Заброшенный город хальмер ю. Хальмер-Ю

Поиск карты города, села, области или страны

Хальмер-Ю. Карта Яндекс.

Позволяет: изменять масштаб; измерять расстояния ; переключать режимы отображения - схема, вид со спутника, гибрид. Применяется механизм Yandex-карт , он содержит: районы, названия улиц, номера домов и др. объекты городов и крупных сел, позволяет выполнять поиск по адресу (площадь, проспект, улица+номер дома и др.), например: "ул. Ленина 3", "гостиницы Хальмер-Ю" и т.п.

Если Вы что-то не нашли, попробуйте раздел спутниковая карта Google: Хальмер-Ю или векторную карту от OpenStreetMap: Хальмер-Ю .

Ссылку на выбранный Вами объект на карте можно отправить по e-mail, icq, sms или разместить на сайте. Например, что бы показать место встречи, адрес доставки, расположение магазина, кинотеатра, вокзала и т.п.: совместите объект с маркером в центре карты, скопируйте ссылку слева над картой и отправте адресату - по маркеру в центре, он определит указанное Вами место.

Хальмер-Ю - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты.

Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки "мыши", ползунок "+ -" слева, или кнопку "Увеличить" в левом верхнем углу карты; чтобы посмотреть вид со спутника или народную карту - выберите соответстующий пункт меню в правом верхнем углу; что бы измерить расстояние - щелкните линейку справа внизу и наносите точки на карте.

Республика Коми - Хальмер-Ю: интерактивная карта от Яндекс. Векторная схема и фото со спутника - с улицами и домами, дорогами, адресным поиском и прокладкой маршрутов, измерением расстояний, возможностью получить ссылку на выбранный объек на карте - что бы отправить адресату или разместить на сайте.

Хальмер-Ю

Хальмер-Ю - бывший посёлок городского типа (город-призрак) в Республике Коми, был подчинён Горняцкому райсовету г. Воркуты. Упразднён в 1996 г. Был соединён подъездным железнодорожным путём длиной около 60 км с железнодорожным вокзалом на площади Металлистов г. Воркута. Производилась добыча угля (Печорский угольный бассейн).

Население 7,1 тыс. человек (1959); 7,7 тыс. человек (1963); 4,1 тыс. человек (1994).

"Хальмер-Ю" в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь-Долина,мер-смерть,Ю-река(перевод с ненецкого) Рабочие пласты на реке Хальмер-Ю были открыты летом 1942 года, партией геолога Г. А. Иванова. Уголь нового месторождения относился к марке «К», самой ценной для коксохимического производства. На месте будущего посёлка решено было оставить группу рабочих для определения параметров месторождения. Однако плохая погода конца осени и начала зимы отрезала группу от Воркуты. Предпринималось несколько попыток обнаружить группу и спасти людей. Глубокой осенью была сделана попытка доставить продовольствие на оленях. Из ста оленей в Воркуту вернулись четырнадцать, остальные погибли в пути. Ягель оказался вмёрзшим в лёд, и олени гибли от бескормицы. С самолётов обнаружить две небольшие палатки не получалось. В январе на поиски отряда вышел лыжный отряд. Группа рабочих была найдена в состоянии крайнего истощения и была транспортирована в Воркуту.

Разведку нового месторождения было решено продолжить, и весной 1943 года работы возглавил лауреат Государственной премии СССР Г. Г. Богданович. За лето была создана необходимая материальная база, уже к осени жило около 250 человек. Работали радиостанция, столовая, пекарня, баня, на зиму был заброшен необходимый запас продовольствия. Восемь буровых бригад одновременно проходили три глубоких шурфа. А для обеспечения посёлка топливом на другом берегу реки была заложена разведочно-экспедиционная штольня.

Шахта начала свою работу в 1957 году, её среднесуточная добыча составляла 250 тонн.

С переходом новой России к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности существования Хальмер-Ю. 25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты. Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту. Новое жилье людям ещё не предоставили, некоторые получили недостроенные квартиры. Переселение же их в общежития и гостиницы Воркуты делало людей заложниками обещаний властей, которым мало кто верил.

