Таинственная царица савская. Для всех и обо всем

Где находилась Сабея?

Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.

Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.

Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название – храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса – говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.


by PIERO DELLA FRANCESCA

Путешествие к Соломону

О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом. фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо. 1452-1466.


Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков – золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний – было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.

Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.


by KONRAD WITZ

Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.(С)

  1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
  2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце.
  3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он ни изъяснил ей.
  4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил...
  5. И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться...
  6. И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей...
  7. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
  8. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
  9. Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем творить суд и правду.
  10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
  11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
  12. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли, и псалтири для певцов. И никогда не приходило столько красного дерева, и не видано было до сего дня...
  13. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.

Царица Савская – экзотическая, таинственная и властная женщина – увековечена в величайших религиозных книгах, среди которых еврейская Библия и мусульманский Коран. Ее образ также появляется в турецкой и персидской живописи, в каббалистических трактатах, и в средневековых христианских мистических произведениях, где она рассматривается как воплощение божественной мудрости и предсказатель культа Распятия. В Африке и Аравии о ней рассказывают и по сей день и, действительно, рассказы о ней рассказывались и пересказывались во многих странах в течение почти 3 000 лет.

Попытки выяснить, кем царица Савская (Шеба) могла быть в действительности, наталкиваются на определенные трудности. Почему, если о ней так мало известно, она стала такой важной фигурой? Рассказы о Соломоне и царице Савской, в конце концов, входят в легенды о создании современных государств Израиль и Эфиопия.

Еврейская легенда

Среди всех известных народов-рассказчиков в мире, наряду с кельтами, греками и индусами, евреи оставили человечеству одно из величайших литературных наследий. Библейские рассказы были записаны в конце железного века и в период персидского и греческого правления на Ближнем Востоке (600-200 гг. до н.э.). Они оказались на удивление живучими – их исключительное влияние на историю цивилизации было достигнуто в основном из-за их важности для трех монотеистических религий.

Первое появление рассказа о визите царицы Савской к царю Соломону – это короткое его описание в Ветхом Завете:

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. <…> И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее. Третья книга Царств, глава 10, 1-13

Это история, которую до сих пор не удалось проверить. Но в ней есть достаточно намеков и подсказок, чтобы оставаться дразнящей и загадочной. «Драгоценные камни», «пряности» и «благовония», что царица принесла в дар Соломону из своей родины, подсказывают, что она прибыла из страны, богатой драгоценными камнями и благовонными деревьями.

Лишь немногие страны могут похвастаться этим всем – такие страны, как Сомали и Эфиопия (в районе Африканского Рога), и Оман и Йемен на юге Аравийского полуострова. Так могла ли страна царицы Савской быть где-то там? А как насчет самого имени царицы? Есть ли какие-то данные о земле под названием Сава

Поиск свидетельств

На самом деле в Библии есть несколько человек по имени Сава: один – потомок сына Ноя Сима, а другой – его сына Хама. Но также упоминается и место под названием Сава. В книге пророка Иезекииля (глава 27, 22-24) упоминается, что купцы, торговавшие с Тиром, пришли из Савы и Раамы, и привезли с собой пряности, драгоценные камни и золото – точно такие же товары, что царица Савская привезла с собой, когда она приехала навестить Соломона в Иерусалиме.

Но самым популярным переводом еврейского слова Сава является арабское слово Саба (Шеба) – со ссылкой на великое Сабейское царство, сегодня входящее в состав Йемена. И, хотя явных исторических доказательств о самой царице Савской не хватает, в тексте есть доказательства в поддержку этой версии. В ассирийских текстах, правители по имени Итамру и Кариб-илу ассоциируются с царями Сабы из йеменских текстов, по именам Йита’амарс и Карибил.

Исламская традиция

Еще более интересными являются результаты нынешних раскопок древнего храма рядом с рынком в старом Марибе – на землях, когда-то бывших частью древнего Сабейского царства. Храм известен как Махрам Билькис, или храм Билькис, а Билькис – это имя, данное царице Савской позже, в исламской традиции. В более ранних версиях Корана имя царицы Савской не называется. В ее истории есть несколько знакомых нам сюжетных линий из Библии, но есть и несколько дополнительных.

Бог, как считается, позволил Соломону разговаривать с птицами и понимать их, и однажды заметил, что не хватает чибиса. Когда птица вернулась, она объяснила, что долетела до чужой земли, известной как Саба, который правит царица, очень богатая и сидевшая на троне из золота и серебра. Потом Соломон пригласил эту царицу к нему в гости.

