Что есть на луне для детей. Астрономия для детей

Детям о Луне рассказывать очень интересно, так как она притягивает их каким-то магическим образом. Мой ребенок очень ярко реагировал на Луну, еще когда я возила его в коляске. И конечно же сейчас, когда он серьезно увлечен космосом, я хочу рассказать ему о его любимице Луне. Не пугайтесь, все что мы будем “изучать” я преподнесу в игровой форме, и скажу честно, это еще больше увлекло моего ребенка в космическое пространство. Выбраться бы потом из этой темы.

Литература для занятия “Детям о Луне”

Но чтобы дойти до желаемой Луны, нам нужно выйти за пределы планеты Земля. Что окружает нашу планету? Правильно, атмосфера. Мы ведь не раз уже читали о ней, но понятно ли ребенку 3-4 лет, что это такое?

Конечно же информация необходима, ещё лучше, когда она представлена в книгах с хорошими наглядными иллюстрациями. Хорошо, начнем с теории. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Атмосфера является защитным слоем планеты, защищая ее обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения.

В детских энциклопедиях даже даются названия первых двух слоев, а значит вперед мы не забегаем. Хотя я помню, что эту тему мы изучали в школе примерно с 5-го класса. Итак начнем, уверена, что мне удастся объяснить Александру, которому сейчас 3 года 10 месяцев: что такое атмосфера и как она защищает нашу землю.

Очень наглядное описание атмосферы, где в слоях ребенок видит летающий самолет, метеозонд, космические аппараты мы нашли в энциклопедии “Вселенная 3D”.

Обратите внимание на прекрасную книгу Левитана Звездные сказки , в которой героиня подружилась с Луной и звездами. Чтиво прекрасно подходит для детей дошкольного возраста. А для ребят 6-8 лет советую к прочтению Сказочные приключения маленького астронома от того же автора.

Затем перешли к нашей любимой серии “Самая первая энциклопедия”, на этот раз “Планета Земля”. Я не раз писала, что эта серия мне кажется очень удачной для начинающих, она очень доступна в языке написания, красочна и с большими буквами. Большинство текста в книгах этой серии Александр читает сам, что для меня является неоспоримым плюсом. В этой книге тема атмосферы представлена во всём разнообразии, развороты: воздушное покрывало Земли, настроение атмосферы, облака плывут по небу.

В книге Чудесная планета из серии “Твоя первая энциклопедия”, на этот раз от Махаон, также нашлась информация, и не только об атмосфере, но и по теме Луна. А именно о приливах и отливах.

Думаю, что теории достаточно, теперь нужно донести всё это до ребенка, которому сейчас 3 года 10 месяцев. Начнем?

Атмосферу планеты Земля можно объяснить ребенку на примере варенного яйца. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком.

Макет атмосферы Земли

Дальше делаем с ребенком наглядный макет атмосферы Земли. У нас это заняло часть вечера. Конечно было бы красивее использовать крышки от обувных коробок, но у нас обувь так не хранится, поэтому я взяла коробки от кукурузных хлопьев.

Ребенку необходимо увидеть все слои атмосферы. Дошкольнику показать их родители могут с помощью макета. Школьники смогут создать макет сами.

Ну а теперь более подробно снизу вверх:

Мезосфера (50-85км):
Здесь сгорают метеоры не долетая до Земли (осколки комет, астероидов)
Карман – это условная граница между атмосферой Земли и космосом (85-100км)
Термосфера (100-690км):
Здесь происходят полярные сияния и летают космические аппараты.

И добро пожаловать в экзосферу , которая расположена выше 690км.

Вся информация была взята с Википедия .

Теперь Александр с легкостью мог ответить на эти вопросы.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

(По А. Матутиа)

Переходим непосредственно к Луне, прочитываем об этой красавице в книге

В книге

В книге

И в книге Вселенная

Мое описание всех этих книг находится в и .

Опыты Кратеры на Луне

Ну вот теперь можно приступать к играм. Сначала мы решили провести опыт и сделать кратеры на Луне. Было очень весело, ребенок узнал получше о реакции соды с уксусом.

Нам понадобилось:

  • Блюдо с содой (это Луна);
  • уксус (у нас 5%);
  • красители (добавила в уксус);
  • пипетка.

