Как выйти из социума. Жизнь среди неосознанных людей

Любая организация — это система. А любая система по своей природе деструктивна для отдельного человека и конструктивна для собственного существования.

Как понять, что вы попали в систему? В этой статье будет представлено 10 признаков системы, по которым вы однозначно сможете определить, что находитесь в системе.

Школы и университеты, компании и корпорации, армия и государственные учреждения – все это виды деструктивных систем.

Человек, находясь и живя в любой системе, не может достичь своих истинных настоящих ценностей. Он не может почувствовать себя таким, какой он есть на самом деле.

Система преследует совсем иные цели, никак не связанные с счастьем отдельного человека.

Любая система делает человека неудовлетворенным собой и своей жизнью.

Кажущееся благополучие системы не является таковым.

Как определить, что ты попал в систему?

10 признаков, что ты попал в систему

Признак №1. Первичные барьеры

Чтобы попасть в любую из систем, нужно преодолеть многие барьеры и приложить определенные усилия. Это первый предупреждающий признак системы, по которому вы сможете различить ее.

Чтобы войти в систему нужно соблюсти определенные правила.

Например:

  • Чтобы устроиться на предприятие, нужно предоставить определенные документы, пройти собеседования, согласования, сдать нормативы, пройти мед.комиссии, заполнить заявления и так далее.
  • Чтобы попасть в университет нужно сдать экзамены по определенным предметам, подать документы, дождаться решения и соблюсти другие формальности.
  • Семья – подать заявление, дождаться очереди, зарегистрироваться в ЗАГСе.

Признак №2. Жесткие правила

У системы всегда есть свои жесткие правила.

Эти правила кажутся порой абсурдными, но они есть в каждой системе, чтобы держать своих подчиненных в жестких рамках, не дав возможности выбраться.

Чем труднее попасть в систему, и чем больше этапов нужно пройти, тем безжалостнее эта система будет в дальнейшем к людям, тем меньше она будет давать человеку и тем больше забирать.

Бывало ли такое, что вы ходите, например, на работу, не перетруждаетесь, но к вечеру вы чувствуете себя полностью вымотанными?

Самим людям кажется, что, чем труднее попасть в систему, тем она желаннее представляется в их глазах.

Чем больше внутренних правил, регламентов внутри системы, тем беспощаднее она будет относится к вам, тем больше соков и энергии будет из вас высасывать.

Большая часть правил и регламентов системы бесполезна, но они необходимы, чтобы держать приверженцев в страхе и выкачивать из них энергию.

Признак №3. Распределение ролей

У любой системы есть строгая иерархия ролей . Причем эта иерархия выдумана самой системой. Вы занимаете определенное место в этой выдуманной иерархии, лишаясь своей первородной роли — человека, личности.

Вам присваивается определенная роль: должность, статус, звание, квалификация и так далее. У нее всегда есть четкое название. Но она искусственна, выдумана.

Например, теперь вы:

  • Школьник
  • Студент
  • Инженер
  • Администратор
  • Начальник отдела
  • Директор
  • Водитель
  • Муж
  • Организатор
Жесткая иерархия ролей характерна для любой системы. Естественное равенство людей в системе отрицается.

Вам не только присваивается роль, но и забирается ваше истинное лицо человека, личности.

Со временем вы начинаете идентифицировать себя с определенной искусственной ролью. Вы начинаете действовать, согласно сценарию этой роли, игнорируя человеческие мотивы.

Вы лишаетесь индивидуальности. Кроме того, вы начинаете сравнивать себя с другими членами иерархии, в некоторых случаях чувствуя превосходство, а в других — ничтожество.

В системе никогда нет равенства, нет целостности. Всегда есть разделение, кто-то выше, кто-то ниже. И для вас это становится естественным. То есть человек либо презирает тех, кто ниже, либо пресмыкается перед теми, кто выше. Даже тех, кто находится на том же уровне, в тайне ненавидит, желая их обогнать по иерархии.

Если вы захотите вдруг стать самим собой в рамках системы, это будет восприниматься системой враждебно. Желание свободы, неформального общения – все чуждо системе, и она покажет вам, что этому здесь не место.

Вы в игре.

Признак №4. Держится на страхе

Любая система управляет человеком с помощью страха.

Со временем, находясь в системе, вы начинаете до смерти боятся выйти из нее. Несмотря на то, что раньше вы просто не состояли в этой системе, и это вас нисколько не беспокоило. То теперь вы больше не можете себя представить вне системы.

Почему человек привержен системе? Ни мотивация, ни ощущение лучшей жизни, а именно страх – главное оружие системы по управлению своими приверженцами .

Вам начинает казаться, что система – это ваше всё, и она определяет вашу жизнь и вообще определяет, кто вы такой.

Это связано с тем, что вы стали идентифицировать себя с той искусственной ролью, которую вам назначили. И вам кажется, что, отказавшись от роли, вы потеряете себя и вообще рискуете всей своей жизнью. Нет ничего дальше от правды.

Ложный страх – это единственное, почему вас удерживает система. Только из-за того, что вы верите в свой страх, вы продолжаете находится в системе.

  • Страх потерять работу и остаться без денег
  • Страх быть отчисленным из университета
  • Страх развода и остаться одиноким

У вас всегда в уме страшные картины того, что с вами может произойти, если вы наберетесь наглости сделать шаг «влево».

Вы успокаиваете себя тем, что у вас еще много лет жизни, а сейчас, вы как бы не живете, а просто «готовитесь» к лучшей жизни.

Признак №5. Ощущение неправильности

Каждую минуту, когда вы находитесь внутри системы, вы ощущаете себя, как будто, в ином пространстве и не чувствуете самого себя. Ваш внутренний голос заглушен, вы попадаете под влияние системы.

Но когда вы выходите из системы, например, приходите домой вечером, у вас появляется чувство, что вы были обмануты, но не понимаете, с чем это связано. Если прислушаться к себе, вы в душе понимаете, что система только обкрадывает вас и доставляет одни страдания. Но игнорируете истинный позыв души.

Вы в игре.

Признак № 6. Ты отдаешь, но не получаешь

Все ваши таланты и способности не нужны системе. Вы как личность не нужны системе.

