Миссия на марс в году. Миссия выполнима: России отвели ключевую роль в экспедиции на Марс

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Насколько далеко человечество сможет продвинуться в освоении космоса в ближайшие 10 лет? Станут ли возможны туристические полеты, колонизация Луны и путешествия на Марс? Постоянный автор опросил трех экспертов космической отрасли.

Такого количества захватывающих событий в области изучения космического пространства не было с 1960-х годов.

Американское агентство НАСА недавно совершило пробный запуск корабля "Орион" - первого пилотируемого космического аппарата после закрытия программы "Спейс Шаттл". НАСА также разрабатывает мощный носитель SLS, который по своим характеристикам может сравниться лишь с американским "Сатурном-5" - самой грузоподъемной космической ракетой в истории. Европейское космическое агентство спустило аппарат на поверхность кометы в 510 млн километров от Земли. Китай работает над созданием "Тяньгун-2" - второй по счету орбитальной станции.

Кроме того, на экономику космической отрасли влияют частные компании, которые разрабатывают суборбитальные и орбитальные пилотируемые полеты и даже экспедиции на Марс.

В ближайшие несколько лет завершится строительство телескопа имени Джеймса Уэбба - орбитальной обсерватории размером с теннисный корт. Устройство разместят в одной из точек либрации системы Земля-Солнце.

Возможно ли создание лунных баз и колонизация Марса к 2020-м годам?

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, в ближайшие годы на Луне обустроят космическую базу

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к нескольким экспертам в области исследований космоса: Скотту Пейсу , директору американского Института космической политики в Вашингтоне; редактору журнала Spaceflight, в прошлом - сотруднику НАСА Дэвиду Бейкеру и профессору планетологии в британском Открытом университете Монике Грейди .

Наши эксперты сходятся во мнении, что в краткосрочной перспективе направления развития космических исследований предсказать довольно непросто, не в последнюю очередь из-за влияния факторов внутренней и внешней политики. При этом нашлось целых шесть тем, прогнозы по которым у опрошенных экспертов не совпали.

Человечество вернется на Луну

Бейкер: Это произойдет хотя бы потому, что Луна - вот она, висит у нас над головой, достаточно только взглянуть на небо. Полет до нашего спутника занимает всего три дня, и задача отправки туда астронавтов в относительно краткосрочные экспедиции технически вполне осуществима. Китай очень серьезно настроен по поводу запуска пилотируемого корабля к Луне.

Грейди: Я думаю, на Луне будет создана полупостоянная база. О колонизации речь не идет, но Луну можно было бы использовать для запуска экспедиций на Марс и к другим объектам Солнечной системы.

Пейс: Проблема нынешней политики США в области космических исследований заключается не только в том, что мы сняли Луну с повестки дня и предпочли ей довольно туманные перспективы полетов к Марсу и астероидам. Мы еще и подвели большое количество международных партнеров, заинтересованных в изучении Луны. Необходимо возобновить работы по лунной программе, поскольку она имеет геополитическую, технологическую и экономическую ценность как для США, так и для наших основных партнеров.

Но на Марс мы пока не полетим

Грейди: Сейчас Марс является приоритетной целью пилотируемых экспедиций. Тем не менее, я не вполне понимаю, что именно должно произойти после того, как мы на него слетаем и водрузим там флаг. Сейчас идут споры по поводу возможного превращения всего Марса в охраняемую зону наподобие заповедников на Земле.

Пейс: Когда НАСА заявило, что собирается отправить пилотируемую экспедицию на Марс, многие иностранные космические агентства дали понять, что им участие в подобной программе не по зубам. В стратегическом смысле США выбрали направление исследований, исключающее возможность международного сотрудничества - наиболее важного ресурса в современном мире.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, из "красной планеты" нужно сделать заповедник

Бейкер: По сути НАСА попало в зависимость от имиджа, который ему навязали в Белом доме. Представления общества о том, какими возможностями располагает НАСА, весьма отличаются от реального положения дел. Новый пилотируемый корабль "Орион" рассчитан максимум на трехнедельный автономный полет. Он не сможет поддерживать жизнедеятельность астронавтов при многомесячном перелете к Марсу. Нынешние планы марсианской экспедиции опасны своей непродуманностью и несвоевременностью.