Пипеткой Александр до этого не работал, ну нет в Доминикане этих пипеток и я немного переживала как у него получится, но всё вышло как по маслу. Конечно же использование пипетки это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то что не должно разлиться, то и аккуратности.

Начинаем делать кратеры. А они шипят и пузырятся.

Александр наблюдал за этим действием с большим интересом.

Ну вот, художник сообщает, что шедевр готов.

И тут же спрашивает:

– Мамочка, а можно теперь я сделаю что хочу?
– Конечно можно, это же твоя Луна – отвечаю я.

И Александр выливает оставшийся синий уксус наблюдая за бурлением самого большого кратера.

А затем набирает горсть соды и бросает ее в желтый уксус.

Вот это восторг!!! Эксперименты закончены, теперь очередное веселье – мытье под краном всех материалов.

Из прочитанных книг мы уже знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у нее нет от них защиты.

Увидеть нам это наглядно поможет:

  • Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку и даже сухой цемент). Луна покрыта слоем пыли и так было бы еще наглядней, но мы играли в квартире. Конечно же выбирая материал нужно в первую очередь думать о безопасности ребенка.
  • Камни (у нас декоративные разных размеров и форм).

Александр из состояния стоя, чтобы был хороший разгон у камня, роняет его в песок.

Мы сразу замечаем выемки в песке напоминающие кратеры. И вот что у Александра получилось в итоге.

Астрономия для детей – фазы луны

Затем мы начали разрабатывать план как понять почему Луна в небе видна не всегда одинаковой формы. Вырезав из картона фазы луны, я попросила Александра их раскрасить, он с энтузиазмом взялся за дело.

В книгах мы уже прочли, что Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Соотнося наши модели солнца и Земли с Луной, увидели как происходят лунные и солнечные затмения. Когда наши “луны” подсохли, я попросила Александра попробовать разложить их самому. Я чувствовала что он сможет, информации для этого было дано достаточно. Единственное, что я ему подсказала, что новолуние должно быть около солнца.

После того как он всё разложил, Александр стал ходить по кругу называя фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и теперь на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны и опять новолуние. Он сделал кругов 5-6, ему нравилось называть их как если бы это была какая-то считалочка.

Я думаю, что ребенок хорошо понял материал.

И всё же я хотела, чтобы Александр запомнил фазы луны навсегда. Мы сделали с ним отличную аппликацию, которая теперь висит у нас перед обеденным столом. Делали мы её вместе, обсуждая. Итак, если серп в небе похож на буквы С, то луна “старая” убывающая, если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

И ребенок понял! Около 5 вечера мы вышли для занятий спортом на террасу, а в небе была видна луна. Александр тут же сообщил:

– Мамочка, смотри, это растущая луна. Осталось совсем чуть-чуть до полнолуния!

Когда мы вернулись домой, я быстро установила в моем шкафу (это самое темное место у нас дома) “сцену” для нашего следующего представления.

Мне понадобилось:

  • Фонарик (это Солнце, я повесила его на палку);
  • большой мячик (Земля);
  • маленький мячик (Луна);
  • человечек из Лего (прикрепила к мячу пластилином).

Начала я с вопроса:

– Луна видна на небе только ночью?
– Нет, мы только что видели её в голубом небе, – ответил Александр.
– Но почему это бывает не всегда? Тебе интересно? Давай посмотрим.

Сначала посмотрим когда у нашего человечка день и ночь. Вспоминаем, что сутки это один оборот Земли вокруг своей оси.
Человечек вверху – это день. Человечек внизу – это ночь.

Теперь начнем с новолуния. Когда Луна сверху человечка, то хотя он и смотрит наверх, но видит только её темную часть.

Уже через два дня Луна сдвигается и человечек может наблюдать её узенький освещенный кусочек. С каждым днем кусочек будет увеличиваться и увеличиваться. Эта фаза растущая Луна. С каждым днем появление Луны из-за горизонта будет более поздним и вот она уже выходит на небо в полдень. Именно эту фазу Луны можно увидеть с Земли днем. Именно этот момент мы застали с Александром на террасе.