Войти в систему также заставляет страх: страх остаться без образования, страх остаться без денег и так далее.

Вы живете в системе, но не получаете при этом результатов, которые вам система обещала.

  • Вы вроде бы получаете заработную плату, но не видите денег или они вам становятся не нужны, или быстро спускаете зар.плату на ненужные покупки.
  • Вы заканчиваете учебное заведение, проучившись там 3-5 лет, но ваше образование в итоге никому оказывается не нужно и вы остаетесь без реальных знаний.
  • Вы создаете брак, но у вас возникает больше ссор, чем любви, и вы начинаете ненавидеть друг друга.

Любая система – искусственна и формальна, поэтому не может вас продвинуть на пути к личному счастью.

Любая система обещает тебе вознаграждение, но ты не получаешь его.

  • Тебе обещают востребованность на рынке труда – но ты остаешься никому ненужным,
  • Тебе обещают самореализацию на работе – но ты чувствуешь одни страдания,
  • Тебе обещают любовь в браке, но ты получаешь ненависть.

Конечно, система дает тебе необходимый минимум, чтобы продолжать эксплуатировать тебя. Она дает ровно столько, чтобы ты мог продолжать жить, чтобы находится в системе. Но взамен ты отдаешь свое время, свою энергию, свою жизнь.

Признак №7. Ложные ценности

Любая система прикрывается ложными ценностями. Это еще называется миссия компании. Любая система античеловечна, но создает видимость, что существует для людей.

Если для тебя очень важно чувствовать себя хорошо, чувствовать собственную, значимость, удовлетворение, то в системе ты не найдешь этого. Кроме страха и беспокойства ты не будешь испытывать ничего.

Любые миссии компании, «общие цели», и все «хорошие слова» являются хорошо завуалированным прикрытием, что эксплуатировать тебя, использовать твой ресурс по максимуму.

Единственная цель любой системы – это существовать ради самой себя.

Признк №8. Цикличность

Попадая в систему, ты попадаешь в цикл. Это ежедневно повторяющиеся действия. Цикличные. Изо дня в день, из года в год.

Это приводит к тому, что ты можешь не заметить, как прошло 5, а то и 10 лет в постоянном цикле.

Ты, как будто, засыпаешь и начинаешь двигаться по кругу.

В любой системе ты живешь в «ожидании чего-то» – пока разбогатеешь, пока дадут должность, пока будут ценить, пока получишь диплом – но даже если ты достигаешь желаемую цель, ты не становишься удовлетворенным и снова переходишь в режим ожидания, устремляясь к новой выдуманной цели.

Любая система – это выжимка из тебя живых ресурсов.

У системы свои цели, но у нее никогда не было цели сделать тебя счастливым, успешным и богатым, хотя она прикрывается благими целями, чтобы успешно эксплуатировать тебя.

Признак №9 Слепота вариантов

Со временем ты перестаешь видеть другие сферы применения себя и своих способностей, кроме самой системы. Тебе начинает казаться, что больше нет хороших мест и то, где ты находишься – это единственно верное место. Тебе кажется, что тебя больше никто не примет, и ты нужен только своей системе. Тобой правит большой страх неизвестности, который удерживает тебя в системе.

Признак №10 Осуждение окружающих

При попытках рассказать о своих планах выйти из системы – ты встречаешься с противостоянием большинства людей, которые тоже находятся в системах.

Они говорят: «Как ты можешь думать? Как ты будешь жить?», «Лучше повремени, подумай», «Не стоит. Не делай глупых поступков.» Ты встречаешь «праведный» гнев близких и родных, которые вторят как один, что тебе нельзя выходить из системы.

Они стараются «уберечь» тебя, сами того не понимая, вгоняя тебя в большие страдания и лишая шанса жить по-настоящему. Это могут быть твои друзья, родные, родители, близкие, жены, мужья.

Но ты понимаешь в душе, что это неправильно, что это не твое место. Ты ясно чувствуешь, что отдаешь гораздо больше, чем получаешь. Но ты не понимаешь, что делать. Не видишь выхода.

Как выйти из системы?

Тебе нужно спланировать выход из системы с наименьшими потерями.

Спланировать и придумать самому, как это сделать. Составить план, согласно ситуации.

Если нужно накопить деньги на ближайшее время, то накопи деньги.

Создать платформу и подстрахуй себя хотя бы на ближайшие полгода- год в финансовом плане.

Тебе нужно пересмотреть свои ценности. Потому что если у тебя на первом месте останутся такие ценности, как деньги, успех, признание общества, то ты станешь рабом практически любой системы. Тобой очень легко будет управлять, когда для тебя главное в жизни – деньги и все, что с ними связано.

Ты привык быть хорошим

В системе работают люди, которые привыкли быть «хорошими ». Ты хочешь быть хорошим, так учили с детства. Делай то, не делай это. В системе четко расписано, за что тебя будут одобрять, а за что наказывать. Работаешь много, выполняешь свои обязанности – ты хороший. Не делаешь то, что тебе не хочется, игнорируешь распоряжения – ты плохой. Твое маниакальное желание быть хорошим играет против тебя и успешно эксплуатируется самой системой. Ты как большой ребенок ходишь в систему, только чтобы не получать осуждения. Так ты был воспитан – идеальный работник, идеальный студент, идеальный семьянин. Система стала для тебя твоим большим родителем, которая будет говорить тебе что и как делать. Если ты посмеешь перечить, то получишь осуждение, если же изо дня в день будешь класть свою жизнь на алтарь системы, возможно, ты получишь снисходительное одобрение системы.

1. Бросить пить, курить, есть мясо. Не есть в фастфудах. Вообще, нигде ничего не есть, кормить себя самим желательно живой пищей, ограничить углеводы, исключить сахар. Не жевать жвачку. Желательно перейти на зубной порошок: соединения фтора в зубных пастах угнетают шишковидную железу.

