Ни минуты не сидит на месте. Беспокойный ребенок

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

25.06.2007

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, и кажется, что к нему "подключен моторчик"? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду? Ему трудно спокойно сидеть на занятиях, он постоянно ёрзает на стуле, отвлекается, выкрикивает? Его поведение вызывает недовольство и раздражение взрослых?

Нередко родители и педагоги считают, что ребёнок не хочет сосредоточенно работать и подчиняться правилам, издевается, ленится и специально делает всё наоборот. Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология? И нуждается ли малыш в помощи специалиста? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.

На самом же деле, ребёнок не может вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами из-за нарушения согласованной работы мозга. Двигательная расторможенность обычно уменьшается к подростковому возрасту и даже может смениться пассивностью и безынициативностью. Но трудности концентрации внимания и контроль над своим поведением остается и нарушает взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, приводит к дисциплинарным проблемам.

Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и, чаще всего, последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.

Портрет ребенка с СДВГ

Проявления СДВГ беспокоят родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом; порой они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Ребёнок же просто не может справиться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 дет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект. Таким детям трудно адаптироваться в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Обычно дети, страдающие синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью, не задумываются о последствиях своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Ребенок с СДВГ всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время приема пищи. Его руки постоянно в движении: что- то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На нем "горит" одежда и обувь. Он все теряет. Действует, не задумываясь о последствиях. Часто проявляет агрессивность. Плохого не замечает. Не помнит обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребенок в коллективе.

И, пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны родителей, воспитателей, родителей, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Такому ребенку более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых.

Диагностические критерии СДВГ

Невнимательность. Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  1. Неспособность сосредоточиться на деталях.
  2. Ошибки по невнимательности.
  3. Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
  4. Неспособность доводить задания до конца.
  5. Низкие организаторские способности.
  6. Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
  7. Потери необходимых предметов при выполнении задания.
  8. Отвлекаемость на посторонние раздражители.
  9. 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность. Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  1. Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.
  2. Вскакивает с места без разрешения.
  3. "Влезает" в разговор старших, занятия других детей.
  4. Не может играть в тихие игры, отдыхать.
  5. Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
  6. Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки:

  1. нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), равновесия, зрительно-пространственной координации;
  2. эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  3. ухудшение отношений с окружающими вследствие "плохого поведения";
  4. задержки развития;
  5. нарушения сна.

Причины возникновения СНВГ

Самая главная причина - проблемы во время беременности и родов:
  1. внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;
  2. угроза прерывания беременности;
  3. курение матери во время беременности;
  4. нерациональное питание матери во время беременности;
  5. стрессы во время беременности;
  6. недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
Другие причины:
  1. нейроинфекционные заболевания, которые ребенок переносит на ранних этапах своей жизни - гнойные менингиты, энцефалиты;
  2. нарушенный обмен веществ;
  3. черепно-мозговые травмы;
  4. наследственная предрасположенность.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно.

  • Учитесь отделять его поведение, которое Вам не нравится от его личности. Например: "Я люблю тебя. Мне только не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому".
  • Старайтесь откликаться на любые, пусть и незначительные, позитивные сдвиги в поведении, хвалите его за них. Постарайтесь избегать непрерывных одергиваний и запретов - "прекрати", "не смей", "нельзя" и другие.
  • Составьте (желательно, вместе с ребёнком) четкое расписание прогулок, еды, сна, игр, занятий и повседневных обязанностей. Старайтесь следовать этому расписанию, несмотря на все попытки ребенка склонить Вас на послабление.
  • При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий не у окна, а у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации внимания.
  • Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, мозаикам, всевозможным настольным играм, требующим усидчивости и концентрации внимания.
  • Из занятий спортом выберите такие, которые помогают выплеснуть "лишнюю" энергию и одновременно успокаивают, например, плавание, или спорт, при котором задействовано большинство рецепторов кожи - например, тейквандо.

Считается, что при условии правильного воспитания гиперактивный ребенок к двенадцати годам превращается во вполне нормального подростка.

  • Если гиперактивность имеет характер наследственности и проявляется в легкой форме, то в таких случаях родителям может помочь коррекция психолога, педагога, которые могут объяснить, как правильно с вести себя с ребенком. Кроме того, необходимы витамины группы В и лецитин, способствующие созреванию нервной системы. При проблемах со сном - возможен прием успокоительных средств.
  • При нарушении тонкой моторики, когда ребенок не может координировать свои движения, важно заниматься лепкой, рисованием, завязывать шнурочки, вырезать, играть во всевозможные развивающие игры.
  • Если же ребенок раздражителен, не может найти контакт в коллективе, дерется, кусается, тогда это требует обширного медикаментозного лечения.
  • Безусловно, дети с синдромом гиперактивности требуют особого внимания. Им нельзя делать резкие замечания, говорить "сядь ровно", "не крутись", "не бегай": по своей физиологии ребенок этого не может сделать, он не способен сдерживать свои эмоции.
  • И, конечно же, чтобы определить, насколько выражена эта степень задержки нервной системы и принять необходимые меры, необходимо вовремя обратиться к врачу.

Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Может и не пройти! И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими. Своевременное внимание к проблеме, достаточный запас терпения и любви к своему ребёнку - вот Ваши главные помощники в борьбе с СНВГ.

Мы готовимся к первому дню рождения крохи и не устаем удивляться тому, как быстро он растёт и учится новому. Задача мамы - развивать новые навыки и поощрять достижения.

Чему учится малыш в возрасте от 9 до 12 месяцев

Ещё недавно кроха ползал по дому на четвереньках, а теперь учится ходить. Кто-то еще робко держится за мебель и стены, а кто-то — уже делает неуверенные шаги маме навстречу.

Любознательность в этом возрасте плохо сочетается с осторожностью. Познавая мир, кроха всё норовит попробовать на вкус. А первые шаги часто оборачиваются падением и ударами. Чтобы обезопасить чадо, уберите все колющие, режущие предметы, лекарства и бытовую химию повыше, в розетки вставьте заглушки, а острые углы закройте специальными накладками.

Развитие идёт бурными темпами и по всем фронтам. Что умеет малыш к концу первого года жизни?

  • садиться и вставать из положения на четвереньках;
  • удерживаться на двух ногах без опоры;
  • ходить с поддержкой, переползать через препятствия;
  • играть с мелкими предметами, используя пинцетный захват большим и указательным пальцем;
  • понимать запреты «нет» и «нельзя»;
  • произносить простые слова из одного или двух слогов: «бух», «мама», «дать»;
  • указывать на предметы и части тела;
  • играть в «ладушки», махать рукой на прощание;
  • искать спрятанные игрушки;
  • играть в кубики, ставя их друг на друга;
  • перелистывать страницы книжки;
  • складывать ёмкости друг в друга.

Знакомство с новой посудой

Малыш активно осваивает прикорм, учится есть ложкой и пить из поильника, а затем и из кружки. Первая посуда крохи должна быть лёгкой, удобной и небьющейся: во время еды дети, расшалившись, могут бросить чашку или тарелку на пол. Чтобы малыш освоился с новыми столовыми приборами, ставьте его стульчик рядом со взрослым столом: глядя на вас, он быстрее научится есть и пить как взрослый.

Поощряйте стремление крохи есть самостоятельно. Да, накормить — проще, и кухню потом не придется убирать. Но при таком подходе со временем инициатива угаснет, и потом вам придется долго приучать чадо к ложке. Чтобы одежда была чище, используйте специальный нагрудник. Лучше не тканевый, который нуждается в стирке и быстро теряет вид, а из мягкого пищевого полиэтилена, например, от «Пластишки»: он хорошо защищает одежду и легко моется.

Нагрудник «Пластишка»




от 1 до 3 лет

Особенности

Регулируемая застежка, мягкие округлые края горловины.

Описание

Нагрудник выполнен из мягкого пищевого полиэтилена. Удобный кармашек предохраняет одежду ребенка от загрязнения во время кормления.

Физические навыки малыша от 9 до 12 месяцев

Ребёнок становится всё более самостоятельным. У него крепнут мышцы ног и рук, движения приобретают уверенность. Он активно осваивает новые навыки, стремится сначала вставать, потом — ходить. На четвереньках ползает очень быстро, умеет подниматься по лестнице, а вот спускаться пока не умеет. Проявляет интерес к игрушкам и с удовольствием ими играет: исследует, расставляет, кидает.

У малышей в этом возрасте уже есть один или несколько зубов. А значит — пора озаботиться гигиеной ротовой полости. Используйте специальную детскую щётку и пасту с маркировкой «до года»: она безопасна при случайном проглатывании.


Психоэмоциональное развитие ребёнка от 9 до 12 месяцев

Малыш умеет координировать моторику, управлять своим телом. Берёт то, что ему нужно, знает, как удержать тот или иной предмет. Мимика становится очень выразительной: кроха неосознанно копирует наше поведение, мимику и жесты, осваивает первые логические цепочки. Например, если мама в ванной включает воду и начинает наполнять ванну, малыш понимает, что скоро будет купаться.

Ребёнок чувствует мамино настроение, её злость или усталость вызывают у него тревогу. Именно поэтому дети так часто капризничают в моменты, когда мама на взводе. «Как назло», — говорим мы. Лучший способ успокоить ребёнка в такой момент — успокоиться самой.

Общение малыша от 9 до 12 месяцев

Ребёнок четко различает своих и чужих. Незнакомых может бояться или просто игнорировать, родным и близким — улыбается, тянется к ним, охотно идёт на руки. Исчезновение мамы начинает пугать: а вдруг она ушла и больше не придёт? Кроха может рыдать, плакать, подползать к двери.

Во время игр и занятий ему важно, чтобы мама была рядом. Он ловит взгляд, улыбку, улыбается в ответ. Копирует жесты и даже мимику близких, понимает так называемые сигнальные слова, например, услышав слово «гулять», несёт одежду.

Возраст ребёнка: 4 года 4 месяца

Ребенок ни минуты не сидит на месте, не может сконцентрироваться. Как его успокоить?

Здравствуйте! Моему сыну 4 года 4 месяца. Он не сидит ни минуты, совсем! Постоянное движение, беготня, возня, прыжки, носится по дому. В садике то же самое. Прошу хоть на минуту успокоится, то максимум это сидит и стучит ногами, руками, хлопает, болтает ногами, кричит, стучит. Учить чему-то невозможно, зайти в магазин, в автобус стыдно. Как он пойдет в школу?! С ужасом думаю об этом. Что мне делать? Как его успокоить? Ничем заинтересовать не могу, что только не пробовала.

Елена

Здравствуйте, Ирина!

Я не имею права выставлять диагнозы, но, судя по Вашему описанию, ребенок может страдать от гиперактивности, поэтому настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к неврологу.

Дело в том, что наша психика регулируется чередованием двух процессов: возбуждения и торможения. Если баланс между этими процессами нарушается, это влечет за собой ряд последствий. Так, исходя из Вашего письма, ребенок по каким-то причинам совсем не умеет расслабляться. Однако истинные причины этого состояния (психические или физиологические) может определить только врач.

Казалось бы, это естественно, что ребенок более подвижен и энергичен, чем взрослый, но важно помнить, что для гармоничного развития организма в целом и формирования интеллекта в частности, ребенку необходим отдых. В этом возрасте ребенок уже должен уметь сосредотачиваться на одном виде деятельности хотя бы на пять минут, поэтому данная проблема требует скорейшего решения.

В первую очередь Вам, конечно, следует найти грамотного специалиста, однако помните, что медицинский подход часто не принимает во внимание индивидуальные личностные особенности человека, поэтому Вам также может понадобиться очная консультация психолога, который поможет ребенку научиться расслабляться и справляться со своими эмоциями, грамотно чередовать фазы работы и отдыха и т.д.

Кроме того, курс терапии должен включать физиотерапевтические процедуры (плавание, массаж). Обратите внимание на режим дня ребенка и его питание, убедитесь, что сын получает все необходимые для развития нервной системы витамины и микроэлементы.

Атмосфера в семье должна быть как можно более спокойной и благоприятной: чаще поглаживайте малыша, не осуждайте его поведение, следите за собственным голосом и жестикуляцией, контролируйте свои эмоции – показывайте ребенку положительный пример.

Подобное поведение также может быть последствием тяжелых родов или внутриутробной гипоксии, в данном случае ребенку может понадобиться медикаментозное лечение.

В период лечения старайтесь не нагружать ребенка и не привлекать его к новым видам деятельности, поскольку сейчас главная задача состоит в расслаблении и стабилизации нервной системы малыша. Уверена, что Ваша ситуация благоприятно разрешится.

Всего Вам самого доброго и светлого!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института