненавистным князю Мещерскому. Покойный П.А.Столыпин не любил издателя "Гражданина", и в период правления его князь переживал часы глубокого одиночества. Его салон опустел, и снова заговорили о том, что в высших кругах разочаровались в издателе "Гражданина". Последнее время звезда князя сияла особенно ярко. За долгие годы не было такого оживления в Гродненском тупике. Н.А.Маклаков и многие другие министры были завсегдатаями салона издателя "Гражданина", который имел несомненное влияние на ход внутренней нашей политики. Несмотря на тяжелую болезнь, князь Мещерский до последних дней продолжал свою нервную работу. Еще на днях в Царском Селе у него были его друзья, и у изголовья умирающего издателя "Гражданина" происходили важные беседы в связи с настоящими событиями". В некрологе князя В.П.Мещерского, напечатанном в "Московских Ведомостях" (No 161), мы находим о почившем следующие фактические сведения: "Потомок старинной княжеской фамилии -- по отцу, внук историографа Карамзина -- по матери, покойный родился 14 января 1839 года в Петербурге и, после хорошей домашней подготовки, воспитывался в Императорском училище правоведения, где закончил курс с чином 9-го класса в 1857 году. И высокое общественное положение, и блестящее воспитание в привилегированном учебном заведении, и близость к великосветскому кругу, а также ко двору, -- все это сулило ему в будущем блестящую карьеру. Однако на самом деле весьма кратковременной оказалась его служебная деятельность. Шесть лет, по окончании курса, он состоял по судебному ведомству, сначала полицейским стряпчим, а потом уездным судьею (1857ќќ--1863 гг.); затем семь лет, по его собственным словам, "скитался по России чиновником особых поручений министерства внутренних дел", пока министр Тимашев не отчислил его "за несогласные со взглядами министерства политические убеждения"; наконец, причисленный к министерству народного просвещения, покойный состоял при нем до дня смерти, имея звание камергера. Гораздо более продолжительною оказалась литературная и журнальная деятельность князя В.П.Мещерского. Он впервые выступил со своими публицистическими статьями в 1860 году на листах "Северной Пчелы", продолжал сотрудничать в "Московских Ведомостях" и "Русском Вестнике", пока с 1872 года не предпринял издание собственной газеты "Гражданин", сначала еженедельной, затем выходившей два раза в неделю и, наконец, ежедневной, с программой строго консервативного органа, причем одно время (1881 г.), кроме того, издавал журналы "Добро" и "Дружеская Речь". Как на страницах "Гражданина", так и отдельными книгами покойный напечатал большое количество беллетристических сочинений и даже драматических пьес. Из этих произведений особенно известны: "Тавриада", современная поэма (СПб.,1863), "Очерки общественной жизни в России" (СПб., 1868), "Один из наших Бисмарков", фантастический роман (СПб., 1873), "Женщины петербургского большого света", роман (СПб., 1874), "Лорд-апостол", повесть (СПб.,1876), "Хочу быть русскою", роман (СПб., 1877), "Граф Обезьяников" (СПб., 1879), "Ужасная ночь", повесть (СПб., 1881), "Реалисты большого света", повесть (СПб., 1883), "Недоразумение", роман ("Гражданин", 1884, кн. 2, 3, 4, 6--8), "Болезни сердца", комедия (СПб., 1886), "Курсистка", повесть (СПб., 1886), "Миллион", комедия (СПб., 1887), "Издалека", комедия (СПб., 1888), "Тайны современного Петербурга", "Мужчины петербургского большого света" (СПб., 1897) и др. Наконец, кроме отдельного издания своих публицистических статей, например, "Речи консерватора" (СПб., 1876, два выпуска), "Что нам нужно?" (СПб., 1880), "В улику времени" (СПб., 1881) и т.п., князь В.П.