Почему страдают хорошие люди? Хорошие люди выбирают оставаться среди выживших, которые помогают другим оставаться на плаву. Страдание добрых людей: внутренние причины

Жизнь испытывает людей каждый день. И по причинам, которые никому из нас не известны, испытания у всех отличаются.

Некоторые борются с исчислением; другие решают основы математики. Но как ни крути, мы все имеем дело с тем, что нам уже дано. В конечном счете, то, что нам дано – все случайно. Генетика, местоположение и финансовое положение — все это чистая случайность!

Тем не менее, в любых жизненных обстоятельствах только Вам решать – стать жертвой или выжить. Вы имеете полный контроль над тем, остаться ли с кислым лимоном, который преподнасла Вам жизнь, или сделать из него сладкий лимонад.

А те, кто выбирают лимонад – оставшиеся в живых – это сильнейшие.

Швейцарский психиатр Элизабет Кюблер-Росс однажды красноречиво объяснила:

«Самые красивые люди, которых мы знаем, — это те, кто познали поражение, познали страдание, познали борьбу, познали потери, однако нашли собственный выходи из пучины. Эти люди обладают признательностью, чувствительностью и пониманием жизни, которая наполняет их состраданием, добротой и глубокой любовью. Люди красивы не просто так. Хорошие люди не родились красивыми – они себя такими сделали».

Хорошие люди несут в мир свет, потому что они приходят из темного прошлого.

В мире тьмы, где они родились, хорошие люди используют положительность как фонарь, чтобы создавать больше света.

Хорошим людям часто приходится иметь дело со значительным количеством неприятностей. Они попадали в опасные ситуации и оказывались узниками деструктивных обстоятельств, таких как проблемные родственники либо бедность.

И они научились не только добиваться успеха. Они научились преодолевать. Они отбросили свои костыли и каким-то образом совершили невозможное. Они научились бежать и догонять остальных, которые никого не ждали.

Хорошие люди любят сильнее, потому что их сильнее ранили.

Люди, вероятно, будут относиться к вам лучше, если они были травмированы предыдущими отношениями.

Почему это происходит? Люди, которым разбивали сердца, знают, как это – вновь склеивать его по кусочкам. Несчастные не хотят причинить эмоциональные травмы кому-либо еще.

Хорошие люди на собственном опыте познали, что недостатки – это возможности для роста.

Более чем вероятно, что несколько хороших людей были пессимистами. Но, с течением времени, они, как правило, на горьком опыте учились, как быть позитивными.

Возможно, они осознали, что каждая мелочь, которая, на первый взгляд, тянет их на дно жизни, в конечном итоге становится ступенькой на пути к успеху.

Таким образом, хорошие люди построили лестницы из зыбучих песков.

Хорошие люди не хотят причинять боль, которую уже испытали сами.

Хороших людей, возможно, дразнили за веснушки, большие уши или прыщи.

Может быть, физическая инвалидность заставляла их чувствовать себя невидимыми для других людей. Возможно, невидимая инвалидность сама по себе препятствовала получению помощи, в которой они нуждались.

Именно потому, что они знают цену мукам, они вряд ли захотят причинить такую же боль кому-либо еще.

Добрыми могут быть только те, кому известна только жестокость.

Вместо того, чтобы беспокоить других, хорошие люди нарушают циклический характер нечувствительности. Они говорят комплименты и слова ободрения. Они хотят, чтобы другие чувствуют себя по-настоящему красивыми и уверенными, а не уродливыми и обиженными. Они уже знают, что это такое, и не пожелают такого и врагу.

Хорошие люди выбирают оставаться среди выживших, которые помогают другим оставаться на плаву.

Хорошие люди могут справиться с любой ситуацией, которую им преподносит жизнь. Они знают, что они могут пережить все, потому что они уже сделали это.

Все их шрамы – просто доказательство того, что они могут излечиться от новых царапин.

Если что-нибудь когда-нибудь свалится на них, они просто ответят на огонь и продолжат путь. Зная, что они могут выдержать, эти люди пытаются сделать все, что они могут, чтобы помочь другим вырваться вперед.

В гонке жизни большинство бегунов, как правило, заботятся и сосредоточены только на себе. Но люди, которые страдали, заботятся о тех, кто, возможно, проходит через подобные испытания.

Они ободряют друзей, делясь с ними водой и мотивируют других бежать вместе с ними.