Конечно же мы провели наш теннисный мячик – Луну по всем фазам, это очень наглядно показало ребенку как от освещения Солнцем меняется фаза Луны. Но я не буду увеличивать объем данного поста моими фотографиями, а просто дам ссылку на сайт где была взята мною эта идея. Думаю, что многим из вас знаком автор Татьяна Пироженко по книгам “Клуб почемучек” и в посте Почему Луну видно днем? можно посмотреть полностью её объяснение с фотографиями на тему “фазы Луны”.

Ну и чтобы закончить с Луной мы поговорили о том, почему когда мы видим половинку круга в небе, это называется четвертью. Наглядно ребенок понимает это очень быстро. Я спросила у Александра:

– Когда мы видим полнолуние, то это целая Луна или ее половинка?
– Целая, – ответил ребенок.
– Давай с тобой вспомним, что Луна всегда повернута к Земле только одной стороной. Мы с тобой читали, а потом делали опыт, где мальчик видел только одну сторону Луны.

Я взяла яблоко и попросила ребенка представить, что это целая Луна, затем я разрезала его пополам.

– Сколько у нас на тарелке яблока?
– Половина.
– Также выглядит наша Луна, когда мы видим полнолуние?
– Да.
– Значит какую часть Луны мы видим на самом деле в полнолуние?
– Половину.
– Очень хорошо, а теперь я возьму половинку круга и объясню тебе почему эту фазу Луны называют первой четвертью.

Я разрезаю яблоко на 4 части.

– Сколько нам нужно оставить на тарелке, чтобы выглядело как наша Луна?

И Александр с легкостью отложил одну четвертинку.

Как советует Татьяна Пироженко, я выдала ребенку сыпучий материал (20 бусинок) и попросила его, чтобы он разложил их в 4 емкости в равных частях.

Затем положила перед Александром половинки Луны, мы же знаем, что из них получится одна целая. И попросила его поставить части с бусинками так, чтобы они все были задействованы как одно целое.

Теперь каверзный вопрос:

– А как мы распределим бусины если я положу перед тобой полнолуние и первую четверть луны?

Всё, ребенок усвоил тему!!!

Мультфильмы про Луну для детей

Тут нет никакого секрета: периоды обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли одинаковы, и по этой причине Луна обращена к Земле все время только одной стороной. Иными словами, Луна «поворачивается» с той же скоростью, что и «пролетает» на нашем небосклоне, поэтому в один и тот же момент времени мы можем наблюдать на её поверхности одну и ту же картину.

При этом не совсем корректно говорить, что мы видим «одну сторону» спутника нашей планеты — фактически с земли видны около 59% поверхности Луны, то есть почти две трети лунного диска. Ту часть Луны, которая не видна наблюдателю с Земли, мы называем обратной стороной Луны .

Впервые обратная сторона Луны была сфотографирована советской лунной станцией «Луна-3» в 1959 году.

Почему говорят, что на Луне есть моря и океаны?

Темные участки поверхности Луны, которые мы можем видеть с Земли, мы привыкли называть «лунными морями». На самом деле, конечно же, эти «моря» не содержат (и никогда не содержали) воды, а звучные названия пришли к нам из древности, когда древние астрономы думали, что Луна, также как и Земля, имеет свои моря и океаны.

На самом деле темные участки поверхности Луны сформировались в результате извержений вулканов и заполнены базальтовыми отложениями, которые с виду значительно темнее, чем окружающие породы.

Лунные горы

А вот горы на Луне есть, причем самые взаправдашние, причем не только горы, но и плато. Внешне они отличаются от лунных «морей» и равнин более светлой окраской.

Лунные горы похожи на земные внешне, но в отличие от них, сформировались не в результате тектонических процессов, а в результате столкновений гигантских метеоритов с лунной поверхностью.

Как выглядела бы поверхность Луны, если бы имела атмосферу и силу гравитации наподобие земной (развертка)

Откуда взялись лунные кратеры

На поверхности Луны мы можем наблюдать кратеры — свидетельства бомбардировки ее поверхности астероидами, кометами и метеоритами. Существует порядка полумиллиона кратеров размером более 1 км.