Мещерский еще при жизни обнародовал собственные мемуары, обнимавшие его жизнь в течение сорока пяти лет (1850--1894 гг.), под заглавием: "Мои воспоминания" (СПб., 1897--1912, три части). Из этих данных мы видим, что о князе Мещерском как чиновнике не приходится распространяться. Чиновничество дало ему возможность близко познать все тайники бюрократического мира, понаблюсти провинциальную Россию, которую он по разным даваемым ему поручениям изъездил достаточно, стоять близко к вершителям эпохи великих реформ и с самых молодых лет своей сознательной жизни стать принципиально в оппозицию ко всему тому, откуда веяло эмансипационной свободой на русскую жизнь. Он как бы с юных лет кристаллизовался в своих "николаевских" симпатиях, и любезный ему период царствования императора Николая I явился для него отправною точкою взглядов на все остальные эпохи русской жизни, которые он затем беспрестанно судил и рядил в своих литературных произведениях, как публицистических, так и беллетристических. Но блестящая чиновная карьера, переливавшаяся на горизонте его жизни яркими радужными лучами, не прельстила его, и, несмотря на все несочувствие к намеченному им пути жизни со стороны сильных мира сего, он своротил все-таки на тот путь жизни, где на верстовом столбе, этот путь открывающем, стояла надпись "Русская литература". В своих очень интересных воспоминаниях, обнимающих период времени с 1850 по 1894 годы, он дает следующий рассказ, как он променял карьеру царедворца на писательскую карьеру: "Я думаю, что, когда я умру, даже мои враги должны будут вменить мне в патриотическую заслугу тот момент моей жизни, когда я пренебрег всеми благами и прелестями мира сего и, вместо улыбавшейся мне тогда более, чем кому-либо из сверстников, карьеры служебной, предпочел не только неблагодарный, но тернистый, даже страдальческий путь, и предпочел сознательно и хладнокровно. В тоне, которым государь (Александр II) спросил: "Ты идешь в писаки?" -- я услышал не только отсутствие чего-либо похожего на поощрение, но и отголосок насмешливого пренебрежения и, во всяком случае, полного признания ненужности того дела, которому я решился посвятить мою жизнь. Я сознавал, что вступал на путь, который, по сложившимся о нем на верхах понятиям, считался чем-то непризнанным, чем-то неопрятным и к моему положению неподходящим. При дворе держалось предубеждение против всех, кто пишет, и, во всяком случае, между моим признанием, что, вступая в журналиќстику с охранительными боевыми задачами, я считаю себя одинаковым слугой моего государя, как любой служащий и делающий карьеру в департаменте, и тем отношением к печати, какое имелось при дворе, была целая бездна". Известный князь Вяземский угрожал князю Мещерскому, что он начнет свою карьеру публициста "прогулкой сквозь строй". Тютчев сказал ему, что ему простят все, но не простят, что он -- князь Мещерский. Но Мещерский был тверд в решении. Какой-то фабрикант дал ему первые 6 000 рублей на начало дела". По свидетельству "Русского Слова" (No 158), литературно-публицистическая карьера князя Мещерского сложилась так: "По великому недоразумению, в редакторы молодого, еще неизвестного издания попал молодой Градовский, всю жизнь потом открещивавшийся от такого сближения имен. В первый год у "Гражданина" было около 1800 подписчиков. Общественное мнение с первых шагов кн. Мещерского разошлось с ним. Мещерский не угодил никому. К первым же шагам Мещерского относится его фраза, что к либеральным реформам необходимо "поставить точку". В придворных сферах, по крайней мере по словам самого князя, "Гражданин" имел скорее неуспех. В 1872 году точка была уже поставлена. Но одновременно был поставлен крест и на самом Мещерском, и на его "Гражданине". От него отшатнулись. Мещерского сразу сопричислили к именам Магницкого, Фотия, Аскоченского, Бурачка. Но Мещерский был из тех людей, которых только подзадоривает антагонизм. Не десять, не двадцать, не тридцать лет, а целые полвека он имел "своеобразную смелость" стоять одиноко, имея против себя всю Россию. Он имел странное упрямство отстаивать необходимость "точки" даже тогда, когда о реформах забыли. Его все еще пугал призрак реформ. Исключительное положение Мещерского закрепило за его статьями совсем исключительный интерес. По своему положению и связям при дворе и в свете он не только мог знать о планах, назначениях и событиях, значительных для России, но мог и писать