3. Начать разговаривать с тушкой. Тело, сей божественный сосуд, - оно имеет свой голос и свое сознание, и всегда говорит, что ему надо и чего не надо. И его нужно научиться уважать. Потребность в низковибрационной пище свидетельствует об искажениях в клеточной структуре. Наладить контакт с элементами организма. Подружиться с ними и давать им задания по очистке, восстановлению и преображению истинного организма. Разговаривать с водой во время мытья. Просить ее очистить нижние тела, благодарить ее за это. Не ходить с распущенными волосами. Волосы - это антенны, они собирают на себя чужие мысли и ненужную информацию. Распускать волосы только при общении с Высшими, в медитации.

4. Ежедневно (можно вечером) делать гимнастику, любой комплекс спокойных плавных энергетических упражнений под медитативную музыку. Гимнастика иногда переходит в глубокую медитацию (но это уже потом, когда вибрации высокие, оно само всё происходит).

5. Ежедневная прогулка 2-3 часа на воздухе, желательно вдали от матрицы. Общение с природой. Прекратить посещать торговые центры, стадионы, демонстрации, прокуренные пивные и гламурные заведения. Избегать ненужного общения.

6. Перебрать весь свой гардероб. Оставить удобные, практичные, не вычурные натуральные вещи свободного покроя. Ну, маечки с джинсами, само собой. Понять, что вещей больше, чем можно сносить. Раздать лишнее. Поменьше носите украшения. Цепи, цепочки, браслеты, кольца, все это связывает энергии, блокирует свободный ток.

7. Выкинуть микроволновку, не смотреть телевизор никогда (выкинуть). Выключать ненужные приборы в доме из сети. Убрать все хитросплетения проводов и не «стоять под стрелой») Не болтать по мобиле (почти выкинуть), выключать во время сна, медитаций и когда вас нет: вы, к примеру, в другом измерении или творите. Компьютер - ну, пока трудно выкинуть, понимаю. Но ограничить всякую чепуху, покупки с интернет-сайтов и женские форумы, игры для мальчиков. Навести идеальный порядок в комнате, в доме, в огороде. Вычистить все углы, выкинуть все ненужное, безжалостно. Попрощаться со всем поломанным, разбитым, склеенным, не работающим, лежащим на антресолях, хламом. Долой хлам. Что снаружи то и внутри. Починить все, что необходимо. Краны не должны течь. Полюбить все, что вас окружает.

8. Простить всех и попросить у всех прощения. Всех, кто навязчиво возникает в вашей голове, как непрошенный гость, и начинает с вами внутренний диалог, хотя вы его не приглашали.

9. Общение с животными, растениями и маленькими детьми очень показано.

10. Потом, через пару месяцев, вы понимаете, что вследствие кропотливого выколупывания искажений, сократились расходы. Значит, можно попробовать меньше работать.

11. Перестать беспокоиться о своем возрасте. Переместите свое тело в ту точку вашей сферы, где вам было наиболее комфортно в плане внешнего вида. И сообщите об этом своему организму.

12. Перестать вообще беспокоиться, о чем бы то ни было. Никуда не спешить. Вы в вечности. Не игнорировать то, что кажется пустячным.

13. Заняться творчеством. Писать, рисовать, клеить самолеты, петь, танцевать, ничего не коллекционировать. Жизнь - это глагол. Лучшее занятие - рисование на песке)

14. Улыбаться. Всем и везде

Что в городе за жизнь? Не жизнь, а плен!

Толпа, менты, машины, мусорные груды,

Вонь, рэкет, стрессы, шлюхи, МММ,

Начальник – гад, работа – швах, друзья – иуды.

Вода из крана – медный купорос,

Соседи – твари в пятом поколеньи.

Невроз, артроз, тромбоз, лейкоз, понос -

Болезни городского населенья!

(Тимур Шаов. «Деревенька»)

Для чего читать эту главу?

Понять, зачем люди из столиц отправляются в села;

Выяснить, каким образом это их делает свободнее;

Оценить иронию самого факта переезда ярых индивидуалистов в деревни.


Мои герои, халибуты из первой главы, устав от жизни в мегаполисе, выбирали между российской и тайской деревней. Предпочли последнюю – и не жалеют. А есть люди, которые выбрали первую – и тоже довольны. Сами себя они называют иногда дауншифтерами, иногда – чтобы уйти от ассоциаций с пляжами и морем – ушельцами. Или даже так: ушельцами от потреблятства – именно такой «термин» предложил бывший московский менеджер Мустафа Ибрахим, переехавший в Челябинскую область.

Крысиные бега в беличьем колесе

Дипломированный психолог из Волгограда Мустафа Ибрахим (это, как вы, наверное, уже догадались, не настоящее имя, а сетевой псевдоним) переехал в Москву и занялся консалтингом. Через несколько лет стал руководителем тренингового отдела крупной американской компании, купил квартиру в столице и начал вести соответствующий статусу образ жизни: покупал престижные наряды, ездил отдыхать за границу, нанял няньку-сиделку для своего пуделя. Именно смерть долго болевшей любимой собаки – почти члена семьи – стала одним из поводов для перемен: образовался вакуум, начали появляться вопросы… А затем и ответы:

«Пришло понимание того, что эта система зарабатывания денег для меня превратилась в самоцель… в беличье колесо и крысиные бега. Поясню. Если ты хочешь получить высокооплачиваемую работу, ты должен определенным образом выглядеть, одеваться… Ты должен носить статусные вещи, ходить в статусные места и так далее. Это все требует денег. Грубо говоря, если тебе подняли зарплату с десяти тысяч на прежней работе до тридцати тысяч на новой, то это не значит, что разницу в двадцать можно откладывать в кубышку… Если на следующей неделе после повышения ты продолжишь приходить на работу в старом костюме, шеф тебе скажет: “Ты лицо фирмы. Мы тебе достаточно платим, будь добр, одевайся соответствующе…” В какой-то момент приходишь к выводу, что зарабатываешь деньги для того, чтобы зарабатывать деньги… К концу моей московской жизни времени хватало только на работу. Выходные уходили на то, чтобы выспаться, набраться сил – и опять кинуться в бой. И это тоже оказалось для меня решающим фактором. Я решил с этим покончить. Понял, что это не мое. Это расходится с моими целями».