Китай и Индия - крупные космические державы

Бейкер: Индия и Китай участвуют в космической гонке. Я полагаю, что конкуренция между этими двумя странами в ближайшие несколько лет будет постепенно усиливаться.

Пейс: Вряд ли стоит говорить в этом случае о космической гонке. Для Китая национальная космическая программа является средством усиления патриотических чувств населения и, как следствие, повышения рейтинга популярности Коммунистической партии. Кроме того, это и возможность развивать космическую отрасль, а также прививать молодому поколению китайцев интерес к науке и технике.

Бейкер: В странах Запада космические программы пересматриваются при каждой смене правительства. Из-за отсутствия последовательности в политике исследования космоса впустую тратится слишком много времени и финансовых ресурсов. У Китая в этом смысле есть преимущество – его недемократическая политическая система способна составлять планы на несколько лет вперед и добиваться выполнения поставленных задач.

Будущее МКС

Пейс: НАСА намерено сохранить свое присутствие на Международной космической станции до 2024 г. Вопрос в том, останутся ли к этому времени на станции наши российские партнеры. Это зависит от дальнейших отношений между Вашингтоном и Москвой. И американская, и российская космические программы в очень большой степени завязаны на МКС, в этом смысле мы сильно зависим друг от друга. Сейчас делается все возможное для того, чтобы проблемы во взаимоотношениях между двумя странами не повлияли на программу совместной эксплуатации МКС.

Бейкер: Россияне не смогут эксплуатировать МКС в одиночку, поскольку вся она им не принадлежит. Думаю, станцию просто сведут с орбиты. К 2020 г. срок службы ее первоначальных модулей перевалит за 20 лет.

Пейс: Будущее станции зависит от будущего международного партнерства. Если у нас не будет четкого понимания того, чем мы собираемся заниматься после закрытия программы МКС, мы просто останемся не у дел. Разумеется, пилотируемая космонавтика на этом не закончится, но лидером в этой области Запад быть перестанет.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Полеты к астероидам менее оправданны, чем полеты на Луну, считает эксперт

Бейкер: Существуют серьезные опасения по поводу технического состояния МКС. За последний год количество человеко-часов, затраченных на поддержание ее работоспособности, заметно выросло.

Пейс: К середине 2020-х гг. Китай выведет на орбиту собственную станцию, и европейцы обсуждают с Пекином возможность запускать к ней своих астронавтов.

Космический туризм от частных перевозчиков

Бейкер: Думаю, что XCOR Aerospace (американская компания, разработавшая суборбитальный космоплан горизонтального взлета и посадки. - Би-би-си) и Virgin Galactic (фирма, планирующая организовывать суборбитальные космические полеты. - Би-би-си) начнут возить людей в космос. Разумеется, их клиентура в основном будет состоять из туристов-толстосумов, но, на мой взгляд, у этих проектов имеется и потенциал в смысле проведения суборбитальных научных экспериментов.

Грейди: Первыми в космос отправятся миллионеры и люди, помешанные на современных технологиях (возможно и сочетание этих качеств) - точно так же, как сверхбогачи стали первыми пассажирами самолетов. Не будем забывать, что на заре пассажирской авиации многие авиакомпании - например, British Airways - являлись государственными предприятиями. Та же история произойдет с полетами на Луну. На данный момент такие программы по силам лишь государственным космическим агентствам, но постепенно ими начнут заниматься и частные компании наподобие SpaceX и Virgin Galactic - или те, что придут вслед за ними.

Пейс: Отсутствие у американского правительства конкретных планов в области освоения космоса после окончания эксплуатации МКС таит в себе довольно серьезную угрозу нарождающемуся коммерческому сектору. В отсутствие четко выраженного государственного спроса на развитие космических технологий частным компаниям будет очень непросто выжить. SpaceX и Orbital обязаны нынешним развитием своих возможностей миллиардам долларов целевых инвестиций со стороны НАСА.

Бейкер: Будущее - не за мегаконцепциями эпохи Вернера фон Брауна (немецкий пионер ракетостроения, принимавший непосредственное участие в лунной программе США. – Би-би-си) , а за консолидацией частных корпораций и обретения ими независимости от государства. В этом случае, я думаю, результаты не заставят себя ждать.

