Климов профессиональное самоопределение. Самоопределение, профессиональное самоопределение личности: концепции, факторы, возрастные особенности

Психология профессионального самоопределения. Климов Е.А.

М.: Академия, 2004 - 304 с.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Формат: djvu / zip

Размер: 3,08 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

«Человек-природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек-техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек-человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек-знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек-художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек-живая природа»
Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек-человек»
Профессии типа «Человек-знаковая система»
Профессии типа «Человек-художественный образ»


В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

История психологии труда в России

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Основы психологии

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Психолог. Введение в профессию

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Психологическая диагностика в управлении персоналом

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Психология как профессия

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Психология профессионала

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

Психология профессионального самоопределения

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пути в профессионализм

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.

Многоаспектная проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии представлена с акцентом на еепсихологической стороне, поскольку основная предметная область здесь фактически находится во внутреннем мире подрастающего человека (отношения к миру профессий, представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, соответствие человека как субъекта требованиям деятельности, самооценки, изменения самосознания, развитие личности). Профессиональное самоопределение рассматривается как звено психического развития. Для студентов педвузов, слушателей институтов повышения квалификации учителей. Книга может быть также полезна специалистам, занятым вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Издательство: "Феникс" (2012)

ISBN: 978-5-85880-142-9

Климов Евгений Александрович

Климов Евгений Александрович (род. 11.06.1930, Вятские Поляны Кировской области) - отечественный психолог. В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета, в дальнейшем работал здесь преп

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Е. А. Климов В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Дается… - Academia, (формат: 60x90/16, 304 стр.) Высшее профессиональное образование 2010
    1171 бумажная книга
    Е. А. Климов Многоаспектная проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии представлена с акцентом на еепсихологической стороне, поскольку… - Феникс, (формат: 135x205, 510 стр.) 2012
    330 бумажная книга
    Зеер Э., Рудей О. Для профессиональной школы важное значение приобретает формирование у обучаемых профессиональной направленности и готовности работать по полученной в учебном заведении профессии. Тематическим ядром… - МПСИ, (формат: Твердая бумажная, 256 стр.) 2008
    99 бумажная книга
    Зеер Э.Ф. 2008
    202 бумажная книга
    Зеер Эвальд Фридрихович Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Академический проект, Gaudeamus 2008
    297 бумажная книга
    Э. Ф. Зеер Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Фонд "Мир", Академический Проект, (формат: 84x108/32, 336 стр.) Gaudeamus 2008
    173 бумажная книга
    Зеер Э. Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Академический проект, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) 2008
    238 бумажная книга
    Зеер Эвальд Фридрихович Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - Академический Проект, Фонд Мир, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) Gaudeamus 2008
    253 бумажная книга
    Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк В пособии изложены основные теоретические положения профессионального консультирования, дана психологическая характеристика старшеклассников и учащихся учреждений начального и среднего… - Academia, (формат: 60x90/16, 224 стр.) Профессиональная ориентация 2014
    718 бумажная книга
    Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк В пособии изложены основные теоретические положения профессионального консультирования, дана психологическая характеристика старшеклассников и учащихся учреждений начального и среднего… - ACADEMIA, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) Библиотека GSL 2014
    966 бумажная книга
    Зеер Эвальд Фридрихович 336 стр. Психология профессий новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального… - АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) Gaudeamus 2009
    253 бумажная книга
    Лариса Митина В монографии представлен системный личностно-развивающий подход, в рамках которого проведены теоретико-эмпирические исследования, позволившие создать обобщающую концепцию и инновационную… - Нестор-История, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) электронная книга 2014
    150 электронная книга
    Лариса Митина В монографии представлен системный личностно-развивающий подход, в рамках которого проведены теоретико-эмпирические исследования, позволившие создать обобщающую концепцию и инновационную… - Нестор-История, (формат: Твердая глянцевая, 336 стр.) 2014
    бумажная книга
    Мишель Палуди Книга Мишель Палуди - ведущего международного специалиста по женской психологии - является полным учебным пособием к университетским курсам по социальной психологии и психологии развития женщин… - Прайм-Еврознак, (формат: 60x90/16, 384 стр.) Психология - Best 2003
    613 бумажная книга
    Пряжников Н. В пособии представлены основные понятия психологии труда, инженерной психологии и профессионального самоопределения. Традиционно рассматриваемые психологические вопросы труда и развития личности в… - МПСИ, (формат: Твердая бумажная, 536 стр.) 2010
    327 бумажная книга
    Другие книги по запросу «Психология профессионального самоопределения» >>