Так Мустафа рассказывал о своих мотивах, например, в телешоу. Но если собрать информацию по разным СМИ, окажется, что дело не только в пуделе или деньгах. Причин «взять и поменять все» у руководителя отдела хватало: начиная от конфликта с шефом и заканчивая увлечением суфизмом и желанием писать книги на лоне природы. Мустафа сказал – Мустафа сделал: продал квартиру в Москве и поехал в Челябинскую область, в деревню неподалеку от Аркаима (места древних поселений, куда Мустафа когда-то приезжал в составе экспедиций и еще тогда заприметил).

Если поначалу бывший менеджер щедро делился своими размышлениями и открытиями новых миров с корреспондентами и ведущими ток-шоу, то затем – встретив, очевидно, иронию и непонимание – ограничил взаимодействие со СМИ и «системными журналистами» и сконцентрировался на потенциальных и реальных ушельцах. С ними он сейчас много и охотно беседует в Интернете, радуясь, когда «их полку» прибывает.

В одном из интервью Мустафа рассказывал о «наболевшем»: «Мы чувствуем неприятие со стороны окружающих. Месседж такой: топ-менеджеры бесятся с жиру, это гламурные персонажи, которым что-то надоело, и они едут под пальму загорать и ничего не делать…» Кстати, ничего не делать Мустафе не удается. Купив и обустроив деревенский дом, он понял, что жилище для него слишком велико, и… открыл там же гостиницу. В ней поначалу и готовил, и прибирался сам, не забывая писать притчи и наслаждаться природой и свободой от офисных рамок.

Агротуризм на злобу дня

Психолог с предпринимательской жилкой организовал артель «Лапти-тур», которая работает в модной на Западе, но пока еще совершенно не понятой в России нише агротуризма. Это когда туристы едут отдыхать не на пляж, а в село. Да еще и работают там.

WWOOF (от англ. World Wide Opportunities on Organic Farms или Willing Workers on Organic Farms) – специальные программы агротуризма, в рамках которых туризм совмещается с работой на фермера. Иногда такой «турист-батрак» платит что-то принимающей стороне (если работа во время «тура» чисто символическая), но чаще живет и трудится бесплатно. Эта программа действует по всему миру: трудовой визы для неоплачиваемой краткосрочной работы, как правило, не требуется, достаточно стандартного туристического набора документов и договоренности с фермером из той местности, в которой хочется проявить себя.

По словам Мустафы, первое время окружающие удивлялись его турпакету, включающему ежедневную бесплатную работу, но уже сейчас никого это предложение не шокирует. Впрочем, PR-акции по стимуляции любви к работе на свежем воздухе не мешают Мустафе то ли в шутку, то ли всерьез цитировать слова Ницше: «Каждый, кто не может посвятить себе две трети дня, должен быть признан рабом».

Куда пришел ушелец?

Бывший менеджер ценит комфорт. Он отремонтировал и благоустроил восьмикомнатный дом, провел туда Интернет и спутниковое ТВ. Традиционный туалет во дворе и прочие наверняка вспомнившиеся вам атрибуты сельской жизни Мустафа относит к стереотипам. То ли по этой, то ли по какой другой причине в деревне его «нормальным» не считают. «Теперь я стал реальным местным сумасшедшим. В буквальном смысле. Я и сейчас вижу, как при встрече со мной у деревенских бабуль так и тянется рука ко лбу… перекреститься. И то правда: чего только про него уже не говорили, да и поверить легко – на башке два хвоста, один на затылке, другой на подбородке, патлы и бороду подвязывает, прости Господи!» – пишет Мустафа Ибрахим в блоге на www.derevnyaonline.ru.

Отношение местных понятно. Удивительно другое: индивидуалист, желая свободы от рамок, отправляется в русскую деревню, известную консервативностью и коллективизмом в самым разных – в том числе и негативных – смыслах этих слов.

Даже самой сильной духом корпорации может только присниться такое удивительное единство мыслей и чувств. Эксперты пытаются объяснять этот феномен тем, что крестьяне в трудную минуту привыкли опираться только на людей, которые рядом . Как ни толкуй данное явление, общество этого типа, скорее всего, сможет принять человека, отказывающегося придерживаться правил, только на правах героя, изгоя или сумасшедшего.

Кстати, есть шансы получить особый статус (и возможность не исполнять социально желательных обязанностей) и в офисной жизни. К примеру, многочисленные программисты и даже некоторые высокопоставленные IT-специалисты отвоевали себе негласное право носить ту одежду, которая им нравится, и мыться так часто, как им удобно.

Неудивительно и то, что новые русские крестьяне на интернет-ресурсах агитируют тех, кто остался в городе, к переезду, предлагают им продающиеся по соседству дома и помощь в устройстве на новом месте. Ведь ушельцу, переехавшему в забытую миром деревню, в чем-то сложнее, чем дауншифтеру в Индии или Таиланде. Во-первых, за границей какое-никакое, но есть русское комьюнити тех, кто сбавил обороты. Во-вторых, отношение к приезжим из России благожелательное – как к туристам, тратящим деньги, а не как к чужакам из Москвы, скупающим землю отцов.

В-третьих, у новоиспеченных жителей пляжей обычно нет иллюзий, что однажды они проснутся индийцами или тайцами – своими людьми.

Тот же Виктор Сергиенко (более известный в сети как Кошастый, обещавший в свое время глобальный кризис и переехавший по этому поводу в деревню на полное самообеспечение) заинтересован не только в отдалении от города, но и в «невыделении из окружающих крестьян». И то, и другое он называет главными мерами «пассивной защиты».

Освоиться в селе будет легче тем, кто, живя на земле, продолжит работать в городе, или тем, кто займет понятные сельчанам должности учителей, журналистов районной газеты, работников местной администрации.

Арифметика свободы. Точных цифр не назовет никто.

Кошастый в крайних случаях предлагает выкапывать в лесу землянки и жить там. Понятное дело, жилье необязательно выкапывать своими руками. Более традиционный домик в деревне можно и купить, причем почти за любую цену.