Они протягивают руку помощи, которую хотели, чтобы им в свое время также протянули.

А что вы думаете по поводу этого всего? Расскажите нам в комментариях!

Однажды в духовных упражнениях, которые я проводил, принимала участие одна молодая женщина. Она сказала, что решила взять короткий перерыв от ежедневной деловой рутины, чтобы навести порядок в своей запутанной жизни. Она призналась, что старается расстаться со всеми "плохими привычками" и "выходками".
Трехдневные духовные упражнения действительно принесли много изменений. Однако уже через неделю она снова мне позвонила разочарованно сказала: "Ну почему Бог такой?" "Что значит "такой"?" - не понял я. "Как только я решила стать хорошей, Он меня покинул! Перед тем, как отправиться на духовные упражнения, я почти полностью оформила заключение двух сделок. Когда же мои партнеры позвонили и узнали, что я уехала за город, то пошли к другому дилеру, и я потеряла крупную сумму".

Я вспоминаю, как во время загородной поездки бессмысленно погиб один из старшеклассников, учившийся в школе, принадлежащей нашей конгрегации на Филиппинах. Молодой человек вместе с одноклассниками возвращался на пикапе с курорта. Когда он ехал по ухабистой дороге, то потерял управление и машина свалилась в глубокий овраг. Его друзья смогли вовремя выпрыгнуть, но сам он оказался в смертельной ловушке потому, что был пристегнут ремнем безопасности к креслу водителя. Его отец в отчаянии рыдал: "Помогите мне кто-нибудь постигнуть Волю Божию, потому что сам я не в состоянии. Я всегда был честным человеком. Я всегда помогал Церкви. Почему же Бог допустил такое несчастье?"
Печальный пример из жизни неудачливой женщины и трагедия безутешного отца отражают самую суть проблемы, вечной, как мир: почему хорошие люди вместо того, чтобы получить награду за искреннюю веру и служение Богу, должны страдать? Многие недоумевают, видя, что их соседи, которым всегда были безразличны и Бог, и Церковь, процветают, в то время как добрые и богобоязненные влачат жалкое существование, преодолевая бесконечные испытания. Иов тоже задавал себе этот вопрос, когда молния поразила его овец и слуг, враги угнали верблюдов, а его семеро сыновей и три дочери погибли из-за ураганного ветра, обрушившего дом, в котором они пировали. Но это было еще не все. Сатана поразил Иова "проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов 2, 7). Сварливая жена уговаривала Иова ответить Богу богохульством. Однако он сказал ей: "Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов 2, 10). "Друзья" пытались убедить его, что он, наверное, оскорбил Бога и навлек тем самым на себя гнев и кару Божию (так же часто рассуждаем и мы, оказавшись перед лицом испытаний). Иов испытал свою совесть, но не нашел на ней ни одного пятна. А так как его "несправедливые" страдания продолжались, то он вскричал: "Дни скорби объяли меня". (Иов 30, 16). Однако его неоскудевающая вера и терпение были в конце концов вознаграждены. Все, что он потерял, было возвращено ему в двукратном размере, чаша его была снова переполнена, а его дети чудесным образом были возвращены к жизни.
История Иова учит, что благочестивая жизнь - это не гарантия того, что вас минуют лихие беды. Иисус тоже сталкивался с человеческим страданием, проявлявшимся во всевозможных формах. Мы читаем в Евангелии, что Он исцелял людей от различных напастей: от одержимости нечистым духом до простой горячки, какой болела теща апостола Петра. Иисус тоже познал горечь страданий, но не воспользовался Своим могуществом, чтобы избежать несчастья. Страдание, учил Христос, - участь любого человека, это не проблема, которую нужно решать, а тайна, которой необходимо жить.