об этом, не рискуя, в те невозможные времена, когда тысяча с лишним циркуляров главного управления по делам печати ограждала эти сведения от глаз и ушей общества. Невозбранно, бесплатно Мещерский целый ряд десятилетий пользовался никому не доступной монополией. До 1905 года вся повременная печать волей-неволей вынуждена была рекламировать "Гражданин", перепечатывая из него сведения, которых иным путем невозможно было провести. Совершенно с обратного конца "Гражданин" подошел к позиции герценовского "Колокола". Только отсюда можно было знать, что министерское кресло шатается под Лорис-Меликовым, что Плеве привез уничтожающий его манифест, что в Царском уже сказано: "Баранов начинает дурить". Зато с первых же веяний свободы печати "Гражданин" потерял всякую занимательность. Для журнала Мещерского настало время такого явного пренебрежения, что он счел невозможным продолжать дело. На некоторое время "Гражданин" закрылся. Нужно было пройти нескольким годам, нужно было прийти новым субсидиям, чтобы он снова воскрес, чтобы его слова, опять в силу тех же связей князя, стали перепечатывать. Мещерский жил и умер как заклятый враг прогрессивной печати. В памятные октябрьские дни он подсказал в одном из фельетонов знаменитое выражение, прославившее Трепова, о том, что не нужно жалеть патронов. В педагогике он отстаивал позицию сторонников той розги, которую он застал сам в приготовительных классах Правоведения. И он настойчиво проводил в теории, что для "кухаркиных сыновей" не нужно гимназического образования. Прожив огромный век в работе с пером в руках, Мещерский остался типичным дворянином старого пошиба, с верой в голубую кровь, белую кость и необходимость таких подразделений человечества на вечные века". Другая газета -- "Южный Край" (No 12155) -- дает на своих столбцах следующий "политический" портрет издателя "Гражданина", портрет, не лишенный разнообразия красок: "Кто он, каковы были его идеалы, думы, какие мечты он лелеял, какие горизонты, дали, перспективы рисовались взору этого человека?.." -- спрашивает газета. "Пародируя поэта, все миросозерцание умершего князя Мещерского можно было бы формировать словами: "Дней николаевских прекрасное начало..." Времена Николая I -- вот идеал, вот мечта талантливого реакционера. Он выступил в литературе еще в 60-х годах. Деятельность его, следовательно, началась в то время, когда вводились великие реформы, главный смысл которых заключался в поднятии гражданского уровня крестьянина, до того раба, пария. Вот против этого-то и ополчился тогда еще совсем молодой кн. Мещерский. С первых же шагов своей литературной деятельности он стал нападать на земство, на земские учреждения, на суд, особенно суд присяжных, на ослабление в какой бы то ни было степени сословного начала. Больше же всего князь боялся крестьянского -- хотя бы и призрачного, хотя бы микроскопического -- равноправия: волостной сход, волостной суд, крестьянин -- судья, крестьянин -- председатель суда, крестьянин -- земский гласный... Пуще огня опасался князь-реакционер народного крестьянского образования. Земская школа -- вот где самая большая опасность российской государственности... Счастье государства Российского он видел в "твердой власти" да в... розге, которую он всегда воспевал. Князь сразу -- в конце 60-х годов -- обратил на себя внимание М.Н.Каткова, гостеприимно предложившего ему страницы "Русского Вестника", где он и стал выдвигаться. Талантливый реакционер, он был также замечен и отмечен и в другом лагере, где, например, Н.К.Михайловский посвятил ему (в 70-х годах) большую статью, частенько возвращаясь к беседе с "...