Сейчас территория посёлка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился российский президент Владимир Путин, произвёл запуск трёх ракет по бывшему дому культуры посёлка Хальмер-Ю

Крайний Север постсоветской России невозможно представить без городов-призраков, процветавших при СССР, но не выдержавших столкновения с капитализмом. Следом за работой, будь то выведенный гарнизон, опустевший порт или вставший рудник, разрушалась инфраструктура, лопались котельные, оскудевал завоз, и в конце концов одни посёлки были стихийно покинуты до последнего жителя, а другие "закрыты", то есть упразднены и расселены централизовано: холодный Крайний Север дал тогда не меньший поток беженцев, чем горячие точки Кавказа... Десятки мёртвых селений продолжают стоять в безлюдной и чистой земле, постепенно разрушаясь от ветров и морозов, и пожалуй самый известный из северных городов-призраков - Хальмер-Ю близ Воркуты, самый дальний из её шахтёрских посёлков, не входивший даже в . Впервые о поездке туда я задумывался ещё студентом, лет десять назад, ну а теперь он стал первым пунктом нашего внедорожного полярного путешествия на показанных зверь-машинах.

Для начала можно вспомнить, не зря расположенная ЗА станцией Песец на Печорской магистрали. В 1931 году на Полярном Урале, то есть в глубочайшем тылу СССР, геолог Георгий Чернов нашёл целый бассейн чрезвычайно качественного угля, на котором уже год спустя возник первый в черте Воркуты. Затем был "Воркутлаг" - один из крупнейших и известнейших островов ГУЛага, была Северо-Печорская магистраль, были поставки угля в Москву и Ленинград, позволившие столицам продержаться пока немец оккупировал Донбасс, и было, наконец, послевоенное превращение Воркуты из "столицы зеков" в "столицу мира" с потрясающим сплетением судеб: я помню, как в 2011 году в купе воркутинского поезда со мной ехали белорус, литовец, русская немка и украинец с Луганска... Я прозвал Воркуту тогда Полярной Одессой - несмотря на мрачность своих пейзажей, это город интересных, тёплых и неунывающих людей, где каждый гопник обещал защитить меня от любых других гопников. И хотя со времён распада СССР население Воркуты уменьшилось в полтора раза (со 100 до 60 тысяч в самом городе, со 180 до 110 тысяч во всей агломерации), а из 17 шахт осталось пять, Воркута даёт почти четверть добычи коксующихся углей России, а жизнь в этом идёт своим чередом.
Печорская магистраль ( || || ) для пассажира заканчивается вокзалом на южной окраине Воркуты (где в этот раз я провёл почти сутки в комнатах отдыха, ожидая прибытия экспедиции), но железные дороги вьются и дальше, и по ним снуют локомотивы в раскраске "Северстали" - ныне Воркута является по сути дела колонией Череповца, снабжающей углём его гигантский металлургические комбинат.

Печорская магистраль ныне не обрывается, а закольцовывается, пронизывая посёлки Воркутинского кольца, в 1990-2000-х годах фактически разомкнувшегося - остались Северный на востоке и Воргашор на западе, а между ними теперь лишь призрачные Юршор и Промышленный. Мы выехали на кольцо "по северу", и пейзажи индустриального района в голой, холодной и отравленной промышленными выбросами тундре не спутаешь ни с чем:

Это для нас руины, а для кого-то здесь жил Петрович:

Здесь кто-то впервые услышал, что снег и лёд - это та же вода, и несколько дней не мог в это поверить, забыв про игрушки и ставя стакан со снегом на батарею под строгим взглядом воспитательницы.

Здесь кто-то вышел в магазин да попал в пургу и битых два часа блуждал кругами, пока не упёрся в стену и не дополз по ней до ближайшего подъезда, откуда лишь через пару дней, как ветер стих, сумел вернуться домой:

Здесь кто-то пил с друзьями портвейн и думал о том, что не полезет в шахту, а уедет в Ленинград и вернётся сюда в отпуске покрасоваться:

А оттуда кто-то уезжал 30 октября 1995 года, напоследок от отчаяния спалив свой опустевший дом на переднем плане:

Собственно, пустынный вид Хальмер-Ю пусть не вводит в заблуждение: мотки труб как на кадре выше - это ни что иное как коммуникации разрушенных деревянных домов, составлявших большую часть посёлка.

Частым гостем здесь были и оленеводы, для которых в Хальмер-Ю находился в первую очередь ближайший магазин, откуда они за раз сметали месячные запасы крупы, чая, сахара, хлеба и водки.