Человечество продолжит покорять космос

Пейс: Чтобы понять, что представляет собой человечество, необходимо отдавать себе отчет в том, куда мы способны полететь, что мы там увидим, что нового можем узнать и какой опыт привезем на Землю. Мы хотим (и должны) увидеть как можно больше уголков космоса: в одних случаях - своими глазами, в других - при помощи автоматических станций.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Возможно, такие виды за окном однажды станут доступны всем

Грейди: Несомненно, автоматика в будущем по функциональности сравняется со способностями человека, так что больше не будет нужды привлекать астронавтов к выполнению научных или технических задач. Но человечеству присуща любознательность - мы хотим принимать непосредственное участие в событиях и присутствовать при новых открытиях. Люди все равно продолжат летать в космос, но путь нам будут прокладывать роботы.

Бейкер: Хотя работа над крупными исследовательскими программами продолжится (и, надеюсь, завершится их реализацией), вряд ли подобные проекты станут основой развития исследований космоса. Скорее всего, отраслью будут двигать рынок и отдельные личности - уже сейчас происходит демократизация космической программы.

Грейди: Безусловно, космические исследования помогают развитию технологий и способствуют созданию новых рабочих мест. Например, британская космическая отрасль является один из крупнейших источников поступлений в госбюджет. Я смотрю в будущее с оптимизмом - космос продолжает вдохновлять и манить нас.

17 июля 2016 в 01:10

Новый марсоход NASA Mars 2020 займется поиском следов жизни на Красной планете

  • Компьютерное железо ,
  • Робототехника ,
  • Научно-популярное ,
  • Космонавтика

На днях NASA рассказало о подробностях новой миссии

На вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» у ученых до сих пор нет ответа. Определенно, она могла существовать раньше. Возможно, существует в той либо иной форме и сейчас. Но все это - предположения и допущения без однозначного ответа. Для того, чтобы получить этот ответ, NASA предлагает отправить на Марс новый марсоход, получивший название Mars 2020.

Агентство опубликовало «дорожную карту» высадки ровера на Марс. Пока что дата конечного этапа путешествия - февраль 2021 года. Опубликовано и изображение будущего марсохода. Все этапы предварительной подготовки к реализации проекта завершены.

Новый этап предполагает утверждение финальной версии структуры марсохода и начало изготовления отдельных элементов системы. После того, как все детали будут изготовлены, начнется сборка системы, проверка ее работоспособности и отправка ровера на космодром. Переход к этой фазе, по оценке руководителя проекта Джорджа Тау (George Tau) должен произойти уже в следующем году.

Поскольку миссия Mars 2020 является «наследницей» миссии Curiosity, структура и некоторые элементы нового марсохода очень похожи на то, что использовалось в Curiosity. Благодаря этому ученым не пришлось заново «изобретать велосипед», создавая Mars 2020. Некоторые детали и ключевые узлы марсохода уже изготовлены, поскольку техническая база осталась с прошлого проекта.

Модель 2020 будет заниматься сбором проб грунта Марса и проверять их на предмет наличия следов микробной жизни. Эта задача не ставилась перед Curiosity. Марсоход 2020 будет должен также собирать и сохранять отобранные образцы - этого предшественник тоже не делал. Образцы планируется однажды отправить на Землю для дальнейшей проверки. Пока что конкретных планов по этому этапу миссии нет. «Миссия Mars 2020 - первый шаг в многоэтапной кампании по возвращению собранных и запечатанных образов марсианских пород. Миссия является важной вехой на пути реализации программы Journey to Mars . Цель программы - определить, существовала ли ранее жизнь на Марсе...», - заявил Джoффри Йодер (Geoffrey Yoder), один из руководителей программы Mars 2020. Отобрать и поместить в герметичные капсулы планируется 30 наиболее интересных для науки образцов горных пород Марса.

Известно, что ровер Mars 2020 будет изучать один из регионов Красной Планеты, где, как считают ученые, ранее была благоприятная обстановка для существования микробной жизни. Пока что регион не определен - ученые рассматривают несколько вероятных мест, интересных в плане проведения исследований.