По прибытии она вошла во дворец, специально построенный для нее. Стены и пол дворца были сделаны из стекла, и по полу текла вода. Она подняла юбку, чтобы не замочить её, и таким образом показала всем свои ноги, которые были покрыты волосами, словно козлиные.

(В более поздней арабской легенде говорится о том, что у царицы Савской вместо ступни было копыто козы. Когда ее мать была беременна ею, она встретила красивого козла и возжелала его, «что свойственно беременным», и, когда родилась ее собственная дочь, у нее была одна нормальная нога, а вместо другой – козлиное копыто).

Эфиопская традиция

Из всех рассказов о царице Савской (царице Шебе), те, что пришли из Эфиопии и стран Африканского Рога, вероятно, больше всего сохранили связь с повседневной жизнью. Эта история была увековечена в священной эфиопской книге – Кебра Нагаст (Книга о Славе Царей)– в которой мы можем найти упоминания мохнатых копыт царицы, ее поездку к Соломону и ее соблазнение. Но история на этом не заканчивается. Затем царица возвратилась в свою столицу Аксум, расположенную на севере Эфиопии, и несколько месяцев спустя родила от Соломона сына, назвав его Менелик, что означает «сын мудреца».

Спустя годы Менелик отправился в Иерусалим, чтобы увидеть своего отца. Соломон встретил его с радостью и предложил ему остаться, чтобы править после его смерти. Но Менелик отказался от этого и решил вернуться домой. Под покровом темноты он покинул город, взяв с собой из Иерусалимского храма самую драгоценную реликвию – Ковчег Завета. Он привез его в Аксум, где он находится и по сей день в специально построенном хранилище во дворе церкви Святейшей Девы Марии.

Важность царицы Шебы, Ковчега Завета и «Кебра Нагаст» в эфиопской истории нельзя переоценить. Исходя из текста «Кебра Нагаст» эфиопы считают свою страну избранной Богом, место последнего упокоения его ковчега – и царица Савская и ее сын помогли ему туда попасть. Таким образом, царица Савская стала прародительницей своего народа, и цари имеют божественное право на власть, потому что они являются ее непосредственными потомками. Император Хайле Селассие даже закрепил это положение в Конституции Эфиопии от 1955 года.

Хайле Селассие стал, однако, не первым императором, публично заявившим о важности Кебра Нагаст. В Лондонском Национальном архиве есть письма, датированные 1872 годом, написанные эфиопским императором Йоханнысом IV королеве Виктории, в котором он пишет (перевод):

У вас там есть книга под названием «Кебра Нагаст», которая содержит законы всей Эфиопии, и имена шумов (аналог губернаторов), церквей и провинций. Прошу вас установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать ее мне, так как без этой книги мой народ в моей стране не будет мне подчиняться.

С разрешения королевы Виктории книга была возвращена в Эфиопию, и в настоящее время хранится в церкви Рагел в Аддис-Абебе, а табличка перед ней объясняет ее историю.

Кебра Нагаст

В конечном счете, нет очевидных доказательств, археологических или письменных, что царица Савская была царицой Эфиопии. Впечатляющие руины Аксума на тысячу лет старше королевы – современницы Соломона – по крайней мере, обычно их датируют десятым веком до нашей эры. А правящая династия великого Сабейского царства в Южной Аравии, о котором у нас есть письменные свидетельства, впервые завладела троном в то время, когда, предположительно, пришла к власти, царица Савская.

Но история должна на чем-то основываться. Если версия, изложенная в Библии, была записана веками позже времени ее правления, как многие думают, чтобы прославить Израиль и правление царя Соломона, то в ней может описываться время большого расширения, время, когда мир был неведом человеку. Может, поездка царицы в Израиль и была одной из первых дипломатических миссий в мире?

Интересно, что существуют древние тексты, которые рассказывают о могущественных царицах северной Аравии, правивших в седьмом и восьмом веках до нашей эры – время, которое некоторыми историками в Израиле полагается временем правления царя Соломона.

Что касается самой царицы Савской, ее история остается загадкой. Она была властной женщиной, обожающей матерью и таинственной любовницей – а также стала прародительницей нации и демоном с раздвоенными копытами. Все это и сделало ее невероятно популярной исторической фигурой.

Мать царицы Савской, будучи беременна ею, встретила красивого козла, возможно, на 21-ой неделе беременности. В это время у будущего ребенка укрепляется и костная и мышечная система. Кроме того, возрастают аппетиты будущих мам.