Из-за отсутствия на Луне атмосферы, воды и значительных геологических процессов лунные кратеры фактически не подвергались изменениям и даже древние кратеры сохранились на ее поверхности. Самый большой кратер на Луне находится на обратной стороне Луны его размеры 2240 км в диаметре и 13 км глубиной.

Что такое реголит?

Поверхность Луны покрыта слоем породы, измельченной до пылеобразного состояния в результате бомбардировки метеоритами в течении миллионов лет. Эта порода называется реголит .

По толщине слой реголита варьируется от 3 метров в районах лунных «океанов» до 20 м. на лунных плато.

Есть ли на Луне вода?

В образцах лунной породы доставленных на Землю астронавтами, участвовавших в миссии «Аполлон» и советскими луноходами, воды обнаружено не было.

Тем не менее, нам известно, что поверхность Луны подвергалась бомбардировке кометами с момента ее формирования, а как известно ядра комет состоят большей частью из льда. Правда, оптимизма это не прибавляет — под действием солнечного излучения атомы воды должны были распасться на атомы водорода и кислорода и из-за слабой гравитации Луны просто улетучиться в открытый космос.

Однако есть и другая точка зрения: в результате картографирования поверхности Луны спутником Clementine, запущенным НАСА в 1994 году, были обнаружены кратеры в полярных районах Луны, которые все время находятся в тени, и в которых могла сохраниться вода в виде льда.

Из-за большой важности наличия воды для будущей колонизации Луны лунные базы планируется размещать именно в приполярных областях нашего спутника.

Внутреннее строение спутника нашей планеты — Луны

Что находится под поверхностью Луны?

Строение Луны, как и строение Земли включает несколько ярко выраженных слоев: кора, мантия и ядро. Такая структура, как полагают, сформировалась сразу после формирования Луны — 4,5 миллиарда лет назад.

Толщина лунной коры составляет, как полагают, 50 км. В толщине лунной мантии случаются луннотрясения, но в отличии от землетрясений, которые вызываются движением тектонических плит, лунотрясения вызваны приливными силами Земли.

Ядро Луны, также как и земное ядро, состоит из железа, но его размер значительно меньше и составляет 350 км в радиусе. Средняя плотность Луны 3.3 г/см3.

Есть ли на Луне атмосфера

Атмосфера на Луне есть — это факт, однако она так сильно разряжена, что ей спокойно можно пренебречь — это тоже факт.

Одним из источников лунной атмосферы являются газы которые выделяются из лунной коры, к таким газам относится газ радон. Другим источником газов в атмосфере Луны являются газы выделяющиеся при бомбардировке поверхности Луны микрометеоритами и солнечным ветром.

Из-за слабого магнитного и гравитационного поля Луны почти все газы из атмосферы улетучиваются в открытый космос.

Откуда появилась Луна?

Существуют несколько теорий, объясняющих формирование Луны. До недавнего времени основным предположением ученых было то, что Луна сформировалась в результате действия центробежных сил на раннем этапе формирования Земли. В результате действия этих сил часть земной коры была отброшена в открытый космос и из этой части и сформировалась Луна.
По причине того, что, как полагают ученые, за всю историю Земли, наша планета никогда не обладала достаточной скоростью вращения для подтверждения этой теории, такая точка зрения на процесс формирования Луны считается на данный момент устаревшей.

Другая теория предполагает, что Луна сформировалась отдельно от Земли, а впоследствии была просто захвачена гравитационным полем Земли.

Третья теория объясняет, что и Земля и Луна были сформированы из единого протопланетного облака и процесс их формирования проходил одновременно.

Хотя вышеприведенные три теории формирования Луны и объясняют ее происхождение, но все они содержат те или иные противоречия. Главенствующей теорией формирования Луны, на сегодняшний день, является теория гигантского столкновения прото-Земли с небесным телом размером с планету .

Луна — спутник Земли или её «младший брат»?

Луна — самый большой спутник в Солнечной системе и по своим размерам она лишь в 4 раза меньше Земли и лишь немногим уступает по размерам Меркурию. В связи с этим, некоторыми учеными пара Земля-Луна рассматривается не как система Планета – Спутник, а как двойная планета, поскольку размер и масса Луны достаточно велики.

Об этом говорить и тот факт, что центр вращение системы Земля – Луна происходит не вокруг центра Земли, а вокруг центра масс обоих небесных тел, который находится на расстоянии 1700 км под поверхностью Земли.