Независимо от того, как вы решите вопрос с жильем, вам придется потратиться на лопаты, семена, Интернет и прочие предметы первой необходимости. Тот же Кошастый к таковым, например, относит полтонны соли (у него именно столько), короб спичек и ящик мыла. Но если вы не ждете глобального кризиса и не ставите своей целью полную автономию от городской жизни, можете ориентироваться не на его метод (он выложил в сети четкие инструкции, пересказывать не буду), а на свои представления о будущем и нужды в настоящем.

Кому подходит этот сценарий жизни

Тем, кто раньше времени хочет выйти на пенсию. Или выйти вовремя, но иметь представление, что делать дальше. Гораздо приятнее выращивать цветы в деревне, чем выполнять не самые легкие функции метробабки в городе.

Художникам, поэтам и прочим творческим людям.

Этюды на пленэре, сельские музы, пряный аромат местной сакуры и навоза… Э-эх!

Неисправимым романтикам, готовым не только мечтать, но и работать. Им придется сложнее всего.

Как еще бывает. Чичерина творит в деревне

Чуть больше года назад певица Юлия Чичерина вместе с семьей переехала в подмосковную деревню. Впрочем, карьеру она не бросила. Более того, уверена, что на селе творить приятнее. В доме своей мечты певица обустроила спортзал и даже студию, где сейчас пишет песни. О причинах переезда она рассказала автору этой книги в коротком интервью:

«За всю свою бурную жизнь я сменила много квартир и, конечно, жила в Москве. Но после двух лет в городе я твердо решила перебраться туда, где нет этой сумасшедшей суеты мегаполиса и загазованного воздуха. На просторе и думается, и мечтается по-другому. Только здесь можно отключиться и почувствовать, что ты действительно живешь, увидеть звезды и рассмотреть небо над головой.

Творческому человеку крайне сложно работать, когда все вокруг звонит, шумит и отвлекает. Не зря же многие поэты или музыканты предпочитают писать по ночам – именно тогда все вокруг затихает. А преимущество деревни в том, что тут не надо ждать ночи – здесь тихо всегда. Именно поэтому, когда вопрос встал о строительстве жилья, мы решили построить не просто дом, а дом-студию, где можно и жить, и творить».

Большую часть времени Юлия проводит в селе, несколько раз в месяц выезжает на гастроли по России и съемки в Москву. Ее дом – необычной формы с огромными треугольными окнами до пола – стал местной достопримечательностью. Бабушки к нему водят внуков на экскурсии – посмотреть на экзотику.

Сейчас Юлия ни на что не жалуется, только хвастается: говорит, на природе здоровье стало лучше, настроение – прекраснее не бывает, а главное – дышится свободнее и работается продуктивнее.

Деревенскую идиллию иногда нарушает погода: так, во время строительства из-за дождей не могла проехать техника, но даже это не помешало сотворить дом за месяц с небольшим. Пасторальную картинку, придуманную и воплощенную в жизнь ею самой, Юлия описывает с удовольствием:

«Была попытка разведения огорода, но это оказалось не так легко. За всем этим нужно ухаживать, холить, лелеять, чтобы выросло что-то действительно съедобное. У нас росли некоторые овощи, но они получились очень специфического вкуса. Мне больше нравится иметь дело с цветами, деревьями.

Мне здесь настолько комфортно, что я бы и не выезжала отсюда, если бы не любимая работа O. Тусоваться я вообще не люблю, это потеря времени. А здесь все создано для жизни и творчества. Помимо творчества мы увлекаемся строительством, сейчас почти доделали баню. Изучаем все технические новинки – например, экологически чистые устройства для дома, солнечные батареи. Нам интересно все, что не приносит вред природе и окружающей среде».

Вместо вывода

В деревню, в глушь, в Саратов

Если верить отдельным газетным публикациям, идея переезда в экологически чистые деревни овладела умами заскучавших жителей мегаполиса лет пять назад. Свежо предание, да верится с трудом. Во-первых, опрощение Льва Толстого пока никто не отменял. Во-вторых, римский император Диоклетиан в свое время отправился возделывать огород, а на все призывы вернуться к власти отвечал: «Если бы вы видели, какую я вырастил капусту, то не стали бы ко мне приставать со своими бессмысленными предложениями». Но даже если не ходить далеко в историю, то и я – в каком-то смысле – потомственный «ушелец». Мои родители однажды оставили крупный промышленный город на севере России, куда в свое время уехали на заработки, ради дома на «своей земле» на юге Сибири. Да-да, это я то ли в ужасе, то ли в восхищении замирала перед тридцатью сотками, на которых предстояло сначала закопать, а потом выкопать картошку. Это мне приносили соседи кроликов, сбежавших из моих инновационных клеток (экспериментальное животноводство было моей слабостью)… Но вернемся от моих кроликов к нашим баранам.

Уход в деревню далеко не однозначен. С одной стороны, даже проповедник сельской жизни Мустафа говорит: «Чтобы зарабатывать деньги в России, нужно жить в Москве». О дорогах, Интернете и возможности получить хорошее образование в селе напоминать не будем. Тем, кто подзабыл об этих пасторальных прелестях, о них наверняка напомнили герои этой книги в предыдущих главах, когда аргументировали свой переезд на пляж.

С другой стороны, трудно не согласиться с этологом, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем, который в своей книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» бичует перенаселенность городов, опустошение жизненного пространства (то, что мы привычно называем плохой экологией), гонки наперегонки с самим собой…

В 1974 г., когда слово «дауншифтинг» еще не придумали, ученый рассуждал об изматывающей спешке, которую подгоняет страх проиграть в искусственно созданной конкуренции, об отсутствии времени на размышления, об исчезнувшей радости бытия, о том, что деньги перестают восприниматься как средство и начинают видеться как цель… «Все мы, живущие в густонаселенных культурных странах и тем более в больших городах, уже не осознаем, насколько не хватает нам обыкновенной, теплой и сердечной человеческой любви», – пишет Лоренц. Почти слово в слово Лоренцу вторили психологи на одной из недавних московских конференций. И даже пытались придумать названия для специфических «городских неврозов», уточняя, впрочем, что у деревенских жителей – свои особенные проблемы.