Salomon, Педро Берругете

Богоматерь с Младенцем (на престоле, с предстоящими Давидом и Соломоном) Печать

Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972-932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.

Соломон отличался любовью к женщинам. Некоторые источники утверждают, что у него было около 700 жён и более 300 наложниц. Самой старшей женой израильского царя являлась египтянка, которая предположительно носила имя Вифия.

Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.

«Прибытие царицы Савской» , картина Самуэля Коулмена

Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.

«Соломон и царица Савская» ,

По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.

« Встреча Соломона и царицы Савской ».

Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства. Тогда же царица Савская загадала правителю Израиля три загадки, на которые царь якобы заранее получил ответ у подкупленного им савского жреца и, не задумываясь, сразу же отвечал царице. Женщина ещё больше дивилась мудрости прославленного Соломона

«Соломон и царица Савская»,

Она, всегда гордая и непреклонная, даже ответила согласием, когда тот попросил Балкиду стать его женой. Однако перед этим Соломон пожелал раскрыть тайну царицы и тем самым опровергнуть жуткие слухи о Балкиде. Про царицу савскую рассказывали, что наружностью она прекрасна и поразительно мудра. Ей даже приписывали сверхъестественные способности, нередко называли «царицей джиннов» и «демоном». Однако говорили, что при всех достоинствах повелительницы савеев, она обладала нечеловеческими, козьими ногами, а вместо ступней у неё были перепончатые, словно у гусыни, лапы.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом,

Влюблённый царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Всё это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провёл царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, вдруг подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд её ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел настоящие, человеческие ноги, только слишком кривые и некрасивые.

Оскорблённая царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанёсшим повелительнице савеев жестокую обиду.

Царь быстро забыл иноземную гостью и вновь наслаждался наложницами, собранными в царском гареме со всего мира. « Женщина слаще жизни и горше смерти », — говорил Соломон о своих возлюбленных.

Он продолжал строить города, укреплять флот и возводить храмы. Однако его приближённые становились всё больше недовольными расточительной политикой правителя. Сразу же после смерти «мудрейшего из царей» произошло восстание против династии Давида, и Израиль был разделён на две территории: Израиль и Иудею. Последней некоторое время правил сын Соломона Ровоам.

Таинственная царица Савская January 13th, 2014

Я та — чьё имя славится повсюду,
Под рокот арф и лиры звон;
В сказаньях вечных я пребуду
Певцов всех стран и всех времён.
За разум мой, могущество и силу
Мне служат все, познавшие меня.
Я — Саба. Я молюсь светилу
Всепобеждающего дня.

Мирра Лохвицкая



Edward Slocombe. «Царица Савская».

Царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов - мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу

Кадр из фильма «Царица Шева»

Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии. В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет.
Подданные говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины. Столицей Сабейского царства был город Мариб. В Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись Солнцу.

«Святая Македа, царица Савская» современная икона

Гипотезы и археологические свидетельства

Относительно недавно ученые установили, что в народной религии древнего Йемена большую роль играло солнечное божество Шамс. Легенды говорят, что первоначально царица поклонялась звездам, Луне, Солнцу и Венере. Она имела почетный титул верховной жрицы планетарной соборности и устраивала в своем дворце «Соборы мудрости». Была она верховной жрицей и некого южного культа нежной страсти. Лишь после путешествия к царю Соломону она познакомилась с иудаизмом и приняла его.

Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

По описаниям античных авторов, владыки Сабы жили в мраморных дворцах, окруженных садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей. Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах

«Царица Савская».Миниатюра из средневекового немецкого манускрипта.

Длина каменной дамбы достигала 600, а высота - 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.

Миниатюра к книге Боккаччо«Достославные женщины», Франция, XV в.

В город Мариб, где в незапамятные времена правила легендарная царица Савская, ученые пытались проникнуть давно. Однако само его местонахождение долгое время оставалось тайной, которую тщательно хранили местные арабские племена и власти Йемена.

«Царица Савская на троне»:Персидская миниатюра XVI в

В 1976 году очередную попытку проникнуть в заветный город предприняли французы. Они вели переписку с йеменскими властями долгих семь лет, пока не добились разрешения на посещение развалин одним человеком, которому было дозволено лишь осмотреть их. И тогда в Мариб решили послать парижского фотографа из журнала «Фигаро», умеющего снимать скрытой камерой.