    См. также в других словарях:

      Климов, Евгений Александрович

      Иванченко, Галина Владимировна - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

      Направленное интервью «Формула профессии» - В. В. Пчелинова. Интервью ведется по схеме, включающей вопросы о 53 характеристиках трудовой активности. Через О. интервьюера с респондентом появляется возможность помочь ему найти список подходящих профессий и возможных мест работы. В данном… …

      Юность - У этого термина существуют и другие значения, см. Юность (значения). Геба богиня юности Юность пери … Википедия

      профориентация -    ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (с. 473)    Выбор пути вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще лет полтораста назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его… …

      ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… … Российская педагогическая энциклопедия - Практический психолог специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных… … Википедия

      Профессиональная позиция во взаимодействии - (от лат. positio точка зрения, принцип, положенный в основу поведения, действий) система устойчивых отношений профессионала к существенным аспектам своей деятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении при О. Для представителей… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (см. зрелость (взрослость)}}). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по разному, наиболее часто исследователи выделяют… … Большая психологическая энциклопедия

    Е. А. КЛИМОВ понимает профессиональное самоопределение как одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и - более широко - социального сообщества в целом. Выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мотивационных поисков и решений человека. В этих решениях кристаллизованы сознательные и подсознательные аспекты, а в самом решении интегрируется предшествующий опыт и цели в будущем.

    1 В отечественной литературе вопросы профессионального самоопределения субъекта наиболее последовательно и разносторонне рассматриваются в работах Э. Ф. Зее-ра, Е. А. Климова, Н. С. Пряжнпкова .

    Последовательно в течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, о своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, в большей или меньшей степени определяется спектр возможных выборов. Нередко такие решения осуществляются по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» .

    Важнейшая составляющая самоопределения - формирование профессионального самосознания, общая структура которого такова:

    1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы - токари», «мы - металлисты», «мы - рабочие»).

    2. Знание и оценки своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей («новичок»,

    3. Знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»).

    4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач («здесь требуется терпение»), о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.

    5. Представление о себе и своей работе в будущем.

    Другая важнейшая составляющая профессионального самоопределения - профессиональная пригодность, условия и пути ее формирования.

    Можно выделить два уровня профессионального самоопределения: а) гностический (перестройка сознания и самосознания); б) практический (реальные изменения социального статуса человека) .

    Э. Ф. Зеер1 рассматривает вопросы профессионального самоопределения личности в контексте психологии профессий, новой отрасли прикладной психологии. Соответственно значительно расширяется область обсуждаемых условий становления человека как профессионала. Важнейшим из них выступает проблема личностного смысла в профессиональном труде. В течение жизни личность изме-

    1 Зеер Эвальд Фридрихович (Екатеринбург) - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологин профессий, профориентации, профконсультацпи.

    няется. На разных стадиях развития (детство, подростковый возраст, ранняя юность и др.) одни и те же задачи профессионального самоопределения могут решаться по-разному. В целом самоопределение есть не просто выбор профессии из альтернатив, а творческий процесс развития личности.

    Основные моменты процесса профессионального самоопределения таковы (по Э. Ф. Зееру):

    ¦ избирательность отношения человека к миру профессий;

    ¦ осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;

    ¦ постоянное самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;

    ¦ инициирование и актуализация процесса другими событиями (окончание обучения, изменение места жительства и др.);

    ¦ восприятие самоопределения как самореализации и самоактуализации, как проявление социальной зрелости личности .

    Процессы самоопределения инициируются как внешней экономической ситуацией в регионе, так и самим личностным развитием человека. Так, в частности, для многих молодых людей к 30 годам вопросы профессионального самоопределения вновь становятся актуальными. В зрелости наряду с позитивными процессами формирования профессионально важных качеств, интеграции работника в профессиональную культуру и среду нередко происходят и деструктивные изменения. Часть работников, не удовлетворенная своим профессиональным и должностным статусом, проводят ревизию своей трудовой жизни. При этом груз положительного опыта и достижений может снижать профессиональную мобильность, затруднять профессиональную миграцию. Компенсацией сужения профессионального пространства может быть стремление к приобретению разного рода формальных критериев профессионализма - «добывание» наград, должностей, званий.

    В пожилом возрасте у человека нередко появляются сомнения в целесообразности выхода на пенсию, так как он чувствует, что не исчерпал свой профессиональный потенциал, несмотря на профессиональную усталость. Его опыт и профессионально важные качества могут становиться все более социально невостребованными или вое-

    приниматься как таковые.

    Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Позитивный вариант развития профессиональной карьеры - мониторинг (наставничество, разные формы передачи профессионального опыта). На этом этапе вновь возникает проблема самоопределения, но уже более актуальная не в узкопрофессиональной, а в широкой социальной, общественно полезной деятельности. Профессиональное самоопределение, по Э. Ф. Зееру, есть утверждение собственной позиции в проблемной ситуации, сопровождающееся конфликтами внутриличностного характера. Факторами, обусловливающими эти конфликты, выступают:

    ¦ рассогласования составляющих направленности личности (мотивы, самооценки, ценностные ориентации);

    ¦ несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

    ¦ противоречия между направленностью личности на достижение успеха, материальных благ, на карьеру и уровнем развития профессионально важных качеств;

    ¦ несоответствие представлений о своих профессионально важных качествах и реальных профессиональных возможностях;

    ¦ противоречия между профессиональными возможностями, потенциалом и социальными ограничениями, обусловленными полом, возрастом, этнической принадлежностью, внешностью .

    Проявляясь как процесс эмоционально окрашенного отношения личности к своему месту в мире профессий, профессиональное самоопределение детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и иными кризисами. Но ведущая роль принадлежит активности личности, ответственности человека за свое становление. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.

    Н. С. Пряжников1 рассматривает обсуждаемую проблему в ряду других смежных проблем. Так, если профориентация предполагает «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии», то профессиональ-

    1 Пряжников Николай Сергеевич — доктор наук, профессор МГУ им. М. В.Ломоносова, специалист в области психологии труда и профориентации.

    ное самоопределение соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения .

    Профессиональное, более конкретное, отражаемое формально (дипломы и т. п.) самоопределение отличается от личностного самоопределения, более сложного явления. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное - от самого человека. Понятие «карьера» в американской традиции близко к «жизненному самоопределению» в отечественной. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, можно рассматривать как решение, ориентированное лишь на ближайшую перспективу человека.

    Самоопределение соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самореализации, самоосуществление, самотрансценден-иия, самосознание. Сущность профессионального самоопределння состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения . Его обобщенный смысл можно также сформулировать как «поиск такой работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости (в соответствии с затрачиваемыми усилиями и вкладом человека в общество)» .

    Применительно к деятельности психолога-консультанта можно различать несколько основных групп задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические; 3) морально-эмоциональную поддержку клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения. Главная (идеальная) цель такого процесса - постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного), другими словами - помогать человеку расширять свои возможности в рамках определенного времени, пространства и смысла и претворять их в жизнь.

    В качестве ориентиров «психологического пространства профессионального и личностного самоопределения» могут выступать жизненные сценарии и жизненные стратегии (Э. Берн), социальная роль (Д. Мид), социальный стереотип (У. Липман), образ жизни, стиль жизни и др. Можно различать также уровни самоопределения.

    В отечественной психологии в последние годы все большее количество ученых связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Выбирая профессию, человек планирует способ существования, соотнося свой будущий профессиональный статус со смысложизненными ценностями. В русле данного подхода выполнены исследования К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи и др. Наиболее последовательно и разносторонне вопросы профессионального самоопределения субъекта рассматриваются в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова.

    Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта.
    Важнейшей составляющей самоопределения, согласно Е.А. Климову, является формирование профессионального самосознания, в структуре которого выделяются:
    1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы - инженеры»).
    2. Оценка своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей (новичок, один из лучших специалистов и пр.).
    3. Знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»).
    4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.
    5. Представление о себе и своей работе в будущем.
    Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
    гностический (перестройка сознания и самосознания);
    практический (реальные изменения социального статуса человека).

    H. С. Пряжниковым предложена модель профессионального самоопределения личности, которая включает в себя следующие компоненты:
    1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
    2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
    3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты.
    4. Определение ближайших профессиональных целей как этапов достижения дальней цели.
    5. Поиск информации о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
    6. Представление о возможных трудностях достижения профессиональных целей, о личностных качествах, способствующих реализации намеченных планов.
    7. Наличие резервных вариантов выбора в случае неудачи по основному варианту самоопределения.
    8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы, постоянная корректировка планов по принципу обратной связи.
    Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, реализуется на следующих уровнях:
    1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.
    2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.
    3. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
    4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.
    5. Жизненное самоопределение. Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.
    6. Личностное самоопределение. Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.
    7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.