ним, с его сиятельством самим". Нужно сказать, что на первых порах консерватизм князя Мещерского был умеренный, сдержанный. Но постепенно он в своем "Гражданине" превращается в самого ярого реакционера, стремящегося уже не к тому, чтобы "поставить точку к реформам" (как то было в начале), а к тому, чтобы повернуть вспять все течение жизни, чтобы вычеркнуть совершенно 60-е годы из русской истории и вернуться к блаженным временам 40-х и 50-х годов прошлого столетия. Князь Мещерский не принадлежал к тем журналистам (коих на Руси подавляющее большинство), голос которых остается "гласом вопиющего в пустыне". Нет, не его долю выпало редкое для журналиста счастье видеть свои общественные идеалы реализованными, проведенными в жизнь, если не всецело, то хоть частью. Личный друг императора Александра III, князь Мещерский имел огромное влияние на ход его царствования. Многие мероприятия этого периода в значительной степени обязаны ему (земское и городовое положения 1890-го и 1892 г., а главное -- земские начальники). И ирония судьбы! Певец института земских начальников, князь Мещерский умер за два дня до четвертьвекового юбилея этого института, также на 3/4 мертвого... Нужно сказать, что русское общество редко, но резко реагировало на литературную деятельность князя-ретрограда, по заслугам платя ему. Как-то, в начале прошлого десятилетия, князь, собираясь праздновать 35-летие своей литературной деятельности, обратился к предводителям дворянства с просьбой поддержать его морально в этот радостный для него час, но получил в ответ жестокое письмо от целого ряда губернских и уездных предводителей того сословия, которому он -- не за страх, а за совесть -- служил всю свою жизнь. Тогда беспартийные (это было в 1901--1902 гг.) предводители дворянства -- Стахович, Гейден, Долгоруков и многие другие -- демонстративно отказались чествовать человека, проповедывавшего розгу, мечтавшего о возвращении к крепостному времени... Больно и горько было старику... После манифеста 17 октября 1905 года князь, вначале растерявшийся, оправился и ненадолго взял курс налево: "Конституция, так конституция!" -- отчаянно воскликнул он в своем "Гражданине". Было время, когда князя совсем забыли. Но в последние годы его влияние опять стало таким, как во времена Победоносцева и Плеве. И если когда-то (в 80-е гг.) его политический салон выдвинул знаменитого графа Д.А.Толстого, то в самые последние годы его же салон выдвинул Н. А. Маклакова, П. Л. Барка, свергнул графа Коковцова. Государственную Думу старик-реакционер ненавидел всеми фибрами своей души. В худшем случае он хотел бы ее видеть законосовещательной, в лучшем... совсем ее не видеть. Дума для него -- болезненный нарост на теле русской государственности. Все события последнего времени -- привлечение Чхеидзе, "годневский" инцидент и т.п. факты, указывающие на стремление ограничить права Государственной Думы, -- все это находило в его лице явного защитника. Он рад был всякому умалению думских прав, не выносил Родзянко за его порою отстаивание достоинства (чисто внешнего) Думы. И последний его "Дневник" (от 30 июня), его лебединая песня, заключал в себе глубокую, непримиримую ненависть к русскому народному представительству, этому "детищу смуты". Одно большое достоинство было у князя Мещерского -- это его ненависть к лидерам черносотенных, равно и националистических организаций, raison d"etre которых заключается в преследовании народов, населяющих Россию: евреев, поляков, финляндцев и других. Как это ни странно, но этот глубокий консерватор был сторонником равноправия всех российских национальностей. Чуть ли не каждый его "Дневник" был посвящен борьбе с персонами такого типа, как Пуришкевич и Глинка-Янчевский. А "ритуальные" вакханалии, особенно киевская "бейлисиада", вызывали в нем настоящее отвращение. Впрочем, нельзя обойти молчанием другое достоинство покойного князя: его отстаивание веротерпимости, его борьбу с гонителями евангелистов, трезвенников и др. Вообще говоря, при всем нашем определенном отношении к литературной и общественной деятельности покойного, мы считали бы несправедливым валить его на одну кучу с такими изуверами, наймитами и бездарностями, как Глинка-Янчевский, Дубровин и другие подобные погромные идеологи. У каждого человека есть свое хорошее, человеческое. У князя Мещерского это хорошее, человеческое прорывалось в религиозных и национальных вопросах. На этой почве у него -- допускаем -- могла быть и душевная трагедия: выдвинутые им высшие представители власти в этих вопросах с ним "не соглашались"..." В приведенных поминальных словах из разных статей мы вполне определенно черпаем сведения о литературно-публицистической жизненной позиции князя Мещерского. Все в один голос и вполне согласно признают, что в его лице Россия имела самобытного, талантливого представителя, кипучего, с беспокойной мыслью и вечно встревоженным, бурлящим чувством, страстно отзывавшегося на все явления окружающей жизни. Этот интерес к жизни, несмотря на глубокий возраст, не покидал его до последнего его издыхания, и еще в его "Дневнике" от 29 июня ("Гражданин", No 27) он писал: "Сегодня меня посетил гость, с целью задать мне оригинальный вопрос. -- Я читаю вас внимательно, -- сказал он мне, -- и давненько читаю, и вот наконец сделал то, что давно мне хочется сделать: прийти к вам и спросить, неужели вы не устали жить? Я говорю, собственно, о той жизни духовной, которая у вас бьет доселе ключом, судя по вашим статьям. Мало того, бывают у вас "Дневники", которые я читаю прямо с удовольствием, потому что в них столько молодости, точно написаны они молодым человеком. Даже когда вы сердитесь, не слышно в ваших писаниях сердитости старика. А главное, что меня удивляет, -- ни в одной строке вашей не слышно разочарования. И вот, повторяю, я пришел вас спросить: неужели вы не устали жить? -- Жить, с благодарностью к Богу могу сказать, я не устал, -- ответил я моему собеседнику, -- а не устал, вероятно, потому, что интересуюсь жизнью больше, чем самим собою. Только теперь я понимаю, что это великий дар Божий -- интересоваться жизнью и людьми больше, чем собою. Ведь как-никак, а человек разочаровывается, устает, хилеет всего более от своих неудач, от своих разочарований, от маленьких и больших уловок судьбы. А я больше интересовался жизнью и людьми и, благодаря этому, хотя я и очень много получил не только уловок, но и ударов от судьбы, на ваш вопрос совсем искренно могу ответить: я не устал жить, потому что нет дня, чтобы меня не захватывал за живое какой-нибудь жизненный интерес, и этим я объясняю, что между моими "Дневниками" могут попадаться именно "молодые", потому что у меня орган, воспринимающий впечатления от жизни, иногда -- я сам это с удивлением замечаю, -- совсем одинаково реагирует, как бывало в молодые годы, по отношению и к вопросам жизни, и к бесконечному разнообразию людских нужд. -- Это интересно, -- говорит мне мой неожиданный собеседник. -- Но дело вот в чем. Жить, как я вам сказал, благодаря Бога, я не устал, но зато, откровенно скажу, уши устали слушать и глаза устали глядеть. Вы спросите, что я сейчас хочу сказать. А хочу я сказать вот что. С самых юных лет для меня одним из больших удовольствий было слушать речь людей, всегда живую, всегда вдохновленную правдивыми чувствами или идеалами, приходившимися по душе, речь, где слышалось образование, где слышалось сердце, где так часто слышался оригинальный ум. Для глаза тоже какое было удовольствие глядеть на умные глаза, на добрые глаза, на ярко горевшие жизнью глаза. Каким наслаждением было читать прекрасные творения талантов литературы! И хотя все эти впечатления слуха и глаза чуть ли не ежедневно менялись, но ни слух, ни зрение не уставали, получая от людей все больше и больше одобрения любить жизнь в людях и людей в жизни. Потом пришла другая пора, не сразу, а постепенно. У людей стали исчезать взгляды тихие, светлые и спокойные, стало слабеть отражение вдохновения, и взамен все чаще стали встречаться бегающие глаза, лгущие глаза, мертвые взгляды; ежедневное чтение заставляло глаза утомляться от превращения культа таланта и красоты в ежедневное служение пошлости, в калечение всего, что из-под пера выливалось ободряющего, облагораживающего, возвышающего; все более и более люди в печати и люди в жизни напоминали блох, прыгающих только чтобы кусать и кусать, и как слух утомлялся от слушания почти исключительно отзвуков разрушаемой семьи, повергаемых идеалов, вражды, заменяющей прежнюю любовь, так глаза утомлялись от отражения тех же печальных духовных явлений в печати, от гляденья на глаза, говорившие, что прежний брат и прежний ближний стали чужими... И, поверите ли, приходили и приходят минуты, когда от всего, что читают мои глаза в печати и в людских взглядах, бывает мыслима гипотеза, что, не будь строгих наказаний, люди стали бы ненавидеть и уничтожать друг друга как препятствие к достижению всякого вида карьеры. Собеседник мой меня прервал: -- Так неужели же всего этого недостаточно, чтобы устать от жизни? Ведь если глаза устали видеть, а уши устали слышать -- значит, вы устали жить. -- Нет, -- ответил я, -- в том-то и дело, что нет. С каждым годом ценнее становится, во-первых, чудный мир пережитого среди людей, вдохновлявших любить жизнь; во-вторых, чем усерднее ищешь в толпе уцелевшие души хороших людей, тем интереснее борьба идеалов с пошлостью, тем более энергии для этой борьбы, и как ни малы плоды этой борьбы, она все же ободряет жить, -- и я не устаю жить". Эта исповедь чрезвычайно характерна как свидетельство наличия в нем того сильно вибрирующего общественного нерва, который неизменно присущ всякому публицисту с большим темпераментом. Интересом к жизни действительно отмечены все его писания на протяжении нескольких десятков лет, и если собрать воедино, конечно, с разбором, все его "Дневники", то, несомненно, будущий историк России найдет здесь богатейшую хронику русской жизни, хронику в лицах, явлениях и переливах общественных настроений. Только хронику, так как положительного идейного богатства, созидательной творческой мысли здесь не найти. Творческого зиждительства в его политических писаниях было мало, как мало было и творчества в его беллетристических творениях. Все перечисленные выше романы князя Мещерского -- суть не более не менее как хроника русской жизни и при том жизни исключительно столичной. Все эти "лорды-апостолы", "графы Обезьяниновы", "один из наших Бисмарков" и пр. суть не более не менее как портреты живых людей по преимуществу в эпоху 70--80-х гг., портреты, писанные без того огня вдохновения, который отличает всякого настоящего художника из однородной ему по профессии толпы. Вот почему история русской изящной литературы свободно обходится без имени князя В.П.Мещерского как романиста, оставившего после себя мало-мальски значительный свет. Даже покойный К.Головин в своем труде "Русский роман и русское общество" не нашел чем обмолвиться о князе В.П.Мещерском, а ведь Головин происходил из того же высшего общества, как и почивший издатель "Гражданина". Но если о беллетристе князе В.П.Мещерском нечего сказать положительного, и без всякого ущерба забываешь имя его в ряде подобных ему, то далеко не то же приходится сказать о нем в роли историка-мемуариста. Три компактных тома (часть первая -- 1850--1865 гг., часть вторая -- 1865--1881 гг., часть третья -- 1881--1894 гг.) обнимают собою три царствования, с богатыми характеристиками и с исключительными по занимательности событиями, составлявшими главную суть этих царствований. Как писатель определенного политического и социального миросозерцания, о чем сказано выше достаточно, автор оперирует своим материалом тенденциозно, но от этого самая занимательность повествования не теряется, и читатели черпают отсюда такие богатые и интимные сведения, которых они в других источниках не найдут. Поэтому писать новейшую историю России, минуя воспоминания князя Мещерского, совершенно невозможно. Его близость ко двору создала ему, как литератору, исключительное положение и, надо отдать ему справедливость, он использовал эту свою близость широко и с большой пользой для нашего исторического знания. В "Историческом Вестнике" в свое время давались отзывы об этих воспоминаниях, и возвращаться к сказанному мы не будем. Не будем мы также касаться и личной жизни почившего князя, храня завет, что над свежей могилой твердо следует помнить слова: мертвые срама не имут. Печатается без сокращений по публикации в "Историческом Вестнике", 1914, август.