> > Из чего состоит Луна

Состав Луны – спутник Земли: описание для детей с фото, строение Луны, из чего состоит ядро, мантия и кора, как выглядит поверхность, моря, толщина слоев.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе о строении могут с того, что Луну проще всего найти на небе. Долгое время люди интересовались темными и светлыми пятнами на поверхности. Давайте внимательнее изучим из чего состоит Луна, какие есть слои и особенности поверхности спутника.

Лунная поверхность - объяснение для детей

Дети наверняка помнят сказки, в которых рассказывалось, что Луна сделана из сыра. Чтобы объяснение для детей было понятным, следует заметить, что более вероятный материал – камень. Поверхность укрыта мертвыми вулканами, ударными кратерами, лавовыми потоками, а также космическими аппаратами.

Древние ученые полагали, что темные участки – моря. В целом, их можно так назвать, только в этих образованиях нет воды. Важно объяснить детям , что перед ними лавовые бассейны. В самом начале лунной истории поверхность находилась в расплавленном состоянии, порождая вулканы. Однако они быстро остывали, а лава твердела. С астероидными атаками она раскалывалась, что повреждало поверхность.

По отметинам можно судить, что астероиды были частыми гостями путника. Но дети должны понимать, что на заре формирования нашей системы все планеты сталкивались и двигались хаотично. На Земле это не так заметно благодаря движению тектонических плит, а также атмосфере, которая сжигала большую часть пространственных нарушителей. Но на Луне подобной защиты нет, поэтому ее поверхность четко отображает всю историю.

Период атак завершился 3.8 миллиардов лет назад, но все кратеры остались. Большие и маленькие астероиды таяли на поверхности, но делали это медленно, что и перекрыло лавовые потоки.

Для самых маленьких следует рассказать, что тонкая кора состоит из реголита, напоминающего бетон. Когда посторонние объекты врезаются в поверхность, то разрывают ее на мелкие осколки, оставляя отпечаток (след Нила Армстронга).

Кора в ширину тянется на 60-100 км. Реголит может быть мелким (3 м) в морях или же глубоким (20 м) в горных участках.

Под поверхностью Луны - объяснение для детей

Теперь следует внимательнее изучить состав Луны. Как и Земля, спутник располагает корой, мантией и ядром. Последнее состоит из железа и окружено более мягкой и жидкой внешней оболочкой (500 км). Но внутреннее ядро занимает только 20% всей Луны (50% у других скалистых тел).

Большая часть внутреннего слоя представлена литосферой (1000 км). Так как слой начал таять еще в самом начале лунного формирования, то на поверхность прорывалась магма, создавая равнины. Постепенно она охладилась и полностью приостановила вулканическую активность.

По плотности спутник занимает вторую позицию после Ио (луна Юпитера). Наличие слоистости, скорее всего, вызвано кристаллизацией магматического океана после формирования.

Далеко ли до ближайших к нам планет? Пожалуй, далековато. К Венере космические аппараты долетают за четыре месяца, а до Марса придётся добираться примерно два с половиной года. Зато спутник нашей планеты, Луна, находится всего в трёх днях пути. Примерно столько же поезд идёт от Москвы до Абакана. Разница лишь в том, что в Абакан мы поедем на поезде или полетим на самолёте, а на Луну придётся лететь на ракете.

Происхождение

Луна – это единственное небесное тело, в отношении которого никогда и ни у кого не было сомнений, что оно вращается вокруг Земли. Ещё в Древней Греции учёные создали теорию движения Луны, и даже научились предсказывать Солнечные и Лунные затмения. Лунный календарь появился и того раньше: древние шумеры пользовались им уже около 2500 года до н.э.
Откуда же взялась так хорошо известная, привычная и давным-давно знакомая нам Луна?
На сей счёт было много интересных гипотез. Считается, что давным-давно небольшая планета размером с Марс столкнулась с Землёй. В результате страшного столкновения значительная часть вещества Земли была выброшена на околоземную орбиту и впоследствии сформировала Луну.

