Что изучает наука. География


Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале XX вв., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Последние три десятилетия XX века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Сменивший прежнюю неклассическую науку первой половины XX века, этот новейший период в развитии естествознания, образующий естественнонаучную составляющую второго этапа научно-технической революции, о характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, это – ориентация постнеклассической науки на исследование весьма сложных, исторически развивающихся систем (среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек). Представления об эволюции подобных систем вводятся в картину физической реальности через новейшие идеи современной космологии (концепция «Большого взрыва» и др.), через изучение «человекоразмерных комплексов» (объекты экологии, включая биосферу в целом, системы «человек - машина» в виде сложных информационных комплексов и т.д.), и, наконец, через разработку идей термодинамических неравновесных процессов, приведших к возникновению синергетики.

Во-вторых, важное направление исследований постнеклассической науки составляют объекты биотехнологии, и в первую очередь, генетической инженерии. Успехи последней на рубеже XX - XXI вв. определяются новейшими достижениями биологии – в плане расшифровки генома человека, постановки и решения проблем клонирования высших млекопитающих (эти проблемы, заметим, включают не только естественнонаучный, но и социально-этический аспекты).

В-третьих, для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выражение в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей знания.

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку даст возможность деталь но изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускается из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

Еще одна фундаментальная черта науки - стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличен ной. Эта в свое время положительная особенность науки де лает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.

В дополнение к отмеченному выше можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.


К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).

Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к науке и научно-технической революции:

Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia - наука).Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

В противоположность этому направлению также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных-человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние на селения, но она же увеличивает опасность гибели человече ства и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

Процессы, происходящие в современной науке

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации

Т.е. отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Процесс интеграции

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

1) единство и борьба противоположностей;

2) переход количественных изменений в качественные;

3) отрицание отрицания.

4) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.



География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

Физической географией называют науку о строении оболочки Земли. Данная дисциплина является основой наук о естествознании. Какие оболочки Земли изучает физическая география? Изучает она расположение разнообразных географических объектов, оболочку как целое явление природы. Помимо этого, исследуются региональные различия оболочки Земли. Данная наука вмешает целый комплекс других наук, которые изучают географию нашей планеты.

Учитывая, что разнообразия фазового и химического состава достаточно велико и необычайно сложное, все части земной коры постоянно связаны между собой и непрерывно обмениваются разнообразными веществами, а также необходимой энергией. Именно этот процесс позволяет выделить географическую оболочку как специфический материал в системе нашей планеты, совокупность процессов, которые протекают внутри, ученые объясняют, как особый процесс движения материи.

Что за наука - физическая география

Уже долгое время физическая география изучает природу земной поверхности. Единственное направление уже со временем благодаря дифференциации некоторых наук, развития кругозора человека, начали появляться такие вопросы, ответы на которые можно было получить, только расширив научный спектр. Так, геофизика стала изучать неживую природу, а география полностью укладывается в изучение всего живого на планете Земля. Физическая география - это наука, изучающая обе стороны, то есть живую и неживую природу, оболочку Земли, а также ее влияние на жизнедеятельность человека.

История развития науки

На протяжении развития науки, учеными накапливались факты, материалы и всё необходимое для того, чтобы изучение было успешным. Систематизация материалов помогла облегчать работу и делать определённого рода выводы. Именно это сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии физической географии как науки. Что изучает общая физическая география? В середине XIX века был очень активный период развития этого направления. Он заключался в постоянном изучении разнообразных природных процессов, которые протекают в географической оболочке и обусловлены разнообразными географическими явлениями. Изучение этих явлений было обосновано запросами практических знаний, более глубокого изучения и объяснения некоторых закономерностей, которые стали происходить в природе планеты Земля. Таким образом, чтобы узнать природу некоторых явлений, необходимо было изучать определенные компоненты ландшафта. Благодаря этой потребности последовало развитие и других географических наук. Таким образом, появился целый комплекс наук, которые выступали как смежные.

Задачи физической географии

Со временем к физической географии начала относиться и палеография. Некоторые ученые относят к этой системе географию и почвоведение. Эволюция научных познаний, идей и открытий рассматривает целую историю физической географии. Таким образом, прослеживаются свои внутренние и внешние связи, практическое использование закономерностей. Так задачей физической географии стало изучение региональных различий оболочки Земли и специфические факторы проявления общих и местных закономерностей, которые соответствуют определённым теориям. Общие и местные закономерности связаны между собой, тесно сочетается и непрерывно взаимодействуют.

География России

Что изучает физическая география России? Земельные ресурсы, полезные ископаемые, почва, рельефные изменения - все это входит в перечень исследований. Наша страна расположена на трех огромных равнинных пластах. Огромными залежами полезных ископаемых богата Россия. В разных ее уголках можно встретить железную руду, мел, нефть, газ, медь, титан, ртуть. Что изучает физическая география России? Важными темами исследований являются климат страны и водные ресурсы.

Дифференциация науки

Спектр физико-географических наук опирается на определенные материалы и общие закономерности, которые изучаются физической географией. Определённо дифференциация имела позитивное влияние на развитие науки, но при этом проблемы были в специальных физико-географических науках, их разработок было недостаточно, ведь изучались не все природные явления, были чрезмерно употреблены некоторые факты, что затрудняло дальнейшее развитие во взаимообусловленных природных процессах. Последнее время тенденция уравновешивание дифференциации идёт довольно позитивным путем, расследуются комплексные исследования, производится определённое синтез. Общая физическая география использует в своих процессах ряд смежных отраслей естественных наук. При этом возникают и другие науки, которые помогают в дальнейшем раскрывать всё новые знания. В дополнение ко всему этому сохраняются истории наук, со своими знаниями и экспериментами. Благодаря этому продолжает двигаться научный прогресс.

Физическая география и смежные науки

Частные науки в сфере физико-географии, в свою очередь, зависят от общепринятых закономерностей. Они, конечно, имеют прогрессивное значение, однако проблема в том, что имеются определённые границы, которые не дают достичь больших познаний. Именно это затрудняет продолжительный прогресс, для которого необходимо открывать новые науки. Во многих частных физико-географических науках чаще всего применяются химические и биохимические методы, процессы и объекты, это и становится двигающиеся силой. Физическая география связывает эти науки, обогащает их необходимыми материалами и учебными методиками. Это необходимо для решения практических задач, что дает определенные прогнозы изменения природной среды под определенными человеческими действиями. Помимо этого, приведённые науки связывают проблематику в целом, что и порождает еще целый ряд новых исследований. Но что изучает физическая география материков и океанов?

Большая часть земной поверхности покрыта водами. Только 29% - это материки и острова. На Земле имеется шесть материков, всего 6% занимают острова.

Связь с экономической географией

Физическая география имеет довольно тесную связь с экономическими науками и многими их отраслями. Это объясняется тем, что в конкретных природных условиях, экономическая география, так или иначе, влияет на них. Еще одним важным условием производства является использование природных ресурсов, и именно это задевает какие-то экономические аспекты. Развитие экономики и промышленного производства, видоизменяет географию, оболочку земной поверхности, иногда происходит даже и увеличение поверхности, такие стихийные изменения должны быть отражены в исследованиях. Также и подобные изменения воздействуют и на состояние природы, все эти моменты должны быть изучены и объяснены. В свете всего вышесказанного изучение географической оболочки может быть успешным только в случае познания обусловленного способа произведения влияния человеческого социума на природу планеты.

Концепции физической географии

Интересным фактом являются аспекты, изложенные в теоретических основах физической географии, именно они начали формироваться на рубеже 19-20 века. Тогда были сформированы основные концепции данной науки. Первая концепция говорит о том, что географические оболочки всегда были и будут целостными и неразрывными. Все их компоненты содействуют между собой, делится энергией и необходимыми веществами. Вторая концепция говорит о том, что ученые в сфере географии объясняют, момент зональности как важнейшие проявления территориальной дифференциации оболочки планеты. Изучение данной науки в местных закономерностях, а также локальных проявлениях имеет огромное значение для районирования.

Периодический закон зональности

Дифференциация довольно сложная географическая система, частицы связаны между собой, происходят пространственные изменения, величина которых должна не мешать балансу земной поверхности. На это могут повлиять разнообразные факторы, например, годовой объем осадков, отношение между ними и многое-многое другое. Баланс поверхности земного шара тесно связан с границами суши. Если смотреть на разные термические пояса, то условия будут отличаться, зависит это от признаков ландшафта. Такая закономерность получила даже свое название - периодический закон географической зональности. Это то, что изучает физическая география. Концепция данного закона имеет какие-то общие понятия и значения, которые можно применить к большому количеству физико-географических процессов. Эти процессы сводятся к определению рационального баланса, оптимального для растительных покровов.

Если объединить все указанные области, то можно сделать вывод что наука играет очень важную роль как способ анализа природных взаимосвязей и реализации новых знаний. Методика физической географии еще недостаточно усовершенствована. Поэтому в последующие годы наука также будет стремительно развиваться, требуется свежих идей и другого. Возможно, появятся и новые отрасли.

γεωγραφία «землеописание» от γῆ «земля» + γράφω «пишу, описываю»):

Объект изучения географии - законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География - одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в I в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора . Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер .

История географии [ | ]

География Древнего Востока

В втором тысячилетии до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звёздам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В III-II тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги. В «Ведах » целая глава посвящена космологии. В «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже в IX-VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения, целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

Античная средиземноморская география

Карта мира, сделанная Птолемеем

До нас также дошло известие о круглой карте, современника Гекатея , исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов , середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во времена Аристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.

Эпоха экспедиций

Александр фон Гумбольдт, 1806

В XVII-XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретённых знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук , открыв Гавайи и Большой Барьерный риф . Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток .

Предмет и методы географии [ | ]

Спутниковый снимок Земли

Карта высот Земли

Карта как основа географических исследований

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта - наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. Между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Персоналии [ | ]

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки [ ] :

Александр фон Гумбольдт, 1847

Карл Риттер

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных):

  • Васко да Гама
  • Христофор Колумб
  • Иван Фёдорович Крузенштерн
  • Михаил Петрович Лазарев
  • Афанасий Никитин
  • Марко Поло
  • Николай Михайлович Пржевальский
  • и другие.

География - наука, зародившаяся в древности. Уже много веков она описывает природу, население и хозяйство различных регионов и Земли в целом. Теперь это уже не единственная наука, а целая система естественных и общественных наук. Все они в совокупности глубоко исследуют строение географической оболочки нашей планеты, ее составляющих компонентов, изучают причины развития тех или иных природных явлений и процессов, анализируют социально-экономические и экологические проблемы и тому подобное. Система географических наук состоит из самостоятельных наук, научных дисциплин и отраслевых наук.

К самостоятельным наук принадлежат физическая география, социально-экономическая география, история географии, картография. Физическая география изучает природу поверхности Земли и ее разнообразные природные комплексы. Социально-экономическая география изучает населения, его хозяйственной деятельности, закономерности размещения производства. Обе эти науки являются основными ответвлениями географии. История географии изучает развитие теоретической мысли, историю географических исследований и открытий, описывает этапы возникновения и формирования всех географических наук. Картография - наука о географических карты, методы и процессы их создания и использования. Заметим, что картографии принадлежит особое место в географии, потому что она обслуживает не только географические науки, а и достаточно далеки от нее науки и отрасли народного хозяйства - карты широко применяют, например, в военном деле, авиации, судоходстве, административных учреждениях.

В составе физической географии основными научными дисциплинами являются землеведение, региональная физическая география и ландшафтоведение. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Так, землеведение изучает географическую оболочку Земли как целостную систему, ее строение, структуру, динамику, развитие и изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Региональная физическая география изучает природу различных районов Земли, в том числе отдельных материков, океанов, стран. Важной частью современной физической географии является ландшафтознавство, которое изучает природные и преобразованы (антропогенные) ландшафты и их компоненты.

Социально-экономическая география также состоит из трех основных дисциплин. Это - экономическая и социальная география мира, региональная экономическая и социальная география и страноведение. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследований. Так, экономическая и социальная география мира изучает основы географии мирового производства, исследует структуру, размещение и развитие хозяйства отдельных стран в целом и его основные отрасли, анализирует количественное и качественное состояние населения, формулирует вопросы теории и обнаруживает законы развития предметов исследования. Региональная экономическая и социальная география изучает хозяйство стран и экономических районов (производственно-территориальных комплексов) и связи между ними. Страноведение дает общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий. Составной страноведения является краеведение, предметом изучения которого являются малые территории - их природа, хозяйство, история, быт людей и т. Д.

Наука об охране природы выкристаллизовалась по физической и экономической географии и поэтому сочетает вопросы природы и экономики. Это учение о природных богатствах и их рациональное использование. Задача этой науки - обеспечить эффективное использование природных ресурсов, их расширенное воспроизводство, сохранение ценных и исчезающих видов растений и животных, уникальных ландшафтов.

Вопросами охраны природы сейчас активно занимаются также отдельные отраслевые науки. Они отделились от географии в результате накопления большого количества научных знаний о Земле и в связи с необходимостью глубокого изучения различных компонентов природы и отраслей хозяйства, а также законов развития природы и общества. Сначала назовем отраслевые науки, которые выделились из общей физической географии. Геоморфология - наука о рельефе Земли, происхождение и закономерности развития его форм. Океанология изучает физические, химические, геологические и биологические процессы и явления в Мировом океане, дно океана, пространственную дифференциацию вод и влияние этих факторов на формирование природы планеты. Гидрология сути изучает водные объекты суши: реки, озера, болота, подземные воды, ледники. География почв исследует закономерности распространения почв на земной поверхности. Биогеография изучает закономерности географического распространения и распределение на планете растений, животных и их группировок, а также характер, историю формирования фауны и флоры отдельных территорий.

Социально-экономическая география также дала начало нескольким отдельным отраслевым наукам. Каждая из них исследует отдельные объекты. География населения изучает территориальные закономерности формирования, размещения и развития населения в определенном социально-экономическом и географическом среде, общественная география - особенности и закономерности территориальной организации жизни общества в различных странах, районах, местностях, природных зонах. География и экономика природных ресурсов изучает природные ресурсы и осуществляет экономическую оценку их в стране, области, районе или на любой другой конкретной территории. География промышленности исследует территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и особенности развития промышленности в целом и по отдельным группам отраслей в составе территориальных систем разного уровня. Предметом изучения географии сельского хозяйства является аграрно-территориальные комплексы разных типов и районов, географии транспорта - условия, факторы и закономерности формирования, функционирования и территориальной организации транспортных систем как средства связи между территориально-производственными комплексами.

Экология в широком понимании является наукой, изучающей взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. Сейчас очень большое значение приобретают комплексные исследования взаимодействия природы и общества с целью обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни на нашей планете.

Описанная система географических наук не охватывает всех ее ответвлений. В частности, в ней не упоминаются такие науки, как медицинская, военная и политическая география, палеогеография, гляциология, мерзлотоведение, геоэкология и некоторые другие. И хотя приведена классификация современного разделения географии не является полной, она свидетельствует, что все географические науки объединяет тесная взаимосвязь между исследуемыми объектами и общность конечной цели, которая заключается в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в определении характера взаимодействия между человеческим обществом и окружающей средой.