Как бы то ни было, многих горожан деревенский рай настоятельно влечет. Как посчитали аналитики центра «Индикаторы рынка недвижимости», три процента коренных москвичей ежегодно переезжают на ПМЖ в регионы. Эта цифра не отражает того, сколько людей покупают домики в селах и участки земли, так сказать, на будущее – пока еще ниоткуда не увольняясь и никуда не переезжая. Некоторые публикации об этом тренде даже светятся надеждой: привыкшие к цивилизации ушельцы проведут хорошие трассы и Интернет в российскую глубинку… К примеру, актер Петр Мамонов «сделал» в деревне, где обосновался, дорогу.

Примечания:

В наркотическом смысле этого слова.

В этом тексте речь идет о русской деревне, но если вы заглянете в книгу «The Good Life» Хелен и Скотта Ниринг (супружеской пары, переехавшей во время Великой депрессии из Нью-Йорка в деревню), то убедитесь, что эти явления характерны не только для российской глубинки. «Мы приехали в Вермонт как совершенно посторонние люди. Коренные жители этих мест часто используют слово “иностранцы” (“чужаки”) для обозначения вновь прибывших. К ним относятся с подозрением, их не спешат включать в круг знакомых. Любое сообщество требует согласия со своими законами и следования обычаям. Местные хотят видеть в числе своих соседей тех, кто родился и вырос рядом. В маленьких удаленных сообществах этот критерий ставится выше любых других», – пишут авторы.

Об этом еще в 2002 году писал, например, журнал «Эксперт» («Что подумает сосед Василий?»). За десять лет ситуация, возможно, чуть изменилась, но кардинальные преобразования сознания вряд ли произошли.

Всё больше и больше людей ищут выход из Системы, а самое главное, они понимают, что она действительно есть, и что это всё не выдумки различных философов, мыслителей и конспирологов. Она есть и она удерживает своими лапами людей, не давая им свободно вздохнуть. Она поддерживает их существование, кормит и поит их, удовлетворяет все человеческие потребности, а в замен забирает лишь одно - свободу. Казалось бы, ну что в этом такого, подумаешь. Да пускай себе забирает, но зато сколько всего интересного и чрезвычайно привлекательного она даёт взамен! Жизнь без этой системы кажется невыносимой, скучной и серой. даёт обилие красок, звуков, вкусов - всё что угодно, любой каприз и взамен просит не так уж и много - свободу. Да кому она нужна, эта свобода? Ну что ты с ней будешь делать?

Всё больше и больше людей считают своим лозунгом: "Fuck The System", стараясь во что бы то ни стало избавиться от системы, уничтожить её на корню. Люди находят разные пути выхода из системы, некоторые из них оказываются ложными, они приводят человека в тупик. Но кто бы что ни говорил, все пути делятся на две категории: Идеализм и . И только одна категория имеет верный вектор - идеалистическая категория.

Давайте рассмотрим материалистичный путь. Человек с материалистичным складом ума видит перед собой первичность материи над духом, т.е. материя создаёт этот дух, сознание, разум. Материя превыше всего.

Что же представляет собой позиция материалиста? Материалист пытается найти во всём личную выгоду. Что бы это ни было, к чему бы он ни притронулся, любое действие должно быть осуществлено лишь для получения выгоды, иначе не стоит осуществлять это действие. Работа - ради денег, карьеры. Знакомство - ради полезных связей, приобретения какого-то опыта, знания, умения, утоления похоти, праздности. Позвонить человеку -чтобы провести с ним время, пригласить на прогулку и т.д. Выгода - в утолении праздности, похоти. И если бы человеку не надо было занять себя чем-то и не хотелось провести время хорошо, посидеть в баре, сходить в клуб - то человек бы не позвонил вовсе. Понадобилось что-то от человека - позвонил, спросил/попросил. Не надо ничего - тогда он не интересен.

Без личной выгоды нет действия. Любое действие материалист совершает для личной выгоды, что бы он не делал. Он анализирует: выгодно ли это для него, будет ли он иметь какой-то доход от этого действия, какую-то прибыль. "Зачем что-то делать, если это не принесёт никакого дохода и никакой выгоды?" - думает материалист. И неправильно понимать, что это может быть лишь финансовая выгода - любая выгода, полученная для личной цели. Это материалистический подход. Но я хочу заметить, что нет строго материалистов и идеалистов, у каждого человека бывают материалистические идеи и идеалистические, речь о том, какой из этих подходов в человеке доминирует и чего в нём больше, что перевешивает.

Как же материалист пытается выйти из Системы? Материалистический путь предполагает ложный выход из Системы, это суррогат пути. Человек просто закрывает глаза на Систему и представляет, что он вне её. Он считает, что ему удалось её покинуть, но это всего лишь самообман, иллюзия. Человек ищет уход от системы материалистическим путём, т.е. через всё ту же материю, которая превыше всего. И в итоге он становится зависимым от этой материи, т.е. он не выходит из Системы, а всего лишь заменяет одну зависимость другой.

Разберём примеры материалистического выхода из Системы. Вот, например, наркоман выходит из системы с помощью наркотиков, с помощью иллюзорного мира, который они создают и зависимости, которую вызывают. Точно так же ведёт себя больной алкоголизмом. Когда он со своим желанным объектом - алкогольным напитком, то он счастлив и ничего ему больше не надо. Он получил свою желанную материю. Человек, недовольный окружающей средой, пытается уйти от неё, но в итоге просто переключает сознание. Или же человек решил теперь от наркозависимости избавиться, то как он избавляется? Заменяет одну зависимость другой. Например, замена героина на метадон. Замена сигарет на никотиновый пластырь или жвачку.

Первый пример - экстремальный спорт. Человек занимается им ради утоления жажды приключений, праздности, которая доставляет ему радость, ради выделения в своём организме различных гормонов, которые вызывают различные процессы. Это опять же материалистический способ уйти от окружающего мира, т.е. просто закрыться от него, спрятаться, но по-прежнему находится в нём, в Системе и быть её частью. Экстремальный спорт вызывает зависимость. Зависимость эта обусловлена выработкой гормонов (например, дофамина), которые вызывают привыкание, изменение сознания, доставляют радость человеку.