Строение и поверхность

Луну можно поделить на несколько слоёв (как и все планеты Солнечной Системы). В самом центре находится твёрдое железное ядро, покрытое расплавленной оболочкой, состоящей из железа. Вокруг ядра находится частично расплавленный пограничный слой, а затем идёт толстый слой каменной мантии.
Самый верхний слой Луны называется корой. Во времена окончательного формирования планет солнечной Системы мантия Луны была жидкой, и особо крупные метеориты, пробивая Лунную кору, вызывали вытекание магмы на поверхность.

Впоследствии эти области остыли и потемнели. Именно они и соответствуют обширным тёмным пятнам на лунной поверхности. Раньше люди думали, что тёмные области на Луне заполнены водой, поэтому называли их морями. Когда выяснилось, что на Луне нет атмосферы (а значит и жидкой воды там находиться не может, так как она сразу замёрзнет или испарится), то названия менять не стали, тем более они очень красивые и романтичные: Море Ясности, Залив Радуги, Озеро Сновидений, есть даже Море Изобилия. На Луне также заметны светлые кратеры с расходящимися в разные стороны серебристыми лучами. Они тоже образовались в результате падения на Луну астероидов, но уже гораздо позже, когда мантия затвердела и не вытекала на поверхность после столкновения.

Исследования

Впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» в 1959 году. Через десять лет на Луне удалось высадиться американскому космонавту Нейлу Армстронгу.

За время активных исследований Луны были проведены десятки научных экспериментов, взяты различные пробы грунта, получено множество снимков и панорам лунного рельефа. На сегодняшний день мы знаем о Луне гораздо больше, чем о любом другом крупном космическом теле за исключением Земли. В настоящее время в различных странах разрабатываются проекты по созданию как обитаемых, так и необитаемых лунных баз. Осуществить эти проекты вполне реально, но придётся преодолеть некоторые трудности, связанные с отсутствием атмосферы. Например, множество мелких астероидов при падении на Землю разогреваются от трения об воздух и сгорают, не долетев до земли. На Луне же даже небольшой камешек размером с кулак, попав в какую-нибудь постройку, может привести к трагедии, с лёгкостью пробив практически любую защиту. Немало хлопот доставят и вспышки на Солнце, во время которых многократно усиливается радиационный фон.

Вполне возможно, что первые лунные базы будут построены в небольших пещерах, что изредка встречаются на поверхности Луны. Там будет проще укрыться от метеоритов и защититься от радиации. Кроме того, это проще сделать с точки зрения строительства – вместо того, чтобы строить всю базу целиком, нужно только заделать вход и напустить внутрь воздух, привезённый с Земли.

Иллюзия Луны

Когда мы смотрим на Луну, которая находится рядом с горизонтом, то нам кажется, что она гораздо больше той Луны, которую мы наблюдали в небе. Это оптическая иллюзия. Достоверно об этой иллюзии известно лишь то, что это действительно иллюзия: Луна свой размер при путешествии по небу не меняет. Существует несколько различных теорий, объясняющих этот эффект. Согласно одной из них, то, каким – бОльшим или меньшим - мы видим объект на небе, зависит от размера других объектов, которые мы наблюдаем рядом с ним. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле. Эту особенность нашего зрения иллюстрирует следующая картинка.

Оранжевый круг слева, окружённый большими синими кругами, кажется меньше, чем оранжевый круг справа, в окружении маленьких синих кружков. В действительности же оранжевые кружки имеют одинаковый размер. Вы сами можете в этом убедиться, распечатав картинку и измерив диаметры кружков линейкой. Впрочем это можно сделать, приложив линейку к монитору.

Интересно

Интересно, что периоды обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли одинаковы. Это приводит к тому, что Луна всё время «смотрит» на Землю одной стороной. Из-за этой особенности мы можем наблюдать лишь чуть больше половины Лунной поверхности. Вот как это выглядит.

Часть Луны, которая не видна наблюдателю с Земли, называется обратной стороной Луны. Обратная сторона Луны была впервые сфотографирована советской лунной станцией Луна-3 в 1959 году.