    Э.Ф. Зеер рассматривает проблему профессионального самоопределения личности в контексте новой отрасли прикладной психологии - психологии профессий. Профессиональное самоопределение характеризуется:
    избирательностью отношения человека к миру профессий;
    осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;
    постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;
    детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);
    тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности. Профессиональное самоопределение проявляется в эмоционально окрашенном отношении личности к своему месту в мире профессий. Оно детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и профессионально обусловленными кризисами, однако ведущая роль принадлежит активности личности, ее ответственности за свое становление. Э.Ф. Зеер отмечает, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.

    Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

    Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:

    I группа факторов – социально-экономические:

    · Разнообразие профессий;

    · Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).

    · Способы и орудия производства

    · Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству

    · Престиж профессии.

    · Материальные и моральные стимулы труда.

    II группа – социально-психологические факторы:

    · Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).

    · Мотивы выбора профессии:

    1. материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;

    2. социальные мотивы – желание занять достойное место в обществе;

    3. моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;

    4. группа престижных мотивов – желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;

    5. профессиональные и познавательные мотивы – стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

    6. утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;

    7. мотивы творчества – возможность быть оригинальным, неповторимым;

    8. эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.

    III группа – психологические факторы:

    · Интересы и склонности.

    · Общие и специальные способности.

    · Уровень интеллектуального развития.

    · Самооценка и уровень притязаний.

    · Особенности памяти, внимания.

    IV группа – психофизиологические факторы:

    · Состояние здоровья.

    · Свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность).

    · Особенности темперамента

    8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

    1. Позиция старших членов семьи . Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

    2. Позиция товарищей, подруг . Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

    3. Позиция учителей, школьных педагогов . Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

    4. Личные профессиональные планы . Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

    5. Способности . О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

    6. Уровень притязаний на общественное признание . Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

    7. Информированность . Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

    8. Склонности . Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

    38. Активизация профессионального самоопределения. Организация профориентационной работы в школе. Виды профессиограмм и методы их составления.

    Активизация самоопределяющегося подростка-это формирование у него готовности быть полноценным субъектом профессионального самоопределения. При этом активизировать означает не только побудить к размышлениям о своем профессиональном и жизненном будущем, но и научить делать это более осмысленно, с учетом многообразных факторов, влияющих на профессиональные и личностные выборы.

    Для активизации самоопределения нужны специальные методы- методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Главное требование к методам активизации профессионального и личностного самоопределения - понятность и доступность для практического использования, они не должны ограничивать работу педагогов и психологов жесткими и неизменными инструкциями, важной особенностью активизирующих методик является также то, что на их проведение отводится определенное время.

    Характеристики групп методов активизации профессионального и личностного самоопределения:

    1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы;

    2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).

    3. Карточные профконсультационные методики. Выделяются две основные группы карточных методик: а) информационно-поисковые системы - ИПС ("профессьянсы", внешне напоминающие раскладывание "пасьянсов", когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые "трудности", часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

    4. Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как "домашнее средство", хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере).

    5. Бланковые карточные методики: идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

    6. Активизирующие профориентационные опросники. Главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся "скучными", а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка.

    7. Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик - играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий - на своем бланке).

    8. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент - на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих "свято", может быть воспринят как "морализаторство".

    Начиная с первого года обучения детей учителю, классному руководителю необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся в следующих направлениях.

    Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы.

    – Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

    Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

    При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы:

    1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.

    2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

    3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

    4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

    5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах)

    Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

    Работа по профориентации в 1-7 классах (первый этап) представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов - развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов, привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами. Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска.

    Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов. Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого- педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9 класса). На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональные пробы. Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов. Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона. Обязательным является введение в 8-9 классах предпрофильной подготовки, а в 10-11 классах профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов.

    В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

    На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:
    - информационные (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес);
    - ориентировочно-диагностические (используются для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности);
    - конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала);
    - методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы);
    - диагностические, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

    А.К. Маркова формулирует основные требования к профессиограмме:
    - четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
    - не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;
    - демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
    - показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
    - направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
    - выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

    Профессиограмма должна содержать характеристику:

    Общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персо­нала, показатели результативности труда и т. д.);

    Средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управ­ления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);

    Условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);

    Организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);

    Субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, ком­муникативные особенности и т. д.);

    При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы :

    1) изучение документации по данной профессии;

    2) наблюдение за работой специалистов;

    3) опрос специалистов (экспертный метод);

    4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

    5) трудовой метод;

    6) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;

    7) метод эксперимента;

    8) метод моделирования трудового процесса.