Афиша кинофильма 1921-го года

Ему удалось увидеть и снять массивные колонны разрушенных храмов и дворцов, а также несколько скульптур, относящихся к периоду VI-IV веков до нашей эры. Одни были сделаны из мрамора, другие - из бронзы, третьи - из алебастра.
Какие-то фигуры имели явно шумерские черты, другие - парфянские. Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням. Фотографу удалось запечатлеть и выбитую на камне своего рода охранную грамоту: «Люди Мариба возвели этот храм под покровительством своих богов, царей и всего народа государства Саба. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят».

Соломон и Шева. Парма, епархиальный музей

Как раз после съемки этого текста фотографа попросили уехать. Запись была сделана на осколке барельефа внутри здания, от которого остался лишь фундамент. Внутри него копошились люди в лохмотьях, которые укладывали в мешки половинки кирпичей.

У фотографа сложилось впечатление, что в Мариб европейцев не пускают не из-за того, что он объявлен священным для мусульман местом, а по той причине, что он является частной каменоломней какого-то местного феодального клана. По словам фотокора «Фигаро», ему удалось сфотографировать лишь сотую часть возможного. Он признался, что такая работа сродни тому, чтобы промчаться на мотоцикле по залам Лувра.

Пьеро делла Франческа - 2a. Шествие царица Савская

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.

Пьеро делла Франческа - Легенда Истинный Крест - царица Савская -в зале приемов с Соломоном

Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

Соломон и Шеба,витраж в Страсбургском романском соборе

Встреча Шебы и Соломона,витраж в Кельнском кафедральном соборе

Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

Развалины Храма Солнца в Марибе. Построен в VIII веке до н. э., существовал в течение 1000 лет

В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб.

Развалины древнего Мариба

Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова.

Соломон и царица Савская-портик.Врата рая

Деталь»Врата рая»

Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы в возрасте 3 тысячелетий.

Йемен — территория, откуда, вероятно, прибыла царица

Эфиопия — страна, где, возможно, правил её сын

Возникновение легенды о сыне царицы Савской в Эфиопии исследователи связывают с тем, что, по-видимому, в VI веке до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии, «захватив» воспоминание о своей правительнице с собой и пересадив его на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).

В амьенском соборе,медальоны с сценами легенды о Шеве

Достаточно распространена также точка зрения, согласно которой родиной царицы Савской или её прототипа была не Южная, а Северная Аравия. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III.

Фреска-де «Salomón y la Reina de Saba» в библиотеке Эскориала

Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов.1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез.27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт.25:3, ср. также Быт.10:7, Быт.10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, связано с оазисом Эль-Ула к северу от Медины) .

Царица Савская перед храмом Соломона в Иерусалиме, Саломон де Брей (1597-1664)

По мнению некоторых исследователей, Израильское царство сначала вступило в контакт с северными сабейцами, и лишь потом, возможно через их посредничество, с Сабой на юге. Историк Дж. А. Монтгомери предположил, что в X веке до н. э. сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга

Зенобия, царица Пальмиры, в XX веке также стала «крестной»Зены — королевы воинов

Знаменитый исследователь Аравии Г.Сент Джон Филби (H.St.John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной, и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царицей Пальмиры (совр. Тадмур, Сирия), жившей в III веке н. э. и принявшей иудаизм.

Каса-де-Алегри Sagrera, Salomó я-де-ла-Рейна Sabà

«Соломон и царица Савская»,Пьетро Дандини

Еврейская каббалистическая традиция также считает Тадмур местом захоронения царицы—злой дьяволицы, и этот город считается зловещим приютом демонов

«Царь Соломон и царица Савская.»,Франса Франкена

Франс Франкена

Кроме того, существуют параллели между Савской и другой восточной самодержицей — знаменитой Семирамидой, также воевавшей и занимавшейся ирригацией, жившей примерно тогда же — в к. IX в. до н. э., которые прослеживаются и в фольклоре. Так, писатель нашей эры Мелитон пересказывает сирийскую легенду, в которой отец Семирамиды зовётся Хадхад. Вдобавок, иудейская легенда сделала царицу матерью Навуходоносора, а Семирамиду — его женой

.

« Царица Савская на Коленях перед Царем Соломоном»,Иоганн Фридрих Август Тишбейн

Один из спутников Васко да Гамы высказал предположение, что царица Савская происходила из Софалы — древнейшей известной по документам гавани Южного полушария, берега, который, по его предположениям именовался Офиром. В этой связи упоминает Софалу в «Потерянном рае» Джон Мильтон. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской.

«Соломон принимает царицу Савскую», художник Антверпенской школы,17в

Прочие версии

Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.

Общий вид храма Хатшепсут

Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).

Хатшепсут

Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону.

