Все виды чувств человека. Определение эмоций и чувств в психологии

Чувства в психологии - это одна из центральных тем, которая вызывает огромный интерес у ученых, а также и у простых людей. Это явление сопровождает человека постоянно. Едва мы просыпаемся утром, сразу же испытываем те или иные чувства, которые могут меняться в зависимости от разнообразных явлений. То, что кажется нам простым и обыденным, на самом деле представляет собой сложную систему, которая изучается специалистами вот уже на протяжении нескольких веков.

Что такое чувства

Чувства в психологии - это своего рода реакция на различные события или явления. Человеческая жизнь невозможна без них. И даже если она становится рутинной, без каких-либо ярких переживаний, то люди сами начинают искать более острых ощущений, слушая музыку, просматривая фильмы или же занимаясь спортом, творчеством. Особенно интересным является то, что человеку для полноценного существования нужны не только положительные, но также и негативные чувства, связанные со злостью, обидой или душевными страданиями.

Виды чувств в психологии

Поскольку чувства человека не могут быть одинаковыми во всех обстоятельствах, то вполне логично, что они имеют свою классификацию. Это подразумевает подразделение в соответствии с обстоятельствами или условиями, в которых они возникают. Так, виды чувств в психологии могут быть следующими:

  • Высшие чувства - это все, что связано с социумом. Здесь имеется в виду отношение к окружающим людям, коллективу, а также государству и обществу в целом. Можно сказать, что данные проявления наиболее стабильны, так как на протяжении жизни они практически не изменяются. К этому разряду стоит отнести также и те чувства, которые связаны с влюбленностью, симпатиями и антипатиями по отношению к другим людям.
  • Нравственные чувства, синонимом которых можно назвать совесть, также регулируют взаимоотношения между людьми. Руководствуясь ими, человек определяет свое поведение по отношению к окружающим. Также нравственность и мораль во многом влияют на поступки и жизненную позицию той или иной личности.
  • Неотъемлемой частью жизни человека можно считать практические чувства. Они имеют отношение к трудовой активности, которая сопровождает людей на протяжении всей их жизни. Здесь имеется в виду не только отношение к работе, но также и реакция на ее положительные или отрицательные результаты. Чувство долга - это одно из основополагающих понятий в данном разряде, которое можно считать главным стимулом к рабочей активности.
  • проявляются у человека уже с самого момента его рождения. Они связаны с непрерывным стремлением познавать что-то новое, анализировать, сопоставлять и делать выводы. С течением времени, в силу взросления человека, они обретают более высокие формы и проявления.
  • Эстетические чувства - это способность человека формировать правильные представления о прекрасном, реагируя на природу или же произведения искусства. С этим явлением мы встречаемся ежедневно, оценивая свою внешность и окружающих, сталкиваясь с чем-то красивым и уродливым, элегантным и безвкусным и так далее.

Эмоции в психологии

Говоря о таком явлении, как эмоции, многие люди, в силу недостатка знаний, сравнивают их с чувствами. Но это не совсем справедливо. Эмоции в психологии - это реакция (а именно - внешнее проявление) на те или иные явления, события или действие раздражителей. Это своего рода одна из составляющих такого понятия, как чувства. Эмоции выражают внешне то, что человек переживает глубоко внутри себя.

Эмоциональный процесс сопровождается такими проявлениями, как:

  • Интерес к каким-либо явлениям или фактам.
  • Радость от положительных событий.
  • Удивление, которое нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям, поскольку оно не дает четкого определения отношения к тем или иным фактам.
  • Страдание отражает вызванное негативными событиями.
  • Злость может возникать как по отношению к конкретному человеку, так и к группе лиц (в некоторых случаях может перерасти в презрение).
  • Отвращение - это негативная эмоция, которая может возникать как к одушевленным или неодушевленным предметам, так и к некоторым обстоятельствам.
  • Страх появляется у человека в том случае, когда возникает угроза его безопасности (также это может быть связано с нарушением привычного жизненного уклада, переходом в новые, непривычные обстоятельства).
  • Стыд возникает тогда, когда человек боится реакции окружающих на свое поведение.

Если выразить соотношение между изучаемыми понятиями более точно, то можно сказать, что чувства - это эмоциональный процесс.

Характеристика чувств

Чувства в психологии - это явления, которые подразумевают наличие ряда характеристик:

  • Валентность - это одна из главных характеристик, определяющих чувства. В соответствии с этим человек может испытывать положительные или отрицательные эмоции. Также в некоторых случаях они могут быть нейтральными (или же, говоря научным языком, амбивалентными).
  • Интенсивность - это сила, с которой возникают те или иные чувства. Она может быть незначительной, когда практически не влияет на настроение человека. Если же интенсивность высокая, то внешнее эмоциональное проявление соответствующее.
  • Стеничность чувств - это понятие, которое определяет их влияние на активность человека. Так, в некоторых случаях они могут побуждать человека к активной деятельности, а иногда - приводить его в расслабленное, меланхолическое состояние.

Как чувства влияют на настроение

Настроение человека во многом определяется теми чувствами, которые он испытывает. В зависимости от того, какой оттенок они имеют, люди могут вести себя так или иначе, ощущая себя подавленными или же, напротив, - окрыленными. Так, можно выделить следующие положительные ощущения, которые способствуют формированию хорошего настроения:

  • благодарность, связанная с положительным отношением к человеку, совершившему хороший поступок;
  • влюбленность - привязанность к человеку противоположного пола;
  • восхищение - является проявлением ;
  • нежность - положительная эмоция, вызванная человеком или животным;
  • симпатия - предрасположенность к другому человеку, связанная с его внешностью или положительными поступками;
  • страсть - сильное влечение к человеку или же предмету.

Негативные чувства

Чувства в психологии - это явления, которые могут быть также негативными, соответствующим образом оказывая влияние на настроение. К ним можно отнести:

  • ревность - возникает в случае недостаточного внимания со стороны близких людей;
  • антипатия - беспричинная или обоснованная неприязнь к человеку;
  • вина - негативное чувство, наступающее после совершения заведомо неправильного поступка;
  • ненависть - чувство неприязни и злости, обращенное к той или иной личности;
  • страх - негативные ощущения, связанные с угрозой безопасности человека.

Как формируются чувства

Формирование чувств происходит посредством целого ряда органов, которые передают в центральную нервную систему информацию об окружающей среде. Благодаря им человек может видеть, слышать, осязать, чувствовать запах или вкус, составляя то или иное впечатление о внешней среде, окружающих людях или определенных обстоятельствах. Так, например, некоторые чувства могут возникнуть в связи с просмотром интересного фильма, прослушиванием красивой музыки, прикосновением к той или иной поверхности, а также осознанием природы вкуса или запаха.

Еще одним о котором часто незаслуженно забывают упомянуть, является Он выполняет такую важную функцию, как ощущение пространства и понимание своего положения в нем. Еще одним моментом, который вызывает множество споров в научной среде, является интуиция, или предвидение. Благодаря этому механизму человек может предвидеть наступление той или иной ситуации, заранее настраивая себя на определенную волну положительных или отрицательных чувств.

Чувства и нравственность

Это одно из высших эмоциональных проявлений человека, которое выражается в его отношении к самому себе, окружающим и обществу. Формирование данных проявлений происходит на протяжении всей жизни. В ходе взросления человек начинает ближе знакомиться с устоями и правилами общества, в котором он живет, в результате чего возникают определенные нравственные ценности. Несмотря на то что данная категория чувств считается относительно постоянной, она все же может претерпевать изменения, связанные с определенными событиями в обществе или же в личной жизни.

Одним из важнейших проявлений нравственных ощущений является чувство долга. Это явление также формируется с возрастом, в процессе воспитания и получения образования, а также самопознания. Чувство долга может иметь несколько уровней и проявлений:

  • к самому себе - обязательство достичь определенных целей и так далее;
  • к окружающим - семье, друзьям, обществу;
  • к трудовому коллективу - добросовестное и ответственное выполнение работы;
  • к государству - чувство патриотизма и национального достоинства.

Виды эмоциональных процессов

Эмоциональный процесс - это система факторов, регулирующих физическую или эмоциональную активность человека, которая возникает в качестве реакции на явления и раздражители окружающей среды. Стоит отметить, что на данный момент не существует какой-то общепринятой теории, которая давала бы точное определение данного понятия.

Говоря об эмоциональном процессе, стоит отметить существование нескольких его разновидностей:

  • аффекты - это кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные проявления, которые могут выражаться интенсивной психологической или же физической активностью;
  • эмоции дают человеку субъективное понимание ситуации, которое никоим образом не связано с какими-либо конкретными объектами;
  • чувства, в отличие от предыдущей категории, выражают отношение и реакцию человека, связанные с какими-либо конкретными объектами;
  • настроения - это продолжительные эмоциональные процессы, которые связаны с общей окружающей обстановкой, которая включает в себя как явления, так и объекты.

Что такое желания

Недостаток в каких-либо предметах или ощущениях также может вызывать определенное чувство. Желание - это одна из распространенных форм проявления потребностей. Это не просто осознание недостатка в каких-либо предметах или ощущениях, но также и способность четко ответить на ряд поставленных вопросов:

  • Чего именно я хочу? Умение четко определить объект, в котором существует нужда или насущная потребность.
  • Почему я хочу? Умение определить мотив, который породил возникновение потребности в чем-либо.
  • Как достичь цели? Знание или поиск определенных путей или способов, которые позволяют получить желаемый объект или достичь какого-либо состояния.

Человеческие чувства, связанные с желаниями, могут возникать по целому ряду причин. Они могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Говоря о первых, стоит упомянуть личную потребность или недостаток в каких-либо благах. Еще одной причиной возникновения желаний может быть следование моде, а также желание подражать более сильным личностям или же лидерам социальной группы.

Такое чувство, как желание, может сохраняться продолжительное время, а может быть достаточно перманентным. В первом случае чаще всего можно говорить об эмоциональных потребностях, которые невозможно восполнить материальными благами. А вот желания, связанные с какими-либо конкретными объектами или предметами, могут меняться или же вовсе исчезать ввиду изменения тенденций.

Как выражаются чувства

Выражение чувств стоит рассматривать не только как определенное явление или процесс, но также и как объективную потребность, которая характерна для каждого человека. Можно выделить ряд определенных функций, которые несет в себе выражение эмоций:

  • Коммуникационная функция заключается в том, что любой человек постоянно нуждается в общении. Чувства позволяют выразить и донести другим свое отношение к тем или иным явлением, а также принять аналогичную информацию от своего собеседника или оппонента. Люди также выражают свое отношение друг к другу. Стоит отметить, что коммуникация происходит не только путем вербального общения, но также и посредством жестов, взглядов, движений и прочих проявлений.
  • Функция манипуляции (воздействия или влияния) позволяет человеку направлять в определенное русло действия и поведение других людей. Этот процесс может происходить благодаря изменению интонации и громкости голоса, активной жестикуляции, а также определенному выражению лица. Кроме того, манипулировать окружающими можно также при помощи определенных высказываний, которые отражают ваше
  • Эмоциональная функция заключается в высвобождении чувств. Суть этого явления состоит в том, что психологическое напряжение имеет свойство накапливаться независимо от того, какими событиями или явлениями оно было вызвано (положительными или отрицательными). Выражая свои эмоции, человек стремится освободиться от них. Выразив свои чувства собеседнику (вербально или при помощи жестов), человек может почувствовать эмоциональное облегчение, а также снять нервное напряжение. Психологам известны случаи, когда невозможность осуществить эмоциональную функцию приводила к серьезным психическим или поведенческим расстройствам.

Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно значительна. Эмоциональная сфера выполняет очень важную функцию – регулирует поведенческие реакции, помогает понять самого себя и другого. Именно по чувствам мы определяем, насколько приятна или нет нам та или иная ситуация, хотим ли мы становиться ее частью.

Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные. Первые, как бы мы их не называли (радость, счастье, удовлетворение) всегда чувствуются хорошо, вызывают внутренний прилив сил. Позитивные эмоции наполняют нас новой энергией. Во втором случае возникает потеря энергии, чувство бессилия и нежелание что – либо делать. Негативные эмоции могут разрушить внутренний мир личности, сделать ее замкнутой или агрессивной.

Виды эмоций в психологии

  • Чувство радости способно окрылить человека, превратить его за короткое время в довольного и счастливого. Даже если радость будет длиться всего несколько минут, она полезна как для физического здоровья, так и для психоэмоционального состояния личности. Внезапная радость, открывшаяся особенно в период болезни или подавленного состояния, приносит облегчение, рождает чувство благополучия и уверенности в собственных силах. В случае ожидаемой радости она иногда воспринимается как должное, но даже тогда активизирует все оздоровительные процессы в организме. Вот почему иногда необходимо радовать себя покупкой желаемой вещи, чтобы поднять себе настроение.
  • Чувство удивления возникает в тот момент, когда внешний раздражитель оказывает на человека прежде незнакомое воздействие. Скажем, в магазине на глаза попалась красивая вещь, которой раньше не было. И вот тут же захотелось ее приобрести. В эмоциональной сфере происходит сцепление эмоций удивления, восторга и радости от того, что имеется возможность эту вещь купить. Личность удивляется всему незнакомому, причем данная эмоция может вызывать как положительные, так и отрицательные чувства.
  • Чувство счастья можно назвать полнотой радости и предельной положительной эмоцией человека. Испытав счастье, личность никогда не перепутает ее с другими эмоциями. Счастье может быть как мимолетным состоянием, так и сопровождать человека на протяжении довольно длительного времени. Чем более целостной является сама личность, тем проще ей самостоятельно поддерживать у себя состояние душевного подъема, энтузиазма, высшего удовлетворения.
  • Гнев является первой разрушительной эмоцией человека. Чувству гнева, безусловно, подвержен каждый из нас, и в этом нет ничего предосудительного. Гораздо опаснее держать такую эмоцию внутри – она может подчинить себе и разрушить даже самую устойчивую психическую организацию. Что делать с неконтролируемым приступом гнева? Безусловно, дать ему выход. Не обязательно выплескивать претензии оппоненту в лицо. Если вы дорожите отношениями или просто не можете выразить чувства напрямую, существует множество способов. Например, можно написать письмо воображаемому адресату, но не отправлять его. В наш век информационных технологий не составит большого труда набрать длинный текст на компьютере, а потом безболезненно его удалить. Нельзя замалчивать гнев, подавлять его длительное время, если не хотите образования нарывов на коже и любых воспалительных процессов.
  • Страх способен вывести из равновесия даже самого спокойного человека. Чувство страха, чаще всего, формируется из – за неуверенности в себе или возникающей ситуации, которую личность не может контролировать. Каковы симптомы страха? На физическом плане это влажные ладошки, учащенное сердцебиение, заикающийся голос, расширенные от ужаса зрачки. На душевном уровне человек чувствует неуверенность, которая начинает увеличиваться с нарастающей силой. Если со страхом ничего не делать, он становится неконтролируемым. Прекрасно помогает побороть это чувство признание собственных эмоций, подтверждение, что они имеют право на существование и открытое их признание. Дальнейшее выстраивание перспектив по поводу улучшения ситуации, вызывающей панику, как правило, происходит гораздо мягче и действеннее.
  • Горе характеризуется повышенной подвижностью нервной системы и ее утомляемостью от сильных, изматывающих переживаний. Состояние горе возникает при переживаниях серьезных жизненных потрясений, будь то утрата близкого человека или разочарование в собственных способностях. Горе необходимо проживать и переживать, иначе оно не пройдет само по себе. Чтобы работа горя была более эффективной, необходимо помнить о том, что свои чувства нельзя скрывать: необходимо их признавать хотя бы оставшись наедине с собой. Если имеется возможность, лучше довериться родному человеку и проговаривать ему все, что наболело в душе до полного облегчения.
  • Уныние часто возникает от скуки или от кажущейся невозможности исправить тревожащую ситуацию. Находясь в этом чувстве, человек не ощущает сильной боли, однако, не может прийти в состояние радости, гармонии. Уныние часто сопровождается разочарованием и частичной потерей интереса к жизни.
  • Вина характеризуется осознанием своей неправоты и желанием исправить былую картину прошлого. Так как это не всегда возможно по объективным причинам, человек впадает в сильную тоску и нередко начинает избегать всего, что связано с напоминанием ему этого события.
  • связана с ложным чувством превосходства над другими людьми и сильной обидой из – за кажущейся невозможности иметь то, что есть у других. На самом же деле личность просто подавляет в себе конструктивные способы к тому, чтобы почувствовать себя лучше. Как победить зависть? Нужно научиться быть честным с собой, радоваться удачам близких и друзей.
  • Обида является самой разрушительной из всех вышеперечисленных эмоций. Это чувство способно длительное время накапливаться внутри человека и в какой – то момент давать эффект эмоционального «взрыва». Чтобы избавиться от обиды, необходимо осознавать ее истоки и иметь искреннее желание простить своего обидчика.

Функции эмоций в психологии

Эмоции человека выполняют ряд важных функций, которые помогают вести полноценную жизнь и своевременно реагировать на происходящие события.

  • Оценочная функция призвана обеспечить формирование впечатления от общения с другим человеком или в результате наблюдения за каким – либо явлением. Хотим мы того или нет, но всегда подсознательно даем субъективную оценку всему, что с нами происходит. Иногда бывает довольно сложно заставить себя обойтись без «наклеивания ярлыков».
  • Мобилизационная функция эмоций заключается в возможности активизировать внутренние силы организма для того, чтобы преодолеть преграду или решить важную задачу. Известно, что при сильном стрессе человек мобилизует свои внутренние ресурсы. В этот момент кажется, что открывается «второе дыхание». На самом деле, организм человека перестаивается и начинает работать в режиме стрессовой ситуации. В эти минуты мы можем сделать гораздо больше, чем в обычной повседневной жизни. Однако такой повышенный расход энергии имеет и обратную сторону: после разрешения всех трудностей, нередко ощущается сильная усталость, которую уже невозможно игнорировать и не замечать.
  • Компенсирующая функция представляет собой способность человека опираться на собственные чувства в тех ситуациях, когда он не может составить полноценный прогноз будущих событий. Так, в стрессовых моментах мы способны сами себя успокаивать, мотивируя это тем, что «сегодня удачный день и поэтому все сложится хорошо»
  • Коммуникативная функция проявляется в том, что окружающие люди обладают способностью без труда различать и замечать эмоции тех, кто находится с ними рядом. Только человек умеет сопереживать своему близкому настолько, что начинает чувствовать его боль, примерять на себя ситуацию, которая вызвала состояние дисбаланса и морального угнетения.
  • Функция дезорганизации находит проявление в том, что под влиянием стресса у человека может ухудшиться работоспособность, снизиться качество удовлетворения жизнью. Любой стресс вносит свой вклад в душевное состояние личности, отнимает много энергии. В малом количестве состояние внутренней мобилизации помогает справиться с трудностями, а в больших объемах выбивает человека из привычной колеи.

Эмоции в психологии занимают одно из основных мест. Без них любое взаимодействие между людьми сделалось бы невозможным.

Управление эмоциями

Проявление эмоций на самом деле отнимает много сил: и физических, и моральных. Поэтому так важно уметь управлять собственными чувствами и даже уметь их контролировать. Это не значит, что нужно учиться подавлять негативные чувства и не давать им выход. Дело в том, что в жизни каждого из нас время от времени возникают ситуации, когда требуется собрать волю в кулак и действовать, несмотря на эмоции. Тогда и могут пригодиться следующие советы.

Отделяйте себя от ситуации

Нередко человек настолько погружается в собственные переживания, что начинает чувствовать себя источником своей внутренней боли. Ему кажется, словно он с ней «сроднился», сделался частью происходящего. На самом деле это состояние означает, что эмоции накрыли личность с головой и их слишком много. Он попросту не справляется с ними. В такие моменты крайне важно уметь отвлекаться от происходящего, переключать свое внимание. Как это сделать? Можно выполнить несколько физических упражнений, которые вам нравятся больше всего или побеседовать со знакомым. Но здесь необходимо помнить следующее: кому – то во время стрессовой ситуации хочется делиться своими мыслями, а другому крайне необходимо находиться в тишине. Возможно, вашего спутника будут раздражать разговоры в тот момент, когда он сам нервничает.

Что бы ни происходило, знайте, что вы от этого не перестаете существовать как личность. Ваше внутреннее «я» останется целостным, не будет потеряно, если вы сможете абстрагироваться от случившегося и начнете искать ресурсы внутри себя. А эти силы всегда имеются.

Сохраняйте спокойствие

У каждого из нас время от времени возникают случаи, когда события меняют привычный ритм жизни. Нам кажется, что происходит что – то из ряда вон выходящее, с чем мы не в состоянии адекватно справиться. Между тем, это ошибочное предположение и оно является большим заблуждением. Сложно сохранять разумный взгляд на вещи, когда ситуация выходит из – под контроля. Несданный экзамен, незапланированные расходы, болезнь близкого человека — все это лишает нас моральных и физических сил. Как же справиться с этим напряжением?

В любом случае нужно стараться сохранять спокойствие и удерживать возле себя позитив. Как вариант, можно постараться подумать о чем – то приятном и светлом. Что приносит вам радость? Вспомните вашего домашнего питомца, какой он забавный и ласковый. Мысленно погладьте мягкую шубку вашего кота или собаки. Через какое – то время вы неизменно почувствуете заметное облегчение.

Позвольте себе побыть слабым

Сегодня множество людей опасаются показывать окружающим свои истинные чувства, полагая, что тем самым продемонстрируют всем свою слабость. Но роль эмоций как раз и заключается в том, чтобы снижать разрушительное действие негативных установок и освобождаться от накопленных обид, гнева, разочарований, неудач. Иногда нужно позволять себе проявлять чувства. Если стесняетесь делать это на людях, то хотя бы отбросьте всякие предубеждения по поводу близких людей. Чем естественнее вы будете себя вести в окружении домашних, тем проще и легче вам будет с незнакомыми людьми и сослуживцами. Запомните, слезы не есть синоним слабости. Скорее, они означают, что у вас имеются невысказанные чувства и слова, которые хотят быть озвучены.

Таким образом, эмоции и чувства в психологии занимают ведущую позицию среди всех систем и позволяют человеку своевременно избавляться от пережитых мгновений. Эмоциональная сфера участвует в процессе проживания всего, что происходит с личностью, поэтому ее никак нельзя игнорировать. Если постоянно «замалчивать» свои чувства, то в один прекрасный момент произойдет «взрыв» и тогда человек наговорит много больше, чем мог бы сказать.

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психи­ческих состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разру­шающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных пережи­ваний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объ­ектам, принято называть эмоциями и чувствами.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает че­ловек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Определение эмоций и чувств .

Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият­ного или неприятного процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей .

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей че­ловека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, при­чем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним вы­ражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.

Основные функции чувств и эмоций.

Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую .

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию

других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления-тончайший инструмент общения.

В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение - они являются одной из форм общения.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Настроение - это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Условным является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

¨ Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений.

¨ Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены.

¨ Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции - продукт ее интенсивности и продолжительности).

¨ Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за “вероятности события”. Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события.

¨ Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций.

¨ Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта- мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

5. Эмоции и чувства

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств.

3. Эмоциональные реакции и состояния.

4. Высшие чувства.

5. Развитие эмоций и чувств у детей.

1. «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова , который полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно. П. В. Симонову принадлежит создание формулы эмоций:

Э = (-П)/(H-C)

где Э – эмоции,

П – потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»),

Н – информация, необходимая для удовлетворения потребности,

С – информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

1) если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

2) если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;

3) если С = 0, то Э – максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не событие, а его ожидание»;

4) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.

П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую ситуацию: «Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам.

Он знает, что только через три дня может быть источник. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте.

Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелейших испытаний».

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой формулы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.

2. В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и отрицательные (вызывают неприятные переживания).

Следует отметить, что личные и общественные оценки знака эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно – это отрицательная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положительная;

2) птенические (вызывают активность человека) и астенические (сковывают активность, провоцируя пассивное поведение);

3) В. Вундт предложил классификацию по трем направлениям:

а) удовольствие – неудовольствие;

б) напряжение – разрядка;

в) возбуждение – торможение.

4) Современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундаментальные и производные.

К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Еще раз подчеркнем, что из-за многообразия эмоциональных проявлений трудно дать единую классификацию эмоций.

3. Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи.

Понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека.

Исследования показали, что наиболее информативными в эмоциональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстого встречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 – улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица – глаза или рот – определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фотографии лица одного и того же человека, где изображались различные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различных эмоций.

Задача испытуемых – определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций – это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например, в некоторых африканских странах смех выражает изумление, а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительного периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.

В развитии аффективного состояния можно выделить несколько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс – это понятие ввел Г. Селье , который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на человека стресс может и мобилизовать ресурсы организма для достижения высоких результатов, например, в спортивных состязаниях.

Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматических заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется три фазы:

1) реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;

2) стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

3) истощение.

Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутренних проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

4. Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психология не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, обществу, в основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными процессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятельности.

Примерами таких чувств являются любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. А. Энштейн писал:

«Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны.

В ней источник всякого подлинного знания». В. А. Сухомлинский подчеркивал значение чувства удивления в интеллектуальном развитии ребенка, отмечал, что отсутствие или утрата этого чувства не стимулирует познание тайн бытия, обедняет внутренний мир ребенка.

Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эти чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости.

Примерами является чувство прекрасного, эстетического наслаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенностью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональным переживаниям.

5. Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция – крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2–2,5 месяца – «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчивы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удивление, отвращение, радость и т. п.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно формируются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания.

Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная литература – всем хорошо известные способы развития эмоциональной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т. п.

Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок. Чтение сказок – это никак не просто интересное времяпрепровождения, а один из способов развития внутреннего мира самого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно использовать самые разнообразные способы и приемы.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Эмоции и чувства А сейчас переходим к анализу психоэмоциональных состояний, возникающих в бою. Разберем наиболее типичные из них: испуг, страх, ярость, агрессия и жалость.Для того, чтобы управлять своими чувствами, надо хорошо знать структуру этих понятий. Без конкретного

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

5. Эмоции и чувства 1. Понятие об эмоциях и чувствах.2. Виды чувств.3. Эмоциональные реакции и состояния.4. Высшие чувства.5. Развитие эмоций и чувств у детей.1. «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

14 ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ Чувства и эмоции являются акцентированными проявлениями того, что мы ранее описали как черты характера. Эмоции проявляются подобно внезапной вспышке под давлением некоей сознательной или неосознанной необходимости. Подобно чертам характера, они

Из книги Формула любви: теория и методика применения автора Сушко Евгений

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия, для тех, кто чувствует. /М. Ларин/ В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Эмоции и чувства Эмоции (чувства) - определенные состояния психики. Грубо эмоции можно разделить на позитивные и негативные, и также шкалировать их по степени интенсивности.Спектр человеческих эмоций довольно широк, однако это всего-лишь следствие усложнения моделей

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Сильные чувства и эмоции Если большой палец достигает сгиба первой фаланги указательного пальца, то человек может обладать взрывным характером и легко выходить из себя. Такие люди испытывают более сильные чувства, чем окружающие. Чтобы выявить эту особенность,

Из книги О чувстве юмора и остроумии автора Лук Александр Наумович

Эмоции и чувства Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… А. С. Пушкин Мышление и чувство В последние десятилетия конструкторы стали создавать кибернетические машины, которые выполняют работу, считавшуюся до недавнего времени чисто человеческой, умственной. Появление

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Эмоции и чувства Известно, что сложные психические состояния возникают, как правило, под влиянием эмоций. Если последние включены в сложные структуры, их называют настроением. Но эмоции могут протекать и как кратковременные психические процессы. Вариации более сложных и

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Эмоции и чувства В отличие от ощущения, восприятия и мышления эмоции и чувства отражают не сами предметы и явления в форме переживаний, а те отношения, которые связывают их с человеком. Эмоции – наиболее простая форма психического отражения, занимающая пограничное

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Эмоции и чувства Эмоции – наиболее простая форма психического отражения, занимающая пограничное состояние между физиологическим отражением и саморегуляцией организма в случаях воздействия на человека раздражителей, базирующихся на его потребностях. Эмоции

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

5.1. Эмоции и чувства Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и

Из книги автора

Эмоции и чувства Недавно я имел возможность убедиться в том, что многие люди не могут ясно определить разницу между чувствами и эмоциями. Поэтому решил дополнительно разъяснить этот вопрос.Что представляет собой эмоция? Это энергия, возникающая как ответ на меняющиеся

Из книги автора

Чувства и эмоции Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий. Мы не щадим ни чувства, когда оно раскрылось до конца, ни человека, когда у него нет ни одного су. О. де Бальзак В младшем школьном возрасте происходят изменения в области чувств. Дети учатся

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость - исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.

"Удовольствие - неудовольствие". Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания "приятного" и "неприятного" развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства.

"Напряжение - разрешение". Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

"Возбуждение - успокоение". Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. "стенос" - сила) и астенические (греч. "астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Моральные, или нравственные, чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство красивого и безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости; чувство трагического и комического.

Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Так, иногда чувства возникают очень быстро, например в виде вспышек радости, гнева, но иногда те же чувства проявляются медленно ("не сразу обрадовался"). Существуют эмоциональные переживания, скорость возникновения которых определить трудно или совсем невозможно (большинство наших настроений). Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Сила чувств - это прежде всего сила переживания приятного или неприятного ("очень приятно", "малоприятно"). Эмоциональные переживания также различаются по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшее переживание продолжается в течение длительного периода.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

Настроение - это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью.Тоили иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.

Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс (англ. stress - напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г. Селье (1907-1982). Он же ввел понятие "фазы стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.