У ровера Mars 2020 будет 7 основных научных инструментов. Общее оснащение марсохода - лучше, чем у Curiosity. Первый инструмент - это главная камера марсохода (часть, которая выглядит, как голова робота). Камера является более совершенной, чем камера, которой был оснащен Curiosity. Mastcam-Z сможет делать панорамные снимки и стереоскопические изображения, как и камера предшественника 2020 модели. Но у нее большее оптическое увеличение, чем у предыдущей модели. Фактически, все камеры Mars 2020 лучше, чем у Curiosity, плюс кроме видео марсоход сможет записывать и звук. И конечно, новый марсоход тоже будет уметь делать селфи.

SuperCam у модели 2020 - это усовершенствованная версия ChemCam , инструмента Curiosity. По сути, это мощная лазерная пушка, которой марсоход будет «стрелять» по горным породам Марса и анализировать образовавшиеся продукты. Все это позволяет идентифицировать минерал и понять элементарный состав породы. Получив данные по анализу горных пород, ученые Земли примут решение по приоритетам изучения различных регионов Марса, где залегают различные горные породы.

Третий инструмент марсохода - MOXIE (Mars Oxygen ISRU Experiment). Он будет улавливать углекислый газ и преобразовывать его в чистый кислород. Этот эксперимент позволит понять, смогут ли будущие колонисты на Марсе получать достаточное для нужд колонии количество кислорода. Кислород нужен и для создания ракетного топлива.

Четвертый инструмент - MEDA Mars (Environmental Dynamics Analyzer). Он нужен для изучения марсианских погодных условий. Датчики устройства измерят температуру, скорость и направление ветра, давление, относительную влажность, размер и форму пыли

Пятый инструмент - RIFMAX. Это георадиолокатор. Он сможет «заглядывать» под поверхность Марса на глубину в 10 метров ( указывают 500 м) с разрешением в 5-20 сантиметров. Таким образом, благодаря RIFMAX ученые получат карту поверхностных слоев Марса в регионе высадки марсохода.

Planetary Instrument for X-ray Lithochemistry (PIXL) - рентгеновский флуориметрический спектрометр, который также будет содержать тепловизор с высоким разрешением, чтобы определить состав марсианской почвы по редким элементам. PIXL позволяет более точно обнаружить и проанализировать элементный состав, чем было возможно раньше.

Scanning Habitable Environments with Raman & Luminescence for Organics and Chemicals (SHERLOC) - ультрафиолетовый рамановский спектрометр, который будет обеспечивать мелкомасштабные изображения, чтобы определить мелкомасштабную минералогию и обнаружить органические вещества. SHERLOC будет первым ультрафиолетовым спектрометром на поверхности Марса и будет взаимодействовать с другими инструментами в полезной нагрузке.

После анонса новой программы NASA рассказало о деталях новой миссии. Организация также ответила на ряд вопросов пользователей, смотревших презентацию миссии Mars 2020. К примеру, специалисты NASA изменят структуру колес марсохода для того, чтобы сделать их прочнее колес Curiosity. Как известно, у этого ровера с течением времени колеса получили значительные повреждения.

Претерпит изменения и система посадки ровера. Общая схема посадки такая же, как у Curiosity. Но специалисты смогут теперь определить самостоятельно, когда необходимо раскрыть парашют системы, а не только скорость, при которой этот парашют должен раскрыться автоматически. По словам разработчиков системы, это позволяет сократить зону посадки ровера в два раза. Как уже говорилось выше, камеры ровера смогут записывать и звук. Работать камеры начнут еще на этапе спуска аппарата, чтобы записать все подробности.

При желании вы можете просмотреть видео презентации новой системы.

После 2020 года американским марсоходам может наконец-то составить компанию европейский аппарат. Какие трудности его ожидают?

Европейское космическое агентство приступило к испытаниям марсианского ровера ExoMars-2020, совместного российско-европейского проекта по исследованию четвертой планеты Солнечной системы. Чем отличается аппарат от американских миссий Mars-2020 или InSight, и сможет ли «Роскосмос» выполнить свою часть сделки?

За руку с Европой

Проект «ЭкзоМарс» начался с подписания соглашения о сотрудничестве между Федеральным космическим агентством России и Европейским космическом агентством в 2013 году. Согласно тексту соглашения, стороны не ограничиваются только Марсом, но и готовы взаимодействовать при исследовании Луны и Юпитера. К газовому гиганту Россия никогда не летала, даже в советские времена, если эти намерения осуществятся, то миссия станет рекордной по дальности проникновения в космос для нашей страны.