Константин Кудинов

Дорогие друзья! Если вам понравился этот рассказ, и вы хотите быть в курсе новых публикаций о космонавтике и астрономии для детей, то подписывайтесь на новости наших сообществ

Ланна Черкашина
«Путешествие на Луну». Конспект занятия в подготовительной группе

Цели и задачи : вызвать интерес к космическому пространству; расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; познакомить с естественным спутником Земли «Луной» ; способствовать развитию умения находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций; развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; совершенствовать уровень накопительных практических навыков :

Проводить опыты совместно с педагогом;

Активизировать речь.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение о космических планетах.

2. Просмотр мультфильмов.

3. Опытная деятельность с различными приборами и приспособлениями.

4. Рисование на тему «Космос» .

5. Конкурс на лучшую космическую поделку.

Оборудование :

Мультимедиа для демонстрации слайдов;

Презентация «Путешествие на Луну » ;

Наборы геометрических фигур.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку : “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)

Если мы посмотрим на ночное небо, то увидим сверкающие точки – это звезды. И самые маленькие из них наиболее удалены. Звезды настолько далеко от нас, что кажутся неподвижными, хотя на самом деле они движутся с огромной скоростью. У звезд есть свои названия : Полярная звезда, Сириус, Вега и др. В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия . Какие созвездия вы знаете? (Скорпион, Козерог, Лев и др.)

Для вас, сегодняшние девочки и мальчики, полеты в космос – в порядке вещей. А когда-то люди только мечтали подняться ввысь. После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

Сколько интересного хранят звезды!. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и даже может встретить обитателей других планет.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, выносливым, мужественным) . Космонавты очень смелые, сильные, умелые. Они много тренируются и умеют хорошо ориентироваться в пространстве. Сейчас мы проведём небольшую тренировку для космонавтов.

Физминутка.

Правую руку вверх,

Правую руку вниз,

Правой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левой рукой стряхнём

И повернёмся кругом.

Правую ногу вверх,

Правую ногу вниз,

Правой ногой стряхнём

И повернёмся кругом.

Левую ногу вперёд,

Левую ногу назад,

Левую ногу стряхнём

И повернёмся кругом.

Всем туловищем вперёд.

Всем туловищем назад,

Сделаем круг плечами

И повернёмся кругом.

Теперь нам предстоит определить, куда же мы полетим. Смотрите – вот звёздное небо. Никто пока не знает, какие планеты есть в далёком космосе… Но представить себе мы их сможем, если попробуем… Вот смотрите… (слайд) .

Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему. Солнце- источник жизни на Земле. Если посмотреть на небо, то солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле - это огромный огненный шар, состоящий из раскалённых газов. Температура поверхности солнца 6 тысяч градусов! Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас. Земля вращается вокруг солнца, правда мы этого движения не замечаем. Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

А теперь отгадайте загадку :

Ночь приходит – она восходит.

В небе сияет, тьму разгоняет?

Итак, я приглашаю вас в космическое путешествие на Луну . Занять места . Для полёта надеваем комбинезон, шлем, герметично соединяем части скафандра, перчатки. Предлагаю всем пристегнуть ремни. С вами говорит руководитель управления полётами. Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени : 10, 9, 8,7, 6,5,4,3 в звездный космос полети!

Упражнение «Перегрузка и невесомость» под музыку «Спейс»

(Звучит музыка взволнованного, беспокойного характера)

Воспитатель : – Какие ваши руки, ноги?

Дети : – Тяжелые.

Воспитатель : – А голова?

Дети : – Тяжелая.

Воспитатель : – Это перегрузка.

(Музыка меняется на спокойную)

Воспитатель : – А теперь вам становится легче, легче. Как вы себя чувствуете?

Дети : – Легко.

Воспитатель : – Это невесомость.

Дети :

В воздухе, как ласточки мы парим.

Из отсека в отсек мы летим.

Посмотри в иллюминатор, друг,

Чудеса одни вокруг!

(С помощью лазера на темной шторе имитируется падение звезды)

Воспитатель : – Ой, что это такое пролетело?

Дети : – Это, наверное, звезда упала.

Воспитатель : – Ребята, это не звезда, это метеорит пролетел. Метеориты – это осколки давно взорвавшейся звезды. Состоят они из камня, льда и даже железа. Есть такая примета : когда падает метеорит, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте, каждый про себя загадает желание.