Нарты встречались с автобусом:

А на площади у Дворца стоял ледовый городок, к весне черневший от копоти шахт:

К шахтам мы и решили ехать, побродив по посёлку, и я настаивал на более крупной Первой, но штабной вездеход без предупреждения укатил на Вторую, и так как водители всех трёх машин собирались там же пообедать - нам осталось лишь следовать за ним мимо рухнувшего моста Кладбищенской реки:

Руины Аварийного с хорошо заметным зданием шахтной конторы. В основном воркутинские шахты ликвидировались почти бесследно - террикон сбрасывался обратно в стволы, конструкции разбирались. А здесь вот хотя бы постройки обеих шахт так и стоят:

Рядом ещё террикон и заснеженные вездеходы:

Да балки геологов, вероятно не пустующие летом:

Вокруг и внутри конторы всё в следах, и мы поняли, что просто сюда приходил песец:

Я думал залезть на верхний этаж и поснимать оттуда, но накренившаяся лестница к этому не располагала:

Вид из окна на двор шахты:

Снег, руины, яркое солнце... Такой мне всегда представлялась ядерная зима:

А наши вездеходы, ждавшие снаружи, своим видом в стиле "Безумного Макса" вполне довершают постапокалиптическую атмосферу... Обратите внимание на следы - от дороги до дверей конторы не было наста, и преодолевали эти полсотни метров мы минут 15.

Вид Постоянного со второй шахты. Небо на фотографии, кстати, не фотошопное - тут действительно такой не вполне земной свет:

Что-то едет по зимнику:

С закатом поднялся ветер и резко похолодало - от -30 с ветром не очень-то помогало даже всё то, что мы накупили перед дорогой, а коллеги по экспедиции вспоминали, как в прошлом году попали на ветреные -50: "Такого, я тебе скажу, никому не пожелаю!". Вездеходы собрались у края посёлка и готовились ехать дальше, а мы с Ольгой пошли посмотреть на вокзал - до него от посёлка ещё пара километров, и если издалека казалось, что он рядышком с военным городком, вблизи мы обнаружили, что военный городок от него ещё дальше посёлка. Сам вокзал - скромная сталинка, но именно здесь, а не в Воркуте, настоящий конец Печорской магистрали:

На холодном ветру у фотоаппарата замёрзли акумуляторы и смазка объектива, и я с немалым трудом, обмараживая руки без перпечаток, сумел сделать лишь пару кадров. В зал ожидания без крыши, но с защищавшими от ветра стенами я заскочил погреться:

Вид вокзала со стороны "площади":

Какое-то ещё пристанционное здание напротив.

Поезд из 2-3 пассажирских и 1-2 почтово-багажных вагонов ходил в Воркуту дважды в день утром и вечером, шёл 2,5 часа, и был единственным путём во внешний мир - аэродром в Хальмер-Ю вроде бы когда-то и был, но нынешнее поколение хальмерюнцев его не помнит. В поезде был даже видеосалон, где пассажиры могли скоротать время в пути, а расположение вокзала так далеко от жилых кварталов пусть не удивляет - поезд шёл как маршрутка и останавливался там, где его ждали.

А иногда пурга перерубала на несколько дней и эту тонкую нить. Снега под Воркутой немногим меньше, чем на Камчатке, и даже интересно, в чём связь между количеством снега и прочностью уз уехавших на материк.

У вокзала нас подхватили тронувшиеся с посёлка вездеходы и мы поехали к Карскому морю.

В следующей части - полярное село Усть-Кара и нелёгкий путь до неё.

Взрослые и дети,
Ни за что на свете
Не ходите в эти
Хальмер-Ю гулять!
Вас никто не встретит,
Выпить не предложит;
Будут вас ракетами
Издали сжигать…

Сочетание «Хальмер-Ю» звучит, словно проклятие на неизвестном языке германской группы. Между тем по звучности язык ненецкий чем-то сходен с немецким: «Хальмер-Ю» в переводе означает «Река в долине мертвых». Сказывают, будто здесь самоеды своих умерших. А теперь здесь мрут грустной смертью родившиеся у покойничьей реки здания, столбы и трубы. Чтобы почтить их, надо идти по голым шпалам на север от Воркуты. Бывший шахтерский город Хальмер-Ю начинается за мостом через одноименную реку, трупами ненцев славную. Последний поезд до райцентра ушел из Хальмер-Ю в октябре 1995 года. Затем рельсы неторопливо растаскали на металлолом.

Есть еще старый мост в нескольких верстах к югу, для автомашин и путников, но сегодня им пользоваться затруднительно. Хотя, если б вы могли отмотать время на 40-50 лет назад, то без труда добрались бы на поезде прямехонько сюда, в самый северный поселок «лагерной республики» Коми, где ближе до океана, чем до правды:

Край железнодорожного света, бывшая станция Хальмер-Ю.

А вначале была война.