Хотим мы того или нет, планируем или не планируем, но происходит то, что происходит. Праведников может постигнуть то, что заслуживают нечестивые. Старший пастор Юрий Коновалов в своей проповеди 15 ноября говорил о том, как одержать победу в трудностях, не обвиняя Бога и всех вокруг.
«13 А нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. 14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета! 15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. 16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых [человек] ни днем, ни ночью не знает сна, - 17 тогда я увидел все дела Божии и [нашел], что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть [этого]» (Екклесиаст 8:13-17).
Человек никогда до конца не сможет понять, почему страдают те, кто творит добро. И почему иногда злодеи получают то, что заслуживают праведники. Мудрый царь Соломон не смог понять этого, и он сказал, что человеку не понять дел Сотворившего его. Мы находим объяснение, почему страдают нечестивые, почему праведные имеют благословения. Но не можем объяснить, почему происходит наоборот.
Однажды Бог и сатана говорили о праведном Иове. Бог похвалил Иова за его непорочность, доброту и богобоязненность. На что сатана возразил:
«10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?»
Далее последовала череда событий, которые принесли тяжелейшие страдания Иову: он обанкротился, все его дети умерли, жена перестала быть поддержкой ему, его тело покрылось язвами и разлагалось. Иову было очень тяжело, он проклял день, в который родился, но не отрёкся от Бога. Он не послушал свою жену, которая посоветовала ему похулить Господа и умереть.
«10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).
Иов выдержал все испытания, и Бог воздал ему за это.
«12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. 13 И было у него семь сыновей и три дочери. 16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17 и умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов 42:12,13,16,17).
Соломон сказал, что тот, кто не благоговеет пред Богом, долго не продержится, и ему не будет добра. Благоговение пред Богом должно быть и в долинах плача, и во время радости. Однажды нам Бог откроет, для чего происходило то или иное событие в нашей жизни.
«Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Второзаконие 29:29).
Вместо вопроса «почему?» лучше задай Богу вопрос «что делать в этой ситуации?». Бог через Своё Слово даст надежду и ответ, подбодрит, поддержит, утешит, подарит мир и радость. Мир от Бога не возможно объяснить. Первые христиане шли с радостью на смерть за веру в Христа. Гонения, стеснённые обстоятельства никогда не погасят огонь Божьей любви в сердце, благоговеющем пред Господом.
Слово Божье подсказывает нам, как выйти победителями, глядя на жизнь праведников. От помазания елеем до воцарения Давида прошло приблизительно 17 лет. Он прошёл через унижения, скитания, разные жизненные тупики. Но он не сосредотачивал внимание на проблеме, а спрашивал у Бога, как ему правильно поступить в ней.
«1 В третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, Амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем, 2 а женщин [и всех], бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем. 3 И пришел Давид и люди его к городу, и вот, он сожжен огнем, а жены их и сыновья их и дочери их взяты в плен. 4 И поднял Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать. 5 Взяты были в плен и обе жены Давида: Ахиноама Изреелитянка и Авигея, [бывшая] жена Навала, Кармилитянка» (1-я Царств 30:1-5).
Люди взывали к Богу, они были в недоумении: Бог, мы в завете с Тобой, а наши враги торжествуют?! Когда ты не можешь понять, что происходит сейчас в твоей жизни, почему так тяжело, молись за тех, кому ещё труднее. Твои молитвы станут духовной анестезией для них, а Бог позаботится об анестезии для тебя.
«Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душою весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих» (1-я Царств 30:6).
Люди Давида захотели убить его от безысходности. Поиск крайнего не даст облегчения в страдании, не уберёт боль. Давид испытывал двойную боль: город сожжён огнём, его жёны взяты в плен, и его народ от отчаяния видит в нём врага.
«Но Давид укрепился [надеждою] на Господа Бога своего, и сказал Давид Авиафару священнику, сыну Ахимелехову: принеси мне ефод. И принес Авиафар ефод к Давиду» (1-я Царств 30:7).
Давид имел надежду, он ухватился за неё, как за соломинку. Он понимал, всё в Божьих руках. У Бога не бывает тупиков. Надевая ефод, Давид хотел узнать волю Божью относительно сложившейся ситуации. Надежда оправдала себя. Бог не объяснял ничего Давиду, Он дал ему чёткое указание, что необходимо сделать:
«И вопросил Давид Господа, говоря: преследовать ли мне это полчище, и догоню ли их? И сказано ему: преследуй, догонишь и отнимешь» (1-я Царств 30:8).
Развязка была следующей:
«18 И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне, и обеих жен своих отнял Давид. 19 И не пропало у них ничего, ни малого, ни большого, ни из сыновей, ни из дочерей, ни из добычи, ни из всего, что [Амаликитяне] взяли у них; все возвратил Давид, 20 и взял Давид весь мелкий и крупный скот, и гнали его пред своим скотом и говорили: это - добыча Давида» (1-я Царств 30:18-20).
Господь обратил поражение в победу. Всё вернулось с лихвой.
Существуют Божьи подсказки, как устоять, не сдаться и стать победителем.

  • Сдерживай свои эмоции.

Паника - это разрушающая сила. В экстремальных ситуациях страх парализует адекватную реакцию. Утопленники, в большинстве случаев, умели плавать. Но страх и шок сковали их, приведя к летальному исходу.

«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:37).
Молчи, в молчании великая сила. Твоих негативных слов так и ждёт дьявол, чтобы принести компромат Богу. Отдалить человека от Бога - это задача противника.
Давид не упрекал Бога в том, что происходило. Однажды его сын, Авессалом, собрал армию, чтобы выступить против отца. Давид отступил. Семей, человек из рода дома Саулова, «6 бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. 7 Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник!» (2-я Царств 16:6,7).
Давиду предложили снять голову с Семея, на что он ответил: «…вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему» (2-я Царств 16:11).

  • Уединись с Богом, чтобы услышать ответ.

Не беги за ответом к людям. Не всегда через уста братьев и сестёр проговаривает Бог.
«31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отверженным старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. 32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. 33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Марка 8:31-33).
Задавай вопросы Богу, и ты получишь руководство к правильному действию.

  • Найди место Писания в противовес сложившейся ситуации.

Не соглашайся с обстоятельствами, соглашайся только с тем, что говорит Слово Божье. Иисус забрал все проклятия, болезни, слёзы, переживания на Крест, чтобы мы были благословенными, здоровыми, радостными, счастливыми. Грех больше не имеет силы, потому что в Иисусе мы - новое творение. И если Бог сражается за нас, то какие проблемы устоят - они испарятся. Верь только Слову, оно укрепляет дух. А душа будет следовать за духом, а не наоборот.
Если ты живёшь с Богом, тьма никогда не одолеет свет. Даже маленький лучик света сильнее самой густой тьмы.
Слово даст знание и мудрость. Невежество - это сильное оружие дьявола.

  • Молись по Слову, цитируй его и провозглашай.

«Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» (Псалом 83:13).
Никогда не соглашайся на ложь врага. Через любые стеснённые обстоятельства сатана попытается расшатать веру. Увести с правильной дороги, уничтожить призвание и погубить - это его цель. Слово Божье чётко проводит грань между царством тьмы и Царством Света. Иисус Своей жизнью заплатил за тебя. Он - Слово во плоти. Говори, как Он, поступай, как Он, - это выведет из тупика.

  • Начни славить Бога в трудностях.

Благодари Его за всё: за анестезию, за грядущие ответы, за благодать, за будущие благословения, за то, что Он всегда рядом, за видимое невидимое. Славя Бога сквозь слёзы, ты увидишь Его славу в твоей жизни. Если дьявол парализует уста, и они не благодарят и не славят Бога, то победа достанется врагу.
Давид знал силу славословия. Его псалмы рождались от избытка доверия Богу в стеснённых обстоятельствах.

  • Начни жертвовать так, как никогда.

То, что является безумием для человеческой логики, то мудрость Божья. Твои пожертвования - строительный материал для твоей вечности. Из чего ты строишь своё будущее?
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2-е Коринфянам 9:6).
Всё, что ты имеешь, принадлежит Богу. Не прилепляйся сердцем ни к чему, только к Всевышнему. Твои финансовые пожертвования - это благодарность. Каждый сам для себя решает, за что он благодарит Бога. Авраам, не заканчивая ни одного Библейского института, отдал Ему десятую часть. И Бог не стеснялся называть Себя Богом Авраама.
Стань богатым Богом.

«5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. 6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены [к Тебе]» (Псалом 83:5,6).

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор в проекте . Смотрите очередной прямой эфир на по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Беды, страдания и в итоге – смерть настигают всех без разбора - добрых и злых, благочестивых и нечестивых, это сильно подрывает тезис о любящем Боге…

Тут можно, конечно, уточнить, что люди добрые и благочестивые избегают бедствий, которые другие люди навлекают на себя тем, что преступают закон, ввязываются в ненужные конфликты или предаются страстям и порокам.

Но речь, конечно, не идет о каких-либо гарантиях. Добрый и благочестивый человек может стать жертвой болезни, преступников, несчастного случая. Вера - не страховка.