Будьте внимательны, мы ведем наблюдение и за космическими объектами и телами : в верхнем левом углу иллюминатора мы видим Солнце. (Дети берут желтый кружочек и выполняют задание) . В правом нижнем углу появилась Луна. А посередине какие-то непонятные фигуры. Кто бы это мог быть? Это инопланетяне! Выложите инопланетянина из геометрических фигур.

Воспитатель : Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Луна. Готовимся к посадке. Спускаемый аппарат летит в каком-то тумане. И вдруг – мягкий толчок и … тишина! Мы прилунились!

Ребенок : Очень нравится путешествие мне .

Радостью охвачена детвора.

Вот она Луна!

Воспитатель : Луна – это каменный шар размером намного меньше Земли. Днём на Луне стоит жара до 130 градусов, а ночью, наоборот, страшный холод -170 градусов. На Луне нет ни капли воды. Никогда не идёт дождь, не бывает снега. А туман, который встретил нас при посадке – был просто пылью, которую подняли двигатели.

Луна не излучает собственный свет, а отражает свет Солнца. Мы видим Луну потому , что её освещают солнечные лучи. Освещенная Солнцем под разными углами Луна видна нам в течение месяца по-разному.

Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием

Через несколько дней мы уже видим тоненький полумесяц, а еще через несколько дней –

полукруг. Можно провести от него вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.

Луна в форме круга называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время останется лишь половинка, затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на ней есть горы, а также низменности, которые называются «морями» . Побывали на луне и люди. Первым астронавтом, сделавшим шаг по поверхности Луны, был американец Нил Армстронг.

Ребята, скажите, без скафандров можно гулять по Луне? (нет)

Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра нас в открытый Космос не выпустят. Каждый скафандр со своей электростанцией, электрическим отоплением, водяным охлаждением, а на голову надевают огромный гермошлем. На шлеме – светофильтр, защищающий от ослепляющего солнца. А на плечи – тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет.

Вот и приходится, отправляясь на прогулку, всё брать с собой! Каждый скафандр – это маленькая земля с тем климатом, к которому привык человек.

Давайте подумаем, как мы поступим, чтобы не заблудиться на планете Луна?

Дети : (делать заметки мелом; сыпать камушки; крошить кусочки хлеба; громко покричать; поднять куски яркой ткани; выложить на песке из камней, большое слово «SOS» ; ориентироваться по небу).

Правильно вы сказали, чтобы не потерять дорогу надо следить за небом.

Помните, я вам говорила, что Луна меньше Земли? А это значит, что на Луне каждый груз, каждая гиря, гораздо легче, чем на Земле. Значит громоздкие скафандры, и ранцы на Луне окажутся не такими тяжёлыми, как на Земле. А теперь, мы откроем дверь и пойдём гулять по Луне…

Смотрите внимательно под ноги здесь острые камни, целые каменные гряды и множество круглых ям – это кратеры.

Дети : Откуда на Луне столько больших и малых ям на поверхности?

Воспитатель : по этому поводу учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты – небесные камни из далёкого космоса. Это они «бомбардировали» Луну и оставили на ней свои следы. Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что есть здесь и то, и другое. На Луне нет воздуха, а значит, нет и ветра. В от и след, который оставил на лунной поверхности космонавт, останется на миллионы лет, так как нет ветра, который мог бы уничтожить отпечатки ног.

На поверхности Луны немало чудес, над которыми до сих пор ломают головы учёные.

А нам пора возвращаться, ребята. Вы не забыли, в какую сторону мы отошли от своего космического корабля?

Воспитатель : Занять места ! Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени : 10, 9, 8,7, 6,5,4,3,2,1, старт!

Ведущий : Наше путешествие подошло к концу . Но оно никогда не закончится на самом деле. Потому что каждый человек ищет и создаёт в своей жизни свою звезду, свою планету. Я желаю вам счастливого возвращения на планету Земля.

Взгляните в окно : небо голубое, солнышко тёплое, ласковое, а листья на деревьях зелёные, говорливые. Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Весь этот мир создан для жизни и пользы человека – для каждого из нас. Поэтому мы, ребята, должны любить этот мир, любить и беречь нашу планету Земля! Интересно на Луне, а на Земле лучше!

А теперь, нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники .