Соответствии с федеральным государственным образовательным. Отличительные особенности фгос и фгт

Наталия Шестерикова
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ

Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО .

Во-первых,ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем ,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых,отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления : познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей) ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области : коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие,художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию,а ФГТ на саму общественность (социализацию) .

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60% , а часть,формируемая участниками образовательного процесса – 40%.

ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной прог-раммы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ ,на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .

3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС . Она включает три основных раздела :1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы» .По ФГТ :обязательная часть :Пояснительная записка,режим пребывания детей, содержание по областям,результаты освоения ОП,система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых,в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества,желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Воображение

Физическое развитие

Волевые усилия

Любознательность

Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :

Коммуникации со сверстниками и взрослыми

Игровой деятельности

Познавательной деятельности

Проектной деятельности

Художественной деятельности

Физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

Отличия ФГОС нового поколения от ГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:


  • к результату обучения

  • к способу построения образовательной деятельности

  • к условиям осуществления стандартов

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний , которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня . Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:


  • формирование у учащегося чувства патриотизма

  • воспитание личности российского гражданина

  • способствование становлению толерантности , ответственности за свои поступки

  • умению контактировать с другими людьми

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе . Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья . Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Требования к способу построения образовательной деятельности
Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.

Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.

Для этих целей в процессе образования необходимо :


  • использование современных технологий;

  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;

  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;

  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;

  • обмен опытом между образовательными учреждениями.

Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе
Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты - отличия старых и новых ФГОС :


  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио , где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.

  • Поменялось представление о роли учителя . Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.

  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ . Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.

  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.

  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.

  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов , где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.

  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру . Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.

  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования . Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.

  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана . Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

В последние недели в обществе бурно обсуждается новый образовательный стандарт Российской школы. В интернете, СМИ, на радио и телевидении звучат порой очень резкие суждения, от рациональной критики до громких заявлений о готовящемся развале отечественного среднего образования. За разъяснениями по поводу ФГОС портал Материнство.ру обратился к разработчикам стандарта. На наши вопросы согласилась ответить Любовь Николаевна Феденко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель директора ИСИО РАО по стандартизации общего образования.

Вопрос: Что представляет собой ФГОС, и как он отразится на обучении детей?

Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию.

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией общего образования.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

ФГОС является ориентиром для разработки программ отдельных учебных предметов, курсов. В состав основной образовательной программы входят учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также программы отдельных учебных предметов, курсов.

- Всего существует три ФГОС?

В настоящее время утверждены и введены в действие приказами Министерства образования и науки Российской Федерации два стандарта - ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) находится на рассмотрении и будет утвержден в ближайшее время.

- Где проходила апробация ФГОСов, как долго?

Стандарты образования разрабатывались поэтапно, начиная с 2006 года. Одновременно проводилась их апробация в региональных школах. Результаты всех разработок и апробаций неоднократно обсуждались в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Московская область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Омская область), на встречах с родителями учеников и общественностью.
Обсуждение всех документов постоянно осуществляется на специализированном Интернет-сайте «Новые стандарты общего образования: на пути к общественному договору» http://standart.edu.ru , сайте Института Стратегических исследований в образовании http://fgos.isiorao.ru/ .

- Вносились ли во ФГОС начального общего образования коррективы по результатам апробации? Какого характера?

Все конструктивные замечания, высказанные педагогическими работниками в ходе обсуждений, были учтены разработчиками.

- При разработке стандартов разработчики учитывали опыт других стран?

Конечно, опыт всех стран, в которых ученики показывают высокие , тщательно анализировался и учитывался при разработке ФГОС.



- Будут ли разработаны учебные программы и учебники к 1 сентября?

Все программы начального образования разработаны и опубликованы, также разработаны и частично опубликованы материалы инструментально-методического сопровождения, обеспечивающие введение ФГОС начального общего образования. Отдельные документы размещены на сайте http://fgos.isiorao.ru ,. На семинарах, которые проводятся в ИСИО РАО, участники семинара получают диски с записями лекций и методических материалов. Учебники, представленные в перечне Минобрнауки, прошли экспертизу и соответствуют ФГОС.

Давайте остановимся подробнее на Проекте ФГОС для старшей школы, который вызывает больше всего споров. Родителей и учителей волнует вопрос об обязательных предметах и предметах по выбору. Не скажется ли такая свобода выбора на базовой грамотности выпускников?

Принцип вариативности образования реализуется в России начиная с 1992 г., когда был принят действующий Закон «Об образовании». Он заключается в предоставлении обучающимся возможности выбора учебных предметов и дополнительных курсов в соответствии с их интересами и устремлениями. Учебный план включал инвариантную часть и вариативную. Вариативная часть содержала региональный и школьный компоненты (содержание образования определялось регионом и школой и не всегда соответствовало потребностям учеников и родителей). В новом стандарте основная образовательная программа также состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Таким образом, предоставлены большие права всем участникам образовательного процесса (прежде всего, родителям, обучающимся) влиять на содержание образования. Обязательная часть закрепляет изучение всех «базовых» учебных предметов. Участники образовательного процесса могут дополнительно выбрать для изучения учебные предметы, модули, курсы, заниматься внеурочной деятельностью, не связанной напрямую с изучаемыми предметами. Все эти занятия входят в основную образовательную программу и оплачиваются бюджетом. В старшей школе сегодня реализуется профильное обучение, ученик может выбрать предметы для более глубокого изучения в соответствии со своими интересами и жизненными перспективами. В предложенном проекте нового стандарта этот подход получил дальнейшее развитие. Определены традиционные обязательные предметные области, в соответствии со своими интересами ученик выбирает уровень обязательного изучения учебных предметов из этой области: профильный, базовый или интегрированный. Такие предметы, как физкультура, ОБЖ и Россия в мире представлены на одном уровне и обязательны для изучения. Кроме того, он может выбрать для изучения дополнительные курсы, модули, дисциплины, занятия внеурочной деятельностью. Финансирование всех этих занятий в пределах общего количества часов, определенного стандартом (оно больше, чем действующее сегодня), осуществляется бюджетом.

Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: «По сути дела в новых стандартах предлагается считать 9-й класс как завершение базового образования. 10–11-е классы - это уже подготовка ребенка с учетом его индивидуальных запросов. Это реальная индивидуализация процесса обучения к дальнейшей социализации, профессиональной деятельности и профессиональному образованию».

В старших классах останется 10 предметов вместо нынешних 20. Все они делятся на шесть групп. Из каждой школьник должен выбрать что-то одно: либо углубленное изучение алгебры и тогда пройти русскую литературу по верхам, выбрав «российскую словесность», либо засесть за русский язык, а вместо химии, физики и биологии взять общий курс «естествознание». Есть только три урока, которые не выбирают, а посещают все: физкультура, ОБЖ и новая дисциплина «Россия в мире».



- А если учащийся освобожден от обязательных уроков физкультуры?

ФГОС не регламентирует технологии обучения. По поводу проведения уроков физкультуры надо обращаться к руководителям школы.

- Кем будет определяться количество часов, выделенных на изучение того или иного предмета?

Количество часов на изучение предметов определяется учебным планом школы, включенным в состав основной образовательной программы. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в соответствии с ФЗ «Об образовании» самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы, разработанной на федеральном уровне с участием регионов. В составе примерной основной образовательной программы (они разработаны для начального и основного общего образования) есть 3-4 варианта базисного (примерного) учебного плана. Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов или разработать учебный план самостоятельно.

В настоящее время в расписании десятиклассника 15-17 учебных предметов. ФГОС предполагает сокращение их числа до 10 (3 обязательных и 7 по выбору из предложенных предметных областей). Почему разработчики решили пойти на такое сокращение?

Проект ФГОС старшей ступени еще не утвержден, он обсуждается в профессиональном сообществе, в СМИ и на уровне широкой общественности. Ни о каком сокращении числа предметов речь не идет. Остается обязательным для изучения традиционный набор предметных областей, ученик может выбрать уровень изучения необходимых ему предметов.

Как будет осуществляться контроль выполнения требований ФГОС? Аттестация школьников будет проводиться на основании учебных программ или «портрета выпускника»?

Контроль выполнения ФГОС будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ в образовании. Готовится новый ФЗ «Об образовании», который обозначит контрольные процедуры. Ими являются, прежде всего, процедуры лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестация выпускников, в том числе, государственная аттестация. Критериальной основой для аттестации выпускников являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, представленные в ФГОС, и конкретизирующие их планируемые результаты. ФГОС и проект нового закона предусматривают проведение мониторинговых исследований, выявляющих тенденции развития систем образования и образовательных учреждений.


В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Д.А.Медведев Федеральный государственный образовательный стандарт


Изменения структурных пропорций в российской экономике существенно повлияют на тенденции развития человеческого капитала установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности; готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; высокая социальная активность; требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность; способность быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. Федеральный государственный образовательный стандарт


Социальные вызовы школьному образованию: Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения Федеральный государственный образовательный стандарт


Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт


5 пунктов президентской инициативы: 1.Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения Федеральный государственный образовательный стандарт




Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт




Стандарты как общественный договор Стандарты определяют новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина, основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Федеральный государственный образовательный стандарт


СЕМЬЯОБЩЕСТВОГОСУДАРСТВО Личностная успешность Безопасный и здоровый образ жизни Национальное единство и безопасность Социальная успешность Свобода и ответственность Развитие человеческого потенциала Федеральный государственный образовательный стандарт Стандарты как общественный договор


Интересы в общем образовании Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс, активно вовлекаются в управление школой. Школьные советы, в состав которых войдут родители учащихся, будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми Стандарт второго поколения: – является инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании; – инструментом формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. СЕМЬЯ СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВОГОСУДАРСТВО Профессиональная успешность Социальная справедливость и благосостояние Конкуренто- способность Федеральный государственный образовательный стандарт


С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт


В чём выражается инновационный характер стандарта второго поколения? определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; ориентация на развитие вариативности образования; системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности). Федеральный государственный образовательный стандарт


В чём выражается инновационный характер стандарта второго поколения? восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов; новая система организации образовательного процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно- образовательной среды и т. д. определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра. Федеральный государственный образовательный стандарт


Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Параметр для сравнения ФГОСГОС Определение стандарта Стандарт как совокупность трех систем требований к результатам образования основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ (к организационно- педагогическим условиям); к условиям реализации основных образовательных программ (к материальной базе и ресурсам). Стандарт как совокупность обязательного минимума содержания образования; требований к уровню подготовки выпускников: максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт


Параметр для сравнения ФГОСГОС Цели и смысл образования Духовно-нравственное развитие личности обучающегося Формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций» Национальный воспитательный идеал Предметоцентризм Внеурочная деятельность +– Устанавливаемые стандартом результаты - личностные; - метапредметные; - предметные - учащиеся должны знать; - учащиеся должны уметь; - учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт


Параметр для сравнения ФГОСГОС Основа стандарта Системно-деятельностный подход Основные направления модернизации российского образования Умение учиться Формирование и развите универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно) Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности Структура соответствующего учебного плана - обязательная часть; - часть, формируемая участниками образовательного процесса - федеральный компонент; - региональный (национально- региональный) компонент - компонент образовательного учреждения Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт


Ключевые особенности ФГОС общего образования системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования выделение в основной образовательной программе (в том числе, учебном плане) по каждой ступени общего образования двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса стандарт, как совокупность требований (к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы) организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы Федеральный государственный образовательный стандарт


Ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования учёт психолого-педагогических особенностей подросткового периода учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья изменилась система оценки изменилось представление об образовательных результатах Ключевые особенности ФГОС общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт


Деятельностный подход В основе построения Cтандарта в целом лежит системно- деятельностный подход. Его методология при разработке Стандарта реализована в деятельностной парадигме, согласно которой координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст обучающихся. Это означает, что для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться условием и движущей силой развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт


Алексей Алексеевич Леонтьев, доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Федеральный государственный образовательный стандарт


3 года 17 лет Возраст Результаты ВД:Межличностное общение со сверстниками Групповая ВД: Ролевая игра 7 лет ВД:Учение Совместная (с учителем) Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст 11 лет 15 лет Ранняя юность ВД:Учебно- профессиональная деятельность Самостоятельная Стремление к общественно- значимой деятельности Произвольность психических явлений, внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы ВД – ведущая деятельность Основные новообразования Возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину


Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала –демонстрирует культурные образцы действий –инициирует пробные действия детей –консультирует, корректирует действия –ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя –создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей –со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки –оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Федеральный государственный образовательный стандарт






Дистанционного обучения Система инновационной оценки «портфолио» Здоровьесберегающие Информационно- коммуникационные Обучение в сотрудничестве (командная,групповая работа) Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр Развития «критического мышления» Развивающее обучение Проблемное обучение Разноуровневое обучение Коллективная система обучения (КСО) Исследовательские методы в обучении Проектные методы обучения Технология «Дебаты» Блочно-модульная Лекционно-семинарско- зачетная система обучения Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)


Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Федеральный государственный образовательный стандарт


Роль участников образовательного процесса в реализации ФГОС Учитель обеспечивает достижение требований к результатам освоения ООП Администрация школы организует образовательный процесс, формирует образовательную среду школы, распределяют ресурсы для достижения наилучших результатов Родители, органы общественно-государственного управления активно участвуют в организации образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт


Стандарт регламентирует: требования к структуре ООП ступени требования к условиям реализации ООП требования к результатам освоения Стандарт НЕ регламентирует: содержание образования учебный план учебные программы по предметам Новый ФГОС даёт существенно большую самостоятельность школе! Федеральный государственный образовательный стандарт