«Соломон и Шева»,Кнюпфера

Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» — столица Египта в период правления Хатшепсут (др.-греч. Θῆβαι —Теваи) — однозначны.

Сабейская стела: пир и погонщик верблюдов, наверху надпись на сабейском языке.

Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараонаПсусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.

Эдварда Пойнтер, 1890 , "Визит царицы Савской к Царю Соломону"

Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты

«Прибытие царицы Савской», картина Самуэля Коулмена

Путешествие Билкис (так называют царицу Савскую в более поздних арабских текстах) к Соломону стало одним из самых известных библейских сюжетов. Она отправилась в семисоткилометровый путь с караваном из 797 верблюдов.

«Соломон и царица Савская», Джованни Демин, XIX век

Свита ее состояла из черных карликов, а охранный эскорт - из высокорослых светлокожих гигантов. На голове царицы красовалась корона, украшенная страусиными перьями, а на мизинце был перстень с камнем «астерикс», который неизвестен современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

Пьеро делла Франческа. Царица Савская Встречи с Соломоном.Фреска, - Сан-Франческо В Ареццо, Италия

В Иудее царица задавала Соломону мудреные вопросы, но все ответы владыки были абсолютно верными. Историки отмечают, что едва ли не большинство загадок царицы основывались не на житейской мудрости, но на знании истории еврейского народа, и это действительно выглядит странным в устах солнцепоклонницы из далекой, по меркам того времени, страны.

«Соломон и царица Савская», Конрада Вица

В свою очередь, Соломон был покорен красотой и умом Билкис. Эфиопская книга «Кебра Негаст» описывает, что по прибытии царицы Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней»

«Соломон и царица Савская»,картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо

Согласно некоторым преданиям, он женился на царице. Впоследствии двор Соломона получал из знойной Аравии лошадей, драгоценные камни, украшения из золота и бронзы. Самым же ценным по тому времени было благовонное масло для церковных курений. Царица тоже получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину.

«Царица Билкис и удод».Персидская миниатюра, ок. 1590—1600

Согласно большинству преданий, она с тех пор правила в одиночку. Зато от Соломона у Билкис родился сын по имени Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии. В конце жизни царица Савская вновь вернулась в Эфиопию, где к тому времени правил ее повзрослевший сын.

Царица Савская скачет в Иерусалим.Эфиопская фреска

Еще одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.

«Соломон и царица Савская», деталь. Османский мастер, XVI в.

Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец…

Загадка для ученых

Между тем недавно случай помог приблизиться к разгадке целого ряда тайн Древней Аравии. Менее десяти лет назад поработать в Йемене пригласили целую группу горных инженеров из стран Европы, США и Саудовской Аравии.

В эту сугубо техническую команду без лишнего шума были включены несколько археологов. Первое, что они обнаружили, это обилие забытых оазисов и древних поселений. Пустыня, овеваемая восточными легендами и знойными ветрами, в давние времена далеко не везде была безжизненной.

«Соломон и царица Савская»,анонимный художник, XV век, Брюгге

Там были пастбища, охотничьи угодья, прииски драгоценных камней. Среди прочего была обнаружена небольшая каменная скульптура, напоминающую древнюю индоевропейскую Богиню-мать, что озадачило ученых. Как ритуальная скульптура попала в южные края? Впрочем, и многие керамические черепки со специфическими орнаментальными украшениями были явно индоевропейского типа, близкого к шумерскому.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом, фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо

На севере Йемена археологи нашли десять участков с отвалами шлаков. По плавильным печам они определили, что там перерабатывали добротную медную руду, делали бронзу. Слитки из Сабы шли в страны Африки, Месопотамию и даже в Европу. Все это доказывало, что удачливыми металлургами были отнюдь не бедуины, а оседлые племена другого этнического происхождения.

Джованни Демин (1789-1859), «Соломон И Царица Савская»

Интересные факты

Оба варианта имени царицы, Билкис и Македа, являются относительно распространёнными женскими именами — первое, соответственно, в исламских арабских странах, второе — среди христиан Африки, а также у афроамериканцев, подчёркивающих свою африканскую идентичность и интересующихся растафарианством.

Царь Соломон и царица Савская,Рубенса

11 сентября, день возвращения царицы Савской от Соломона в родную страну, является в Эфиопии официальной датой начала Нового Года и носит названиеEnkutatash.