Реализация «ЭкзоМарса» первоначально подразумевала два этапа: запуск аппаратов в 2016 и 2018 годах. Первая миссия Trace Gas Orbiter (TGO) закончилась частичной неудачей: десантный модуль «Скиапарелли» разбился при посадке на поверхность планеты. Орбитальный же зонд выполняет свою работу: анализирует атмосферу и поверхность Красной планеты, присматривает наилучшее место для ровера.

Но в связи с неудачей «Скиапарелли» российско-европейское сотрудничество столкнулось со сложной задачей - провести новую марсианскую миссию безукоризненно с целью подтвердить способность совместной работы в сложных как политических, так и экономических условиях. Пока это сказалось в переносе второго этапа: запуск марсохода намечен на 2020 год.

С российской стороны над проектом работают непосредственно «Роскосмос», а также Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина и Институт космических исследований Российской академии наук. Задачей России станет вывод в 2020 году аппарата в космос при помощи носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М», а также создание посадочной платформы для доставки европейского марсохода на поверхность Красной планеты - одного из самых важных этапов миссии.

Для России успех миссии принципиален: после неудачи «Фобос-грунта» в 2011 году и смешанных результатов «Скиапарелли» ей необходимо приложить все усилия, чтобы продемонстрировать способность осуществлять межпланетные миссии.

Россия выбрала путь по созданию аналогов систем OneWeb и поддержанию орбитальной группировки военных и околовоенных аппаратов, без каких-либо амбициозных задач. Работы над созданием российской сверхтяжелой ракеты или аппарата «Федерация» находятся на начальных этапах. Поэтому «ЭкзоМарс» крайне важен еще и в идеологическом плане: успех в создании группировки спутников россияне вряд ли оценят, а вот подать совместный проект как пример эффективной кооперации и достижений отечественной науки - дело совсем другое.

Пример в «медийном» освещении (и успешности) исследований Марса показывает NASA. Американцы за последние 15 лет высадили и провели многолетние работы марсоходов Opportunity, Spirit и Curiosity. А новый подход властей США подразумевает еще большую переориентацию космического агентства на масштабные научные проекты вроде поиска жизни вне пределов Земли или полета к тому же Марсу.

Глубоко копают

Марс - не просто одна из ближайших к Земле планет. Он был и остается потенциальным кандидатом для поиска внеземной жизни. Поэтому по прибытии на Красную планету ровер миссии «Экзомарс» составит компанию аппаратам NASA по исследованиям марсианской среды и поиску потенциальных признаков жизни. Кстати, российская посадочная платформа также оснащена лабораторией с несколькими приборами, которые будут работать и после схода марсохода.

Одним из основных элементов в этом - возможность изучить не только поверхность, но и недра Марса. Они могут дать ответ не только на вопросы о структуре планеты, но и пролить свет на вопрос о существовании внеземной жизни - на глубине, под защитой от прямой радиации, шанс обнаружить ее намного выше.

На сегодняшний день именно этот «глубинный» подход находится «в тренде» при конструировании марсианских аппаратов. Например, ровер NASA Curiosity оборудован «дрелью», благодаря которой он мог делать дыры глубиной в несколько сантиметров в горной породе и собирать образцы. Особо примечателен в этом смысле аппарат InSight, запущенный к Марсу в середине мая. В отличие от Curiosity этот робот не способен перемещаться по поверхности, но может стать причиной существенного прорыва в исследовании благодаря полноценному буру: аппарат способен проникать на глубину вплоть до шести метров под марсианской поверхностью. InSight измерит сейсмическую активность планеты, состав ее недр, температуру почвы, а также проведет ее химический анализ. Результаты исследований позволят специалистам на Земле сделать выводы относительно ядра и мантии Марса и на его примере больше узнать о строении нашей собственной планеты.

А что же «ЭкзоМарс»? Было бы странно, если бы миссия игнорировала важный аспект марсианских исследований. Да, новый ровер не сможет тягаться со статичным InSight, но среди марсоходов он будет уникален (если все пойдет по плану) - его встроенный бур способен пробиваться сквозь марсианскую породу на глубину до двух метров. Это важно, так как мобильность аппарата позволит менять цели миссии на ходу: если ученые с Земли обнаружат место, где потенциально могла бы сохраниться вода (в том или ином виде), или следы признаков жизни, аппарат может оперативно провести анализ породы в новом месте.

