Сложение и вычитание десятичных дробей конспект урока. Путешествие по станциям математики"

Предмет: математика

Тема: Сложение десятичных дробей.

Цель: Закрепить умения, приобрести навыки в решении примеров и задач на сложение

десятичных дробей,

развить математическое мышление, логическое мышление, вычислительные

навыки, формирование научного мировоззрения

Тип: урок – соревнование

Эпиграф: « Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает,

в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель,

тем меньше дробь.» Лев Толстой.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологическая разминка « Создадим хорошее настроение ».

Повернувшись к соседу, посмотрите ему приветливо, с улыбкой в глаза и скажите

вместе: « Здравствуй, сосед! ».

2. Разминка. Решение занимательных задач.

1) Летели утки: одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между

двумя и три в ряд. Сколько всего уток? (3)

2) На совещание явилось 10 человек, и все они обменялись рукопожатиями.

Сколько было рукопожатий? (90)

3) Код сейфа состоит из трёх различных цифр: 1,3 и 5. Сколько всего различных

комбинаций для кода можно составить? (135, 153, 315, 351, 513, 531) .

3. Теоретики

1) Какую запись называют десятичной дробью?

2) Какую обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной?

3) Где ставится запятая при записи десятичной дроби?

4) Изменится ли десятичная дробь, если в конце десятичной дроби приписать или

отбросить нули?

5) Какими способами можно сравнивать десятичные дроби?

5) Сформулировать правило сложения десятичных дробей?

4. Устная работа

1) Прочитайте дроби: 16,023; 98,704; 17,027; 9,006; 5,00005; 34,3008.

2) Запишите десятичные дроби: 0,9; 0,17; 0,03; 2,315; 3,054 9,207.

3) Найди ошибку: 3,7 + 0,02 = 3,9 5,04 + 1,1 = 5,14 1,2 + 0,3 = 1,23

5. Отгадай слово.

Карточка № 1 . В русском языке это слово появилось в VIIIв., оно происходит от глагола

« дробить » - разбивать, ломать на части.

Карточка № 2. Эту единицу длины впервые ввели купцы. Её ещё называли « локоть ».

Карточка № 3 На земном шаре живут птицы – безошибочные «составители» прогноза

погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке № 3.

Ключ к ответам:

6. Кросс – опрос

1 команде

1. Число, стоящее над дробной чертой?

2. Результат вычитания?

4. Число, не являющееся ни простым ни составным?

5. Инструмент для построения окружности?

6. Скорость умноженная на время?

7. Результат деления?

8. Натуральное число, имеющее больше двух делителей?

9. Расстояние, делённое на время?

10. Результат деления?

2 команде

1. Инструмент для измерения и построения отрезков?

2. Результат умножения?

3. Натуральное число, имеющее только два делителя?

4. Число, стоящее под дробной чертой?

5. Инструмент для построения и измерения углов?

6. Результат сложения?

7. Число, являющееся решением уравнения?

8. Расстояние, деленное на скорость?

9. Знак, отделяющий целую часть десятичной дроби от дробной?

10. Дробь, у которой числитель больше знаменателя?

7. Рефлексия

Подведение итогов.

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

Стр. 256 – опережающее задание.

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Цели урока: образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой. развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы. воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности. Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков. Оборудование: интерактивная доска, проектор, документ-камера

Ход урока

1.Эмоциональный настрой на урок. Дети, вам тепло? (Да) В классе светло? (Да) Прозвенел звонок? (Да) Уже закончился урок? (Нет) Только начался урок? (Да) Хотите учиться? (Да) Значит можно всем садиться.

2. Мотивация урока. Поэт Р. Сеф написал «Кто ничего не изучает, тот ничего не замечает. Кто ничего не замечает, тот вечно хнычет и скучает.» А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие в работе 3. Устная работа. 1. Индивидуальная работа на местах (работают трое учащихся). (Дети самостоятельно решают карточки. Проверка осуществляется с помощью документ-камеры)

Задание 1. Вычисли значение выражений удобным способом. 3,875 – (1,3 + 1,875) = (0,75) 8,12 + 1,93 + 1,88 = (11,93) Задание 2. Реши уравнение 2х – 3,48 = 4,52 (х=4) Задание 3. Сравни числа 4,375 и 4,38; 2,4 и 2,397; 0,67 и 0,599. 2. Фронтальная работа (вместе с учителем) Ссылка на презентацию Сегодня на уроке мы продолжим работать с десятичными дробями.

    Что мы знаем о них?

    Для чего нужны десятичные дроби?
    Как сравниваются десятичные дроби?


4. Графический диктант (ребята проверяют правильность вычислений, выражения спрятаны за шторкой, ключ к графическому диктанту спрятан за границей страницы)

Ответ «да» соответствует -, ответ «нет» ^ 5,48 – 3 = 2,48 0,9 – 0,5 = 0,4 0,28 – 0,04 = 0,24 0,94 – 0,5 = 0,44 0,86 – 0,08 = 0,06 3 – 0,6 = 2,4 5 – 0,3 = 4,7 6,58 – 4,24 = 2,34 7,32 – 2,23 = 5,09 9,38 – 4,3 = 5,8 Ключ: -- ^ ------ ^ 5. Работа по теме урока. (дети решают самостоятельно задачу, решение и ответ записывается маркером на доске, затем проверяют, опустив шторку)

Работа с учебником Стр.193,№ 1216

    Прочитайте задачу. Какую площадь вспахал первый тракторист? Известно ли, какую площадь вспахал второй тракторист? Прочитайте, что об этом сказано в задаче.
    Какой же тракторист вспахал больше? На сколько больше? Что узнаем первым действием? Составьте план решения задачи. Решите задачу.
13,8 + 4,7 = 18,5 (га) –вспахал второй тракторист. 13,8 + 18,5 =32,3 (га) – вспахали оба тракториста вместе. Ответ: 32,3 га

Стр.193, № 1224

    Прочитайте задачу. На сколько кусков разрезана веревка? Что сказано про первый кусок? Что сказано про четвертый кусок? Запиши краткое условие задачи.
    Можем ли узнать длину пятого куска? Как? Длину какого куска еще можем узнать? Что теперь сможем найти? Длина какого куска нам еще неизвестна? Как ее найти? Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? Решите задачу.
7,8 – 3,7 = 4,1 (м) –длина пятого куска 7,8 + 1,3 = 9,1 (м) –длина третьего куска 9,1 – 2,3 = 6,8 (м) – длина первого куска 6,8 – 4,2 = 2,6 (м) – длина второго куска 4,1 + 9,1 + 6,8 + 2,6 + 7,8 =30,4 (м) –длина всей веревки. Ответ: 30,4 м 6. Реши задачку (Дети отвечают на вопросы учителя) Этот квадрат необычный. В нем спрятана задача:
    Сколько различных треугольников вы видите? (12) Сколько четырехугольников вы видите? (8) Сколько пятиугольников вы видите? (1) Покажите пятиугольник.

Физминутка

7. Самостоятельная работа. (Ученики самостоятельно решают уравнения. Для проверки «перетягивают» ответы и знаки действий)

Решите уравнение ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 У + 0,83 = 1,1 у – 2,7 = 3,4 У = - у = 3,4 2,7 У = у = Ответ: Ответ:

(7,1 – х) + 3,9 = 4,5 3,84 – (х + 0,89) = 2,3 7,1 – х = 4,5 3,9 х + 0,89 = 3,84 2,3 7,1 – х = х + 0,89 = Х = - х = - Х = х = Ответ: Ответ:

8. Домашнее задание. (учащиеся записывают домашнее задание)

П. 32; стр. 197 № 1262; стр.198 № 1268 (в,г)

9. Подведение итогов урока. Оцени себя и сделай для себя вывод. Принцип «Микрофон» (ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов)

    На уроке я работал активно/пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Моё настроение стало лучше / стало хуже Материал на уроке мне был полезен / бесполезен
интересен /скучен
    Домашнее задание мне кажется легким / трудн ым
\ Для учителя математики, алгебры, геометрии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект урока прислала: учитель математики высшей категории, Попович Ольга Васильевна СОШ № 5 г.Северодонецка Луганской области email: [email protected]

Урок для 5 класса

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. (Путешествие по станциям математики)

Цели:

  • Образовательная: ознакомить учащихся с задачами на движение по течению и против течения; сформировать умение решать такие задачи, используя сложение и вычитание десятичных дробей; отработать навыки выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной, интерес к математике, логику и смекалку, коммуникативную и трудовую компетентности, расширять кругозор.
  • Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность.

Ход проведения урока:

Проверка домашнего задания. Консультанты рассказывают о результатах проверки домашнего задания.

Класс делится на три команды: три ряда. Соревнования проходят между тремя командами, но выиграть могут все сразу. При подсчете баллов не учитывается скорость, учитывается только правильно выполненное задание. Таким образом, к концу соревнования может оказаться, что количество баллов у всех одинаковое. Это поможет сохранить дружелюбную атмосферу в классе. Но для этого надо напоминать учащимся, что соревнуются они не друг с другом, а со своими знаниями.

Для каждой станции открывается свой путеводный лист, зачитывает название станции, девиз. Учитель рассказывает, каким образом учащиеся встретятся с данной станцией в течение учебного года на внеклассных мероприятиях. Рассказываются условия конкурса. Задания рассчитаны на 7человек в ряду, проверяются тут же на уроке. Можно проверить выполненные задания, когда проходит следующий конкурс, а можно до урока выбрать консультантов. Баллы подсчитываются регулярно и выписываются на доску.

Начинаем урок стихотворением:

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души!

Числа сходятся где-то во тьме

И глаза начинают светиться!

И кругом только умные лица!

Устный счет! Мы считаем в уме!

1 станция. Устный счет

Девиз:

Тот из вас мне всех милее,

Кто считает всех быстрее.

Эстафета по рядам.

На каждый ряд раздается лист для записи ответов цепочкой (начинается эстафета с первой парты), предыдущий ответ участвует в следующем действии.

Действие диктует учитель (можно подготовить запись на магнитофоне). Пример в эстафетный лист не записывается, записывается только ответ. Для решения примера дается 10 секунд.

Задание:

Ответы:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

2 станция. Геометрические фигуры

Индивидуальная работа.

Рисунок с квадратами вывешивается на доску (или чертится на доске):

Работа индивидуальная и каждый из учеников записывает ответ на карточке, розданной для записи ответов (можно раздать такие же квадраты, но в меньшем размере, и каждый запишет свой ответ в отдельную ячейку).

На выполнение задания дается около 1 минуты (за это время записать свое число должны все ученики).

Задание:

3 станция. Смекалка

Девиз:

Если смекалку применить,

Задачку можно быстрее решить.

Работа в парах.

Каждой паре раздается лист для записи ответов, решение можно обсудить в паре (можно провести конкурс в виде индивидуального решения). Задачи учитель читает вслух, на решение задачи дается 15 секунд, учащиеся записывают ответы.

Задачи:

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км, сколько километров пробежала каждая из лошадей?
  2. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
  3. На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
  4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
  5. Что легче килограмм ваты или килограмм железа?

Ответы:

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Физкультминутка.По суджуку.

Историческая справка

Математики древнего Египта вместо обычных для нас знаков « + » и « - » использовали знаки (ноги идут)

Впервые учение о десятичных дробях в XV веке Самаркандский математик и астроном Джемшид ибн Масуд аль-Каши. В 1585 году фламандский ученый Симон Стевин Издал небольшую книгу под названием «Десятая» , в которой изложил правила действия с десятичными дробями.

В 1592 году стали отделять целую и дробную часть запятой.

В США, вместо запятой используют точку. В связи с бурным развитием программирования точка используется все чаще

4 станция. Гимнастика ума

Девиз:

Дружбу с дробями докажи

Сложение и вычитание покажи.

1.Запомнить цепочку выражений

2.Решить уравнения

3. Выполнить действие, выбрав наиболее рациональный порядок действий

1). 3,3+(0,7+5,2); (9,2) 2). 3,3+5,9+0,1 (9,3);3). 3,3-(0,1+0,3) (2,9);

4. Вычислить в метрах

1). 5,2м-3см;

2). 5,2м-3дм;

3). 5,2км-3м;

(1м=100см; 5,2м-0,03=4,77;)

(1дм=10см; 5,2м-0,3=4,9м;)

(1км=1000м; 5,2-0,003=5 197;)

По расчетам современного кибернетика и математика фон Неймана получилось, что мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает – каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки.

Работа с учебником. Посмотрите обложку учебника, где рассмотрим таблицы больших чисел.

5 станция. Движение

Девиз:

Знать должен каждый и стар и млад

Основные характеристики движения:

Расстояние-S

Скорость-V

Формула S = V t

Движение по реке

Собственная скорость V – скорость в стоячей воде озера

Скорость течения V т

Скорость по течению V по т. Vпо т.=V+Vт.

Скорость против течения Vпротив т.Vпротив т.=V-Vт.

V т = (Vпо т. + Vпротив т.) : 2

Собственная скорость катера

Скорость течения реки

Скорость катера по течению

Скорость катера против течения

Решение упражнений:№841.843,858(2),860(3),865(1).

Физкультминутка для глаз.

6 станция. Тестовая

Девиз:

Тестовые задачи ты реши

Умения свои ты докажи

Взаимо-проверка.

Вариант 1

1. Какие из перемешенных выражений задаются (y г) Сумма:

2m 28Кг, 1Г 5 кг, 5г 4y.

1)8,568г; 2)8,73г, 3)8,433г; 4)8,326г.

2.Найти уравнение, корнем которого есть число 10.

1)х-2,093=0.207; 2)2,093-х=0,207; 3)12,903-х=2,093; 4)х+2,093=12,93.

3.Какое из приведенных чисел равно разности 10-0,090908?

1)9,010101; 2)9,909092; 3)9,090902; 4)0,919192.

4.Какое из данных чисел равно сумме корней уравнение х-1,048=0,9094 1,005-х=0,044

1)2,92; 2)1,19; 3)1,2; 4)2,91.

5.Какое из пар чисел является значением, собственной скорости катера и скорости против течения, если скорость течение реки 2,3 км/ч, а скорость течения 18,1 км/час.

1)16,2 и 13,9; 2)15,8 и 13,5; 3)20,44 и 18,1; 4)20,44 и 22,7.

Вариант 2

1.Какое из данных выражений ровно выражению в метрах суммы: 7м 5дм, 3м 7см и 2м 88мм.

1)12,955м; 2)12,658м; 3)12,838м; 4)14,08м.

2.Корнем какого из приведенных уравнений является число 2,005.

1)х+1,195=3,22; 2)3,2-х=0,195; 3)2,005-х=0; 4)1,005+х=2,005.

3.Какое из данных чисел равно разности 4-2,9996?

1)2,9994; 2)2,0004; 3)1,9994; 4)1,0004.

4.Какое из приведенных чисел является суммой корней уравнений.

х+5,4=10,31 и х-3,8=8,9 с точностью до единиц.

1)17; 2)18; 3)17,6; 4)16.

5.Какоя из приведенных пар чисел является записью значений собственной скорости и скорости по течения реки 2,6 км/ч, а скорость против течения 17,2 км/ч.

1)14,6 и 12; 2)19,8 и 22,4; 3)19,8 и 14,6; 4)19,8 и 17,2.

Коды тестовых ответов

Подведение итогов

Затем происходит подсчет баллов и определяется победитель. В заключение урока наградить каждую команду: за победу (призеры конкурса), за быстрый счет и решение задач (быстрым счетоводам), за составление танграма и красиво составленный рисунок (художникам). Напомнить, что с каждой из станций будет еще встреча в течение учебного года.

Заканчивает урок чтец или учитель:

Домашнее задание:842,859(1),854. 865(3,4)n.30

Продолжается век.

