Какую франшизу лучше выбрать? Участники франчайзинговой сети. Статистика закрывшихся точек

Загоревшись идеей создать свой бизнес и просмотрев сотню с виду выгодных франчайзинговых предложений, начинающий предприниматель с огнём в глазах бежит к своему будущему партнёру-наставнику покупать франшизу. И хорошо, если партнёр окажется действительно наставником, а франчайзинговое предложение действительно выгодным. А если нет?

Прочитав эту статью, Вы узнаете:

  • Как избежать 12 самых распространённых ошибок начинающих франчайзи,
  • Как не нарваться на мошенников,
  • Что обязательно нужно знать при выборе франшизы,
  • Как нужно вести переговоры с франчайзером,
  • и многое другое.

Итак, Вы решились на покупку франшизы. Как не сделать ложный выбор?

Остерегайтесь подделок!

Для начала стоит ознакомиться с тем, какие бывают франшизы, продавая которые, компании занимаются, можно сказать, мошенничеством. Их три вида.

Во-первых, франшиза-пустышка . Предприимчивые граждане создают торговую марку и копируют все атрибуты какого-нибудь популярного бренда - от корпоративных цветов до условий франчайзингового пакета. Как правило, такая торговая марка бывает даже не зарегистрирована. Неопытный франчайзи «клюёт» на приманку и покупает бесполезную франшизу.

Кроме внешней схожести, такая франшиза не имеет ничего общего с популярным брендом.

Она не несёт никакой коммерческой ценности. Главная цель создания франшизы-пустышки - это быстро получить прибыль, подтолкнуть франчайзи купить франшизу, цена которой основана на ложной популярности и известности. Только после подписания договора неопытный предприниматель ощущает на себе все последствия необдуманной покупки.

Горе-франчайзи расплачивается за ошибку не только своими деньгами, купив пустышку, но и репутацией. Владелец оригинального бренда, обнаружив подделку, может подать в суд , причём и на покупателя, и на продавца франшизы. Используя сворованную идею и поставляя некачественный продукт, франчайзи навсегда потеряет доверие клиентов и партнёров.

Примеров франшиз-пустышек достаточно. Так, известная псевдофраншиза « ZaraZara» в определённый момент имела больше торговых точек в России, чем оригинальная «Zara». Или «Евросвязь» - прототип «Евросети», поленившийся придумать даже другой логотип.

Естественно, борьбу с такими пустышками и плагиаторами ведут правообладатели реальных брендов. Так, например, недавно компания столкнулась с подобной проблемой, обнаружив своего двойника. О псевдофраншизе владельцы оригинального продукта узнали от партнёра-франчайзи и выяснили, что хозяева этой пустышки, прикинувшись потенциальными франчайзи, украли у «PrintInstvud» форму договора, изображение и концепцию автоматов.

«Мы сами разрабатывали модель, внешний вид своих автоматов и соответственно сами их и производим. Для того, чтобы согласовать с франчайзи внешний вид автомата, мы высылаем ему визуализацию - макет того, как он будет выглядеть. На сайте псевдофраншизы мы увидели фрагменты непосредственно из нашей презентации. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сайт мошенников был закрыт», - поделился информацией представитель компании «PrintInstvud».

Вторым врагом потенциального франчайзи является франшиза-однодневка . Очень красиво расписанные выгоды, подкрепленные убедительными, но непроверенными фактами. Замечательная сказка, которую рассказывают франчайзи, чтобы он заплатил вступительный взнос. Буквально через неделю, после того, как он отдаст деньги, покупатель больше никогда не увидит и не услышит своего «франчайзера».

Такие компании и франшизы создаются с целью получить деньги и исчезнуть.

Так что настоятельно просим обращать внимание на дату регистрации компании и дату открытия франшизы. Если обе даты стоят сомнительно недавним числом, то чтобы они не говорили и не обещали - лучше пройти такие предложения стороной.

И третьим, но не самым страшным врагом являются «сырые франшизы» . Молодая компания с перспективным бизнесом, у которой, в принципе, неплохо идут дела, решает открыть франшизу. Однако у неё нет ни опыта, ни проработанных бизнес-схем, ни возможности оказать должную поддержку франчайзи. То есть в такого рода франшизах снова нет того, за что собственно люди и покупают франчайзинговые предложения.

«К сожалению, таких компаний в последнее время становится всё больше и больше. Сейчас существует своего рода «мода на франшизу», т.е. многие предприниматели, пусть даже они только недавно начали какой-то бизнес и пока еще сами не очень хорошо в нем разбираются, поскорей пытаются создать франшизу и начать ее продавать. Понятно, что в таком случае, ни о каком качестве материалов и передаче реального опыта, выверенных и проверенных технологиях речи не идёт. Это обесценивает само понятие «франшиза» , - поделился своим мнением представитель компании Максим Серяков .

У «сырой франшизы» возможны два пути развития. Первый - бизнес закроется через пару лет, принеся как франчайзеру, так и его франчайзи только убытки и испорченную репутацию. Во втором случае, они вместе найдут выходы из сложных ситуаций, проверяя на ошибках работоспособность бизнес-модели. Однако в таком случае появляется логичный вопрос: а зачем отдавать деньги за франшизу, если приходится переживать все те же этапы, что и при самостоятельном открытии бизнеса?

Думайте своей головой

Очень серьезной ошибкой начинающего франчайзи является излишнее доверие к прогнозам франчайзера. В крупных компаниях, как правило, есть отделы франчайзинга, занимающиеся продажами. Понятно, что их цель, во чтобы то не стало, продать свою франшизу. Мы не хотим сказать, что нельзя никому доверять и что все поголовно обманывают. Но учитывая риски, на которые идёт покупатель франшизы, ему стоит относиться критичнее к обещаниям компании-франчайзера.


Было бы не лишним для партнёра, самостоятельно проанализировать рынок на территории предполагаемого размещения бизнеса. Если вы собираетесь купить франшизу для маленького города, то вполне может оказаться, что продукт пользовавшийся большим спросом в центре столицы, в вашем случае будет совершенно невостребованным. Также стоит поискать близлежащих конкурентов, возможно их окажется так много, что смысла открывать бизнес в этой сфере и в этом месте просто нет.

Спланируйте свой бюджет

Франчайзи необходимо на начальном этапе просчитать свои затраты и обзавестись денежной подушкой безопасности, в размере, как минимум 1/3 от первоначальных инвестиций. При открытии бизнеса всегда возникают непредвиденные, но необходимые расходы и скрытые платежи. Поэтому рекомендуем детально обсудить со своим франчайзером бюджет, так как в презентациях франшизы компании обычно указывают средний объем необходимых вложений.

Общайтесь больше!


Не стоит ограничиваться общением только с одним представителем компании, к тому же если его основная задача убедить Вас в покупке франшизы. Поговорите непосредственно с руководителем, а также с теми людьми, с кем вам предстоит работать. Ваша задача - получить как можно более полную картину о франшизе и бизнесе, которым вам предстоит заниматься.

Для успешной работы по франшизе, как минимум, нужно узнать, как можно больше о самой компании.

«Определитесь со сферой бизнеса компании, выясните какой способ реализации своей продукции предлагает франчайзер, обратите внимание на тип товаров и услуг, на преимущества франшизы, является ли фирма производителем, каково качество продукции и география распространения франчайзинговых предприятий,» - делится своим мнением представитель компании Сергей Селяков .

Обязательно найдите контакты других франчайзи этой компании, в том числе и бывших. Мы рекомендуем приехать и посмотреть, как работает действующий бизнес по выбранной франшизе, пообщаться с франчайзи, услышать из первых уст отзыв о компании, которая станет Вашим франчайзером.

Если вы собираетесь приобрести не эксклюзивную в своём регионе франшизу, то стоит разузнать о местоположении своих ближайших коллег-конкурентов и договориться о сфере влияния.

Если франчайзер скрывает местонахождение и контакты своих франчайзи или любую другую информацию от потенциального партнёра - вести с ним бизнес явно не стоит.

Задавайте правильные вопросы

Поговорите со своим франчайзером и узнайте не просто сколько открылось франшиз у данной компании, но и сколько из них закрылось и почему. Также было бы неплохо узнать сколько предприятий открываются повторно, то есть не ограничиваются ли франчайзи открытием только одной точки? Подобная информация станет для Вас весьма ценной. И снова оговоримся, если франчайзер не хочет предоставлять вам полную информацию, не нужно начинать с ним бизнес. Вы же не хотите покупать кота в мешке?

«Прозрачность и чистота отношений приоритетны для нашей компании, поэтому во время переговоров, мы не пытаемся скрыть информацию о единичных случаях закрывшихся франчайзинговых магазинов. Напротив - мы рассказываем о том, что явилось причиной неудач, какие ошибки со стороны франчайзи были допущены. Мы убеждены, что ключ к успешному развитию франчайзинговой системы - это прежде всего открытые и честные отношения», - разъяснила свою позицию компания

Не избегайте обучения

Франчайзи стоит адекватно оценивать свои силы и знания. К решению вести бизнес по франшизе приходят разные люди, с разным опытом. У кого-то совсем нет никакой бизнес-практики, кто-то имеет опыт работы на руководящих должностях, а у кого-то уже имеются собственные предприятия, открытые с нуля.

Какой бы колоссальный опыт работы в бизнесе не стоял за вашими плечами, обучение у франчайзера необходимо!

Он объяснит, как начать бизнес с нуля по франшизе в сфере, которая для вас совершенно новая. Ведь каждая отрасль и каждая компания имеет свои особенности, о которых вы можете даже не догадываться.


Обучение важный элемент при покупке франшизы! Опытный франчайзер должен передать вам знания, проверенные методы работы и схемы построения бизнеса. Учиться и развиваться, постоянно совершенствуясь, необходимо каждому предпринимателю, намеренному построить прибыльный бизнес на долгие годы. Иначе достичь успеха невозможно.

«Когда мы предлагаем франчайзи прислушаться к нашим рекомендациям, мы не ставим под сомнение его жизненный и профессиональный опыт. Мы обращаем внимание на сложности, возможные трудности, специфические моменты именно нашей модели бизнеса, стараясь таким образом облегчить партнерам их собственный путь в бизнесе», - отмечает совладелец и основатель франшизы ТМ Жанна Асатрян. - «Как правило, очень творческие франчайзи с первого месяца начинают экспериментировать, полагая, что проработав 2-3 месяца, они лучше франчайзера понимают что, когда и в каком соотношении нужно продавать. Такие опыты всегда заканчиваются плачевно. Франшизное предприятие редко доживает до года и закрывается с кучей долгов поставщикам. С такими горе-франчайзи мы расстаемся обычно обоюдно недовольные друг другом».

Не надейтесь, что за вас всё сделают

В мире франчайзинга бытует один большой миф, что приобретая франшизу, человеку не нужно стараться и вкладываться в работу. Однако бизнес по франшизе - это такой же бизнес, в котором нужно все время трудиться и думать - прежде всего самому франчайзи. Да, франчайзер предоставляет уже проверенные наработки и помогает новому партнёру избежать многих ошибок, но управляет своим бизнесом прежде всего непосредственный владелец.


Вместе с франчайзером партнёр должен стремиться к оптимизации бизнеса, устранению ошибок и развитию. Конечно, для начала важно настроить работу своего предприятия и усвоить много новой информации. Однако нельзя останавливаться на достигнутом и вместе со своим наставником необходимо двигаться вперед, искать новые возможности и устранять неэффективные механизмы.

Новые предложения появляются на рынке франчайзинга практически каждый день, и если вы хотите купить франшизу, то с большой вероятностью сможете найти бизнес и по душе, и по кошельку. Но не забывайте, что растет и количество мошенников, которые пытаются продать “пустышку”, выдавая ее за прибыльный бизнес. Поэтому к выбору франшизы стоит подходит очень серьезно, взвешивая все преимущества и недостатки и реально оценивая надежность франчайзора. В противном случае есть большой риск потерять деньги, время, а самое главное желание начать собственное дело.

1. Базовые критерии

Существует набор стандартных критериев, которые лежат в основе отбора качественных франчайзинговых предложений.

  • Год основания компании-франчайзора. Эта информация поможет вам сделать вывод о том, какое место предприятие занимает на рынке и сколько деловых циклов она пережила, ведь большинство сегментов так или иначе подвержены сезонности;
  • Время работы по системе франчайзинга. Какой опыт в этой области есть у франчайзора? Сколько партнеров уже работает по их франшизе? Чем больше опыт компании не только в бизнесе, но и в грамотной передаче бизнес-модели, тем легче вам будет открыть еще одну точку сети и сотрудничать с франчайзором;
  • Отсутствие у компании проблем с налоговыми органами и судами. Постарайтесь выявить эту информацию — самостоятельно или прибегнув к помощи юристов.

2. Критический взгляд

Не ведитесь на красноречие франчайзора и менеджеров, внимательно читайте описание и критически относитесь к любой информации, которая касается бизнеса. Чтобы увидеть реальную объективную ситуацию, проверяйте каждый факт и выясняйте, на каком основании делаются те или иные выводы.

3. Общение с франчайзором

Простой совет — пообщайтесь с руководителем или представителем франшизы лично. Как известно, самый глупый вопрос — незаданный вопрос. Поэтому спросите обо всем, что не знаете или не поняли, тем самым обезопасив себя от неприятных неожиданностей. Задайте ему , чтобы получить полную информацию о франшизе.

4. Финансовая модель франшизы

Внимательно изучите все цифры, выясните из чего складывается сумма инвестиций, требуется ли внести какие-либо дополнительные платежи (например, на рекламу) и на что они пойдут. Франчайзи желательно иметь денежную подушку — сумму, превышающую запросы франчайзора на случай погрешности в расчетах или непредвиденных расходов.

5. Выезд на предприятие

Убедительным доказательством рабочей бизнес-модели будет действующее предприятие, принадлежащее либо самому франчайзору, либо его партнеру. Вы своими глазами увидите, как работает точка. Особенно выгодно прибегать к такому способу, если вы рассматриваете предложение в сфере услуг или общественного питания. Станьте клиентом — попробуйте продукт на себе, проверьте посещаемость и качество обслуживания.

6. Отзывы франчайзи и сотрудников

Найти контакты действующих франчайзи той или иной сети несложно. Выясните у предпринимателей, выполняет ли компания все условия договора? Насколько прибыль близка к той цифре, которую обещал франчайзор? Действительно ли он оказывает поддержку? Какие отрицательные стороны у франчайзора обнаружил партнер? Что бы он изменил, если бы у него была возможность приобрести эту франшизу заново? Есть ли у него планы на открытие еще одного предприятия?

У действующего персонала франчайзинговой точки или уже бывших сотрудников можно получить информацию о состоянии дел предприятия. Подобные отзывы, как правило, негативные, могут быть и в соцсетях. Таким образом, сложится полная картина о репутации сети. Это будут не красивые слова, написанные или рассказанные франчайзором, а реальный рабочий процесс.

7. Закрытые предприятия

Закрытые предприятия должны показать вам слабые места бизнеса и риски, которым может быть подвержено дело. Постарайтесь узнать информацию о причине закрытия точки, это поможет вам избежать ошибок или вовсе отказаться от идеи приобретения франшизы.

8. Повторные открытия

Количество повторных открытий — лучшее доказательство рентабельности бизнеса. Если франчайзи, будучи у “руля” действующего предприятия, снова покупает эту же франшизу и запускает новую точку, значит он лично убедился в прибыльности дела.

Какие награды есть у компании? Возможно она участвовала в каких-либо рейтингах или, наоборот, антипремиях. Это, разумеется, не главный, но все-таки показатель, который также можно учитывать.

Главным принципом выбора франшизы должен быть расчет на прибыль.
Выбирайте дело без эмоций, ориентируясь исключительно на цифры. Только в этом случае вам удастся начать бизнес, который реально будет приносить прибыль. А если при этом выбранная деятельность будет близка вам по интересам, считайте повезло — можете с уверенностью браться за работу.

Какую франшизу лучше выбрать?

Подавляющее большинство экспертов считает, что 2017 год станет годом взрывного интереса к франчайзингу. Кризисные состояния, несомненно, сказались на рынке, но это не конец, а открытие новых горизонтов. Если исходить из того, что Россия находится на верном пути, то, скорее всего, нас ждет расцвет франчайзинга - причем как со стороны международных компаний (как верный способ закрепиться в России без риска и надолго), так и со стороны талантливых и неравнодушных местных бизнесменов.

Если именно сейчас перед вами стоит вопрос, какую франшизу выбрать, то необходимо делать выбор, предварительно оценив а) свои собственные возможности и желания, б) тенденции - как глобальные, так и локальные, в) выбранную франшизу.

Товары или услуги - какую выбрать франшизу?

Часто спрашивают, какая франшиза выгоднее - товары или услуги. Такой вопрос стоит задать себе, ведь ни одна статистика не отражает реальной картины, тем более применимой ко всем без исключения. Это повод задуматься - не считаете ли вы покупку франшизы эдакой волшебной палочкой, а франчайзера - доброй феей, который сделает все за вас. От такого заблуждения следует избавиться как можно раньше, иначе вы рискуете попасть на того, кто «в двух словах объяснит, в чем франшиза». В лучшем случае такая «франчайзинговая сеть» развалится, в худшем - вы станете жертвой банального мошенничества.

Выбирать надо то направление, которое вас привлекает, и в чем вы разбираетесь. Или не против того, чтобы разобраться - но до тонкостей.

Дело должно нравиться. Если вы всю жизнь мечтали о своем салоне красоты и неплохо разбираетесь в этой сфере, довольно рискованно связываться, например, с продажей и установкой септиков. Вопрос даже не в доходности - автономная канализация, вполне возможно, более выгодное дело. Но ни одна бизнес-модель, даже самая проработанная и идеальная, не обеспечит прибыли, если у бизнесмена нет ни мотивации, ни интереса к выбранному виду деятельности.

Второй момент, куда более приземленный - сколько денег вы готовы вложить в это дело? По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, нижний «порог» в данном случае составляет от 10 000 долл. Это минимум, но в первые месяцы расходы могут превысить эту сумму. Если денег у вас едва хватает на уплату паушального взноса, то надо лишний раз вспомнить о том, что обороты, которые имеет в виду франчайзер, - это сколько получает франчайзи, успешно проработавший не менее года, причем с соблюдением все требований франчайзера. А они могут быть очень и очень жесткими, что непременно потребует дополнительных финансовых вливаний.

Где именно предполагается работать с использованием франшизы?

Надо учитывать и особенности рынка - численность населения, востребованность товара или услуги, наличие или отсутствие аналогичных торговых марок и т. д.

Анализируя местную специфику, ориентируйтесь скорее на собственные опыт и здравый смысл. Статистика тут вряд ли даст полную и объективную картину. Простой пример: согласно статистике поиска Яндекса , одну и та же услугу в Москве ищут в три-четыре раза чаще, чем в Санкт-Петербурге. Может показаться, что эта услуга популярнее в столичном регионе. Однако если вспомнить, что в Москве проживает 12 377 205 чел., а в Питербурге - 5 225 690 чел. (разница примерно в 2,5 раза), то получается, что потребность в услуге, в общем-то, на одном уровне.

Выбор франчайзера

Одним абзацем тут не отделаться, требуется особый разговор. Однако в любом случае, независимо от громкого имени, известности и т. д. необходимо выяснять:

  • зарегистрирован ли товарный знак;
  • денежные вопросы, в том числе чем именно объясняется размер паушального взноса;
  • сколько лет компании;
  • сколько франшиз уже продано, сколько работает и сколько закрылось (и по каким причинам);
  • планы развития;
  • схемы поддержки;
  • требования оборудованию и поставщикам;
  • схему контроля над вашей работой;
  • кто будет осуществлять общение, поддержку, консультации и т. д.

Лучше, опять-таки, не особо полагаясь на статистику, пообщаться с другими франчайзи. Довольны ли они сотрудничеством, оправдались ли надежды, соответствует ли заявленная доходность реальным доходам, исполняются ли договоренности, графики и объемы поставок и т. д. Смеем заметить, что общение на профессиональных форумах - это хорошо, но полной картины может не отражать. Ни для кого не секрет, что «управление репутацией в интернете» предполагает, в том числе, удаление или, напротив, распространение в Сети как положительных, так и отрицательных отзывов. Куда полезнее изучать, например, базу судебных исков по наименованию вашего предполагаемого партнера, обращая внимание не на количество исков, а на то, по какому поводу возник спор. Не менее познавательным бывает изучение новостных ресурсов - как региональных, так и федеральных.

Какие франшизы будут удачным выбором в 2017 году?

Франчайзинг вполне оправданно уходит в интернет и социальные сети. Вполне оправданное решение: отказ от аренды офисов позволяет сократить расходы, а для развития онлайн-бизнеса порой достаточно иметь интернет, элементарные технические навыки и интернет. Итог: собственное дело в собственном доме. «Надомные» франшизы не требуют оплаты аренды, и без персонала вполне можно обойтись - по крайней мере, на первых порах. Важно не переоценить свои силы и способности к самоорганизации, определиться со сферой деятельности и, разумеется, выбрать добросовестного франчайзера. Последнюю задачу облегчает то, что в этой сфере можно найти предложения из вполне консервативных сфер - например, продажи юридических и консалтинговые услуг, государственные закупки. Рост популярности интернет-обучения влечет за собой возникновение интересных направлений - от онлайн-репетиторов до онлайн-автоинструкторов.

Разумеется, и в 2017 году продолжится активный рост традиционных направлений - услуг и общепита. Неизменным спросом пользуются франшизы, основанные на чадолюбии и недостатке времени на воспитание детей. А именно: франшизы, связанные с дошкольным образованием и воспитанием, развивающим досугом, активным отдыхом и развлечениями для детей.

Что до ритейла, то тут картина куда менее радужная, по крайней мере, для среднего ценового сегмента. Так что если вас интересует именно этот сегмент, то имеет смысл обратить внимание на продукцию эконом-класса.

Доля франчайзинга в общепите неуклонно растет: по некоторым оценкам, франайзинговые предприятия составляют более 50% всего рынка. Особенно активно растет сектор кофеен. Несмотря на то, что кризис ударил по питанию «вне дома», люди не перестают пить кофе на ходу. Кофейни и фастфуд - вот два сегмента, которые демонстрируют пусть и небольшой, но уверенный рост.

Причем рост заметен как в больших городах, так и регионах, где местные бизнесмены расширяют рынок сбыта своей продукции. В этой связи интересна еще одна тенденция: рост количества региональных франшиз. Открытие франчайзингового предприятия в небольших населенных пунктах может быть весьма выгодным - персонал дешевле, стартовые вложения ниже, а немалое количество уже построенных и часто пустующих торговых центров готовы предложить выгодную аренду. Для небольших городов могут быть популярны франшизы медицинских услуг и лабораторной диагностики, доставка еды, продуктовые магазины, магазины детских товаров - и, несомненно, все виды и формы детского отдыха, образования, развития и спорта.

Для начинающего предпринимателя самая удобная бизнес-схема – сотрудничество с успешной компанией. Франчайзер дает подробное руководство по ведению бизнеса, раскрывает все тонкости. Человек без опыта в предпринимательстве за короткий срок становится успешным коммерсантом. Но число обманутых франчайзи растет.

Выбор ниши

Предложений на рынке франчайзинга много. Есть множество интернет-порталов с каталогами франшиз различных бизнесов. Выберете нишу, в которой вам буде комфортно работать: розничная торговля, услуги, общепит. Но не забывайте о спросе и предложениях.

В маленьком городе вряд ли уместен свадебный салон, в котором цена платья втрое превышает среднюю зарплату местных жителей. В Москве рискованно открывать очередную кофейню (если это не «Шоколадница»). В ресторанном бизнесе конкуренция велика. Хотя эксперты рекомендуют покупать франшизу в сфере общепита.

Успешным станет дело, которое приносит удовольствие. Но помните: содержание важнее формы. Яркая, интересная бизнес-модель – «пустышка», если принадлежит псевдофранчайзеру.

Допустим, вы решили открыть магазин детской одежды. Просмотрите каталог сайта по продаже франшиз, составьте список компаний, работающих в этой сфере. Поищите информацию в Интернете: отзывы покупателей о качестве одежды, уровне обслуживания.

С франчайзером связаться можно через специальный портал или обратную связь на официальном сайте. Чем больше предложений рассмотрено, тем выше вероятность заключения удачной сделки.

На переговоры с франчайзерами времени жалеть не стоит. Но обратить внимание нужно не на стиль общения, а на условия сотрудничества – в словах красноречивого франчайзера, возможно, только пустые обещания.

Переговоры

Распространенная схема недобросовестных франчайзеров проста. Жертва вводится в заблуждение, услышав о ложных заработках и отсутствии рисков. Будущего предпринимателя увлекает идея коммерсанта, который настолько убедителен, что в конечном счете продает сомнительную франшизу. А после благополучно забывает о своем партнере, переключаясь на поиск новых жертв.

Проверка контрагентов

Прежде чем встретиться с франчайзером, соберите как можно больше информации о его компании: год основания, репутация, отзывы клиентов.

Финансовую информацию можно получить на бесплатном портале InfoUnit.ru : дата регистрации фирмы, финансовые показатели и т.д. Компания, запустившая франчайзинговую сеть спустя год после основания, не вызывает доверия.

Информации на сервисе достаточно для того, чтобы узнать названия фирм, в которых фигурирует учредитель компании-франчайзера. Бизнесмен может заниматься параллельно розничной торговлей и оказанием услуг. Регистрация нескольких фирм не указывает на его нечестность. Но полученные сведения иногда говорят о многом.

Также необходимо обязательно проверить наличие судебных разбирательств у будущего партнера на сайте картотеки Арбитражных дел. Найти контакты истца, связаться с ним и пообщаться в чем причина не разрешенных мирным путем проблем.

Участники франчайзинговой сети

Франчайзер рассказывает об успешных партнерах. Продвигая свой продукт, он описывает все существующие и несуществующие достоинства. В качестве подтверждения использует историю удачливого франчайзи. Узнайте полный список предпринимателей, заключивших договор о коммерческой концессии. Пообщайтесь с теми, о которых он умалчивает.

Телефонного разговора недостаточно. Возможно, на вопросы ответит сотрудник компании-франчайзера – такой метод любят мошенники. Лучше лично посетить офис. Город, в котором работает действующий франчайзи, находится в тысячи километрах от вас? В соцсетях или на форумах можно опубликовать объявление, и за небольшую сумму школьник или студент посетит офис и сделает фото.

Насколько успешен бизнес? Действительно ли срок окупаемости соответствует заявленному? Оказывает ли франчайзер после заключения договора полноценную поддержку? Обо всем можно узнать, посмотрев на работу действующего франчайзи.

Отзывы

На интернет-площадках по продаже франшиз негативные отзывы встречаются редко. Придется потрудиться, чтобы найти мнение реального покупателя. Правдивую информацию можно получить на бизнес-форумах, в тематических группах, но и здесь имеют место заказные отзывы.

Важны и мнения сотрудников компании. Отзывы о работе на предприятии дополнят картину. Стоит помнить: все, что говорит франчайзер, – часть рекламной кампании. Красивые слова о бизнес-идее с реальным рабочим процессом могут иметь мало общего.

Юридическая документация

Франчайзер обязан предоставить документы, подтверждающие права на владение брендом. В интернете много предложений от компаний с товарными знаками, не проходившими регистрации в Роспатенте. Встречаются и псевдофраншизы, копирующие известный бренд. Приобретая их, предприниматели рискуют. О наказании за незаконное использование товарного знака сказано в ст. 180 УК РФ .

В договор включены:

  • объем прав;
  • размер вознаграждения;
  • сфера деятельности;
  • способы использования прав.

Франчайзер может внести дополнительные условия, с которыми следует внимательно ознакомиться. Цифры, фигурирующие в договоре, требуют особого внимания. Из чего складывается сумма инвестиций? Потребуются ли дополнительные платежи? О том, каковы затраты на рекламу, франчайзер может сказать уже во время обучения. Перед запуском бизнеса нужно приготовиться к дополнительным расходам.

Первоначальные условия можно оспорить. Например, сократить список товаров. Компании, работающие по франчайзингу, получают скидки у поставщиков, а потому включают в перечень продукцию, без которой новый партнер обойдется на первом этапе работы.

Перед заключением договора нужно узнать и о действующих участниках сети, и о закрытых точках. Франшиза, по которой ежегодно открывается сто магазинов и закрывается пятьдесят, сомнительна. Важно увидеть своими глазами, как работает предприятие. Повторное открытие точки говорит о рентабельности бизнеса. Если среди бизнес-партнеров компании есть те, кто покупали франшизу не раз, схема, действительно надежная.

Сведения о товаре или услуге

Станьте клиентом компании-франчайзера. Посетите одну или несколько точек. Узнайте побольше об услугах, которые предоставляет будущий бизнес-партнер. Опасаться следует не только мошенничества, но и «сырого» франчайзинга.

Получите информацию о товарах и услугах. Сотрудничество с франчайзером, реализующим некачественную продукцию, ни к чему хорошему не приведет. Но возможна и другая ситуация. Компания использует оборудование известного производителя, но партнеру предлагает приобрести более дешевое. Это сокращает инвестиции, что привлекает франчайзи, ограниченного в средствах. Но использование некачественного оборудования отразится на работе.

Финансовая модель

Заработать на франчайзинговой схеме сегодня хотят многие. Не только надежные и успешные компании. Бывает, предприниматель открывает дело и, проработав год-два, запускает франчайзинговую сеть. В его городе бизнес-схема может хорошо работать, в вашем – оказаться несостоятельной. Полагаться нужно не на эмоции, не на мечты о скорой прибыли, а на цифры.

В данных о франчайзинге указан срок окупаемости. Это предположительная цифра, которая редко оправдывает себя. Заранее узнать можно размер паушального взноса, роялти. Все остальное зависит от региона.

Цена франшизы «Юниор» – 150-800 тыс. руб. Еще 100 тыс. понадобится на закупку инвентаря и полиграфии. Арендная плата, зарплата сотрудникам, рекламный бюджет – объем этих расходов зависит от региона. Точную сумму франчайзер не называет. Она зависит от города, в котором будет открыта детская футбольная школа.

Востребованы сегодня недорогие франшизы – 400-600 тыс. руб. Такие предложения часто встречаются в сфере общепита. Небольшая точка фастфуда с узнаваемым логотипом в оживленном районе большого города, возможно, принесет владельцу доход. Правда, инвестиции иногда составляют около двух миллионов.

Популярны и дешевые кофейные франшизы, не требующие больших инвестиций. Но «ноу-хау» сводится к покупке кофемашины и инструкции по продаже напитков под логотипом малоизвестной фирмы. Зачем платить лишние деньги? Можно купить оборудование, оформить документы и продавать напитки в формате take and go и без псевдофранчайзера.

Франчайзеры указывают срок окупаемости – два-три месяца. Это время, за которое покупатель может вернуть паушальный взнос. Реальный срок окупаемости зависит уже от самого франчайзи. Отбить деньги, потраченные на аренду помещения для начинающего предпринимателя задача непростая. К расходам добавится и роялти. Если он фиксированный, платить придется даже при отсутствии клиентов.

Самые дорогие франшизы в сегменте HoReCa. Цена на них доходит до миллиона рублей. Открыть кафе или ресторан под известным брендом непросто. Для руководителей франчайзинговой сети «Шоколадницы» на первом месте репутация компании. Заключать договор они не будут с первым встречным, имеющим сумму, необходимую на уплату паушального взноса. Франчайзи должен иметь дополнительные средства (на ремонт помещения, развитие бизнеса) и, желательно, опыт в ресторанном бизнесе.

Надежная компания серьезно относится к выбору партнеров. Если франчайзера не интересует ваша репутация, опыт в предпринимательстве, желание развивать бизнес, но он всячески расхваливает свой продукт, обещая высокие доходы, не стоит спешить заключать с ним договор.

Компании-франчайзеры делятся на две категории. К первой относятся предприятия, для которых в приоритете создание надежной сети. Ко второй – те, что стремятся растиражировать свой бизнес и заработать в краткосрочной перспективе.

Поддержка

Важный пункт в договоре: помощь, которую будет получать предприниматель. Это может быть содействие в подборе помещения и проведении рекламной кампании, обучение сотрудников, консультации. Обещания франчайзера не имеют веса. Важны обязательства, включенные в договор.

Не стоит заключать договор, не имея финансовой подушки безопасности. Не спешите с покупкой франшизы, даже если стоимость ее не превышает 500 тыс рублей. В большинстве случаев приходится вкладывать дополнительные средства.

В России продолжает активно развиваться и ежегодно приобретает все большую популярность. По подсчетам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), рынок франчайзинга в стране вырос в 2,5 раза за последние 6 лет (с 2010 до 2016). В целом наблюдается стабильный и растущий спрос на франшизы зарубежных компаний.

Вследствие этого увеличивается и конкуренция среди предпринимателей, работающих с использованием франчайзинговых систем. Для многих бизнесменов в сложившихся условиях актуальным становится вопрос: как правильно выбрать франшизу? Далее мы рассмотрим основные критерии предложений франчайзеров, на которые следует обратить внимание при выборе.

Как выбрать франшизу

Удачный выбор франшизы – залог успешного капиталовложения и получения стабильной прибыли. Поиск франчайзера должен основываться на определенных показателях деятельности предполагаемого партнера.

Размышляя о том, какую франшизу выбрать, важно учитывать следующие критерии:

  • длительность работы франчайзера на рынке;
  • скорость развития и расширения самой компании;
  • количество уже работающих с ней франчайзи;
  • эффективность маркетинговой кампании (другими словами – узнаваемость, популярность бренда);
  • защищенность от кризиса;
  • специфика отраслевой сферы;
  • наличие сезонности.

Прибыльные франчайзинговые программы обычно начинают активно тиражировать и распространять точки реализации готовой продукции спустя два года после своего первого запуска.

Важно! Следует с осторожностью относиться к сотрудничеству с молодыми компаниями. Некоторые фирмы предлагают франшизы, не имея при этом действующих точек продаж. Заключать соглашение с таким франчайзером – риск, который в большинстве случаев бывает не оправдан.

Из наиболее эффективных франшиз выделяются несколько категорий, которые всегда будут востребованы среди аудитории. К ним относятся:

  • магазины модной одежды;
  • фитнес-клубы;
  • индустрия красоты и здоровья;
  • АЗС и пункты технического обслуживания автомобилей;
  • сети ресторанов быстрого питания.

Успешность подобных франшиз связана с тем, что реализуемые с их помощью товары и услуги пользуются постоянным спросом у населения. Такие торговые точки имеют всесезонный период работы, и не будут испытывать дефицита в клиентах.

Какую франшизу выбрать для маленького города

Открывая в своем городе торговую точку, важно учесть тот факт, что реализуемый продукт должен быть максимально известен местному потребителю. Таким образом, со старта вы уже будете располагать готовой базой лояльных клиентов, которые начнут тратить свои деньги и способствовать скорейшей окупаемости франшизы.

Однако данный фактор может быть некритичен при условии того, что франчайзер готов предложить уникальный бизнес.

Примером может послужить открытие на территории одного из торговых центров города небольшого островка быстрого питания, предлагающего кофе и десерты либо мини-кофейни «кофе с собой».

Такие проекты на начальном этапе тиражирования практически не имеют конкурентов за счет своей оригинальности. Несмотря на относительно невысокую стоимость подобной франшизы, она может принести предпринимателю приличные деньги в короткий срок.

Решая, какую франшизу открыть в маленьком городе, следует также обратить внимание на «дефицитные» отрасли.

Внимание! По состоянию на 2016 год франшизы в сфере производства составляют меньше 1% по всему каталогу предложений.

Между тем, если тщательно изучить существующий на рынке небольшого города спрос на ту или иную продукцию, а также объем имеющегося предложения, то можно выбрать уникальную франшизу и в производственной сфере.

В качестве примера можно привести компании, предлагающие оформление фасадов, а именно вертикальное озеленение. В маленьких городах эта идея еще не получила достаточного развития, в большинстве провинций о ней вообще ничего не известно. Таким образом, выбрав подобную франшизу, вы имеете все шансы занять свободную нишу на местном рынке и можете быть абсолютно уверенными в дальнейшей успешной ее реализации.

Выгодно ли открывать франшизу

Экономическая ситуация в России, сформировавшаяся под воздействием санкций и давления со стороны запада, оказала влияние и на развитие франчайзинга.

Владельцы популярных европейских и американских брендов стремятся вернуть существенную сумму денежных средств, нерационально повышая стоимость паушального взноса. Вместе с этим франчайзеры стараются снизить сроки окупаемости проектов, привлекая к себе внимание франчайзи.

Покупка франшизы российских компаний в сложившихся условиях может стать альтернативным вариантом для многих предпринимателей. Если судить по отзывам бизнесменов, работающих с отечественными системами франчайзинга, наиболее эффективными являются франшизы на реализацию детских товаров (одежда, обувь, игрушки и т. д.), на организацию различного рода развлечений (туризм, путешествия, сети хостелов и т. д.).

Как рассчитать франшизу

Чтобы ответить на вопрос, как получить франшизу, которая будет максимально эффективна в регионе и не начнет приносить убытки, следует самостоятельно просчитать окупаемость торговой точки.

Кроме паушального взноса и регулярных отчислений в виде роялти, нужно учесть и другие неминуемые расходы. В их сумму включается аренда помещений, затраты на регистрацию предприятия, (либо юр. лица), отчисление зарплаты обслуживающему персоналу и т. д. В большинстве случаев франчайзер предоставляет предпринимателю готовое оборудование (его стоимость включается в сумму паушального взноса). Однако если это не предусмотрено договором, то на ваши плечи ляжет еще и закупка торговой мебели, станков, аппаратов, инструментов и т. д.

Важно! При подсчетах любая успешная франшиза имеет показатель окупаемости на уровне или выше указанного в рассматриваемом предложении.

Выбирать франчайзеров следует из категории тех компаний, которые осознают свои конкурентные преимущества, имеют долгосрочную перспективу и отличаются качеством оперативного управления с грамотным распределением ресурсов.