На будущее

В случае успешного завершения российско-европейской миссии мировая наука не только получит сведения, изучение которых поможет понять устройство планеты и на основе этого обеспечить целеполагание будущих миссий, но и поднимет престиж инопланетных исследований в России и ЕС, что позволит получить финансирование следующих миссий. Причем на совместные исследования санкции не распространяются, в частности Европа сняла ограничения на поставки топлива для «Экзомарс-2020».

В свете утраты у российского руководства интереса к масштабным космическим проектам и переориентации на орбитальные проекты, «ЭкзоМарс» может доказать важность и нужность исследований за пределами Земли. Но это вызывает и опасения: если что-то «пойдет не так», в Роскосмосе и Европейском космическом агентстве могут разувериться в плодотворности сотрудничества, а в одиночку Россия уже вряд ли сможет реализовать подобные проекты.

Ровно 59 лет назад советские ученые и инженеры отправили в космос первый искусственный спутник Земли. С тех пор было сделано немало шагов по освоению космического пространства. Однако, по словам экспертов, на околоземной орбите уже многое освоено, и нужно двигаться дальше. Следующим этапом станет освоение Марса. О российско-европейском проекте «ЭкзоМарс» и его российской составляющей взлетно-посадочном модуле читайте в материале телеканала «Звезда». О том, что Россия разрабатывает взлетно-посадочный модуль проекта «ЭкзоМарс» для полета в 2020 году на минувшей неделе президенту страны Владимиру Путину доложил глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.По словам Комарова, запуск первой миссии «ЭкзоМарса», который прошел в марте, является знаковым событием, и в ближайшее время ожидается начало исследования поверхности планеты. В ходе нее будет отработана посадка на Красную планету, аппаратура, которая обследует поверхность Марса.«Следующим этапом мы в 2020 году планируем уже взлетно-посадочный модуль. Это как этап программы освоения Марса, который обеспечит и посадку, и забор материалов, и отработку технологий взлета, возврата полезной нагрузки и образцов проб грунта с Марса», – рассказал Комаров. По словам экспертов, успешное завершение этого проекта станет серьезным шагом в освоении космоса за пределами орбиты Земли.«Основная трудность в программе создания автоматического аппарата, который садился бы на Марс и взлетал оттуда, состоит в том, что современная Россия не сделала ни одного успешного межпланетного проекта. Много накопленного в советское время опыта потеряно, и его предстоит восстанавливать», – прокомментировал основатель компании «Селеноход», создававшей луноход для участия в международном конкурсе Google Lunar X PRIZE Николай Дзись-Войнаровский.Достигнуть Красной планеты межпланетная станция российско-европейской миссии «ЭкзоМарс» должна в середине октября.Первые шаги к освоению Марса Первые попытки по созданию проекта доставки марсианского грунта были сделаны еще в 70-х годах прошлого века. Тогда лететь к Марсу предлагалось на сверхтяжелой ракете-носителе Н-1. По этому варианту миссии, которая получила название «Марс-5НМ», был защищен эскизный проект, однако из-за неудач с запуском Н-1 в 1973 году закрыли и проект полета на Марс.Однако мысли о доставке грунта с Красной планеты ученые и инженеры не оставили. В том же году был предложен новый проект – «Марс-5М». Он использовал двухпусковую схему, которую, кстати, недавно показал Илон Маск в своем ролике о колонизации Марса. Согласно задумке, тяжелая ракета «Протон» должна вывести орбитальный и посадочный модули, которые стыковались бы на орбите Земли и летели к Марсу.На орбите Красной планеты каждый модуль выполнял бы свою функцию. Орбитальный – снимал поверхность и выбирал место посадки, а посадочный – брал пробы грунта и возвращался на орбиту Марса. Там схема повторялась: стыковка с орбитальным модулем, полет к Земле и возвращение. Полный цикл этого проекта составлял три года.Проект вполне мог состояться, если бы не подвела стыковочная система «Игла», которая использовалась не только в этом проекте, но и на станции «Салют-6». К ней не смог пристыковаться космический корабль «Союз-79». Доверие ко всему проекту было подорвано, он был объявлен ненадежным и закрыт в 1977 году.