В 1942 году Донбасс был в руках у немцев, и русские решили искать уголь у ненцев. Осенью пришла команда разведать пласты вблизи р. Хальмер-Ю, священной реки ненецких мертвецов. Чуть южнее бурно строилась Воркута, стратегический центр угледобычи, где трудилось одних зэков тысяч семьдесят. Партию геологов на Хальмер-Ю оторвало от мира бездорожье, они чуть не умерли с голоду. Ученых спасли зимой лыжники из Воркуты. Война закончилась, пласты разведывали помаленьку, строили железную дорогу. И вот, после амнистий и разоблачений, заработала самая северная шахта треста«Воркутауголь», а с ней и одноименный городок Хальмер-Ю, в 80 км от Воркуты, словом, на краю света. В 1957 году сюда приехали за северными зарплатами трудяги и романтики со всех республик СССР. Добыть 250 тонн угля за день - это было очень даже неплохо. Выработка была стабильной.

Поселок рос быстро и вскоре вместил 7 тыс. человек. Местный коксующийся уголь отличного качества был лучшим в мире и самым дорогим в Союзе: в отличие от зэков, за труд в глубочайших шахтах заполярья вольные шахтеры получали зарплаты с 80%-ной северной надбавкой. Если горняк в Кузбассе получал 900 советских рублей в месяц, то коллега хальмерьюсец - больше 1600. За эти деньги можно было купить тур вокруг Европы, и ни в чем себе не отказывать.

К середине 1980-х в Хальмер-Ю был образован поссовет, жители ели хлеб из местной пекарни и мясо с местных свиноферм, дети ходили в 2 детских садика, а кто постарше - даже в музыкальную школу. Когда дома баррикадировало снегом, задания для школьников диктовались по радио. Протяженность улиц городка составляла почти 20 км (влюбленным гулять полночи).

Но всему настал конец с распадом СССР. В 1993 г. власти России признали шахту убыточной и подлежащей ликвидации вместе с поселком. Согласно постановлению Совмина, жителям предоставлялось право на компенсацию для приобретения нового жилья и на бесплатный проезд к новому месту обитания. Но в эпоху гиперинфляции компенсационные рубли быстро теряли в весе и проедались-пропивались. Новые дома витали в тумане обещаний-завтраков. Так упрямые граждане Хальмер-Ю, включая лагерников, коим бонус от власти не полагался, кое-как дожили до зимы 1995 года, когда в поселке отключили и закрыли котельную. Грелись «козлами» и не спешили покидать дома с мебелью и ремонтом - новых-то им еще не дали. Окончательное выселение Хальмер-Ю делалось ОМОНом - с вышибанием дверей, детским плачем и неласковой «упаковкой» людей в поезд до Воркуты, где выселенцам дали затхлые комнаты в общагах. Многие «посредники» реорганизации Печорского бассейна на фоне инфляции нагрели руки. В покидаемом городе объявлялись мародеры, кого-то из них ловил ОМОН. Город сделался Тайной.

Чтобы Тайна не пропадала зря, из сотворили секретный полигон «Пембой» (рядом высится одноименная гора, памятник природы). Дома в Хальмер-Ю, где почти 40 лет царили тепло людей и вера в лучшее, стали назваться «условными целями» (например «одиноко стоящая больница»)…

В 2005 г. поглумиться над трупом рабочего городка изволил Владимир Путин. Управляя бомбардировщиком «Ту-160» (он же «Белый лебедь), президент с расстояния 3 тысяч километров до цели выпустил три суперточные ракеты по Дому культуры городка Хальмер-Ю. Одна промазала…

Вот таким был сей ДК встарь, при Советах:

А так его окрестности выглядят теперь, после «ба-бах» свыше:

В тогдашних учениях ракетные войска здорово порезвились, результаты игр в войнушки не скрывают. Туристы-экстремалы - в восторге:

Высокие здания посреди голой тундры - идеальные цели для ракетных ударов. Но пока рядом мерцает огнями Воркута, рост атомных «грибов» над Долиной смерти не прогнозируют. Посему спешим отметить, что на реке Хальмер-Ю находятся прекрасные водопады. Кои рекомендуем вам отважиться посетить:)

Хальмер-Ю – это один из городов-призраков на Урале. Здесь, в красивом месте посреди тундры, близ уральских гор стоят навсегда покинутые людьми многоквартирные дома, административные здания и промышленные объекты. Любители урбантрипа здесь почувствуют себя, как в раю.

Координаты для GPS-навигатора

67.94424004834782, 64.73661371923828

Город-призрак Хальмер-Ю на карте

Хальмер-Ю находится в Республике Коми, примерно в 60-70 километрах к северо-востоку от города Воркута. Название бывшего поселка переводится с ненецкого как «река в долине смерти» или «мертвая река». Любопытно, что в прошлом у ненцев это место считалось священным. Сюда везли хоронить умерших.