И другой приближается век.

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда, никогда, никогда

Не отдаст человек

Своего превосходства

Умнейшим машинам.

Конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей. Путешествие по станциям математики"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Это урок систематизации и закрепления изученного материала. Для всесторонней проверки учебно-познавательных компетенций учащихся используется ИКТ-технология. При отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей используется самостоятельная работа с само- и взаимопроверкой. Преобладающий метод организации учебной деятельности – интерактивный: сопоставление, анализ, наблюдение сопровождаются компьютерной презентацией.

Использование технологии ИКТ позволяет развивать логическое мышление, математическую речь, содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 122

Кировского района г.Волгограда

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Подготовила: Саенко Ирина Николаевна,

Учитель математики МОУ ООШ № 122

Конспект урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Класс: 5

Цели и задачи:

Создать условия для развития у учащихся вычислительных навыков, умение

решать задачи.

Задачи: 1. Предметные : Содействовать развитию вычислительных навыков при сложении и вычитании десятичных дробей

Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;

Коммуникативные: формировать умения принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению;

Личностные: продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

Тип урока : урок - практикум (отработка и проверка знаний по теме)

Формы работы : задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:

Отработку понимания на слух математической речи;

Взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;

Работа группами по 2 человека.

Виды учебной деятельности:

Слушание (понимание на слух научной речи);

Индивидуальная работа, работа в парах;

Практические задания;

Говорение;

Мыслительный анализ;

Самопроверка;

Взаимопроверка

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь!

2. Постановка цели урока (слайд 2)

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.

(Слайд 3)Тема нашего урока - « Сложение и вычитание десятичных дробей».

Открыли тетради и записали число и тему урока.

Учение о дробях всегда считалось трудным.. У немцев сохранилась пословица: « Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать. Буду рада вашим хорошим ответам.

3. Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос)(Слайд 4)

Давайте вспомним:

1. Как сложить десятичные дроби?

Ответ: Чтобы сложить десятичные дроби нужно:



в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую,

2. Как вычесть десятичные дроби?(Слайд 5)

Ответ: Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:

а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

4. Устный счёт (Слайд 6)

8,7 - 1,8 =

6,3 + 2,4 =

7,2 - 2,9 =

9,1 - 3,6 =

2,5 + 1,8 =

8,3 - 1,2 =

5,6 - 3 =

5 + 2,6 =

Решите уравнения(Слайд 7)

а) 2,5 + х = 7

б) 5 - х = 3,4

в) х - 6,8 = 3,4

г) х + 8,7 = 15

5. Работа с учебником (Слайд 8)

Выполнить задание № 684, № 692

6. Физкультминутка (слайд 9)

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

7. Устная работа

Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание: Поставьте запятые так, чтобы равенство было верным(Слайд 10)

32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

42 + 17 = 212

736 - 336 = 4

63 - 27 = 603

57 - 4 = 17

8. Самостоятельная работа с самопроверкой в парах и самооценкой .

(Слайд 11)

Учащиеся в паре обмениваются работами и проверяют работу, пользуясь ответами, указанными на доске (слайд 12 ) и выставляют оценки друг другу

Вариант 1 Вариант 2

1.Выполните действия 1.Выполните действия

0,613 + 32,7 = 0,894 + 89,4 =

5,2 + 317,9 = 241,608 + 24,7 =

0,41 - 0,385 = 6,4 - 2,96 =

62,5 - 8,419 = 50,1 - 9,323 =

2. Решите уравнение 2. Решите уравнение

У + 0,83 = 1,1 У + 3.54 =8,2

3,84 - (х + 0,89) = 2,3 (х - 3,48) + 2,15 = 3,9

9. Итог урока

Какую задачу мы ставили на уроке? (уверенно складывать и вычитать десятичные дроби)
- Как вы думаете выполнили мы ее?

10.Домашнее задание (слайд 13)

Дома вы еще потренируетесь уверенно и правильно складывать и вычитать десятичные дроби, выполнив следующие номера:

№ 686, № 694

Спасибо за урок. (слайд 14)