«ЭкзоМарс-2020» Сегодня НПО имени С. А. Лавочкина реализует новый проект полета на Марс и исследования поверхности и подповерхностного слоя в непосредственной близости к месту посадки. Однако стоит отметить, что «ЭкзоМарс-2020» – международный проект, предусматривающий разработку российской стороной десантного модуля с посадочной платформой, европейской стороной – перелетного модуля и марсохода.Как сообщили сайту телеканала «Звезда» в Роскосмосе, программа ставит перед собой несколько ключевых целей: вход в атмосферу, спуск и посадку полезной нагрузки на поверхность Марса; движение марсохода на поверхности, доступ к подпочвенному слою для забора образцов, подготовку, размещение и анализ образцов. Также одной из целей является квалификация российских наземных средств связи для связи в дальнем космосе в сотрудничестве с Европейским космическим агентством.Примечательно, что концепция создания космического аппарата похожа на концепцию «Марс-5М». Он также будет состоять из перелетного и десантного модулей. Выводить на орбиту космический аппарат предполагается на ракете-носителе «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».Согласно проекту, перелетный модуль будет корректировать траектории на этапе перелета Земля – Марс, а также обеспечит электроснабжением системы десантного модуля при помощи солнечных панелей, однако после разделения перелетный модуль войдет в атмосферу Марса и сгорит. В свою очередь, десантный модуль должен совершить в течение 30 минут перелет до входа в атмосферу Марса, спуск в атмосфере и мягкую посадку на поверхность.По словам экспертов, для посадки на Красную планету необходимы как парашютные системы, так и специальные устройства мягкого «приземления». Ведь именно посадка, а не перелет является ключевым этапом в жизни космических аппаратов. Этим как раз и занимается НПО им. С. А. Лавочкина. Уникальность этого проекта заключается в том, что и марсоход, и научная аппаратура будут размещены одновременно на посадочной платформе, которая будет снижать скорость посадки от гиперзвуковой до нормальной посадочной. Для этого предполагается задействовать аэродинамическое торможение в условиях сильной разреженности атмосферы Марса.Как отмечают эксперты, посадочный модуль является следующим поколением модифицированного служебного модуля космического аппарата проекта «Фобос-Грунт», который пришел на замену устаревших аппаратов проектов «Фобос» и «Марс-96» в конце 90-х годов.Современный модуль построен по схеме, которая позволяет совершенствовать его отдельные системы и узлы без серьезных доработок основной конструкции. Этот аппарат несет на себе до 45 килограммов полезной нагрузки, которая включает приборы для геофизических исследований, приборы для мониторинга метеообстановки, приборы для анализа состава и структуры поверхности.«Эти инструменты необходимы для изучения геологии планеты, а также поиска признаков жизни путем отбора и анализа проб грунта, как с поверхности Марса, так и с глубины до двух метров», – сообщил сайту телеканала «Звезда» сотрудник департамента коммуникаций госкорпорации «Роскосмос» Михаил Фадеев.Человек на Марсе Однако это все первые шаги в освоении Марса, которые делает человечество. Конечной же целью является высадка человека на поверхность и колонизация Красной планеты. Как отметил Дзись-Войнаровский, некоторые документы NASA по их текущей космической программе обещают посадку человека на Марс через десять лет после первого полета сверхтяжелой ракеты SLS к Луне, который намечен на ноябрь 2018 года.«Если же говорить об оптимистичном сроке пилотируемой миссии с посадкой и возвратом, то это 2028– 2032 годы», – спрогнозировал эксперт. При этом основные трудности носят тот же характер: земляне этого еще никогда не делали. Максимум – это посадка человека на Луну. Однако чтобы в общих чертах представить, насколько это сложнее, достаточно вспомнить расстояние до Марса. Красная планета находится от Земли на расстоянии минимум 56 миллионов километров, в то время как от Луны – 0,4 миллиона километров.Человечеству предстоит решить еще множество сложных задач: собрать межпланетный корабль на орбите Земли, сделать челнок, который сядет на Марс, а потом взлетит с людьми на борту. На фоне этих задач остальные проблемы кажутся уже не такими сложными.