Царица Савская,Рафаэля,Урбино

Третьим по старшинству орденов Эфиопии является Орден царицы Савской (Order of the Queen of Sheba), учреждённый в 1922 году. Среди кавалеров ордена были: королева Мария (супруга английского короля Георга V), президент Франции Шарль де Голль, президент США Дуайт Эйзенхауэр

Гравюра иллюстрация Nicaula, царица Савская и Соломон

Предок Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, по одной из версий, был родом из Эфиопии и, по его утверждениям, принадлежал к княжескому роду. Если этот род, что вполне допустимо, имел какие-либо брачные связи с правящей династией, то «кровь царицы Савской и Соломона» текла и в жилах Пушкина

В Сомали в 2002 году были отчеканены монеты с изображением царицы Савской, хотя с этой страной её не связывают никакие легенды.

Эфиопская церковь,фрески

Редкий вид йеменской газели носит имя «газель Билкис» (Gazella bilkis) в честь царицы Савской

Акопо Тинторетто,»Соломон и Шеба».

Во французской кухне существует блюдо, названное в честь царицы — gâteau de la reine Saba, шоколадный пирог.

Скульптура из камня копия статуи царицы Савской собора в Реймсе.

В честь царицы названо два астероида: 585 Bilkis и 1196 Sheba.

Царство Шебы,Ллорейна

Одно из туристических мест Эфиопии — развалины Дунгур в Аксуме — называют (без каких бы то ни было оснований) «дворцом царицы Савской». То же показывают в Салала в Омане.

Миндельхайм (Германия), вертеп в Йезуитский церкви, „царица Савская“

В 1985 году в мансийском святилище рядом с селением Верхне-Нильдино было обнаружено серебряное блюдо с изображением Давида, Соломона и царицы Савской, почитавшееся местным населением как фетиш. По местным легендам, оно было выловлено из Оби неводом во время рыбной ловли.

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Соломон и царица Савская

Соломон и царица Савская

Соломон (?-928 год до н. э.) был десятым сыном царя Давида, рожденным Вирсавией.

Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Потом он погиб. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чем свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Давид впоследствии женился на Вирсавии. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на Бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям.

Сыну Давида и Вирсавии дали имя Шломо (Соломон), оно на иврите происходит от корня шалом - «мир», в значении «не война». На него возлагали надежды по возвращению мира и спокойствия в Земле обетованной. В 965 году до н. э. Соломон еще при жизни Давида стал царем объединенного израильско-иудейского царства. По Библии, Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением. В первые годы царствования Соломон действительно проявил себя мудрым и справедливым правителем. Мать свою Вирсавию он усадил на троне по правую руку.

Позднее царь впал в идолопоклонство под влиянием своего гарема: у него было 700 жен и 300 наложниц из разных стран Востока - и поклонялся языческим идолам Молоху, Астарте, Ашере. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, все царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон был тщеславен, любил женщин, роскошь, но вошел в историю строителем Иерусалимского храма и писателем-философом.

Главный храм иудеев был возведен царем Соломоном на горе Мориа. Храм, чтобы поместить в нем иудейские святыни, намеревался возвести его отец Давид и даже начал заготавливать материалы. Однако за грех прелюбодеяния с Вирсавией и кровь, пролитую во многих войнах, Давиду было отказано Богом в праве на возведение храма. Это должен был сделать его сын Соломон - «мирный».

Сохранилась легендарная версия чудесного возникновения здания. Соломон, сын Давида, обладал магическим даром: он понимал язык птиц и ему подчинялись ветры. Соломон имел волшебный перстень, на котором была изображена звезда из двух треугольников, светлого и темного, имевших силу формирования Вселенной. Это «Звезда Давида». Однажды злой шайтан похитил этот перстень и на сорок дней стал царем, но потерял перстень в море, и его съела рыба. Соломон поймал рыбу и нашел в ней свой перстень. Так была восстановлена справедливость. С помощью своего перстня Соломон одним движением руки мог передвигать и рассекать камни, которые, послушные его воле, складывались в стены. Стены святилища площадью ок. 40?13 м были сделаны из кедра, пол - из кипариса. Двери «из масличного дерева и кипариса» украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов. Соломон «обложил» эти изображения «золотом по резьбе». Пол был также покрыт золотыми листами. Золотом облицевали изнутри стены, потолок и жертвенник. В Святое святых поставили скульптурные изображения двух херувимов, также «обложенных золотом», с распростертыми крыльями. Между крыльями херувимов находилась основная святыня иудеев. Ограда внутреннего двора площадью 52?27 м, над которой возвышался храм, была сложена из «трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев».

В 586 году до н. э. храм Соломона разрушил вавилонский царь Навуходоносор II, который увел в плен жителей Иерусалима. Царь Ирод I Великий (37-4 годы до н. э.), разобрав старый храм, построил новый. Этот второй храм разрушили и сожгли римские легионеры Тита при взятии Иерусалима в 70 году н. э. Современные очертания Храмовой горы в Иерусалиме соответствуют плану второго храма, который был обнесен высокой каменной стеной. Простым иудеям входить внутрь храма запрещалось. Именно в этом храме Иисус беседовал с книжниками, а из его двора, где продавали жертвенных животных и меняли деньги, изгонял торгующих. В день разрушения храма, 10 августа, иудеи молятся у «стены плача».

Сава (Шеба) - местность в северной Аравии, жители которой (савеи) занимались торговлей золотом и благовониями. Балкида правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На ее землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что ее страна - самая богатая в мире, и она - самая мудрая правительница.

Наслышавшись о мудрости Соломона, царица Савская решила навестить его, чтобы «испытать загадками». Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: золотом, драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом, благовонными маслами и слоновой костью.

По легендам, царица привезла Соломону также серебро. Его часть - 30 серебряных монет - пропали при разрушении Иерусалимского храма (спустя 4 века), а те (спустя еще 5 веков) вошли в число даров волхвов Иисусу, и, наконец, были отданы Иуде Искариоту за предательство. Ее сопровождали множество отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные - для участия в испытании мудрости царя. Привезен также был породистый жеребец по имени Сафанад («Чистый»), один из родоначальников арабских лошадей.

В числе ответных подарков Соломона царице была так называемая библиотека царицы Савской, сохранявшаяся в Абиссинии.

Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной. Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошел к прекрасной Балкиде и, взяв ее под руку, повел к своему трону. Так царь не принимал еще ни одного гостя. Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней». Казалось, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищенный ее красотой, все дни проводил с ней в беседах. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина.

Однако царица Савская, несмотря на очень учтивый прием Соломона, стремилась выполнить свою задумку. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный». Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких источниках: «Таргум Шени» к «Книге Эстер» - содержит 3 загадки; «Мидраш Мишлей», а также «Ялкут Шимони» к «Паралипоменон» - содержат 4 загадки; «Мидраш Хахефец» - содержит 19 загадок.

В каббалистической «Книге Зогар» (ок. XIV века) царица в качестве испытания просит Соломона изготовить ей сандалии. По этой версии предполагается, что ноги царицы были звериными, и обувь ей была не нужна, а задание было ловушкой. Соломон отказался делать сандалии.

В результате всех испытаний царица Савская была вынуждена признать превосходство Соломона над ней в мудрости.

Однажды «возлегли они вместе». В народных сказаниях личность царицы Савской обросла фантастическими подробностями, рассказывали о единственном изъяне ее женской красоты - волосатых ногах. Влюбленный царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Все это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провел царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, в испуге подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд ее ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел, что они слишком кривые и некрасивые, но не волосатые.

Оскорбленная царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанесшим повелительнице савеев жестокую обиду.

«Спустя девять месяцев и пять дней, как разлучилась она с царем Соломоном, детородные муки объяли ее, и породила дитя она мужеска пола». Она дала сыну имя Байна-Лехкем и, когда тот достиг двенадцати лет, рассказала ему о его отце. В 22 года Байна-Лехкем «стал искусен во всем искусстве военном и конном, а также в охоте и устроении западней для диких животных, и во всем, чему юношей учат по обыкновению. И сказал он царице: «Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коли будет на то воля Бога, Господина Израилева». Перед отъездом мать дала юноше перстень Соломона, чтобы тот смог узнать своего сына. По приезде Байна-Лехкема в Иерусалим, Соломон признал того своим сыном, и ему были оказаны царские почести.

Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма святыню иудеев. После возвращения сына царица Балкида отказалась от престола в его пользу, и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а установив патриархат.

Царская династия эфиопских царей Соломонидов, основанная Байна-Лекхемом, правила страной до конца X века. После этого династия продолжалась тайно. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской. В сентябре 1974 года он был свергнут революционными военными и умер в августе 1975 года.

После визита царицы Савской, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Соломон сделал себе 200 щитов из кованого золота и все сосуды для питья во дворце и в храме были золотыми. «Превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью». Таким величием, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. После этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону.

Из книги Тринадцать мужчин, которые изменили мир автора Ландрам Джин

СОЛОМОН ПРАЙС – НЕТЕРПЕЛИВЫЙ Терпение бывает необходимо в некоторых жизненных ситуациях, но в процессе претворения инноваций оно является препятствием. Одно из исследований личности, добившейся успеха, подтверждает, что у предпринимателей -“терпеливость равна нулю”.

Из книги Н. И. Пирогов автора Штрайх Соломон Яковлевич

Соломон Яковлевич Штрайх Н. И. Пирогов Либералы так же, как и крепостники, стояли на почве признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о полном свержении этой власти. В. И. Ленин -

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Царь Соломон - мудрейший судья Еще один раз побывала я в горсовете - в тот же день, еще под свежим впечатлением.Зачем я туда пошла? Ведь получила все, что могла. Признаться, я хотела помочь моим «наследникам». Во мне были еще живы утопические идеи, и я не хотела верить, что

Из книги Вот какой Хармс! Взгляд современников автора Глоцер Владимир Иосифович

СОЛОМОН ГЕРШОВ «БЫТ У НАС БЫЛ ЖАЛКИЙ...» Соломон Моисеевич Гершов (1906-1989), живописец, график, иллюстратор детских книг.Запись воспоминаний С. М. Гершова сделана мной 27 и 28 декабря 1980 года в Ленинграде, у него дома на улице Космонавтов, 29.Я с ним знаком был в те годы, когда я

Из книги Воспоминания "Встречи на грешной земле" автора Алешин Самуил Иосифович

Соломон Михоэлс Секрет величия Как известно, Михоэлс - театральный псевдоним великого еврейского артиста. Вернее, великого артиста еврейского театра в Москве. Настоящая его фамилия была - Вовси. Соломон Михайлович Вовси.У меня было с ним несколько встреч в конце войны и

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Джордж БАЛАНЧИН и Соломон ВОЛКОВ Баланчин жил и умер в Америке. Брат его, Андрей, оставался на родине, в Грузии. И вот Баланчин состарился. Надо было подумать о завещании. Однако Баланчину не хотелось писать завещание. Он твердил:- Я грузин. Буду жить до ста лет!..Знакомый

Из книги Путь на Волшебную гору автора Манн Томас

Соломон Апт. Достоинство духа Томас Манн называл себя духовным сыном девятнадцатого века. И с этим легко согласиться, вспомнив хотя бы имена, постоянно занимавшие его ум и чаще других мелькавшие на страницах его романов, статей и писем. Гёте, Шиллер, Клейст, Шопенгауэр,

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

СОЛОМОН (ок. 965 – ок. 928 года до н.э.) Традиция называет Соломона (Шеломо) автором величайшего поэтического произведения древности – поэмы «Песнь песней», включенной в Ветхий Завет Библии.Соломон был вторым сыном царя Давида от Вирсавии. Еще мальчиком Соломон был назначен

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Соломон Абрамович Моя сестра – Ариела Мне было восемь лет, когда моя старшая сестра Ариела принесла домой две рапиры из школы, где она записалась в фехтовальный спортивный кружок. На следующую тренировку она не пошла, потому что чувствовала себя неважно. Но тем не менее

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

МИХОЭЛС СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Соломон Михайлович (Шлиома Михелев) Вовси(род. в 1890 г. – ум. в 1948 г.) Еврейский актер, режиссер, общественный деятель, педагог, профессор школы московского театра (с 1941 г.), художественный руководитель государственного

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

СОЛОМОН (род. ок. 990 г. до н. э. – ум. в 933 г. до н. э.) Согласно Ветхому Завету, сын царя Давида и последний царь единого Израильского царства, правивший с 965 по 928 г. до н. э. и создавший знаменитый Первый Храм в Иерусалиме. Годы правления этого человека были периодом высшего

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

МОГИЛЕВСКИЙ Соломон Григорьевич Родился в 1885 году в семье коммерсанта. Учился на юридическом факультете Петербургского университета.В 1904 году за революционную деятельность был арестован полицией. Выпущенный под залог, в конце того же года выехал в Женеву, где

Из книги 23 главных разведчика России автора Млечин Леонид Михайлович

Царь Соломон и Суламифь История любви великого царя Соломона и простой девушки по имени Суламифь пережила века и даже тысячелетия. Она настолько прекрасна и трогательна, что достойна стоять первой в этой книге. Суламита. Гюстав МороЦарь Соломон – тот самый мудрейший из

Из книги Начальники советской внешней разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Соломон Могилевский. Загадочная авиакатастрофа Некоторое время иностранный отдел ВЧК (а с 6 февраля 1922 года ИНО ГПУ) возглавлял Соломон Григорьевич Могилевский.Он родился в 1885 году в Екатеринославской губернии. Совсем молодым присоединился к социал-демократам,