И чтобы вести к вечному спасению, она и не должна быть страховкой.

Как сказал Г. К. Честертон,

рай - это не новые вещи, это новые отношения.

Чтобы войти в эти отношения, мы должны глубоко измениться - иначе нам невозможно будет дать вечной радости, подобно тому, как невозможно сделать эгоистичного и капризного человека счастливым в браке.

Чтобы войти в рай, мы должны глубоко преобразиться, и спасение - это процесс такого преображения. Наши цели, наши устремления, то, что мы считаем важным и желанным - все это должно измениться. Мы должны научиться искать отношений с Богом и личной добродетели.

Вера-как-страховка сделала бы это невозможным.

В мире, где, скажем, регулярное посещение Церкви обеспечивало бы защиту от рака, регулярные пожертвования десятины давали бы гарантию от несчастных случаев, а дополнительные взносы на добрые дела надежно страховали бы от преступников, наверное, было бы очень много людей, которые вели бы ревностно благочестивую жизнь.

Но была бы она, в действительности, благочестивой - то есть продиктованной любовью к Богу и ближнему? Была бы в ней подлинная вера и добродетель? Нет, люди бы просто покупали себе страховку, вносили плату за очевидную и не требующую никакой веры выгоду.

Добродетель проявляется, когда у вас нет гарантии, что поступать добродетельно - выгодно. Она особенно проявляется, когда поступать так в чисто земной перспективе невыгодно. Например, несколько лет назад офицер полиции погиб, вытаскивая людей из горящего здания. Мы считаем это подвигом именно потому, что человек пожертвовал жизнью ради других.

Высшее проявление христианской веры - мученичество, готовность отдать жизнь ради того, чтобы остаться верным Христу. Апостол Павел резко отвергает мысль, что благочестие служит для прибытка.

Поэтому становясь христианином, вы не покупаете себе страховку от земных бед. Вы становитесь на путь, ведущий в жизнь вечную и блаженную.

Человеческая жизнь не оканчивается со смертью - она гораздо больше. За пределами этой земной жизни лежит счастье, настолько прекрасное, что мы не смеем о нем помыслить, или несчастье, гораздо более ужасное, чем мы можем представить. Все наши земные радости и скорби обретают подлинный смысл в контексте нашей вечной участи.

На той стороне все обретет завершение и смысл, земные скорби обернутся вечной радостью. Как говорит Апостол, «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4:17,18).

Разве вера в блаженное посмертие не является принятием желаемого за действительное?

Во-первых, сам довод типа «вы хотите, чтобы это было правдой, следовательно это неправда» неоснователен. Даже на чисто земном уровне, если человек страстно хочет, чтобы ему помогло это лечение, это никак не означает, что лечение точно не поможет. Если юноша страстно желает, чтобы девушка вышла за него замуж, это никак не значит, что она ему точно откажет.

Во-вторых, этот довод можно с одинаковым успехом употреблять и против верующих, и против атеистов. Верующие страстно желают, чтобы Бог был и их надежды оправдались. Но многие атеисты, сильно и явно, желают, чтобы Бога не было - тот же Ричард Докинз и многие его соратники явно не занимаются холодным взвешиванием всех «за» и «против», а проявляют сильную эмоциональную неприязнь к Богу. Как в шутку говорили атеистические лекторы в СССР, «если Бога нет - то слава Богу, если он есть - то не дай Бог».

Как хорошо выразил это современный атеистический философ Томас Нагел, «Я хочу, чтобы атеизм был истинен, и меня беспокоит тот факт, что некоторые из самых умных образованных людей, которых я знаю – верующие. Я не просто не верю в Бога – я, естественно, надеюсь, что я прав в моем неверии. То есть я надеюсь, что Бога нет! Я не хочу, чтобы Бог существовал; я не хочу, чтобы мироздание было таким».

Как пишет К. С. Льюис,

«Бог – наше единственное утешение, и ничто не вызывает в нас большего ужаса, чем Он:

в Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него же больше всего хотим спрятаться».

Да и вообще мы все хотим оказаться правыми, какой бы точки зрения мы ни придерживались. Доказывает ли само это желание, что мы точно неправы? Едва ли.

Не лучше ли сосредоточиться на улучшении земной жизни, а не на поисках посмертного спасения?

Само это противопоставление ошибочно. Самое красивое здание в моем районе - храм. И самая благоустроенная территория - территория вокруг храма. Земное благоустроение прямо связано с обращенностью к небу.

Это как с дорогой - если дорога ведет в населенный город, ее регулярно ремонтируют, вдоль нее стоят автозаправки и кафе, работают светофоры и полиция поддерживает порядок. Если дорога не ведет никуда - или ведет, скажем, в заброшенный город, где никто не живет, это сразу заметно - никто не содержит вдоль нее кафе и ресторанов, асфальт потрескался и зарос травой, и вообще она выглядит заброшенной и никому не нужной.

Так и наша жизнь, если она является дорогой в никуда и завершается полным небытием, она лишена смысла.

Напротив, она имеет огромное значение, если наш жизненный путь ведет к Небесному Иерусалиму. Перед лицом вечности все наши поступки имеют огромное значение - даже наша обычная повседневная работа и общение с людьми. Все это приносит плод в вечности, прорастает в жизнь будущего века.

Многие говорят, что в нашем мире сильный "пожирает" слабого, что есть волки и пастухи, а есть овцы и так далее.

Мир может казаться порой чересчур жестоким и безразличным, но лишь добрые люди помогают хранить веру в человечество .

К счастью в мире еще достаточно людей с золотым сердцем, которые, к сожалению, страдают, и некоторые даже в одиночку.

А что если вы один из таких добрых людей? В таком случае вам, возможно, известно, как себя чувствуют такие как вы.

Здесь вы сможете узнать почему же большинство добрых людей страдают и мучаются.


Добро и добрые люди

1. Добрые люди не жалуются


infoniac.ru

Вы вряд ли услышите как жалуется хороший человек. У такого человека может быть множество проблем, но вы вряд ли узнаете, что происходит у него внутри, ведь снаружи он кажется спокойным.

Другие люди могут жаловаться при малейших провокациях, пытаясь привлечь к себе внимания. Хорошие люди стараются страдать в тишине и не беспокоят других своими проблемами.

2. Даже когда им плохо, они стараются улыбаться


infoniac.ru

Добрые люди щедры и бескорыстны, и по своей природе готовы пожертвовать многим ради других. Они могут сделать для незнакомых людей даже то, что другие не сделали бы для своих близких. И чаще всего они делают это, даже не рассказывая об этом никому, особенно это касается статусов в соцсетях.

3. Они не позволяют другим страдать


infoniac.ru

Хорошие люди готовы испытывать неудобства для того, чтобы другие их не испытывали. Это происходит не потому, что кто-то заставляет их страдать, а потому, что по своей природе они защищают других от вреда. Они скорее пострадали бы сами, чем навредили другим.

Это одна из вещей, которая создаёт равновесие в этом мире. Действия добрых людей являются противовесом тому, что делают непорядочные и вредоносные представители человечества. Их щедрый характер позволяет им помогать тем, кто не может помочь себе.

Добрая душа

4. Это очень чуткие люди


infoniac.ru

Люди с добрым сердцем часто ставят себя на место других, и таким образом они способны испытывать то, что испытывают другие. Это позволяет им помогать тем, кто нуждается в помощи.

Учитывая их склонность понимать других, они знают, как уберечь другого человека от боли и страданий.

5. Их альтруизм проявляется естественно


infoniac.ru

Хорошие сами по себе люди бескорыстны Это можно назвать неконтролируемой реакцией. Щедрость и доброта приходят изнутри, и они чувствуют себя обязанными помочь.

6. Они никогда не унывают


infoniac.ru

У таких людей есть определенный стандарт личных качеств. Им очень важно быть ответственными и не опускаться ниже своей планки.

Поэтому они не хотят опускаться до уровня тех, кто наносит вред другим. Их внутренние моральные ценности не позволяют им становиться хуже, чем они есть. Это означает, что они часто страдают, но при этом не теряют чувство собственно достоинства.

7. Они будут скорее страдать, чем вредить другим


infoniac.ru

Добрые люди предпочитают страдать и сражаться в одиночку. Они не хотят привлекать других к своим боям. Они не хотят обременять других своими собственными проблемами.

Кроме того, они не из тех, кто готов отвернуться от нуждающихся. Они никогда не ударят другого человека, вне зависимости от его поступка. Следовательно, это означает, что они готовы безвозмездно брать на себя удар.