Второй пример - это компьютер, интернет, компьютерные и азартные игры. Они также стимулируют выработку различных гормонов, которые создают у человека чувство эйфории, опасности, страха. Человек, растворяясь в игре, закрывается от мира, по-прежнему находясь в нём. Он принимает иллюзорный, суррогатный мир и становится его частью, входит в виртуальную реальность. Просто обманывает себя.

Третий пример - это путешествия, тяга к путешествиям. Человек ездит по разным курортам, странам для того, чтобы опять же испытать радость, увидеть что-то новое, красивое, красочное и великолепное. Но это опять же не выход из системы, а попытка от неё убежать, а если быть точнее, то просто спрятаться, засунуть голову под подушку. Человек полагает, что находясь в другом месте, он будет свободен от системы. Да, возможно на какой-то момент времени он и почувствует настоящее освобождение от неё, но скоро это кончится, потому что ему нужно будет снова возвращаться к повседневности, к привычной работе, привычному укладу жизни. Ведь на те же путешествия нужны деньги, как и на наркотики, алкоголь, интернет, электричество и спортивный инвентарь. Это не выход из Системы, это просто замена одних наркотиков на другие или замена на способы стимулирования выработки их.

Материалистическая попытка выйти из Системы приводит лишь к тупику, он не выводит из неё, а лишь даёт ложную видимость, иллюзию выхода. До тех пор, пока человек является материалистом, он не сможет выбраться из Системы. Прежде, чем выходить из неё, нужно определиться кто ты: материалист или идеалист. Также нужно определиться, хочешь ли ты реально выйти из неё или тебя всё в ней устраивает. Нужно тебе это или нет. Материалиста, как правило, устраивает в Системе если не всё, то многое, а то, что не устраивает, он заменяет суррогатом. Чтобы выйти из Системы, нужно быть готовым пойти на жертвы, оставить прежние зависимости и ложные потребности. И спросить себя: а надо ли мне это?

А если не надо, то почему мне это не надо? Почему мне не нужна , а нужны её заменители, суррогаты? Спросите себя: нуждаюсь ли я в этой свободе и хочу ли я выйти из Системы? Нуждается ли алкоголик в избавлении от алкоголизма? Нет, не нуждается, потому что он доволен собой и счастлив. Он получает вожделенный объект и насыщается им, зачем ему терять это счастье и освобождаться от него? Он счастлив, но он алкоголик! Он зависим, он несвободен! Рыбки в аквариуме - свободны или нет, хотят ли они освободиться от аквариума и попасть в море/океан? Их кормят, за ними присматривают, зачем им свобода? Зачем свобода домашнему животному? Система одомашнивает человека, делая из него стадное животное. Когда-то все животные были дикими, свободными, но со временем одна Система одомашнила их, так же как другая одомашнила людей, сделала их зависимыми от себя.

Что же представляет собой идеалистический путь выхода из системы? Идеализм ставит на первое место идеальные понятия, такие как дух, вера, воля, сознание, разум и т.д. Идеализм не предполагает совершения какого-либо действия для получения личной выгоды, ведь его суть - совершение действий, жертвуя собой. Свершения ради идеи, ради творений, открытий, разработок. Свершения только потому, что человеку велит его сердце, не взирая, выгодно это ему или нет, приобретёт от этого человек что-то или наоборот, потеряет. Идеалиста ведут его чувства, его идеи, духовно-нравственные понятия, принципы, тогда как материалиста ведёт лишь собственная выгода. И эта выгода загоняет его в тупик.

Идеалистический путь подразумевает отказ от Системы. Отказ от всех её проявлений, норм и параметров. Отказ от всех тех зависимостей, которые она навязала человеку за долгие годы.

Отказаться от Системы не так-то просто. Сложно просто взять и бросить всё, что она предлагает, и стать самостоятельным и независимым от неё, стать свободной личностью и прекратить быть одним из представителей гигантского стада, гигантского инкубатора. Идеализм двигает человека, направляя в нужное русло. Отказаться от материалистичной Системы с помощью материализма невозможно, потому что материализм - это часть Системы, она состоит из него и любые попытки покинуть её под эгидой материализма будут вынуждать человека блуждать лишь в пределах этой Системы, не покидая её границ. Это бег по кругу (или по стойлу, если угодно).

Примером удачного выхода из Системы является . Как религиозное, с практиками аскетизма, так и мирское. Каждый отшельник - это идеалист, так как идти в отшельники с материалистической концепцией вряд ли возможно. Чтобы человеку решиться на такой подвиг, как отшельничество, ему нужно действовать, руководствуясь не личной выгодой, а своими чувствами, позывами, идеями, принципами, своей волей и стремлением к свободе. С материальной точки зрения данное мероприятие вряд ли можно назвать выгодным, потому как в материальном плане человек лишь теряет, а не находит. Это всё равно, что если б домашний пёс вдруг покинул свою конуру, убежал в лес и начал бы добывать себе пищу сам, забыв про свою миску, в которой каждый день в одно и тоже время появлялась бы вкусная еда. Забыл бы про свою тёплую лежанку и ласковые руки хозяина.

Уход из своего привычного места жительства сам по себе не является выходом из Системы, потому что можно убежать за тридевять земель, но всё ещё быть частью Системы. Можно жить в глуши, но сердцем своим находится в Системе, принимать её принципы и нормы. Однако без этого ухода вряд ли возможно избавиться от неё. Я не вижу других, альтернативных вариантов выхода из неё. Система сожрет человека, поглотит его с потрохами и не оставит никаких альтернатив. Любые сопротивления будут выглядеть беспомощными. Это всё равно, что черепаху перевернуть панцирем вниз и смотреть, как она будет сопротивляться, пытаясь вернуться в прежнее положение.

Чтобы покинуть Систему человек должен разрушить в себе все материалистические стереотипы. Он должен перестать быть материалистом, мыслить и действовать как материалист. Ему нужно идеальное поставить на первое место, а материальное сделать лишь следствием первопричины. Идеалистичный человек будет стремиться избавить себя от Системы, потому что её нормы и позиции не приемлемы для него и он это понимает. Он будет противостоять всеобщему материализму, находясь в жесточайшей оппозиции. Попытки перевернуть других могут стоить дорого этому человеку и в конечном итоге он может не достичь своей цели, оставшись в Системе.

P.S. И совсем не важно во что человек верит или не верит. Религиозные взгляды ни имеют никакого значения, потому как и материалисты бывают верующими людьми и неверующие люди бывают идеалистами. Идеальное не заканчивается на одних лишь понятиях веры, духовности. Стремление к воле, к свободе, наконец, присущи всем людям, и каждый может отыскать в себе эти чувства. Большое заблуждение считать всех атеистов материалистами и всех идеалистов верующими. Это заблуждение скорее всего пришло с людьми от так называемой "советской закалки". В те времена нормальный советский гражданин должен был быть атеистом и материалистом. Т.е. одно без другого не могло быть. Это не камень в огород "советской закалки", поскольку она воспитывала людей морально нравственных в большей своей части. Этим я хочу указать на то, что такие понятия можно трактовать по-разному, находя в них различные оттенки и нюансы.

Данная статья описывает возможность и пути выхода из финансово-олигархической системы, но не ставит никаких этических задач. Каждый человек сам для себя выбирает актуальность этой темы. Для кого-то выход из системы является жизненно необходимым действием, для кого-то это не важно вообще и не имеет никакого смысла. Здесь я описал лишь возможные пути выхода, т.е. ответил на вопрос "Как?", но не ответил на вопрос "Зачем?", поскольку ответить на него я могу лишь для себя, но не для кого-то другого. Каждый сам для себя решает и отвечает на вопрос: зачем ему выходить из системы. Для кого-то нахождение в системе не доставляет особых хлопот и несчастья, для кого-то доставляет и он пытается выйти, т.е. уйти в отшельничество. Кто-то не идёт на эти крайности и довольствуется, например, только ограничением своего излишнего материального потребления, завязкой с алкоголем, курением и т.д. - и этого ему достаточно. Кто-то отправляется в долгие путешествия, открывая для себя мир - он счастлив и ему достаточно - на то его воля.

В этом вопросе не может быть какой-то определённой этической составляющей. Всё индивидуально. Для кого-то система - это хорошо, для кого-то плохо. Я не пытаюсь навесить на это понятие ярлык чего-то отрицательного в употреблении ко всем людям. Ведь это всё равно, что спорить о вкусах...

Это страшное понятие, о котором в разной формулировке говорят все пробужденные, совсем не является тем, за что его принимает наш пугливый ум. Поэтому мы все время стараемся отложить этот страшный надуманный момент НЕКОГО ВЕЛИКОГО АСОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, с которым связываем понятие "выхода из социума". С которым напрямую связываем наше пробуждение. Откладываем настолько, что забываем о цели, настолько, что уничтожаем саму надежду как-то изменить свою жизнь. Ужас перед ВООБРАЖЕННЫМ монументальным и решительным поступком заслоняет нам всю простоту подлинного пути, путает все понятия. В итоге мы приходим к тому, что готовы заниматься чем угодно в качестве "подготовки к становлению на путь", лишь бы не жить своей жизнью.

А ведь только о том, чтобы отвечать за свою жизнь вам и говорят. Пресловутый выход из социума - отказ от костылей, которые вам услужливо одалживает социум, спасая своих адептов от неспособности отвечать за свою жизнь и решения. Он предлагает вам готовую расписанную до смерти жизнь с набором готовых решений. Родился, учился, женился, выслужился, воспитал, отдохнул, перебрал развлечения, ушел на покой - все, конец. Выход из социума - по сути сход с накатанных механистичных дорожек, по которым вы привыкли катиться. Просто? Просто! И невероятно сложно. Вы увидите это, только начните пробовать, начните делать прямо сейчас.

Самый простой способ начать движение к себе без пафосных и поспешных жертвований работой, дружбой, увлечениями и комфортной жизнью - выбрать себе любой совместимый с вашим образом жизни режим и жестко следовать ему. Ваша жизнь сейчас - ограниченный набор механистичных программ. Попробуйте взять ее в свои руки, расставить семафоры на пути паровоза, несущего вас в могилу. Если вы сблизились с гуру, то наверняка получили практики или наставления (на которые, кстати, возлагаете большие надежды) - йога, медитация, тарабарщина, молитва, выделение наблюдателя или астрального тела. Если нет, у вас обязательно найдутся свои ежедневные дела. Будьте кропотливы. Распишите 3-4 простые вещи. Придайте привычным занятиям жесткие границы: неизменное ото дня ко дню время подъема, время вашей практики, время творчества, время приема пищи, время отхода ко сну.

Перед тем, как начать, обратите внимание, что вы ВЫБРАЛИ их САМИ, САМИ приняли решение следовать этому режиму. А теперь попробуйте осуществить задуманное СОБОЙ. Уже на второй-третий день станет очевидно, что вы не владеете своей жизнью, ощутите, насколько глубоко вы увязли в "социуме", как вы безвольны и несвободны в элементарных решениях. Каждый раз найдутся причины, отговорки, невинные события, такие как приезд любимой бабушки, важная вечеринка, "много работы". Вы увидите, что вся ваша вроде бы свободная и осознанная доселе жизнь придавливает вас тяжелым мешком, лишь бы оградить от такого безрассудного решения, как попытка самому отвечать за себя.

Не сдавайтесь, не опускайте руки, продожайте делать и наблюдайте. Просто монотонно следуйте своему решению - будь это кардинальное изменение всего уклада жизни или простые ежедневные вкрапления в рутину. Падайте и снова поднимайтесь. Не теряйте из виду свое решение и свою цель, и увидите, как все все-таки начнет меняться. Никакой сияющий рыцарь в блестящих доспехах не совершает суперрешительного героического поступка. Подлинная работа совершенно не годится для занесения в летописи о героях. Потому что это - унизительная возня в грязи собственного невежества, в болоте инерции, полная ошибок, слабости, отчаяния и сомнений. Пока вы тотально не устанете от этого и не примете окончательное и, самое главное, очень простое, тихое и никому не заметное решение. После уже можно будет слагать легенды, но вам будет совершенно все равно.