В 1942 году геологи открыли в этом месте богатые залежи угля. О той первой в этих местах геологической экспедиции можно было бы написать целый роман. Из-за непогоды, работавшие здесь геологи, оказались напрочь отрезанными от Воркуты. Попытки найти и спасти людей одна за другой оканчивались неудачей. Так, предпринималась попытка хотя бы доставить пропитание для геологов на оленях, но из сотни оленей почти все погибли. Из-за вмерзшего в лед ягеля им нечего было есть. Лишь 14 оленей вернулись живыми обратно в Воркуту, так и не добравшись до «долины смерти». Только спустя несколько месяцев, в январе, геологов удалось отыскать и спасти. Все они находились в состоянии крайнего истощения и уже не могли самостоятельно передвигаться.

Однако, в следующем году здесь уже жило две с половиной сотни человек. Проводилась разведка ценного для страны месторождения. Значение залегавшего здесь угля марки К14, необходимого в коксохимическом производстве, в годы войны было огромно. Здесь были пробурены три глубоких шурфа, а также была заложена разведочно-эксплуатационная штольня.

В 1951 году в Хальмер-Ю началось строительство капитальной шахты. В 1957 году шахта была введена в эксплуатацию. Условия работы горняков при этом были не из простых. Большие сложности создавались из-за крутого залегания пластов. В среднем на шахте добывалось 250 тонн угля в сутки, что совсем немного для промышленности.

Численность населения Хальмер-Ю в прошлом составляла от 4 до 7,7 тысяч человек. В поселке была развитая социальная сфера. Здесь были Дом культуры, библиотека, два детских сада и ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, школа рабочей молодежи, больница, профилакторий, общежитие, дом быта, хлебопекарня, магазины. Кроме того, здесь находилась самая северная в Коми метеостанция.

Хальмер-Ю соединялся с Воркутой железной дорогой — узкоколейкой. В прошлом между Хальмер-Ю и Воркутой дважды в день ходил железнодорожный состав. А вот автодороги здесь не было. До наших дней сохранились насыпь железной дороги (она служит дорогой для едущих сюда людей), полуразрушенное здание вокзала, остатки локомотива.

После перехода страны к рыночной экономике для поселка настали сложные времена. В конце 1993 года было решено ликвидировать шахту из-за убыточности и истощения запасов. К 1996 году был ликвидирован и сам поселок. Людей переселили в Воркуту и в другие регионы России. Впрочем, далеко не все хотели покидать родные места. Часть людей выселяли из Хальмер-Ю силой – ОМОН вышибал двери квартир и выводил жителей в наручниках, сопровождая в Воркуту. С тех пор в тундре остались стоять жилые в прошлом дома, административные и производственные здания. С 2000-х годов поселок используют в качестве военного полигона.

Бывшие жители этого населенного пункта до сих пор с ностальгией вспоминают свою родину. Отличное доказательство этому – сразу несколько сайтов в интернете, объединяющих живших здесь людей. Для многих бывших хальмерюсцев это место продолжает оставаться самым красивым и любимым. Некоторые из них время от времени приезжают в поселок, в котором они родились и выросли. Посещают родные места, находят дома и квартиры, в которых когда-то жили…

Сейчас в «долине смерти» остались лишь полуразрушенные коробки домов с сотнями пустых «глазниц», заброшенные детские площадки, кое-где лежат оставленные здесь навсегда детские игрушки и вещи. Сейчас уцелели лишь каменные здания, а все деревянные постройки сожжены мародерами и военными.

Кроме самого города-призрака интерес для туристов представляет окружающая его красивейшая северная природа. Живописная тундра, богатая ягодами, читая река с многочисленной рыбой. От поселка отлично видны возвышающиеся на горизонте заснеженные уральские горы.

В 25 километрах к северу от поселка находится один из самых крупных водопадов в европейской части нашей страны – водопад Хальмер-Ю. Высота падения воды здесь достигает 10 метров. Этот водопад является памятником природы.

Как доехать до Хармель-Ю?

Хальмер-Ю находится в 70 км к северо-востоку от города Воркута в Республике Коми. Дороги как таковой сюда нет. Можно проехать лишь на вездеходах или хороших внедорожниках по насыпи бывшей узкоколейки. Да и та местами сильно размыта. До Воркуты ходят пассажирские поезда. Также в Воркуте есть аэропорт.


Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9

Автор фотографии: romavredina
Автор фотографии: romavredina

Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин